В какой стране шахматы обязательный предмет в школе
Обновлено: 07.07.2024
Какие полезные навыки и умения может привить современным школьникам игра в шахматы ?
Недавно мы рассказывали о нововведениях в российских школах . Сегодня поговорим подробнее о шахматах.
В России занятия шахматами как факультатив существуют в начальной школе ещё с конца 80-х годов XX века , а с 1994 года для них были выделены специальные учебные часы: 2 часа в первом классе, 3 — во втором и третьем классах . Шахматные проекты в различных регионах страны неизменно демонстрировали хорошие результаты, позитивно повлиявшие на школьников. Неудивительно, что чиновники постепенно приняли решение ввести этот предмет во всех образовательных учреждениях страны.
К весне 2019 года шахматы в качестве предмета для начальной школы были введены в 18 000 учебных заведений различных регионов России. А с сентября 2019 было решено сделать шахматы обязательным предметом , касающимся преимущественно учеников начальной школы.
В первом классе шахматы преподают 33 часа за учебный год, для учеников второго, третьего, четвёртого классов – на час больше, то есть 34 часа в год . Однако и детей постарше обучают шахматам в том количестве учебных часов, которое остаётся свободным после составления учебного плана на следующий год.
Тем не менее, возникает вопрос, действительно ли шахматы настолько полезны и даже необходимы для развития детей, что их нужно изучать в принудительном порядке и даже ставить оценки? Какие преимущества эта древняя игра может дать современным школьникам? Давайте разбираться.
Изучение шахмат в молодом возрасте вызывает активный рост дендритов – древовидных нервных клеток, которые передают сигнал от других клеток нейронам мозга, к которым они крепятся. Кроме перечисленного, в последнее время учёные пришли к выводу, что при обдумывании шахматной позиции одинаково активны оба мозговых полушария и даже мозолистое тело, которое, как считается, отвечает за гениальность . Неудивительно, что настолько эффективные тренировки ума помогают детям преуспевать в большинстве школьных предметов.
– Шахматы учат переносить жизненные трудности. Из-за своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как твёрдая воля, решимость, эмоциональная устойчивость и стремление к победе. Но, хотя всем нравится побеждать, шахматы также учат принимать поражение. Как говорится, иногда ты даёшь урок, а иногда ты получаешь урок. Школьники извлекают опыт из проигрышей и возвращаются лучшими игроками. Как и в жизни, в шахматах важно уметь встать на ноги, когда сталкиваешься с неудачей, и вернуться сильнее и мудрее.
– Шахматы тренируют память. Эта замечательная игра предполагает необходимость помнить все ходы своих оппонентов, помнить, какие позиции могут помочь им в той либо иной ситуации, помнить огромное количество дебютов, миттельшпилей и эндшпилей. Причём играя ребёнок использует как долговременную, так и оперативную память, получая визуальную, цифровую, цветовую, стимульную информацию .
Они получают информацию из множества коротких видеороликов на YouTube или в социальных сетях и постоянно переключают внимание. Шахматы развивают умение оставаться сосредоточенным сколь угодно долго.
– Шахматы способны объединять людей и формируют характер. Это одна из старейших игр в мире, чья история насчитывает более 1500 лет. Она развивалась по мере того, как распространялась по всему миру и превратилась в игру, которую мы знаем сегодня. В результате это путешествие объединило людей разных культур, возрастов и традиций. Дети, играющие в шахматы, стремительно развиваются в личностном плане. Это помогает им избавиться от робости и застенчивости. Даже те, кто начинает занятия, боясь сказать лишнее слово, быстро раскрываются, становясь общительными, целеустремлёнными и настойчивыми .
– Шахматы развивают умение планировать и предвидеть. Характерной чертой всех шахматистов является то, что они постоянно планируют и прогнозируют, независимо от того, где находятся. Неудивительно, ведь во время игры в шахматы планирование является одним из самых необходимых навыков, который со временем становится частью личности и заставляет человека всегда следовать этой модели поведения .
Умение прогнозировать и даже предугадывать события, стремление просчитать любые варианты игры, навык принимать оперативные решения и делать гибкие ходы, всё это способствует превращению ребёнка в индивида со способностью к логическому мышлению и последовательным рассуждением.
– Шахматы создают творческую личность. Ребёнку во время игры нужно придумывать оригинальные и креативные идеи, чтобы удивить оппонента планом, которого тот не ожидает. Поскольку дети всегда хотят выиграть, в шахматах они неизменно изобретают всё новые творческие способы обыграть своих противников . Играя с соперником, школьник постепенно начинает играть и с самим собой, понимая, что моделировать ходы и их последствия куда эффективнее в уме, чем испытывать их сразу на практике.
Таким образом, мозг постепенно начинает не только запоминать и воспроизводить информацию, но также искать оригинальные идеи и нестандартные решения для достижения желаемого результата .
Это, конечно же, далеко не полный перечень полезных навыков, которые школьники могут развить с помощью шахмат. Но даже по этому списку понятна причина введения нового предмета в систему образования. Современный мир уже вступил в эру цифровых технологий, и детям прежде всего нужно быть готовыми к жизни в этом мире. А это значит, что нужно в первую очередь не накапливать знания, но быть способным оперировать ими, решать проблемные ситуации нестандартным путём. Всё перечисленное отлично осваивается именно при погружении в шахматы.
Вышеописанную пользу от внедрения шахмат в школьную программу понимают во всём мире. В США выплачивают существенные денежные гранты ученикам-шахматистам, имеющим звание или рейтинг . В Европе пытаются создать бесплатную шахматную секцию при каждой школе. Россия пошла дорогой шахматного всеобуча. Какой из этих путей окажется наиболее эффективным и успешным, покажет время. Пока же можно лишь с изрядной долей уверенности утверждать, что обязательные уроки шахмат в школах – это прекрасное начинание.
Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк! А в комментариях можете предложить темы, о которых вам хотелось бы почитать на нашем канале.
Уже осенью 2022-го ученики начальных классов некоторых школ Киргизии смогут начать изучать тонкости такой замечательной игры, как шахматы. Об этом "РГ" сообщил глава республиканской федерации шахмат Бабур Тольбаев. А уже через два года планируется сделать этот предмет обязательным во всех средних учебных заведениях страны.
Бабур Тольбаев возглавил Федерацию шахмат КР в конце декабря 2021-го. Но на должность президента структуры его избрали 30 января 2022 года на большом объединительном съезде с участием делегатов со всех регионов Киргизии. Ранее Бабур Тольбаев был первым вице-президентом федерации, и потому в этой системе он человек не случайный. Знает не понаслышке и о проблемах отечественных шахмат, и о том, как их решить. А еще он сам играл на профессиональном уровне.
- Шахматы в республике весьма популярны, - рассказывал Бабур Тольбаев. - Это интеллектуальный вид спорта, пока не олимпийский. Но у шахмат есть своя Всемирная олимпиада, которая в 2022-м пройдет в Москве.
По его словам, на посту главы федерации он займется в первую очередь дальнейшей популяризацией шахмат в стране.
- Это необходимо делать. Шахматы - единственный интеллектуальный вид спорта, который развивает и левое, и правое полушария мозга. Есть много разных исследований, доказывающих, что люди после 40-45 лет должны обеспечивать нагрузку на мозг, чтобы избежать ментальных болезней, и шахматы для этого подходят как нельзя лучше, - пояснил Бабур Тольбаев.
Одно из главных упущений, как отметил глава федерации, - это то, что сегодня в республике нет ни одного гроссмейстера.
В планах нового главы Федерации шахмат КР - проведение различных турниров. И, конечно, реализация инициативы об обязательном изучении интеллектуальной игры в начальных классах республиканских школ.
- Понятно, что это дело не одного месяца, - отметил Бабур Тольбаев. - Есть опыт Армении, которая в 2011 году стала первой страной мира, сделавшей обучение игре в шахматы обязательной частью школьной программы. Я планирую в ближайшее время съездить туда, пообщаться с коллегами из армянской федерации, чтобы они рассказали, как это работает у них. Насколько мне известно, там используют два метода. Первый - когда дети учатся играть для общего развития, второй - когда с малых лет идет профессиональная подготовка. В любом случае надеюсь, что в этом году мы начнем реализацию проекта в начальных классах нескольких школ страны. Посмотрим, как дело пойдет, какое влияние это окажет на детей. Если все будет нормально, то в следующем году учиться игре в шахматы будут во всех школах Бишкека и Оша, а с 2024-го - уже во всех учебных заведениях республики.
На прошедшем в январе объединительном съезде Федерации шахмат КР были также избраны Талант Мамытов (вице-президент по привлечению инвесторов и партнеров), Бакыт Омурзаков (вице-президент по фандрэйзингу, председатель по мероприятиям Азиатской шахматной федерации), Нурбек Караталов (вице-президент по развитию Северного региона), Адилет Аттокуров (вице-президент по развитию Южного региона), Эрлист Акунбеков (вице-президент по стратегическим партнерствам), Дамир Талапкер (исполнительный директор), Дастан Бекешев (почетный президент федерации).
Кроме того, участники съезда утвердили беспрецедентный ежегодный бюджет федерации - 350 тысяч долларов.
C 1 сентября 2019 года многим российским школьникам придется осваивать такой образовательный предмет, как шахматы.
По данным Минпросвещения, к весне 2019 года шахматы в качестве предмета для начальной школы были введены в 18 000 учебных заведений в различных регионах России.
По заявлению министра Васильевой, конечной целью является всеобщий охват уроками шахмат российских учеников 1-4 классов.
« — Шахматы! — говорил Остап. — Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что шахматный клуб четырех коней при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки.
— Да! — кричал он. — Шахматы обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний.
В ту пору в юношеском командном чемпионате Москвы по шахматам было три лиги, в каждую из которых входило по 10 команд, как правило, организованных при Дворцах и Домах пионеров. В каждой такой команде играли по 8 мальчиков и по 2 девочки. При этом это только верхушка айсберга – количество детей, занимавшихся шахматами, было огромным.
Эта массовость давала потрясающие результаты. В начале 1990-х, когда в Москве проходила шахматная Олимпиада, организаторам приходилось отгонять рядовых российских любителей подальше от столиков, где играли команды послабее. Причина была в том, что российские перворазрядники зачастую… подсказывали ходы членам сборных команд из тех стран, где шахматы были менее развиты.
С тех пор утекло много воды, и увлечение шахматами в России давно пошло на спад. Игра, объективно говоря, не смогла тягаться с новомодными гаджетами и интернетом. Хотя истинные поклонники играют в шахматы теперь уже в гаджетах и по интернету.
Как это работало в СССР
Попытки введения в школьную программу уроков шахмат на местном уровне предпринимались уже давно и небезуспешно. Но стоит заметить, что в лучшие советские годы занятия шахматами не были обязательными. Те, кто хотел заниматься, приходил в кружки, большинство из которых находилось вне школ. Секции были доступными, обучение – бесплатным. Но вот обязательность такого предмета, как шахматы, настораживает. Обучить игре первоклассника не так уж сложно. Но что делать с ребенком, если эта игра ему категорически неинтересна?
Со мной в секцию шахмат в свое время пришли трое одноклассников. Через полгода занятий остался только я один. И это вполне нормальная ситуация. Теперь же может получиться так, что ученик, которому шахматы совершенно не близки, в течение нескольких лет вынужден будет ими заниматься. Вряд ли от этого будет реальная польза кому-либо.
Шахматы, занятия которыми проходят по доброй воле самих учеников, могут принести огромную пользу. А вот от обязательности пользы не будет никому – ни детям, ни шахматам.
О том, почему так важно обучать школьников шахматам, с чего начать и как правильно использовать ресурсы этой уникальной игры, рассказал собравшимся автор и разработчик интерактивного УМК Петр Чернышев.
Почему именно шахматы?
Во-первых, это тот редкий случай, когда запрос на обучение игре в шахматы идет и от государства, и от родителей. В августе 2017 года министр образования Ольга Васильева отметила, что в российских школах среди бесплатных дополнительных занятий обязательно должны быть шахматные кружки. А в школах на родительских собраниях чаще всего звучат пожелания открыть именно шахматную секцию.
Во-вторых, шахматы – совершенно особая игра: и спорт, и наука, и искусство, да к тому же со всеми преимуществами увлекательного соревнования. Это игра с богатой историей: игра королей, рыцарей, ученых, игра, которой славился Советский Союз (кстати, в СССР во многих школах практиковали обучение учеников игре в шахматы).
В настоящий момент шахматы преподают как дополнительный или обязательный предмет в школах Китая, Арабских Эмиратов, Польши, Испании, Финляндии и многих других стран.
Полезны ли шахматы для будущей жизни школьников?
К тому же шахматы – игра с высоким социализирующим потенциалом. Скромные, застенчивые, спокойные по темпераменту дети могут раскрыться в шахматах, найти в игре ресурс, который придаст им уверенности и позволит полноценно заявить о себе. Более того, введение в школе такой дисциплины, как шахматы, откроет новый канал социализации для многих детей с ограниченными возможностями здоровья. Скажем, для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата шахматы оказываются чуть ли не единственным доступным спортом, к тому же таким, что и они получают возможность отличиться, обойти одноклассников. Эти успехи играют колоссальную роль в их дальнейшей судьбе.
| Электронная форма учебника (ЭФУ) Шахматы. Учебник тактики. Ступень 2 включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Шахматы 8,9,7 класса Чернышев П. А. Глек И. В. Викерчук М. И. Виноградов А. С. Шахматы. Учебник тактики. Ступень 2 соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. |
Как шахматы помогут детям достичь высоких учебных результатов?
Первая мысль, которая приходит в голову, – шахматы помогают при изучении математики. Это действительно так: гибкое мышление и привычка к постоянному поиску нестандартных решений – это большое преимущество при изучении точных наук. Именно через освоение игры в шахматы дети часто начинают увлекаться математикой.
Однако Петр Чернышев утверждает: это еще не все. Игра в шахматы способна развить у детей все четыре основных типа УУД.
Познавательные: дети учатся разыгрывать комбинации, выстраивают стратегию, мыслят системно, на много ходов вперед.
Регулятивные: неукоснительное следование правилам и самодисциплина. Шахматы не прощают тех, кто сдается и теряет контроль: нужно постоянно быть включенными в процесс, вести партию, ни на миг не расслабляться и постоянно думать, пока партия не окончена. Это серьезное испытание для новичка и, в случае успеха, большое достижение для ученика.
Коммуникативные: шахматы – это не только молчаливая, сосредоточенная игра. Это еще и разбор партий, обсуждение вариантов, озвучивание возможных ходов и сценариев.
Личностные: все аспекты сложно даже перечислить. Здесь и развитие воли, и самооценка, и возможность в некоторых ситуациях проявить рыцарское благородство. К тому же игра мотивирует, позволяет сохранить интерес к обучению.
Подойдет ли УМК для детей, которые никогда не играли в шахматы?
Учебник УМК для 5–6-х классов составлен так, чтобы азы игры в шахматы стали доступны абсолютно всем, даже новичкам. В учебниках дается много советов, задач, диаграмм, есть рубрики, где дети решают те или иные задания вместе с учителем. К тому же в учебнике встречаются занимательные задачки и интересные факты из истории, которые позволяют школьникам почувствовать себя знатоками.
Учебник содержит много упражнений, но их основная задача не заучить классические цепочки ходов, а снабдить удобным образцом по решению ситуативных задач.
Интерактивная версия учебника создана специально для того, чтобы в течение долгого времени подогревать интерес учеников, сохранять высокую мотивацию. Здесь можно смотреть видеоразборы партий с опытным гроссмейстером Игорем Глеком, прямо в учебнике разыгрывать свои решения задач, быстро получить обратную связь после удачного или неудачного хода.
Все это интересно, но для учителей достаточно ново. С чего начать, как учить?
Читайте также: