Входит ли суффикс л в основу в школьной программе

Обновлено: 19.04.2024

Они служат для образования не слов, а форм слова
(-ТЬ и -ТИ – одни считают суфиксами, другая точка зрения: это окончания глаголов) .

Ни окончание, ни формообразующий суффикс в основу слова не входят.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива: чита-ть, принес- ти

Чтобы найти основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (пел, играла) .

Потому что основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова,

а формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

"л" - суффикс прошедшего времени. "Ть" и "ти" - это вообще окончания глаголов) ) суффикс всегда входит в основу слова, а окончние никогда не входит.

Они служат для образования не слов, а форм слова
(-ТЬ и -ТИ – одни считают суфиксами, другая точка зрения: это окончания глаголов) .

Ни окончание, ни формообразующий суффикс в основу слова не входят.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива: чита-ть, принес- ти

Чтобы найти основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (пел, играла) .

Потому что основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова,

а формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

"л" - суффикс прошедшего времени. "Ть" и "ти" - это вообще окончания глаголов) ) суффикс всегда входит в основу слова, а окончние никогда не входит.

Тема глагольных суффиксов весьма скользкая.Многие лингвисты ведут спор на эту тему несколько десятков лет.(Например о том, считать ли глагольный ТЬ суффиксом или окончанием,хотя сейчас уже многие склоняются к тому, что это суффикс, поскольку неизменяем)Так и с формообразующим суффиксом Л в глаголах прошедшего времени: СКАЗАЛ,НАПИСАЛ,УЗНАЛ, и прочее.

JtC4MCSnngg3xMN1cVSpsWVNVvyu60.jpg

Поэтому,думаю, что тему эту нужно пока оставить в покое.Может быть,найдется какой-то лингвист, который сумеет внятно объяснить, почему же суффикс Л не должен входить в основу слова.Когда такое объяснение будет понятно даже ребенку, можно и нам в него поверить.

Начнём с определения основы как части слова.

Основа-часть слова, остающаяяся после отсечения/выделения окончания.

Если, например, с изменяемыми именами существительными вопросов не возникает, то по поводу глаголов лингвисты ведут бурные дебаты. Например, существительное "книга" при изменении по падежам и числам приобретает окончания (парадигму): книги, книге, книгу, книгой, книгами, о книгах и т.п. К основе слова "прибавляется" изменяющееся окончание.

То же самое происходит и с глаголами, но с той разницей, что к основе инфинитива (начальная форма глагола) "прибавляются" личные окончания в результате спряжения (изменения глагола по лицам, числам и временам). В прошедшем времени к личному окончанию добавляется ещё и формообразующий суффикс -л-.

Рассмотрим на примере слова "читать": я читаю, я читал, ты читала, они читали и т.п. К основе глагола в прошедшем времени "прибавилось" окончание и формообразующий суффикс -л- . Его функция-образовывать форму прошедшего времени, больше в глагольных формах его нет.

В связи с этим некоторые лингвисты предлагают называть его вторым окончанием в глаголах прошедшего времени.

Опытные учителя РЯ, зная эту путаницу, приучают детей при выполнении морфемного анализа к выражению "формообразующий суффикс -л-" или просто "глагольный суффикс прошедшего времени".

В русском языке существует, по крайней мере в школьной программе, различия между словообразовательными суффиксами и формообразующими. Словообразовательный суффикс образует новое слово и его обязательно включаем в основу слова, например:

добрый - добр-от-а, основа слова - доброт-;

весёлый - весельчак, основа слова- весельчак.

В форме (акцентирую внимание на слове "форма") глагола прошедшего времени существует формообразующий суффикс -л-, который от основы инфинитива, которую мы получаем, отбросив от него конечное -ть, образует не новое слово, а форму глагола:

успе-ть - успе- + -л- = успел;

броса-ть - броса- + -л- = бросал;

Уровень словообразовательных суффиксов и формообразующих совсем разный, это как старший и младший брат, образно говоря.

Вот поэтому суффикс -л-, как формообразующий суффикс (маленький, а не большой), не включается в основу слова.

Он попросту не участвует в словообразовании.

Для наглядности приведу пример со словообразовательным суффиксом -л-:

спеть - спе-л-ый, основа слова спел-.

От глагола с помощью суффикса -л- образовано прилагательное "спелый". Произошла смена части речи, это словообразование.

Всем нам известно, что суффиксы входят в основу, а окончание нет, например, основа слова : скамейка - скамейк ( существительное ); но недавно я читала учебник по русскому языку начальной и была удивлена, когда прочитала, что суффикс -л- не входит в основу слова. И объяснение было примерно такое, что дескать сей суффикс формообразующий ( с этим полностью согласна, ибо --л-- образует форму прошедшего времени ) и прошедшего времени, посему и в основу не входит.

Слово "розочка" является уменьшительно-ласкательной формой слова "роза". Значит, корнем слова является часть -роз-. А далее выделим уменьшительно-ласкательный суффикс -очк- и окончание -а.

Но следует очень внимательно разбирать слова, в которых встречается вот это -очк-. Приведу в качестве примера слово "марочка". На первый взгляд, так и хочется выделить -очк- в качестве суффикса. Но вспомним исходное слово "марка", в котором корнем является часть -марк-.Значит, слово "марочка" ( аналогично "шапочка", "рюмочка" , "курточка") разберем вот так:

мароч-- корень слова ( появилось беглое "о" для удобства произношения и произошло расподобление звука "к" перед следующим тоже "к"-- словообразовательным суффиксом).

Речь идет о правописании безударного суффикса "-ец/-иц". Оба суффикса есть в русском языке, например,

брат - братец, хлеб - хлебец, зуб - зубец; лужа - лужица, владелец и владелица, умелец и умелица.

Видим, что суффикс "-ец" пишется в существительных рода мужского, а суффикс "-иц-" -- в существительных рода женского.

Заданное же слово -- существительное среднего рода (моё пальто, новое пальто), а родовая категория в данном случае имеет существенное значение, поскольку у существительных рода среднего имеет значение ударение.

Правило регламентирует писать в слове суффикс "ец-", если ударение падает на окончание; а суффикс "-иц-" пишется, когда ударение падает на основу перед суффиксом.

Заданное существительное -- среднего рода, оно правильно пишется с буквой "е" в безударном суффиксе "-ец-", потому что ударение падает на окончание -- пальтецО.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

друг, друж-ок, рам-оч-к(а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

Суффиксы –ть ( -ти), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после окончания: пойд(ем)-те, поед(ем)-те.

Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя:

причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя.

Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после окончания:

закрыва (ет) ся , умыва (ю) сь

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

Словообразовательные суффиксы

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник-:

лес-ник, школь-ник, уче-ник, троеч-ник, спут-ник, курорт-ник, льгот-ник, суббот-ник и т.д.

Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск-:

сель-ск(ий), деревен-ск(ий), мор-ск(ой), москов-ск(ий) и т.д.

Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
Например, суффикс -ник-, –от– . –ок– ( гриб-ник, крас-от(а), друж-ок ) служат для образования только существительных; -ск- ( флот-ск(ий) ) – для образования только прилагательных; –ыва-,-ива– ( обдум-ыва-ть ) – только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

  • от корня добр-: добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
  • от малин-: малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
  • от врем-: врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и приставки) дополняют это значение, уточняют его. Например:

  • суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь – доч-к(а) – доч-еньк(а), дом – дом-ик;
  • увеличительное значение: рука – руч-ищ(а) ;
  • суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок, ут-ёнок ;
  • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель, трактор-ист, москв-ич, сибир-як, академ-ик, груз-ин, кавказ-ец и т.д;
  • для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц(а), мастер-иц(а), фельдшер-иц(а), осет-ин-к(а), машин-ист-к(а), писатель-ниц(а) и т.д
  • выражение отношения к лицу : хитрюга, жадюга, малявка, козявка, лентяй, слюнтяй .

Суффиксы (и приставки) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс –тель в конце слова – существительное мужского рода ( учи-тель, строи-тель, води-тель ),
суффикс –от– – существительное женского рода ( добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
суффикс –ск– – прилагательное ( венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами.

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой, то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] ( или часто обозначается [j’]). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

врунья – [врун’ /й’ / а] , эмиграция – эмигр[/ацый’/а], двое – дв[/ой’/э], лисьего [л’ис’/й’/ива], лисьей [л’ис’/й’/ий’].

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный:

  1. Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) – стар-инн(ый) ⇒ корень стар-, окончание -ый;
  2. Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн-. Находим слово стар-ин(а), в котором -ин– – суффикс, выделяем его: стар-ин-н(ый).
  3. Рассматриваем оставшееся -н-. Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса-н-
  4. Докажем правильность выбора морфемы -н-, подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы “связаны” с частями речи): огород-н(ый) (от огород), мод-н(ый) (от модный), осен-н(ий) (от осень). Это доказывает правильность выделения морфемы.
  5. Вывод: стар-ин-н(ый).

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

У глаголов, оканчивающихся на -чь, часть слова –чь входит в состав корня: жечь, печь.

Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка , Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .


Можете пожалуйста как можно дополнить определение приставки и суффикса если известно что они входят в основу слова?

Можете пожалуйста как можно дополнить определение приставки и суффикса если известно что они входят в основу слова.


В основу глагола именно в основу входят суффиксы?

В основу глагола именно в основу входят суффиксы?


Так в слове пригорок в основу входит приставка, корень и суффикс?

Так в слове пригорок в основу входит приставка, корень и суффикс.

А в основе слова самокат _____________________ .


Придумай и запиши слова, чтобы в основу входили такие части ; корень ; корень и суффикс ; корень приставка и суффикс?

Придумай и запиши слова, чтобы в основу входили такие части ; корень ; корень и суффикс ; корень приставка и суффикс.


Придумай и запиши слова, что бы в основу входили такие части ; корень ; корень и суффикс ; корень, приставка и суффикс?

Придумай и запиши слова, что бы в основу входили такие части ; корень ; корень и суффикс ; корень, приставка и суффикс.


Придумай и запиши слова, что бы в основу входили такие части ; корень ; корень и суффикс ; корень, приставка и суффикс?

Придумай и запиши слова, что бы в основу входили такие части ; корень ; корень и суффикс ; корень, приставка и суффикс.


1. Прочитайте Укажите основу глаголов с суффиксом - ся какая часть слова, кроме формообразующих суффиксов, не входит с основу?

1. Прочитайте Укажите основу глаголов с суффиксом - ся какая часть слова, кроме формообразующих суффиксов, не входит с основу?


Какая часть слова, кроме формообразующих суффиксов не входит в основу?

Какая часть слова, кроме формообразующих суффиксов не входит в основу?



Прочитайте укажите основу глагола с суффиксом ся какая часть слова кроме формообразующих суффиксов не входит в основу выпишите глаголы с суффиксом ся обозначьте в них основу?

Прочитайте укажите основу глагола с суффиксом ся какая часть слова кроме формообразующих суффиксов не входит в основу выпишите глаголы с суффиксом ся обозначьте в них основу.


1. это повествовательное, невосклицательное, сложное, двусоставное, распрастранённое, полное, не осложненое. Метафора : осень улетела, примчалася зима. 2. это повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распрастранённое, полное, ос..


Эм а где само упражнение? Фотку.


Однажды жил Иван царевич. Ему пришлось ехать туда куда ему сказали. И вдруг волк съел коня Ивана. Серый волк стал ему конём , Иван сказал что ему надо за Жар птицей . Волк высказал что ему 3 года туда не добраться. Он один знает где она живёт. ..


Ну к этому заданию приложи талант и фантазию .


Конечно прав ведь это и правда ворота в замечательный мир.


Сегодня я подошла к окну потому что стало интересно что происходит за окном. За окном стояла хорошая погода. Деревья слегка покачивались кусты стояли не подвижного, цветы цвели. Крыши домов стояли и переливались, забор огородил наш сад от посторон..


Братан я уже его делал вот котёнок и клубок нити вот : Жил - был котёнок он был веселым. Однажды он увидел клубок нити. Он не знал что это такое. Котёнок подошёл и толкнул клубок покатился, а котёнок следом за ним. Потом ещё раз толкнул ему понра..


Удовлетворить, либо попасть, смотря в каком контексте.


Историзмы слова которые употребляются но они устаревшие архаизмы неупотребляются и также усторевшие.


Тема о том что прилетел коршун на птичьей двор а смелая хозяйка не испугалась и заступилась за кур, выстрелив в коршун Озаглавить. Смелая птичница.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: