В чем состоит ценность метода сравнения для научных исследований кратко

Обновлено: 01.07.2024

Метод сравнения является основой основ всех отраслей современной науки: все имеющиеся классификации, градации, каталоги и реестры построены на нем. Все экспериментально-измерительыне методы в химии, биологии, геологии, физике построены на сравнении количеств, концентраций, пиков, интенсивностей и т.д. На сравнении основана реализация важнейшего принципа современных наук естествознания – принципа актуализма, состоящего в том, что в прошлом действовали те же самые законы природы, что и в настоящее время. Вся экономическая наука построена на сравнении различных количественных (доход, прибыль, процент, издержки) и качественных (цвет, вкус, безопасность, престижность) показателей по разным фирмам, отраслям, странам. Любой отраслевой экономический анализ, как например, анализ качества предоставляемых отелями услуг, основан на сравнении местопроложения отеля, цены за номер и его комфортности, вежливости персонала и т.д. То есть сравнение лежит в основе практически любого анализа, проекта, плана, теоретической, экспериментальной или технологической разработки.

Содержание

1.Общее понятие сравнения
2.Виды и приёмы сравнения
3.Сравнение как….
4.Сравнение в политической науке
Заключение

Работа состоит из 1 файл

сравнение.doc

Санкт-Петербургский Государственный Университет Экономики и Финансов

Дисциплина: Методы научных исследований

ТЕМА: Сравнение как Метод научного исследования

Исполнитель: Сафонова Елена, Р-531

Преподаватель: канд. фил. наук, доцент

  1. Общее понятие сравнения
  2. Виды и приёмы сравнения
  3. Сравнение как….
  4. Сравнение в политической науке

Общие методы научных исс ледований делят на 3 группы: 1. Методы эмпирического исследования, а именно - наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. 2. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования, например, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод. 3. Методы теоретического исследования - восхождение от абстрактного к конкретному.

Среди многих методов, которыми пользуется современная наука, особое значение имеет метод сравнения. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. Первобытный человек сравнил два плода на ветке дерева и понял, что один из них больше, ярче, мягче и ароматнее. Именно такое сравнение заставило его потянуться за ним, хотя оно висело на более высокой ветке и его было тяжелее достать, взять в руки инструмент, чтобы сбить его, и в дальнейшем искать и добывать именно такие плоды.

Метод сравнения является основой основ всех отраслей современной науки: все имеющиеся классификации, градации, каталоги и реестры построены на нем. Все экспериментально- измерительыне методы в химии, биологии, геологии, физике построены на сравнении количеств, концентраций, пиков, интенсивностей и т.д. На сравнении основана реализация важнейшего принципа современных наук естествознания – принципа актуализма, состоящего в том, что в прошлом действовали те же самые законы природы, что и в настоящее время. Вся экономическая наука построена на сравнении различных количественных (доход, прибыль, процент, издержки) и качественных (цвет, вкус, безопасность, престижность) показателей по разным фирмам, отраслям, странам. Любой отраслевой экономический анализ, как например, анализ качества предоставляемых отелями услуг, основан на сравнении местопроложения отеля, цены за номер и его комфортности, вежливости персонала и т.д. То есть сравнение лежит в основе практически любого анализа, проекта, плана, теоретической, экспериментальной или технологической разработки.

В данной работе автор дает общее понятие сравнения, выделяет его особенности, показывает виды и приёмы сравнения. Особое внимание будет уделено сравнению в политической науке и естествознании .

Общее понятие сравнения

Одним из наиболее распространенных методов познания является сравнение, в результате которого устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов. Таким образом, сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:

1) сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность

2) для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

Сравнение – один из способов, с помощью которых человек начал распознавать окружающую среду. Сравнение – это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

Сравнение и измерение являются частными случаями метода наблюдения. Этот метод представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.

Сравнение и измерение играют важную роль в познании. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое сравнение называется измерением. Кроме субъекта (измерителя) и объекта, измерение включает единицу измерения (эталон, или эталонный объект), измерительный прибор, а также метод измерения. Так, при сравнении двух предметов по весу, можно установить, что один из них тяжелее другого. В этом случае эталон, измерительный прибор, метод измерения не применяются. При измерении этих объектов для установления того, что один предмет весит 3 кг, другой - 4, эти элементы измерения необходимы.

С помощью измерения устанавливаются численные характеристики объектов, а это имеет важное значение для многих областей научного познания, где необходимы точные количественные характеристики изучаемых объектов, прежде всего в естественных и технических науках. Что касается сравнения, то на этом методе основаны такие науки, как сравнительная анатомия, сравнительная эмбриология, сравнительное историческое языкознание и некоторые другие. Сравнительный анализ является одним из основных методов, применяемых в научных исследованиях экономики. Практически всегда формулировка или уточнение экономических понятий осуществляется с помощью сравнительного анализа.

Виды и приёмы сравнения

Умение сравнивать какие-либо события и явления, т.е. определять в них общее и различное, раскрывать причины этих различий, входит в состав тех видов деятельности. Как правило, аналитическое изучение предметов и явлений обычно совершается путем сравнения – установления сходства и различия. Посредством анализа и классификации выделяются существенные признаки и связи явлений, затем признаки абстрагируются, а их синтез и обобщение приводит к получению теоретических знаний.

Сравнение может быть комплексным, последовательным и в виде противопоставления. Комплексное сравнение подразумевает сравнение по разным признакам. В научном процессе чаще применяется последовательное сравнение, где изучаемый новый объект или понятие сравниваются с ранее изученными, имеющими по отношению к ним какие-то сходства или различия. Противопоставление – это изучение и сравнение одновременно двух объектов или явлений. Такой вид сравнения может использоваться при изучении нового материала и при повторении.

Схематично виды сравнения можно представить так:

Приемы сравнения в научном познании

Сравнительное описание - установка сходства и различия, изменения в развитии явлений по одним и тем же существенным признакам; определение значимых признаков объектов.

Сравнительное объяснение - установка причинных, причинно-следственных и генетических связей.

Сравнительная характеристика - установка закономерностей при комплексном сопоставлении, развитие мыслительных операций (анализ, синтез, абстракция…)

Сравнение как важнейший метод познания

Хотя наблюдение и является исходным средством в процессе познания человеком действительности, однако часто необходимо знать, как организовать наблюдение, чтобы сделать его эффективным.

Представим себе следующую элементарную задачу. Даны две подобные фигуры, слегка различные по величине. Требуется определить большую из них. Во избежание ошибки мы накладываем фигуры одна на другую и с помощью наблюдения сравниваем их между собой. Указанная процедура обеспечивает получение ответа с требуемой точностью. Сравнение в этом случае выступает как особый способ организации наблюдения.

Когда мы сравниваем два каких-либо предмета А и В, то мы имеем две логические возможности: 1) А и В тождественны, 2) А и В различны.

Отношение тождества может выступать в виде равенства, подобия, изоморфизма и т. д. Отношение различия можно, в частности, детализировать, имея в виду такие две возможности: 1) А больше В, 2) А меньше В.

Отсюда ясно, что сравнивать предметы можно только по какому-либо точному выделенному в них признаку, свойству или отношению, т. е. в рамках заданного интервала абстракции. Лишь то, что однородно, можно сравнивать, отождествлять или различать. Сведение к определенному единству является необходимым условием процедуры сравнения. Сравнение имеет смысл лишь в границах некоторого качества, а последнее всегда актуализировано лишь в том или ином контексте.

Сравнение - это научный метод познания, в процессе которого неизвестное (изучаемое) явление, объект или его характеристики сопоставляются с уже известными, изученными ранее с целью определения общих черт либо различий между ними. Такой подход позволяет выявить специфические особенности исследуемого объекта (явления), определить происходящие изменения и выявить тенденции его развития.

В методах сравнения выделяют:

- горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового;

- вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Наиболее часто сравнительный анализ используется для решение таких задач как оценка достижения плановых показателей при реализации производственно-хозяйственной деятельности, сравнительный анализ текущих показателей с показателями предшествующих периодов, сравнение различных управленческих решений с целью выбора оптимального, сравнение динамических рядов с целью установления взаимосвязи исследуемых показателей и другие.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

- единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

- единство периодов времени, за которые производится сравнение;

- сопоставимость условий производства;

- сопоставимость методики исчисления показателей.

В зависимости от цели исследования и методов сравнительного анализа важным моментом является выбор базисных показателей, используемых для сравнения. В качестве базисных показателей применяются плановые показатели по регионам, предприятиям, подразделениям предприятий, показатели за прошлые годы и средние за ряд лет, показатели лидирующих отраслей, компаний, подразделений, нормативные показатели, формируемые для отрасли, региона, процесса.

Способы сравнения различают по технике сопоставления показателей: использования абсолютных или относительных сравнений. В результате абсолютных сравнений находят абсолютные отклонения анализируемых показателей от принятых в качестве базисных:


- базисные показатели;


- анализируемые показатели


- абсолютное отклонение

Метод сравнения эффективно используется в экономике и менеджменте и является основой при реализации индексного метода, более подробно представленного в статистических методах научного исследования.


Примером исследования, использующих метод аналогии и метод сравнительного анализа являются аналитические исследования, проводимые регионами, близкими по значению в экономике страны и объемами ВЭД (например, Челябинская и Свердловская области). Проведенные исследования позволяют сопоставить полученные результаты, исходя из направленности структуры экспортной деятельности. Согласно результатам исследований города Челябинск и Екатеринбург считаются самыми удобными для развития малого и среднего бизнеса[5]. Значения основных социально-экономических показателей Свердловской и Челябинской области сходны по структуре объема отгруженной продукции (выполненных работ, услуг) по ВЭД "Обрабатывающие производства" (табл. 5.1), а также ряду других экономических показателей.

Виды экономической деятельности Свердловская область Челябинская область РФ
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 6,6 8,8 17,5
Химическое производство, резиновых и пластмассовых изделий 4,8 1,8 10,3
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 6,5 4,4
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 57,8 62,8 18,4
Производство транспортных средств, различных машин и оборудования 15,5 11,8 19,7
Другие производства 11,3 8,3 29,7
Прочие виды деятельности 9,4 7,9 7,3
Интегрированный показатель оценки структуры производства 504,35 391,5 593,29

Как видно из представленных данных основу структуры промышленности составляет металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, причем Челябинская область опережает в этой сфере деятельности Свердловскую на 5% .




Обобщенная характеристика региона формируется на основе интегрированного показателя объема отгруженной продукции (выполненных работ, услуг) по ВЭД в соответствии с формулой (5.1): ограниченного :


, где

i – исследуемый регион;

n -количество критериев;

A-G - анализируемые критерии.

Данная формула позволяет рассчитать площадь многоугольника, образованной на лепестковой диаграмме и ограниченной значениями применяемых критериев (Рис.5.3).


Сравнение - это научный метод познания, в процессе которого неизвестное (изучаемое) явление, объект или его характеристики сопоставляются с уже известными, изученными ранее с целью определения общих черт либо различий между ними. Такой подход позволяет выявить специфические особенности исследуемого объекта (явления), определить происходящие изменения и выявить тенденции его развития.

В методах сравнения выделяют:

- горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового;

- вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Наиболее часто сравнительный анализ используется для решение таких задач как оценка достижения плановых показателей при реализации производственно-хозяйственной деятельности, сравнительный анализ текущих показателей с показателями предшествующих периодов, сравнение различных управленческих решений с целью выбора оптимального, сравнение динамических рядов с целью установления взаимосвязи исследуемых показателей и другие.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

- единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

- единство периодов времени, за которые производится сравнение;

- сопоставимость условий производства;

- сопоставимость методики исчисления показателей.

В зависимости от цели исследования и методов сравнительного анализа важным моментом является выбор базисных показателей, используемых для сравнения. В качестве базисных показателей применяются плановые показатели по регионам, предприятиям, подразделениям предприятий, показатели за прошлые годы и средние за ряд лет, показатели лидирующих отраслей, компаний, подразделений, нормативные показатели, формируемые для отрасли, региона, процесса.

Способы сравнения различают по технике сопоставления показателей: использования абсолютных или относительных сравнений. В результате абсолютных сравнений находят абсолютные отклонения анализируемых показателей от принятых в качестве базисных:


- базисные показатели;


- анализируемые показатели


- абсолютное отклонение

Метод сравнения эффективно используется в экономике и менеджменте и является основой при реализации индексного метода, более подробно представленного в статистических методах научного исследования.


Примером исследования, использующих метод аналогии и метод сравнительного анализа являются аналитические исследования, проводимые регионами, близкими по значению в экономике страны и объемами ВЭД (например, Челябинская и Свердловская области). Проведенные исследования позволяют сопоставить полученные результаты, исходя из направленности структуры экспортной деятельности. Согласно результатам исследований города Челябинск и Екатеринбург считаются самыми удобными для развития малого и среднего бизнеса[5]. Значения основных социально-экономических показателей Свердловской и Челябинской области сходны по структуре объема отгруженной продукции (выполненных работ, услуг) по ВЭД "Обрабатывающие производства" (табл. 5.1), а также ряду других экономических показателей.

Виды экономической деятельности Свердловская область Челябинская область РФ
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 6,6 8,8 17,5
Химическое производство, резиновых и пластмассовых изделий 4,8 1,8 10,3
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 6,5 4,4
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 57,8 62,8 18,4
Производство транспортных средств, различных машин и оборудования 15,5 11,8 19,7
Другие производства 11,3 8,3 29,7
Прочие виды деятельности 9,4 7,9 7,3
Интегрированный показатель оценки структуры производства 504,35 391,5 593,29

Как видно из представленных данных основу структуры промышленности составляет металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, причем Челябинская область опережает в этой сфере деятельности Свердловскую на 5% .

Обобщенная характеристика региона формируется на основе интегрированного показателя объема отгруженной продукции (выполненных работ, услуг) по ВЭД в соответствии с формулой (5.1): ограниченного :


, где

i – исследуемый регион;

n -количество критериев;

A-G - анализируемые критерии.

Данная формула позволяет рассчитать площадь многоугольника, образованной на лепестковой диаграмме и ограниченной значениями применяемых критериев (Рис.5.3).


Сравнительный метод – один из самых распространенных в разных науках. Во многих сферах человеческой деятельности возникает необходимость оптимального выбора. При этом учитываются все характеристики изучаемых объектов, а также их сопоставление по нужным критериям.

Сравнение как способ познания

Сопоставление является одним из основных методов познания окружающей действительности. Основа данного способа достаточно проста: определение и сопоставление отдельных явлений социального, экономического, политического или другого характера с целью обнаружения отличительных сходств и различий.

метод сравнительного анализа

На основе сопоставления делается вывод обоснованного или предположительного характера об однородности явлений, аналогичности их содержания, общей направленности и т. д. Это позволяет использовать данные об одном объекте при изучении другого. Если же в ходе осуществления исследования были обнаружены некоторые расхождения, то это позволяет указывать на особенность, специфику и уникальность одного явления или объекта по отношению к другому.

Понятие и категории метода сравнительного анализа

Метод сравнительного анализа берет свое начало от такого общенаучного метода, как аналогия. Однако в отличие от последнего, сравнение предвидит использование элементов других методов, среди которых анализ, методы мышления, моделирование, синтез, индукция, дедукция и др. Основной целью сравнения является получение новых фактов не только от различных свойств сравниваемых объектов или явлений, но также анализ их всевозможных взаимосвязей. На основании этого можно составить общую тенденцию их последующего функционирования и развития.

Методы сравнительного подхода приводят к тому, что могут быть пересмотрены уже сложившиеся взгляды на те или иные явления и факты. При сравнении также могут быть открыты особенности, которые специфичны для конкретного объекта или явления, однако ранее не были известны исследователям. Таким образом, сравнение способствует более глубокому изучению и познанию объектов и явлений, а также поиску их отличительных особенностей и различий на разных уровнях исследования.

Механизм сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования имеет свой собственный механизм, который включает в себе следующие компоненты:

  • Общенаучные методы. Сюда входят: аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез и др.
  • Логический аппарат. Обширная система категорий, которая используется в операциях по сравнению и анализу. Каждый объект или явление обладает своей собственной системой категорий.

методы сравнительного подхода

Особенного внимания также заслуживает такая вариация метода сравнения, как сегментация. Ее суть состоит в том, что информация об объекте или явлении делится на отдельные части – сегменты, которые впоследствии подвергаются исследованиям. При этом сравнение может быть осуществлено согласно разным критериям, в частности, достаточно часто используется историко-сравнительный метод, где объект исследуется не только в сравнении с другими объектами, но также в сравнении с самим собой на разных временных этапах.

Сегментация как один из методов сравнительного анализа предполагает исследование не только характеристик отдельных элементов конкретного объекта или явления, но также характера и тенденции его функционирования и развития в рамках целого.

Этапы сравнительного анализа и прогнозирования

Сравнительный метод оценки объектов и явлений предвидит осуществление исследования на нескольких уровнях:

  • Сбор и обработка всей полученной информации. При этом все данные должны быть объективными, точными и доказуемыми.
  • Систематизация информации. Все данные нужно распределить на разные категории и придать собранному материалу структурный вид.
  • Толкование полученных данных. На основании анализа и сопоставления информации делаются конкретные выводы.

сравнительный метод оценки

При правильном выполнении указанных этапов исследователь может формулировать обоснований прогноз. Самым простым способом прогнозирования является непосредственное сопоставление информации об объекте или явлении на разных уровнях, например в разных регионах, странах и т. д. Второй способ прогнозирования предвидит выдвигание конкретных гипотез, подкрепленных реальными фактами.

Правила осуществления сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования будет эффективным только в том случае, если соблюдены все правила его осуществления:

  • Осуществление сравнения на разных уровнях с использованием аналогии, системно-исторического анализа и логики.
  • Правильный выбор объектов для осуществления процесса сравнения.
  • Конкретная постановка целей.
  • Метод сравнительного анализа должен быть осуществлен с применением конкретных критериев.
  • Четкое определение признаков сравниваемых объектов и явлений.
  • Обработка результатов сравнения и анализ возможности их применения в практике.

Все данные, полученные в процессе исследования, долны быть четкими, однозначными и доказуемыми.

Виды сравнительных исследований

Сравнительный метод имеет свою типологию. В науке выделяют следующие виды исследований:

  • Согласно объему исследования: макро- и микросравнение.
  • Согласно целям, выделяют практическое (или функциональное) и теоретическое (или научное) исследование.
  • Согласно уровню, исследование может быть межсистемным, внутрисистемным, внутринациональным, историческим, межотраслевым и т. д.

сравнительный метод

Кроме того, выделяют также синхронное и асинхронное сравнение. В первом случае речь идет о параллельном и одновременном сравнении, а во втором случае сравнительный метод может быть применен по отношению к объектам, которые находятся в разных временных отрезках.

Плюсы и минусы сравнительного метода

Сравнительный подход имеет ряд плюсов и минусов, которые исследователь должен учитывать в своей работе. Что касается положительных сторон, то они следующие:

  • Метод позволяет отразить актуальную и реальную ситуацию по отношению к исследуемому объекту или явлению.
  • Все данные статистически обоснованы.
  • В процессе исследования можно вносить корректировку сравниваемых явлений или объектов.
  • При наличии большого количества информации метод очень прост в осуществлении и дает надежные и достоверные результаты.

сравнительный метод исследования

Метод имеет и свои недостатки:

  • На момент толкования результатов исследования данные могут устареть.
  • Точность полученных данных зависит от стабильности исследуемого объекта.
  • Для достоверных и точных данных нужно большое количество информации.

Соотношение положительных и негативных сторон метода определяет эффективность его применения в каждом конкретном случае.

Примеры использования метода сравнительного анализа

Особенности метода сравнения позволяют использовать его в самых разных сферах, таких как:

  • Биология и анатомия.
  • Языкознание, в частности сравнительное языкознание.
  • Литературоведение и мифология.
  • Сравнительная политология.
  • Экономические науки.
  • Юриспруденция и правоведение.
  • Психология.
  • Социологические науки.
  • Религиоведение.
  • Философия и др.

историко сравнительный метод

Сравнительный метод обладает рядом особенностей, позволяющих эффективно его использовать в самых разных науках. Метод имеет свою классификацию, типологию, а также правила и особенности исследования на разных этапах. Выбор данного метода определяется наличием нужного количества информации и подбором оптимальных критериев.

Картинка ГДЗ - задания Параграф 2 ГДЗ Пономарева 9 класс по биологии

На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Биология, которые посещают 9 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством "Учебник", которая была написана автором/авторами: Пономарева. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.

Читайте также: