Ведение методической и исследовательской деятельности воспитателя доу

Обновлено: 30.06.2024

На базе МБДОУ детский сад № 39 третий год функционирует муниципальная экспериментальная площадка по проблеме “Создание условий для развития детского исследования как метода обучения старших дошкольников”. Проблема актуальна, так как соответствует психологическому своеобразию современного детства и отвечает социальному заказу общества в формировании активной, творчески развитой личности. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования наряду с социально-коммуникативным, речевым, художественно-эстетическим, физическим направлениями развития и образования выделено и познавательное развитие детей. Указывая различные виды детской деятельности, подчёркивается, что познавательно-исследовательская деятельность начинается с раннего возраста и реализуется путём детского экспериментирования.

Для успешной реализации проблемы, для работы педагогического коллектива в инновационном режиме необходимо разработать систему методической работы, которая обеспечит высокую педагогическую грамотность и профессиональное мастерство педагогов. Нами была определена основная цель методической работы:

развитие интеллектуально-творческого потенциала личности педагога для организации познавательно-исследовательской деятельности и развитие исследовательских способностей воспитанников детского сада.

На первом, организационном этапе решались следующие задачи:

- определить уровень готовности педагогов к участию в экспериментальной работе;

- выявить уровень осведомленности о проблеме.

В ходе основного этапа работы были поставлены задачи:

- изучить научно-методическую литературу, в которой рассматриваются основные положения о познавательно-исследовательской деятельности;

- содействовать самообразованию педагогов, совершенствуя навыки самостоятельной работы с научной литературой, Интернетом;

- формировать у педагогов и воспитанников представления об исследовательском обучении как ведущем способе познавательной деятельности;

- научить формулировать тему, проблему, выдвигать гипотезы исследования, определять объект и предмет исследования;

- использовать адекватные задачам методы исследования;

- научить формулировать выводы и предложения по результатам исследования;

- создать условия в развивающей предметно-пространственной среде групп для организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников;

- совершенствовать практические навыки педагогов в организации и руководстве познавательно-исследовательской деятельностью.

На заключительном этапе нашей работы основными задачами стали:

- контроль и анализ эффективности работы педагогов по организации и руководству познавательно-исследовательской деятельности воспитанников;

- определение перспектив работы по оптимизации условий для познавательного развития воспитанников;

- привлечение внимания родителей к организации исследовательской деятельности детей.

Основными формами организации методического сопровождения деятельности педагогов в инновационном процессе стали:

- работа творческой группы;

- работа методических объединений;

Итогом всех методических мероприятий явился фестиваль исследовательских работ и творческих проектов дошкольников.

В начале работы в рамках муниципальной экспериментальной площадки было проведено анкетирование и опрос педагогов на готовность ведения работы по исследовательской деятельности. В результате анкетирования было выявлено, что всеми критериями ведения исследовательской деятельности владеют 10% педагогов, 30% педагогов владеют подконтрольно, 60% педагогов недостаточно владеют информацией о структуре и функциях детского экспериментирования, слабо ориентируются в способах организации исследовательской деятельности.

Результаты анкетирования, опроса педагогов показали, что они нуждаются в методическом сопровождении. Для этого была создана творческая группа в составе заместителя заведующего по воспитательной и методической работе и знающих педагогов, имеющих опыт работы по данной проблеме. Кроме этого, уделили большое внимание самообразованию педагогов, через подбор и изучение литературы по проблеме. Для этого в методическом кабинете оформлена тематическая подборка книг, журнальных статей, посвящённых исследовательской деятельности дошкольников. Теоретической базой для нашей работы мы определили труды психологов и педагогов Л.А. Венгер, Н.Н. Подъякова, А.И.Савенкова. Изучая основные закономерности становления и развития детей дошкольного возраста, они доказали, что на определённых этапах развития ребёнка происходят процессы саморазвития и “самодвижения” детского мышления. Основным видом ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей Н.Н. Подъяков определяет детское экспериментирование, которое является ведущим на протяжении всего дошкольного детства. В лекциях А.И. Савенкова представлен как исторический, теоретический так и практический аспект исследовательского обучения дошкольников. На основе предложенной А.И. Савенковым методики проведения учебных исследований наши педагоги разработали и реализовали все свои исследовательские и творческие проекты.

Большую помощь педагогам в организации поисково-исследовательской деятельности оказали детские энциклопедии, книги с занимательными фактами, забавными, простыми опытами и практическими заданиями, “мастерилки”, рабочие тетради “Маленький исследователь”.

Перед проведением смотра-конкурса по оформлению центров экспериментирования творческой группой был составлен примерный перечень материалов и оборудования. Педагогами была пересмотрена развивающая предметно-пространственная среда. Каждый центр дополнен новыми предметами и материалами, стимулирующими поисковую активность дошколят. Все материалы, находящиеся в центрах экспериментирования, распределены по разделам: “Природный материал”, “Песок и вода”, “Строительные материалы”, “Картон и бумага”, “Ткань”, “Шерсть”, “Магниты”, “Резина”, “Звук-волшебник”. В состав центра экспериментирования вошли: мини-лаборатория, “аптека”, “огород” на окошке, полочка “умных” книг и коллекций, “конструкторское бюро”. В этом смотре приняли активное участие и родители воспитанников. Они сшили для юных исследователей белые халаты, костюмы магистров, подготовили комплекты рисунков-символов. Родители вместе с детьми смастерили разные макеты, которые способствуют расширению возможностей экспериментирования детей.

Повышению качества образовательного процесса способствовала работа педагогов в составе творческой группы. На её заседаниях педагоги общались, обменивались опытом, что привело к более тесному сотрудничеству и сотворчеству. Творческая группа помогала в составлении планов, конспектов деятельности, сценариев досугов, итоговых отчётов о результатах работы, в проведении мастер-классов.

Эффективен при выборе форм работы такой методический приём, как “педагогический багаж”. Участники мероприятия получали по три цветных листочка. Каждый писал предложения, что можно применить, что будет интересным, а что нуждается в доработке.

Выработке исследовательских умений педагогов посвятили и работу методические объединения детского сада. В системе методического сопровождения педагогов нашего учреждения действуют пять методических объединений: воспитателей раннего возраста, воспитателей младшего и среднего, воспитателей старшего дошкольного возраста, музыкальных руководителей, учителей-логопедов. Педагоги не только показывают работу с детьми, но и обсуждают с коллегами полученные результаты, делая акцент на методах и приёмах, которые обеспечили эффективность работы. На методических объединениях педагоги составили тематические планы и продумали систему совместной деятельности по организации циклов наблюдений и экспериментов. В настоящее время для маленьких экспериментаторов оформляется картотека простых опытов и экспериментов “Игры и забавы для светлой головы”.

На заседаниях педагогического совета обсуждали вопросы работы экспериментальной площадки, анализировали состояния воспитательно-образовательной работы педагогов по познавательно-исследовательской деятельности, осуществляли обмен опытом, подводили итоги работы и планировали дальнейшую работу коллектива. Экспериментальная работа объединяла коллектив в открытом обмене мнениями, в творческой дискуссии. Сотрудничество начинающих и менее творческих педагогов с более опытными коллегами послужило хорошей практикой и стимулом к развитию.

Благодаря комплексу методических мероприятий расширился кругозор педагогов, повысился уровень образовательной деятельности, что позволило нам провести на муниципальном и региональном уровне семинары-практикумы, на которых представили опыт наших педагогов. В ходе районных семинаров “Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология”, “Экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников” педагогов познакомили с моделированием исследовательской деятельности, расширили их словарный запас, пополнив его специальной терминологией, познакомили с видами исследовательской деятельности и научили составлять ее алгоритм. Чтобы знакомить детей с “техникой” проведения исследования, взрослым необходимо самим её хорошо знать, поэтому опытные специалисты провели мастер-классы, демонстрируя оригинальные методы и приемы для активизации мышления и творчества детей, различные виды взаимодействия в процессе активной поисковой деятельности.

Среди действенных форм методической работы особую роль играют практикумы, на которых теоретические вопросы, решаются различными видами практической деятельности. Такие практикумы позволили педагогам принять участие в тренировочных занятиях, в ходе которых они прошли полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Педагогам района был предложен раздаточный консультативный материал по темам “Детское экспериментирование” и “Метод проектов в ДОУ”. Участники семинаров-практикумов учли методические рекомендации, практический опыт наших педагогов по использованию таких форм работы и во всех детских садах района активизировали работу по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Благодаря чему количество дошкольников, участвующих в исследовательских конкурсах значительно возросло, увеличилась конкуренция.

В детском саду стало традицией проведение фестиваля исследовательских работ и творческих проектов “Я - исследователь”. Количество участников фестиваля, тематика исследований постоянно расширяется. Наш опыт показал, что исследовательская деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги детского сада, а также родители и другие члены семьи. Совместная деятельность сближает детей и взрослых, формирует партнёрские отношения, воспитывает чувство сопереживания за общее дело и его результат. Во время реализации исследовательских проектов укрепляются взаимоотношения между родителями и детьми. Вместе с детьми они обсуждают промежуточные результаты и дают оценку конечного продукта. А чтобы обеспечить безопасность ребёнка во время проведения домашних опытов и экспериментов для родителей была разработана памятка с руководством к действию и правилами безопасности.

Исследовательская деятельность, явилась той нетрадиционной формой работы с родителями, которая помогла сделать их активными участниками в жизни детского сада.

Результатом данной исследовательской деятельности считаем победы наших воспитанников в течение последних лет на муниципальном и региональном этапах всероссийского конкурса “Я - исследователь”.

И если первых участников мы отправляли в город Сочи после долгих уговоров родителей, то теперь родители сами стремятся с детьми подготовиться к защите проекта, чтобы оказаться победителями муниципального этапа и принять участие в региональном этапе этого конкурса.

Не вызывает сомнение, что участие в экспериментальной работе способствует профессиональному росту педагога, влияет на формирование педагогического мастерства, формирует профессиональное самосознание.

Таким образом, методическое сопровождение педагогов в экспериментальной деятельности на уровне ДОУ - это комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий для оказания им помощи в решении профессиональных задач, способствующих их развитию. Методическая помощь востребована, важна и эффективна.

Исследовательская деятельность направлена на решение педагогической проблемы научным путем.

Деятельность – система целенаправленных действий, направленных на получение результата. Исследовательская деятельность – система целенаправленных действий, направленных на разрешение педагогической проблемы научным путем. Исследовательская деятельность = опытно-экспериментальная деятельность.

Цель методической работы с педагогами: формирование проблемного сознания – неудовлетворенности результатами профессиональной деятельности. Формы работы: проблемные деловые игры (педагогическое общение); социально-психологические тренинги; командировки за педагогическим опытом; проведение микроисследований по различным проблемам; обучение на курсах повышения квалификации.

Условия организации исследовательской деятельности в ДОО 1. Достаточно высокий качественный состав педагогических кадров. 2. Система повышения квалификации педагогов с учетом проблемы исследования. 3. Материально-техническая, учебная база ДОО. 4. Наличие научно-методической литературы.

Логика освоения новшества: -анализ образовательной деятельности и выявление потребности в ее изменении; -поиск новшества; -оценка и выбор новшества; -апробация новшества; -анализ и оценка результатов изменений; -использование новшества в широкой практике образования (внедрение).

Этапы опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности Подготовительный этап эксперимента: -изучение объекта исследования (педагогический процесс, результат деятельности ребенка, педагога); -выявление проблемы. Проблема – это неблагополучие в какой-либо области образования. Проблема – несоответствие между желаемым и действительным результатом (качественное образование детей; потребности детей и родителей; интересы и возможности педагогического коллектива); -анализ проблемы (поиск причины неудачи, неблагополучия посредством изучения научно-методической литературы, передового педагогического опыта); -формулирование темы исследования; -разработка Программы педагогического эксперимента.

Исследовательские умения: -умение наблюдать за деятельностью ребенка, анализировать и оценивать результат деятельности и уровень его развития; -умение исследовать педагогический процесс (цели, содержание, формы, методы); -умение исследовать условия организации педагогического процесса (образования дошкольников); -умение исследовать собственную профессиональную деятельность и деятельность других педагогов.

Структура Программы педагогического эксперимента Тема исследования Обоснование актуальности исследования, формулировка проблемы. Цель и задачи исследования. Гипотеза исследования, ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности исследования. Этапы исследования и сроки. Состав участников творческой группы исследователей, распределение функций. Научное руководство исследованием. База исследования. Форма представления результатов исследования.

Этап педагогического эксперимента. Констатирующий эксперимент. Формирующий эксперимент. Контрольный эксперимент.

Констатирующий этап педагогического эксперимента . Цель: выявить и зафиксировать исходный уровень проблемы (развития детей, результата педагогического процесса). Подбор критериев и показателей оценки проблемы. Подбор диагностических методик, адекватных критериям и показателям. Педагогическая диагностика. Описание и анализ результатов.

Формирующий этап педагогического эксперимента. Цель: поиск и апробация новых прогрессивных идей, методик, технологий, направленных на разрешение педагогической проблемы.

Инновационный процесс – процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшества. Инновационная деятельность направлена на преобразование образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или ее компонентов. В.А. Сластенин, В.С. Лазарев .

Типы педагогических новшеств (по инновационному потенциалу) 1. Новшество репродуктивного характера. Творческое применение имеющихся научно-методических рекомендаций, что дает более высокие результаты по сравнению с массовой практикой. Педагог-мастер. 2. Модифицирующее новшество рождено эмпирическим путем (из практики). На основе известных идей педагог совершенствует, частичное меняет то, что уже используется. Ретро-новшества. Появляются новые программы, методики, технологии. Педагог-новатор. 3. Радикальное новшество – принципиально новые идеи и технологии, не имевшие ранее аналогов. Компьютерно - информационные технологии. Педагог-исследователь (ученый).

Формы методической работы с педагогами-экспериментаторами: -работа творческих проблемных методических объединений и групп; -творческие дискуссии; -наставничество, стажировки; -проблемные круглые столы; -деловые игры, направленные на поиск решения проблемы; -открытые мероприятия с целью получения экспертной оценки нововведений.

Контрольный этап педагогического эксперимента . Цель: провести сравнительный анализ результатов исследования. В соответствии с критериями и показателями оценки проблемы провести педагогическую диагностику. Проанализировать и сравнить результаты.

Итоговый (обобщающий) этап Описание определенной системы педагогической деятельности, показ результатов, нерешенные вопросы, перспективы использования результатов. Результат итогового этапа – обобщение педагогического опыта.

Структура педагогического опыта 1. Наименование опыта (тема) 2. Условия становления педагогического опыта (дети, педагогический коллектив, родители, образовательная программа, материально-техническая база). 3. Обоснование актуальности – перспективности опыта (в какой мере опыт решает проблемы ДОО, какие противоречия, затруднения массовой практики успешно решаются благодаря педагогическому опыту). 4. Теоретическое обоснование проблемы исследования (анализ использованной литературы). 5. Технологический аспект педагогического опыта: -содержание педагогического опыта (задачи, что изменено в педагогическом процессе); -описание форм, методов работы (как влияли на изменение результатов); -представление условий, факторов, средств, которые влияли на позитивные (негативные) результаты; -трудности, противоречия, возникающие в процессе эксперимента, какие меры их преодоления использовали. 6. Критерии, показатели оценки результатов эксперимента. 7. Выводы о результатах: оценка, полезность, значимость результатов, их отличие от результатов других педагогов, работающих в тех же условиях. 8. Нерешенные вопросы, перспективы дальнейших исследований.

Типичные ошибки педагогов в исследовательской деятельности Глобальность и широта проблемы (темы). Отсутствие в теме исследования проблемы, актуальности (злободневности). Недостаточно глубокое изучение теории, передового педагогического опыта по исследуемой проблеме. Педагог тратит много времени на то, что уже исследовано. Поверхностный анализ собственной практики: работа чаще носит стихийный характер, нет системных наблюдений, записей, умозаключений, подтвержденных теорией. Отсутствует анализ трудностей, противоречий, условий, в которых проходило исследование.

Критерии оценки эффективности исследовательской (экспериментальной) деятельности Критерий результативности. Результаты эксперимента должны удовлетворять следующие условия: -быть выше прежних результатов у того же педагога; -быть выше результатов типичных ДОО данного региона; -быть оптимальными для конкретных детей (зона ближайшего развития). 2. Критерий затрат времени. Эксперимент должен сокращать время для получения одних и тех же результатов. 3. Критерий уровня развития детей (обученности, воспитанности, эмоционального состояния и т.д.). 4. Критерий физического развития детей (физическое и психическое здоровье детей). 5. Критерий оценки уровня профессиональной компетентности.

Педагогический опыт требует распространения. Формы представления педагогического опыта как результата исследовательской деятельности педагога. Письменная форма: -доклад; -статья; -методические рекомендации; -практико-ориентированное пособие; -педагогический проект; -монография. Устная форма: -выступление на педагогическом совете, родительском собрании; -выступление на научно-практической конференции; -выступление на методическом, творческом объединении; -проведение практикумов, семинаров. Форма с использованием ТСО: -видео фильм; -вебинар.

П роектирование - создание опережающей проекции того, что затем должно быть создано (техническое проектирование). Проект – бросок в будущее.

Педагогическое проектирование - педагогическая деятельность , направленная на предвидение результатов эффективного функционирования и развития образовательного процесса.

П роект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов ( В. Н. Бурков, Д. А. Новиков).

Виды педагогических проектов: -проект организации вида детской деятельности (познавательной, игровой…); -проект реализации образовательной области; -проект реализации образовательной программы.

Логика проектной деятельности педагога 1. Анализ состояния педагогического процесса (противоречия, проблема - зачем нужен проект?). 2. Определение цели и конкретных задач проектной деятельности. 3. Обоснование необходимых дидактических условий и средств достижения цели и задач (материально-технические, финансовые, научные, педагогические, кадровые, личностно-эмоциональные). 4.Выбор оптимального варианта описания проекта. 5. Прогнозирование – оценка ресурсов и возможностей проекта. Смысл прогнозирования – предупредить нежелательные проявления при реализации проекта: -какие положительные результаты можно получить, что может позитивно измениться; -возможные негативные последствия, потери; -меры предупреждения негативных проявлений.

Содержание статьи (научно-практическая конференция) Тема должна быть проблемной (Роль игры в…Игра как средство развития… Условия взаимодействия детей. ). Проблема – неблагополучие.. Актуальность проблемы (анализ литературы – основных публикаций в этой области - и реальной практики). Выявление противоречия между желаемым и реальным состоянием дел на практике. Нерешенные проблемы – цель работы. Механизмы, пути решения проблемы – изложение собственного опыта по результатам исследования (применение системы методов, комплекса условий, использование средств). Выводы по данному исследованию. Какие изменения произошли (в соответствии с критериями и показателями оценки результатов). Перспективы дальнейшей работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная исследовательская деятельность педагога с детьми старшего возраста "Магниты и магнетизм"

Познакомить детей с необычными свойствами магнита, развивать познавательный интерес к окружающему миру, учить детей делать выводы, размышлять, проводить опыты и эксперементы.


"Волшебные превращения" Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагогов с детьми с использованием , игровых технологий, моделирования и ИКТ в рамках введения ФГОС.


Рассмотрим факторы, облегчающие процесс запоминания информации истанов­ления связной речи.Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность.


ВИКТОРИНА - Знаю и люблю Санкт-Петербург. Познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий и ИКТ в условиях внедрения ФГОС/

Деятельностный подход:•Основной результат – развитие личности ребенка. •В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодейст.


"В гостях у королевы стеклянной страны". Познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий,экспериментирования и ИКТ в условиях введения ФГОС ДО

Системно-деятельностный подход в условиях внедрения ФГОС ДОИнтеграция образовательных областей:«Познавательное развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие; художественно эсте.


Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"

Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло.


Цель НОД: Расширять представления детей о бумаге и её качествах.Развивать воображение и сообразительность.

Содержание курса включает пять разделов: теоретические основы организации методической работы воспитателя ДОУ, создание в группе предметно-развивающей среды, систематизация и оценивание педагогического опыта в области дошкольного образования, оформление педагогических разработок, основы исследовательской деятельности в области дошкольного образования.

В первой части учебного пособия освещены аспекты теоретических основ организации методической работы воспитателя ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Тема 1. Организация методической работы в ДОУ

1.1 Цели и задачи методической работы в ДОУ

1.2 Система методической работы в ДОУ

1.3 Методический кабинет в ДОУ

1.4 Содержание методической работы

старшего воспитателя

1.5 Формы организации методической работы с педагогическим коллективом

Тема 2. Основы методической работы воспитателя ДОУ

2.1 Современные требования к воспитателю ДОУ

2.2 Самообразование воспитателя ДОУ

2.3 Технология исследовательской деятельности в ДОУ

2.4 Опытно-экспериментальная работа в ДОУ

2.5 Методическая компетентность воспитателя ДОУ

Тема 3. Планирование и организация воспитателем собственной деятельности

Тема 4. Документы, регламентирующие деятельность воспитателя ДОУ

4.1 Нормативно-правовая база работы ДОУ

4.2 Концепция дошкольного воспитания

4.3 Порядок организации и осуществления

образовательной деятельности в ДОУ

4.4 Новый стандарт дошкольного образования

Тема 5. Анализ нормативной и учебно-методической документации

5.1 Образовательная программа ДОУ

5.2 Учебный план ДОУ

5.3 Рабочая программа воспитателя ДОУ

Тема 6. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса

6.1 Как разработать методические рекомендации, методическое пособие

6.2 Как разработать учебно-методический комплекс в ДОУ

Тема 7. Планирование обучения и воспитания дошкольников

Тема 8. Ведение дошкольной документации

Список используемой литературы

РАЗДЕЛ I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Тема 1. Организация методической работы в ДОУ

1.1 Цели и задачи методической работы в ДОУ

Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют.

К.Ю. Белая считает, что методическая работа – это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ.

Задача старшего воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства каждого воспитателя.

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармонией высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

Участниками образовательного процесса (согласно Закону ²Об образовании РФ², Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении) являются:

  1. дети,
  2. педагогический коллектив,
  3. родители.

Основные задачи методической работы:

  1. выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
  2. включить каждого педагога в творческий поиск.

Можно выделить частные задачи:

  1. Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
  2. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
  3. Организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.
  4. Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
  5. Организация работы по изучению нормативных документов.
  6. Оказание научно-методической помощи педагогам на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категорийности).
  7. Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.

Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:

  1. системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы;
  2. дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – предполагает большой удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей;
  3. этапность – критерий эффективности методической работы, указываюший на необходимость процессуальности и прохождения последовательно определенных этапов в методической работе.

1.2 Система методической работы в ДОУ

Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.

Методическая работа в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.

В детских садах сложились определенные формы повышения квалификации воспитателей, однако, между различными видами методической работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей.

Задача заведующей и старшего воспитателя дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др.), являются характеристики самого методического процесса:

  1. Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.

В содержание методической работы включаются следующие направления: воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное, частно-методическое и др.

Так, воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.

Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ.

Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии.

Физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене.

Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой.

В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.

На основании опытной работы были выделены специальные ситуации методического развития воспитателей.

Ситуации методической работы

Виды ситуации

Их методические функции

Осмысление передового опыта и выработка педагогической позиции

Усвоение различных вариантов опыта

Изменение ценностных ориентаций и целевых установок в профессиональной деятельности

Критическая переоценка собственного опыта

  1. Дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – как раз предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей. Выделяют три уровня педагогического мастерства:

В детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет. В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя методисту необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы.

Так, методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.

Цели методической работы с воспитателями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности.

Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.

  1. Этапность – третий критерий эффективности методической работы.

Процесс методической работы в детском саду включает в себя определенные последовательные этапы:

1-й этап – теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем;

2-й этап – методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;

3-й этап – практический – самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания;

4-й этап – аналитический – выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения

Предполагаемая дата окончания работы: 2014-2015 уч. гг.

Требования по самообразованию при подготовке к аттестации.

Работа по теме самообразования не менее 1 года

Изучение научно-методической работы

Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме

Создание современной предметно-развивающей среды в группе

Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу

Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе

Обучение на курсах повышения квалификации

Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах,консультациях

Активное участие в работе методического объединения района

Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе

Обобщение опыта работы по теме самообразования

Памятка для анализа процесса самообразования.

Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования

Планировалась ли исследовательская работа

Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования

Этапы проработки материала

Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т. д.

Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады) и др.)

Творческое сотрудничество (с педагогом, старшим воспитателем)

Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы. Опыта работы

Постановка новых задач

Личная карта

Образование (какое учебное заведение окончил):

Специальность по диплому:

Занимаемая должность: воспитатель

Общий стаж трудовой деятельности:

Квалификационная категория, дата присвоения:

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность детей, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Что такое познавательная активность ребенка?

Познавательная активность - это состояние внутренней готовности ребенка к познавательной деятельности, проявляющаяся у него в поисковых действиях.

В процессе развития детей дошкольного возраста познавательная активность выступает в многозначной роли:

- как средство живого, увлекающего обучения;

- как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности;

- как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Наиболее важным в познавательном развитии ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы.

В связи с этим возникает необходимость в применении эффективных методов в развитии познавательной активности дошкольников: исследований, экспериментирования, проектирования.

Проблема:

Индивидуальная тема профессионального развития и самообразования

“Использование поисково – исследовательской деятельности в рамках изучения свойств и значения воды с дошкольниками”

Цель самообразования:

Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

Систематизировать работу по воспитанию в детях самостоятельной активности, через экспериментирование, поисковые действия

Поддерживать интерес и эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности

Развивать инициативу, активность, самостоятельность

Способствовать обогащению собственного опыта, создавая благоприятные возможности для реализации своего “я”

Расширение перспектив развития поисково - исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Для воспитателя

Изучение научно-методической литературы по данной проблеме

Внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии

Продолжать работу над повышением научно - теоретического уровня, а образовательной области ”познавательное развитие”

Формировать способность к творческому саморазвитию, развитию собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей)

Активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения

Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах

Источники самообразования:

Научная и методическая литература, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации, семинары в условиях ДОУ и на городском уровне, интернет, работа на своем мини-сайте.

Формы самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая-участие на педсоветах, творческих группах в условиях ДОУ, на городском методобъдинение по теме, через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.

Ожидаемый результат самообразования:

Повышение своей компетентности в вопросах поисково-экспериментальной, проектной деятельности

Разработка и апробирование занятий по экологии, картотек экспериментов, создание педагогических разработок по теме

Выработка и проведение родительских собраний и консультаций с родителями, мини –проектов, выставок по исследуемой теме

Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировка ее основных разделов, размещение на ней методических материалов

Планируемые результаты самореализации:

Ведение электронного портфолио воспитателя

Выступление на педагогических советах, обмен опытом с воспитателями на своем сайте-работа в группе по экспериментальной деятельности

Разработка проектов по теме и транслирование их другим педагогам

Исходя из индивидуальной темы по самообразованию, я наметила основные разделы работы самообразования.

Тема, содержание работы

Раздел 1 Изучение и анализ научно – методической литературы, создание условий

Подбор и изучение методической литературы по теме, опыта работы педагогов.

Обзор информации в сети Интернет по вопросу “Проектирование детской экспериментальной деятельности на тему воды в дошкольном возрасте”

Создание предметно – развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности в своей группе, создание мини-лаборатории.

Изучение условий по изучению условий и формы организации детского экспериментирования (исследование педагогической компетентности родителей).

Изучение методики Л. А. Венгера “Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка”

“Проект как метод обучения” (изучение структуры создания проекта)

СрокиКаждый учебный год для разных возрастных групп

Форма результатов

Памятки для родителей

Ширма “Игры с водой - это интересно!” 2 мл.

Консультация для воспитателей на тему: ”Создание условий для проведения поисково - исследовательской деятельности”

Анкетирование родителей по теме

Модели, схемы их использование в процессе экспериментирования.

Саморазвитие педагога, изготовление памяток.

Раздел 2 Разработка программно – методического обеспечения

учебно – воспитательного процесса

Тема, содержание работы

Разработка проектов, НОД, тематического планирования.

Подбор медиатеки по поисково-исследовательской деятельности (подбор ДВД дисков по изучаемой теме)

Разработка консультаций, семинаров-практикумов для родителей, родительских собраний по теме исследования.

Разработка методических памяток для воспитателей по формированию предметной пространственной развивающей среды в уголке природы, лаборатории.

Разработка и создание “Копилки занимательных опытов и экспериментов”, придумывание фокусов с водой по каждой возрастной группе.

Разработка электронных презентаций для детей.

Разработка и создание макетов по теме.

Разработка положений о конкурсах, проведение.

Изготовление памяток для проектов

Поиск интересной информации о явлениях природы, музеи воды в Санкт - Петербурге.

Раздел 3 Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Тема, содержание работы

Участие в педагогических советах, метод объединениях, показ открытого занятия на городском уровне.

Продвижение персональной страницы сайта в сети Интернет, размещение на нем своих методических материалов в портфолио сайта.

Интернет-обмен передового опыта (обмен своим опытом на сайтах ”Самообразование в поисково – исследовательской деятельности”, участие в группе по экспериментальной проектной деятельности.

Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности.

Разработка пакета методического материала в электронном виде.

Обобщение и оформление материалов в копилку ДОУ.

Изготовление пособий, макетов, коллекций работ, фоторепортажи, картотек по экспериментам.

Подбор материалов для работы с родителями.

Форма результатов

Протоколы, электронные сертификаты.

“Организация экологической работы посредством поисково-проектной деятельности в подготовительной группе”

Методическая разработка педагогического проекта в подготовительной группе “Мир в капле воды”

Участие в городском метод объединение “ Организация экологической работы посредством поисково-проектной деятельности в подготовительной группе ”

Выступление на секции в рамках городской конференции для педагогических работников

Открытое занятие на метод объединение экологический КВН

“Мир в капле воды”

Открытое занятие сюжетно-ролевой игры “Пароход”

Социальная сеть работников

Ссылка на мой сайт:

Ссылка на мою страницу на Маам:

Консультация для воспитателей по обмену опытом.

Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ.

Папка по самообразованию.

Выставка работ, день добрых дел, конкурсы.

Сроки постоянно

Раздел 4 Участие в системе методической работы

Тема, содержание работы

Участие в работе сетевых интернет сообществ.

Участие в профессиональных конкурсах в сети Интернет.

Получение авторских сертификатов, дипломом за призовые места.

Сроки постоянно

Раздел 5 Повышение квалификации

Тема, содержание работы

Освоение компьютерных программ.

Работа на своих сайтах, прохождение мастер-классов, обсуждение проблем, участие в комментариях в сети Интернет.

Курсы повышения квалификации.

Раздел 6 Совершенствование профессионально значимых личностных качеств и черт характера

Тема, содержание работы

Расширение педагогической эрудиции через обобщение опыта работы других воспитателей по теме.

Самоанализ (педагогическая рефлексия) по изучаемой теме (оценка знаний).

Развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности, осмысление педагогического опыта. Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики. Становление и повышение общекультурного уровня воспитателя.

Форма результатов

Картотека памяток опыта работы по теме.

Прогноз на будущее.

Список литературы

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.

Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004

Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Организация поисково-исследовательской деятельности на прогулке Ребенок по природе своей – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Е. С. Кононова, воспитатель ЧДОУ "Родничок".

Читайте также: