В чем своеобразие скульптуры ацтеков кратко

Обновлено: 06.07.2024

Американская доколумбовая культура отличается абсолютной самобытностью и неповторимостью. Произведений искусства, подобных созданным народами, изначально населявшими этот континент, встреть нельзя больше нигде в мире.

Памятники цивилизации ольмеков

Первую цивилизацию в Центральной Америке когда-то создали ольмеки. Произошло это в конце II тыс. до н.э. Скульптура данной народности отличается необыкновенной реалистичностью. Памятники этой древнейшей цивилизации обнаружены учеными в Трес-Сапотес, Ла-Венте и Сан-Лоренсо. Изваяния представляют собой колоссальных размеров человеческие головы. Высота каждой составляет около 2,5 метров, вес – 30 т. Туловища, к сожалению, не удалось обнаружить до сих пор. Черты лица голов очень сильно напоминают африканские. Необыкновенно интересным можно назвать тот факт, что каменные глыбы для таких скульптур доставлялись порой с расстояния до 50-ти километров, учитывая, что тягловой животной силы у индейцев не было.

В поселениях этой же народности были обнаружены оригинальные стелы. Археологам удалось также отыскать многочисленные фигурки богов, жрецов и людей с пастью ягуара. В III в. н. э. ольмеки неожиданно исчезли. Ученые предполагают, что причиной тому могло стать извержение какого-либо из вулканов.

Культура Теотиуакана и тольтеков

Теотиуакан (II–VII вв.) – древний город, расположенный в нескольких километрах от Мехико. В нем построены два великолепнейших храма Луны и Солнца. Внутри этих пирамид когда-то были установлены многочисленные статуи богов. Эти изваяния ярко раскрашивались. В их глазницы вставлялись драгоценные камни. Эта цивилизация классического периода была разрушена при нашествии тольтеков.

Новые племена пришли из пустынь Мексики в VII в.. К X столетию они уже создали на этих территориях свою неповторимую культуру. Основной ее отличительной особенностью была мрачность и выразительность. К примеру, в столице этой народности Толлане найдены четырехметровые статуи воинов, на груди которых изображена бабочка. Этот элемент символизировал у тольтеков планету Венеру. Она, в свою очередь, была отображением божества Кетцалькоатля. В XI веке эти земли захватили другие племена – ацтеки. Они создали здесь поистине могучую цивилизацию.

Скульптура ацтеков

В искусстве создания скульптур ацтеки были просто непревзойденными мастерами. Первым европейцам, увидевшим их, они зачастую внушали непередаваемый ужас. Чего стоит только изображение богини Коатликуэ. Ее выполняют со змеиной головой и ожерельем из человеческих сердец. Основной отличительной чертой скульптуры ацтеков можно назвать необыкновенную реалистичность. Помимо страшных, а порой и отталкивающих изваяний археологами найдены изящные статуэтки, выполненные мастерами этой народности. К примеру, чистый и очень красивый кролик из белого кварца или фигурка женщины, работающей с зерном.

Скульптура майя

Изваяния цивилизации майя могли носить как религиозный, так и символический или исторический характер. Лаконичность и символизм их скульптуры выражается, прежде всего, в уравновешенности и четких пропорциях и в детальной проработке одежд. В традиции майя была установка статуй на площадях, во дворах культовых сооружений, у входов в дома знати и т.д. Малая пластика цивилизации (II – I вв. до н.э.) была глиняной, и первоначально она были довольно грубой и примитивной. Постепенно искусство развивалось совершенствовалось. Более поздняя скульптура отличается необыкновенным изяществом. Подтверждением тому могут служить фигурки, найденные на острове Ханна в Кампече. Позднее мастера майя начали использовать для изготовления статуй камень и дерево. В период коллапса (IX в.) искусство майя, в том числе и скульптура, пришло в упадок. Попытки возродить его в постклассический период особым успехом не увенчались. Более поздняя культура инков каменную статую практически не использовала.

Многие народы доколумбовой Америки создавали на этом континенте свои могучие цивилизации. Проходили века и падали империи. Одно оставалось вечным – памятники культуры. Скульптура этого периода, сохранившаяся до наших дней, поражает воображение своей неповторимой самобытностью и великолепием исполнения.

В ацтекская скульптура Обработка камня считается одной из наиболее законченных форм искусства этой мезоамериканской цивилизации, основанной примерно в 1430 году. Скульптура Мексика является продуктом развития давней традиции гравюры на камне и дереве, которая началась с первых народов ольмеков, которые населяли побережье Мексиканского залива.

Эти ацтекские рельефные гравюры варьируются от небольших личных работ до монументальных произведений высотой более 10 футов. Многие из этих произведений были спасены от уничтожения в период испанского завоевания и колонии, поскольку считались еретическими символами.

Несомненно, самые важные и многочисленные скульптуры ацтеков имели религиозные мотивы и были частью сложных местных ритуалов. Обычно они выставлялись в храмах и других общественных местах для поклонения в Церемониальном Участке города Теночтитлан, хотя некоторые из этих скульптур были сделаны только для того, чтобы их ценили ацтекские боги, а не для людей.

Их размещали в скрытых местах или гравюры делали внутри традиционных каменных ящиков, как в скульптурах Чак Молля.

Над дизайном и созданием этих великих произведений работали наиболее важные и квалифицированные скульпторы ацтеков, учитывая их социальную значимость. Ацтеки также представляли природу через свои скульптуры (животные и растения, звезды, люди и т. Д.).

Происхождение

Самый древний предшественник ацтекской каменной скульптуры восходит к первым народам ольмеков, которые поселились на побережье Мексиканского залива около 1200 г. до н.э.

С тех пор последующие цивилизации обрабатывали обычные вулканические породы. Также золото и полудрагоценные камни, такие как нефрит, бирюза, оникс и аметист.

В скульптуре ацтеков присутствуют художественные черты других культур, таких как майя, тольтеков и сапотеков, для которых характерны внушительные каменные работы. Мексиканские скульпторы также испытали влияние скульптуры современных соседних народов.

Например, скульптура Оахаки, некоторые художники которой жили в Теночтитлане, и трехмерная скульптура Уастека на побережье Мексиканского залива. Таким образом, скульптура ацтеков была сформирована под множеством разнообразных влияний, которые выражаются в ее эклектичном стиле.

Художники ацтеков восхищались древним искусством, что объясняет их склонность к круглой каменной кладке для изображения трехмерных фигур. С помощью этого типа скульптуры, взятой у предков ольмеков, они передавали людям свои послания и верования.

Это не мешало им ценить и современное искусство своего времени. Так же, как они лепили устрашающие фигуры богов, они могли представлять красивые и изящные изображения людей или животных.

характеристики

- Это вид эклектического искусства, возникший благодаря множеству художественных влияний, полученных от скульптуры предков и современных культур. Помимо большого тематического разнообразия, ацтекская скульптура обладает большой пластической силой.

- Мексиканская скульптура отличается экономичностью форм, а также художественным ансамблем работы, хотя она имеет особенность представления деталей с большим реализмом.

- Это один из наиболее развитых видов доиспанского искусства в Мезоамерике.

- Религиозные концепции ацтеков передавались через скульптуру, и это было неотъемлемой частью церемоний и ритуалов.

- Основные темы или мотивы скульптур были религиозными, с изображением богов и богинь. Однако они также включали элементы природы, такие как фигуры животных, солнца и луны, людей, растений, музыкальных инструментов, жертвенной утвари и т. Д.

- Атрибуты представленных фигур были тщательно детализированы, будь то животные, боги или люди.

- Эти атрибуты, такие как когти, клыки, лицевые или грудные украшения и определенная одежда, служили для более легкого распознавания и различения значения той или иной скульптуры.

Другие характерные черты

Скульптурные и выгравированные божественные изображения следовали основным и характерным образцам. Их почти всегда изображали прямо в строго симметричной плоскости.

Фигуры мужчин сидят, подняв колени и скрестив руки на груди. С другой стороны, женские тоже изображены стоящими на коленях, но с положенными на них руками.

Лица в скульптурах представлены без возраста. Глаза символизируются линией, а рты приоткрыты, чтобы придать им определенную естественность, но не индивидуальность.

Фигуры имеют серьезные выражения и характеризуют его идеалы силы, мужественности и женской красоты.

Скульпторы ацтеков работали с простыми инструментами из камня и дерева, водой, песком и волоконным шнуром.

Некоторые из его работ вылеплены из небольших резных камней, но другие отличаются очень тщательной проработкой деталей.

Представительские работы

Статуя Ксочипилли

Он был богом, который в мифологии ацтеков олицетворял искусство, красоту, игры, танцы, песни и цветы. Ксочипилли - это слово на науатль, которое означает Цветочный принц. Он также был божеством проституток и гомосексуалистов.

Одна из самых значительных статуй Шочипилли была найдена на одном из склонов вулкана Попокатепетль в середине 19 века. Бог представлен в фигуре, сидящей на чем-то похожем на храм.

Статуя и основание, поддерживающее ее, кажутся покрытыми резьбой из растений, имеющих священное значение, таких как грибы, табак, ололиуки, синикуичи и другие цветы.

Камень койолксауки

Рельеф Койолхауки - это камень, который был найден в 1978 году в Темпло Майор Теночтитлана и вырезан около 1473 года нашей эры. Coyolxauhqui означает на языке науальт 'Тот, что украшен колокольчиками'‘. Считается, что эта богиня Мексика представляет Луну из-за округлой формы камня, несмотря на отсутствие лунного знака или глифа.

Это монолит из карьера диаметром 320 см в форме щита, на котором можно увидеть расчлененную богиню. Помимо отдельных частей тела, в его волосах можно увидеть шары из орлиных перьев. На его щеке символ в форме колокольчика, а на ухе - ресница с символом года ацтеков.

Тизок Стоун

Камень Тизок - это грандиозная круглая скульптура с гравюрами ацтеков. Он был вновь открыт в 1791 году на площади Пласа-Майор в Мехико. Его ошибочно назвали Алтарем жертвоприношений гладиаторам из-за вандализма, которому он подвергся.

Считается, что канал был проделан в камне в 17 веке, чтобы укрепить ложное представление о том, что в этом памятнике совершались человеческие жертвоприношения. Эта скульптура имеет диаметр 2,65 м и высоту 93 см.

Камень содержит изображения и изображения вождя ацтеков Тизока во время нападения на воинов из Матлацинки.

Статуя богини Коатликуэ

Он вырезан из песчаника и имеет размеры 3,50 м в высоту на 1,30 м. Широкий. Скульптура представляет собой ожерелье из человеческих рук и сердец. Его голова состоит из двух гигантских змей, которые символизируют две струи крови. Это одно из самых представительных произведений мексиканского скульптурного искусства.

Характерной чертой искусства охотничьих племен ацтеков было поклонение богам. Сохранившиеся легенды и предания рассказыва­ют о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинст­венного народа, прежде чем он создал могущественную империю с высоко развитой культурой. Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания цивилизации ацтеков испанцами в XVI в. насчитывалось более 40 тысяч.

Об архитектуре ацтеков известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или пол­ностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев. Известно, что в центре Теночтитлана находились три дворца ац­текских правителей и главный храм бога войны. На вершине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.

Особого расцвета достигла ацтекская скульпту­ра. Монументальные статуи божеств носят абстракт­ный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ - богини зем­ли, смерти и весеннего плодородия – матери верховно­го божества войны. Эта статуя лишь отдаленно напо­минает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, из­вивающихся змей, лап орлов. Все это нагромождение различных предметов строго симметрично и уравно­вешенно.

Привлекают внимание и произведения мелкой пластики: граци­озные статуэтки присевшего на задние лапы испуган­ного кролика, свернувшейся клубком змеи, пригото­вившегося к прыжку кузнечика, курительные труб­ки, украшенные сидящей фигурой бога огня.

Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастерством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины от­личаются изяществом исполнения и тонкостью моде­лировки. Вот как описывал ювелирное мастерство ацтеков один из очевидцев:

Варианты заданий для самостоятельной работы:

Каковы характерные черты искусства ацтеков?

Что представлял собой архитектурный облик их столицы Теночтитлана?

Шабалина Светлана Николаевна

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ АЦТЕКОВ Богатая культура ацтеков основана на традициях предшествовавших жителей Мексики - тольтеков, сапотеков и миштеков. Наиболее развитыми были медицина и астрономия. У ацтеков имелись иероглифическое письмо, солнечный календарь, было развито искусство. Столица ацтеков Теночтитлан , выстроенная на острове среди озера Тескоко , имела регулярный план и была прорезана каналами. Среди сохранившихся построек ацтеков – усечённые 4х-гранные каменные пирамиды , строго геометричные по форме храмы (с остатками рельефов и росписей). В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов из базальта и андезита, есть полные жестокой и суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных; мастерски исполнялись украшения из перьев , полихромная керамика , мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана и ювелирные изделия .

АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Теночтитлан был основан около 1325 г. на острове посреди солёного озера Тескоко. В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам город был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от рек и озёр. Теночтитлан делился на четыре квартала. В центре города находился ритуальный центр, окруженный защитной стеной. Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.

АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Ацтеки верили во многих богов и богинь. Боги-создатели мира - это непредсказуемый Тескатлипока ("Курящееся Зеркало"), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль ("Пернатый Змей"), "давший людям маис". Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы , где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами , посвященными богу войны Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями. Слева: статуя богини Коатликуе – матери бога Солнца. Справа: ритуальная игра в мяч (реконструкция)

АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Главный храм Теночтитлана (реконструкция)

СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Скульптура была самым крупным вкладом ацтеков в искусство. Ацтекский скульптор мог иметь дело с различными материалами , начиная от изумруда размером с горошину и кончая огромными глыбами, такими большими, как огромный каменный календарь, весящий 24 тонны. У скульптора были самые простые инструменты : каменные резцы, шила и свёрла. Наряду с тяжеловесными, грандиозными культовыми статуями из грубого камня, внушающими благоговейный трепет и страх были очень выразительные скульптурные произведения: кролик из белого кварца, прозрачный, чистый и очень красивый; маска из чёрного обсидиана (вулканического стекла); фигура склонившейся женщины, перемалывающей зерно. Скульптуры делались так, что их можно было осматривать со всех сторон.

СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Ваятелям не хватало полного понимания пропорциональности форм в изображаемых телах. Скульптура была тесно связана с архитектурой. Скульптура была не внешним элементом, а её фундаментальной составляющей. Были созданы скульптурные фризы из камня, огромные кариатиды, колонны. Искусство ацтеков было содержательным, функциональным и принадлежало религии. В жизни ацтеков не было искусства ради искусства. Искусство имело свое назначение, оно было священным. Религия была жизнью, а жизнь была религией.

СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Гипсовая маска из Теночтитлана Фигурки богини Коатликуэ Коатликуэ – богиня земли и смерти. Её змеиная голова, ожерелье из человеческих сердец и кистей рук, пальцы с когтями, её юбка, состоящая из массы извивающихся змей внушают зрителю благоговейный трепет. Вокруг ацтеков было много смертей, и они передали ощущение страха не только грубым монументальным статуям, но и фигуркам, маскам.

СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Тескатлипока ("курящееся зеркало«) - бог ночи, севера и колдовства, покровитель жестоких зрелищ и увеселений и жрецов, наказывающий преступников, повелитель звёзд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения, искуситель людей. Один из трёх главных богов, соперник Кецалькоатля. Носит с собой магическое зеркало, которое кадит дымом и убивает врагов; ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире.

СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Каменная статуя бога плодородия Шипе-Тотека , одетого в человеческую кожу. Тело бога окрашено в красный цвет. Вид спереди показывает разрез в груди жертвы (потом аккуратно зашитый), через который доставалось сердце. Лицо бога видно в раскрытом ротовом отверстии маски. Вид сзади показывает, как кожа завязывалась на спине статуи.

КАМЕНЬ СОЛНЦА Камень Солнца ("Ацтекский календарь«) - памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу. В Камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени. Ацтекский календарь имел черты, сходные с календарём майя. Основу ацтекского календаря составлял 52-летний цикл – солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Ацтекский календарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя, дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам.

СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ Лежащий ягуар.

ГРАНИЛЬНЫЕ РАБОТЫ Наибольшей популярностью у ацтеков пользовались жадеит, бирюза и горный хрусталь, но ацтекские гранильщики также работали с обсидианом, аметистом, янтарём, гелиотропом, сердоликом и разнообразными цветными материалами. Многие из них импортировались: раковины доставлялись с побережья, изумруды – из Колумбии, бирюза и жадеит – с запада Мексики. Твёрдые камни обрабатывались медными инструментами, при этом использовались вода и особая разновидность абразивного песка. На последней стадии поверхность изделия шлифовалась – сначала песком, затем камышом. Гранильщики создавали и крупные вещи (например, сосуды в виде животных из алебастра и обсидиана или человеческие черепа из обсидиана). Мозаичными орнаментами украшали маски, щиты и нагрудные пластины, шлемы и короны, скипетры, браслеты, посохи, деревянные и глиняные сосуды. Жертвенный нож из дерева, мозаики и обсидиана. Маска Тескатлипока.

АЦТЕКСКИЕ МАСКИ Ритуальная маска из бирюзы (1400-1521гг). На щеках стилизованное изображение бабочки более тёмного цвета. Коллекция Британского музея. Ритуальная мозаичная маска Кецалькоатля. Мехико (15-16 вв. н.э.). Зелёная и бирюзовая змеи обвивают всё лицо. Коллекция Британского музея. Погребальные маски

ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ АЦТЕКОВ Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов. Использовали ковку, чеканку, тиснение, покрытие золотыми пластинами, золочение, создание золотой оболочки. Золотые серьги (вверху) и кольцо (снизу).

ИЗДЕЛИЯ С ПЕРЬЯМИ Головной убор правителя Монтесумы. Венский этнографический музей. Справа: священная птица кетцаль. Длина перьев на хвосте достигает более 60 см., а в полёте птица напоминает извивающуюся змею.

ИЗДЕЛИЯ С ПЕРЬЯМИ Мастера, работавшие с перьями, образовывали замкнутую общину в одном из кварталов Теночтитлана. Они украшали перьями щиты, создавали из них головные уборы и штандарты, туники и накидки, а также разного рода мелочи вроде опахал, браслетов и султанов. Жёсткие предметы, такие, как щиты, украшались мозаикой из нескольких слоёв маленьких пёрышек, посаженных на клей (использовался трафарет для рисунка). При изготовлении накидок или флагов перья привязывались или пришивались к ткани. Использовались перья разных птиц : кетцаля (кетсаля, зелёные перья), орла, розовой цапли (алые), попугая (жёлтые), яркие перья котинги (синие) и колибри (бирюзовые). Слева: ритуальный щит, украшенный изображением животного. Перья птиц. Глаза, когти, зубы и контур животного сделаны из тонких золотых полосок. Венский этнографический музей.

СТЕННАЯ РОСПИСЬ Стены храмов и светских зданий были украшены фресками и барельефами. Стенные росписи ацтекского периода существенно пострадали во время конкисты. В Тисатлане сохранились два алтаря, украшенные изображениями богов и религиозными символами, выполненными в перенятом от миштеков стиле. Процессия воинов. Повреждённая роспись в храме в Малиналько. Воин в шкуре ягуара. Роспись в храме в Малиналько.

КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ Ацтеки не знали гончарного круга и глазури. Все гончарные изделия лепились вручную. Каждая семья имела большой кувшин для воды, горшок для приготовления бобов и горшок, в котором на ночь замачивался маис. Кукурузные лепёшки готовились над огнём на комале , круглой плоской сковороде с гладкой верхней поверхностью (нижняя её сторона была шероховатой, чтобы жар распределялся равномерно). Ещё одним специальным сосудом была чаша, обычно с тремя маленькими ножками, внутренняя поверхность которой была испещрена перекрещивающимися насечками. Чаша использовалась для растирания стручкового перца . Тарелка. Керамика ацтеков .

Помимо основной утвари гончары производили целый ряд тарелок, блюд, кубков для напитка из агавы, специальные кувшины для какао, соусники и черпаки, хотя только состоятельные люди могли позволить себе иметь весь сервиз подобного рода. Для храмов изготавливались разного рода курильницы и ритуальные сосуды, а глиняные жаровни требовались как в частных домах, так и в общественных зданиях. КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ Ацтекская керамика.

КОДЕКСЫ АЦТЕКОВ Каждая книга ацтеков, или кодекс , состоит из полосы длиной около 12 метров и высотой около 20 сантиметров, изготовленной из бумаги, волокон агавы или оленьей шкуры и сложенной зигзагом или гармошкой, как современная карта. Концы полосы приклеивались к тонким деревянным пластинкам, служившим обложками и иногда украшавшимся рисунками или бирюзовыми дисками. Обе стороны полосы были покрыты письменами и рисунками , а отдельные страницы были разделены на секции красными и черными линиями. Каждая страница обычно читалась сверху вниз и слева направо. Ацтекский кодекс XVI века. Изображение Кетцалькоатля из кодекса Мальябекиано, XVI век.

КОДЕКСЫ АЦТЕКОВ Ацтекская бумага изготавливалась из внутреннего слоя коры различных видов фигового дерева. Кора вымачивалась в реке или в известковой ванне, волокна отделялись от древесной массы, затем их клали на гладкую поверхность и колотили каменным орудием с рифленой поверхностью. Добавлялось вяжущее средство (скорее всего, смола), и волокна сбивались в тонкую однородную массу-страницу. После выравнивания и просушки обработанные волокна превращались в хорошо узнаваемую бумагу, но поверхность ее все еще была пористой и неровной, непригодной для рисования до тех пор, пока ее не покрывали белой известковой глазурью или краской. Лопатка для изготовления бумаги. Плоский камень заключён в рукоять из гибкой лозы. На этой поверхности писцы рисовали свои фигуры, сначала намечая контуры чёрным, затем добавляя кистью другие цвета. Основными цветами были красный, синий, зелёный и жёлтый, иногда красители смешивали с маслом, чтобы добавить рисунку глянца. Ацтеки пользовались пиктографическим письмом с элементами иероглифики.

МУЗЫКА, ТАНЦЫ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом, музыка скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки. Главную партию исполнял вертикальный барабан , сделанный из полой колоды высотой около метра. Верхняя часть барабана была покрыта шкурой или змеиной кожей. Деревянный вертикальный барабан с резным рельефом. Другой тип барабана – трещоточный, шумовой – изготавливался из панциря морской или пресноводной черепахи. Струнные инструменты были ацтекам неизвестны, мелодическую линию вели флейты.

МУЗЫКА, ТАНЦЫ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Пение, танцы и театральные представления – любимые развлечения ацтеков, и во всех богатых семьях обязательно были свои труппы профессионалов. Гостей развлекали песнями, танцами, пантомимой, декламированием стихов, а также пьесами, в которых актеры надевали специальные костюмы, чтобы играть свои роли. Музыка не записывалась, поэтому ни одна ацтекская мелодия до нас не дошла. У ацтеков не было чёткого разграничения между музыкальным и литературным искусством. Стихи пели или декламировали под музыкальное сопровождение. Слева: в представлении артистов участвуют музыканты, жонглёр, горбуны и карлик (Флорентийский кодекс).

Читайте также: