В чем состояли причины конфликта между президентом и оппозицией в начале 90 х гг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Разработка новой Конституции в 1992 году подразумевала создание президентской республики. Это проект поддержал Ельцин. Хасбулатов, который был Председателем Верховного Совета выступал за парламентскую республику. В этом состояла основа противоречий.

На основании вышедшего в 1993 году указа Ельцина Верховный Совет должен был прекратить свою деятельность. Конституционный суд признал это указ противоречащий законодательству. После того как Руцкой возложил на себя обязанности президента, начались серьезные столкновения прямо перед зданием парламента. По неофициальным данным погибло до полутора тысяч человек.

Общая характеристика и причины политического конфликта 1993 г.

История развития нашей страны вобрала в себя множество разнообразных событий социально-экономического, политического, международного и иного характера, одним из наиболее значимых среди которых в новейшей отечественной истории стал политический конфликт (кризис) 1993 г.

В наиболее общем виде, события, произошедшие тогда могут быть определены следующим образом:

Политический конфликт (кризис) 1993 года – противостояние между двумя масштабными политическими силами, одной из которых выступил президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, правительство РФ во главе с В. С. Черномырдиным, мэр Москвы Ю. М. Лужков и некоторые руководители субъектов РФ, с другой стороны находилось руководство Верховного Совета и большинство народных депутатов, а также некоторые иные представители российской законодательной власти того времени.

Основным событием обозначенного конфликта стало вооруженное столкновение 3-4 октября 1993 года в центре Москвы, и последовавший за ним штурм Дома Советов России.

В качестве ключевой причины обозначенного конфликта следует называть различие в представлениях сторон конфликта относительно направлений реформирования российского государственного устройства, о содержании будущей Конституции РФ, а также о путях социально-экономического развития нашей страны.

Представители первой группы конфликтующих во главе с занимавшим на тот момент пост Президента РФ Б. Н. Ельциным утверждали необходимость скорейшего принятия новой Конституции, усиления президентской власти и проведения либеральных экономических преобразований.

В свою очередь, Верховный Совет и Съезд народных депутатов, как противостоящие политические силы призывали против избыточной поспешности, необдуманности и допущения любого рода злоупотреблений при проведении радикальных экономических реформ.

Предпосылки политического конфликта 1993 года

Готовые работы на аналогичную тему

Продолжая характеристику рассматриваемого политического конфликта, следует обратить внимание на то, что было бы неверно признавать в качестве причины или предпосылки соответствующего политического потрясения какой-либо единственный повод. Напротив, ему предшествовал целый комплекс различных обстоятельств, в числе основных из которых принято признавать:

Последствия политического конфликта 1993 года

Развязка рассматриваемого политического конфликта пришлась на конец 1993 года – к октябрю Президентом и его сторонниками были подготовлены проекты новой Конституции, однако политические оппоненты, большинство из которых занимало должности в высших законодательных органах препятствовали их рассмотрению и утверждению, опасаясь чрезмерного расширения полномочий Президента.

В результате, Ельцин объявил о роспуске высших законодательных (представительных) органов государственной власти – Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. В качестве реакции на данной действие, силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, возводились баррикады. Более того, были предприняты попытки штурма мэрии и Останкинской телебашни.

Тем не менее, все обозначенные выступления окончились победой действовавшего Президента и его команды. При этом с того момента начался коренной слом действовавшей до того времени системы Советов – в октябре 1993 года было принято несколько указов о реформе представительных органов власти и местного самоуправления, была упразднена деятельность Советов всех уровней, обязанности которых передавались в руки местной администрации и выборных дум.

Кроме того, важнейшим последствием обозначенного политического конфликта и предшествовавшего ему конституционного развития нашей страны стало принятие 12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования Конституции Российской Федерации. Положениями данного акта наша страна была объявлены демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, во главе которого находится избираемый всенародно Президент РФ.

Осенью — зимой 1991—1992 гг. Россия столкнулась с первостепенно важными задачами государственного строительства. Страна имела не сформированный полностью административный аппарат. Началась долгая и трудная перегруппировка кадров и целых структур из аппарата союзного уровня. В целом ряде случаев пришлось формировать новые органы власти. У России не было границ, подтвержденных договорами с соседними государствами, не было таможенной и пограничной служб. Бывшие союзные республики, имевшие когда-то административные границы с РСФСР в рамках СССР, теперь поже­лали пересмотреть их в свою пользу: Эстония и Латвия заявляли о претензиях на часть территорий Псковской области. Вмес­те с тем в России многие известные политики и общественные деятели ставили под сомнение право Украины на Севастополь.

7. мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ о создании российских Вооруженных сил. До этого момента у России официально не было армии и флота. Серьезный спор возник из-за раздела Черноморского флота между Россией и Украиной.

После распада СССР не было гарантий, что Российская Федерация сохранит единство. Автономные республики РСФСР в 1990—1991 гг. про­возгласили свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора. 6 сентября 1991 г. в Грозном вооруженной толпой было захвачено здание Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики. 1 ноября 1991 г. генерал Д. Дудаев провозгласил государственную независимость Чеченской Республики.

Федеративный договор

Угрозу распада России руководство страны пыталось уст­ранить подписанием Федеративного договора. Подписать этот договор предполагалось с 21 республикой, 6 краями, 49 облас­тями, 10 автономными округами, 1 автономной областью и 2 городами (Москвой и Санкт-Петербургом). Договор состоял из трех документов: один предназначался для подписания с рес­публиками, другой — с краями, областями, Москвой и Петер­бургом, третий — с автономной областью и округами. Полномочия региональных органов власти в каждом из документов существенно различались; максимальные полномочия устанав­ливались для республик.

Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г.

Чечня и Татарстан от подписания отказались, Республика Баш­кортостан подписала с оговорками, оформленными особым про­токолом. 19 республик сопроводили подписание протоколом, в котором требовали изменений в Конституции России.

Противостояние Президента и оппозиции

В России сложилась обстановка нарастающего кризиса. Это стимулировало активность политиков, выступавших против курса Президента Ельцина. Еще в январе — феврале 1992 г. состоялись крупные форумы оппозиции: Конгресс гражданских и патриотических сил, Русский национальный собор. В работе Конгресса гражданских и патриотических сил принял участие вице-президент А.В. Руцкой. 23 февраля в Москве и во многих городах России прошли митинги, на которых выдвигались ло­зунги восстановления СССР и свертывания реформ. Это свиде­тельствовало о новом распределении политических сил.

VI Съезд народных депутатов (6—21 апреля 1992 г.) вы­ступил с критикой правительства Гайдара. Депутаты говорили о невнимании правительства к производству и социальной защи­те населения. Постановление Съезда признавало работу прави­тельства над экономической реформой неудовлетворительной по целому ряду позиций. Критика была настолько резкой, что 11 апреля министры покинули зал заседаний и подали Прези­денту прошение об отставке. Удовлетворено оно не было. В июне Б.Н. Ельцин сложил с себя полномочия председателя Совета Министров и назначил исполняющим обязанности главы прави­тельства Е.Т. Гайдара.

37 народных депутатов РФ обратились в Конституционный суд с за­просом о конституционности указов Президента, запрещающих на террито­рии России деятельность КПСС и КП РСФСР. КС признал соответствующим Конституции рос­пуск руководящих структур КПСС и КП РСФСР, однако роспуск первичных парторганизаций был признан неконституционным. Это делало возможным восстановление компартии.

1 декабря 1992 г. открылся VII Съезд народных депута­тов. В своем докладе Б.Н. Ельцин обосновал необходимость продления на 1993 г. дополнительных полномочий Президента для проведения экономических реформ. Депутаты говорили, что предоставленные V Съездом полномочия на 1992 г. не были оправданы реальными действиями команды реформаторов. 9 де­кабря Съезд отклонил предложенную Президентом на пост председателя Совета Министров кандидатуру Е.Т. Гайдара (за — 467 голосов, против — 486 голосов).

Причина конфликта между Президентом и парламентом состояла не только в расхождениях по социально-экономической политике, но и в проблеме распределения власти.

По инициативе председателя Конституционного суда В.Д. Зорькина конфликт был разрешен с помощью компромис­са: Съезд принял постановление, одним из пунктов которого на 11 апреля 1993 г. назначался референдум по основным положениям новой Конституции. Было найдено согласие и по порядку назначения главы правительства. Депутатские фракции выдвинули два десятка кандидатов, из них Президент отобрал пять человек и предложил для рейтингового голосования. По его итогам Б.Н. Ельцин выдвинул B.C. Черномырдина, с мая 1992 г. работавшего заместителем Е.Т. Гайдара. Черномырдин возглавил правительство.

После завершения голосования о смещении Президента Съезд оказался вынужден назначить на 25 апреля 1993 г. рефе­рендум по четырем вопросам: о доверии Президенту Ельцину, об одобрении его социально-экономической политики, о досроч­ных выборах Президента и досрочных выборах народных депу­татов РФ. Конституционный суд установил, что по первым двум вопросам для принятия положительного решения нужно боль­шинство голосов от числа проголосовавших. Положительное ре­шение по третьему и четвертому вопросам носило конституцион­ный характер и требовало большинства от общего числа изби­рателей.

Референдум состоялся, участие в нем приняли около 64% избирателей. За доверие Президенту высказались 58,7% от чис­ла участвовавших в голосовании, за одобрение социально-эконо­мической политики — 53%. Предложения о досрочном прекра­щении полномочий Президента и депутатов не прошли.

1 мая, когда итоги референдума еще не были подведены, в Москве произошло столкновение колонны демонстрантов, во главе которой шли лидеры оппозиции, с милицией. Погиб офи­цер милиции, среди демонстрантов были раненые.

Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств.

Причиной кризиса 1993 г.г. в российской политике стал конфликт между президентом РФ Борисом Ельциным (исполнительная власть) и Съездом народных депутатов (представительной властью). Противостояние началось еще летом 1990 года на I съезде депутатов РСФСР, после создания Конституционной комиссии. Главным спорным вопросом стал выбор модели государственного устройства страны – президентская республика, парламентская республика или республика смешанного типа. Б.Н. Ельцин, на тот момент руководитель комиссии, предлагал создать президентскую республику, где вся полнота власти сосредоточена в руках главы государства. Верховный совет народных депутатов выступал за сохранение законодательной власти за Советом Федерации.

К осени 1992 года противостояния принимает активные формы. Верховный Совет бойкотирует законы правительства, инициирует проведение референдума об импичменте президенту Ельцину. В ответ президент при поддержке правительства объявляет действия Верховного Совета враждебными интересам государства.

С 20 марта 1993 г. для преодоления кризиса в стране вводится президентский режим управления. Депутаты перешли к открытым обвинениям президента в диктатуре власти. 25 апреля 1993 г. прошел Всероссийский референдум о доверии президенту, где Б. Ельцин получил поддержку более половины голосов выборщиков и смог продолжить проведение конституционной реформы.

12 декабря, в соответствии с ранее изданным указом президента, прошел референдум. Большинство участников референдума одобрили проект конституции. Признаны состоявшимися и парламентские выборы.

Ключевые положения Конституции:

Многопартийность и парламентаризм

После роспуска в 1991 году Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в России начался всплеск активности политических партий. Вновь образованные партии и общественные организации предлагали свои варианты социального, экономического и политического развития государства. Закрепленная Конституцией многопартийность, позволила новым организациям участвовать в выборах в российский парламент первого созыва. В 1993 г. восемь избирательных объединений получили необходимые 5% голосов избирателей и получили депутатские голоса в Государственной Думе:

Эти партии и заняли ведущее положение на политической арене в начале 2000-х годов.

Деятельность Федерального собрания

11 января 1994 года приступили к работе Совет Федерации и Государственная Дума. Основным направлением их законотворческой деятельности стали вопросы административной системы, национальной политики, экономической деятельности и социального обеспечения.

На долю депутатского корпуса II созыва (1995 г.) пришлось самое большее количество принятых и разработанных законодательных документов.

За период 1990-2000‑е гг. парламент принял более 1 000 законов, половина из них была согласована с президентом и вступила в силу. Около 300 из принятых законов относилась к решению социальных проблем.

В 1996 году на первых после кризиса выборах президента основными соперниками стали Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов (КПРФ). После второго тура пост получил Б. Н. Ельцин с поддержкой 37,02 % голосов избирателей.

15 мая 1999 г. на повестку в Государственной думе впервые был вынесен вопрос о досрочном прекращении деятельности Б. Ельцина на посту президента. Причиной для отставки стали пять обвинений в его адрес: распад Советского Союза; конституционный кризис 1993 г.; боевые операции в Чечне; развал вооружённых сил и геноцид русского народа. Для принятия положительного решения об отставке президента должно было быть подано не менее двух третей голосов. Но во время голосования ни один пункт обвинения не набрал необходимого процента. Б. Ельцин, оценив свое положение на должности главы государства, в обстановке строжайшей секретности сам подписал указ о своей отставке. 31 декабря 1999 года вместо привычного новогоднего обращения он объявил о своем уходе. Исполняющим обязанности президента назначался глава правительства В. Путин. 26 марта 2000 г. В. Путин был избран президентом Российской Федерации.

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х г.г.

Главной задачей правительства в этот период стало сохранение территориальной целостности России. Автономные республики и области друг за другом объявляли о независимости. Татарстан, Башкирия, Якутия составили планы самостоятельного внутреннего развития при выходе из состава России. Чечня заявила не только о выходе, но и о готовности защищать свой суверенитет с помощью оружия.

31 марта 1992 года 89 субъектов РФ подписали Федеративный Договор. Документ отказалась подписывать Чечня. Власти Татарстана выставили особые условия для присоединения.

Но избежать межнациональных проблем все-таки не удалось. В том же 1992 г. начались вооруженные конфликты на Северном Кавказе. Чечено-Ингушская республика разделилась на Чечню и Ингушетию. Для пресечения конфликта между Северной Осетией и Ингушетией федеральный центр вынужден был использовать вооруженные силы. Антирусские настроения разрослись в Туве. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев из Средней Азии, Казахстана, Закавказья приходилось решать в срочном порядке. Выезд граждан России в ближнее и дальнее зарубежье на постоянное место жительства увеличился в несколько раз. Политический кризис в Чечне требовал принятия особых мер.

Первая война в Чечне 1994-1996 г.г. закончилась подписанием в Хасавюрте соглашения о выводе регулярных войск с территории Чечни и организации свободных выборов президента Чеченской Республики. Выборы состоялись в январе 1997 г. Но активное противостояние местных вооруженных формирований с федеральными войсками продолжилось. Режим контртеррористической операции (вторая чеченская война) отменен лишь 16 апреля 2008 года. Сегодня Чечня входит в состав России на правах народной республики под руководством президента Рамзана Кадырова (с 2007г.)

Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств

Длительные переговоры закончились подписанием нескольких двусторонних договоров. Это позволило восстановить экономические связи, сложившиеся во времена СССР.

13 декабря 1991 года в Ашхабаде пять президентов бывших центральноазиатских республик (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана) дали согласие на присоединение, при условии равноправного участия. На встрече в Алма-Ате через неделю лидеры государств подписали декларацию, где закреплялся порядок взаимоотношений между странами на паритетной основе. Устав Содружества Независимых Государств принят 22 января 1993 года. Шесть членов СНГ – Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, подписали договор о коллективной безопасности. В соответствии с договоренностями был создан специальный орган – Объединенные Вооруженные силы (ОВС СНГ). Латвия, Литва, Эстония отклонили предложение вступить в СНГ. Самыми продуктивными на сегодня являются отношения между Белоруссией и Россией, Россией и Кыргызстаном. Туркменистан с 2005 года присутствует в составе СНГ в качестве члена-наблюдателя. Из состава СНГ в 2009 году вышла Грузия. Заявку на выход из Содружества в 2018 году подала Украина.

Читайте также: