В чем состоит различие между правым и левым полушариями головного мозга кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мозг – уникальный орган человека, который руководит и управляет всеми его действиями. Наш мозг определяет наши мысли, восприятие, чувства, даже черты характера. Именно поэтому сегодня важно даже детям знать и понимать, как работает человеческий мозг и как использовать его потенциал по максимуму.

Мозг состоит из двух полушарий – левого и правого. Традиционная психология закрепляет доминацию одного из полушарий по половому признаку.

Считается, что у женщин доминирует правое (чувственное) полушарие, а у мужчин – левое, отвечающее за логику и рациональность. Однако это уже давно устаревшая модель понимания распределения функциональной деятельности полушарий.

В 2013 году Татьяна Гогуадзе была приглашена в качестве эксперта на канал РЕН ТВ для участия в программе "Живая тема".

11 февраля 2013 г. был представлен документальнo-познавательный фильм "Тайны мозга" на РЕН ТВ с участием Гогуадзе Татьяны.

За что отвечают левое и правое полушарие?

Основная специализация левого полушария – логическое мышление. Оно контролирует речь, способности человека к письму и чтению, запоминает факты и имена. Математические символы и числа также распознаются левым полушарием.

Правое полушарие отвечает за наши чувства и эмоции , оно осуществляет обработку информации, которая выражается в образах и символах.

  • Пространственная ориентация.
  • Музыкальные способности человека.
  • Воображение, фантазии, мечты.

Разница между полушариями заключается также в том, что левое полушарие последовательно (по этапам) производит обработку информации, а правое – параллельно, то есть одновременно осуществляется обработка различной информации.

С учётом решения разных задач полушариями мозга крайне важно, чтобы они активно взаимодействовали между собой, дополняя друг друга. Только в согласованном взаимодействии полушарий творчество может проявиться с максимальной силой, а мозг может быстрее определять различные ошибки и исправлять их.

При чём тут дислексия?

Дислексия - это особенность функционирования головного мозга, которая проявляется в его рассогласованности (о причинах появления дислексии подробно написано в отдельной статье ).

А значит, что у человека попеременно доминирует то одно, то другое полушарие. В результате этого мозг в буквальном смысле путается, поэтому у человека возникают трудности с чтением и письмом.

Суть коррекции дислексии, которая проводится учителем-дефектологом Гогуадзе Татьяной Валерьевной для дислексиков всех возрастов, заключается в том, чтобы определить природную доминацию в работе мозга и обеспечить согласованную работу правого и левого полушарий мозга.

В 2013 году Татьяна Гогуадзе была приглашена в качестве эксперта на канал РЕН ТВ для участия в программе "Живая тема".

В 2013 году Татьяна Гогуадзе была приглашена в качестве эксперта на канал РЕН ТВ для участия в программе "Живая тема".

Почему при дислексии надо стимулировать работу левого полушария?

Потому что оно отвечает за логику, анализ, чтение и письмо. Именно эти навыки, прежде всего, требуются людям в детском и подростковом возрасте, когда они обучаются в школе, университете. Без успешного развития этих навыков крайне трудно добиться успеха по жизни.

Однако это не означает, что правое полушарие остаётся в тени. Наоборот, при грамотном подходе оно подтягивается до левого полушария, эффективно его дополняя. Благодаря этому человек успешно справляется и с творческими заданиями, уравновешивается его нервная система, решаются многие проблемы психоэмоционального характера.


И это действительно так. Только представьте, что у вас в голове находится сложнейшая нейронная сеть, которая составляет 2,8 миллионов километров. Этого достаточно, чтобы 7 раз слетать на Луну или 68 раз облететь вокруг Земли.

Сегодня мы хотим попробовать разобраться, за что отвечают левое и правое полушария и почему их надо тренировать?

Вспомним школьные уроки биологии

Подробнее разберемся, за что отвечает левое полушарие:

  • Логическое мышление;
  • Анализ всех фактов;
  • Языковые способности;
  • Контроль речи;
  • Способности к чтению и письму;
  • Запоминание фактов, дат, имен и написание последних;
  • Понимание только буквального смысла слов;
  • Обработка информации последовательно, по этапам;
  • Распознавание чисел и символов;
  • Решение математических задач;
  • Контроль за движениями правой половины тела.

Такие люди любят организованность и порядок, они всегда стараются соблюдать все сроки и графики. Легко воспринимают информацию на слух. Руководствуются в своих действиях здравым смыслом, а не порывами души. Недосказанности и абстракции им чужды, во главе угла ставят форму и смысл. Они очень активны и без труда смогут прогнозировать свое будущее. В определенных ситуациях проявляют изобретательность и рассудительность. А также, им присущи оптимизм и бодрость.

Татьяна Черниговская утверждает: ”Доминирование левого полушария стимулирует: стремление к надежному, известному, проверенному; желание избежать нового; замкнутость; скованность; жесткость; упрямство; буквальность”.

Считается, что к левополушарным, относятся ученые, архитекторы, инженеры, программисты, конструкторы, программисты. Кстати, людей с доминирующим левым полушарием – всего 30 процентов.

Как развивать левое полушарие

Давно известно, что физические нагрузки тесно связаны с работой мозга. Если вы поставили перед собой цель развить левое полушарие, постарайтесь максимально задействовать сторону тела, которую контролирует это полушарие. Например, работайте правой частью тела: жонглируйте только правой рукой и прыгайте только на правой ноге.

Решайте математические задачи,начиная от простого к сложному. Разгадывайте кроссворды, собирайте пазлы, головоломки. Разгадывайте задачи на логику.

За что отвечает правое полушарие:

Эти люди крайне эмоциональны, способны к сочувствию, состраданию. Близко переживают неудачи. Настроение у них часто неустойчивое: склонны к беспричинному оптимизму и депрессии. Делят все на хорошее и плохое, белое и черное, часто не способны к компромиссам. Эмоции у них берут вверх над разумом.

Татьяна Черниговская: ”Доминирование правого полушария стимулирует: принятие неопределенного; желание исследовать новое; открытость; непринужденность; гибкость; уступчивость” .

Считается, что к правополушарным, относятся художники, скульпторы, поэты, певцы, артисты, в конечном счете, все романтики.

Как развивать правое полушарие.

Также прибегайте к физическим нагрузкам. Для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела. Например, вы можете рисовать левой рукой, прыгать на левой ноге, жонглировать только левой рукой. Для развития воображения посещайте художественные выставки. Пробуйте заниматься разными видами искусств. Музицируйте, пишите картины, сочиняйте и заучивайте стихи, много читайте. Чтение великолепно стимулирует человеческий мозг и развивает фантазию.

Таким образом, не зацикливайтесь на развитии только одного полушария, старайтесь тренировать оба, потому что так или иначе при решении задач и других мыслительных процессах и правое, и левое полушария работают сообща.

Отдел патологии вегетативной нервной системы Научно-исследовательского центра Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, Москва

кафедра нервных болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова

К вопросу о межполушарной асимметрии в условиях нормы и патологии

Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(3): 92-97

Екушева Е.В., Дамулин И.В. К вопросу о межполушарной асимметрии в условиях нормы и патологии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(3):92-97.
Ekusheva EV, Damulin IV. The interhemispheric asymmetry in normalcy and pathology. Zhurnal Nevrologii i Psikhiatrii imeni S.S. Korsakova. 2014;114(3):92-97. (In Russ.).

Отдел патологии вегетативной нервной системы Научно-исследовательского центра Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, Москва






В статье рассматриваются различные вопросы межполушарной асимметрии в норме в контексте онтогенетических, морфологических, нейробиохимических и функциональных аспектов. Подчеркивается значение феномена межполушар­ной асимметрии при различных патологических состояниях центральной нервной системы. Особое внимание уделяется вопросу дисфункции правого и левого полушарий, а также межполушарных взаимодействий в норме и при патологии ЦНС.

Отдел патологии вегетативной нервной системы Научно-исследовательского центра Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, Москва

кафедра нервных болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова

Межполушарная асимметрия (МА) согласно современным представлениям рассматривается как сложная система взаимодействия полушарий головного мозга, являясь базовой для нормального функционирования ЦНС. Она играет большую роль в регуляции моторных актов, в том числе при разных формах двигательных расстройств [1, 2]. Существует большое количество данных о разном вкладе левого и правого полушарий в деятельность головного мозга человека, а также различных аспектах функцио­нальной межполушарной асимметрии (ФМА) - онтогенетическом [3], морфологическом [4] как в норме, так и при различных патологических процессах [5]. Однако, несмотря на достаточно длительную историю изучения данной проблемы и огромное количество публикаций, посвященных различным аспектам и особенностям ФМА, законченной теории, объясняющей функциональную асимметрию больших полушарий, пока не существует [6].

Развитие ФМА в течение жизни

Считается, что основные особенности асимметрии закладываются к моменту рождения ребенка [9], а формирование ФМА происходит в первые годы жизни в процессе развития речи и овладения сложными предметными действиями [2, 10]. Феномен МА проявляется не сразу, поскольку мозолистое тело начинает полноценно функционировать лишь к 2 годам [11].

Предметом активного изучения остается проблема возрастных изменений межполушарных взаимодействий, перестройки функциональной активности правого и левого полушарий головного мозга в процессе старения [8, 14]. С возрастом происходит постепенное сглаживание межполушарных различий, возможно, являясь выражением процессов пластичности и компенсаторным механизмом, препятствующим развитию связанных со старением дегенеративных изменений [15]. Одними авторами [8] высказывается предположение, что сглаживание МА происходит в основном за счет снижения активности левого полушария, и отмечается, что в старческом возрасте в большинстве случаев преобладает активность правой гемисферы. Другими исследователями [16] постулируется положение преимущественного снижения при старении функциональной активности правого полушария.

Cтруктурно-функциональная организация межполушарной асимметрии

До сих пор существует мнение, что морфологическим субстратом ФМА являются вторичные (проекционно-ассоциативные) и третичные (зоны перекрытия) области коры [12]. В основе асимметрии лежит различная организация функциональных систем правого и левого полушария, которая определяется многими факторами, в том числе анатомическими, нейрохимическими, иммунологическими, электрофизиологическими [2, 6, 8, 17, 18].

Рассматриваются различия в анатомическом строении полушарий головного мозга. Так, имеются отличия в размерах цитоархитектонических полей в височных долях правой и левой гемисферы [20]. Височная область и затылочная доля практически всегда больше в левой гемисфере, как и выраженность борозд, и плотность клеток [23]. Описана асимметрия аркуатного пучка, соединяющего зону Брока и Вернике - в левом полушарии у правшей в среднем он на 25% больше в диаметре, чем в правом [24]. В целом асимметрия полей, входящих в состав моторных и сенсорных речевых зон, выше примерно в 1,5 раза, чем в других областях мозга, что объясняет наличие моторной и сенсорной асимметрии головного мозга [6, 18, 19]. В последние годы все большее внимание исследователей [7, 25, 26] привлекают данные об асимметрии вегетативной нервной системы.

Между полушариями головного мозга существуют различия. Это касается анализа стимулов, способа обработки поступающей информации [7] и управления движением в зависимости от его сложности при регуляции различных видов деятельности [27]. Левое полушарие предопределяет начальную траекторию [28] и амплитудные характеристики движения [29], а правое - конечное положение [28] с учетом пространственных характеристик [29].

Предполагается различная связь полушарий со стволовыми структурами мозга [31], например преимущественная связь ретикулярной формации ствола - с левой гемисферой, а диэнцефальных структур - с правой [32]. При этом обсуждается различный характер взаимодействия корковых и подкорковых структур у правшей и левшей: у правшей имеется более сложный и дифференцированный характер межполушарных взаимодействий, отражающих реципрокные влияния различных регуляторных систем мозга по сравнению с левшами [5, 19]. Обсуждается дифференцированное участие гемисфер в деятельности различных функциональных систем [8].

Также в головном мозге человека имеется нейробиохимическая и метаболическая асимметрия [30]. Биохимические процессы протекают сопряженно в симметричных образованиях мозга, при этом они различны в разных гемисферах как по количественным, так и по качественным характеристикам [33]. Именно эти различия оказывают влияние на формирование особенностей внутриполушарных и межсистемных взаимосвязей электрогенеза полушарий головного мозга. У здоровых испытуемых отмечается асимметрия по α-ритму - амплитуда α-волн и α-индекс в левом полушарии ниже, чем в правом [31]. Установлена МА по содержанию ряда нейромедиаторов и активности метаболизма, в частности уровень N-ацетил­аспартата, холина и инозитола выше в правом таламусе, а содержание норадреналина - в левом таламусе и гипоталамусе [23]. Биохимическая асимметрия характерна и для коры в целом. Так, в коре правого полушария больше γ-аминомасляной кислоты, серотонина и выше активность ферментов (катехол-О-метилтрансфераза, ацетилтрансфераза, моноаминоксидаза) [33, 34]. Есть данные о различной чувствительности полушарий к лекарственным веществам [19].

Стационарный и динамический аспекты ФМА

Динамичность доминирования полушарий головного мозга в процессе жизнедеятельности человека

Процесс специализации полушарий головного мозга сложен и имеет динамический характер: отмечается как высокая содружественность, так и разобщенность их деятельности, что определяется возрастными особенностями и функциональным состоянием [36]. В процессе обучения человек использует как право-, так и левополушарные стратегии, и они оказываются в разной степени успешными в зависимости от вида обучения. Например, у детей при овладении скоростным чтением более успешными являются правополушарные стратегии, а при обучении прохождению лабиринта, наоборот, - левополушарные [37].

В основе нейрофизиологических механизмов организации движений у правшей лежит сложная мультифункциональная система, и доминировать может не только ведущее левое полушарие, но и правое в зависимости от того, какие мозговые структуры участвуют в обеспечении двигательной задачи, что в свою очередь определяется ее характеристиками и особенностями [38, 39]. В процессе различных видов деятельности эта роль может переходить от левого к правому полушарию и наоборот, т.е. наблюдается попеременное доминирование полушарий головного мозга [40].

При разных функциональных состояниях в нейрофизиологическом плане отмечается преимущественная активация одного из полушарий. Даже небольшое увеличение активности в одной из гемисфер приводит к торможению работы нейронов в симметричном участке противоположного полушария, что обеспечивается комиссуральными, преимущественно тормозящими межполушарными связями [7].

Правое и левое полушарие в норме

Долгие годы представления о функционировании головного мозга основывались на клинических наблюдениях и сопоставлении их с патоморфологическими данными. Внедрение нейровизуализационных и функциональных методов исследования позволило прицельно изучать в норме и при поражении ЦНС процессы структурной и функциональной асимметрии различных систем головного мозга, в том числе их реорганизации. С этой целью используют функциональную магнитно-резонансную томографию (МРТ), позитронную эмиссионную томографию, транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС), электроэнцефалографию и исследование моторного потенциала, связанного с движением.

Между гемисферами головного мозга существуют онтогенетические, морфологические, нейробиохимические различия, которые определяют функциональную асиммет­рию полушарий. У правшей потенциальная активность и энергетический уровень левого полушария в большинстве случаев выше, чем правого [38]. Предполагается, что именно левая гемисфера организует интегральную работу целого мозга. Обсуждается неспецифическая активация мозга или принцип экономии энергетических ресурсов его активационных механизмов как один из вариантов, с помощью которого обе гемисферы делят между собою функции управления [38]. Все, что может быть реализовано с меньшими активационными затратами, происходит при преимущественном участии правого полушария, а более сложные проблемы, связанные с новизной ситуации, субъективной трудностью задачи, требующие значительных затрат и превышающие активационные и интегративные возможности правого полушария, - левого [38]. Левое полушарие является более аналитическим, отвечает за двигательное внимание, временную организацию произвольных действий и психомоторную сферу (например, речь, логическое мышление), и в итоге выбор движения зависит именно от него [2, 20, 38]. Правое полушарие определяет целостное восприятие, включая конкретные признаки и пространственные характеристики (например, сложные формы восприятия, творческое мышление, неречевой слух, анализ схемы тела и другие, преимущественно афферентные функции или составляющие психосенсорной сферы), и доминирует на этапе ожидания и принятия решения [9, 10, 38, 41]. Лобная и левополушарная системы доминируют в организации произвольных процессов, а теменная и правополушарная - непроизвольных [42].

На корковом уровне существует непрерывное взаимодействие между двигательными полями головного мозга, контролируемое сенсорным потоком [27, 55]. У здоровых правшей при исследовании с помощью парно-импульсной ТМС было показано, что первичная моторная кора (ПМК) и дорсальная премоторная область (дПМО) правого полушария модулируют ПМК левого полушария во время подготовки к движению пальцами ведущей правой руки [27], причем в правой гемисфере сначала проявляет активность дПМО, а затем ПМК, влияя на ПМК левого полушария во время ранней и поздней фазы подготовки к движению или только в конце фазы соответственно. Все это дополняет существующие представления об иерархической модели коры для управления моторным актом и демонстрирует пространственно-временны`е взаимодействия указанных корковых полей обоих полушарий во время подготовки к движению [27].

Таким образом, в норме итоговая двигательная программа формируется в обеих гемисферах [56], при этом в процессе жизнедеятельности отмечается преимущественная активация одного из полушарий головного мозга при разных функциональных состояниях, определяемая текущей информацией или необходимостью решения определенной задачи [40]. Однако данные по исследованию функциональной организации мозга у правшей и левшей в покое и процессе деятельности неоднозначны и по ряду показателей противоречивы [32, 57-59], что вполне объяснимо, так как в исследованиях используются не только самые разные виды задач, но и различные методы исследования, а также методические подходы к анализу экспериментальных данных. Кроме того, большая часть исследований основана на клинических наблюдениях, которые также подтверждают факт совместной работы полушарий при реализации сложных видов произвольной деятельности [11, 13, 38].

Правое и левое полушария при некоторых патологических процессах в ЦНС

При различных заболеваниях головного мозга могут наблюдаться дисфункция правого или левого полушарий, а также нарушение межполушарных взаимодействий. При локальных поражениях головного мозга ФМА меняется в зависимости от локализации очага поражения, и, как правило, ее изменения сопровождаются неврологическим дефицитом [7]. При этом многие функции, свойственные доминантному и субдоминантному полушарию, трансформируются из-за неврологического дефицита и последующих компенсаторных изменений [7]. Психоневрологическая симптоматика при локальных поражениях головного мозга изучена довольно подробно [19], однако характер отношений, развивающихся между полушариями в процессе восстановления и реабилитации, до настоящего времени остается не совсем понятным [7].

При некоторых заболеваниях межполушарные отношения могут служить маркером выраженности патологического процесса и использоваться как показатель успешности терапии. В частности, у подростков с минимальной мозговой дисфункцией наблюдается выраженное нарушение межполушарных отношений с преобладанием уровня постоянного потенциала в правом полушарии. При курсовом приеме фенотропила наряду с клиническим улучшением происходила и нормализация межполушарных отношений [60]. При заболеваниях головного мозга и процессов, связанных со старением, показатели межполушарных отношений зависят от вида патологического процесса, но в целом у каждого больного они более стабильные, чем у здоровых, что объясняется очаговой патологией одной из гемисфер [8].

Изменение ФМА - один из важных патогенетических механизмов депрессии [25], при которой снижается функциональная активность префронтальной области левого полушария с повышением активности гомологичной зоны правого [19, 25]. Были сформированы представления о межполушарных взаимоотношениях при болезни Паркинсона, краниальной и цервикальной дистонии, опухолях головного мозга и психогенных двигательных нарушениях [11].

Фундаментальное значение МА в регуляции моторики при разных формах двигательных расстройств признается многими исследователями [9, 19, 36, 52, 54, 61]. Подавляющее большинство исследований в этой области проводилось у больных, перенесших инсульт. В частности, при исследовании межполушарного взаимодействия, связанного с движением, было показано нарушение МА у больных с поражением правой гемисферы в отличие от пациентов с поражением левой, у которых сохранялась направленность межполушарных взаимоотношений [11]. Высказывается предположение о дифференцированной роли полушарий головного мозга в регуляции разных фаз моторного акта: правого - в подготовке, левого - в реализации движения [11]. Обсуждается лучшее восстановление межполушарных взаимоотношений при поражении левой и внутриполушарных - правой гемисферы [62], рассматриваютcя различия в постуральном контроле после латерализованного инсульта [53].

Имеются различные особенности межполушарных взаимодействий у пациентов, перенесших право- и левополушарный инсульт [62, 63]. У больных с локализацией очага в правом полушарии нарушение моторных функций (особенно точный контроль траектории движения [53]), параметров вегетативных процессов и изменения био­электрической активности головного мозга имеют более выраженные проявления и констатируются не только в пораженном, но и в интактном полушарии [64], а восстановление этих нарушенных функций протекает значительно менее активно [31, 65].

У больных с постинсультным очагом в левом полушарии при прочих равных условиях менее выражены нарушения метаболизма, однако более значительно снижается скорость переработки информации [7], а когнитивные нарушения встречаются чаще и носят более выраженный характер [31, 66], при этом первичный мнестический дефект восстанавливается более активно [62]. С помощью ТМС и спектрального анализа ЭЭГ у больных после левополушарного инсульта по сравнению со здоровыми было показано увеличение активации латеральных ПМО (6 поля по Бродману) обеих гемисфер и в меньшей степени - ПМК и области теменной коры непораженного полушария [67]. По данным функциональной МРТ, активация ПМО непораженного полушария была выше по сравнению с аналогичной двигательной областью противоположной гемисферы [30].

Известно, что при поражении одного из полушарий при инсультах функциональный дефицит компенсируется с помощью симметричных структур другого полушария [68]. В большей степени этот вопрос изучен при левополушарных инсультах. В ряде обзоров [28, 67, 69] обсуждаются аспекты восстановления нарушенных функций после левополушарного инсульта. Значительное восстановление может быть обусловлено увеличением использования ипси- и контралатеральных двигательных полей, ранее не вовлеченных в выполнение определенной задачи. С помощью ф-МРТ и ЭЭГ-когерентного анализа были показаны билатеральная активация дополнительной моторной области и увеличение активности ПМО в правом и ПМК в левом полушарии [67, 69]. Высказано предположение, что функциональный сдвиг в сторону интактного полушария, вероятно, облегчает восстановление двигательных функций, являясь одним из проявлений нейропластичности, что отлично от преимущественно билатеральных процессов у здоровых при выполнении сложных и комплексных движений [67].

Таким образом, феномен ФМА сложен, многогранен и не до конца понятен. Динамика МА с нейрофизио­логической точки зрения связана по сути с вовлечением различных функциональных систем правого и левого полушария в единую деятельность, при этом от баланса систем обеих гемисфер зависит успешность такой деятельности как в норме, так и при различных патологических состояниях. Несмотря на многочисленные исследования в этой области, механизмы межполушарной интеграции во время выполнения сложных произвольных движений остаются малоизученными и не всегда объяснимыми, а при различных заболеваниях ЦНС часто не учитывается фактор ФМА, который имеет значение для понимания патофизиологических процессов выявленных нарушений и восстановительного лечения этих пациентов.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

МГУ, факультет психологии

Современное учение о принципах функциональной специализации полушарий головного мозга базируется главным образом на анализе нарушений психических функций, возникающих при локальных мозговых поражениях. Факты, накопленные в нейропсихологии, показывают, что поражения (речевых зон левого полушария приводят к качественному изменению структуры психических функций, но оставляют сохранным смысловой целенаправленный характер поведения, вопреки тому, что речевой (т. е. осознанный) анализ внешней среды является нарушенным или даже совсем невозможным.

Эти данные получили в последние годы частичное объяснение благодаря классическим опытам, проведенным Сперри и Газзанига на комиссуротомированных больных [2; 3].

Перерезая мозолистое тело, волокна которого обеспечивают связь обоих полушарий головного мозга, эти исследователи установили, что в данных случаях больные без труда могут называть предметы, воспринимаемые правой половиной поля зрения, и оказываются неспособными дать словесный отчет о сензорных стимулах, проецируемых в левое поле зрения, т. е. в правое полушарие. Существенно, что, хотя комиссуротомированные пациенты не могли описать словами рисунки или геометрические фигуры, предъявляемые в левую половину поля зрения, они могли выбирать их из большого комплекта предметов. Больные не могли читать слова, предъявляемые тахистоскопически в правое полушарие, но при этом без всякого затруднения выбирали соответствующие этим словам объекты.

Авторы интерпретируют свои данные с позиций теории функциональной специализации полушарий головного мозга и полагают, что возникающее в этих случаях нарушение словесного обозначения зрительных (как, впрочем, и любых других) стимулов, проецируемых в правое полушарие, обусловлено не собственно речевыми, амнестико-афазическими расстройствами, а разобщением перцепторных центров правого полушария и речевых механизмов, расположенных в левом полушарии головного мозга. Вследствие этого разобщения неправильные вербальные ответы обусловлены “неинформированностью” левого полушария о процессах восприятия, происходящих в правом полушарии.

Описанные американскими авторами данные представляют интерес не только в плане проблемы функциональной специализации полушарий головного мозга, но и для изучения неосознаваемых форм психической деятельности. Тот факт, что правое полушарие мозга, лишенное основных для человека средств вербальной экспрессии, может независимо от доминантной стороны интегрировать раздражители разных модальностей, ассоциировать слова с объектами внешней среды и т. д., существенно перестраивает наши взгляды на психологическую организацию перцептивного процесса, который до сих пор рассматривался как опирающийся на участие готовых кодов и прежде всего кодов языка. Если, действительно, “безмолвное” правое полушарие не уступает доминантному левому полушарию по способности “воспринимать”, “запоминать” и “думать”, то признание этого факта делает необходимым пересмотр современных представлений о структуре сложных психических процессов и, в частности, процессов зрительного восприятия.

Поскольку опознание стимулов, предъявляемых в правое полушарие, совершается, если судить по показателям невербального отчета, у комиссуротомированных больных в основном так же, как и в левом полушарии, это позволяет говорить о том, что при расщеплении мозга на уровне мозолистого тела перцептивные процессы могут одинаково обеспечиваться структурами как правого, так и левого полушария.

Следовательно, формирование латеральных различий в восприятии происходит не на кортикальном, а на более низком уровне организации зрительно-перцептивных функций. Это согласуется с литературными данными о том, что функциональная асимметрия мозга отчетливо выступает уже на таламическом уровне [4].

Можно полагать, что анализ именно таких случаев, в которых нарушение межполушарного взаимодействия происходит на более низких, подкорковых уровнях организации перцептивных функций, позволит приблизиться к пониманию вклада, вносимого каждым из полушарий в переработку зрительной информации.

Для изучения межполушарных различий в зрительном восприятии, пожалуй, наиболее адекватным является метод прямого предъявления стимулов в правое или левое полушарие. Это достигается обычно очень кратковременной, не превышающей латентного периода поворота глаз, экспозицией стимула либо в правые, либо в левые половины сетчаток, непосредственно связанные с затылочной областью одноименного полушария. При предъявлении зрительных стимулов в правые половины сетчаток обоих глаз зрительная информация поступит непосредственно – в правое, а при предъявлении в левые половины – в левое полушарие мозга.

В клинике очаговых мозговых поражений задача избирательного предъявления стимулов в правое или левое полушарие оказывается легко осуществимой на больных с различными видами гемианопсий, у которых одна из двух затылочных областей исключается из работы, а другая вследствие этого начинает функционировать изолированно.

Читайте также: