В чем состоит новизна философии к маркса кратко

Обновлено: 13.05.2024

С именем К. Маркса связан марксизм – философское и социально-экономи-ческое учение, которому суждено было сыграть огромную роль в жизни человечества.

Каковы же основные идеи философии марксизма и в чем их новизна?

Во-первых, произошло органическое соединение материализма и диалектики в единую теорию диалектический материализм.

В отличие от нематериалистической диалектики Гегеля ДМ показал, что диалектичность присуща прежде всего материальному миру, а не тем идеям, которые отражают его человеческой голове. Отсюда ДМ рассматривает мир не только как материальный и познаваемый, но и диалектически, т.е. в многообразии и взаимосвязи, в единстве и противоречии, в постоянном движении и развитии.

Во-вторых, марксизм обосновал материалистическое понимание общества и его истории.

Если прежде философы – материалисты применяли материализм лишь и пониманию природы и мышления, а подход к обществу у них был идеалистическим: общественной деятельностью людей управляет их сознание (взгляды, идеи и т.д.), то марксизм распространил материализм на общественную жизнь и его историю.

В-третьих, марксизм ставит перед философией принципиально новую задачу: не ограничиваться объяснением мира, а вырабатывать методологию его преобразования на началах социальной справедливости.

В-четвертых, марксизм первым открыто признал классовый характер своего учения. Он прямо заявил, что выступает с позицией рабочего класса.

В-пятых, в отличие от других философов, стремившихся создать законченные теории, марксизм определил себя как учение, которое дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования, т.е. как развивающееся учение.

Но в процессе развития любого философского учения существует опасность его, извращения. Так случилось и с марксизмом. В годы сталинизма и застоя идеи марксизма искажались, догматизировались и приспосабливались для оправдания политики тоталитарных режимов.

Наиболее уязвимым местом марксизма является идея коммунизма. Ее конкурсы не вышли за пределы абстрактной идеи. Историческая реальность не совпала с прогнозом Маркса.

Ницше Фридрих (1844-1900).Претерпел эволюцию от романтической эстетизации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику европейского нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Основные положения:

1) все существующее есть воля к власти и могуществу;

2) перспективизм - сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти(силы).

Противник противопоставления истинному миру мира эмпирического.В основе морали он видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. В том же смысле значима и любая рациональная аргументация. В любой фил полемике речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении одной стороны за счет противоборствующей. Аналогично наука, ценности. все это суть субъективные интерпретации внешнего мира, за которыми стоит цель сохранять некие формы жизни..

Увязывает критику метафизики с критикой ее языка.Подчерк несоизмеримость категориальной схемы описания мира реальному положению дел, отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-либо знания независимо от языка или мышления. Убеждения в фальсифицирующей природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия и воли. Все всеобщие и необходимые истины и тд. всего лишь удачные находки в борьбе за жизнь и власть, в тоже время он не совсем произвольны, так как определяются органическими чертами человека как вида и его ресурсами, причем они постоянны. Всякие понятия определены полезностью в рамках трансцендентального жизненного процесса.

Вводится понятие "родового субъекта", цели и интересы которого скрыты от отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы жизни являются априорными и принудительными, он не может не следовать им. Отсюда фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же заблуждений, войн, иллюзий, Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость( в тч и через воспитание, и через селекцию) преодоления свойств человеческой природы, например, структуры чувственности.

Философия позитивизма.

Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. Понятие "позитивизм" обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания).

Первая историческая форма позитивизма.

Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления.

Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов. По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии

(энциклопедический закон): Математика - астрономия - физика –химия- биология - социология.

Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин "социология"; благодаря - нему социология впервые была разработана в определеную научную систему.

1. от простого к сложному

2. от абстрактного к конкретному

Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан – во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер – во Великобритании. Немецкие позитивисты-Л. Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус.

Вторая историческая форма позитивизма.

Эмпириокритицизм (философская система "чистого опыта", критический эмпиризм, который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире). Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких понятий, как "субстанция", "причинность", "материальное","идеальное".

Философия экзистенциализма.

Одним из крупнейших и влиятельных течений современной философии является экзистенциализм (философия существования). Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Он опирается на антрополого-персоналистскую традицию, которая берет свое начало от Сократа и софистов. Наибольшее влияние на идеи экзистенциализма оказали работы датского религиозного философа середины XIX в. С. Кьеркегора (Киркегора), а также немецкого философа начала XX в. Э. Гуссерля. Непосредственными родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер, К. Ясперс, французские философы и писатели Жан Поль Сартр, Габриэль Марсель, Альбер Камю.

Экзистенциализм характеризуется в отечественной литературе как философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. У поколения западной интеллигенции, пережившей первую мировую войну, обманчивую стабилизацию 20-30-х гг., приход фашизма, гитлеровскую оккупацию, эта философия вызвала интерес, прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний. Экзистенциализму даже был приклеен ярлык "философии кризиса".

Экзистенциализм действительно отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. На передний план они выдвинули проблему человека. Экзистенциализм сосредоточивает свое внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира. Его представители отказываются превращать человека в инструмент, которым можно манипулировать: в инструмент познания или производства. Человек, по их мнению, это не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие. Первый призыв этой философии: "Человек, пробудись!". То есть, займи активную жизненную позицию, действуй в этом мире, сумей противостоять ему всеми своими силами.

Одна из главенствующих установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Это противопоставление выливается в способ решения проблем человеческого существования в форме антитез и парадоксов. Развернутые в различных плоскостях: сущности и существования, бытия и обладания, познания и понимания - они отражают трагизм положения человека в мире.

Экзистенциалисты утверждают: человек не определяется никакой другой сущностью - ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека, ибо такой сущности, по их мнению, не существует. Имеет значение только его существование. Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность.

Внутри экзистенциализма существует два основных направления:

1- атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр)

2- религиозное (Ясперс, Бердяев, Шестов).

Философия существования провозглашает активность человека, его свободу. Особое место занимает проблема поиска смысла жизни, постижения ее сущности, которая раскрывается только после наступления смерти, причем само существование смерть.

Э. поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для Э. имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию.

Экзистенциализм - это философия, единственный предмет которой - человеческое существование, точнее переживание существования. Среди всех способов бытия существования Экзистенциалисты ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. В конечном счете это страх перед смертью.

Принципиальная новизна философии марксизма состояла в том, что, во-первых, ее создателям удалось органически соединить диалектический метод (очистив его от мистифицированной формы) с философским материализмом (избавив тем самым его от ограниченностей, присущих прошлой его исторической форме – метафизичности, внеисторичности и др.). В результате новое философское миропонимание стало, по сути своей, диалектико-материалистическим, а диалекти­ка превратилась в учение о всеобщих законах развития природы, об­щества, человеческого мышления и универсальный метод их познания и деятельности. Во-вторых, создатели диалектико-материалистической философии впервые в истории философской мысли не только обратили внимание на значение материальной общественной практики в жизни человека и об­щества, но и убедительно показали ее неразрывную связь с теорией, ее определяющую роль в процессе человеческого познания мира. Наконец, в третьих, существеннейшим моментом формирования диалектико-материалистической философии и одновременно ее результатом была выработка материалистического понимания истории, сущность которого выражается в положении о том, что не сознание определяет общественное бытие людей, а, напротив, общественное бытие определяет, в конечном счете, их сознание. Тем самым удалось преодолеть господствовавший в прежней философии, в том числе и в учениях материалистов до Маркса, идеализм в понимании общества и его развития и достроить здание философского материализма доверху.

В то же время философии Маркса и Энгельса были свойственны и определенные ограниченности, обусловленные характеристиками современной им эпохи. Так, сознательно встав на позиции защиты интересов пролетариата, основоположники марксизма рассматривали свою философию как теоретико-мировоззренческую и методологическую основы борьбы за его экономическое и политическое освобождение, а это не могло не сказаться на их взглядах. Например, их политические пристрастия нашли выражение в понимании государства исключительно как инструмента классового господства. Этому вполне соответствовало обоснование ими необходимости установления диктатуры пролетариата, как наиважнейшего условия освобождения всех трудящихся от эксплуатации. Уровнем развития естествознания той эпохи объясняется, к примеру, определение Энгельсом понятия материи как объединяющего все телесно существующее, а также некоторый схематизм разработанной им классификации форм движения материи, о чем еще будет идти речь в дальнейшем.

Принципиальная новизна философии марксизма состояла в том, что, во-первых, ее создателям удалось органически соединить диалектический метод (очистив его от мистифицированной формы) с философским материализмом (избавив тем самым его от ограниченностей, присущих прошлой его исторической форме – метафизичности, внеисторичности и др.). В результате новое философское миропонимание стало, по сути своей, диалектико-материалистическим, а диалекти­ка превратилась в учение о всеобщих законах развития природы, об­щества, человеческого мышления и универсальный метод их познания и деятельности. Во-вторых, создатели диалектико-материалистической философии впервые в истории философской мысли не только обратили внимание на значение материальной общественной практики в жизни человека и об­щества, но и убедительно показали ее неразрывную связь с теорией, ее определяющую роль в процессе человеческого познания мира. Наконец, в третьих, существеннейшим моментом формирования диалектико-материалистической философии и одновременно ее результатом была выработка материалистического понимания истории, сущность которого выражается в положении о том, что не сознание определяет общественное бытие людей, а, напротив, общественное бытие определяет, в конечном счете, их сознание. Тем самым удалось преодолеть господствовавший в прежней философии, в том числе и в учениях материалистов до Маркса, идеализм в понимании общества и его развития и достроить здание философского материализма доверху.




В то же время философии Маркса и Энгельса были свойственны и определенные ограниченности, обусловленные характеристиками современной им эпохи. Так, сознательно встав на позиции защиты интересов пролетариата, основоположники марксизма рассматривали свою философию как теоретико-мировоззренческую и методологическую основы борьбы за его экономическое и политическое освобождение, а это не могло не сказаться на их взглядах. Например, их политические пристрастия нашли выражение в понимании государства исключительно как инструмента классового господства. Этому вполне соответствовало обоснование ими необходимости установления диктатуры пролетариата, как наиважнейшего условия освобождения всех трудящихся от эксплуатации. Уровнем развития естествознания той эпохи объясняется, к примеру, определение Энгельсом понятия материи как объединяющего все телесно существующее, а также некоторый схематизм разработанной им классификации форм движения материи, о чем еще будет идти речь в дальнейшем.

Речь пойдёт именно о философской новизне марксизма.
Ленин в работе "Три источника и три составных части марксизма" (1913 г.), которая была написана к 30-лению со дня смерти Маркса и в которой рассматриваются исторические корни, сущность и структура марксизма писал:" Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма. Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма".
Из немецкой классической философии Маркс позаимствовал диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, критически их переработав и объединив в учении ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА. Идеалистическую диалектику Гегеля Маркс преобразовал материалистически, а антропологический, созерцательный материализм Фейербаха - диалектически." Философия марксизма есть материализм" - пишет Ленин. Диалектико-материалистический подход Маркса к пониманию человека выразился в созданной им теории предметной человеческой деятельности. Суть её в том, что главным отличительным свойством человека, его родовой сущностью является труд, предметно-практическая деятельность, в процессе которой человек, с одной стороны, распредмечивает ( открывает и использует) законы природы, с другой стороны, опредмечивает (воплощает) свои сущностные силы во внешнем мире, создавая "вторую природу", культуру в широком смысле слова. Человек - продукт его собственного труда.
Более того, Маркс распространил материализм на познание общества и создал исторический материализм, теорию последовательной смены способов производства и общественно-экономических формаций. Общество - продукт совместной деятельности людей, развития их производительных сил и производственных отношений.
Особенно интересна экономическая философия Маркса, на которой основывается "Капитал", но это уже другая история.))

в создании трудовых армий..
раньше прямо и открыто говорили-рабы))
а стали говорить красиво-трудармейцы))

Разделение на формации развития общества ( первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический строй) в зависимости от типа производства и средств производства.

Дело в том, что Маркс ошибся и вместо коммунистического строя должен быть общинный при более высоких технологиях, так как история всегда делает круг или цикл, чтобы толкнуть человечество выбрать более правильный путь! Все остальные пути - это развитие паразитизма от шамана до Папы Римского. )

Схема управления производством в целях повышения эффективности экономики. Удешевление продукта производства для блага всего Человечества.
Но видимо, не все внимательно прочитали эти работы.

Если вкратце, и без философствования, то отобрать деньги у тех, кто их умеет зарабатывать, и раздать бомжам, которые их пропьют

если четко понять--капиталистический строй--это законное рабство, где большинству рабов дают возможность жить. СНГ-беззаконное. где жить не дают.

первобытно-общинный строй, феодальный, капиталистический существовали, а коммунизм является формой зла которой зло хочет уничтожить человечество

На самом деле К. Маркс дальше Гегеля, Канта и Фейербаха в осмышлении законов мироздания и общественного развития не пошел. Он создал умозрительную модель человеческого общества без учета психологических особенностей личности людей, а потому полностью нежизнеспособную.

Поподробнее здесь не получится, потому что на ресурсе пропускают только 800 знаков - не букв. Если хочешь, открой себе отдельный п. я., и я тебе охотно напишу.

Выделяют следующие виды предпосылок генезиса марксистской философии.

1. Социально-экономические предпосылки: Развитие капитализма и обострение противоречий в первой трети XIX века потребовали создания новой идеологии и социальной теории.

2. Естественнонаучные предпосылки: Открытие закона сохранения и превращения энергии. Открытие клеточного строения животных и растений. Создание теории эволюции Дарвина. Эти три научных открытия стали естественнонаучным основанием диалектического понимания природы (в природе все взаимосвязано и все развивается).

3. Теоретические предпосылки: марксистская философия развивает важнейшие положения философии Гегеля и Фейербаха.

Вывод, к которому он приходит: в условиях частной собственности личность деформируется. Человек теряет свою сущность, он перестает быть человеком. Таким образом, нужно уничтожить частную собственность, которая должна стать всеобщей.

II. Основные идеи (и характерные черты) марксистской философии.

1. Марксистская философия соединяет материализм и диалектику и распространяет их на понимание природы (диалектический материализм).

4. Социальный прогресс в марксистской философии понимается как переход от низшей общественно-экономической формации к высшей.

6. В марксистской философии человек был рассмотрен как результат социализации, т.е. усвоения общественных правил, норм и ценностей. Для марксистской философии человек – это общественное существо; причем утверждается, что человеком можно стать только в обществе.

7. Марксистская философия продолжает традицию гегелевской трактовки предмета философии. Для нее философия – это учение о соотношении материального и идеального, материи и духа.

III. Эволюция марксизма

Марксистская философия эволюционировала под влиянием:

3. Других философских концепций. В 60-е годы XX века возникло такое течение как фрейдомарксизм, лидером которого является Хоркхеймер (Франкфуртская школа). Предтечей данного течения был Э. Фромм, который считал, что изменение общества невозможно без изменения сознания людей. Таким образом, марксизм нужно дополнить фрейдизмом.

ВXX веке неомарксистская философия развивалась под влиянием дискуссий о:

2. О диалектике как методе и возможности ее применимости к природе (не все неомарксисты считали, что диалектика свойственна природе и как метод познания применима к исследованию природы).

I. Предпосылки возникновения марксизма:

Выделяют следующие виды предпосылок генезиса марксистской философии.

1. Социально-экономические предпосылки: Развитие капитализма и обострение противоречий в первой трети XIX века потребовали создания новой идеологии и социальной теории.

2. Естественнонаучные предпосылки: Открытие закона сохранения и превращения энергии. Открытие клеточного строения животных и растений. Создание теории эволюции Дарвина. Эти три научных открытия стали естественнонаучным основанием диалектического понимания природы (в природе все взаимосвязано и все развивается).

3. Теоретические предпосылки: марксистская философия развивает важнейшие положения философии Гегеля и Фейербаха.

Вывод, к которому он приходит: в условиях частной собственности личность деформируется. Человек теряет свою сущность, он перестает быть человеком. Таким образом, нужно уничтожить частную собственность, которая должна стать всеобщей.

II. Основные идеи (и характерные черты) марксистской философии.

1. Марксистская философия соединяет материализм и диалектику и распространяет их на понимание природы (диалектический материализм).

4. Социальный прогресс в марксистской философии понимается как переход от низшей общественно-экономической формации к высшей.

6. В марксистской философии человек был рассмотрен как результат социализации, т.е. усвоения общественных правил, норм и ценностей. Для марксистской философии человек – это общественное существо; причем утверждается, что человеком можно стать только в обществе.

7. Марксистская философия продолжает традицию гегелевской трактовки предмета философии. Для нее философия – это учение о соотношении материального и идеального, материи и духа.

III. Эволюция марксизма

Марксистская философия эволюционировала под влиянием:

3. Других философских концепций. В 60-е годы XX века возникло такое течение как фрейдомарксизм, лидером которого является Хоркхеймер (Франкфуртская школа). Предтечей данного течения был Э. Фромм, который считал, что изменение общества невозможно без изменения сознания людей. Таким образом, марксизм нужно дополнить фрейдизмом.

ВXX веке неомарксистская философия развивалась под влиянием дискуссий о:

2. О диалектике как методе и возможности ее применимости к природе (не все неомарксисты считали, что диалектика свойственна природе и как метод познания применима к исследованию природы).

Читайте также: