В чем состоит значение разделения властей почему оно так важно для правового государства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Одним из основополагающих признаков правового государства является принцип разделения властей. Он предполагает относительно самостоятельное существование и функционирование трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом.

Принцип разделения властей позволяет действовать государственной власти на правовой основе, регулировать действия каждой из них и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Кроме того, разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти, их согласованные действия на основе общих принципов. Принцип разделения властей означает, что все споры и конфликты между ветвями власти разрешаются правовым путем.

Разделение ветвей государственной власти возможно только при сохранении ее единства. Каждая ветвь имеет тот же социальный характер и действует в заданных единством государственной власти направлениях.

Главная суть принципа разделения властей проявляется в следующем:

1) каждая ветвь (каждый уровень) власти занимается своими, юридически порученными ей (ему) делами;

2) ветви (уровни) власти самостоятельны, не имеют права вмешиваться взаимно в деятельность и подменять друг друга;

3) каждая ветвь (уровень) власти обладает средствами воздействия на другие ветви (уровни) власти, чтобы они принимали решения, в которых у данной ветви (данного уровня) власти есть интерес, и чтобы обеспечивался баланс властей, а также соблюдалась законность в их деятельности.

В каждой стране данная модель проявляется по-своему.

Одним из основополагающих признаков правового государства является принцип разделения властей. Он предполагает относительно самостоятельное существование и функционирование трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом.

Принцип разделения властей позволяет действовать государственной власти на правовой основе, регулировать действия каждой из них и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Кроме того, разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти, их согласованные действия на основе общих принципов. Принцип разделения властей означает, что все споры и конфликты между ветвями власти разрешаются правовым путем.

Разделение ветвей государственной власти возможно только при сохранении ее единства. Каждая ветвь имеет тот же социальный характер и действует в заданных единством государственной власти направлениях.

Главная суть принципа разделения властей проявляется в следующем:

1) каждая ветвь (каждый уровень) власти занимается своими, юридически порученными ей (ему) делами;

2) ветви (уровни) власти самостоятельны, не имеют права вмешиваться взаимно в деятельность и подменять друг друга;

3) каждая ветвь (уровень) власти обладает средствами воздействия на другие ветви (уровни) власти, чтобы они принимали решения, в которых у данной ветви (данного уровня) власти есть интерес, и чтобы обеспечивался баланс властей, а также соблюдалась законность в их деятельности.

Практика разграничения компетенции и полномочий между органами и должностными лицами государства известна еще с античных времен. Однако в качестве цельной и практически применимой доктрины данная идея оформилась только в эпоху Просвещения. Сама концепция разделения властей была предложена английским философом Джоном Локком, название же ей дал французский философ Шарль Монтескье (от фр. séparation des pouvoirs).

Разделение властей – правовая концепция и вытекающий из нее принцип организации государственной власти, в соответствии с которым власть должна осуществляться тремя ветвями, независимыми друг от друга, – законодательной, исполнительной и судебной.

Нередко под разделением властей понимается и реальное воплощение соответствующей концепции и принципа государственной деятельности. Первым законодательным актом, в котором был закреплен данный принцип, стала Конституция США 1787 года. Впоследствии разделение властей было закреплено в основных законах большинства государств мира. Указан данный принцип и в Конституции РФ (ст. 10).

Реальное применение принципа разделения властей породило систему сдержек и противовесов – установленных законом мер, направленных на обеспечение реальной независимости ветвей власти друг от друга.

Элементы концепции разделения властей

Целью разделения властей, которую видели перед собой создатели концепции, было недопущение узурпации одной ветвью власти (например, монархом) полномочий другой ветви власти.

В дальнейшем, когда компетенция ветвей власти и относящихся к ним органов была разграничена, реальное обеспечение разделения властей столкнулось с проблемой фактической, а не теоретической независимости ветвей власти друг от друга, в первую очередь финансовой.

Готовые работы на аналогичную тему

К примеру, назначение судей в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее Президентом некоторыми исследователями рассматривается как проявление зависимости судебной системы от главы государства, которому судьи должны быть лояльны.

Еще одной проблемой стало усложнение структуры органов государственной власти: в настоящее время некоторые публично-правовые образования (счетные палаты, избирательные комиссии, прокуратура) не могут быть однозначно отнесены к какой-либо ветви власти. По этой причине стали предлагаться четырёх- и пятизвенные модели данной концепции.

С другой стороны, ветви власти в отношении друг друга должны иметь набор инструментов, позволяющих не допустить выход какого-либо органа государственной власти за пределы его компетенции. Этой цели посвящены, например, институты импичмента, отставки президента или правительства.

Значение разделения властей для концепции правового государства

Именно поэтому в концепции правового государства важное место отводится разделению властей, которое обеспечивает:

Плюсы и минусы принципа разделения властей

Время проходит, общество эволюционирует. Под эволюцией можно подразумевать не только способность к прямохождению, труду и коммуникации. Эволюцией можно по праву называть любую весомую перемену в общественной жизни уже осовремененного, привычного людям 21 века общества.

А как обстоят дела с принципом разделения властей?

Что такое принцип разделения властей

Сейчас для всех кажется привычным идея трех веток власти – законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательной считаются те органы и люди, которые издают законы, способны их предлагать, формулировать и принимать. В России законодательным органом является Федеральное Собрание, оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Судебная власть – всем знакомые суды. В России есть Конституционный суд, Верховный Суд России и федеральные суды, расположенные в регионах. У судов также имеется классификация, среди них выделяются мировые.

Каждая из различных веток властной структуры обособленна, представители обладают отдельным рядом полномочий и обязанностей. В то же время они зависимы друг от друга, и принадлежность человека к той или иной ветке не должна делать из него неприкосновенного для другой.

Заседание госдумы

Всё это призвано контролировать ситуации в обществе.

Плюсы

Итак, каковы плюсы идеи обособить и разделить столь важную структуру?

Судебная власть

Минусы

А теперь о минусах, которые даже в такой идее нашлись.

Коррупция

Заключение

Так или иначе, разделение властей – принцип хороший, довольно эффективный. Когда за всё отвечает один человек, или одна и та же группа человек, рано или поздно отслеживается точный механизм работы, который в то или иное время будет повторяться и не приведет государство как таковое к прогрессу общественному, производственному или любому другому.

Очень важно иметь широкий круг государственных органов, в которые можно обратиться для решения того или иного вопроса. При нормально прописанных полномочиях разветвлений в структуре всё функционирует налажено, население остается довольно и обзаводится доверием к каждой из веток. Доверие граждан — это то, к чему должны стремиться власти каждой страны современного мира.

В чем состоит принцип разделения властей? Зачем нужно разделение властей? Кто придумал теорию разделения властей? Что такое законодательная, исполнительная и судебная власть? Какие функции они выполняют? Как организовано разделение властей в РФ?

Фото Что такое разделение властей и как оно работает в России

Разделение властей - это принцип, согласно которому государственная власть распределяется между независимыми ветвями: законодательной, исполнительной и судебной властью.

Законодательная власть принадлежит парламенту. Он издает законы, представляя интересы граждан.

Исполнительная власть принадлежит правительству. Оно управляет государственными делами.

Судебная власть принадлежит судам. Они следят за соблюдением законов.

Основные принципы разделения властей гласят:

Законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам.

Все власти равны и автономны.

Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными другой.

Все ветви власти, несмотря на разделение, должны взаимодействовать между собой.

Зачем нужно разделение властей?

Например, независимые суды позволяют человеку эффективно защищать свои права, даже если их нарушает государство. В стране, где существует реальное разделение властей, гражданин может судиться с чиновниками и побеждать их - ведь исполнительная власть не может приказать судье принять нужное решение или уволить его.

Другой пример: независимая законодательная власть не позволит главе государства узурпировать власть и стать диктатором. Парламент, избранный народом и независимый от президента, короля или премьер-министра, откажется принимать законы о расширении полномочий исполнительной власти. А в случае злоупотреблений - объявит импичмент, то есть отрешит главу государства от власти.

Кто придумал теорию разделения властей?

В древности и в Средние века считалось нормальным, что вся власть в государстве сосредоточена в руках монарха - король издавал законы, управлял делами, ему подчинялись судьи. С началом эпохи Просвещения философы усомнились в том, что это выгодно стране.

Идею разделения ветвей власти первым озвучил английский просветитель XVII века Джон Локк - отец политической философии. В его версии власть должна была делиться на законодательную, исполнительную и федеративную.

Цель разделения властей - предотвратить злоупотребления, объяснял Монтескьё. Ветви власти будут сдерживать друг друга, и это позволит сохранить в стране политическую свободу.


Шарль Луи де Монтескьё - французский просветитель, автор теории разделения властей

В настоящее время разделение властей считается одним из важнейших признаков демократического политического режима.

Разделение властей в России

Разделение властей - одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно закреплено 10 статьей Основного закона.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, так что принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности.

Законодательная власть в РФ - это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты - Государственной Думы, и верхней палаты - Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть - по партийным спискам, часть - по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.

В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.

Исполнительная власть в РФ - это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.

В субъектах федерации исполнительная власть - это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).

Судебная власть в РФ - это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.

В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.

Президентская власть в России

Президент занимает высшее место в иерархии российских государственных органов. Согласно Конституции, президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства, гарантом Конституции РФ и верховным главнокомандующим. Президент обеспечивает согласованную работу органов власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.


За что критикуют систему разделения властей в РФ?

В России разделение властей существует на бумаге, а в реальности его принципы не соблюдаются, указывают многие критики действующей власти.

В частности, полномочия президента РФ очень широки, и это нарушает баланс ветвей власти. В настоящее время российский парламент, по словам его противников, зависим от исполнительной власти: Госдума и Совет Федерации безоговорочно поддерживают решения президента и правительства.

Регулярно указывают и на то, что исполнительная власть способна влиять на решения судов - это нарушает принцип независимости судебной системы.

Слабость разделения властей - один из аргументов в пользу того, что в России установился не демократический, а авторитарный политический режим.

Принцип разделения властей – это идея о рассредоточении государственной власти на отдельные, не зависимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти и имеется своя система сдержек и противовесов. У ее истоков стоят такие деятели французского просвещения, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро и пр.

баланс властей

Для эффективного развития и функционирования общества и страны в целом государству необходим современный структурированный механизм управления. Таким механизмом для стран считается принцип разделения властей.

Понятие

История принципа восходит к рационализму идей французского Просвещения. Такие его корифеи, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро в противовес авторитарной власти монарха предлагали разумный принцип деления власти.

Подробнее о структуре государственной власти РФ смотри здесь.

Разделение властей сейчас является важной неотъемлемой частью демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Преимущества

В чем преимущество такого устройства?

Если говорить кратко, разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса. Например, в Германии учеными был проведен следующий эксперимент: две группы по 50 человек должны пройти каждая через свою дверь с той лишь разницей, что у одной двери есть турникет. Суть эксперимента — выяснить, какая группа быстрей пройдет через дверь.

Во время проведения опыта было установлено, что через дверь с турникетом прошли быстрее, чем без него, так как препятствие на пути вынуждало людей строится в две колонны и, следовательно, через дверь могли пройти два человека одновременно, в то время как неорганизованная толпа проходила по одному. Проведем аналогию с нашей темой.

Однако, эти преобразования могут быть только номинальными, бумажными из-за сложности или невозможности исполнения закона, приказа, постановления, не соответствия реальному положению в обществе. Так, например, на уровне местного самоуправления введение электронных проездных в городе Перми было принято на законодательном уровне Гордумой, но вследствие технической неподготовленности городского транспорта оно было приостановлено.

К тому же высокая скорость преобразований требует от органов власти своевременного быстрого принятия решений в экстремальных условиях в различных сферах общества, что не всегда удается совершить в реальности (В. Вильсон).

Принцип разделения властей подразумевает наличие структуры институтов каждой власти (Министерства — Кабинеты — Комиссии), что приводит к росту бюрократического аппарата в стране. Исследования РБК на основании данных Росстата в 2013 году показали: количество конкретно госслужащих составило 1 млн 455 тыс. человек, то есть 102 чиновника на 10 тыс. человек. В РСФСР на пике расцвета бюрократизма в 1988 году аппарат чиновников насчитывал 1 млн 160 тыс. человек или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем в 2013 году).

Нельзя отрицать и следующую тенденцию в работах М. Ориу: на практике постепенно происходит подавление законодательной власти исполнительной, парламента — правительством. Это связано с возрастанием влияния Президента и Правительства, их результативной деятельностью, политическим и экономическим состоянием в стране.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что принцип разделения властей в настоящее время хоть и закреплен юридически во многих странах мира, в действительности же скорее представляет собой политический идеал, чем конкретное состояние, в связи со сложностью претворения в жизнь данного принципа в конкретных условиях.

Читайте также: