В чем состояли причины арабских завоеваний и последствия образования арабского халифата кратко

Обновлено: 02.07.2024

Арабский халифа́т (араб. خلافة إسلامية ‎‎) — теократическое мусульманское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся халифами. В старорусских источниках известно также под именами царство Агарянское и царство Измаильтянское, что таким образом включало его в общий список царств (империй) мира, известных книжным людям на Руси того времени.

Содержание

Исторические предпосылки возникновения

Первоначальным ядром халифата стала созданная пророком Мухаммедом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община — умма. В результате мусульманских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья (в частности Армянское нагорье, Прикаспийские территории, Колхидскую низменность, а также районы Тбилиси), Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд.

Эпоха существования Арабского халифата, вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама.

От основания халифата (632) до династии Аббасидов (750)



Арабские завоевания

Умар (634—644) успешно продолжал завоевания, и таким образом под конец своей жизни он, кроме самой Аравии, повелевал в Азии Сирией, Месопотамией, Вавилонией и западной половиной Ирана, а в Африке — Египтом, Баркой и Триполи.

При Усмане (644—656) завоёван вост. Иран до Амударьи (Оксуса), остров Кипр, область Карфагена. Междоусобия среди арабов, вызванные убийством Усмана и политической неспособностью Али, произвели было перерыв в завоеваниях, и некоторые пограничные области отпали.



При первом Омейяде Муавии I (661—680) арабы перешли за Амударью (Оксус) в Мавераннахр, до Пайкенда, Бухары и Самарканда, и в Индии дошли до Пенджаба; ими была захвачена Малая Азия, они близко подступали даже к Константинополю, в Африке дошли до Алжира.

Вспыхнувший при сыне Муавии Язиде (680—683) второй ряд междоусобных войн и борьба Омейядов с сыном Али Хасаном, святыми городами и сподвижником Абдулла ибн-Зубейром, хариджитами и др. позволили некоторым пограничным областям вновь отпасть, но по усмирении междоусобий (с 693 г.) при халифе Абд аль-Малике (685—705) и его сыне Валиде (705—715) арабы одерживают почти невероятные успехи в Афганистане, сев. Индии и Мавераннахре (751) — на востоке, Азербайджан, Кавказе и Малой Азии — в центре, зап. Африке (до океана), Испании и южн. Франции — на западе. Только энергия императора Льва Исавра и болгарского хана Тервела, храбро отразивших арабов от Константинополя и Малой Азии (717—718), и Карла Мартелла, положившего предел успехам арабов во Франции (732), спасли Европу от мусульманского завоевания. Под натиском арабов, предательски призванных наместником Эгриси, византийцы полностью сдают Западную Грузию и Абхазию (697).


Успех завоеваний первых халифов можно объяснить слабостью их противников. В Иране с конца VI в. шли неурядицы: она была обессилена расточительностью и вымогательствами Хосрова II Парвиза (590—628), изнурительными войнами с Византией (Ираклий) и анархией; вассалы становились независимыми и не слушались шаха; вельможи возводили на престол своих ставленников, а зороастрийское духовенство успело ослабить внутреннюю крепость страны своими вековыми, беспощадными гонениями на многочисленных еретиков (манихеев, маздакитов и др.), иногда и на культурно-важный элемент государства — христиан; ещё до Мухаммада, когда Хосров II упразднил вассально-арабское царство Хирское на Евфрате, пограничные бедуины-бекриты в 604—610 гг. разбили при Зу-Каре (у нижн. Евфрата) иранское войско и начали смело совершать ряд разбойничьих набегов на иранские окраины, а при Абу Бакре бекритский вождь Мосанна, принявший ислам, постарался внушить Абу Бакру, что при царящем в Иране безначалии поход на неё может быть вполне удачен. В Византии, как ни истощена она была войнами с Ираном, порядка было больше, но в её восточных провинциях с населением инородческим (семитским, на окраинах даже прямо арабским и коптским), Сирии, Месопотамии и Египте — жители страдали от неумеренных податей, от греческой национальной заносчивости и от греческой религиозной нетерпимости: местное вероисповедание было там еретическое (монофизитское и др.). Поэтому в тех странах никто и усилия не сделал, чтобы противодействовать арабам; больше того: из ненависти к грекам население во многих случаях само призывало арабов и помогало им. Наоборот, Малая Азия, населённая настоящими греками и сама боровшаяся против арабов, никогда не была завоёвана ими надолго, и под стенами Константинополя арабы несколько раз потерпели неудачу.



Положение арабов в Халифате

Положение неарабских народов Халифата

Так как завоеватели, недавние варвары, были совсем не подготовлены к сложным формам государственной администрации, то даже Умар принужден был сохранить для новообразованного огромного X. старый, хорошо заведённый византийский и иранский государственный механизм (до Абдоль-Малика даже канцелярия велась не по-арабски), — а потому иноверцам не был отрезан доступ ко многим должностям по управлению. Из политических соображений Абд аль-Малик счел нужным удалить немусульман с государственной службы, но с полной последовательностью это распоряжение не могло быть проведено ни при нём, ни после него; да и у самого Абд аль-Малика близкие его придворные бывали христианами (известнейший пример — отец Иоанн Дамаскин). Тем не менее среди покорённых народов заметна была большая наклонность отрекаться от своей прежней веры — христианской и парсийской — и добровольно принимать ислам. Пожалуй, главным побуждением для перехода в ислам могли быть материальные выгоды. Новообратившийся, пока Омейяды не спохватились и не издали закон 700 г., не платил податей; наоборот, по закону Омара, он пользовался от правительства годовым окладом; он избавлялся от презрительного отношения к нему, положенного законами Омара, и, если не совсем, то хоть сколько-нибудь уравнивался с победителями (полного уравнения арабская гордость не допускала); ему делались доступны более высокие государственные должности, к которым варвары-арабы были ещё не способны и которые, между тем, после мероприятий Абд аль-Малика и его соправителя Хажжажа, полагалось замещать мусульманами; особенно он годился для доходной должности податного надзирателя, требовавшей знания местного языка и местных отношений.

С другой стороны, обращаться в ислам покорённые должны были и по внутреннему убеждению; — как же иначе объяснить массовое принятие ислама, например, теми христианами-еретиками, которые перед тем в царстве Хосровов и в империи византийской никакими преследованиями не могли быть отклонены от веры своих отцов? Очевидно, ислам с его простыми догматами вполне говорил их сердцу. К тому же, ислам не представлялся ни для христиан, ни даже для парсов каким-нибудь резким новшеством: во многих пунктах он был близок к обеим религиям. Известно, что Европа долгое время видела в мусульманстве, высоко почитающем Иисуса Христа и Пресвятую Деву, не более, как одну из христианских ересей (например, православный архимандрит-араб Христофор Жара доказывал, что религия Мухаммада есть то же арианство); а блистательные, почти чудесные победы арабов прямо говорили всем в пользу истинности их веры: раз ислам торжествует над христианством, это значит, что ему сам Божий суд помогает, что он — вера правая.

Принятие ислама христианами и — затем — иранцами имело чрезвычайно важные последствия как религиозные, так и государственные. Ислам вместо индифферентных арабов приобретал в новых своих последователях такой элемент, для которого веровать было существенной потребностью души, и так как это были люди образованные, то они (персы гораздо больше, чем христиане) занялись к концу этого периода научной обработкой мусульманского богословия и соединённой с ним юриспруденции, — предметов, скромно разрабатывавшихся до тех пор лишь немногочисленным кружком тех мусульман-арабов, которые, без всякой симпатии со стороны омейядского правительства, пребывали верны учению пророка.



Воцарение и могущество Аббасидов (почти до середины IX в.)

Первые Аббасиды



Благосостояние земледельческого класса (из соображений, впрочем, податных, а не демократических) было поднято восстановлением оросительных каналов и плотин, которые при последних Сасанидах были запущены. Но даже по сознанию самих арабских писателей, халифам не удалось довести народную податеспособность до такой высоты, какая была достигнута податной системой Хосрова I Ануширвана, хотя халифы и приказывали нарочно с этой целью переводить сасанидские кадастральные книги на арабский язык.

Распад Халифата

Потеря политической власти халифов

Гонения на свободомыслие

Почувствовав своё ослабление, халифы (первый — Аль-Мутаваккиль, 847) решили, что им следует снискать себе новую поддержку — в правоверном духовенстве, а для этого — отречься от мутазилитского вольнодумства. Таким образом со времён Мутаваккиля наряду с прогрессирующим ослаблением власти халифов идёт усиление правоверия, преследование ересей, свободомыслия и иноверства (христиан, евреев и пр.), религиозное гонение на философию, на естественные и даже на точные науки. Новая могущественная школа богословов, основанная Абуль-Хасаном аль-Ашари (874—936), покинувшим мутазилитство, ведёт научную полемику с философией и светской наукой и одерживает победу в общественном мнении. Однако, фактически убить умственное движение халифы, с их всё более и более падающей политически властью, не были в силах, и наиболее славные арабские философы (басрийские энциклопедисты, Фараби, Ибн Сина) и др. учёные жили под покровительством вассальных государей как раз в ту эпоху (IX—XI в.), когда официально в Багдаде, в исламской догматике и в мнении народной массы философия и несхоластические науки были признаваемы за нечестие; а литература к концу названной эпохи дала величайшего вольнодумного арабского поэта Маарри (973—1057); в то же время и суфизм, очень хорошо привившийся к исламу, переходил у многих своих персидских представителей в полнейшее вольномыслие.

Каирский халифат

Последние халифы из династии Аббасидов

Вторжение сельджуков

Луч надежды на избавление от притеснителей мелькнул халифам в лице нового завоевателя, тюркского султана Махмуда Газневи (997—1030), который, создав вместо низринутого им саманидского государства свой собственный огромный султанат, показал себя ярым суннитом и всюду вводил правоверие; однако, только у мелких Буидов он отнял Мидию и ещё кое-какие владения, а столкновений с главными Буидами избегал. В культурном отношении уж и походы Махмуда оказались для завоёванных им стран очень губительными, а в 1036 г. страшное несчастье поразило всю мусульманскую Азию: турки-сельджуки приступили к своим опустошительным завоеваниям и нанесли первый смертельный удар азиатско-мусульманской цивилизации, потрясённой уже тюрками-Газневидами. Но халифам стало лучше: в 1055 г. вождь сельджуков Тогрул-бек въехал в Багдад, освободил халифа от власти еретиков-Буидов и вместо них сам сделался султаном; в 1058 г. он торжественно принял от Аль-Каима инвеституру и окружил его внешними знаками почтения. Аль-Каим (ум. 1075), Мухтади II (1075—1094) и Аль-Мустазхир (1094—1118) жили в материальном довольстве и уважении, как представители мусульманской церкви, а Аль-Мустаршиду (1118—1135) сельджукид Мас’уд даровал для самостоятельного светского управления Багдад и большую часть Ирака, которые остались и за его преемниками: Ар-Рашидом (1135—1136), Аль-Муктафи (1136—1160), Аль-Мустанджидом (1160—1170) и Аль-Мустади (1170—1180).

Кордовский халифат прекратил свое существование в 1031 году: оставшиеся удельные князья и главные из них, Аббасиды Севильские, ввиду трудной борьбы с христианским полководцем Сидом, пригласили к себе в 1086 г. марокканскую династию Альморавидов, которую сменили крайне фанатичные Альмохады, 1130—1269).

Конец X. Фатимидскому, столь ненавистному для Аббасидов, положил верный суннит Саладин (1169—1193). Основанная им египетско-сирийская династия Айюбидов (1169—1250) почитала имя багдадского халифа.

Вторжение монголов

Карты

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Источники

Главные источники для истории X. — арабские:

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Арабы относятся к семитской группе народов. В начале VII в. они жили на Аравийском полуострове, который находится в Юго-Западной Азии. Там в основном пустыни и полупустыни, встречаются и оазисы. Основным заняти-ем арабов было кочевое скотоводство. Вся их жизнь была связана с верблюдами. Тогда у арабов был только один город Мекка. Здесь жили ремесленники, земледельцы и торговцы. В Мекке находился и храм всех богов арабов - Кааб.

В 632 г. Мухаммед умер, и власть перешла к халифам (халиф-преемник). Сначала это были родственники Мухаммеда. В этот период были созданы священные книги мусульман: Коран и Сунна. В Коране содержатся высказывания Мухаммеда, в Сунне – рассказы о жизни Мухаммеда. Эти две книги поссорили мусульман. Они разделились на 2 группы: суннитов и шиитов. Сунниты считали священными две книги. Они выступали за раз-деление светской и религиозной власти. Шииты признавали священной книгой только Коран и были за соединение светской и религиозной власти. Между суннитами и шиитами началась война. Суннитов возглавила семья Омейядов. В 661 году война закончилась победой суннитов.

С 661 г. Арабским халифатом стала управлять династия Омейядов. Они создали огромное войско и стали распространять ислам в соседних странах. Первый удар арабов приняла Восточно-Римская империя. Она потеряла ряд провинций, но выстояла. Арабы захватили Персию, Среднюю Азию и Западную Индию. Здесь они столкнулись с китайским войском и прекратили поход на Восток. Двигаясь на Запад, арабы покорили Египет, Северную Африку и Пиренейский полуостров. В 732 г. они потерпели поражение от франков и прекратили поход на Запад.

Арабы стали заселять покоренные страны. Так они заселили Египет, Северную Африку, Двуречье и Пиренейский полуостров. Арабы навязывали покоренным народам ислам. Только христиане Пиренейского полуострова, а также армяне и грузины сохранили свою веру.

В огромном государстве часто происходили восстания покоренных народов. Не прекращалась борьба шиитов против всевластия суннитов. В 750 г. во время восстания шиитов Омейяды были свергнуты и к власти пришли Аббасиды. Они отказались от завоевательных войн и стали проводить реформы, которые должны были укрепить власть халифов. Аббасиды ввели налог на немусульман, запретили им жить в центре городов, ездить на конях и иметь оружие.

Все эти меры вызвали недовольство немусульман. Начались восстания, государство ослабло. От него стали отделяться эмираты. Одним из первых отделился Кордовский эмират на Пиренейском полуострове. Там власть захватили оставшиеся в живых Омейяды. Ослаблением халифата воспо-льзовались турки, пришедшие с территории современной Туркмении. В 1055 г. турки захватили столицу Халифата Багдад и создали свое государство.

За 400 лет арабы создали уникальную исламскую цивилизацию. Уже в начале завоевательных войн халифы проявили большой интерес к культуре соседних народов. При осаде городов арабы щадили жителей и их дома. Потом они стали бережно перенимать культуру покоренных народов.

Халифы создали центры, где переписывали древние рукописи. Они ценили образованных людей: в столице ученые и деятели искусства содержались за счёт халифов. В городах были открыты школы медресе, где можно было не только изучить Коран, но и познать мудрость древних народов.




Арабский халифат стал мостом, который соединял Восток с Западом. Через арабов Европа узнала о достижениях народов Востока. Так индийские цифры в Европе стали называть арабскими.

В Халифате было много образованных людей. Арабские математики создали алгебру. Арабские историки и географы написали историю и описали природные условия не только покоренных, но и соседних с Халифатом народов.

19. Феодальное общество в Западной Европе:

Арабы относятся к семитской группе народов. В начале VII в. они жили на Аравийском полуострове, который находится в Юго-Западной Азии. Там в основном пустыни и полупустыни, встречаются и оазисы. Основным заняти-ем арабов было кочевое скотоводство. Вся их жизнь была связана с верблюдами. Тогда у арабов был только один город Мекка. Здесь жили ремесленники, земледельцы и торговцы. В Мекке находился и храм всех богов арабов - Кааб.

В 632 г. Мухаммед умер, и власть перешла к халифам (халиф-преемник). Сначала это были родственники Мухаммеда. В этот период были созданы священные книги мусульман: Коран и Сунна. В Коране содержатся высказывания Мухаммеда, в Сунне – рассказы о жизни Мухаммеда. Эти две книги поссорили мусульман. Они разделились на 2 группы: суннитов и шиитов. Сунниты считали священными две книги. Они выступали за раз-деление светской и религиозной власти. Шииты признавали священной книгой только Коран и были за соединение светской и религиозной власти. Между суннитами и шиитами началась война. Суннитов возглавила семья Омейядов. В 661 году война закончилась победой суннитов.

С 661 г. Арабским халифатом стала управлять династия Омейядов. Они создали огромное войско и стали распространять ислам в соседних странах. Первый удар арабов приняла Восточно-Римская империя. Она потеряла ряд провинций, но выстояла. Арабы захватили Персию, Среднюю Азию и Западную Индию. Здесь они столкнулись с китайским войском и прекратили поход на Восток. Двигаясь на Запад, арабы покорили Египет, Северную Африку и Пиренейский полуостров. В 732 г. они потерпели поражение от франков и прекратили поход на Запад.

Арабы стали заселять покоренные страны. Так они заселили Египет, Северную Африку, Двуречье и Пиренейский полуостров. Арабы навязывали покоренным народам ислам. Только христиане Пиренейского полуострова, а также армяне и грузины сохранили свою веру.

В огромном государстве часто происходили восстания покоренных народов. Не прекращалась борьба шиитов против всевластия суннитов. В 750 г. во время восстания шиитов Омейяды были свергнуты и к власти пришли Аббасиды. Они отказались от завоевательных войн и стали проводить реформы, которые должны были укрепить власть халифов. Аббасиды ввели налог на немусульман, запретили им жить в центре городов, ездить на конях и иметь оружие.

Все эти меры вызвали недовольство немусульман. Начались восстания, государство ослабло. От него стали отделяться эмираты. Одним из первых отделился Кордовский эмират на Пиренейском полуострове. Там власть захватили оставшиеся в живых Омейяды. Ослаблением халифата воспо-льзовались турки, пришедшие с территории современной Туркмении. В 1055 г. турки захватили столицу Халифата Багдад и создали свое государство.

За 400 лет арабы создали уникальную исламскую цивилизацию. Уже в начале завоевательных войн халифы проявили большой интерес к культуре соседних народов. При осаде городов арабы щадили жителей и их дома. Потом они стали бережно перенимать культуру покоренных народов.

Халифы создали центры, где переписывали древние рукописи. Они ценили образованных людей: в столице ученые и деятели искусства содержались за счёт халифов. В городах были открыты школы медресе, где можно было не только изучить Коран, но и познать мудрость древних народов.

Арабский халифат стал мостом, который соединял Восток с Западом. Через арабов Европа узнала о достижениях народов Востока. Так индийские цифры в Европе стали называть арабскими.

В Халифате было много образованных людей. Арабские математики создали алгебру. Арабские историки и географы написали историю и описали природные условия не только покоренных, но и соседних с Халифатом народов.

Арабы с незапамятных времён заселяли огромный Аравийский полуостров. Его территория расположена в пустынной и полупустынной засушливой зоне со знойным климатом. В период истории Древнего мира она не завоёвывалась ближневосточными империями, не видевшими в этих неплодородных землях особой ценности. Арабские племена вели кочевой образ жизни, перемещаясь в поисках пастбищ для скота. На западе полуострова у восточного побережья Красного моря пролёг стратегический путь для торговых караванов. По его маршруту в оазисах образовались торговые центры, важнейшим из которых к середине I тыс. н. э. стал г. Мекка.

Возникновение ислама и основание халифата

Арабские завоевания

На Пиренейском полуострове христианские монархи более 700 лет вели войны за изгнание арабов. Они получили название Реконкиста (отвоевание). В ходе этих войн и сложилась современное государство Испания.

К середине VIII в. власть халифата распространялась на гигантскую территорию от Атлантики до р. Инд. И от Балканского полуострова до Нильских порогов. Позже ислам проник в страны Индокитая и тропической Африки.

Халифат под властью династии Абассидов

При Омейядах резиденция халифов разместилась в сирийскиом Дамаске. В 750 г. они были свергнуты династией Абассидов, которые перенесли столицу в Багдад. Одним из наиболее прославленных правителей этой династии был Гарун аль Рашид (786-809). О нём сложено множество легенд и преданий. Он якобы любил бродить по улицам города инкогнито. При нём шло грандиозное строительство дворцов, мечетей и караван-сараев (постоялых дворов), превративших Багдад в архитектурную жемчужину Ближнего Востока, поражавшую своим великолепием иноземных купцов.

Этот период раннего Средневековья в Европе после краха Римской империи сопровождался заметным упадком культуры, образования и науки. На этом фоне в Арабском халифате происходил заметный расцвет в этих областях. Особо ярких достижений арабские учёные достигли в области математики, астрономии и медицины.

Распад Арабского халифата

На рубеже VIII-IX вв. единство халифата начинает стремительно ослабевать. По разным регионам прокатилась волна мятежей и народных восстаний. Реальная власть во многих областях стала переходить в руки местных правителей, основывавших собственные династии. Чаще всего они носили титулы эмиров, не претендуя на верховенство над всеми мусульманами. Одним из первых отделился Пиренейский полуостров, правители которого носили титул халифа. Там с 756 г. правила испанская ветвь Омейядов, считавшая Абассидов нелегитимными узурпаторами. Династии независимых правителей образовались в Марокко, в Алжире, в Тунисе, в Ливии, в Египте, в Иране, в странах Средней Азии, на побережье Персидского залива.

К X в. халифат фактически перестал существовать как единое государство, разделившись на множество совершенно независимых владений, нередко враждовавших между собой. В 945 г. Багдад завоевали правители из иранского рода Бюидов. Они оставили за Багдадскими халифами исключительно религиозную власть, сведя к минимуму их политическое влияние. В 1258 г. в ходе монгольских завоеваний Багдад оказался под властью монголов. Это событие принято считать датой окончательного краха Багдадского халифата. Однако потомки последнего халифа бежали в Египет, и там, продолжали передавать этот номинальный титул по наследству вплоть до 1517 г., когда Каир был завоёван султаном турок-османов Селимом I. Он провозгласил себя халифом правоверных, и в дальнейшем этот титул сохранялся за правителями Османской империи до конца её существования.

Современные страны арабского мира являются историческими преемниками Арабского халифата. Их по прежнему объединяют общий язык, богатая культура и религия, имеющая большое количество ревностных приверженцев.


Арабский халифат и исламизация

Арабский халифат — феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII-IX вв.

К 750 г. владения халифата (Арабского государства) раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая, Столицей халифата первоначально была Мекка, затем Дамаск в Сирии. Причиной побед стал, с одной стороны, ислам, сплотивший арабов, а с другой стороны, то, что главные противники арабов — Византия и Персидское царство — были давними соперниками и истощили друг друга во взаимных войнах, население было разорено налогами и не оказывало арабам серьезного сопротивления. В ходе завоеваний ислам превратился в мировую религию.

Арабские завоевания зиждились на весьма прочной основе, завоевание шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. И если вначале, во времена пророка, едва ли не важнейшим побудительным стимулом для завоеваний была погоня за военной добычей, которая одна только могла возместить убытки, что понесли арабские города от упадка торговли, то позже обстоятельства изменились.

Распространение ислама достигалось разными способами, В районах близких, где издревле обитало немало арабов или родственных им семитских племен, исламизация практически свелась к арабизации. Сложнее обстояло дело в Ливане, где сравнительно сильные корни пустило христианство, но и там процесс шел достаточно успешно. Примерно такой же была ситуация в северной Африке — с той лишь разницей, что местное население здесь (особенно в долине Нила) не было семитским.

В Испании исламизация шла за счет экономических привилегий, которые были установлены для перешедших в ислам. Эти привилегии, во всяком случае вначале (позже они были пересмотрены либо отменены), сыграли очень существенную роль. Вся земля в халифате была объявлена государственной собственностью. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцам. Рента-налог почти со всех земель стекалась в казну халифа. Но мусульмане в качестве налога платили ушр — одну десятую часть дохода, а все остальные — харадж, размер которого колебался от одной до двух третей урожая, а также подушную подать (джизию). Торговая пошлина для мусульман тоже была льготной (2,5% против 5% для остальных).

Исламизация сильно унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории халифата.

Арабский халифат

Арабский халифат постепенно сформировался в огромную державу, объединившую силой оружия ряд стран Азии, Африки и Европы. Эти страны были населены народами, имевшими различное историческое прошлое, с несходным образом жизни и верованиями, языками и обычаями.

Верховным собственником всех земель халифата являлось государство. Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на облагаемые налогами общинные земли и условные землевладения, получаемые воинами за службу.

Во второй половине VIII-IX вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда, значительным социальным расслоением и неравноправным положением мусульман неарабского происхождения. В результате, к концу IX века халифат распался на ряд независимых государств.

Читайте также: