В чем состоит специфика государства как участника политической жизни кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основное отличие государства от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах – полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако, в отличие от государственного аппарата, они не имеют в своей структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему – органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.

Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Следует отметить, что в некоторых странах общественные организации могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.

Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

Конечно, названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.

Заключение

В различных сферах жизни общества государство неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным. В многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты – такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические. Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

То же самое можно сказать и об отдельных государственных органах - парламенте, правительстве, конституционном суде, различных министерствах, ведомствах и др. Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и неполитические функции - экономические, финансовые и т.п.

Государство в политической системе общества
Концепции происхождения государства Атрибуты государства
патриархальная; теократическая; теория насилия; общественный договор; социально-экономическая; психологическая; антропологическая. территория; население; публичная власть; суверенетет; монополия на легального применения силы; исключительное право на издание законов; всеобщность; право на взимание налогов и сборов с насилением.
Типология государств
По политическому режиму По административно-политическому устройству
тоталитарное; авторитарное; демократическое. унитарное; федерация; конфедерация.
По форме правления По социально-классовым соотношениям
Монархия: абсолютная; конституционная. Республика: презедентская; парламенская; смешанная. рабовладельческое; феодальное; буржуазное; социалистическое.
Дополнительно выделяют:
стабильные и нестабильные государства; военные и правовые государства; социальное государство.

Список литературы

1. Гаджиев К.С. Политическая наука. – М.; 2010.

3. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для вузов – М.; Приор-издат., 2010.

4. Основы политологии: Курс лекций. (под. ред. В.П.Пугачева. – М.; 2007

6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.; 2007

7. Цыганков П.А. Международные отношения. – М.; 2008

[1] Наряду с государством в развитом обществе функционируют различные партии,союзы,религиозные объеденения и т.д., которые в совокупности с государством и образуют политическую организацию общетсва.

Основным средством осуществления политической власти в обществе является государство. В качестве центрального института политической системы государство обладает сложной внутренней структурой, выполняет разнообразные функции, характеризуется определенным типом формы правления, территориальной организации, политического режима. Различными были и трактовки самого понятия государства, характеристики его природы.

Собственно, само понятие “государство” и государственная власть начинает рассматриваться в эпоху Нового времени. Ранее для обозначения публичной власти использовались разнообразные термины – “королевство”, “деспотия”, “республика”, “княжество” и т.п. Н. Макиавелли впервые предложил использовать для обозначения государства слово “stato” (лат. status – положение, статус) как характеризующее сущность единоличной власти главы республики и, одновременно, все политическое сообщество, возникающее под его эгидой. Затем схожее понятие закрепляется в Испании (“estado”), во Франции (“etat”), в Германии (“staat”). Таким образом, возникшее в XVI—XVII вв. понятие “государство” принципиально различалось с понятием “гражданское общество”, т.е. неполитического социального сообщества.

Особый подход к пониманию природы государства и права предложил марксизм. Согласно марксистскому учению, политические и правовые отношения являются производными от экономических, в том числе отношений собственности. Образующийся на основе экономических отношений раскол общества на антагонистические классы предопределяет сущность государственной власти и реальное состояние правоотношений в обществе. Марксистская концепция, трактующая государство как орган классового господства, средство угнетения одного класса другим, смыкается с более широкой теорией завоевания (насилия). По мнению ее сторонников (Е. Дюринга, Л. Гумпловича), любое государство есть результат насильственной экспроприации власти, прежде всего – в ходе завоевания.

Несмотря на существенные расхождения в основных трактовках происхождения и природы государства, на протяжении XVIII-XIX вв. сложились и некоторые универсальные подходы к определению государственной системы. На основании их, государство можно определить как особую организацию, выступающую одновременно как средство обеспечения интересов национальной или многонациональной общности и как особый механизм управления.

Конституирующими элементами государственной организации выступают территория и население (нация, народ).

Территория является пространственной, материальной основой государства. В отличие от догосударственного периода (эпохи первобытнообщинного строя), когда общественная власть распространялось на людей вне пространственных рамок на основе кровно - родственной общности, власть современного государства действует прежде всего на определенной части суши, территориальных вод, недр, воздушного пространства. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государства является одним из важнейших для международного права.

Сущностным признаком, отличающим государство от других политических организаций, является его суверенность. Суверенитет государстваозначает верховенство и независимость его власти. Это предполагает:

-безусловное распространение государственной власти на всю территорию страны в рамках государственной границы,

-распространение власти государства на все население, обладающее устойчивой юридической связью с ним (в виде гражданства или подданства),

-прерогатива государства на осуществление властных полномочий в юридической, общеобязательной форме (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной),

-монопольное право государство на использование насильственных средств принуждения (в том числе, в деятельности таких специфических органов, как армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы).

-осуществление государством сборов налогов, эмиссии,

-единство и неделимость государственной территории, ее неприкосновенность.

-невмешательство во внутренние дела государства.

Наряду с государственным суверенитетом существует суверенитет народа и нации.

Суверенитет народа рассматривается современной политической и правовой наукой как основополагающий принцип демократической государственности. Идея народного суверенитета опирается на представление народа в качестве верховного (изначального) источника государственной власти. Идеологически принцип народного суверенитета означает и верховенство народа в решении коренных вопросов своей жизни, в том числе выбора формы правления, общественного строя, основных направлений внутренней и внешней политики. Однако реальный порядок осуществление народом своих суверенных прав зависит от существующей в государстве той или иной формы демократии (прямой или представительной), от степени распространения на весь народ статуса гражданства, в том числе избирательного права, свободы слова, возможности участия в политическом процессе.

Суверенитет нации является правовым принципом, предполагающим полновластие нации (в этническом смысле этого термина). В соответствии с принципом суверенитета каждая нация обладает правом свободного выбора форм своей жизни, в том числе и государственности. Это означает право нации на политическое самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства. Принцип национального суверенитета подчеркивает роль нации как важнейшего конституирующего элемента государственности.

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства ее реализации. жизни: на внутренние и внешние,

Основным средством осуществления политической власти в обществе является государство. В качестве центрального института политической системы государство обладает сложной внутренней структурой, выполняет разнообразные функции, характеризуется определенным типом формы правления, территориальной организации, политического режима. Различными были и трактовки самого понятия государства, характеристики его природы.

Собственно, само понятие “государство” и государственная власть начинает рассматриваться в эпоху Нового времени. Ранее для обозначения публичной власти использовались разнообразные термины – “королевство”, “деспотия”, “республика”, “княжество” и т.п. Н. Макиавелли впервые предложил использовать для обозначения государства слово “stato” (лат. status – положение, статус) как характеризующее сущность единоличной власти главы республики и, одновременно, все политическое сообщество, возникающее под его эгидой. Затем схожее понятие закрепляется в Испании (“estado”), во Франции (“etat”), в Германии (“staat”). Таким образом, возникшее в XVI—XVII вв. понятие “государство” принципиально различалось с понятием “гражданское общество”, т.е. неполитического социального сообщества.

Особый подход к пониманию природы государства и права предложил марксизм. Согласно марксистскому учению, политические и правовые отношения являются производными от экономических, в том числе отношений собственности. Образующийся на основе экономических отношений раскол общества на антагонистические классы предопределяет сущность государственной власти и реальное состояние правоотношений в обществе. Марксистская концепция, трактующая государство как орган классового господства, средство угнетения одного класса другим, смыкается с более широкой теорией завоевания (насилия). По мнению ее сторонников (Е. Дюринга, Л. Гумпловича), любое государство есть результат насильственной экспроприации власти, прежде всего – в ходе завоевания.

Несмотря на существенные расхождения в основных трактовках происхождения и природы государства, на протяжении XVIII-XIX вв. сложились и некоторые универсальные подходы к определению государственной системы. На основании их, государство можно определить как особую организацию, выступающую одновременно как средство обеспечения интересов национальной или многонациональной общности и как особый механизм управления.

Конституирующими элементами государственной организации выступают территория и население (нация, народ).

Территория является пространственной, материальной основой государства. В отличие от догосударственного периода (эпохи первобытнообщинного строя), когда общественная власть распространялось на людей вне пространственных рамок на основе кровно - родственной общности, власть современного государства действует прежде всего на определенной части суши, территориальных вод, недр, воздушного пространства. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государства является одним из важнейших для международного права.

Сущностным признаком, отличающим государство от других политических организаций, является его суверенность. Суверенитет государстваозначает верховенство и независимость его власти. Это предполагает:

-безусловное распространение государственной власти на всю территорию страны в рамках государственной границы,

-распространение власти государства на все население, обладающее устойчивой юридической связью с ним (в виде гражданства или подданства),

-прерогатива государства на осуществление властных полномочий в юридической, общеобязательной форме (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной),

-монопольное право государство на использование насильственных средств принуждения (в том числе, в деятельности таких специфических органов, как армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы).

-осуществление государством сборов налогов, эмиссии,

-единство и неделимость государственной территории, ее неприкосновенность.

-невмешательство во внутренние дела государства.

Наряду с государственным суверенитетом существует суверенитет народа и нации.

Суверенитет народа рассматривается современной политической и правовой наукой как основополагающий принцип демократической государственности. Идея народного суверенитета опирается на представление народа в качестве верховного (изначального) источника государственной власти. Идеологически принцип народного суверенитета означает и верховенство народа в решении коренных вопросов своей жизни, в том числе выбора формы правления, общественного строя, основных направлений внутренней и внешней политики. Однако реальный порядок осуществление народом своих суверенных прав зависит от существующей в государстве той или иной формы демократии (прямой или представительной), от степени распространения на весь народ статуса гражданства, в том числе избирательного права, свободы слова, возможности участия в политическом процессе.

Суверенитет нации является правовым принципом, предполагающим полновластие нации (в этническом смысле этого термина). В соответствии с принципом суверенитета каждая нация обладает правом свободного выбора форм своей жизни, в том числе и государственности. Это означает право нации на политическое самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства. Принцип национального суверенитета подчеркивает роль нации как важнейшего конституирующего элемента государственности.

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства ее реализации. жизни: на внутренние и внешние,


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Ведущим институтом политической системы, сосредотачивающим максимальную политическую власть, является государство. Именно вокруг государства группируются основные политические институты, борьба между различными социально-политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления. Важнейшей характеристикой государства является то, что оно действует как институциональная система политического господства и обладает монополией на легитимное применение насилия. На всех этапах развития государству присущ ряд признаков, свойственных только данному социальному институту. Признаки государства:

- Наличие особой публичной власти, которая, воплощается в государственных органах, выступает как государственн6ая власть. Ее осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения (это чиновники, армия, полиция).

- Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на ней. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства (или подданства, т.е. принадлежность лица к государству с монархической формой правления). Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида.

- Организация общественной жизни на основе права. Только государство издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения.

- Государственный суверенитет, т. е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

Существование системы принудительного взимаемых налогов и иных платежей, которая обеспечивает экономическую самостоятельность государства.

Исходя из выше изложенного можно дать следующее определение: государство- это универсальная политическая организация, осуществляющая власть в интересах проживающих на данной территории людей и регулирующая их взаимоотношения с помощью правовых норм.

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Политическая функция связана с осуществлением политической власти: обеспечением политической стабильности, регулированием национальных (межнациональных) отношений, взаимодействием с политическими партиями и другими общественными институтами. К политической функции относится и выработка программно-политических целей и задач развития общества. Экономическая функция – на разных этапах развития общества ее объем и содержание могут существенно различаться. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики непосредственном влиянии на транспорт, энергетику и т.п.

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхование жизни, здоровья, собственности. Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя. Образовательная функция реализуется в деятельности государства по демократизации образования, его непрерывности; предоставления людям равных возможностей получения образования. Многие современные государства ставят перед собой задачу: осуществление кардинальной реформы в сфере образования, выработка политики, охватывающего весь процесс образования от дошкольного до университетского. Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве. Среди внешних функций выделяются две: Функция обороны страны, которая заключается в обеспечении целостности, безопасности и суверенитета государства. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, торговой и прочих сферах с другими государствами.

Форма правления представляет собой способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Верховной государственной властью являются: глава государства (монарх или президент), законодательный орган (парламент), исполнительный орган (правительство). В зависимости от положения главы государства принято различать две основные формы правления – монархию и республику.

Государство расположено на определенной территории, на которой проживают граждане. Способы объединения населения на территории, связь граждан через политические и территориальные образования с государством выражает понятиеформа государственного устройства. С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах, характеризуется внутренняя структура государства, способ политического и территориального деления.

Государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Союз между несколькими государствами носит название конфедерация (см. схему).

Унитарное государство–это простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета.

В унитарном государстве действует единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны; единая система высших органов государственной власти; единое гражданство; единая система права; централизованная судебная система. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.п.), которые не обладают политической самостоятельностью.

Большинство стран мира являются унитарными государствами. Среди них выделяют централизованные – Швеция, Дания, Болгария и др., и децентрализованные – Франция, Испания, Украина и др. Централизованные государства могут представлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра. В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами и административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им центральными органами вопросы, особенно в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и др. Однако, в отличие от субъектов федерации, их компетенции в области налогообложения сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

Федеративное государство – это сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают определенной политической самостоятельностью и другими признаками государственности

Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, федеральные органы власти и управления, федеральная судебная и правовая система, федеральное гражданство. Но наряду с ними у субъектов федерации существуют собственные конституции, законодательные и исполнительные органы власти. Возможно наличие собственных судебных и правовых систем, двойного гражданства.

Между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства конституции и законов федерации. Субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты. Внешние политические функции осуществляют союзные государственные органы.

Федеративными в настоящее время являются 20 стран мира: Австралия, Бразилия, Германия, Венесуэла, Канада и др. Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедерация представляет собой союз нескольких суверенных государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях.Например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.д.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Как субъект политической жизни государство отличается от политических партий и движений своей сложной структурой. В России составными частями государства являются институт президентства, Государственная Дума, Совет Федерации, правительство, а также аналогичные институты местной власти. На этом примере хорошо видно, что государство имеет сложную внутреннюю структуру. Одни составные части существуют на одном уровне (например, Государственная Дума и Совет Федерации, которые не подчиняются друг другу); они либо выполняют разные функции, как законодательная и исполнительная власть, либо участвуют в одном и том же процессе на его разных этапах. В последнем случае мы имеем в виду, например, участие Государственной Думы, Совета Федерации и президента в законодательной деятельности: как известно, закон должен быть сначала утвержден в Государственной Думе, затем он утверждается Советом Федерации и лишь после этого подписывается президентом.

Если обратиться к государственному устройству других государств, картина принципиально не изменится. Конечно, не во всех странах избирают президента, не везде есть парламент и т.д. Однако в любом случае государство будет иметь более или менее сложную структуру, существенно превосходящую по своей сложности структуру политических партий и движений (которые, впрочем, тоже могут строиться как "маленькие государства").

Вопросы и задания

Что такое политическая система общества? Из чего она состоит?

Институтом политической системы общества, главная цель которого – распространение информации, обеспечение взаимосвязи между другими политическими институтами, является (-ются): а) государственные органы; б) средства массовой информации; в) Министерство печати и информации; г) политические партии.

Почему государство является важным участником политической жизни?

В чем состоит специфика государства как участника политической жизни?

Назовите признаки государства.

Любое государство характеризуется:

а) возможностью осуществлять принуждение;

б) взаимной ответственностью государства и личности;

г) разделением властей.

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Ведущим институтом политической системы, обеспечивающим стабильность общества, выступает государство.

Б. Государство обладает исключительным правом применять силу по отношению к нарушителям закона.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Читайте также: