В какой стране шахматы обязательный предмет в школе

Обновлено: 07.07.2024

Какие полезные навыки и умения может привить современным школьникам игра в шахматы ?

Недавно мы рассказывали о нововведениях в российских школах . Сегодня поговорим подробнее о шахматах.

В России занятия шахматами как факультатив существуют в начальной школе ещё с конца 80-х годов XX века , а с 1994 года для них были выделены специальные учебные часы: 2 часа в первом классе, 3 — во втором и третьем классах . Шахматные проекты в различных регионах страны неизменно демонстрировали хорошие результаты, позитивно повлиявшие на школьников. Неудивительно, что чиновники постепенно приняли решение ввести этот предмет во всех образовательных учреждениях страны.

К весне 2019 года шахматы в качестве предмета для начальной школы были введены в 18 000 учебных заведений различных регионов России. А с сентября 2019 было решено сделать шахматы обязательным предметом , касающимся преимущественно учеников начальной школы.

В первом классе шахматы преподают 33 часа за учебный год, для учеников второго, третьего, четвёртого классов – на час больше, то есть 34 часа в год . Однако и детей постарше обучают шахматам в том количестве учебных часов, которое остаётся свободным после составления учебного плана на следующий год.

Тем не менее, возникает вопрос, действительно ли шахматы настолько полезны и даже необходимы для развития детей, что их нужно изучать в принудительном порядке и даже ставить оценки? Какие преимущества эта древняя игра может дать современным школьникам? Давайте разбираться.

Изучение шахмат в молодом возрасте вызывает активный рост дендритов – древовидных нервных клеток, которые передают сигнал от других клеток нейронам мозга, к которым они крепятся. Кроме перечисленного, в последнее время учёные пришли к выводу, что при обдумывании шахматной позиции одинаково активны оба мозговых полушария и даже мозолистое тело, которое, как считается, отвечает за гениальность . Неудивительно, что настолько эффективные тренировки ума помогают детям преуспевать в большинстве школьных предметов.

– Шахматы учат переносить жизненные трудности. Из-за своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как твёрдая воля, решимость, эмоциональная устойчивость и стремление к победе. Но, хотя всем нравится побеждать, шахматы также учат принимать поражение. Как говорится, иногда ты даёшь урок, а иногда ты получаешь урок. Школьники извлекают опыт из проигрышей и возвращаются лучшими игроками. Как и в жизни, в шахматах важно уметь встать на ноги, когда сталкиваешься с неудачей, и вернуться сильнее и мудрее.

– Шахматы тренируют память. Эта замечательная игра предполагает необходимость помнить все ходы своих оппонентов, помнить, какие позиции могут помочь им в той либо иной ситуации, помнить огромное количество дебютов, миттельшпилей и эндшпилей. Причём играя ребёнок использует как долговременную, так и оперативную память, получая визуальную, цифровую, цветовую, стимульную информацию .

Они получают информацию из множества коротких видеороликов на YouTube или в социальных сетях и постоянно переключают внимание. Шахматы развивают умение оставаться сосредоточенным сколь угодно долго.

– Шахматы способны объединять людей и формируют характер. Это одна из старейших игр в мире, чья история насчитывает более 1500 лет. Она развивалась по мере того, как распространялась по всему миру и превратилась в игру, которую мы знаем сегодня. В результате это путешествие объединило людей разных культур, возрастов и традиций. Дети, играющие в шахматы, стремительно развиваются в личностном плане. Это помогает им избавиться от робости и застенчивости. Даже те, кто начинает занятия, боясь сказать лишнее слово, быстро раскрываются, становясь общительными, целеустремлёнными и настойчивыми .

– Шахматы развивают умение планировать и предвидеть. Характерной чертой всех шахматистов является то, что они постоянно планируют и прогнозируют, независимо от того, где находятся. Неудивительно, ведь во время игры в шахматы планирование является одним из самых необходимых навыков, который со временем становится частью личности и заставляет человека всегда следовать этой модели поведения .

Умение прогнозировать и даже предугадывать события, стремление просчитать любые варианты игры, навык принимать оперативные решения и делать гибкие ходы, всё это способствует превращению ребёнка в индивида со способностью к логическому мышлению и последовательным рассуждением.

– Шахматы создают творческую личность. Ребёнку во время игры нужно придумывать оригинальные и креативные идеи, чтобы удивить оппонента планом, которого тот не ожидает. Поскольку дети всегда хотят выиграть, в шахматах они неизменно изобретают всё новые творческие способы обыграть своих противников . Играя с соперником, школьник постепенно начинает играть и с самим собой, понимая, что моделировать ходы и их последствия куда эффективнее в уме, чем испытывать их сразу на практике.

Таким образом, мозг постепенно начинает не только запоминать и воспроизводить информацию, но также искать оригинальные идеи и нестандартные решения для достижения желаемого результата .

Это, конечно же, далеко не полный перечень полезных навыков, которые школьники могут развить с помощью шахмат. Но даже по этому списку понятна причина введения нового предмета в систему образования. Современный мир уже вступил в эру цифровых технологий, и детям прежде всего нужно быть готовыми к жизни в этом мире. А это значит, что нужно в первую очередь не накапливать знания, но быть способным оперировать ими, решать проблемные ситуации нестандартным путём. Всё перечисленное отлично осваивается именно при погружении в шахматы.

Вышеописанную пользу от внедрения шахмат в школьную программу понимают во всём мире. В США выплачивают существенные денежные гранты ученикам-шахматистам, имеющим звание или рейтинг . В Европе пытаются создать бесплатную шахматную секцию при каждой школе. Россия пошла дорогой шахматного всеобуча. Какой из этих путей окажется наиболее эффективным и успешным, покажет время. Пока же можно лишь с изрядной долей уверенности утверждать, что обязательные уроки шахмат в школах – это прекрасное начинание.

Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк! А в комментариях можете предложить темы, о которых вам хотелось бы почитать на нашем канале.

Новый президент федерации Бабур Тольбаев знает, как решить проблемы отечественных шахмат. Фото: Федерация шахмат КР

Уже осенью 2022-го ученики начальных классов некоторых школ Киргизии смогут начать изучать тонкости такой замечательной игры, как шахматы. Об этом "РГ" сообщил глава республиканской федерации шахмат Бабур Тольбаев. А уже через два года планируется сделать этот предмет обязательным во всех средних учебных заведениях страны.

Бабур Тольбаев возглавил Федерацию шахмат КР в конце декабря 2021-го. Но на должность президента структуры его избрали 30 января 2022 года на большом объединительном съезде с участием делегатов со всех регионов Киргизии. Ранее Бабур Тольбаев был первым вице-президентом федерации, и потому в этой системе он человек не случайный. Знает не понаслышке и о проблемах отечественных шахмат, и о том, как их решить. А еще он сам играл на профессиональном уровне.

Фото: Денис Акчурин

- Шахматы в республике весьма популярны, - рассказывал Бабур Тольбаев. - Это интеллектуальный вид спорта, пока не олимпийский. Но у шахмат есть своя Всемирная олимпиада, которая в 2022-м пройдет в Москве.

По его словам, на посту главы федерации он займется в первую очередь дальнейшей популяризацией шахмат в стране.

- Это необходимо делать. Шахматы - единственный интеллектуальный вид спорта, который развивает и левое, и правое полушария мозга. Есть много разных исследований, доказывающих, что люди после 40-45 лет должны обеспечивать нагрузку на мозг, чтобы избежать ментальных болезней, и шахматы для этого подходят как нельзя лучше, - пояснил Бабур Тольбаев.

Одно из главных упущений, как отметил глава федерации, - это то, что сегодня в республике нет ни одного гроссмейстера.

В планах нового главы Федерации шахмат КР - проведение различных турниров. И, конечно, реализация инициативы об обязательном изучении интеллектуальной игры в начальных классах республиканских школ.

Фото: Пресс-служба президента КР

- Понятно, что это дело не одного месяца, - отметил Бабур Тольбаев. - Есть опыт Армении, которая в 2011 году стала первой страной мира, сделавшей обучение игре в шахматы обязательной частью школьной программы. Я планирую в ближайшее время съездить туда, пообщаться с коллегами из армянской федерации, чтобы они рассказали, как это работает у них. Насколько мне известно, там используют два метода. Первый - когда дети учатся играть для общего развития, второй - когда с малых лет идет профессиональная подготовка. В любом случае надеюсь, что в этом году мы начнем реализацию проекта в начальных классах нескольких школ страны. Посмотрим, как дело пойдет, какое влияние это окажет на детей. Если все будет нормально, то в следующем году учиться игре в шахматы будут во всех школах Бишкека и Оша, а с 2024-го - уже во всех учебных заведениях республики.

На прошедшем в январе объединительном съезде Федерации шахмат КР были также избраны Талант Мамытов (вице-президент по привлечению инвесторов и партнеров), Бакыт Омурзаков (вице-президент по фандрэйзингу, председатель по мероприятиям Азиатской шахматной федерации), Нурбек Караталов (вице-президент по развитию Северного региона), Адилет Аттокуров (вице-президент по развитию Южного региона), Эрлист Акунбеков (вице-президент по стратегическим партнерствам), Дамир Талапкер (исполнительный директор), Дастан Бекешев (почетный президент федерации).

Кроме того, участники съезда утвердили беспрецедентный ежегодный бюджет федерации - 350 тысяч долларов.


C 1 сентября 2019 года многим российским школьникам придется осваивать такой образовательный предмет, как шахматы.


По данным Минпросвещения, к весне 2019 года шахматы в качестве предмета для начальной школы были введены в 18 000 учебных заведений в различных регионах России.

По заявлению министра Васильевой, конечной целью является всеобщий охват уроками шахмат российских учеников 1-4 классов.

« — Шахматы! — говорил Остап. — Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что шахматный клуб четырех коней при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки.

— Да! — кричал он. — Шахматы обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний.

Виктор Корчной.

Шахматный матч между Анатолием Карповым и Виктором Корчным. 1978 г.

В ту пору в юношеском командном чемпионате Москвы по шахматам было три лиги, в каждую из которых входило по 10 команд, как правило, организованных при Дворцах и Домах пионеров. В каждой такой команде играли по 8 мальчиков и по 2 девочки. При этом это только верхушка айсберга – количество детей, занимавшихся шахматами, было огромным.

Матч за звание ЧМ по шахматам 1972. Слева- Б. Спасский, справа - Б. Фишер.

Эта массовость давала потрясающие результаты. В начале 1990-х, когда в Москве проходила шахматная Олимпиада, организаторам приходилось отгонять рядовых российских любителей подальше от столиков, где играли команды послабее. Причина была в том, что российские перворазрядники зачастую… подсказывали ходы членам сборных команд из тех стран, где шахматы были менее развиты.

С тех пор утекло много воды, и увлечение шахматами в России давно пошло на спад. Игра, объективно говоря, не смогла тягаться с новомодными гаджетами и интернетом. Хотя истинные поклонники играют в шахматы теперь уже в гаджетах и по интернету.

Как это работало в СССР

Попытки введения в школьную программу уроков шахмат на местном уровне предпринимались уже давно и небезуспешно. Но стоит заметить, что в лучшие советские годы занятия шахматами не были обязательными. Те, кто хотел заниматься, приходил в кружки, большинство из которых находилось вне школ. Секции были доступными, обучение – бесплатным. Но вот обязательность такого предмета, как шахматы, настораживает. Обучить игре первоклассника не так уж сложно. Но что делать с ребенком, если эта игра ему категорически неинтересна?


Со мной в секцию шахмат в свое время пришли трое одноклассников. Через полгода занятий остался только я один. И это вполне нормальная ситуация. Теперь же может получиться так, что ученик, которому шахматы совершенно не близки, в течение нескольких лет вынужден будет ими заниматься. Вряд ли от этого будет реальная польза кому-либо.

Шахматы, занятия которыми проходят по доброй воле самих учеников, могут принести огромную пользу. А вот от обязательности пользы не будет никому – ни детям, ни шахматам.

О том, почему так важно обучать школьников шахматам, с чего начать и как правильно использовать ресурсы этой уникальной игры, рассказал собравшимся автор и разработчик интерактивного УМК Петр Чернышев.

Чернышев

Почему именно шахматы?

Во-первых, это тот редкий случай, когда запрос на обучение игре в шахматы идет и от государства, и от родителей. В августе 2017 года министр образования Ольга Васильева отметила, что в российских школах среди бесплатных дополнительных занятий обязательно должны быть шахматные кружки. А в школах на родительских собраниях чаще всего звучат пожелания открыть именно шахматную секцию.

Во-вторых, шахматы – совершенно особая игра: и спорт, и наука, и искусство, да к тому же со всеми преимуществами увлекательного соревнования. Это игра с богатой историей: игра королей, рыцарей, ученых, игра, которой славился Советский Союз (кстати, в СССР во многих школах практиковали обучение учеников игре в шахматы).

В настоящий момент шахматы преподают как дополнительный или обязательный предмет в школах Китая, Арабских Эмиратов, Польши, Испании, Финляндии и многих других стран.

Полезны ли шахматы для будущей жизни школьников?

К тому же шахматы – игра с высоким социализирующим потенциалом. Скромные, застенчивые, спокойные по темпераменту дети могут раскрыться в шахматах, найти в игре ресурс, который придаст им уверенности и позволит полноценно заявить о себе. Более того, введение в школе такой дисциплины, как шахматы, откроет новый канал социализации для многих детей с ограниченными возможностями здоровья. Скажем, для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата шахматы оказываются чуть ли не единственным доступным спортом, к тому же таким, что и они получают возможность отличиться, обойти одноклассников. Эти успехи играют колоссальную роль в их дальнейшей судьбе.


Электронная форма учебника (ЭФУ) Шахматы. Учебник тактики.
Ступень 2 включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Шахматы 8,9,7 класса Чернышев П. А. Глек И. В. Викерчук М. И. Виноградов А. С. Шахматы. Учебник тактики. Ступень 2 соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Как шахматы помогут детям достичь высоких учебных результатов?

Первая мысль, которая приходит в голову, – шахматы помогают при изучении математики. Это действительно так: гибкое мышление и привычка к постоянному поиску нестандартных решений – это большое преимущество при изучении точных наук. Именно через освоение игры в шахматы дети часто начинают увлекаться математикой.

Однако Петр Чернышев утверждает: это еще не все. Игра в шахматы способна развить у детей все четыре основных типа УУД.

Познавательные: дети учатся разыгрывать комбинации, выстраивают стратегию, мыслят системно, на много ходов вперед.

Регулятивные: неукоснительное следование правилам и самодисциплина. Шахматы не прощают тех, кто сдается и теряет контроль: нужно постоянно быть включенными в процесс, вести партию, ни на миг не расслабляться и постоянно думать, пока партия не окончена. Это серьезное испытание для новичка и, в случае успеха, большое достижение для ученика.

Коммуникативные: шахматы – это не только молчаливая, сосредоточенная игра. Это еще и разбор партий, обсуждение вариантов, озвучивание возможных ходов и сценариев.

Личностные: все аспекты сложно даже перечислить. Здесь и развитие воли, и самооценка, и возможность в некоторых ситуациях проявить рыцарское благородство. К тому же игра мотивирует, позволяет сохранить интерес к обучению.

Подойдет ли УМК для детей, которые никогда не играли в шахматы?

Учебник УМК для 5–6-х классов составлен так, чтобы азы игры в шахматы стали доступны абсолютно всем, даже новичкам. В учебниках дается много советов, задач, диаграмм, есть рубрики, где дети решают те или иные задания вместе с учителем. К тому же в учебнике встречаются занимательные задачки и интересные факты из истории, которые позволяют школьникам почувствовать себя знатоками.

Учебник содержит много упражнений, но их основная задача не заучить классические цепочки ходов, а снабдить удобным образцом по решению ситуативных задач.

Интерактивная версия учебника создана специально для того, чтобы в течение долгого времени подогревать интерес учеников, сохранять высокую мотивацию. Здесь можно смотреть видеоразборы партий с опытным гроссмейстером Игорем Глеком, прямо в учебнике разыгрывать свои решения задач, быстро получить обратную связь после удачного или неудачного хода.

Все это интересно, но для учителей достаточно ново. С чего начать, как учить?

Читайте также: