В чем состоят цель и задачи физического воспитания студентов в учреждениях спо кратко

Обновлено: 03.07.2024

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи:
 понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке се к профессиональной деятельности;
 знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

Содержание

Введение 3
1. Формы и содержание занятий 4
2. Возрастные особенности контингента обучающихся в ВУЗе 8
3. Методические основы физического воспитания в ВУЗе 10
4. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях 14
5. Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре 18
6. Формы организации физического воспитания студентов 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа состоит из 1 файл

Реферат Физическое воспитание студентов-задачи, значения, содержание, формы организации.docx

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Кафедра: Физвоспитание и спорт

по дисциплине: Физическая культура

на тему: Физическое воспитание студентов – задачи, значения, содержание, формы организации

профессор студент гр. ИТу-111

Евсеев А.В. № зач. кн. 11-ИТу-615

1. Формы и содержание занятий 4

2. Возрастные особенности контингента обучающихся в ВУЗе 8

3. Методические основы физического воспитания в ВУЗе 10

4. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях 14

5. Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре 18

6. Формы организации физического воспитания студентов 20

Список использованной литературы 24

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью, обшей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи:

    • понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке се к профессиональной деятельности;
    • знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
    • формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
    • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
    • обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
    • приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

    Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством высшего образования РФ. Государственная программа физического воспитания определяет обязательный для студентов всех ВУЗов объем физкультурных знаний, двигательных умений, навыков и уровень развития физических качеств.

    Программа по физическому воспитанию студентов содержит три основных раздела: теоретический, практический, контрольный.

    Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.

    Знания сообщаются преподавателями кафедры физического воспитания в форме поточных лекций в объеме 26 ч.

    Кроме этого студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.

    Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.

    Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах (12 – 15 чел.).

    Методико-практические занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

    Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.

    Программой предусматривается следующий перечень обязательных методико-практических занятий (36 ч), связанных с лекционным курсом:

      • методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижения на лыжах, плавание);
      • простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;
      • методика составления индивидуальных программ физического воспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулки и т.д.);
      • основы методики самомассажа;
      • методика корригирующей гимнастики для глаз;
      • методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, гигиенической или тренировочной направленности;
      • методы оценки и коррекции осанки и телосложения;
      • методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, программы, формулы и др.);
      • методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы);
      • методика проведения учебно-тренировочного занятия;
      • методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания);
      • методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств;
      • основы методики организации судейства соревнований по избранному виду спорта;
      • методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом;
      • средства и методы мышечной релаксации в спорте;
      • методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки;
      • методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

      Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, достижение высоких результатов в избранном виде спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.

      Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в ВУЗе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности.

      Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.

      Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний и умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания ВУЗа с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении.

      Обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов, являются: 1) бег на 100 м; 2) поднимание (сед) и опускание туловища из положения, лежа, ноги закреплены, руки за голову (женщины), подтягивание на перекладине (мужчины); 3) бег на 2000 м (женщины) и 3000 м (мужчины).

      Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в ВУЗ, и в конце – как определяющие сдвиг за прошедший учебный период.

        1. Возрастные особенности контингента обучающихся в ВУЗе

      В ВУЗах контингент обучающихся относится к юношескому и молодежному возрастам (молодежный возраст считается 19 – 28 лет). Организуя и проводя занятия с данным контингентом обучающихся, необходимо принять во внимание их возрастные морфофункциональные и психологические особенности.

      Медико-биологическими исследованиями установлено, что у студентов при завершении роста тела в длину продолжается морфофункциональное развитие организма. Наблюдается увеличение массы тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физической работоспособности. В этот период биологического развития, период завершения становления организма молодого человека, его организм обладает достаточно высокой пластичностью, адаптацией к физическим нагрузкам. Однако физическое воспитание приобретает значение эффективного формирующего фактора при направленном применении средств и методов в соответствии с индивидуальными данными физического развития и физической подготовленности студентов.

      Оптимизация физического развития студентов должна быть направлена на повышение у них уровня отстающих физических качеств и морфофункциональных показателей (улучшение осанки, регулирование массы тела, увеличение жизненной емкости легких и др.). Оценка морфофункциональных данных занимающихся проводится на основе сопоставления индивидуальных показателей с имеющимися в литературе стандартами физического развития, таблицами оценки уровня гармонии физического развития, использования метода индексов и др.

      Известно, что возраст человека накладывает определенный отпечаток на его психологию, мотивы поведения, интересы. Социологические исследования показывают, что в целом студенческая молодежь позитивно относится к занятиям физической культурой, спортом. Вместе с тем у большой части юношей и особенно девушек не сформированы физкультурно-спортивные интересы и естественная потребность в активной двигательной деятельности. В силу этого обстоятельства не создаются необходимые психологические предпосылки для лучшего усвоения учебной программы к предмету. Это, в свою очередь, отрицательно отражается на физической подготовленности и здоровье студентов. Вот почему формирование соответствующей мотивации деятельности надо рассматривать как одну из важнейших педагогических задач.

      Развитие у студентов физкультурно-спортивных интересов должно осуществляться на основе:

      Физическое воспитание в системе среднего профессионального образования осуществляется на протяжении всего периода обучения по расписанию учебного дня и во внеурочное время в соответствии с государственной программой физического воспитания учащихся. Содержание учебного материала каждого из ее разделов имеет преемственность с программой по физическому воспитанию общеобразовательной школы.

      Задачи: формирование осознанной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни;

      - обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимым в жизни и конкретной трудовой деятельности и при прохождении военной службы;

      - всестороннее развитие физических качеств и обеспечение на этой основе крепкого здоровья и высокой работоспособности учащихся;

      - совершенствование в избранном виде спорта.

      Средства: физические упражнения, оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы.

      Основные разделы программы:

      1. Уроки физической культуры. Основные виды физического воспитания: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка - развитие физических качеств и психофизиологических функций, необходимых в конкретной трудовой деятельности, а также формирование двигательных умений и навыков прикладной направленности( объем на первом-втором годах обучения 30—40% времени, а на третьем — 50—60%), плавание, единоборства (юноши), элементы художественной, ритмической гимнастики (девушки).

      Факультативные и дополнительные занятия по физической культуре и спорту. Дополнительные занятия проводятся для учащихся, имеющих недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность. Они планируются один раз в неделю после окончания основных уроков по дополнительному расписанию и организуются для учащихся, не занимающихся в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных группах.

      2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физические упражнения на длинных (подвижных) переменах (комплексы физических упражнений оздоровительной направленности, игры под музыку, комплексы упражнений игрового характера и др.),

      3. Физическая культура во внеучебное время: утренняя зарядка, занятия в группах (секциях) общей физической подготовки, занятия в спортивных и туристских секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями дополняют уроки физической культуры.

      4. Массовые спортивные и туристские мероприятия:

      - дни здоровья и спорта, в которых принимает участие весь контингент учебного заведения;

      - соревнования по видам спорта;

      - туризм: туристские походы, туристские слеты и соревнования (по туристским навыкам, по туристской технике и по ориентированию на местности).

      Итоговыми показателями эффективности физического воспитания в колледжах профессионального образования и средних специальных учебных заведениях служат состояние здоровья и физическая подготовленность в соответствии с требованиями программы физического воспитания учащихся и избранной профессии.

      Физическое воспитание в системе среднего профессионального образования осуществляется на протяжении всего периода обучения по расписанию учебного дня и во внеурочное время в соответствии с государственной программой физического воспитания учащихся. Содержание учебного материала каждого из ее разделов имеет преемственность с программой по физическому воспитанию общеобразовательной школы.

      Задачи: формирование осознанной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни;

      - обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимым в жизни и конкретной трудовой деятельности и при прохождении военной службы;

      - всестороннее развитие физических качеств и обеспечение на этой основе крепкого здоровья и высокой работоспособности учащихся;

      - совершенствование в избранном виде спорта.

      Средства: физические упражнения, оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы.

      Основные разделы программы:

      1. Уроки физической культуры. Основные виды физического воспитания: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка - развитие физических качеств и психофизиологических функций, необходимых в конкретной трудовой деятельности, а также формирование двигательных умений и навыков прикладной направленности( объем на первом-втором годах обучения 30—40% времени, а на третьем — 50—60%), плавание, единоборства (юноши), элементы художественной, ритмической гимнастики (девушки).




      Факультативные и дополнительные занятия по физической культуре и спорту. Дополнительные занятия проводятся для учащихся, имеющих недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность. Они планируются один раз в неделю после окончания основных уроков по дополнительному расписанию и организуются для учащихся, не занимающихся в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных группах.

      2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физические упражнения на длинных (подвижных) переменах (комплексы физических упражнений оздоровительной направленности, игры под музыку, комплексы упражнений игрового характера и др.),

      3. Физическая культура во внеучебное время: утренняя зарядка, занятия в группах (секциях) общей физической подготовки, занятия в спортивных и туристских секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями дополняют уроки физической культуры.

      4. Массовые спортивные и туристские мероприятия:

      - дни здоровья и спорта, в которых принимает участие весь контингент учебного заведения;

      - соревнования по видам спорта;

      - туризм: туристские походы, туристские слеты и соревнования (по туристским навыкам, по туристской технике и по ориентированию на местности).

      Итоговыми показателями эффективности физического воспитания в колледжах профессионального образования и средних специальных учебных заведениях служат состояние здоровья и физическая подготовленность в соответствии с требованиями программы физического воспитания учащихся и избранной профессии.

      Целью физического воспитания в колледже является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры студентов. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

      ВложениеРазмер
      Предмет Физическая культура, задачи 35.47 КБ

      Предварительный просмотр:

      Предмет "Физическая культура" и задачи, стоящие перед преподавателем.

      Предмет "Физическая культура"

      Целью физического воспитания в колледже является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры студентов. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

      Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

      • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

      • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

      • развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

      • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

      • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

      • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

      Решая задачи физического воспитания, преподавателю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у обучающихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Студентов необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

      Используемые педагогические образовательные технологии на уроках физкультуры.

      Главные требования современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А студенту с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном на среднего обучающегося. Помимо этого обучающиеся по физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

      Технология дифференцированного физкультурного образования.

      Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

      1. Обучение двигательным действиям.
      2. Развитие физических качеств.
      3. Формирование знаний и методических умений студентов по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

      Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает:

      • выявление уровней обученности студентов с помощью диагностических тестов (служит основанием для деления обучающихся на группы разной подготовленности);
      • деление задач изучения темы по уровням обученности студентов и группам разной подготовленности;
      • деление содержания программы.

      Дифференцированное выставление оценки по физической и технической подготовленности обучающихся.

      При оценке физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре идет учет и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

      в качестве подготовки рабочих программ, поурочных планов, дидактических материалов (тестовые задания), различных докладов, методических разработок;

      • использование Интернет-ресурсов, для создания собственных презентаций к урокам в качестве наглядности;
      • использование сети Интернет для активного поиска необходимой информации;
      • для участия в дистанционных олимпиадах, конференциях через сеть Интернет;
      • использование обучающимися для подготовки домашнего задания;
      • для общения с коллегами и обмена опытом в сетевых сообществах.

      Знакомство с результатами медицинских осмотров подростков и их учёт в учебно-воспитательной работе.

      1. Помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности студентов и семьи в целом.
      2. Создание условий для заинтересованного отношения к учёбе.
      3. Создание здорового психологического климата на уроках.
      4. Создание ситуации успеха для каждого обучающегося.
      5. Учет возраста, пола обучающихся при проведении занятий физической подготовки.
      6. Учет состояния здоровья, уровня развития и подготовленности обучающихся.
      7. Соблюдение необходимых условий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим) на уроках физкультуры.

      Применение средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов на уроках физической культуры.

      Достижения в обучении физической культуре, во многом зависят от заинтересованности обучающихся, физических способностей и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и посильные цели, достижение которых поощряется тем или иным образом, как правило, – оценками. Оценки являются не только инструментом рейтинга сокурсников, но и позволяют студентам выделиться, проявить себя перед сверстниками и родителями. Поэтому необходимо очень ответственно относиться к диагностике уровня знаний и умений обучающихся в, максимально гибко работая с оценками.

      · совершенствование физических качеств;

      · формирование двигательных умений и навыков;

      · формирование специальных физкультурных знаний;

      · умение применять полученные знания на занятиях и в повседневной жизни.

      На уроках физической культуры оцениваются:

      · практические умения и навыки,

      · навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности,

      · динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности),

      Для оценки достижений обучающихся использую методы наблюдения, опроса, практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое время урока.

      При оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание реальную динамику показателей физической подготовленности за определенный период времени, а также особенности развития двигательных способностей обучающихся, динамику их изменения у студентов определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных обучающихся.

      Дисциплина, поведение на уроке, отсутствие или наличие у обучающихся спортивной формы не являются объектом оценивания.

      Таким образом, современные подходы к оцениванию достижений обучающихся на уроках физической культуры связаны не только с широкими академическими свободами преподавателя, но и с большой ответственностью.

      Системы оценивания деятельности обучающихся на уроках физической культуры:

      1. Метод оценивания по пятибалльной шкале.

      2. Рейтинговая система оценивания - индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений, который характеризует каждого обучающегося. Для составления рейтинга используется язык цифр, что в какой-то мере исключает влияние личности педагога, то есть оценка более объективна. В основе системы лежит получение баллов за правильное выполнение двигательных действий и тестовых заданий в форме зачета исходя из 5 баллов:

      2. Мониторинг физической подготовленности и физического развития для оценивания учащихся по приросту показателей с учетом их способностей.

      3. Контрольно-оценочная система по физической культуре, основанная на накопительном принципе. Новизна заключается в следующем:

      во-вторых, учёт в суммарной оценке по физической культуре результатов внеурочной физкультурной деятельности и иных объектов, ранее не учитывающихся в процессе оценивания.

      4. Метод компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ) . Методология заключается в отслеживании сформированности критериев, предъявляемых ФГОС второго поколения.

      5. Методы оценки техники владения двигательными действиями:

      Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель, а скрытого – в том, что им известно лишь, что учитель наблюдает за определенными видами двигательных действий.

      Метод вызова заключается в том, что преподаватель выявляет отдельных студентов, у которых очень хорошо получаются конкретные упражнения, и просит их продемонстрировать классу образец выполнения двигательных действий.

      Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками и качества выполнения домашних заданий.

      Комбинированный метод, при котором учитель одновременно с проверкой знаний оценивает технику соответствующих двигательных действий.

      Данные методы можно применять индивидуально и фронтально для оценивания работы большой группы учащихся или класса в целом.

      Использование ИКТ в образовательном процессе.

      Одним из приоритетных направлений моей работы нашего колледжа является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеурочных занятиях наряду с традиционными формами обучения.

      Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Я активно использую на теоретических уроках физической культуры уроки в форме электронной презентации. Это разрешило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны обучающимся непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует студентов, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.

      Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

      Таким образом, компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус преподавателя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний обучающихся.

      Таким образом, исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении современного урока физической культуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, расширять общий кругозор.

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Урок по теме "Остановка и стоянка транспортных средств"

      Урок по теме "Остановка и стоянка транспортных средств" входит в программу профильного курса "Водитель транспортных средств" для учащихся 10-11 классов, обучающихся в Учебно-производственном комбинате.


      Урок "Остановка. Стоянка"

      При проведении урока ставилась цель развивития критического мышления и творческих способностей обучающихсяТип занятия: КомбинированныйТехнология: Технология развития критического мышления через чтение.


      Дубик АС Основные задачи формирования информационной компетентности преподавателей

      Статья (доклад) на конференцию КИНПО (декабрь 2012).


      Задачи, стоящие перед мастером производственного обучения при реализации практико-ориентированных программ в системе СПО

      Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студент образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических за.


      Доклад на городской конференции преподавателей "Применение профессиональных задач на уроках математики для мотивации студентов-медиков"

      Данный доклад был представлен на городской конференции преподавателей "Личностно-ориентированное обучение: опыт, проблемы".

      Тематические задачи по ПДД (Раздел 12-Остановка и стоянка)

      В данном разделе собраны вопросы и задачи по Правилам Дорожного Движения по различным темам.

      ДИСКУССИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ЕЁ ЗАДАЧИ, ПРИЧИНЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ, РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

      Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования. Она выступает качественной и резуль­тирующей мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональ­ной компетенции. Материализованным результатом этого процесса является уро­вень индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, уро­вень развития профессионально значимых способностей.

      Содержание физической культуры студентов, стратегия приоритетных направ­лений в её развитии подвержены активному влиянию социально-экономических факторов. Государственная политика в области высшего образования определяет социальный заказ на будущего специалиста и степень его физической готовности. Существенным недостатком содержания физической культуры студенческой моло­дежи 80-х годов является её несомненный консерватизм, унитарность и выражен­ная деперсонализация (неспособность человека к личностному самовыражению в отношениях с другими людьми). Поэтому, на современном этапе перехода вузов Российской Федерации на многоуровневую систему образования, остро встала про­блема поиска новых нетрадиционных подходов, позволяющих повысить её эффек­тивность.

      Закон Российской Федерации "Об образовании" предоставляет широкие воз­можности для переосмысления ценностей физической культуры студентов, в но­вом спектре осветить её образовательные, воспитательные и оздоровительные функции. Этот закон определяет содержание физической культуры студентов как самостоятельную сферу деятельности в федеральном социокультурном простран­стве, выделяя при этом её образовательные приоритеты.

      Перед студенческой молодежью сегодня обществом поставлена глобальная со­циально-экономическая задача по интегрированию отечественного культурного потенциала в мировое сообщество. Однако её реализация по силам только специ­алистам новой формации, отвечающим по целому комплексу профессиональных и личностных качеств современным требованиям. Помимо глубоких профессиональ­ных знаний по избранной специальности такой специалист должен обладать: высо­кими физическими кондициями и работоспособностью, личной физической куль­турой, духовностью, неформальными лидерскими качествами. Он должен не боять­ся конкуренции, уметь принимать самостоятельные решения, т.е. быть творчески мыслящей, активной и высоконравственной личностью. Наметившаяся сегодня стратегия развития физической культуры студентов, выражаемая в тенденции от­хода от унитарной концепции, либерализации и последовательной гуманизации пе­дагогического процесса является гарантом формирования специалиста новой фор­мации.

      Структура физической культуры студентов включает три относительно самосто­ятельных блока: физическое воспитание, студенческий спорт и активный досуг. Для

      275 Теория и методика физической культуры

      Лекция 21 Физическая культура студентов

      деятельности студентов в сфере физического воспитания приоритетными являют­ся образовательные аспекты.

      Целью физического образования является удовлетворение объективной потреб­ности студентов в освоении системы специальных знаний, приобретении профес­сионально значимых умений и навыков. В соответствии с 12 статьей "Основ законо­дательства Российской Федерации о физической культуре и спорте" в круг обязан­ностей специалистов, работающих в сфере студенческой физической культуры вхо­дит проведение мероприятий по формированию потребностей студентов в здоровом образе жизни и самосовершенствовании. Гуманистическая направленность педа­гогического процесса предполагает целенаправленную интеграцию биологичес­ких и социальных потребностей, интеллектуальных и нравственных аспектов при ре­ализации генетически обусловленных природных задатков каждого студента на про­тяжении его обучения в вузе.

      Таким образом, создаются объективные предпосылки к преодолению односто­ронности и фрагментарности подготовки специалистов в вузе, приданию педаго­гическому процессу комплексного, целостного характера. Объективным критери­ем эффективности этого концептуального подхода является существенное сокра­щение сроков социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе, повышение их социальной активности, качественное повышение учебно-познава­тельной продуктивности, повышение духовности личности каждого студента.

      Студенческий спорт представляет собою обобщенную категорию деятельности студентов в форме соревнования и подготовки к нему с целью достижения предель­ных результатов в избранной спортивной специализации. Это требует от студента проявления максимальных психофизических кондиций, мобилизации его резерв­ных возможностей.

      Занятия спортом выступают формой самовыражения и самоутверждения сту­дента, определяя его образ жизни, общекультурные и социально значимые приори­теты. На передний план в спорте выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятель­ности студентов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, а также честолюбия.

      В сфере активного досуга реализуются, главным образом, биологические по­требности студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получе­нии удовольствия от занятий различными формами физической культуры. Высокая вариативность выбора студентами формы активного досуга подвержена сильному влиянию флуктуации культурных и социальных факторов, синергично взаимодей­ствующих с биологическими запросами личности.

      Трехкомпонентная структура физической культуры студентов определяет специ­фику выделения дифференцированных целей и педагогических задач каждого её структурного блока. Тем не менее, это не является существенным препятствием к определению генеральной цели физической культуры студентов: целенаправлен­ного формирования гармонично развитой, высоко духовной и высоконравственной личности, квалифицированного специалиста, овладевшего устойчивыми знаниями и навыками в сфере физической культуры.

      Макроструктурный подход к анализу структуры физической культуры студентов, её целей и функций отражает её полифункциональный характер. В современном обществе, в основе социально-экономической структуры которого лежит бизнес, физическая культура студентов обретает статус субкультуры. Его суть раскрывает­ся в выполнении биологической, информационной, эстетической, коммуникатив-

      ной, гедонистической, компенсаторной и ряда других, присущих только физичес­кой культуре, функций. Наряду с этим она стала выполнять неспецифические функ­ции социального института, помогающего будущему специалисту хорошо ориенти­роваться в условиях рыночной конъюнктуры. Средства физической культуры с этой целью используются для воспитания у студентов управленческой готовности, стрем­ления к лидерству, успеху. Занятия по физическому воспитанию строятся таким образом, чтобы обеспечить максимальный профессионально-прикладной эффект при воспитании предприимчивости, оригинальности мышления, настойчивости, че­столюбия, интуиции, способности идти на риск.

      Читайте также: