В чем состояла роль христианской церкви в средневековом европейском обществе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аватар

Христианская церковь определяла само мировоззрение средневековых людей, которое строилось на христианстве, вернее на том, как христианство трактовалось церковью, ведь кроме духовенства мало кто читал Писание.

Церковь регулировала всю жизнь человека, определяла её распорядок — в праздники нельзя было работать и заставлять работать других, потому церковь определяла, когда веселиться, когда трудиться.

Духовенство заботилось о сиротах, стариках, больных и других беззащитных людях, призывала к тому же самому другие сословия.

Из духовенства происходили многие сановники королей, потому что церковники были людьми часто, хотя и не всегда, грамотными и порой хорошо образованными.

В условиях феодальной раздробленности церковь оставалась единственной единой организацией. Она даже пыталась регулировать правила войн между феодалами, но получалось это плохо.

Церковь пыталась остановить войны между феодалами, но при этом их и поощряла, потому что это делало королей и императора слабее, соответственно папу римского — сильнее.

Церковь как государственный институт, была неотъемлемой частью жизни любого человека в средние века. Церковные законы и догматы регулировали не только религиозную и культурную жизнь обывателей. Они влияли на экономической положение гражданина - церковь имела свои собственные налоги и многочисленные поборы. Регулировала экономическую деятельность, предписывая или запрещая какие-то виды хозяйствования. Влияла на политическую и военную повестку дня. Образование в средние века повсеместно было связано с церковью - все образовательные институции так или иначе имели отношение к церквям, монастырям и другим религиозным учереждениям.

Ос­новные функции церкви:

2) политическая (переговоры с варварами);

3) хозяйственная (распределение продовольствия и милостыни);

4) социальная (защита слабых и обездоленных);

5) военная (организация сопротивления варварским набегам);

6) культурно-просветительная (сохранение римского наследия, латинской грамотности, римского права и т. п.).

Именно церковь становится основным носителем бла­готворительности и призрения в период средневековья. Большую роль в жизни христиан­ской церкви играли монашеские ордена — сообщества людей, добровольно обрекающих себя на безбрачие и от­речение от всех благ мира, подчиняющихся обыкновенно определенному уставу и имеющих своей целью служение идеалам, достижимыми лишь путем самоотречения и уда­ления от мира. Как особое учреждение христианское мо­нашество появилось лишь в IV в.

Киновитное (или общежительное) монашество сложи­лось в следующей форме. Монахи поселялись по отдель­ным кельям, известное количество которых составляло лавру. В каждой лавре было общее место для трапезы, молитвы и иных собраний всех монахов. Работы распре­делялись между монахами сообразно с силами каждого. Одежда монахов была у всех одинаковая и состояла из длинной льняной или шерстяной рубашки, шерстяной перевязи под мышками, кожаного пояса, верхней накидки из белой козь­ей или овечьей шкуры, шапочки конической фор­мы и покрова на шапочку, вроде капюшона или башлыка. Никогда ни один монах не должен был прибли­жаться к другому ближе чем на локоть.

В 11-12 вв. монашеские ордена разделились на два основных типа. Традиционные ордена (бенедиктинцы, францисканцы, доминиканцы, кармелиты и др.) имели целью служение Богу молитвой, проповедью, соблюдени­ем обетов. Обновленные ордена (антонины, тамплиеры, иоанниты и др.) ставили перед собой практические цели (уход за больными и ранеными, охрана паломников, осво­бождение силой оружия Святой земли).

Церкви в средние века переходит очень важная функция — поддерживать социальный мир и сглаживать социальные противоречия. Естественно, что церковь не разделяла от­крытой враждебности по отношению к обездоленным и нуждающимся, так как эта враждебность была бы несов­местима с проповедью смирения, любви к ближнему и равенства всех перед Богом. Поэтому, обращаясь к силь­ным мира сего, церковь взывала к милосердию.

Программа церкви фактически сво­дилась к требованию милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли,— по­даяние должно было ее увековечить, поскольку склоняло нищих к тому, чтобы оставаться в положении иждивенцев, кормящихся от крох, уделяемых зажиточными людьми. Более того, церковь всячески оправдывала сложившееся в обществе положение вещей. В бедняках в то же время видели не столько несчаст­ных, чью жалкую участь необходимо было облегчить, сколько спасителей богатых. Бедные существовали для того, чтобы богатые могли искупить свои грехи; богатые же нужны беднякам, дабы те могли кормиться около них. Подаваемая бедняку милостыня позволяет подающему попасть в рай. Таким обра­зом, бедность не осознавалась как социальная проблема, которую обществу надлежало решать. Тем самым сложились вполне определенные правила подачи милостыни:

1) ценна только непосредственная милостыня, подава­емая из рук в руки;

2) милостыня подавалась тайком, мимоходом;

4) нищий должен знать имя нищелюбца, чтобы помо­литься за него в церкви, причем обратная связь здесь не обязательна (подающий может не знать имени принявше­го его милостыню нищего).

Таким образом, бедняк, с точки зрения церковного учения, становился одновременно и предметом сочувствия или сострадания, и образцом для подражания, в котором воплощался идеал средневековья. Церковь же считала себя ответственной по велению Божьему за защиту бедняков, а также и слабых (в том числе вдов и сирот).




По представлениям средневекового человека за его душу боролись Бог и дьявол.Средневековье изобиловало одержимыми, несчастны­ми жертвами колдовских чар или вошедшего в их тело дьявола, причем таковыми могли оказаться и люди, стра­дающие психическими заболеваниями. Одни лишь святые могли их спасти и заставить нечистого выпустить свою жертву из когтей. Изгнание беса было одной из главных функций святого.

Таким образом, в средние века функции церкви значительно расширяются и она становится основным носителем социального призрения.

Ос­новные функции церкви:

2) политическая (переговоры с варварами);

3) хозяйственная (распределение продовольствия и милостыни);

4) социальная (защита слабых и обездоленных);

5) военная (организация сопротивления варварским набегам);

6) культурно-просветительная (сохранение римского наследия, латинской грамотности, римского права и т. п.).

Именно церковь становится основным носителем бла­готворительности и призрения в период средневековья. Большую роль в жизни христиан­ской церкви играли монашеские ордена — сообщества людей, добровольно обрекающих себя на безбрачие и от­речение от всех благ мира, подчиняющихся обыкновенно определенному уставу и имеющих своей целью служение идеалам, достижимыми лишь путем самоотречения и уда­ления от мира. Как особое учреждение христианское мо­нашество появилось лишь в IV в.

Киновитное (или общежительное) монашество сложи­лось в следующей форме. Монахи поселялись по отдель­ным кельям, известное количество которых составляло лавру. В каждой лавре было общее место для трапезы, молитвы и иных собраний всех монахов. Работы распре­делялись между монахами сообразно с силами каждого. Одежда монахов была у всех одинаковая и состояла из длинной льняной или шерстяной рубашки, шерстяной перевязи под мышками, кожаного пояса, верхней накидки из белой козь­ей или овечьей шкуры, шапочки конической фор­мы и покрова на шапочку, вроде капюшона или башлыка. Никогда ни один монах не должен был прибли­жаться к другому ближе чем на локоть.

В 11-12 вв. монашеские ордена разделились на два основных типа. Традиционные ордена (бенедиктинцы, францисканцы, доминиканцы, кармелиты и др.) имели целью служение Богу молитвой, проповедью, соблюдени­ем обетов. Обновленные ордена (антонины, тамплиеры, иоанниты и др.) ставили перед собой практические цели (уход за больными и ранеными, охрана паломников, осво­бождение силой оружия Святой земли).

Церкви в средние века переходит очень важная функция — поддерживать социальный мир и сглаживать социальные противоречия. Естественно, что церковь не разделяла от­крытой враждебности по отношению к обездоленным и нуждающимся, так как эта враждебность была бы несов­местима с проповедью смирения, любви к ближнему и равенства всех перед Богом. Поэтому, обращаясь к силь­ным мира сего, церковь взывала к милосердию.

Программа церкви фактически сво­дилась к требованию милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли,— по­даяние должно было ее увековечить, поскольку склоняло нищих к тому, чтобы оставаться в положении иждивенцев, кормящихся от крох, уделяемых зажиточными людьми. Более того, церковь всячески оправдывала сложившееся в обществе положение вещей. В бедняках в то же время видели не столько несчаст­ных, чью жалкую участь необходимо было облегчить, сколько спасителей богатых. Бедные существовали для того, чтобы богатые могли искупить свои грехи; богатые же нужны беднякам, дабы те могли кормиться около них. Подаваемая бедняку милостыня позволяет подающему попасть в рай. Таким обра­зом, бедность не осознавалась как социальная проблема, которую обществу надлежало решать. Тем самым сложились вполне определенные правила подачи милостыни:

1) ценна только непосредственная милостыня, подава­емая из рук в руки;

2) милостыня подавалась тайком, мимоходом;

4) нищий должен знать имя нищелюбца, чтобы помо­литься за него в церкви, причем обратная связь здесь не обязательна (подающий может не знать имени принявше­го его милостыню нищего).

Таким образом, бедняк, с точки зрения церковного учения, становился одновременно и предметом сочувствия или сострадания, и образцом для подражания, в котором воплощался идеал средневековья. Церковь же считала себя ответственной по велению Божьему за защиту бедняков, а также и слабых (в том числе вдов и сирот).

По представлениям средневекового человека за его душу боролись Бог и дьявол.Средневековье изобиловало одержимыми, несчастны­ми жертвами колдовских чар или вошедшего в их тело дьявола, причем таковыми могли оказаться и люди, стра­дающие психическими заболеваниями. Одни лишь святые могли их спасти и заставить нечистого выпустить свою жертву из когтей. Изгнание беса было одной из главных функций святого.

Таким образом, в средние века функции церкви значительно расширяются и она становится основным носителем социального призрения.

30. Какую роль играла христианская церковь в Средние века? В чем суть идейных основ средневекового христианства?

Христианская церковь в Средние века играла роль связующего фактора для европейских государств. Вместе с тем церковь выполняла и идентификационную функцию. После 1054 г. (разрыва с византийской патриархией) церковь превращается в центр политической жизни Европы (г. Ватикан, Рим, Италия).

Согласно доктрине Августина Блаженного церковь утверждала и отстаивала свой приоритет над светской властью. Ни один король не мог оспорить привилегии папы, вмешиваться в политическую жизнь собственного государства. Конечно, светские владыки искали пути нейтрализации сильного и ненужного для них влияния католической церкви. Но эти победы были скорее исключением из правил.

Основными орудиями борьбы с непокорными монархами были финансовый пресс и институт анафемы. В период феодальной раздражительности короли были наиболее зависимыми от воли римского папы. Борьба за целостность государства требовала немалых денежных средств, ведь мятежные феодалы нередко были богаче сюзерена. Денежная помощь предоставлялась в обмен на расширения влияний папы в регионе.

Если король оказывался повиноваться главе Ватикана, то включался механизм анафемы. Анафема ? церковное проклятие, вечное отлучение от церкви неугодной персоны. Предание анафеме влекло за собой страшные, непоправимые последствия.

В эту ловушку угодили французский король Генрих VII, печально знаменитый своим походом в Каноссу, где после невероятных унижений он был все-таки прощен римским папой.

В отличие от светской власти католическая церковь имела твердый финансовый доход ? церковная десятина от крестьян, щедрые подарки от могущественных феодалов и льготы, предоставляемые монархом.

В период раннего и среднего Средневековья католическая церковь контролировала все сферы жизни человека: от политики до духовного мира личности. Каждый шаг человек делал с разрешения духовенства. Эта позиция привела церковь к двойной морали. Церковь требовала от прихожан строгого соблюдения всех моральных норм, но себе позволяла невозможное.

Но данные обстоятельства не отрицают всего положительного, что было сделано католической церковью в Средние века. Монастыри были центром культуры; во многих из них хранились свидетельства великих дел времен Римской Империи. Грамотные монахи кропотливо переписывали древние свитки.

Влияние католической церкви стало резко падать в позднее Средневековье, с окончанием процесса централизации. Светская власть заметно оттеснила духовенство от принятия государственных решений, что вылилось в некоторую либерализацию всех сторон жизни.

Устойчивыми позиции церкви оказались в тех государствах Европы, где темп экономического роста заметно отставал от лидеров (Италия, Испания).

1. Что такое библейский канон. Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать библию?

1. Что такое библейский канон. Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать библию? Скалигеровская хронология библейских книг, рукописей и их датировка весьма зыбка и недостаточно обоснована. По сути дела она покоится на авторитете хронологов и теологов Эпохи

1. Что такое библейский канон? Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать Библию?

1. Что такое библейский канон? Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать Библию? Скалигеровская хронология библейских книг и рукописей весьма зыбка и недостаточно обоснованна. По сути дела, датировки зиждутся на авторитете хронологов и теологов эпохи

НАУКА В ЗЕРКАЛЕ ИДЕЙНЫХ КОЛЛИЗИЙ ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ

НАУКА В ЗЕРКАЛЕ ИДЕЙНЫХ КОЛЛИЗИЙ ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ В культуре XVIII столетия Природа становится первичной реальностью. Критика традиционных общественных институтов и религиозных догм, мистических грез и темных суеверий, схоластической лжеучености и традиционных

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. ЕРЕСИ

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. ЕРЕСИ Большую роль в Испании этого времени играла христианская церковь, влияние которой все более распространялось. Центрами христианизации оставались наиболее романизованные города, но в IV в. в новую религию все чаще обращаются

Глава четвертая. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Глава четвертая. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В СРЕДНИЕ

1. Что такое библейский канон Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать Библию?

1. Что такое библейский канон Почему в средние века церковь запрещала мирянам читать Библию? Скалигеровская хронология библейских книг, рукописей и их датировки весьма зыбки и недостаточно обоснованы. По сути дела, они покоятся на авторитете хронологов и теологов ЭПОХИ

Книга 4 ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА I. ЕВРЕИ НА ЗАПАДЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Книга 4 ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА I. ЕВРЕИ НА ЗАПАДЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА По эту сторону Пиренеев евреи могли попасть в Галлию и на границы германского мира вслед за римскими легионами в эпоху, когда христианство представляло собой лишь маленькую иудейскую секту, возможно даже и до

Христианская церковь

Христианская церковь Важное значение для процесса феодализации имела гэльская христианская церковь, которая активно поддерживала королевскую власть и к середине XI в. сумела значительно укрепить свои позиции в шотландском государстве. Первоначально центром

Читайте также: