В чем суть демократизации литературы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Непрерывность литературного процесса, тем более – древнерусского, охватывающего XI – XVII века, обеспечивается влиянием целого ряда различных факторов. Одни факторы носят временной характер, связанный с реалиями конкретной исторической эпохи. Другие оказывают длительное воздействие.

Академик Д.С. Лихачев считал, что к факторам второго рода относится процесс демократизации как процесс сближения русской книжности с реальной жизнью, её потребностями.

Содержание процесса демократизации конкретизируется за счёт характеристики его составляющих.

2. Проникновение в литературу быта. К концу XVI века перестает действовать одна из принципиальных установок начальной стадии древнерусского литературного процесса, связанная с принципиальным отказам от изображения быта. В XVII веке одним из наиболее распространенных жанров становится жанр бытовой повести.

5. Демократизация писателя. Если в начале древнерусского периода русскими авторами были преимущественно учёные монахи и князья, то к концу периода авторами становятся приказные служащие, жители посадов, представители мелкого духовенства и даже крестьяне.

6. Демократизация читателя.Если в XI – XVI веках читателями произведений русской книжности были священнослужители, князья и бояре, то в XVII веке читателями становятся купцы, служащие приказов, посадское население, образованные крестьяне.

Сорок лет назад наша страна первой вышла на путь строительства нового мира. Вместе с народом, партией на этот славный путь вступила и рождавшаяся в боях и грозах революции молодая советская литература. С тех пор она стала жизненно-необходимой своему народу, самым широким массам трудящихся, ибо была с ними всегда – в горе и в радости, сражалась бок о бок с красноармейцем, а потом воином Советской Армии против врагов, помогала возводить стены нового общества, стала властительницей дум, духовным оружием человека социализма, звала и зовет вперед – к новым свершениям во славу коммунизма. Она перешагнула границы и принесла честным людям всей’ земли правду о новой жизни. Сегодня, когда во всех областях подводятся итоги пройденному пути, когда, оглянувшись назад, видишь всю грандиозность созданного и понимаешь значение его для будущего, можно сказать: новый строй, рожденный Октябрем, дал миру литературу, обогатившую человечество.

О том новом, что принесла советская литература, можно написать много. Мы остановимся лишь на одной теме – теме свободного творческого труда. Новый герой – человек свободного труда и его вдохновенное – для счастья человечества! – дело полновластно вошли в литературу, заняли в ней центральное место. И если окинуть взглядом все то огромное количество произведений нашей литературы, посвященных труду и созиданию, – от первых стихов и очерков, печатавшихся на серой и грубой бумаге времен гражданской войны, до книг самого последнего времени, – видишь и путь отважных поисков художников и правдивую картину роста личности трудового человека в новом обществе.

То, что достигнуто советской литературой в изображении человека труда и его идеала, – есть принципиальное эстетическое завоевание всемирно-исторического значения. В нем нашли свое реальное воплощение вековые прогрессивные тенденции всей литературы.

Литература смело показала: в обществе, построенном на эксплуатации человека человеком, труд-проклятье, уродующее людей физически и нравственно. Но и в самой мрачности воссозданной искусством картины, в безмерном страдании труженика, изображенном писателем, нельзя не видеть огромного прогрессивного завоевания: литература вторглась в важнейшую сферу жизнедеятельности людей, вынесла беспощадный приговор эксплуататорскому строю.

2

Октябрьская революция открыла новую эру в истории человечества во всех областях жизни, в литературе в частности.

Литература нового мира призвана говорить людям правду об их жизни, и поэтому она обратилась к реализму. Советские писатели вооружены марксистско-ленинским мировоззрением, позволяющим понять истинный ход исторического процесса, они открыто стали на сторону народа и Коммунистической партии, их творческий метод современный реализм, оплодотворенный марксистским мировоззрением, – социалистический реализм. Социалистическое искусство принадлежит и служит народу, народность – высший критерий художественного произведения, жизнь и борьба народа вот главное содержание книг советских писателей.

В очерках А. Тодорского, А. Серафимовича, в газетных корреспонденциях были запечатлены первые шаги созидательной деятельности свободных тружеников. В первые годы революции новая проза не знала романов и повестей, очерк был ее первым жанром. Зато бурно расцвела поэзия.

Молодая проза, рождавшаяся в 20-е годы, естественно, прежде всего обратилась к только что пережитому – революции и гражданской войне.

3

Если когда-нибудь напишут книгу о психологии писателей советской эпохи, то одни из увлекательнейших страниц в ней будут посвящены знаменательному перелому в литературной жизни на рубеже 20-х и 30-х годов.

Выступление в защиту буржуазной демократии, предпринятое в основном писателями старшего поколения, считавшими Веймарскую республику положительным фактором, дало литературе весьма значительные произведения.

Важной мировоззренческой проблемой стало осязаемое противоречие между демократическими общественными идеалами и таким государственным строем, который хотя формально и дает своим гражданам основные права, однако оставляет нерешенными даже самые насущные социальные проблемы. Внутренний кризис многих писателей объяснялся их

привязанностью к буржуазным представлениям о жизни и отчетливым сознанием того, что “век буржуазии” подошел к своему концу. Они чувствовали, что далеки от пролетариата, а поэтому “дух” становился для них последней опорой.

Писатель считал себя носителем духовного начала в обществе или даже видел себя стоящим над обществом в качестве общественной совести.

Долг писателя состоит в том, чтобы “искать истину независимо от ее полезности или вредности, добиваться справедливости, даже если это будет неразумно с практической точки зрения” 66.

Такое понимание задач писателя, как и защита буржуазной

Имело определенные положительные последствия. Оно обусловливало оппозицию писателей фашизму, что все чаще означало необходимость выхода из сферы чисто художественной в сферу политическую. Публичные выступления, политические статьи, эссе о вопросах политики и культуры стали важной частью писательского творчества.

Б. Франк (“Политическая новелла”, 1928), Л. Фейхтвангер (“Успех”), Т. Манн (“Марио и волшебник”) были в числе тех, кто первым начал литературное наступление на международный фашизм. Кроме того, эти писатели были вынуждены пересмотреть прежние представления о демократии. Уже в 1925 году Г. Манн провел различие между существующей “консервативной” демократией и “радикальной” демократией; по его мнению, следует добиваться “радикальной” демократии. “Республика стала свершившимся фактом, она существует как выражение трудящихся масс, которые верят в справедливость и убеждены в силе разума” 67.

Семь лет спустя его брат Т. Манн заявил о своем полном недоверии “буржуазной республике, которая делает европейскую буржуазию неспособной к государственно-экономическому переходу в новый мир” 68, что Т. Манн считал необходимым условием прогрессивного исторического развития.

Наиболее авторитетным и боевым органом печати, выступавшим в защиту подлинной демократии, был журнал “Ди Вельтбюне”. Первоначально он был основан Зигфридом Якобсоном как театральный журнал “Шаубюне” (1905), но с годами он все в большей мере становился трибуной “для всех левых сил Германии в самом широком значении этих слов”. Журнал собрал вокруг себя “левобуржуазных” писателей, среди которых были К. Тухольский, В. Меринг, А. Цвейг, Э. Кестнер.

Главным редактором журнала стал с 1926 года Карл фон Осецкий (1889-1938). В своем последнем публичном выступлении, состоявшемся в январе 1933 года, он выразил мысль, подведшую итог исканиям буржуазно-демократической литературы за последние годы существования республики: “Я не принадлежу ни к какой партии. Я боролся с разными силами, больше с правыми, но и с левыми тоже. Однако сегодня мы должны понять, что слева от нас находятся только союзники.

Флаг, который я считаю своим, – отнюдь не черно-красно-золотой флаг этой выродившейся республики, а знамя объединенного антифашистского движения” 69.

Осецкий был арестован в 1933 году и заключен в концлагерь, где его истязали. В 1936 году ему была присуждена Нобелевская премия мира. Этот демонстративный акт антифашистской мировой общественности освободил Осецкого из концлагеря, но не смог спасти его жизни.

Осецкий умер от последствий заключения.

Для литературы же как таковой, пожалуй, наиболее важно было то, что многие буржуазные писатели вернулись к “демократическим” взглядам на искусство. Они вновь почувствовали, что должны писать о людях и для людей, а это означало в данном случае писать по-новому. Искусство обращалось теперь не к избранному кругу, а к широкой общественности, в том числе к рабочим. Вновь было понято, как писал Деблин в 1930 году, что “литература принадлежит живому народу и его заботам” 70.

Подобные высказывания наглядно характеризуют перемены, наступившие после экспрессионизма, и расцвет реализма, ознаменовавшийся крупнейшими достижениями буквально во всех литературных жанрах. Да и в кино среди многочисленной коммерческой посредственности появились такие замечательные фильмы, как “Счастье матушки Краузен” (1929; режиссер П. Ютси), “Голубой ангел” (по роману Г. Манна, 1930; режиссер Й. Штернберг), “Трехгрошовая опера” (по пьесе Б. Брехта, 1931; режиссер Г. В. Папст), “Западный фронт 1918” (по роману Э. М. Ремарка, 1930; режиссер Г. В. Папст) и другие. Важный вклад в развитие жанра радиопьесы внесли А. Деблин, Б. Брехт, Ф. Вольф и Р. Леонгард.

И все же критическое отношение буржуазных писателей к проблемам современности нашло свое наиболее многообразное выражение в социальном романе.

Это крылатое выражение означает самую что ни на есть напряжённую борьбу с несокрушимым противником.

Люди хотели чтобы волк сам совершил свой выбор : вернуться к стараму хозяину или остаться у новых .
2 Нет люди не жестокий к волку . Они лишь хотят чтобы волк выбрал своего хозяева .

Так Основная мысль и композиция стихотворения " ты помнишь алеша дороги смоленщины "( симонов ) только не надо много писать мак

ВОПРОСЫ К РОМАНУ "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА" ДАЮ 20 БАЛЛОВ 1)Почему Гринев решил писать Батюшки? 2)Какие отношения сложились у Гринева с

Читайте также: