В чем вы видите особенности изображения невского проспекта кратко

Обновлено: 07.07.2024

История создания

О чем повесть?

Пирогов оказывается чуть более удачливым — его блондинка в борделе не работает, но замужем за немцем Шиллером. Факт замужества пассии героя нисколько не смущает, поэтому он продолжает навязчивые ухаживания. Но в один момент ревнивый супруг застает поручика у себя дома и с позором прогоняет его. Сначала Пирогов чувствует себя оскорбленным, хочет жаловаться генералу, но затем отказывается от этой идеи.

Основные темы и проблемы

В таком не богатом на события произведении Гоголь затрагивает сразу несколько актуальных тем, которые раскрываются на примере главных героев.

Характеристика главных героев

  1. Центральная роль в повести отведена художнику Пискареву. Он — истинный творец, голодный и честный. Ему не так важен доход, сколько сам процесс творчества. Ему свойственно мечтать, а, следовательно, идеализировать. Он чтит и уважает красоту; в его сознании то, что красиво, — не должно быть порочным. И именно эти качества сыграли с ним злую шутку. Не меркантильный, не испорченный человек не смог смириться с жестокими реалиями Петербурга, где молоденькая девушка без сожаления и раскаяния обрекает себя на роль проститутки, причем нисколько не стыдиться своего положения, а наслаждается им. Такой поворот событий мог навредить только такому чистому и мечтательному юноше, как Пискарев. Попади в такую ситуацию Пирогов, он ничуть бы не смутился. Живописец же отказывается мириться с тем, что прекрасное создание может быть безнравственным и испорченным, поэтому он всеми силами пытается оправдать ее — в его снах она то знатная дама, то простая деревенская девушка. Так он становится зависим от мира снов — раз за разом ему сложнее сталкиваться с реальностью. Герой так и не смог принять действительность, поэтому единственным выходом для него оставалась смерть — так художник и совершает самоубийство.
  2. Не маловажную роль в судьбе Пискарева сыграла незнакомка с Невского. Читатель не имеет возможности познакомиться с ее внутренним миром, но ее образ выписан достаточно точно — эта девушка совмещает в себе абсолютно ангельскую внешность и совсем не ангельскую душу. Она спокойно, и даже с гордостью относится к своей работе в борделе, считает для себя более постыдной роль жены бедного человека, а не участь содержанки. Этот контраст внешности и души — прекрасного и омерзительного — становится смертоносным для чистого и мечтательного Пискарева. Она — человек, который приспособился к жизни в Петербурге, какой бы она ни была, он — ее полная противоположность.
  3. Полной противоположностью Пискарева оказывается и его друг, поручик Пирогов. Он вовсе не мечтателен, а, напротив, достаточно рационален. Ему важно то, какое положение он занимает в обществе, поэтому он так любит кичиться своим чином, пусть пока что и низким. Он может преступить через границы морали и нравственности — например, наличие у женщины мужа его нисколько не останавливает, а, наоборот, раззадоривает. Он себялюбив и эгоистичен, но труслив — ведь, в конечном счете, он даже не решается рассказать генералу о нанесенном ему оскорблении — от немца Шиллера за приставания к его жене.

Гоголь противопоставляет Пирогова, незнакомку с Невского Пискареву — так он явно показывает, для каких людей Петербург подходит, а кто выжить там решительно не может. Мечтательный и высоконравственный художник не смог смириться с простым несоответствием мечты и реальности, чиновник же абсолютно спокойно смирился с оскорблениями и избиением, а затем пошел кутить к друзьям офицерам. Так автор выражает свое мнение относительно большого города — это город для толстокожих людей, людей испорченных, черствых и меркантильных, как незнакомка и Пирогов, а не для художников Пискаревых.

Образ Невского проспекта

Как уже говорилось в предыдущих пунктах, писатель подверг сомнению утопическую идеализацию судьбы романтического героя. На самом деле, такая утонченная натура не может свыкнуться с крушением надежд и иллюзий. Она либо утрачивает свою утонченность, становясь аналогом девушки с Невского, либо погибает. Многие художники именно в силу этой закономерности не живут долго, а вот мещане, порочные женщины и заурядные франты проживают долгую и относительно спокойную жизнь. Эту правду жизни и хотел довести до нашего сведения писатель.

Параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по
характеру и судьбе, помогает лучше понять противоречивость самого
Невского проспекта. Комичная ситуация, в которую попал поручик
Пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги Пискарева.
Точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается
с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь "Он лжет во
всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь
сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены
домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады
карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и
когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы
показать всё не в настоящем виде".
"Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!"
"Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного
только дня!"
"Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного
на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, Боже,
сколько ног оставило на нем следы свои!"
"Начнем с самого раннего утра, когда весь Петербург пахнет
горячими, только что выпеченными хлебами и наполнен старухами
в изодранных платьях и салопах, совершающими свои наезды на
церкви и на сострадательных прохожих"
"В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернеры
всех наций с своими питомцами в батистовых воротничках"
"В это благословенное время от двух до трех часов пополудни,
которое может назваться движущеюся столицею Невского
проспекта, происходит главная выставка всех лучших
произведений человека".
"Но бьет три часа, и выставка оканчивается, толпа редеет.
В три часа – новая перемена. На Невском проспекте вдруг настает
весна: он покрывается весь чиновниками в зеленых вицмундирах".
"Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено
приличия: мужчины в длинных сюртуках, с заложенными в карманы
руками, дамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах
и шляпках".
Но как только сумерки упадут на домы и улицы и будочник, накрывшись
рогожею, вскарабкается на лестницу зажигать фонарь, а из низеньких
окошек магазинов выглянут те эстампы, которые не смеют показаться
среди дня, тогда Невский проспект опять оживает и начинает
шевелиться".
"С четырех часов Невский проспект пуст, и вряд ли вы встретите на нем
хотя одного чиновника".
"Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге;
для него он составляет все".
"О, не верьте этому Невскому проспекту!"

Таким предстает перед нами Петербург Гоголя-город обмана,
разврата и разрушения, город жестокий и несправедливый, город-
вампир, живущий за счет жизни миллионов несчастных и беззащитных
людей.

Образ Невского проспекта в повестях Гоголя – сочинение на тему

Образ Невского проспекта в повестях Гоголя стал неким мистическим символом. Сам Петербург – особый город для писателя, а его сердце – Невский – главная сцена, где кипит жизнь и происходят судьбоносные события.

Столица грехов и пороков

В городе пороков, лжи, бездушности и безразличия главный помост – Невский проспект. Именно он таинственным образом притягивает толпы людей: богатых и нищих, поэтов и художников, знатных особ и тех, кто попал на самое дно жизни.

В произведениях Гоголя Невский проспект – ключевая деталь. Здесь разбиваются мечты Пискарёва в одноимённой повести Н. В. Гоголя. Красивая внешность и отвратительная душа настолько впечатлили молодого художника, что его сновидения, пытаясь оправдать возлюбленную, каждую ночь преподносят ему новые образы. Грязь, пороки, бесчеловечность, царящие в огромном городе, сводят с ума романтичного молодого человека. Он тот, кому не выдержать жизни в городской суете, в мире, где правят деньги.

Авторское восприятие Петербурга

“Не верьте, Невскому проспекту!”

Материал статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Образ Невского проспекта в повестях Гоголя”.


Содержимое разработки

Он пробудил в нас сознание о нас самих - вот его истинная заслуга… Н.Г.Чернышевский Презентацию подготовила: Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №883 г. Москвы Алиева Светлана Викторовна

Он пробудил в нас сознание о нас самих - вот его истинная заслуга… Н.Г.Чернышевский

Презентацию подготовила:

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №883 г. Москвы

Алиева Светлана Викторовна

Первый период творчества 1829 -1835 г.

Второй период творчества 1835 – 1842гг .

Третий период творчества 1842 – 1855гг.- последний период

Невский проспект Назовите героев повести. Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта? В чем вы видите особенности изображения Невского проспекта?

В чем вы видите особенности изображения Невского проспекта?

Почему Гоголь дал такие фамилии героям?

Поручик Пирогов

Художник Пискарёв

Маленькая рыбка- тихий, незаметный скромный человек

Определите завязку сюжета повести Встреча героев с прекрасными незнакомками

Определите завязку сюжета повести

Встреча героев с прекрасными незнакомками

Охарактеризуйте среду, из которой вышли герои Художник Пискарёв Жил в атмосфере искусства, творчества, Поэтому оторвался от реальности Поручик Пирогов Жил в заботе о быте, чинах, выгодной женитьбе Как автор относится к своим героям? грусть ирония

Охарактеризуйте среду,

из которой вышли герои

Художник Пискарёв

Жил в атмосфере искусства, творчества,

Поэтому оторвался от реальности

Поручик Пирогов

Жил в заботе о быте, чинах, выгодной женитьбе

Как автор относится к своим героям?

Офицерский чин олицетворяет власть социального статуса, подавляющего личность Почему Гоголь для своих героев выбрал такие профессии? Профессией художника подчеркивается наличие творческого начала в человеке, однако загубленного самим человеком, не способного противостоять действительности

Офицерский чин олицетворяет власть социального статуса, подавляющего личность

Почему Гоголь для своих героев выбрал такие профессии?

Профессией художника подчеркивается наличие творческого начала в человеке, однако загубленного самим человеком, не способного противостоять действительности

Пискарёв Назовите главные черты гоголевского героя. Какова роль сновидений в рассказе о Пискареве? Чистота души, искренность, талантливость, но и отсутствие внутренней стойкости, мечтательность, идеализм Сны заменяют ему реальную жизнь, а пробуждение от снов подчеркивает трагизм столкновения с реальностью, которую не выносит его возвышенная душа. Герой-романтик обречен на гибель.

Назовите главные черты гоголевского героя.

Какова роль сновидений в рассказе о Пискареве?

Чистота души,

искренность,

талантливость,

но и отсутствие внутренней стойкости,

мечтательность,

Сны заменяют ему реальную жизнь, а пробуждение от снов подчеркивает трагизм столкновения с реальностью, которую не выносит его возвышенная душа. Герой-романтик обречен на гибель.

жизнь во сне для Пискарёва становится дороже жизни наяву. Во сне художник видит эту даму благородной, и с этого момента

жизнь во сне для Пискарёва становится дороже жизни наяву.

Во сне художник видит эту даму благородной, и с этого момента

Пирогов Назовите главные черты гоголевского героя. Примитивные потребности, бездуховность, пошлость мыслей и поступков, отсутствие высоких идеалов – потеря себя как личности

Назовите главные черты гоголевского героя.

Примитивные потребности,

бездуховность,

пошлость мыслей и поступков,

отсутствие высоких идеалов – потеря себя как личности

Как отнеслись герои к своим поражениям?

Другой – остался самим собой.

Вывод: центральная проблема повести – столкновение мечты и действительности

центральная проблема повести – столкновение мечты и действительности

Список использованных источников


-75%

Читайте также: