В курсе окружающий мир в начальной школе в настоящее время можно выделить два основных направления

Обновлено: 05.07.2024

12. Учитель принёс в класс билеты в театр и цирк. 15 учеников класса купили билеты в театр, а 18 - в цирк. При чём 7 человек из них - на оба представления сразу. Сколько учеников класса купили билеты?

а) нахождение суммы и остатка

б) увеличение числа на несколько единиц

в) разностное сравнение чисел

14. С помощью какого задания учитель готовит детей к решению уравнений?

15. На каком этапе начинает формироваться у детей представление о натуральном ряде чисел?

б) нумерация чисел первого десятка

в) сложение и вычитание в пределах 10

16. Образование каждого числа из других чисел, количественные и порядковые отношения между числами можно раскрыть только в том случае, если

а) рассматривать образуемое число

б) если рассматривать одновременно несколько последовательных чисел

а) результаты действий в пределах 5

б) состав чисел 3, 4 и 5 из слагаемых

в) место, занимаемое каждым числом в ряду чисел

18. Найти буквенное выражение

19. Что является основой начального курса математики?

а) элементы алгебраической пропедевтики

б) арифметика натуральных чисел и основных величин

в) элементы геометрии

20. В процессе изучения многоугольников дети учатся правильно показывать их элементы:

а) вершины, стороны, углы

б) углы, рёбра, вершины

в) углы, грани, вершины

21. Основными образовательными задачами обучения математике являются формирование у детей знаний на достаточно высоком обобщении и выработка у них определённых

а) умений и навыков

б) пространственных представлений

22. Треть задуманного числа равна 1/8 от 72. Какое число задумано?

23. Неправильные дроби … единице

а) больше или равны

б) меньше или равны

24. Какой материал направлен на формирование вычислительных умений и навыков?

25. С помощью решения … раскрывается конкретный смысл арифметических действий, свойства действий, связи между компонентами и результатами действий

26. Как осуществляется ознакомление с новым материалом и закрепление соответствующих знаний, умений или навыков?

а) через выполнение учащимися системы упражнений

б) через формирование пространственных представлений

27. Какое арифметическое действие раскрывается на основе операции разбиения множества на ряд равночисленных непересекающихся множеств?

28. Какую наглядность необходимо выбрать на этапе закрепления знаний и умений?

29. На каком уроке тратится примерно одинаковое время на повторение и проверку ранее изученного и на изучение нового и его закрепление?

а) комбинированные уроки

б) уроки закрепления знаний, умений и навыков

в) уроки изучения нового материала

30. Какая из задач не раскрывает конкретный смысл арифметических действий

а) нахождение суммы двух чисел

б) нахождение суммы одинаковых слагаемых

в) деление на равные части

г) увеличение числа на несколько единиц

31. Какая задача вводится раньше?

а) деление по содержанию

б) деление на равные части

32. Через какие промежутки необходима смена деятельности на уроках математики?

а) каждые 3 – 5 минут

б) каждые 10 минут

33. На какой минуте полезно начинать введение нового материала на уроках математики?

а) на 10-й – 12-й минуте

б) на 15-й – 17-й минуте

34. Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 10. Чему равно уменьшаемое?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ожерельева И.Ю.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ожерельева И.Ю.


Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания е.

Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе. Можно выделить два направления: - формирование знаний о природе и окружающем мире; - формирование экологической культуры личности.

Основными задачами курса являются: формирование целостного представления об о.

Основными задачами курса являются: формирование целостного представления об окружающем мире у учащихся; воспитание любознательности, понимания красоты природы, любви и бережного отношения; развитие познавательных интересов к изучению наук о природе.

В настоящее время для начальной школы разработаны 4 основные общеобразователь.



На каждом этапе обучения первоначальные представления углубляются, насыщаются.

На каждом этапе обучения первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые в свою очередь, превращаются в знания. Изучая предмет, учащиеся обобщают свои наблюдения и полученные ранее представления, на основе усвоенных знаний у них формируются новые представления и понятия. Последовательное и систематическое наполнение содержания позволяет закреплять и совершенствовать знания учащихся.

Данный курс имеет тесные перспективные межпредметные связи. Межпредметные свя.

Данный курс имеет тесные перспективные межпредметные связи. Межпредметные связи обеспечивают взаимосвязь учебных предметов и научность при формировании понятий.

В основе методики преподавания данных программ лежит принцип интеграции, пред.

В основе методики преподавания данных программ лежит принцип интеграции, предполагающий, с одной стороны, объединение знаний об окружающем мире в едином курсе, с другой – формирование целостного взгляда младших школьников на окружающий мир и определение в нем своего места.

Подбирая материал к уроку обществоведческого цикла, учителю необходимо руково.

Подбирая материал к уроку обществоведческого цикла, учителю необходимо руководствоваться следующими принципами: – принцип научности - принцип доступности – принцип единства обучающего, развивающего, воспитывающего характера материала – принцип единства теории и практики – принцип актуальности – принцип значимости – принцип последовательности и систематичности – принцип положительного ориентирования – принцип стимулирования сознательности и активности – принцип интегрированности.

Критерием правильности выбора принципов, методов, форм и средств обучения явл.

Критерием правильности выбора принципов, методов, форм и средств обучения является учет возрастных особенностей усвоения учебного материала. Методика преподавания изменяется в связи с развитием опыта и познавательных способностей учащихся.

Можно выделить несколько направлений конструирования содержания уроков, спосо.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Ок.

Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуально.

Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.

Основным средством организации деятельности учащихся при реализации курса явл.

Основным средством организации деятельности учащихся при реализации курса являются учебники, рабочие-тетради, дневники наблюдений, атласы, набор контурных карт, тетради для контрольных работ.

      • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
      • формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
      • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

      Основными задачами реализации содержания курса являются:

          1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
          2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
          3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
          4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

          Данный учебник очень хорошо проиллюстрирован, практически для каждого текста есть изображение. Детям очень хорошо показаны разные виды животных, деревьев, памятников архитектуры и исторические события. Так же в данной серии учебников есть карты для примерного представления происходящего боя или сражения. На картах указываются все ходы наше армии и армии противника.

          В этом учебнике очень хорошо дана информация для запоминания, так как она выделена более ярким цветом, что очень хорошо помогает запомнить дату или понятие. Так же в учебнике много разных обозначений разных дополнительных заданий, таких как проверь себя или таких заданий, на которые стоит обратить внимание.

          цели:

              • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
              • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

              задачи:

                  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
                  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
                  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
                  • формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
                  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
                  • создание условий для формирования и развития у школьников:
                      • творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
                      • умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
                      • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах;
                      • общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)
                          • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
                          • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
                          • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
                              • обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
                              • методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональном культуры;
                              • обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

                              В настоящее время приоритетным направлением в начальной школе является развитие целостной гармоничной личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого школьника.

                              Технология обучения построена на целенаправленном использовании:

                              Моделирующей деятельности, когда ребенок учится не глазами и ушами, а руками, уходя от репродуктивного обучения.

                              Поисковая деятельность заключается в том, что в данной программе резко снижено значение готового образца. Когда в поиске результата и под руководством учителя ученик получает знания.

                              И в учебнике, и в рабочих тетрадях выделены три уровня:

                              В УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся.

                              ВложениеРазмер
                              okr_mir_aneks.doc 48.5 КБ

                              Предварительный просмотр:

                              как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы.

                              Процесс изучения окружающего мира способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Именно уроки окружающего мира позволяют перевести знания в самостоятельную деятельность: труд на природе, помощь сверстнику, проявление внимания к взрослому и др.

                              В основе эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Задача уроков состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса.

                              Исходя из психологических особенностей взаимодействия ребёнка младшего школьного возраста с окружающим миром, можно определить первое концептуальное (исходное) положение построение курса – целесообразно, чтобы он был интегрированным.

                              1. Образовательная функция заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественно-научных, обществоведческих, исторических и психологических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

                              2. Развивающая функция обеспечивает: осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психологическое и личностное развитие школьника, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и в пространстве, фиксировать результаты наблюдений и др. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.

                              3. Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

                              4. Культурологическая функция обеспечивает условия для развития общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития. Содержание, которое помогает реализовывать эту функцию, включает разнообразные знания об основных сторонах культуры (образование, история книгоиздания, искусство, наука, техника и пр.), что способствует развитию культуры и эрудиции самого ребенка.

                              5. Пропедевтическая функция обеспечивает подготовку младшего школьника к усвоению самых разнообразных сведений как из естественно-научных дисциплин (биология, физика, химия и др.), так и гуманитарных (литература, обществоведение, история и др.) в среднем звене школы, ориентировку в научных терминах и отдельных понятиях.

                              При изучении этого предмета младший школьник:

                              - осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

                              - подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

                              - подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

                              Очень важно установить правильное соотношение между естественнонаучным и обществоведческим содержанием. Такой связующей идеей стало содержание, отражающее различные виды человеческой деятельности и систему отношений человека и общества в целом к природной и социальной среде.

                              Рассмотрим подробнее некоторые методы работы, наиболее продуктивные и действенные, с моей точки зрения.

                              Методы наблюдения (экскурсии, целевые прогулки).

                              Организуя различные наблюдения, учитель должен выполнить определённые правила.

                              Правило 1. Чётко сформулировать общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.

                              Правило 2. Создать условия для результативного наблюдения: заранее продумать место проведения, расположения объекта, рациональное размещение детей. Если наблюдение проводится вне класса и школы, то учитель заранее посещает это место, определяет, как расставить учащихся, чтобы объект был доступен для наблюдения каждому, хорошо освещён и т.п.

                              Правило 3. Необходимо наметить план и способы наблюдения, заранее продумать вопросы, которые можно задать детям. Очень важно предусмотреть вопросы самих школьников, которые могут возникнуть у них во время наблюдения.

                              Правило 4. Кроме непосредственного рассматривания объекта, которое происходит на основе зрительного восприятия, нужно продумать использование других анализаторов – слух, вкус, обоняние.

                              Расширение сенсорного опыта младших школьников связано с развитием умения наблюдать, рассматривать предмет со всех сторон, обобщать представления, которые получены чувственным путём. Если на первом этапе обучения (1 - 2 класс) учитель предлагает для наблюдения план, раскрывающий последовательность рассмотрения объекта, то в 3 – 4 классах инициатива всё больше и больше передаётся детям.

                              Практические методы ( опыты и эксперименты).

                              Методы игры ( дидактические учебно-ролевые).

                              Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, т.к. она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. При отборе игры или её создании обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило и игровое действие. Дидактическая цель – это требование, усвоение которого учитель хочет проверить.

                              Творческие задания (рассказывание, задания с использованием музыки и живописи).


                              Выпускники начальной школы должны понимать, что природа – это единый комплекс, который устойчив до тех пор, пока не нарушено ни одно из его звеньев. Например, исчезновение одного вида растений ведет к исчезновению от 10 до 30 видов насекомых. Десять отравленных ядохимикатами червей могут стать причиной гибели одной птицы.

                              Конечная цель экологического образования – формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе. Это значит необходимо развитие следующих умений:

                              1) ориентироваться во взаимозависимостях природных компонентов;

                              2) оценивать состояние этих компонентов с точки зрения их благополучия;

                              3) действовать в природе так, чтобы не нанести ей ущерб.

                              Помимо вышеназванных принципов обучения в основу построения современных естественно-научных курсов положены и другие, в том числе авторские принципы, о которых было сказано при анализе программ в предыдущей главе.

                              Вопросы для контроля

                              1. Какие общедидактические принципы положены в основу построения начальных естественно-научных курсов? Покажите это на примере одной из современных программ.

                              2. Содержание каких программ построено с учетом краеведческого принципа обучения? В какие темы программ должен вводится краеведческий материал?

                              3. Как учитывается принцип экологической направленности при отборе содержания современных естественнонаучных программ для начальной школы?

                              Задания для самостоятельной работы

                              2. Предложите приемы введения краеведческого материала при изучении природных сообществ.

                              3. Подберите сведения об экологических проблемах своего края и предложите пути их использования при изучении окружающего мира в 4 классе (по любой из выбранных вами программ).

                              Даринский А. В. Краеведение: пособие для учителя/ А. В. Даринский и др. – М., 1987.

                              Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. – М., 1980.

                              Зверев И. Д. Учебные исследования по экологии в школе. – М., 1993.

                              Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. – Петрозаводск, 1966.

                              Концепция общего и среднего экологического образования. – М., 2000.

                              Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Экологическое образование: проблемы базовых знаний // Биология в школе. – 1993. – № 1. – С. 17.

                              Педагогика: пед. теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова и др. – М., 1999.

                              Плешаков А. А. Зеленый дом: Методическое пособие в системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. – М., 1997.

                              Вспомните

                              1. Какую роль призван играть Государственный образовательный стандарт?

                              2. Какие образовательные области выделены Государственным стандартом начального образования?

                              3. Какие современные естественно-научные программы для начальной школы вы знаете?

                              В СССР роль стандартов выполняли единые учебные планы, программы и учебники. На этом была впервые в мире практически проверена идея образовательных стандартов.

                              Необходимость введения общеобразовательных стандартов возникла в нашей стране в связи с реформированием школы. Появление большого разнообразия альтернативных программ и учебников разрушило единство педагогического пространства в государстве.

                              В России с ее огромной территорией и этническим многообразием важно со хранить то единство образовательного процесса, которое мы получили в наслед ство от СССР, но вместе с тем перевести его в новое качество, соответствующее современным политическим, экономическим и административным условиям.

                              Государственные образовательные стандарты направлены на создание единого образовательного пространства в Российской Федерации и на обеспечение равных возможностей получения полноценного образования всеми гражданами в любых образовательных учреждениях. ГОСТ создает условия для осуществления вариативного образования и для поддержания общего образования не ниже международного уровня, так как соотнесен со стандартами других стран с высоким мировым рейтингом.

                              Работа по стандартизации образования – процесс, который будет длиться вместе с открытиями в науке. Стандарты будут постоянно обновляться.

                              Федеральный компонент (ФК) стандарта инвариантен, он определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического про странства России. Он определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

                              – формирование целостного взгляда на окружающий ребенка мир; основ экологической культуры, представлений о прошлом и настоящем Отечества;

                              – воспитание культуры взаимоотношений с людьми и окружающей природой;

                              – формирование умений рационально организовывать свою жизнь;

                              – воспитание любви и уважения к родному краю и родной стране.

                              Изучая окружающий мир, младшие школьники получают основы научных знаний о природе и обществе. Они приходят к выводу, что мир реально существует, развивается и его можно познать:

                              – усвоение этических норм поведения в природе и обществе;

                              – формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;

                              – обогащение социального опыта ребенка, формирование навыков его общения с окружающими. Таким образом решается важная для школы задача социализации младших школьников;

                              – адаптация детей к школьной жизни. Четырехлетняя начальная школа принимает ребенка с шести с половиной лет. На современном этапе перехода от трехлетней к четырехлетней школе приходят дети разного возраста и разного уровня подготовки. Уроки по изучению окружающего мира помогут облегчить задачу адаптационного периода для первоклассника, так как их содержание выстраивается на более близком ребенку материале, чем содержание других уроков;

                              – воспитание любви и бережного отношения к природе, понимание значимости своих действий. В настоящее время усилена экологическая направленность содержания всех курсов. Это вызвало необходимость увеличения сведений о взаимосвязях в природе, многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природные процессы. Усилено внимание и к вопросам охраны природы;

                              Введение государственного стандарта не означает подчинение учебного процесса жесткому шаблону, а создает возможности для педагогического творчества, создания вокруг обязательного ядра вариативных программ, разнообразных технологий обучения, учебных пособий.

                              Учитель, выбирая программу для своей работы, должен учитывать следующие требования:

                              – программа должна реализовывать содержание образовательного стандарта;

                              – быть обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого года обучения (учебниками, рабочими тетрадями или учебниками-тетрадями, методическими рекомендациями для учителя и др.);

                              – не противоречить теоретической концепции, лежащей в основе построения дидактической системы, в рамках которой работает начальная школа.

                              Национально-региональный компонент начального естественно-научного образования

                              Национально-региональный компонент (НРК) стандарта по ступеням об щего образования вариативен, он определяет региональные проявления тех явлений, которые раскрываются в инвариантном содержании (например, в области родного языка, естествознания и др.). НРК отражает национально-региональные особенности субъекта РФ. Установление НРК основного общего образования осуществляется на основе федерального компонента ГОСТа.

                              Национально-региональный компонент образовательных стандартов ус танавливается нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации и действует на его территории. Он включает:

                              1) обязательный минимум содержания основной образовательной про граммы начального общего и основного общего образования в части НРК;

                              2) требования к уровню подготовки обучающихся и выпускников обра зовательных учреждений, реализуемых программой в части НРК.

                              Стандарты, фактически, узаконили и развили существовавшую в образовании практику использования краеведческого принципа обучения.

                              Содержание естественно-научной программы в полном объеме может быть реализовано только при условии введения краеведческого материала, дополняющего и конкретизирующего содержание федерального образования. Это касается таких сторон, как географическое положение, рельеф и полезные ископаемые, водоемы и почва, растительный и животный мир характерных для данной местности природных сообществ, сельское хозяйство, экологические проблемы края.

                              Взаимосвязь федерального и регионального содержания программ природоведения для 4 класса (на примере курсов З. А. Клепининой и А. А. Плешакова) можно наглядно представить в виде табл. 1.

                              Таблица 1
                              Взаимосвязь компонентов учебных программ природоведения

                              Краеведческая информация должна конкретизировать, развивать общетеоретический материал, изложенный в федеральных учебниках, но не включать сведений, неоправданно расширяющих объем знаний и вызывающих перегрузку учащихся.

                              Наиболее эффективными являются следующие варианты включения регионального материала в отдельные темы федеральных учебников:

                              1. Введение краеведческого материала предшествует формированию природоведческих представлений и понятий с использованием федерального учебника.

                              Этот вариант эффективен при изучении естественно-научного материала, сложного для усвоения младшими школьниками, требующего систематизации и обобщения. Представления, составляющие основу будущих понятий, сформированные на основе конкретных образов, остаются в памяти надолго и осознанно используются в дальнейшем обучении. Предшествующее введение краеведческого материала позволяет на конкретном, близком учащимся материале сформировать сложные естественно-научные представления (например, о природном сообществе).

                              2. Региональный материал вводится параллельно с изучением новой темы по федеральному учебнику.

                              Параллельное использование различных средств обучения на уроках природоведения взаимно дополняет объем сведений, получаемых детьми из федеральных и региональных источников, помогает формированию специальных умений, усиливает практическую направленность обучения.

                              3. Краеведческий материал вводится на заключительном этапе изучения темы и служит для закрепления естественнонаучных знаний.

                              Реализация региональной составляющей начального естественно-научного образования может быть вариативной:

                              1) распределение и локализация регионального материала в отдельных темах при родоведческих курсов, содержащих краеведческие разделы;

                              Такой подход к введению НРК поможет обеспечить его единым комплексом ре гиональных средств обучения, объединив тем самым образовательное простран ство субъекта РФ. Региональные средства обучения могут быть оценены с точки зрения их максимального сопряжения с требованиями к учебной литературе по федеральному блоку.

                              Вопросы для контроля

                              1. Какие параметры определяются Государственным образовательным стандартом?

                              3. Что такое федеральный компонент стандарта? Где отражено его содержание?

                              4. Как реализуется региональный компонент начального естественно-научного образования? Какие задачи при этом решаются?

                              Задания для самостоятельной работы

                              2. Проанализировав естественно-научные программы для начальной школы, сделайте вывод о соответствии каждой из них требованиям образовательного стандарта.

                              4. Какие региональные учебно-методические пособия по начальному курсу естествознания есть в вашем крае? Как они сопрягаются с федеральными программами и учебниками, действующими в начальных школах вашего региона?

                              Греханкина Л. Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика, 1999. – № 8. – С. 30–34.

                              Григорьева Е. В. Природа Южного Урала. Книга для учителя. – Челябинск, 2000.

                              Рыжаков М. В. Место стандарта в системе общего образования // Стандарт и мониторинг в образовании: научно-методический журнал, 1998. – № 1. – С. 40–41.

                              Справочник руководителя и учителя начальной школы: нормативные документы и информационные письма. – Тула, 2001.

                              Методика образования и развития естественно-научных представлений и понятий в начальной школе

                              Второй подход разработан в технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова. Он провозглашает повышение роли теоретических знаний, которые выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи.

                              Такой подход объясняется спецификой самого предмета изучения естествознания, к которому относятся природные тела и явления, воспринимаемые нашими органами чувств. Основной принцип естествознания гласит – все знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.

                              К. П. Ягодовский предложил пути и средства формирования понятий, которые актуальны до настоящего времени.

                              Существенный вклад в разработку теории развития природоведческих понятий внес П. А. Завитаев. Предложенная им методика проведения практических работ, наблюдений, экскурсий помогла создать конкретно-образную основу для образования понятий.

                              Глубокая разработка проблемы развития биологических понятий была сделана коллективом ленинградских методистов под руководством Н. М. Верзилина.

                              Читайте также: