В каком классе проходят обращение в русском языке школа россии

Обновлено: 06.07.2024

Здравствуй! Я очень скучала по нашим встречам с тобой и рада, что мы снова вместе. А сегодня нам предстоит изучить, что такое обращение.

Очень часто нам приходится обращаться к живым и даже неживым предметам, чтобы выразить своё отношение к ним, попросить или потребовать что-то сделать.

Обращения могут находиться в начале, середине или конце предложения, а также отдельно от предложения.

В предложениях обращения выделяются интонационно и знаками препинания: в начале и конце предложения — одной запятой, в середине — двумя. Если обращение выносится за границы предложения, то выделяется восклицательным знаком.

Если обращение является именем собственным (именем, фамилией, кличкой, прозвищем и т. д.), тогда оно пишется с большой буквы. В остальных случаях (когда является именем нарицательным) обращение необходимо писать с маленькой буквы.

- развивать умение находить в предложении обращение;

-формировать умение составлять предложения с обращением;

-учить выделять обращения на письме в начале, середине и конце предложения

Планируемые результаты

Предметные: : Овладение основными ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями

Личностные:. проявление уважительного отношения к окружающим при обращении; развиваются навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находят выход из спорной ситуации; формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формируют уважительное отношение к иному мнению.

Оборудование: Мультимедийная презентация.Наглядный материал и раздаточный материал(карточки для работы).

ВложениеРазмер
Конспект урока русского языка "Что такое обращение " (УМК " Школа России" 3 класс) 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:25.09.2020 ФИО учителя Сайфутдинова Разифа С.

Школа:МОУ Курмановская СШ ФИ студента Сайфуллина Эвелина Р.

Класс:3 ФИО методиста Кошкарова Л.С.

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку

- развивать умение находить в предложении обращение;

-формировать умение составлять предложения с обращением;

-учить выделять обращения на письме в начале, середине и конце предложения

Предметные: : Овладение основными ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями

Личностные:. проявление уважительного отношения к окружающим при обращении; развиваются навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находят выход из спорной ситуации; формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формируют уважительное отношение к иному мнению.

Оборудование: Мультимедийная презентация.Наглядный материал и раздаточный материал(карточки для работы).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Что такое обращение?

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Образовательные
ресурсы

о рганизационная структура (сценарий) урока

Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание.

– Что надо было выполнить в упражнении?

– Работать будем в паре.

– Какие пропущенные буквы вставили? Какое предложение выписали?

– Прочитайте получившийся текст, выделяя
голосом границу каждого предложения, соблюдая нужную интонацию. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

– Выполнить
упр. 33
на с. 23 в учебнике.

Отвечают
на вопросы.

Луговое травянистое растение с крупными соцветиями душистых цветков

Р – владеют уме-ниями контроли-ровать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль

Правильно выпол-ненные
задания упраж-
нения

II. Постановка
учебной
задачи

Формулирование учебных задач
на основе выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем

– Откройте учебник на с. 24, найдите упр. 34. Что представлено в этом упражнении?

– Прочитаем их в парах.

– Как вы думаете, как называются выделенные в диалогах слова?

П – извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, учебника.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают друг друга, строят понятные высказы-вания.

Продолжение табл.

III. Изучение нового мате-
риала.

1.Работа
по учебнику, с. 24, упр. 34

Работа над упражнением с целью ознакомления со словами-обра-щениями, знаками
препинания в предложениях
с обраще-ниями

– Вернемся к упр. 34 на с. 24. Прочитайте еще раз диалоговую речь. Объясните постановку
знаков препинания в конце предложений.

– К кому обращаются участники диалогов?
Ответить на этот вопрос вам помогут выделенные в каждом из диалогов слова.

– Как эти слова отделены от других слов в предложении?

– В устной речи слова-обращения произносятся с особой интонацией (звательной), выделяются паузами, а на письме – запятыми.

– Прочитайте определение на с. 25. Выразительно прочитайте предложения.

– Спишите любой диалог из упр. 34. Подчеркните слово, называющее лицо, к которому обращена речь

– К Пете, маме, Игорьку.

П – ориентируются на страницах учебника, используют различные способы поиска информации,
строят речевое высказывание
в соответствии
с задачами коммуникации; владеют логическими действиями
анализа, синтеза, сравнения, обоб-щения.

Р – принимают
и сохраняют зада-

чи учебной деятельности.

К – слушают сверстников, ведут диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

Выполняют упражнения физкульт-
минутки

Р – контролируют учебные действия, замечают
допущенные
ошибки.

К – слушают,
излагают и аргументируют свое мнение

3.Первичное закрепление с использованием заданий Учи.ру

4. Работа
по учебнику, с. 25, упр. 35

Работа над упражнением с целью выделения слов-обра-щений, постановки
знаков препинания
в предложениях с обращениями

– На с. 25 найдите упр. 35. Прочитайте предложения вполголоса, передавая интонацию каждого предложения.

– Скажите, как на письме выделено обращение в начале, в середине и в конце предложения.

– Выполните письменное задание упражнения

П – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Р – принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности.

К – слушают сверстников,
выражают и аргументируют свою точку зрения

Постанов-ка знаков препи-
нания

IV. Закрепление изученного материала с использованием заданий Учи.ру

V. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

– Над какой темой работали на уроке?

– Как определить на слух, какой знак нужно поставить в конце предложения? Как в предложении определить на слух обращение и как обозначить его на письме?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают
на вопросы.

Отвечают
на вопросы

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний

Составление диалога со словами-обращениями

Домашнее задание с использованием платформы Учи.ру

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 99-101.

Дополнительная литература:

  1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.136.
  2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 176.
  3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина с. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 336.
  4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 299, 302-303.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы знаете, что в предложении есть главные и второстепенные члены предложения. Все они играют свою синтаксическую роль, зависят друг от друга. Но в предложении могут быть слова, которые не являются членами предложения, но выполняют определённую роль. Одним из таких слов является обращение.

Обращение – слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому обращена речь.

Обращение грамматически не связано с другими членами предложения и само не является членом предложения, у него нет условного обозначения. При составлении схемы предложения, в котором есть обращение, принято использовать букву о.

Обращение в предложении может занимать любое место.

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.


В этом предложении обращение старик. Оно стоит в начале предложения. Схему этого предложения можно представить следующим образом. .


В этом предложении обращение отец стоит в середине предложения. .

Как я любил твои бури, Кавказ!


Здесь обращение Кавказ стоит в конце предложения. .

При разборе предложения с обращением вы не подчёркиваете обращение, а над ним пишете букву о. Это выглядит следующим образом.


В зависимости от места, где стоит обращение, оно в большей или меньшей степени выделяется интонацией. Эта интонация называется звательной.

Чего тебе надобно, старче?

Слово старче является формой звательного падежа. А сейчас мы с вами говорим, что это предложение осложнено обращением.

Обращения бывают распространённые (обращение с пояснительными словами) и нераспространённые (одно слово).

Часто в роли обращений выступают имена собственные, названия лиц по родству, по профессии, возможны также клички животных или названия неодушевлённых предметов.

Обращение – это смысловой отрезок, который на письме выделяется знаками препинания.

Обращение в начале, середине или конце предложения выделяется запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак.

Ребята! Не Москва ль за нами?

Иногда перед обращением стоит частица о. Она не отделяется от него никаким знаком.

О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? (Н. А. Некрасов)

Схемы выделения обращения выглядят следующим образом.


Увы! Маша, твою записку мне не передали.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Использование обращения в официально-деловом стиле.

При составлении деловой документации также используются обращения. Как правило, они записываются отдельно от остального текста и выделяются восклицательным знаком.

Здравствуйте, уважаемый читатель! Рады сообщить вам, что вечер поэзии состоится 15 сентября в 15.00.

В этом предложении в роли обращения выступает словосочетание уважаемый читатель. В этом случае слово здравствуйте не входит в состав обращения. Оно является сказуемым и выделяется при помощи запятой.

Эти предложения показывают, как оформляется обращение в деловых письмах.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Определите, какое предложение осложнено нераспространённым обращением.

1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)

2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)

4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)

Разбор задания: Вспоминаем, нераспространённое обращение выражается одним словом, распространённое – несколькими словами. В 1 предложении обращение выражено словосочетанием – распространённое. Во 2 предложении обращение тоже выражено словосочетанием – распространённое. В 3 предложении обращение выражено одним словом – нераспространённое. Проверим последнее предложение. В нём обращение выражено словосочетанием – распространённое. Ответ: 3.

Выделите цветом предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1) Помоги мне, солнце красное.

2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

3) Вы в Москве родные мои?

4) Он был, о море, твой певец.

Разбор задания: В 1 предложении распространённое обращение солнце красное стоит в конце, значит, его надо выделить запятой: всё верно. Во 2 предложении нераспространённое обращение отдыхающие стоит в начале, значит, после него надо поставить запятую: всё верно. В 3 предложении распространённое обращение родные мои стоит в конце, значит, его надо выделить запятой. Её нет, это пунктуационная ошибка. Проверим последнее предложение. В 4 предложении обращение море стоит в середине предложения, возле него стоит частица О, их надо выделить запятыми с двух сторон. Всё правильно.

Читайте также: