В чем выражается культурологический подход к понятию информационная культура кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наблюдение за поиском пользователями в Интернет-клубах, сервисных центрах, в школах, вузах показывает, что большинство из них не умеет использовать все средства навигации в среде Ин­тернет, поисковые системы, каталоги, порталы. Чаще всего прово­дится поиск на основе 1 - 2 ключевых слов, запросы редко изменяются. Как правило, пользователи ограничиваются просмот­ром нескольких первых документов, выделенных поисковой систе­мой по запросу. Редко применяются функции расширенного поиска по фразе, поиск по ключевым словам, соединенным булевыми опе­раторами, а тем более операторы расстояния, усечения, синонимы и другие средства. При этом лишь некоторые пользователи обра­щаются к справочным страницам с целью самостоятельного обу­чения.

По интенсивности изучения данная проблема не может срав­ниться ни с какой другой: только коллективных сборников за 1993-2003 годы издано более десяти, защищены докторские и кандидатские диссертации.

Одновременно с пространственно-количественными характери­стиками расширяется аспектология исследований. Не претендуя на ее всестороннее отражение, важно отметить хотя бы основные: общие вопросы теории и практики информатизации и информацион­ной культуры; информационные технологии в системе информаци­онной культуры общества и личности; информационные аспекты гуманитарного образования; психолого-педагогические проблемы формирования информационной культуры личности; информацион­ные проблемы художественной культуры и художественного обра­зования.

Объективным условием привлечения внимания к информацион­ной культуре явилась укорененность множества процессов, кото­рые могут быть отнесены к данному явлению, в различных сферах практики: библиотечной, библиографической, информационной, об­разовательной, социально-культурной и др. В соответствии с этим научные исследования имеют не только теоретический интерес, что само по себе важно с точки зрения развития науки, но и приобрета­ют практическую значимость, стимулируя развитие соответству­ющих областей деятельности.

Становится актуальным вопрос о становлении особой научной дисциплины, то есть нового научного пространства, в границах ко­торого информационная культура выступает как целостность, а не простая совокупность частностей. Имеется в наличии система факторов, определяющих необходимость специальной научной дис­циплины со своей атрибутикой: наличие объекта, выход проблема­тики за пределы одной какой-либо науки; очевидная пересекаемость проблемных полей; масштабность феномена, проникновение его во все сферы жизнедеятельности человека; обширность фактографи­ческого знания, нуждающегося в обобщении именно в контексте информационной культуры, ее сущности и специфики.

Анализ сложившейся к настоящему времени конкретной науч­ной ситуации свидетельствует о том, что мы находимся у истоков формирования новой парадигмы в изучении информационной куль­туры.

Научные парадигмы рождаются, как правило, в двух случаях: с обнаружением принципиально новых реальностей (в случае с ин-

формационной культурой - это очевидный факт), и выявлением воз­можностей новых интерпретаций уже известных факторов (интер­претаций заявлено достаточно много и в не меньшем объеме возможно их появление в будущем). Новая парадигма формирует, прежде всего, более перспективные, то есть ведущие вперед, даю­щие новое знание на пути анализа.

В ряде работ акцентируется и качественно-оценочный аспект в понимании информационной культуры, которая предстает как каче­ственная характеристика прежде всего жизнедеятельности чело­века в области получения, передачи, хранения и использования информации.

Рассматривается и проблема информационной культуры лично­сти, которая приобретает культурологическую окраску, поскольку четко связана с исследованием процесса гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социальной инфор­мации.

Признавая правомерность введения нового понятия и повыше­ния роли информации в формировании человека и его взглядов на жизнь в условиях расширения сферы действия новых информаци­онных (в первую очередь - электронных) технологий, вряд ли было бы правомерным абсолютизировать одну сторону (хотя и важную) в сложном процессе, которым является становление духовной струк­туры личности. Не менее доказательно, чем это делается по отно­шению к информационному подходу, можно утверждать, что именно культурная доминанта (целостное мировоззрение, разного рода цен­ности, правовые нормы и т.д.) способна стать тем интегративным стержнем, который объединит и гармонизирует все компоненты современного общества.

Концептуальное осмысление объектной сферы инфокультурологии уже происходит, и это главнейшая методологическая задача. Известно, что любая научная дисциплина, прежде всего, включает описание объекта (его сущности, функций, морфологии), а затем уже фиксацию методов изучения этого объекта, рефлексию науки, способы практической реализации знания. Тем самым обознача­ются два контура в построении инфокультурологии: объектно-фак­тологический и теоретико-методологический.

Информационная культура рассматривается преимущественно с информационной стороны потому, что информация как сведения, знания о чем-либо (в бытийном понимании) представляет наибо-

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Основы социальной информатики

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Основы социальной информатики

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Основы социальной информатики

Изучив эту тему, вы узнаете: какой смысл вкладывается в понятие «информацион.

Введение Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как ин.

Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями —.

Информологический подход В рамках информологического подхода под информационн.

Информологический подход В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

Культурологический подход При использовании культурологического подхода содер.

Информационная культура — это умение целенаправленно работать с информацией и.

Информационная культура — это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Проявления информационной культуры в конкретных навыках по использованию техн.

Проявления информационной культуры в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей; в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Факторы развития информационной культуры система образования, определяющая об.

Факторы развития информационной культуры система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей; информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию; развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.

Контрольные вопросы 1. Как вы понимаете информационную культуру? 2. Информаци.

Задания Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Ин.

Работа за компьютером

Стремительный рост информационных ресурсов становится причиной повышения роли информационной культуры в жизни общества. Изучим, что означает данная категория, как она выражается, в чем ее важность сегодня в мире.

Что такое информационная культура?

Информационная культура — совокупность умений и навыков грамотного взаимодействия с информационными технологиями и данными, а так же умение воспользоваться необходимыми ресурсами и новейшими техническими средствами для получения информации, её обработки и систематизации.

В узком смысле под данной категорией понимается качество информационного общения людей, уровень развития информационной сферы жизни общества. Информационная культура включает себя познания наук, позволяющих добиться развития информационной составляющей, совершенствования и адаптации её к определенной сфере жизни.

Примеры информационной культуры

Для эффективного использования ежедневных потоков информации современному человеку жизненно важно овладеть информационной культурой. Для более углубленного понимания вопроса, рассмотрим примеры информационной культура. В частности, она может проявляться в:

  • в определенных умениях грамотного применения технических устройств;
  • в умении воспользоваться в своей работе компьютерной информационной технологией, а так же имеющимися на компьютере программами;
  • в способности получать сведения из разнообразных источников, (например, из печатных изданий), предоставлять их в понятном виде, результативно ими воспользоваться;
  • во владении навыками анализа обработки информации;
  • в способности работать с любыми данными;
  • в познании специфики потоков информации в различных сферах жизни;

Виды информационной культуры

Выделяются следующие виды информационной культуры:

Информационная культура — органический синтез информации и культуры. Обе категории можно рассматривать в качестве взаимно пересекающихся сфер, образующих пространство, которое можно назвать информационной культурой.

Овладение информационной культурой

В информационном обществе изучать информационную культуру нужно с раннего детства. В школах и институтах для этого обеспечивается максимальный доступ к информационным ресурсам, которые нужны для осуществления деятельности в изучаемой области. Качество учебы во многом зависит от степени освоенных навыков в сфере основных информационных технологий при решении традиционных задач выбранной сферы деятельности.

Информационная культура включает в себя познания наук, позволяющих развивать и адаптировать к определенному виду деятельности имеющуюся информацию.Обязательный атрибут информационной культуры – знание современных информационных технологий, умение использовать их для выполнения как однообразных действий как в автоматическом режиме, так и в нестандартных ситуациях.

Изучение информационной культурой помогает человеку по-настоящему осознать свое предназначение в данном мире. Эксперты придерживаются мнения, что для достижения высокого уровня информационной культуры не требуется делать акцент на запоминании информации. Важнее помогать создавать для информационного общества нового специалиста, владеющего определенными умениями: находить важную информацию, формировать критерии для анализа данных, правильно ими пользоваться.

Значение информационной культуры

Во время информационной деятельности люди улучшают культуру обращения с данными, способы их получения, обработки, хранения, оперативного предоставления. Большую значимость играет именно своевременная выдача информации. Сегодня различные сведения в обществе быстро становятся неактуальными. Они демонстрируют ускорение социальной жизни, развитие науки и промышленной сферы, техники, методов коммуникации. Ценная сегодня информация завтра может потерять свою значимость. Оперативное предоставление сведений позволяет увеличить их актуальность, важность на практике.

Развитие информационной культуры позволяет сформировать в обществе определенные группы людей, имеющих на духовном уровне единое понимание проблем, решением которых они занимаются. Информационная культура органически входит в жизнь общественности, позволяет ей выйти на качественно новый уровень, являясь основой для преобразования различных сфер жизни, добавляет совершенно новые черты в жизненные образы людей.

Информационная культура — это не только наличие различных познаний и умений работать с компьютером. Это информативная направленность человека, у которого есть мотивация использовать актуальные данные, изучать и запоминать их. Информационная культура – грань личностного развития.

Заключение

Информация и культура – два феномена, обладающих многими общими свойствами. Среди них глобальность, универсальность, представляющих собой существование связей с разными формами жизнедеятельности человека. Указанные две категории распространены в каждом направлении человеческой деятельности, придают ей креативный характер и многие другие черты. Существование информации и культуры подразумевает наличие между ними взаимной связи: осуществление культурных процессов происходит через информационные. И наоборот. Культура способна результативно повлиять на человека, общественность только через механизм сбора и распространения сведений о наличной среде, где она распространена, самой культуре.

Информационная культура как один из важнейших факторов профессионального развития человека. Сущность понятия "информационная культура личности". Знакомство с основными особенностями и проблемами развития информационных технологий и вычислительной техники.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 01.11.2018
Размер файла 20,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Различные подходы к понятию "информационная культура"

В своих работах филологи и социологи (В. П. Зинченко, Э. Ласло, И. Р. Пригожин и др.) подробно раскрывают это понятие, описывают его основные черты и особенности.

Первый этап - это возникновение письменности, что сделало возможным достоверно передавать знания от поколения к поколению.

Второй этап, изменивший культуру и быт индустриального общества, - это изобретение книгопечатания.

Третий этап - появление электричества, с чем связано изобретение телеграфа, телефона и радио.

Четвертый этап напрямую связан с периодом расцвета компьютерных технологий, появлением ПК и информационных сетей.

Современный этап - информационное общество, где главную роль играет развитие информационных технологий и вычислительной техники.

Стремление к информационному обществу - одно из приоритетных направлений развития нашей страны. Целью информационного общества является повышение уровня подготовки кадров.

Информационная культура стала один из ключевых факторов профессионального развития человека. Она изменила все сферы жизни общества, сделала жизнь человека разнообразной.

Наличие большого количества трактовок говорит о том, что информационная культура - явление, состоящее из множества компонентов.

Третий подход: необходимо рассмотреть социальные институты (семья, учебные заведения, центры досуга, средства массовой информации) как факторы, непосредственно влияющие на формирование информационной культуры личности. Важно учесть, что каждый социальный институт влияет на человека посвоему, свойственными только ему средствами.

Последний подход связан с прикладным аспектом, то есть формированием информационной культуры личности через приобретение навыков поиска нужной информации, применения ее в образовательных и профессиональных целях, умения перерабатывать и воспроизводить информацию.

В работах Э. П. Семенюка подчеркивается, что информационная культура - это часть культуры всего общества, а также отдельной личности [13].

Развить в себе, воспитать информационную культуру - значит приобрести такие качества, которые помогут познать себя, найти свое место. Образование помогает человеку в формировании информационной культуры.

Чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества, человеку нужно уметь:

? анализировать полученную информацию;

? дифференцировать ее по степени важности; ? оценивать информацию по определенным критериям;

? использовать информацию для реализации своих целей.

Как отмечает в своих научных статьях С. Г. Антонова, на сегодняшний день наблюдается противоречие между двумя социальными группами: информационная культура одних формируется под влиянием тенденций современного информационного общества, а других - исходя из традиционных подходов. Все это влечёт за собой разные уровни качества информационной культуры [1].

В исследованиях Н. М. Розенберга информационная культура - многокомпонентное явление. Компоненты информационной культуры, выделенные Н. М. Розенбергом:

- компьютерная культура [12].

К обще-учебной культуре относятся умения составлять план на основе прочитанного, конспект, писать резюме, способность отстаивать и доказывать свою точку зрения, пользоваться картотеками, каталогами.

В своих работах Н. М. Розенберг рассматривает информационную культуру как неотъемлемую часть образования, поэтому подчеркивает необходимость изучения проблем формирования информационной культуры в педагогической теории и практике, разработки методик обучения в соответствии с требованиями информационного общества. [Там же].

В 1980-х гг. И. Я. Лернер описал область применения информационной культуры с точки зрения педагогики [9]. Информационная культура - это составная часть обще-учебных знаний и умений, необходимых для усвоения знаний и умений в другой предметной области.

Исследованиями информационной культуры занимаются представители разных наук, что породило большое количество противоположных взглядов на данное понятие.

Информационная культура - одна из составляющих личности, которая связана с социальной природой человека и является продолжением его творческих способностей, характеризует мировоззрение человека, систематизирует его знания и умения, помогает ему самостоятельно удовлетворять свои информационные потребности.

информационный технология культура

Список литературы

информационный технология культура

1.Антонова С. Г. Информатизация и информационная культура личности // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996. С. 50-51.

2.Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии // Педагогика. 1995. № 5.

3.Данильчук Е. В. Информатизация общества и проблемы формирования информационной культуры личности // Открытое общество и устойчивое развитие: сб. тез. и матер. III межд. симпозиума. Зеленоград, 2001. Т. VIII.

4.Данильчук Е. В. Информационные технологии в образовании: уч. пос. Волгоград, 2002.

5.Ершов А. П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и компьютерная грамотность. М.: Наука, 1988.

6.Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности: введение в курс: учеб. пособие для вузов культуры и искусства / под ред. И. И. Горловой; Краснодар. гос. акад. культуры. Краснодар, 1996. 490 с.

7.Каракозов С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 41-54.

8.Лернер И. Я. Базовое содержание общего образования // Педагогика. 1991. № 11. С. 34-38.

9.Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.

10.Медведева Е. А. Основы информационной культуры // Социс. 1994. № 11.

11.Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981. 144 с.

Подобные документы

Основные подходы к определению понятия "информационная культура". Информационная культура личности педагога. Особенности циркуляции информационных потоков в образовательном пространстве и формирование информационной культуры младших школьников.

курсовая работа [1007,8 K], добавлен 04.06.2011

Информационная культура на современном этапе: определение, подходы, аспекты. Компоненты информационной культуры личности. Отечественный опыт изучения и формирования информационной культуры. Зарубежные исследования информационных навыков молодежи.

дипломная работа [108,4 K], добавлен 10.12.2014

Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Сущность понятия "информатизация общества". Типы информационных объектов, входящих в электронный ресурс "Библиотека электронных наглядных пособий по физике 7-11 класс".

доклад [15,7 K], добавлен 22.12.2009

Проблемы становления и развития личностных и профессиональных качеств учителя. Сущность понятия профессионального самовоспитания учителя. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. Культура самообразования и самовоспитания учителей.

курсовая работа [395,9 K], добавлен 13.12.2013

История развития и основные характеристики современных информационных технологий. Из истории развития методов обучения. Краткие характеристики классификации наглядного метода обучения на уроке технологии. Описание техники для телефонной мобильной связи.

Из множества факторов, определяющих взаимосвязи, существующие между системой образования и информационной проблематикой, наиболее важными, по мнению этих исследователей, являются следующие:

1. Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.

Осознание фундаментальной роли информации в жизни человечества, переход информационных ресурсов в категорию стратегических ресурсов развития человечества, возможность разрешения глобальных проблем на основе использования информации и знаний, возникновение негативных последствий в случаи пренебрежения информацией при принятии управленческих решений - все это должно найти отражение в работе всех звеньев системы образования. Вполне очевидной в этой связи становится необходимость создания новых педагогических технологий, направленных на формирование информационного мировоззрения личности, осуществляющей свою деятельность в современной, качественно новой информационной среде, осознающей сущность происходящих информационных преобразований, способной эффективно использовать накопленные информационные ресурсы. Самостоятельную задачу при этом представляет обучение рациональным приемам работы с информационными ресурсами, включая технологию и алгоритмы поиска, отбора, анализа и синтеза информации.

2. Возрастание объемов информации.

3. Развитие информационной техники и технологии.

На протяжении всей истории человечества процесс постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, неизменно сопровождался процессом развития и совершенствования информационной техники и технологии. Одной из наиболее ярких иллюстраций стремительного внедрения в жизнь информационных технологий является Интернет. Интернет, как отмечают P.M. Фрумкина и И.А. Шошийташвили, характеризуется беспрецедентными в истории коммуникативных технологий темпами роста. Если в 1990 году к Интернет было подключено 1,5 млн. пользователей, в 1996 году - 60 млн. из 160 стран мира, то в 2000 г. их число приблизилось к 1 млрд. человек.

4. Становление информационного общества.

Многие отечественные и зарубежные исследователи (И.Г.Моргенштерн, И.С.Милюхин, В.А.Копылов) связывают постиндустриальное состояние человеческой цивилизации с развитием информационного общества. При этом называются два формальных признака вступления в информационное общество: во-первых, более половины трудовых ресурсов занято в производстве и обработке информации, во-вторых, построена система глобальной коммуникации, в которую открыт доступ для всех благодаря персональным компьютерам.

Россия имеет свои особенности вхождения в информационное общество. Как справедливо замечает В.А.Копылов, основные проблемы связаны с недостатками в сфере материально-технического, финансового и правового обеспечения информатизации, представляющей собой стратегическое направление перехода к информационному обществу.

Согласно объективно действующему закону, которому подчиняются информационные потоки, информация неизбежно стареет. В связи с этим, очень важно сформировать у будущих специалистов представление о диалогичности, вариативности, открытости знаний, выработать потребность в непрерывном образовании. Необходимо научить их творчески использовать полученную информацию для принятия компетентных управленческих решений с учетом экономических, экологических, нравственных и эстетических аспектов в процессе своей профессиональной деятельности. Решение этих и других задач возможно в рамках формирования информационной культуры специалиста.

Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Культура являет собой совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, с течением истории получили статус общественно - обьективных и как бы над временных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию. Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее. Культура включает в себя и предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали) и субъективные, человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества). Таким образом, культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.

Наиболее распространенными являются два подхода к определению информации: один предложен английским кибернетиком и биологом У. Эшби на основе категории разнообразия, а другой впервые обоснован философами - марксистами на основе категории отражения как свойства всей материи.

Рассматривая проблему с точки зрения этих двух подходов, академик В.М. Глушков считает, что источником разнообразия является неоднородность распределения материи в пространстве и во времени. На этом основании, он характеризует информацию как меру этой неоднородности, как показатель изменений, которые сопровождают все происходящие в мире процессы.

Вопрос о предметной области информации: является ли она свойством или отношением, атрибутом всей материи или же функцией самоуправляемых систем - также до сих пор дискуссионный. Нередко информацию (информационный процесс) неразрывно связывают с процессом управления. Это - функциональный подход, означающий, что информация существует только как сторона, характеристика процесса управления. Сторонники же так называемого атрибутивного подхода считают, что информационность - такое же свойство материальных тел как время, пространство, движение.

В педагогической литературе принято больше говорить о знаниях, а не об информации. По вопросу об отношении информации и знания, информации и значения имеются разные точки зрения. Отождествление этих явлений ведет к технократическому подходу в объяснении этих понятий. По мнению многих авторов, эти понятия характеризуют процесс человеческого познания с разных сторон: знание - сугубо с гносеологической, информация - преимущественно с коммуникативной. Решение поставленного вопроса снова зависит от того, какой смысл вкладывается в само понятие информации. К. Шеннон считает, что информация есть не знание, а только предпосылка его. Это - совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые какая-либо система или объект воспринимает извне (входная информация), выдает в окружающую среду (выходная информация) или хранит в себе (внутренняя информация). Такая информация становится знанием лишь после ее интерпретации, то есть, когда потребитель информации соединяет полученные знаки с их значением. Таким образом, знание - это гносеологическая информация.

М.Г. Вохрышева считает, что информационная культура - это область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности.

Н.Б. Зиновьева констатирует, что информационная культура личности есть гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации.

И.Г. Хангельдиева, исследуя понятие информационной культуры, пишет, что информационная культура - это качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.

Е.А. Медведева определяет информационную культуру как уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию.

В.А. Минкина включает в понятие информационной культуры такие аспекты, как поиск информации при решении нетривиальных научно- технических задач, профессиональное чтение, переработку исходной информации и создание новой, профессиональное чтение.

Разделяя точку зрения предыдущего автора, Н.И. Гендина дополняет, что информационная культура - это не набор элементарных прикладных знаний, необходимых каждому, дабы не заблудиться в библиотеке или компьютерной сети. Задача информационной культуры состоит в том, чтобы дать представление о диалогичности, вариативности, открытости знаний.

В.Г. Антонова считает информационную культуру важной составляющей духовной культуры и рассматривает ее как качественную характеристику личности. Разрабатывая гуманитарный аспект информационной культуры, она выдвигает идею гуманитарных оснований знаний, говоря об их определенной направленности на воспитание духовности, одухотворенности личности, этического и эстетического отношения к окружающему.

В рамках первого подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что составляет информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

При разработке данной проблематики выделяют несколько аспектов раскрытия данного явления.

Первый аспект связан с теоретическим осмыслением особенностей информации как феномена материального мира и его роли в контексте культуры, со знанием социальных закономерностей, имеющих информационную природу.

Второй аспект связан с характеристикой личности с точки зрения ее потребностей в информации, а также с проблемами социализации личности под воздействием информационно-культурной среды.

Третий аспект рассматривает проблему с точки зрения функционирования различных социальных институтов (семья, учебные заведения, массовые коммуникации, библиотеки) и их участия в формировании информационной культуры своими специфическими средствами.

Четвертый аспект данного явления имеет прикладной характер и заключается в формировании информационной культуры в плане овладения информационными ресурсами, навыками поиска информации и ее использования во всех видах деятельности, умениями извлекать необходимую информацию из текста, переосмысливать и творчески перерабатывать ее, опираясь на весь комплекс выработанных средств и способов.

Мы считаем целесообразным дополнить этот перечень еще одним аспектом. Пятый аспект раскрытия данного вопроса непосредственно связан со всеми предыдущими аспектами и имеет морально-этическую направленность. Он касается гуманитарного основания информационной культуры и связан с воспитанием нравственных качеств личности, гарантирующих ответственное отношение к возможности получения, распространения и использования информации в интересах общества.

Общепринятым является рассмотрение вопроса формирования информационной культуры как в личностном, так и в общественном планах.

В качестве личностного феномена информационная культура отдельного человека своеобразно преломляет в себе весь его внутренний мир и, прежде всего, его интеллектуальную составляющую. Чем богаче внутренний мир личности, тем более благоприятны условия для формирования информационной культуры. Информационная культура определенным образом соотносится с объемом информации, которым владеет человек. Но это соотношение не носит характер прямой пропорциональной зависимости, оно более сложно и неоднозначно.

Становление личной информационной культуры происходит повседневно. С одной стороны, этот процесс структурируется, организуется и направляется системами обучения и воспитания, а с другой - информационная культура формируется в процессе повседневной деятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации средств массовой коммуникации, в процессе общения. Влияние современной информационной техники на формирование и развитие личности определяется существенным расширением объема и характера доступной человеку информации, форм ее получения и преобразования.

Информационная культура общества находится в тесной связи с соответствующим аспектом культуры людей, живущих в этом обществе и составляющих его: без одного просто нет другого. Но любой социум, конечно же, не эквивалентен сумме входящих в него индивидов. Культуру общества нельзя представить как результат механического сложения качеств людей. Точно также информационная культура отдельного человека не может рассматриваться в виде среднеарифметической или среднестатистической величины в масштабе всего общества. Необходим качественно иной подход, глубоко учитывающий личностные свойства каждого человека, на котором лежит отпечаток культуры определенной эпохи и социально-этнической среды как своеобразной результирующей. Прогресс материального производства и различные проявления духовной жизни людей оказываются причастными к формированию информационной культуры общества. Без глубокого овладения постоянно возрастающими объемами и потоками разнообразной информации серьезные социальные сдвиги невозможны. Этим определяется важность информационной культуры, которая давно выступает в качестве особой и весьма существенной характеристики развития общества.

Формирование информационной культуры является одной из главных задач современного общества, поскольку:

- во-первых, она определяет социально необходимый уровень информированности индивида, соответствующий уровню развития общества.

- во-вторых, она формирует систему ценностных ориентаций, проявляющуюся в отборе циркулирующей информации, ее оценке, критическом осмыслении.

- в-третьих, информационно-культурная среда способствует усвоению индивидом знаний и ценностей в форме преобладающих в данную эпоху стереотипов.

- в-четвертых, непосредственным помощником в становлении и воспитании информационной культуры личности сегодня выступают новые информационные технологии, владение которыми становится составной частью информационного общества и способствует наиболее полному раскрытию личности во всех видах деятельности, включая и профессиональную.

Читайте также: