В чем состоял вклад арабов в развитие наук кратко
Обновлено: 07.07.2024
Уже в ближайшие десятилетия наследники Мухаммада в результате активной завоевательной политики настолько расширили свои владения, что образовалось огромное многонациональное государство. В него вошли: Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большая часть Закавказья, Средняя Азия, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка (Марокко, Тунис, Алжир), бо́льшая часть Пиренейского полуострова (современная Испания), Северная Индия.
Факторами объединения всех этих покорённых народов выступали общее вероисповедание ( ислам ) и арабский язык — язык веры, получивший статус международного, и ставший языком литературы и науки в странах влияния Арабского Халифата .
В истории культуры Арабского Халифата выделяют следующие периоды:
- Раннее средневековье. Период правления династии Омейядов (середина VII в. — 750 г.). Столицей государства в это время становиться город Дама́ск (Сирия);
- Зрелое средневековье. Период правления династии Аббасидов (750 г. — 1258 г.). Столица переносится в город Багдад (Ирак). Это время наивысшего расцвета арабо-мусульманской культуры.
- Позднее средневековье. Период раздробленности, формирование отдельных независимых эмиратов (XIII — XVII вв.). Уже с X века начинается постепенный распад многонациональной арабской державы. Тяжелейший удар по культуре Арабского Халифата, приведший к окончательному крушению империи, нанесло нашествие монгольских войск.
Интересен тот факт, что и после крушения Арабского государства, страны, ранее входившие в него, зачастую сохраняли тот же образ жизни и ислам, как государственную религию. На всём огромном пространстве, некогда принадлежавшем арабским халифам, появилось сразу несколько новых государств, управляемых различными династиями: Фатимиды (в Египте), Османская империя (в Турции), Севефидское царство (в Иране), империя Великих Моголов (в Индии), династия Альморавидов и Альможадов (в Испании и Северной Африке), государство Тимуридов (в Средней Азии).
Образование и наука в странах исламского мира
За время своего существования, Арабский Халифат внёс неоценимый вклад в мировую культуру. Здесь небывалых высот достигло искусство слова, были созданы величайшие памятники зодчества, кроме того, арабская цивилизация ощутимо повлияла на развитие всей мировой научной мысли.
Арабский Халифат в период своего расцвета был сосредоточением наук, уровень достижений которых не сопоставим с современной ему Западной Европой. Здесь сформировался своеобразный культ знания (иль) , который, отчасти, был обусловлен спецификой исламского мировоззрения.
Во многих аятах (стихах) Священного Писания звучит мысль о том, что человек является наместником Аллаха на земле, поэтому он должен продолжать начатый Господом процесс творения и преобразования мира. Для этого он обязан размышлять над явлениями природы и устройством мироздания, так как в каждом проявлении — есть отражение замысла Бога, а значит постижение тайн природы — это возможность приблизиться к пониманию Всевышнего.
Согласно шариату, правоверный мусульманин должен всю жизнь следовать одной из нравственных установок, называемой аль-ильм — постоянный поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию.
На широкое распространение грамотности и знаний повлияло также и особое благоговейное отношение в исламе к книге (и к самому её содержанию, и даже к средствам её изготовления — бумаге, перу, чернилам).
Собирание книг и создание частных и общественных библиотек, в средние века, на Арабском Востоке, превратилось в повальное увлечение. Книгохранилища были при дворцах халифов, в учебных заведениях (медресе) и у частных собирателей.
Публичные библиотеки, где книги выдавали на дом, даже без залога, становились своеобразными клубами, где обсуждались новинки литературы и велись научные дискуссии. Только в одной из библиотек в городе Кордова (Арабская Испания) было больше книг, чем в сумме во всех странах остальной средневековой Европы!
Следует отметить, что благодаря этим переводам, большая часть произведений перечисленных авторов была сохранена и, спустя многие годы, с ними познакомилась Западная Европа, уже в переводе с арабского языка.
Арабские учёные были людьми всесторонне образованными, обладающими поистине энциклопедическими знаниями и очень широким спектром интересов, куда входили занятия философией, математикой, физикой, медициной, историей, географией, поэзией и филологией. Именно такими учёными-энциклопедистами были Ибн Сина (в Европе его имя произносили Авице́нна ), Ибн Рушд (Аверро́эс), аль-Баттани́, аль-Фараби́, ар-Рази́, аль-Бируни́, аль-Хорезми́ и др.
Арабская наука аль-химийа , благодаря которой на Востоке были усовершенствованы основные химические процессы — кальцинирование, выпаривание, расплавление, кристаллизация и другие. Открыты такие химические вещества как: азотная кислота, бура, мышьяк, нашатырь, поташ, селитра, сурьма и др., предшествовала появлению европейской химии и алхимии.
Учёный-энциклопедист, химик Аль-Бируни достиг выдающихся результатов в измерении удельного веса металлов и минералов.
Развитию астрономии (и астрологии) на Востоке способствовали достижения в оптике и открытие, во многих городах Халифата, обсерваторий (крупнейшая из них была построена выдающимся правителем-учёным Улугбеком в Самарканде (современный Узбекистан)).
Арабский учёный физик и оптик Ибн-аль-Хайсам (европ. Альхазен ) впервые высказал предположение, что небесные тела (звёзды и планеты) излучают собственный свет, который мы видим лишь спустя какое-то время после его появления. Он же вычислил с поразительной точностью высоту земной атмосферы.
Успехи в изучении звёздного неба повлекли за собой географические открытия. Кроме описательной географии, арабские учёные успешно развивали астрономическую и математическую географию (они вывели формулы для вычисления координат местности и разработали таблицы для определения широт и долгот различных пунктов мира).
Важной составляющей научных знаний в средневековом арабо-мусульманском мире была философия, или как её называли на Востоке — фальсафа . Выдающимися мыслителями своего времени были Ибн-Рушд, аль-Газали, аль-Бируни и аль-Фараби , чьи имена были хорошо известны далеко за пределами халифата.
Далеко вперёд ушла средневековая арабская медицина по сравнению с уровнем современной ей Европы. Этому, в немалой степени, способствовало то, что в исламе исключительно важное место занимает забота о чистоте не только духа, но и тела, а также вопросы личной гигиены.
Отсюда такое распространение в мусульманском мире получили общественные бани (хаммамы), функционировавшие в каждом населённом пункте, в то время как Западная Европа о них ничего не знала, вплоть до начала крестовых походов.
В каждом городе арабского халифата были больницы, с оснащёнными лабораториями, кроме того, практиковали и частные врачи, а также имелись передвижные лечебницы для оказания медицинской помощи там, где не было медиков (например, в сельской местности).
Кстати, к врачебной практике врач мог приступить, лишь получив допуск, утвержденный решением государственной комиссии. Студенты-медики проходили в больнице обязательную практику. Впоследствии (около 1550 года) эта традиция была заимствована европейцами.
При больницах имелись фармацевтические школы, что повлекло за собой развитие фармацевтики и фармакологии, как науки (к слову, первая аптека была открыта в Багдаде в середине VIII века).
Зачастую медицинская помощь (в том числе больничные места, питание, уход и лекарства) была бесплатной. Пациенты и больничные служащие могли пользоваться читальными залами и молельнями, находящимися при лечебном заведении.
Достижения Арабской медицины, в средние века, поражают воображение. Например, известны случаи удаления глазной катаракты хирургическим путём.
Арабские врачи были замечательными диагностами, клиницистами, хирургами и даже психотерапевтами.
По переведённым на латынь энциклопедическим трудам выдающихся медиков Арабского Востока Ибн-Сины (Авиццена) и ар-Рази велось, вплоть до XVII века, обучение по медицинским специальностям во всех университетах Европы!
К сожалению, Арабская наука, столь много давшая миру, с началом крестовых походов европейских рыцарей на Восток и волной нашествия монголов, остановила своё, некогда, столь бурное и блестящее развитие.
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.
Больше о культуре и искусстве стран Арабского Востока вы можете узнать из следующих публикаций:
Большое практическое значение имели достижения арабов в области география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая. Известные работы географов-путешественников:
- 20 трактатов Масуди (X в.)
- 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса
Примечательно, что Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы.
Уже упоминавшийся нами Бируни производил географические измерения. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения. Для 1020 г. его измерения дали значение 23°34'0". Современные вычисления дают для 1020 г. значение 23°34'45". Во время путешествия в Индию Бируни разработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Земли оказался равным 1081,66 фарсаха, т. е. около 6490 км. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря, что составляет 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.
Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965—1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике. Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструируя для этого специальные приборы. Он разработал теорию зрения, описал анатомическое строение глаза и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камеры-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие, плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза.
Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически.
Арабская наука в начале своей истории развивалась под влиянием древнегреческой науки и под влиянием и во взаимодействии с современной ей высокоразвитой наукой народов Средней Азии, Закавказья, Индии, Персии, Египта, Сирии.Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети -- своеобразные университеты, ибо в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо-мусульманской науки как подлинные университеты.
Дальнейшее развитие арабской науки обуславливалось потребностями производства и военного дела, которому арабские завоеватели придавали большое значение. Исторической заслугой арабов является то, что они, переняв достижения науки античного времени, развили её дальше и передали народам Запада, став, таким образом, будто мостом между античностью и современной цивилизацией. С начала своего развития, в классическую эпоху, в века блестящего развития (IX—XII вв.) и в постклассическую эпоху (XIII—XIV вв.) арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади тогдашнюю европейскую науку и культуру. В создании и развитии этой культуры принимали участие арабы, персы и представители других исламизированных народов как члены единого великого мусульманского общества. Ее успешному развитию способствовало то, что арабский язык был единым языком, которым пользовались при изложении своих трудов все мусульманские ученые независимо от своего происхождения, а не только арабы. Именно на этом языке были написаны почти все научные, философские и литературные произведения, не говоря уже о религиозных и юридических трудах, которые были созданы в регионе ислама в классическую эпоху арабо-мусульманской культуры. Следует добавить, что арабским алфавитом пользовались как орнаментальным мотивом в мусульманском искусстве и архитектуре, особенно в сакральной архитектуре.
Прежде всего следует учитывать, что в основе ислама лежала забота о правоверных в этом, земном мире, а различные научные дисциплины оказывали здесь существенную помощь. Точные науки, математика и астрономия, а также медицина и фармакология были весьма полезны для развития цивилизации, ибо повышали уровень жизни населения и не угрожали идеологии ислама. Все это привело к развитию научных дисциплин без особых Препятствий, к достижению ими высокого уровня.
В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Общеизвестно, что арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин. Астрономия и астрология были очень популярны среди арабов издавна, еще в домусульманскую эпоху; воспринятые исламом, они получили широкую поддержку у мусульманских властителей.
Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Известность получил Джабар Ибн Хайян из Куфы, создатель основ экспериментальной химии. Он занимался не только проблемами теории химии, но и в своих многочисленных экспериментальных исследованиях стремился получить данные для практического применения в процессах
выплавки стали, окраски тканей и кожи, производства стекла и пр. В общем можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.
Арабским ученым мы обязаны также созданием фармацевтики как признанной профессии, фармакология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины, хотя и связанной с нею. Они придавали огромное значение химиотерапии, многие лекарственные травы арабской фармакопеи до сих пор используются в лечении: спорыш и др. Арабские географы и натуралисты обогатили зоологию и ботанику, изучая флору и фауну многих стран.
Арабское искусство врачевания знало водотерапию, психотерапию и лечебную диету. Следует обратить внимание на то, что в арабском мире было построено много госпиталей, в том числе и специальные госпитали для психически больных; часто эти госпитали были связаны с научными учреждениями. Обычно в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека. Можно сказать, что арабские ученые пополнили сумму человеческих знаний новыми и оригинальными сведениями, открытыми в области естествознания и медицины, обогатив тем самым все человечество.
Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств — живописи и скульптуры в европейском или античном понимании искусства. Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, поэтому они были представлены орнаментальными, абстрактными мотивами. Иными словами, эквивалентами пластических искусств в арабо-мусульманской культуре были художественная каллиграфия и миниатюрная живопись. Следует подчеркнуть, что ислам существенно способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры (не случайно VII—VIII вв. называют эпохой классицизма).
Вклад арабо-мусульманской культуры в сокровищницу мировой культуры весьма значителен. О достижениях арабской науки в мировом масштабе уже говорилось выше. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани. Нельзя переоценить вклад арабской цивилизации в мировую культуру .
19. Аксиологической доминантной Средневековья явилась христианская религиозность, зародившаяся на территории Римской империи в 1-2 веках нашей эры. Центральной идеей картины мира средневекового человека была идея Бога Средневековые картины мира удивительным образом сочетают в себе представления о единстве и раздвоенности мира, созданного и управляемого единым Богом, но расколотого на Небеса и Землю. Человек той эпохи настойчиво и порой мучительно ищет в здешних вещах символы, аллегории потустороннего, чудесного, но истинно реального.
Поэтому в литературе и искусстве фантазия преобладала над наблюдением, общее – над частным, вечное – над временным. Средневековье стремилось перенести божественный, универсальный порядок на Землю. Наиболее полное выражение универсализм нашел в культуре интеллектуальной элиты, самой образованной части средневекового общества.Вокруг идеи Бога формировались все ценности культуры, в первую очередь представление о мироздании. Средневековому мировосприятию присущи следующие черты, качества, лежащие в основании культуры этой эпохи:
— двумирность: разделение мира на реальный и потусторонний, вечный и временный, противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, духа и плоти, добра и зла, святости и греховности;
— символизм: высшее знание открывается не в понятиях, а в символах. Главным методом познания является постижение символов. Средневековый человек весь мир рассматривал как систему символов, в которых кроется божественный замысел. Мыслить означало обнаруживать тайный смысл. Архитектура, скульптура, музыка, литература – все было символичным. Готический собор представлялся Библией в камне. (Символ – это то, что служит условным обозначением чего-либо: идеи, предмета, явления. Оливковая ветвь, например, является символом мира; крест – символом веры в Бога и принадлежности к церкви и т.д.);
— универсализм: идея Бога как универсального всеобщего начала;
— традиционализм: отход от архетипа есть отдаление от истины. Отсюда – каноничность творчества;
— дидактизм: поиск нравственного смысла, назидательная мораль;
— целостность: энциклопедизм, единство, нерасчлененность знания. Все области познания – искусство, наука, философия, право – представляли собой целостное (нерасчлененное) единство;
— историзм: идея духовного прогресса, движение истории человечества – от грехопадения к царству Божьему. Эта идея стимулировала направленность на новизну в период зрелого Средневековья.
Главная истина (ценность) Средневековья – Бог определяла всю иерархию ценностных ориентаций средневекового человека. Основными нравственными и духовными ценностями были Вера, Надежда, Любовь. При всей противоречивости социокультурного процесса для средневековой культуры был характерен глубокий психологизм, внимание к человеческой душе, внутреннему миру человека. Такие ценности и идеалы как идеи милосердия, добродетели, универсальности человека и др. в условиях духовно-нравственного кризиса европейской цивилизации позволяют увидеть достоинства средневековой культуры.
22. Периодизация и основные черты культуры итальянского Возрождения. Отражение новых идей в художественной культуре Возрождения (на примере памятников Флоренции).
Флоренция: Широкое строительство, развернувшееся во Флоренции, меняет облик города и прежде всего его центра, сохранившегося до настоящего времени. Основное внимание сосредоточивается на разработке центрально-купольной храмовой постройки и городского дворца богатеющей буржуазии и аристократии.
Новое направление в итальянской архитектуре при своем возникновении было связано с переработкой античных традиций и ордерной системы применительно к местным строительным материалам и конструкциям. В постройках этого времени вновь подчеркивается плоскость стены, ее материальность; четко ограничивается внутреннее пространство, приобретающее единство. Достигается и соразмерность пропорций опорных и давящих частей, в ритмическом членении здания устанавливается равновесие горизонталей и вертикалей.
23. Общая характеристика культуры эпохи Реформации. Революция в христианстве М. Лютера.
Ни для кого не секрет, что в средние века исламский мир был центром научной мысли, в авангарде цивилизации, этот период ознаменовался колоссальными достижениями в научной, экономической и культурной жизни. Однако сегодня наука сильно отстаёт в мусульманском мире. По результатам опроса проведённого, Первеза Худбхои (пакистанский физик, профессор университета в Исламабаде, автор работ о связи науки и ислама, которые опубликованы в его книге 1991 года "Ислам и наука, религиозная ортодоксия и борьба за рационализм"), мусульман заметно мало в мировой науке, менее 1%, хотя каждый пятый житель планеты — мусульманин. В одном маленьком Израиле учёных вдвое больше, чем во всех мусульманских странах, вместе взятых. Как получилось так, что в течение 600 лет, с VIII по XIV века, мусульманское мировоззрение ассоциировалось с передовыми знаниями, а ныне опустилось до мракобесия?
Для того чтобы ответить на поставленный вопрос предлагаю совершить путешествие в наше прошлое, которое пролет на свет интересные факты.
Сперва, думаю стоить рассказать о причинах расцвета науки в исламском мире, о которых мало упоминают многие современники
Расцвет мусульманской науки начался во многом благодаря знаниям, приобретенным от древнегреческих мыслителей. Первоначально распространение эллинистической культуры на восток началось с походов Александра Македонского и происходило в основном через греческие поселения, так что когда в VII и VIII веках аравийские армии мусульмане захватили обширные территории от Персии до Северной Африки и Испании, в их руки в качестве трофеев попало большое число работ Платона, Аристотеля, Пифагора, Демокрита, Архимеда и других греческих ученых. Мусульмане вывозили в Халифат целые библиотеки, и вскоре греческих манускриптов накопилось так много, что пришлось организовывать центры по их систематическому переводу.
Другой причиной, послужившей толчком бурному развитию науки, была поддержка со стороны халифов. К примеру, один из крупнейших просветительских центров "Дом мудрости" был учрежден в IX веке в Багдаде халифом Абу аль-Аббасом аль-Мамуном для абсорбции греческих знаний. Начиная с этого момента, он взял под опеку развитие науки в Халифате. Среди первых работ, переведенных в этом средневековом научном центре с греческого языка на арабский, была работа александрийского астронома Клавдия Птолемея (90-161), ныне известная как "Альмагест" ("Аль-Маджисти" — арабский вариант греческого названия "Megiste syntaxis", что означает "Великое построение"). "Аль-Маджисти" стала основой космологии на последующие 500 лет.
Наряду с вышеупомянутыми факторами стоит отметить и тот факт, что развитие науки способствовала потребность мусульман в соблюдении своих религиозных ритуалов. Фактически, ислам — единственная религия, соблюдение ритуалов которой предполагает наличие астрономических познаний, ибо мусульманин, где бы он не находился, всегда должен молиться строго в сторону Мекки. В частности, еще до кругосветных путешествий Магеллана мусульманским ученым было известно, что земля круглая — это знание было им практически необходимо для составления таблиц, по которым мусульмане в любой точке мира могли находить "киблу" — священное направление на Мекку. Именно поэтому один из направлений науки, которым мусульмане занимались большим энтузиазмом, было астрономия.
То же самое можно сказать и о крестоносцах и испанской Реконкисте (отвоевание Кордовского халифата). Примечательно, что в отличие от монголов, которые были варварами, не имевшими свою культуру, и разрушавшими все на своем пути, крестоносцы и реконкисты во время завоевательных войн не разрушали научные центры мусульман. После крестовых походов европейцы начали наконец-то мыться, узнали, что такое баня, мыло и зеркало.
В период французского и британского господства в арабском мире (ХIХ-ХХ вв.) появился еще один козел отпущения — Европа. Но англо-французская интервенция была сравнительно короткой и завершилась более полвека назад. После Второй Мировой Войны роль злодея Европы перешли к Соединенным Штатам. Попытка переложить вину на Америку получила значительную поддержку, но по тем же причинам, что и в случае с Британией и Францией, остается неубедительной. Англо-французское вторжение и американское влияние, как и монгольские завоевания, были следствием, а не причиной внутренней слабости мусульманских стран. Кстати, некоторые мусульманские страны, некогда входившие в состав Британской империи, в наше время сделали огромный скачок в развитии. Яркий пример тому – Малайзия, ОАЭ, Катар.
На мой взгляд, все вышеперечисленные три причины не выдерживают никакой критики. Монгольское нашествие, крестовые походы и западный колониализм, бесспорно, нанесли огромный ущерб, но только в свое время. С момента окончания крестовых походов и монгольского нашествия прошло 8 веков, а колониальная эпоха закончилась полвека тому назад. К примеру, Индия находилась под Британской империей на протяжении трехсот лет, в наше время занимает второе место в мире в области программного обеспечения. Южная Корея совсем недавно вырвалась из-под колониального владения Японии, а сейчас занимает лидирующие позиции в области высокой технологии. Китай, который ныне считается второй мировой державой, сто лет тому назад был под гнетом западного колониализма и японского милитаризма. Сингапур, Тайвань, Гонконг тоже ощутили на себе все прелести колониализма, а теперь это высокоразвитые страны. Для сравнения, по уровню образования Сингапур обгоняет некоторые Европейские страны. Интересный факт: послевоенные годы Египет и Япония находились на одинаковом уровне развития, где сейчас Япония, а где Египет даже говорить не стоит.
Изощренная игра в поиски виноватого нацелена и на основы самого мусульманского общества. Одной из них является религия, то есть ислам. Но обвинять ислам не убедительно. В отличие от Средневековой Европы, где Ватикан сжигал на костре ученых и устраивал гонения на инакомыслящих и кровавые бойни (вспомните хотя бы Варфоломейскую ночь), исламский мир был центром цивилизации и прогресса. Именно в раннюю эпоху Ислама мусульмане продолжили развитие науки, унаследованную от греков, создавали новые отрасли хозяйства и фабрики, а торговля достигла беспрецедентного уровня. Именно там исламское общество добилось определенной степени свободы мысли и самовыражения, что привело туда преследуемых евреев и диссидентов-христиан.
В тени поисках виноватых и бурных обсуждений многие умы, как я заметил в ходе своих расследований, упускают один исторический момент, который изредка всплывает наружу, но которого практически мало замечают.
Развитие научной мысли, в частности под влиянием древнегреческой науки и логики (многие произведения древнегреческих ученых к этому времени были переведены на арабский язык), привело к тому, что идейные представители господствующих классов, мусульманские мутакаллимы (мусульманские теологи-схоласты, для которых критерием истины была вера), вынуждены были в борьбе против рационализма, свободомыслия и других тенденций прибегать к рационалистической аргументации и логики, одним словом использовать оружие врага против самого него.
Для Газали все природные процессы вписываются в порядок, предусмотренный божественной волей, способной разрушить их за одно мгновение. Всякая идея о существовании нормы, внешней по отношению к сущему, внешней необходимости исключена.
Таким образом, ожесточенная схватка между рационализмом и ортодоксией завершилась в пользу второй. Результат не заставил себя долго ждать. Клерикалы запретили свободомыслие, логику и следственно-причинную связь, без которых невозможно представить развитие науки. Из программы обучения они исключили все предметы, оставив лишь богословские. Медресе, в которых рационализм уступил место религиозной ортодоксии, не производил на свет физиков, математиков, астрономов, химиков и биологов. По науке в исламском мире был нанесен огромный удар, в результате чего увлечение научная мысль быстро пошло на убыль.
В свое время экс премьер-министр Малайзии Махатхир Мухаммад говорил, что наука исчезла в исламском мире благодаря приходу богословов, которые начали выдвигать свою интерпретацию Ислама, согласно которой наука не должна выходить за рамки изучения шариатских наук .
Современники халифа, оказывается, тоже не ушли далеко. Вместо того, чтобы способствовать развитие науки, нынешние правители предпочитают тратить свое состояние, куда угодно, только не на образование и науку. Один из примеров тому следующий пассаж из новостной ленты:
Заключение
Он превратил Самарканд в один из мировых центров науки средневековья. Здесь в первой половины XV века, вокруг Улугбека возникла целая научная школа, объединившая видных астрономов и математиков — Гиясиддина Джамшида Каши, Казизаде Руми, Али Кушчи. В Самарканде в то время жили историк Хафизи Абру, написавший замечательный труд по истории Средней Азии, знаменитый медик Мавлоно Нафис, поэты Сиражиддин Самарканди, Саккаки, Лутфи, Бадахши др.
С кончиной Улугбека пришел и упадок науки в Мавераннахре – Самарканд потерял былую славу, некогда великий ученый мир ушел в забвения. Здесь больше не рождались великие ученые, и не творились научные открытия. Так некогда прославленный на весь мир город Самарканд навсегда ушел из арены мировой цивилизации.
После смерти Улугбека образование подверглось кардинальной реструктуризации. Обучение детей начиналось в мактабах с 6 лет, где они изучали: арабский алфавит и посредством буквослагательнопо метода начинали читать хафтьяк, содержащий избранные места корана. Дети плохо осваивали непонятный арабский текст, начинали зазубривать его и по существу оставались безграмотными. Дети наиболее зажиточных людей переходили из мактаба в медресе, где учились основам арабской грамматики и богословию, мусульманскому праву. Студенты медресе делились на низшую, среднюю и высшую группы, обучение в каждой из которых продолжалось 8 лет. Учащиеся из бедных семей часто голодали. Васифи в своих мемуарах описывает смерть от голода двух иногородних студентов. Были случаи выступлений против отдельных ненавистных им Мулл. Мухаммед Талиб описывает такое выступление студентов в бухарских медресе. В XVII—XVIII вв. культура и наука находились под сильным влиянием мусульманского духовенства, особенно дервишских и суфийских орденов. В этот период мы уже не встречаем крупных ученых. Точные и естественные науки, в развитии которых народы Средней Азии имели немало заслуг, были уничтожены. Бухара становится оплотом мусульманского богословия.
Теперь будем ждать, когда исламский мир вернет себе былую славу в научном мире.
Читайте также: