В чем смысл укрепления административной вертикали кратко

Обновлено: 05.07.2024

Член Совета Федерации Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников внесли в нижнюю палату парламента законопроект, который, в частности, разрешит губернаторам избираться больше двух сроков подряд, а также введет единое наименование для должностей глав регионов. В беседе с RTVI политологи Дмитрий Орешкин и Татьяна Становая прокомментировали новую инициативу властей.

Дмитрий Орешкин отметил, что не видит препятствий для принятия этого документа, учитывая то, кем именно он был предложен.

По мнению Орешкина, проект об обнулении сроков для глав регионов направлен на усиление централизации.

Орешкин считает, что принятие законопроекта позволит Путину практически в любой момент избавиться от действующего главы региона, используя еще более простой механизм.

Другие пункты законопроекта, по мнению Орешкина, являются чисто оформительскими вещами и носят скорее формальный характер.

Второй важный фактор, из-за которого предложили этот законопроект — истекающие в 2023 году полномочия мэра Москвы Сергея Собянина, указала Становая.

Один из авторов инициативы депутат Павел Крашенинников пояснял, что новый законопроект связан с потребностью привести законодательство в соответствие с поправками к Конституции. Планируется, что основная часть предлагаемых положений вступит в силу с 1 июня 2022 года.

Помимо снятия запрета для губернаторов избираться больше чем два срока подряд, проект закона также предусматривает, что высшее должностное лицо региона может называться только главой субъекта Российской Федерации, а высший орган исполнительной власти региона — правительством субъекта Российской Федерации.

Крашенинников пояснил ТАСС, что документ не предусматривает изменения названия должности руководителей Москвы (мэр), Санкт-Петербурга (губернатор) и Севастополя (губернатор), а также федеральных территорий.

Также проект закона предполагает введение равных пятилетних сроков исполнения полномочий как для глав регионов, так и для депутатов региональных законодательных собраний.

Документ содержит расширенный перечень оснований для досрочного прекращения полномочий губернаторов в связи с утратой доверия президента. О каких основаниях идет речь, не уточняется. Президент получит возможность применять к главам регионов такие меры, как предупреждение, выговор, отрешение от должности и временное отстранение от исполнения обязанностей.

Еще одно нововведение состоит в том, что глава региона после его отрешения президентом России от должности пять лет не сможет претендовать на этот пост.

По словам сенатора Андрея Клишаса, эти инициативы направлены на улучшение качества жизни россиян и на эффективную реализацию полномочий государственных органов власти.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков во время разговора с журналистами отказался комментировать внесенный в Госдуму законопроект о региональной власти. Он заявил, что высказывания по этой теме были бы преждевременными.

Закон, запрещающий называть глав регионов президентами, приняли в России в 2010 году. Должность президента при этом сохранили только в Татарстане. Запрет на избрание губернаторов больше двух сроков подряд ввели в 2015 году.

Укрепление вертикали (исполнительной) власти — комплекс мер, предпринятых президентом России Владимиром Путиным в 2000-е годы с целью укрепления центральной власти в стране и ослабления региональных элит и политической оппозиции.

См. также

Источники

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Укрепление вертикали власти" в других словарях:

Вертикаль власти — Укрепление вертикали (исполнительной) власти комплекс мер, предпринятых президентом России Владимиром Путиным в 2000 е годы с целью укрепления центральной власти в стране и ослабления региональных элит и политической оппозиции. Реформа Совета… … Википедия

Работа Владимира Путина в органах власти Санкт-Петербурга (Ленинграда) — продолжалась с 1990 по 1996 годы. За этот период Владимир Путин занимал ряд должностей в органах власти Ленинграда Санкт Петербурга: 1990 1991 советник председателя Ленинградского городского совета А. А. Собчака. 1991… … Википедия

Работа Владимира Путина в органах власти Ленинграда — Работа Владимира Путина в органах власти Санкт Петербурга (Ленинграда) продолжалась с 1990 по 1996 годы. За этот период Владимир Путин занимал ряд должностей в органах власти Ленинграда Санкт Петербурга: 1990 1991 советник… … Википедия

Внутренняя политика России в период президентства Владимира Путина — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России … Википедия

Путин должен уйти — URL … Википедия


Участвуя в гайдпарковских дискуссиях, обратил внимание на то, что многие свято уверены в непреложности тезиса: укрепление вертикали власти ведет к укреплению порядка в стране, а критика этой самой вертикали объявляется чуть ли не антигосударственным преступлением, направленным на ослабление России.

Но насколько верно это утверждение: чем более четко и последовательно реализуется идея вертикали власти, тем лучше для страны? Предлагаю вашему вниманию свой вариант ответа на этот принципиальный для России вопрос.

В нашей истории есть немало достойных событий. Среди них есть смысл отметить одно на первый взгляд ничем не знаменитое, но примечательное тем, что вполне может претендовать на легендарное благословение процесса, именуемого в политическом обиходе воздвижением вертикали власти.

Но почему эволюция этой системы неизбежно сопряжена с деградацией управления и периодическими распадами? Вот что писал по этому поводу Гавриил Попов:

«… самая сложная проблема Административной системы – поиск кандидатов на вакансии, проблема выдвижения кадров.

… первый же цикл кадровых перемен в Системе учитывает не только дело, но и личную исполнительность, преданность, покладистость.

В Административной системе фактор личной преданности, как и фактор личной ненависти, действует в полной мере. Если все зависит от Верха, то нельзя не упускать ни малейшей возможности укрепить свое положение. Наверху также надо полностью контролировать подчиненную себе часть системы.

В итоге эта Система не может воспроизводить нужных себе руководителей. Она обречена на то, чтобы каждое новое назначение было хоть на вершок, но хуже предыдущего решения. В этой системе найти нужные кадры все труднее и труднее.

Для любого, кто хоть мало-мальски обращает внимание на эволюцию функционеров нынешнего российского режима (не важно, в президентской администрации ли, в губернаторской среде, или среди партийных боссов), фактор возрастания личной преданности лидеру вполне очевиден.

Как результат – ниже самой вершины административной вертикали можно найти лишь опытных исполнителей, не способных ни стратегически мыслить, ни проявлять инициативу, ни гибко реагировать на изменения. Главное в чём они преуспевают – воспроизводство сложившихся отношений и методов. В конечном счёте, это и ведёт к деградации всей системы на очередном цикле.

Эту закономерность в развитии командно-административной системы также зафиксировал известный социолог Александр Зиновьев. Он отмечал, что в этой системе действуют законы, противоположные стимулирующим законам конкуренции – законы превентации (препятствования).

Ускорит деградацию системы ещё одно немаловажное обстоятельство, которое также нашло отражение в статье Попова. Привожу строки, характеризующие главного героя романа Бека.

Безусловно, такой стиль поведения повышал степень доверия к системе. По крайней мере, это создавало впечатление, что аппарат АС работал на общее благо без своекорыстия, и создавало иллюзию общей приверженности к популярной в народе идее уравнительности.

Сегодня статус во власти обозначается престижными машинами, недвижимостью за границей, обучением детей в учебных заведениях Запада. Этого уже не стесняются, наоборот материальная сторона принадлежности к политическим элитам подчёркивается и соперничает с бизнесом.

Как следствие – стремительное нарастание недоверия к государственному аппарату и местной власти, которые столь же стремительно теряют моральные основания для лояльного к ним отношения. Это ещё более усугубляет системные пороки нашей государственной организации и делает её весьма неустойчивой, а потому и требующей чисто силовых методов удержания власти.

«… иерархически устроенное руководство должно выглядеть как коалиция, но в ней от шага к шагу идут два процесса – деградация деловых качеств и укрепление личной взаимозависимости, подчас размывающей формальные связи. В результате номенклатура, перестав быть элитой, может стать кликой.

Это писалось в конце 80-х годов прошлого века. Думаю, что гипотеза Ефимова уже вполне подтверждена, и даже не учёными социологами, а самой жизнью. Она стала аксиомой для нашей национальной политической организации.

У вертикально организованной иерархической системы управления существует еще один существенный недостаток: неизбежное искажение управленческой директивной инициативы по мере ее прохождения сверху вниз.

Увы, средний россиянин не имеет исторического опыта жизни при власти, которая организована на других принципах, а потому свято уверен, что по-другому быть и не может. Всякие там разделения властей, система сдержек и противовесов, общественный контроль над государством, на которых основана европейская и американская демократии – пустой для нас звук. И уж тем более простой российский гражданин не может себе вообразить, как именно на этом, а не на вертикали западные страны сумели обскакать нас. И почему их власть, как правило, и крепче и жестче и эффективней нашей.

Президент, предложил за взятки брать кратный штраф. То есть систему не трогать!

Если мышка попалась в мышеловку, то пусть отдаст 5 кусочков сыра и свободна!

Хотел бы только добавить: помимо личной преданности есть ещё одно, что иногда гораздо сильнее связывает людей из вертикали власти, особенно в последнее время - это совместно совершенное преступление ("кровь жертвы"). Не случайно Путин сказал про Медведева: "Мы с ним одной крови. Договоримся". Очень показательная оговорка Путина. Ведь с давних времен известно, что ничто так крепко не связывает людей, как совместно совершенное преступление и совместный страх перед его раскрытием. Участник преступления может уничтожить соучастников, как лишних свидетелей. Но если он этого не сделал, то тогда уж будет стоять за них горой, оберегать от внимания следственных органов. Мать родную убьет, но не выдаст соучастников. Ведь один пойманный участник преступления может выдать всех остальных. Начальник районного ГУВД приложит все усилия, чтобы не допустить расследования преступления, совершенного своим подчиненным, и отмазать его от суда. Потому что тот может на допросе (или из-за слишком строгого приговора суда) рассказать о причастности своего начальника к преступлению. Это так во всех властных структурах. Различаются только виды преступлений.

Сущность вертикали государственной власти в Российской Федерации на современном этапе ее развития

Властная вертикаль государственного управления – это такая структура государственного управления, которая предусматривает движение властных полномочий от низшего муниципального уровня власти до высшего уровня власти, сосредотачивая в своих руках решение глобальных государственных дел.

Путин занял должность Президента России в 2000 году. Изначально его деятельность на посту Президента страны была направлена на продолжение реализации политических идей предыдущего Президента России Бориса Николаевича Ельцина. Президент стремился к упрочению своего положения в системе власти, усилению степени централизации власти и максимально качественному взаимодействию различных ветвей государственного управления. В первые дни своего президентства Путин провозглашает идею снижения влияния элиты на власть, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве повода к реализации такой инициативы Президента стали сепаратистские призывы губернаторов, которые были рассмотрены как покушение на вертикаль власти. В 2004 году в поддержку этой идеи Президентом был предложено переход от выборной системы губернаторов к назначению глав субъектов РФ непосредственно главой государства. Для бывших глав регионов был сформирован специальный орган, получивший название Государственного совета.

Стремление к построению вертикали власти в России было основано на представлении о том, что эффективное решение государственных задач возможно только таким способом. В результате, начиная с 2000 года, в жизнь активно внедрялись реформы, стремящиеся к расширению и упрочению вертикали власти в России.

Дополнительным катализатором укрепления властной вертикали стали события в Беслане, показавшие необходимость борьбы с проявлениями сепаратизма и экстремизма на территории Северного Кавказа. По словам Президента, основной причиной такого трагического акта стало ослабление власти федерации и низкая эффективность государственного управления.

Укреплению властной вертикали в России способствовало проведение административной и территориальные реформы. Административная реформа была направлена на изменение исполнительной власти за счет конкретизации полномочий органов этой власти. Систему федеральных органов государственного управления разбили на три вида:

  • во-первых, министерства, которые отвечали за разработку государственной политики и ее практическую реализацию;
  • во-вторых, службы федерального уровня, которые должны осуществлять контроль и надзор в определенных сферах жизнедеятельности общества;
  • в-третьих, агентства, которые осуществляют предоставление услуг гражданам, распоряжение имуществом государства.

Назначение территориальной реформы состояло в объединение отдельных округов, областей в края.

Признаки властной вертикали государственного управления в России

Для российской системы управления характерны некоторые особенности, обусловленные властной вертикалью.

Отличительные характеристики властной вертикали государственного управления в России включают в себя:

  • во-первых, постепенное понижение степени участия населения в осуществлении государственной политики. Российская система формирования государственной власти периодически, причем достаточно часто, подвергается существенным изменениям. Зачастую избираемые должности государственного управления переходят в разряд назначаемых, так это случилось с губернаторами регионов. В результате таких реформ населения меньше участвует в формировании органов государственной власти и отстраняется от формирования вертикали государственного управления, принудительно передовая эту функцию главе государства;
  • во-вторых, высокий уровень подчиненности муниципального управления государственному управлению. Конституция Российской Федерации выводит систему муниципального управления из системы государственного управления, однако государство сохраняет за собой функции нормативно-правового регулирования муниципального управления, в том числе на региональном уровне;
  • в-третьих, использование инициативных представителей населения вертикалью власти для достижения поставленных целей. Российская власть поддерживает формирование общественных организаций, включающих в свой состав политически активное население с целью поддержки действующей государственной власти в виде отслеживания исполнения ее распоряжений.

Козлова Татьяна Алексеевна - начальник юридического отдела Префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы.

4 августа 2000 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закон принят с целью укрепления вертикали государственной власти, но уместно вспомнить, что местное самоуправление в соответствии с Конституцией РФ в эту вертикаль не входит. Принятие нового Закона ущемляет права субъектов Российской Федерации, особенно городов федерального значения (Москвы и Санкт - Петербурга), поскольку регулирование особенностей организации местного самоуправления в этих городах теперь является прерогативой федерального законодательства. Кроме того, в условиях изменившегося законодательства в определенной степени можно говорить и об ущемлении прав граждан. Принятие этого Закона было обусловлено политическими причинами. Видимо, в силу этих же причин Закон был подготовлен в спешке, его нельзя назвать безупречным как с точки зрения соответствия Конституции РФ, иным федеральным законам, так и с точки зрения внутренней согласованности.

В статью 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесено дополнение, согласно которому территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Как видим, явно обозначена роль федеральных законов, которой не было в прежней редакции. Однако, внеся изменения в ст. 12, законодатель оставил без изменений ст. 13 того же Закона, где в пункте 3 определено, что "порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации". Да и инициатива в вопросе формирования муниципальных образований в соответствии со ст. 13 может исходить только от населения, органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Возникает вопрос: какие аспекты определения территорий муниципальных образований могут быть в соответствии со ст. 12 рассматриваемого Закона установлены федеральным законом, если практически все они в соответствии со ст. 13 подлежат определению на уровне субъекта Федерации или даже на низовом уровне - самого муниципального образования?

Обратимся теперь к новой редакции статьи 49. Данная статья определяет основания, сроки и процедуру отрешения главы муниципального образования от должности, а также роспуска представительного органа местного самоуправления. До внесения соответствующих изменений она предусматривала достаточно сложную процедуру предварительного судебного контроля: требовалось не только установление факта однократного принятия (издания) нормативного акта, не соответствующего Конституции, федеральному законодательству или законодательству субъекта Федерации, - необходима была и оценка всей деятельности данного органа местного самоуправления или его высшего должностного лица на предмет несоответствия Конституции РФ, федеральному или региональному законодательству. Такая оценка по запросу законодательного органа субъекта Федерации должна была производиться соответствующим высшим судебным органом субъекта Федерации. Только судебное заключение о несоответствии деятельности органа местного самоуправления или высшего должностного лица муниципального образования Конституции, федеральному законодательству или законодательству субъекта Российской Федерации могло быть положено в основу решения законодательного органа субъекта Федерации о прекращении полномочий органа местного самоуправления или высшего должностного лица муниципального образования.

Думается, что такая конструкция в большей степени, чем нынешняя, соответствует и принципам Европейской хартии местного самоуправления, и тем более Конституции РФ, закрепившей независимость органов местного самоуправления от органов государственной власти, определившей значимую роль населения в решении вопросов местного самоуправления, а также право на судебную защиту органов местного самоуправления от произвола органов государственной власти и управления различного уровня. В этом нетрудно убедиться, обратившись к новой редакции 49-й статьи Федерального закона. Она допускает потенциальную возможность роспуска представительного органа местного самоуправления и отрешение от должности высшего должностного лица муниципального образования за однократное издание нормативного акта, противоречащего Конституции, федеральному или региональному законодательству. При этом существенно упрощается и формализуется процедура:

  • не требуется судебной оценки всей деятельности органа местного самоуправления или высшего должностного лица муниципального образования на предмет соответствия этой деятельности Конституции и законодательству;
  • устанавливается срок для отмены незаконного акта - шесть месяцев с момента установления этого факта судом, по истечении которого при пассивной позиции соответствующего представительного органа местного самоуправления или высшего должностного лица муниципального образования законом субъекта Федерации, а при его отсутствии - законом Российской Федерации представительный орган может быть распущен;
  • решение об отрешении главы муниципального образования от должности может быть принято при соблюдении такой же процедуры либо высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, либо Президентом РФ.

Современное федеральное законодательство во многом далеко от совершенства, устарело, а по некоторым позициям практически отсутствует. Немало в нем и внутренних противоречий. К сожалению, предложенный упрощенный подход к процедуре роспуска представительных органов и прекращения полномочий должностных лиц местного самоуправления пополняет перечень подобных актов. Минувшая зима показала, что в ряде регионов страны, в частности в Приморье, для ущемления прав местного населения совсем необязательно издавать незаконные акты, достаточно бездействовать по ключевым вопросам жизнеобеспечения территории. Однако законодатель не предусмотрел возможности отрешения от должности главы муниципального образования, который своим бездействием допустил массовое нарушение прав местного населения.

Статья 49 в новой редакции дополнена пунктом 7, которым предусмотрена возможность назначения временно исполняющего обязанности главы муниципального образования указом Президента РФ или соответствующим актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на период с момента отрешения от должности до момента вступления в должность вновь избранного населением главы муниципального образования. Этот период, в соответствии с Федеральным законом РФ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, может составлять от двух месяцев десяти дней до шести месяцев. Подобное положение противоречит не только ст. 12 Конституции РФ, но и п. 3 ст. 17 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления (уже в новой редакции), которая безоговорочно запрещает возможность назначения должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

Изменения и дополнения, внесенные в Федеральный закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не только не расширили права граждан в области местного самоуправления, но и ограничили некоторые из них, в частности право на обжалование в суд действий и решений, ущемляющих их права. Так, п. 9 ст. 49 в новой редакции устанавливает, что граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправления или отрешением главы муниципального образования от должности, вправе обжаловать в суд соответствующее решение в течение десяти дней со дня официального опубликования соответствующего закона или указа. До внесения этих уточнений в соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" граждане могли обращаться (в том числе и в подобных случаях) в суд с жалобой в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

С учетом внесенных изменений на жалобы граждан, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправления или отрешением от должности главы муниципального образования, Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" теперь не распространяется. Подаваться и рассматриваться подобные жалобы должны теперь не в соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", а в соответствии с п. 9 ст. 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Следует обратить внимание и на то, что сокращены не только сами сроки обращения с жалобой - с трех месяцев до десяти дней, но при этом принципиально изменен и подход к исчислению указанных сроков. Если ранее сроки начинали исчисляться с того момента, когда гражданин узнал о нарушении его права (эти сроки могли не совпадать с датой публикации и т.п.), то сейчас сроки установлены императивно - десять дней с момента публикации, то есть не имеет значения, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. Можно подумать, что все граждане являются подписчиками "Российской газеты" либо иных официальных изданий и систематически отслеживают все публикации. Для большей убедительности приведу статистическую информацию: численность населения России на 1 января 2000 года составила 145.559,2 тыс. человек, тираж "Российской газеты" - 370,53 тыс. экз., тираж "Собрания законодательства РФ" - 38,94 тыс. экз., что соответственно составляет 0,25 процента и 0,02 процента от численности населения страны. Даже для тех, кто своевременно ознакомился с соответствующей публикацией, десять дней - весьма короткий срок, ведь необходим элементарный анализ ситуации, осмысление произошедшего, сбор каких-либо документов. Получается, что в этом конкретном случае законодатель пошел на умышленное ограничение прав граждан на судебную защиту. Даже права главы муниципального образования, отрешенного от должности, на обжалование в суд соответствующего указа в этом случае ущемляются по сравнению с правом на обжалование незаконного увольнения, предусмотренного Кодексом законов о труде РФ (один месяц).

Укрепление вертикали власти потребует от законодателей возврата к государственной теории местного самоуправления, которая воспринята практически всеми европейскими странами и закреплена в Европейской хартии местного самоуправления. Местное самоуправление в соответствии с названной теорией - это децентрализованное государственное управление, осуществляемое на местах в интересах местного населения. Местное самоуправление, как показывает опыт и нашей страны, не может быть полностью автономным от государства. Следовательно, на повестку дня может быть поставлен вопрос о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации в части приведения понятия и роли местного самоуправления в соответствие с Европейской хартией. После внесения соответствующих изменений в Конституцию Российской Федерации право должностных лиц субъектов Российской Федерации и Президента по отрешению от должности глав муниципальных образований будет легитимным.

Для устранения внутренних противоречий в тексте Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" целесообразно внести изменения в его ст. 13 - в части определения полномочий Российской Федерации по определению границ муниципальных образований. Статью 17 следует дополнить пунктом, предусматривающим, в порядке исключения, возможность назначения главы муниципального образования, в случае отрешения его предшественника от должности, указом Президента или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В целях укрепления законности в стране необходимо укреплять систему судебной власти, повышать ее авторитет. Может быть создана, для рассмотрения жалоб на незаконные решения органов власти и местного самоуправления, система специальных административных судов от уровня федерального округа до районного суда. Необходимо активизировать роль прокуратуры всех уровней и Министерства юстиции РФ в контроле за законностью издаваемых актов.

Укрепление вертикали власти, на которое направлено принятие этого и ряда других законов и указов Президента РФ, должно осуществляться в рамках закона, с учетом требований, заложенных в Конституции РФ, ее идеологии. Усиление роли федеральных или региональных органов власти не должно ущемлять права граждан на местное самоуправление. Вопрос управляемости заключается не только, да, пожалуй, и не столько в возможности отстранить от должности какого-либо руководителя или распустить орган управления, а в четком разграничении функций, компетенции, финансовых средств и, соответственно, ответственности за результат своей деятельности, прежде всего перед населением, которое, как закреплено в Конституции, и является источником всей власти в стране.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: