В чем состоял вклад арабов в развитие наук кратко

Обновлено: 07.07.2024

Уже в ближайшие десятилетия наследники Мухаммада в результате активной завоевательной политики настолько расширили свои владения, что образовалось огромное многонациональное государство. В него вошли: Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большая часть Закавказья, Средняя Азия, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка (Марокко, Тунис, Алжир), бо́льшая часть Пиренейского полуострова (современная Испания), Северная Индия.

Факторами объединения всех этих покорённых народов выступали общее вероисповедание ( ислам ) и арабский язык — язык веры, получивший статус международного, и ставший языком литературы и науки в странах влияния Арабского Халифата .

В истории культуры Арабского Халифата выделяют следующие периоды:

  • Раннее средневековье. Период правления династии Омейядов (середина VII в. — 750 г.). Столицей государства в это время становиться город Дама́ск (Сирия);
  • Зрелое средневековье. Период правления династии Аббасидов (750 г. — 1258 г.). Столица переносится в город Багдад (Ирак). Это время наивысшего расцвета арабо-мусульманской культуры.
  • Позднее средневековье. Период раздробленности, формирование отдельных независимых эмиратов (XIII — XVII вв.). Уже с X века начинается постепенный распад многонациональной арабской державы. Тяжелейший удар по культуре Арабского Халифата, приведший к окончательному крушению империи, нанесло нашествие монгольских войск.

Интересен тот факт, что и после крушения Арабского государства, страны, ранее входившие в него, зачастую сохраняли тот же образ жизни и ислам, как государственную религию. На всём огромном пространстве, некогда принадлежавшем арабским халифам, появилось сразу несколько новых государств, управляемых различными династиями: Фатимиды (в Египте), Османская империя (в Турции), Севефидское царство (в Иране), империя Великих Моголов (в Индии), династия Альморавидов и Альможадов (в Испании и Северной Африке), государство Тимуридов (в Средней Азии).

Образование и наука в странах исламского мира

За время своего существования, Арабский Халифат внёс неоценимый вклад в мировую культуру. Здесь небывалых высот достигло искусство слова, были созданы величайшие памятники зодчества, кроме того, арабская цивилизация ощутимо повлияла на развитие всей мировой научной мысли.

Арабский Халифат в период своего расцвета был сосредоточением наук, уровень достижений которых не сопоставим с современной ему Западной Европой. Здесь сформировался своеобразный культ знания (иль) , который, отчасти, был обусловлен спецификой исламского мировоззрения.

Во многих аятах (стихах) Священного Писания звучит мысль о том, что человек является наместником Аллаха на земле, поэтому он должен продолжать начатый Господом процесс творения и преобразования мира. Для этого он обязан размышлять над явлениями природы и устройством мироздания, так как в каждом проявлении — есть отражение замысла Бога, а значит постижение тайн природы — это возможность приблизиться к пониманию Всевышнего.

Согласно шариату, правоверный мусульманин должен всю жизнь следовать одной из нравственных установок, называемой аль-ильм — постоянный поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию.

На широкое распространение грамотности и знаний повлияло также и особое благоговейное отношение в исламе к книге (и к самому её содержанию, и даже к средствам её изготовления — бумаге, перу, чернилам).

Собирание книг и создание частных и общественных библиотек, в средние века, на Арабском Востоке, превратилось в повальное увлечение. Книгохранилища были при дворцах халифов, в учебных заведениях (медресе) и у частных собирателей.

Публичные библиотеки, где книги выдавали на дом, даже без залога, становились своеобразными клубами, где обсуждались новинки литературы и велись научные дискуссии. Только в одной из библиотек в городе Кордова (Арабская Испания) было больше книг, чем в сумме во всех странах остальной средневековой Европы!

Следует отметить, что благодаря этим переводам, большая часть произведений перечисленных авторов была сохранена и, спустя многие годы, с ними познакомилась Западная Европа, уже в переводе с арабского языка.

Арабские учёные были людьми всесторонне образованными, обладающими поистине энциклопедическими знаниями и очень широким спектром интересов, куда входили занятия философией, математикой, физикой, медициной, историей, географией, поэзией и филологией. Именно такими учёными-энциклопедистами были Ибн Сина (в Европе его имя произносили Авице́нна ), Ибн Рушд (Аверро́эс), аль-Баттани́, аль-Фараби́, ар-Рази́, аль-Бируни́, аль-Хорезми́ и др.

Арабская наука аль-химийа , благодаря которой на Востоке были усовершенствованы основные химические процессы — кальцинирование, выпаривание, расплавление, кристаллизация и другие. Открыты такие химические вещества как: азотная кислота, бура, мышьяк, нашатырь, поташ, селитра, сурьма и др., предшествовала появлению европейской химии и алхимии.

Учёный-энциклопедист, химик Аль-Бируни достиг выдающихся результатов в измерении удельного веса металлов и минералов.

Развитию астрономии (и астрологии) на Востоке способствовали достижения в оптике и открытие, во многих городах Халифата, обсерваторий (крупнейшая из них была построена выдающимся правителем-учёным Улугбеком в Самарканде (современный Узбекистан)).

Арабский учёный физик и оптик Ибн-аль-Хайсам (европ. Альхазен ) впервые высказал предположение, что небесные тела (звёзды и планеты) излучают собственный свет, который мы видим лишь спустя какое-то время после его появления. Он же вычислил с поразительной точностью высоту земной атмосферы.

Успехи в изучении звёздного неба повлекли за собой географические открытия. Кроме описательной географии, арабские учёные успешно развивали астрономическую и математическую географию (они вывели формулы для вычисления координат местности и разработали таблицы для определения широт и долгот различных пунктов мира).

Важной составляющей научных знаний в средневековом арабо-мусульманском мире была философия, или как её называли на Востоке — фальсафа . Выдающимися мыслителями своего времени были Ибн-Рушд, аль-Газали, аль-Бируни и аль-Фараби , чьи имена были хорошо известны далеко за пределами халифата.

Далеко вперёд ушла средневековая арабская медицина по сравнению с уровнем современной ей Европы. Этому, в немалой степени, способствовало то, что в исламе исключительно важное место занимает забота о чистоте не только духа, но и тела, а также вопросы личной гигиены.

Отсюда такое распространение в мусульманском мире получили общественные бани (хаммамы), функционировавшие в каждом населённом пункте, в то время как Западная Европа о них ничего не знала, вплоть до начала крестовых походов.

В каждом городе арабского халифата были больницы, с оснащёнными лабораториями, кроме того, практиковали и частные врачи, а также имелись передвижные лечебницы для оказания медицинской помощи там, где не было медиков (например, в сельской местности).

Кстати, к врачебной практике врач мог приступить, лишь получив допуск, утвержденный решением государственной комиссии. Студенты-медики проходили в больнице обязательную практику. Впоследствии (около 1550 года) эта традиция была заимствована европейцами.

При больницах имелись фармацевтические школы, что повлекло за собой развитие фармацевтики и фармакологии, как науки (к слову, первая аптека была открыта в Багдаде в середине VIII века).

Зачастую медицинская помощь (в том числе больничные места, питание, уход и лекарства) была бесплатной. Пациенты и больничные служащие могли пользоваться читальными залами и молельнями, находящимися при лечебном заведении.

Достижения Арабской медицины, в средние века, поражают воображение. Например, известны случаи удаления глазной катаракты хирургическим путём.

Арабские врачи были замечательными диагностами, клиницистами, хирургами и даже психотерапевтами.

По переведённым на латынь энциклопедическим трудам выдающихся медиков Арабского Востока Ибн-Сины (Авиццена) и ар-Рази велось, вплоть до XVII века, обучение по медицинским специальностям во всех университетах Европы!

К сожалению, Арабская наука, столь много давшая миру, с началом крестовых походов европейских рыцарей на Восток и волной нашествия монголов, остановила своё, некогда, столь бурное и блестящее развитие.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве стран Арабского Востока вы можете узнать из следующих публикаций:

Большое практическое значение имели достижения арабов в области география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая. Известные работы географов-путешественников:

- 20 трактатов Масуди (X в.)

- 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса

Примечательно, что Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы.

Уже упоминавшийся нами Бируни производил географические измерения. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения. Для 1020 г. его измерения дали значение 23°34'0". Современные вычисления дают для 1020 г. значение 23°34'45". Во время путешествия в Индию Бируни разработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Земли оказался равным 1081,66 фарсаха, т. е. около 6490 км. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря, что составляет 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965—1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике. Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструируя для этого специальные приборы. Он разработал теорию зрения, описал анатомическое строение глаза и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камеры-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие, плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза.

Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически.

Арабская наука в начале своей истории развивалась под влиянием древнегреческой науки и под влиянием и во взаимодействии с современной ей высокоразвитой наукой народов Средней Азии, Закавказья, Индии, Персии, Египта, Сирии.Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети -- своеобразные университеты, ибо в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо-мусульманской науки как подлинные университеты.

Дальнейшее развитие арабской науки обуславливалось потребностями производства и военного дела, которому арабские завоеватели придавали большое значение. Исторической заслугой арабов является то, что они, переняв достижения науки античного времени, развили её дальше и передали народам Запада, став, таким образом, будто мостом между античностью и современной цивилизацией. С начала своего развития, в классическую эпоху, в века блестящего развития (IX—XII вв.) и в постклассическую эпоху (XIII—XIV вв.) арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади тогдашнюю европейскую науку и культуру. В создании и развитии этой культуры принимали участие арабы, персы и представители других исламизированных народов как члены единого великого мусульманского общества. Ее успешному развитию способствовало то, что арабский язык был единым языком, которым пользовались при изложении своих трудов все мусульманские ученые независимо от своего происхождения, а не только арабы. Именно на этом языке были написаны почти все научные, философские и литературные произведения, не говоря уже о религиозных и юридических трудах, которые были созданы в регионе ислама в классическую эпоху арабо-мусульманской культуры. Следует добавить, что арабским алфавитом пользовались как орнаментальным мотивом в мусульманском искусстве и архитектуре, особенно в сакральной архитектуре.

Прежде всего следует учитывать, что в основе ислама лежала забота о правоверных в этом, земном мире, а различные научные дисциплины оказывали здесь существенную помощь. Точные науки, математика и астрономия, а также медицина и фармакология были весьма полезны для развития цивилизации, ибо повышали уровень жизни населения и не угрожали идеологии ислама. Все это привело к развитию научных дисциплин без особых Препятствий, к достижению ими высокого уровня.

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Общеизвестно, что арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин. Астрономия и астрология были очень популярны среди арабов издавна, еще в домусульманскую эпоху; воспринятые исламом, они получили широкую поддержку у мусульманских властителей.

Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Известность получил Джабар Ибн Хайян из Куфы, создатель основ экспериментальной химии. Он занимался не только проблемами теории химии, но и в своих многочисленных экспериментальных исследованиях стремился получить данные для практического применения в процессах

выплавки стали, окраски тканей и кожи, производства стекла и пр. В общем можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

Арабским ученым мы обязаны также созданием фармацевтики как признанной профессии, фармакология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины, хотя и связанной с нею. Они придавали огромное значение химиотерапии, многие лекарственные травы арабской фармакопеи до сих пор используются в лечении: спорыш и др. Арабские географы и натуралисты обогатили зоологию и ботанику, изучая флору и фауну многих стран.

Арабское искусство врачевания знало водотерапию, психотерапию и лечебную диету. Следует обратить внимание на то, что в арабском мире было построено много госпиталей, в том числе и специальные госпитали для психически больных; часто эти госпитали были связаны с научными учреждениями. Обычно в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека. Можно сказать, что арабские ученые пополнили сумму человеческих знаний новыми и оригинальными сведениями, открытыми в области естествознания и медицины, обогатив тем самым все человечество.

Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств — живописи и скульптуры в европейском или античном понимании искусства. Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, поэтому они были представлены орнаментальными, абстрактными мотивами. Иными словами, эквивалентами пластических искусств в арабо-мусульманской культуре были художественная каллиграфия и миниатюрная живопись. Следует подчеркнуть, что ислам существенно способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры (не случайно VII—VIII вв. называют эпохой классицизма).

Вклад арабо-мусульманской культуры в сокровищницу мировой культуры весьма значителен. О достижениях арабской науки в мировом масштабе уже говорилось выше. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани. Нельзя переоценить вклад арабской цивилизации в мировую культуру .

19. Аксиологической доминантной Средневековья явилась христианская религиозность, зародившаяся на территории Римской империи в 1-2 веках нашей эры. Центральной идеей картины мира средневекового человека была идея Бога Средневековые картины мира удивительным образом сочетают в себе представления о единстве и раздвоенности мира, созданного и управляемого единым Богом, но расколотого на Небеса и Землю. Человек той эпохи настойчиво и порой мучительно ищет в здешних вещах символы, аллегории потустороннего, чудесного, но истинно реального.

Поэтому в литературе и искусстве фантазия преобладала над наблюдением, общее – над частным, вечное – над временным. Средневековье стремилось перенести божественный, универсальный порядок на Землю. Наиболее полное выражение универсализм нашел в культуре интеллектуальной элиты, самой образованной части средневекового общества.Вокруг идеи Бога формировались все ценности культуры, в первую очередь представление о мироздании. Средневековому мировосприятию присущи следующие черты, качества, лежащие в основании культуры этой эпохи:

двумирность: разделение мира на реальный и потусторонний, вечный и временный, противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, духа и плоти, добра и зла, святости и греховности;

символизм: высшее знание открывается не в понятиях, а в символах. Главным методом познания является постижение символов. Средневековый человек весь мир рассматривал как систему символов, в которых кроется божественный замысел. Мыслить означало обнаруживать тайный смысл. Архитектура, скульптура, музыка, литература – все было символичным. Готический собор представлялся Библией в камне. (Символ – это то, что служит условным обозначением чего-либо: идеи, предмета, явления. Оливковая ветвь, например, является символом мира; крест – символом веры в Бога и принадлежности к церкви и т.д.);

универсализм: идея Бога как универсального всеобщего начала;

традиционализм: отход от архетипа есть отдаление от истины. Отсюда – каноничность творчества;

дидактизм: поиск нравственного смысла, назидательная мораль;

целостность: энциклопедизм, единство, нерасчлененность знания. Все области познания – искусство, наука, философия, право – представляли собой целостное (нерасчлененное) единство;

историзм: идея духовного прогресса, движение истории человечества – от грехопадения к царству Божьему. Эта идея стимулировала направленность на новизну в период зрелого Средневековья.

Главная истина (ценность) Средневековья – Бог определяла всю иерархию ценностных ориентаций средневекового человека. Основными нравственными и духовными ценностями были Вера, Надежда, Любовь. При всей противоречивости социокультурного процесса для средневековой культуры был характерен глубокий психологизм, внимание к человеческой душе, внутреннему миру человека. Такие ценности и идеалы как идеи милосердия, добродетели, универсальности человека и др. в условиях духовно-нравственного кризиса европейской цивилизации позволяют увидеть достоинства средневековой культуры.

22. Периодизация и основные черты культуры итальянского Возрождения. Отражение новых идей в художественной культуре Возрождения (на примере памятников Флоренции).

Флоренция: Широкое строительство, развернувшееся во Флоренции, меняет облик города и прежде всего его центра, сохранившегося до настоящего времени. Основное внимание сосредоточивается на разработке центрально-купольной храмовой постройки и городского дворца богатеющей буржуазии и аристократии.
Новое направление в итальянской архитектуре при своем возникновении было связано с переработкой античных традиций и ордерной системы применительно к местным строительным материалам и конструкциям. В постройках этого времени вновь подчеркивается плоскость стены, ее материальность; четко ограничивается внутреннее пространство, приобретающее единство. Достигается и соразмерность пропорций опорных и давящих частей, в ритмическом членении здания устанавливается равновесие горизонталей и вертикалей.

23. Общая характеристика культуры эпохи Реформации. Революция в христианстве М. Лютера.


Ни для ко­го не сек­рет, что в сред­ние ве­ка ис­лам­ский мир был цент­ром на­уч­ной мыс­ли, в аван­гар­де ци­ви­ли­за­ции, этот пе­ри­од озна­ме­но­вал­ся ко­лос­саль­ны­ми до­сти­же­ни­я­ми в на­уч­ной, эко­но­ми­чес­кой и куль­тур­ной жиз­ни. Од­на­ко се­год­ня на­ука силь­но от­ста­ёт в му­суль­ман­ском ми­ре. По ре­зуль­та­там опро­са про­ве­дён­но­го, Пер­ве­за Худ­б­хои (па­кис­тан­ский фи­зик, про­фес­сор уни­вер­си­те­та в Ис­ла­ма­ба­де, ав­тор ра­бот о свя­зи на­уки и ис­ла­ма, ко­то­рые опуб­ли­ко­ва­ны в его кни­ге 1991 го­да "Ис­лам и на­ука, ре­ли­ги­оз­ная ор­то­док­сия и борь­ба за ра­ци­о­на­лизм"), му­суль­ман за­мет­но ма­ло в ми­ро­вой на­уке, ме­нее 1%, хо­тя каж­дый пя­тый жи­тель пла­не­ты — му­суль­ма­нин. В од­ном ма­лень­ком Из­ра­и­ле учё­ных вдвое боль­ше, чем во всех му­суль­ман­ских стра­нах, вмес­те взя­тых. Как по­лу­чи­лось так, что в те­че­ние 600 лет, с VIII по XIV ве­ка, му­суль­ман­ское ми­ро­воз­зре­ние ас­со­ци­и­ро­ва­лось с пе­ре­до­вы­ми зна­ни­я­ми, а ны­не опус­ти­лось до мра­ко­бе­сия?

Для то­го что­бы от­ве­тить на по­став­лен­ный во­прос пред­ла­гаю со­вер­шить пу­те­шест­вие в на­ше про­ш­лое, ко­то­рое про­лет на свет ин­те­рес­ные фак­ты.

Спер­ва, ду­маю сто­ить рас­ска­зать о при­чи­нах рас­цве­та на­уки в ис­лам­ском ми­ре, о ко­то­рых ма­ло упо­ми­на­ют мно­гие со­вре­мен­ни­ки

Рас­цвет му­суль­ман­ской на­уки на­чал­ся во мно­гом бла­го­да­ря зна­ни­ям, при­о­бре­тен­ным от древ­нег­ре­чес­ких мыс­ли­те­лей. Пер­во­на­чаль­но рас­прост­ра­не­ние эл­ли­нис­ти­чес­кой куль­ту­ры на вос­ток на­ча­лось с по­хо­дов Алек­сан­дра Ма­ке­дон­ско­го и про­ис­хо­ди­ло в ос­нов­ном че­рез гре­чес­кие по­се­ле­ния, так что ког­да в VII и VIII ве­ках ара­вий­ские ар­мии му­суль­ма­не за­хва­ти­ли об­шир­ные тер­ри­то­рии от Пер­сии до Се­вер­ной Аф­ри­ки и Ис­па­нии, в их ру­ки в ка­чест­ве тро­фе­ев по­па­ло боль­шое чис­ло ра­бот Пла­то­на, Арис­то­те­ля, Пи­фа­го­ра, Де­мок­ри­та, Ар­хи­ме­да и дру­гих гре­чес­ких уче­ных. Му­суль­ма­не вы­во­зи­ли в Ха­ли­фат це­лые биб­лио­те­ки, и вско­ре гре­чес­ких ма­ну­скрип­тов на­ко­пи­лось так мно­го, что при­шлось ор­га­ни­зо­вы­вать цент­ры по их сис­те­ма­ти­чес­ко­му пе­ре­во­ду.

Дру­гой при­чи­ной, по­слу­жив­шей толч­ком бур­но­му раз­ви­тию на­уки, бы­ла под­держ­ка со сто­ро­ны ха­ли­фов. К при­ме­ру, один из круп­ней­ших про­све­ти­тель­ских цент­ров "Дом муд­рос­ти" был уч­реж­ден в IX ве­ке в Баг­да­де ха­ли­фом Абу аль-Аб­ба­сом аль-Ма­му­ном для аб­сорб­ции гре­чес­ких зна­ний. На­чи­ная с это­го мо­мен­та, он взял под опе­ку раз­ви­тие на­уки в Ха­ли­фа­те. Сре­ди пер­вых ра­бот, пе­ре­ве­ден­ных в этом сред­не­ве­ко­вом на­уч­ном цент­ре с гре­чес­ко­го язы­ка на араб­ский, бы­ла ра­бо­та алек­сан­дрий­ско­го аст­ро­но­ма Клав­дия Пто­ле­мея (90-161), ны­не из­вест­ная как "Аль­ма­гест" ("Аль-Мад­жис­ти" — араб­ский ва­ри­ант гре­чес­ко­го на­зва­ния "Megiste syntaxis", что озна­ча­ет "Ве­ли­кое по­стро­е­ние"). "Аль-Мад­жис­ти" ста­ла ос­но­вой кос­мо­ло­гии на по­сле­ду­ю­щие 500 лет.

На­ря­ду с вы­ше­упо­мя­ну­ты­ми фак­то­ра­ми сто­ит от­ме­тить и тот факт, что раз­ви­тие на­уки спо­собст­во­ва­ла по­треб­ность му­суль­ман в со­блю­де­нии сво­их ре­ли­ги­оз­ных ри­ту­а­лов. Фак­ти­чес­ки, ис­лам — единст­вен­ная ре­ли­гия, со­блю­де­ние ри­ту­а­лов ко­то­рой пред­по­ла­га­ет на­ли­чие аст­ро­но­ми­чес­ких по­зна­ний, ибо му­суль­ма­нин, где бы он не на­хо­дил­ся, всег­да дол­жен мо­лить­ся стро­го в сто­ро­ну Мек­ки. В част­нос­ти, еще до кру­го­свет­ных пу­те­шест­вий Ма­гел­ла­на му­суль­ман­ским уче­ным бы­ло из­вест­но, что зем­ля круг­лая — это зна­ние бы­ло им прак­ти­чес­ки не­об­хо­ди­мо для со­став­ле­ния таб­лиц, по ко­то­рым му­суль­ма­не в лю­бой точ­ке ми­ра мог­ли на­хо­дить "киб­лу" — свя­щен­ное на­прав­ле­ние на Мек­ку. Имен­но по­это­му один из на­прав­ле­ний на­уки, ко­то­рым му­суль­ма­не за­ни­ма­лись боль­шим эн­ту­зи­аз­мом, бы­ло аст­ро­но­мия.

То же са­мое мож­но ска­зать и о крес­то­нос­цах и ис­пан­ской Ре­кон­кис­те (отво­е­ва­ние Кор­дов­ско­го ха­ли­фа­та). При­ме­ча­тель­но, что в от­ли­чие от мон­го­лов, ко­то­рые бы­ли вар­ва­ра­ми, не имев­ши­ми свою куль­ту­ру, и раз­ру­шав­ши­ми все на сво­ем пу­ти, крес­то­нос­цы и ре­кон­ки­с­ты во вре­мя за­во­е­ва­тель­ных войн не раз­ру­ша­ли на­уч­ные цент­ры му­суль­ман. Пос­ле крес­то­вых по­хо­дов ев­ро­пей­цы на­ча­ли на­ко­нец-то мыть­ся, узна­ли, что та­кое ба­ня, мы­ло и зер­ка­ло.

В пе­ри­од фран­цуз­ско­го и бри­тан­ско­го гос­подст­ва в араб­ском ми­ре (ХIХ-ХХ вв.) по­явил­ся еще один ко­зел от­пу­ще­ния — Ев­ро­па. Но ан­гло-фран­цуз­ская ин­тер­вен­ция бы­ла срав­ни­тель­но ко­рот­кой и за­вер­ши­лась бо­лее пол­ве­ка на­зад. Пос­ле Вто­рой Ми­ро­вой Вой­ны роль зло­дея Ев­ро­пы пе­ре­шли к Со­еди­нен­ным Шта­там. По­пыт­ка пе­ре­ло­жить ви­ну на Аме­ри­ку по­лу­чи­ла зна­чи­тель­ную под­держ­ку, но по тем же при­чи­нам, что и в слу­чае с Бри­та­ни­ей и Фран­ци­ей, оста­ет­ся не­убе­ди­тель­ной. Ан­гло-фран­цуз­ское втор­же­ние и аме­ри­кан­ское вли­я­ние, как и мон­голь­ские за­во­е­ва­ния, бы­ли следст­ви­ем, а не при­чи­ной внут­рен­ней сла­бос­ти му­суль­ман­ских стран. Кста­ти, не­ко­то­рые му­суль­ман­ские стра­ны, не­ког­да вхо­див­шие в со­став Бри­тан­ской им­пе­рии, в на­ше вре­мя сде­ла­ли ог­ром­ный ска­чок в раз­ви­тии. Яр­кий при­мер то­му – Ма­лай­зия, ОАЭ, Ка­тар.

На мой взгляд, все вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные три при­чи­ны не вы­дер­жи­ва­ют ни­ка­кой кри­ти­ки. Мон­голь­ское на­шест­вие, крес­то­вые по­хо­ды и за­пад­ный ко­ло­ни­а­лизм, бес­спор­но, на­нес­ли ог­ром­ный ущерб, но толь­ко в свое вре­мя. С мо­мен­та окон­ча­ния крес­то­вых по­хо­дов и мон­голь­ско­го на­шест­вия про­шло 8 ве­ков, а ко­ло­ни­аль­ная эпо­ха за­кон­чи­лась пол­ве­ка то­му на­зад. К при­ме­ру, Ин­дия на­хо­ди­лась под Бри­тан­ской им­пе­ри­ей на про­тя­же­нии трех­сот лет, в на­ше вре­мя за­ни­ма­ет вто­рое мес­то в ми­ре в об­лас­ти про­грам­м­но­го обес­пе­че­ния. Юж­ная Ко­рея со­всем не­дав­но вы­рва­лась из-под ко­ло­ни­аль­но­го вла­де­ния Япо­нии, а сей­час за­ни­ма­ет ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции в об­лас­ти вы­со­кой тех­но­ло­гии. Ки­тай, ко­то­рый ны­не счи­та­ет­ся вто­рой ми­ро­вой дер­жа­вой, сто лет то­му на­зад был под гне­том за­пад­но­го ко­ло­ни­а­лиз­ма и япон­ско­го ми­ли­та­риз­ма. Син­га­пур, Тай­вань, Гон­конг то­же ощу­ти­ли на се­бе все пре­лес­ти ко­ло­ни­а­лиз­ма, а те­перь это вы­со­ко­раз­ви­тые стра­ны. Для срав­не­ния, по уров­ню об­ра­зо­ва­ния Син­га­пур об­го­ня­ет не­ко­то­рые Ев­ро­пей­ские стра­ны. Ин­те­рес­ный факт: пос­ле­во­ен­ные го­ды Еги­пет и Япо­ния на­хо­ди­лись на оди­на­ко­вом уров­не раз­ви­тия, где сей­час Япо­ния, а где Еги­пет да­же го­во­рить не сто­ит.

Изощ­рен­ная иг­ра в по­ис­ки ви­но­ва­то­го на­це­ле­на и на ос­но­вы са­мо­го му­суль­ман­ско­го об­щест­ва. Од­ной из них яв­ля­ет­ся ре­ли­гия, то есть ис­лам. Но об­ви­нять ис­лам не убе­ди­тель­но. В от­ли­чие от Сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пы, где Ва­ти­кан сжи­гал на кост­ре уче­ных и устра­ивал го­не­ния на ина­ко­мыс­ля­щих и кро­ва­вые бой­ни (вспом­ни­те хо­тя бы Вар­фо­ло­мей­скую ночь), ис­лам­ский мир был цент­ром ци­ви­ли­за­ции и про­грес­са. Имен­но в ран­нюю эпо­ху Ис­ла­ма му­суль­ма­не про­дол­жи­ли раз­ви­тие на­уки, унас­ле­до­ван­ную от гре­ков, со­зда­ва­ли но­вые от­рас­ли хо­зяйст­ва и фаб­ри­ки, а тор­гов­ля до­стиг­ла бес­пре­це­дент­но­го уров­ня. Имен­но там ис­лам­ское об­щест­во до­би­лось опре­де­лен­ной сте­пе­ни сво­бо­ды мыс­ли и са­мо­вы­ра­же­ния, что при­ве­ло ту­да пре­сле­ду­е­мых ев­ре­ев и дис­си­ден­тов-хрис­ти­ан.

В те­ни по­ис­ках ви­но­ва­тых и бур­ных об­суж­де­ний мно­гие умы, как я за­ме­тил в хо­де сво­их рас­сле­до­ва­ний, упус­ка­ют один ис­то­ри­чес­кий мо­мент, ко­то­рый из­ред­ка всплы­ва­ет на­ру­жу, но ко­то­ро­го прак­ти­чес­ки ма­ло за­ме­ча­ют.

Раз­ви­тие на­уч­ной мыс­ли, в част­нос­ти под вли­я­ни­ем древ­нег­ре­чес­кой на­уки и ло­ги­ки (мно­гие про­из­ве­де­ния древ­нег­ре­чес­ких уче­ных к это­му вре­ме­ни бы­ли пе­ре­ве­де­ны на араб­ский язык), при­ве­ло к то­му, что идей­ные пред­ста­ви­те­ли гос­подст­ву­ю­щих клас­сов, му­суль­ман­ские му­та­кал­ли­мы (му­суль­ман­ские тео­ло­ги-схо­ла­с­ты, для ко­то­рых кри­те­ри­ем ис­ти­ны бы­ла ве­ра), вы­нуж­де­ны бы­ли в борь­бе про­тив ра­ци­о­на­лиз­ма, сво­бо­до­мыс­лия и дру­гих тен­ден­ций при­бе­гать к ра­ци­о­на­лис­ти­чес­кой ар­гу­мен­та­ции и ло­ги­ки, од­ним сло­вом ис­поль­зо­вать ору­жие вра­га про­тив са­мо­го не­го.

Для Га­за­ли все при­род­ные про­цес­сы впи­сы­ва­ют­ся в по­ря­док, пре­ду­смот­рен­ный бо­жест­вен­ной во­лей, спо­соб­ной раз­ру­шить их за од­но мгно­ве­ние. Вся­кая идея о су­щест­во­ва­нии нор­мы, внеш­ней по от­но­ше­нию к су­ще­му, внеш­ней не­об­хо­ди­мос­ти ис­клю­че­на.

Та­ким об­ра­зом, ожес­то­чен­ная схват­ка меж­ду ра­ци­о­на­лиз­мом и ор­то­док­си­ей за­вер­ши­лась в поль­зу вто­рой. Ре­зуль­тат не за­ста­вил се­бя дол­го ждать. Кле­ри­ка­лы за­пре­ти­ли сво­бо­до­мыс­лие, ло­ги­ку и следст­вен­но-при­чин­ную связь, без ко­то­рых не­воз­мож­но пред­ста­вить раз­ви­тие на­уки. Из про­грам­мы обу­че­ния они ис­клю­чи­ли все пред­ме­ты, оста­вив лишь бо­го­слов­ские. Мед­ре­се, в ко­то­рых ра­ци­о­на­лизм усту­пил мес­то ре­ли­ги­оз­ной ор­то­док­сии, не про­из­во­дил на свет фи­зи­ков, ма­те­ма­ти­ков, аст­ро­но­мов, хи­ми­ков и био­ло­гов. По на­уке в ис­лам­ском ми­ре был на­не­сен ог­ром­ный удар, в ре­зуль­та­те че­го увле­че­ние на­уч­ная мысль быст­ро по­шло на убыль.

В свое вре­мя экс премь­ер-ми­нистр Ма­лай­зии Ма­хат­хир Му­хам­мад го­во­рил, что на­ука ис­чез­ла в ис­лам­ском ми­ре бла­го­да­ря при­хо­ду бо­го­сло­вов, ко­то­рые на­ча­ли вы­дви­гать свою ин­тер­п­ре­та­цию Ис­ла­ма, со­глас­но ко­то­рой на­ука не долж­на вы­хо­дить за рам­ки изу­че­ния ша­ри­ат­ских на­ук .

Со­вре­мен­ни­ки ха­ли­фа, ока­зы­ва­ет­ся, то­же не ушли да­ле­ко. Вмес­то то­го, что­бы спо­собст­во­вать раз­ви­тие на­уки, ны­неш­ние пра­ви­те­ли пред­по­чи­та­ют тра­тить свое со­сто­я­ние, ку­да угод­но, толь­ко не на об­ра­зо­ва­ние и на­уку. Один из при­ме­ров то­му сле­ду­ю­щий пас­саж из но­вост­ной лен­ты:

За­клю­че­ние

Он пре­вра­тил Са­мар­канд в один из ми­ро­вых цент­ров на­уки сред­не­ве­ковья. Здесь в пер­вой по­ло­ви­ны XV ве­ка, во­круг Улуг­бе­ка воз­ник­ла це­лая на­уч­ная шко­ла, объ­еди­нив­шая вид­ных аст­ро­но­мов и ма­те­ма­ти­ков — Ги­я­сид­ди­на Джам­ши­да Ка­ши, Ка­зи­за­де Ру­ми, Али Куш­чи. В Са­мар­кан­де в то вре­мя жи­ли ис­то­рик Ха­фи­зи Аб­ру, на­пи­сав­ший за­ме­ча­тель­ный труд по ис­то­рии Сред­ней Азии, зна­ме­ни­тый ме­дик Мав­ло­но На­фис, по­эты Си­ра­жид­дин Са­мар­кан­ди, Сак­ка­ки, Лу­т­фи, Ба­дах­ши др.

С кон­чи­ной Улуг­бе­ка при­шел и упа­док на­уки в Ма­ве­ран­нах­ре – Са­мар­канд по­те­рял бы­лую сла­ву, не­ког­да ве­ли­кий уче­ный мир ушел в заб­ве­ния. Здесь боль­ше не рож­да­лись ве­ли­кие уче­ные, и не тво­ри­лись на­уч­ные от­кры­тия. Так не­ког­да про­слав­лен­ный на весь мир го­род Са­мар­канд на­всег­да ушел из аре­ны ми­ро­вой ци­ви­ли­за­ции.

Пос­ле смер­ти Улуг­бе­ка об­ра­зо­ва­ние под­верг­лось кар­ди­наль­ной ре­струк­ту­ри­за­ции. Обу­че­ние де­тей на­чи­на­лось в мак­та­бах с 6 лет, где они изу­ча­ли: араб­ский ал­фа­вит и по­средст­вом бук­вос­ла­га­тель­но­по ме­то­да на­чи­на­ли чи­тать хафть­як, со­дер­жа­щий из­бран­ные ме­с­та ко­ра­на. Де­ти пло­хо осва­ива­ли не­по­нят­ный араб­ский текст, на­чи­на­ли за­зуб­ри­вать его и по су­щест­ву оста­ва­лись без­гра­мот­ны­ми. Де­ти наибо­лее за­жи­точ­ных лю­дей пе­ре­хо­ди­ли из мак­та­ба в мед­ре­се, где учи­лись ос­но­вам араб­ской грам­ма­ти­ки и бо­го­сло­вию, му­суль­ман­ско­му пра­ву. Сту­ден­ты мед­ре­се де­ли­лись на низ­шую, сред­нюю и выс­шую груп­пы, обу­че­ние в каж­дой из ко­то­рых про­дол­жа­лось 8 лет. Уча­щи­е­ся из бед­ных се­мей час­то го­ло­да­ли. Ва­си­фи в сво­их ме­му­а­рах опи­сы­ва­ет смерть от го­ло­да двух ино­го­род­них сту­ден­тов. Бы­ли слу­чаи вы­ступ­ле­ний про­тив от­дель­ных не­на­вист­ных им Мулл. Му­хам­мед Та­либ опи­сы­ва­ет та­кое вы­ступ­ле­ние сту­ден­тов в бу­хар­ских мед­ре­се. В XVII—XVIII вв. куль­ту­ра и на­ука на­хо­ди­лись под силь­ным вли­я­ни­ем му­суль­ман­ско­го ду­хо­венст­ва, осо­бен­но дер­виш­ских и су­фий­ских ор­де­нов. В этот пе­ри­од мы уже не встре­ча­ем круп­ных уче­ных. Точ­ные и ес­тест­вен­ные на­уки, в раз­ви­тии ко­то­рых на­ро­ды Сред­ней Азии име­ли не­ма­ло за­слуг, бы­ли унич­то­же­ны. Бу­ха­ра ста­но­вит­ся опло­том му­суль­ман­ско­го бо­го­сло­вия.

Те­перь бу­дем ждать, ког­да ис­лам­ский мир вер­нет се­бе бы­лую сла­ву в на­уч­ном ми­ре.

Читайте также: