В чем проявляется зрелость личности в построении семейных отношений кратко

Обновлено: 30.06.2024

Наиболее развернутую характеристику личностной зрелости дал П. М. Якобсон (1981). Он определил ее как общественно-исторический феномен, поскольку понятие зрелости в разных общественных условиях имеет разное содержание.

По сути, в общественном сознании нашего времени существует эталон сформировавшейся личности. Он предполагает определенный уровень развития сознания человека, его оценок и суждений, регулирования им своих актов и действий, отношения к различным сторонам действительности (природной и социальной). Свойственное нашей культуре представление о зрелой личности отчетливо про-

В этом параграфе использованы материалы диссертационного исследования Е. А. Нестеровой, выполненного под нашим руководством (2003).

является в характере отношения окружающих людей к действиям, поведению и поступкам человека в процессе межындивидуальных связей. Оно получает свое выражение в характере законодательства и нормах поведения, предъявляемых обществом к взрослому человеку [199].

Под зрелостью личности понимается прежде всего социальная зрелость, выражающаяся в том, насколько адекватно понимает человек свое место в обществе, каким мировоззрением или философией руководствуется, каковы его отношения к общественным институтам (нормы морали, права, законы, социальные ценности), к своим обязанностям и своему труду.

Социальная зрелость включает зрелость гражданскую, т. е. осознание своего долга перед родиной, народом, обществом, ответственность за свой труд; моральную — понимание, принятие и реализацию норм морали, наличие развитой совести, готовность действовать в соответствии с установленными нормами отношений людей друг к другу, способность любить и чувствовать, ответственность в любви, в построении семьи и ее будущего; эстетическую - достаточно развитую способность воспринимать прекрасное в тех или других его проявлениях и формах в быту, искусстве, природе.

Социальная зрелость обусловливает и предполагает наличие психологической зрелости.

Не может быть полной психологической зрелости у социально незрелой личности, характеризующейся инфантильностью суждений и действий, непониманием требований общества и т. д.

Л. И. Божович (1978 — 1979) отмечает, что психологически зрелой личностью является человек, достигший определенного, достаточно высокого уровня психического развития. В качестве основной черты этого развития выступает возникновение у человека способности вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Возникновение такой способности обусловливает активный, а не реактивный характер поведения человека. Оно связано с волей, которая обеспечивает сознательное управление человеком своим поведением.

Л. И. Анциферова (1977) считает, что уровни психологической организации зрелой личности — это производное ее интегрированного функционирования, качественной переработки на выс-

шем уровне способов взаимоотношений с миром на предшествующих стадиях и установление для каждого из них своего места, определяемого типологией тех жизненных ситуаций, с которыми приходится справляться зрелой личности. В период личностной зрелости различные типы деятельности интегрируются и в своих полностью развитых формах порождают разные типы совмещенных способов жизнедеятельности человека, поднимающих развитие личности на качественно новый уровень.

К. А. Абульханова-Славская (1981) отмечает, что, становясь зрелой, личность превратится в субъект жизнедеятельности, самоопределяется по отношению к жизни в целом. Личность все более организует обстоятельства и события в соответствии со своей жизненной позицией. Однако качество личности как субъекта жизнедеятельности отнюдь не означает ее замыкания во внутреннем мире, обособления от действительности. Напротив, происходит совершенствование свойственных ей способов включения в общественную и личную жизнь, способностей реализовать себя в достойном деле, готовности многое претерпеть ради благого дела и т.

Зрелость личности характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Выделяют следующие характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации.

П. М. Якобсон выделяет следующие психологические черты зрелой личности:

— выраженное стремление к творчеству, проявление творческого начала в самых разнообразных сферах жизни;

— тонкую восприимчивость к достаточно широкому кругу явлений социальной жизни (к искусству в его различных жанрах и формах, к жизни людей в ее разнообразных проявлениях; к миру идей, относящихся к сфере научного познания, нравственности, морали и т. д.; к человеческой экспрессии; к природе в ее многообразии и богатстве и т. д.);

— хорошую интеллектуальную активность в смысле постановки жизненных проблем, готовности их вдумчиво понять и пытаться настойчиво решать;

— достаточную эмоциональную чувствительность, которая носит избирательный характер, но имеет широкий круг вызывающих ее явлений; способность при этом проявлять особенный высокий уровень эмоциональной восприимчивости к определенной области явлений окружающего мира социальных феноменов, человеческих отношений;

— мобильность способностей, т. е. умение реализовать в соответствующих действиях присущий человеку потенциал, который он хотел бы раскрыть;

— рефлексию на свой духовный облик, служащую задачам самоорганизации. Цели такой самоорганизации достаточно разнообразны и широки — нравственное самосовершенствование, интеллектуальный рост, эстетическое развитие и т.

По мнению Р. М. Шамионова (1997), личностная зрелость представляет собой сложное образование, структуру факторов которого составляют такие качества, как ответственность в разных сферах деятельности, эмоциональная зрелость, самоконтроль поведения, самостоятельность, адекватность самоотражения, высокий уровень реализованности событий жизни, адекватность целе-полагания. Личностная зрелость входит в общую структуру личности и оказывается взаимосвязанной с целым рядом личностных особенностей, таких, как общительность, следование социальный требованиям, мягкость, радикализм, доверчивость, терпимость, уверенность в себе, естественность.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев (1995) считают зрелую личность личностным способом бытия. В качестве признака зрелой личности они выделяют развитые ценностные ориентации, самостоятельность и ответственность. Самостоятельность и ответственность в социальном поведении составляют самые существенные характеристики человека как личности. Самостоятельность действия - это Действие с опорой на свои собственные интеллектуальные и духовные силы, без обращения к подсказке авторитета. Ответственность ~ это способность человека нести ответственность за свои поступки перед другими, обществом, перед самим собой.

А. А. Реан (1998) выделяет четыре базовых компонента личностной зрелости: ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление (базовый интегративный компонент). Считается, что вокруг базовых компонентов группируются множество других.

Т. П. Скрипкина (2001) считает, что сложившийся уровень доверия к себе можно считать одним из показателей зрелости личности. Уровень доверия понимается как полноценное овладение собой, своей сущностью, оно возможно лишь потому, что человек способен становиться в ценностную позицию по отношению к себе, т. е. относиться к своей субъектности как к ценности. При этом он, выбирая стратегию поведения, с одной стороны, стремится к соответствию миру, в котором он живет, и с другой — соответствию самому себе, ценностным представлениям о себе.

Н. Ивков (2002) определяет личностную зрелость как степень самоактуализации, степень зрелости ценностно-смысловой сферы личности и уровень личностной ориентировки. Процесс личностной ориентировки направлен на последовательную реализацию следующих задач:

1) ориентировку в собственных личностных ценностях, с целью гармонизации системы личностных ценностей;

3) построение жизненной перспективы как отражение уже гармонизированной системы личностных ценностей.

Личностно зрелый человек умеет строить зрелые межличностные отношения. Они могут быть определены как отношения принятия и понимания между двумя самоактуализирующимися и демонстрирующими высокий уровень внутренней конгруэнтности и аутентичности личностями. Их можно определить как отношения между людьми, способными к совершению ответственных поступков и сознающими ценностно-смысловые и мировоззренческие предпосылки и следствия каждого из своих поступков, как отношения между людьми, каждый из которых видит в себе и в другом целостность и ценность человеческого бытия (М. Р. Мини-гагиева, Н. П. Ничипоренко, 2002).

Согласно Д. А. Леонтьеву (2001), критерий личностной зрелости — это «умение осуществлять свою жизненную стратегию, а не колебаться под ветрами стимулов.

По мнению А. Н. Харитонова (2003), индикаторами показателя личностной зрелости являются адекватный возрасту уровень зрелости эмоциональной, познавательной, поведенческой сфер; адаптивность в микросоциальных отношениях; соответствие субъективных образов отражаемым объектам реальности и характера реакций - внешним раздражителям; способность в саморегуляции своих чувств, поведения; поддержание активности, перспективное планирование жизненных целей.

Индикаторами показателя недостаточной личностной зрелости являются: наличие внутриличностных конфликтов, тревожность, неуверенность, психическое напряжение, симптомы невротических реакций, акцентуированные черты, недостаточная адекватность в уровне зрелости различных личностных сфер, неполная адаптивность в микросоциальных процессах, трудности саморегуляции своих состояний, чувств, поведения и др.

По мнению Н. Р. Битяновой (1995), ни один человек не может претендовать на роль полностью развитой и зрелой личности. Саморазвитие — это скорее непрерывный процесс, чем цель, которую необходимо достичь.

Так, Олпорт (1937) полагал, что созревание человека — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Он видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической личностью. Поведение зрелых субъ-

ектов функционально автономно и мотивированно осознанными процессами. Напротив, поведение незрелых лиц преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства.

Таким образом, какие бы критерии зрелой личности не предлагались, во всех проступает мысль о действующей личности, ставящей новые задачи, стремящейся к различным целям, — словом, о личности как субъекте противоречивого процесса ее жизненного пути.

Исходя из положения о том, что личность воспитывается личностью, можно предположить, что личностная зрелость родителей является важнейшим фактором семейного воспитания.

Можно привести примеры многочисленных исследований, косвенно подтверждающих данное утверждение. Например, Дж. Гэбриэл (1969), опираясь на исследования Болдуина и Шефе-ра, делает вывод о том, что в некотором отношении личность детей — это отражение личности родителей.

М. Земска (1986) утверждает, что личность родителя и их позиции оказывают огромное воздействие на развивающуюся личность ребенка. Ребенок, имея перед глазами пример родителей или других значимых в его жизни личностей, так называемую модель, не только подражает их простым действиям, но и перенимает общие тенденции их поведения.

Стиль семейного воспитания определяется личностными качествами отцов и матерей, их представлениями о жизни и является своего рода реализацией личности родителя (Т. В. Лодкина, Е. Л. Тихомирова, 2003).

Уверенные в себе родители с большим доверием относятся и к другим людям, они убеждены, что способны контролировать происходящее с ними, в отношениях со своими детьми проявляют теплоту, принятие и отзывчивость (Mondell & Tyler, 1981).

Хорошо адаптированные, эмоционально зрелые родители скорее всего будут реагировать на проявление ребенком своих потребностей с большими чуткостью и вниманием. Сензитивное воспитание способствует развитию эмоциональной устойчивости,

независимости, социальной компетентности и интеллектуальных навыков (Belsky, Lerner & Spanier, 1984).

Влияние личностных особенностей родителей на воспитательный процесс наглядно иллюстрирует пример взаимодействия родителей, страдающих депрессией, со своими детьми. В своей семье депрессивные матери создают обстановку конфликтных, враждебных, равнодушных отношений, которые отрицательно сказываются на развитии ребенка (Colletta, 1983; Hammen, Burge & Stansbury, 1990). Для этих детей характерно агрессивное поведение, нарушения внимания, плохой уровень социальной компетентности — все это указывает на отрицательные влияния условий, созданных депрессивным родителем (Dodge, 1990).

Согласно результатам исследований Т. М. Марютиной (2002), особенности поведения родителей по отношению к детям обусловлены уровнем их умственного развития, установками, личностными чертами, ценностными ориентациями и т. д. Ребенок тем ближе к матери, чем выше у нее уровень интеллектуальных интересов, независимости суждений и чем более она спокойна и уверена в себе. Дети ищут поддержки и понимания у пожилых членов семьи, не имея возможности реализовать свои потребности в полноценном эмоциональном и интеллектуальном общении с матерью. Чем выше тревожность матери и ее приверженность нормам поведения, чем более она ориентирована на внутренний мир, тем больше ребенок предпочитает общество друга/подруги, т. е. стремится отдалиться. Любознательность ребенка зависит от эмоциональной стабильности матери: чем она более спокойна, тем выше любознательность ребенка. Социальная адекватность поведения ребенка положительно связана с уровнем общительности матери.

Определяющую роль в формировании межличностных отношений ребенка младшего школьного возраста играют такие личностные черты матери, как степень замкнутости — общительности, уровень интеллекта и степень подчиненности — доминантности. Развитое воображение, наличие интеллектуальных интересов и высокий самоконтроль матери положительно сказываются на развитии наглядно-образного мышления ребенка. Открытость и благожелательность матери положительно сказываются на развитии памяти детей. Умственная работоспособность или внимательность ребенка дошкольного возраста практически полностью

формируется в зависимости от индивидуальных особенностей матери и т. д.

3. А. Зимелева (2001) отмечает, что лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, те дети, чьи родители еще сами не научились управлять своим поведением, с большим трудом усваивают навыки адекватного выражения агрессии.

А. С. Спиваковская (2000) выделяет две группы мотивов, характерных для родителей детей-невротиков. К первой относят мотивы — воспитание как: реализацию потребности смысла жизни, как реализацию потребности достижения, как реализацию сверхценных идеалов или определенных качеств. Ко второй категории относят воспитание как реализацию определенной системы. Эти мотивы можно считать вариантом реализации потребности в достижениях, но не одного родителя, а всей семьи.

Е. И. Захарова (2003) отмечает, что социальная ситуация человека, ставшего родителем, отличается специфическими особенностями, и ее освоение не происходит автоматически в результате рождения ребенка, поэтому принятие данной системы отношений свидетельствует о появлении новообразования взрослости — внутренней позиции родителя. В первую очередь это отношение к ребенку, при котором взрослый принимает на себя ответственность за его благополучие. В случае непринятия родительской позиции, ситуация, когда взрослый вынужден подстраиваться под жизнен-

ные ритмы ребенка, вызывает негативное отношение к родительской роли, а часто — и к самому ребенку.

На взаимодействие родителей с детьми влияет также социальная направленность родителей, их обобщенные представления о других людях. Родители, подчеркивающие значение психологических характеристик, мотивов, чувств (в отличие от тех, кто рассматривает людей с точки зрения их внешнего вида, рода занятий или положения в обществе), склонны использовать личностно-ориен-тированные дисциплинарные методы. Они обращают внимание детей на чувства и мотивы других людей, поощряют их размышления над собственным поведением и эмоциями. Такой подход способствует развитию познавательных навыков ребенка, его чувства личной ответственности и автономности (Applegate, Burke, Burle-son, Delia & Klein, 1983).

О. А. Карабанова (2003), основываясь на опыте психологического консультирования, выделяет причины трудностей общения и взаимодействия в детско-родительских отношениях. Среди них — низкая коммуникативная компетентность и низкая критичность родителей в оценке своих родительских качеств и уровня родительской компетентности. Автор отмечает, что родители признают низкую эффективность семейного воспитания, но не видят необходимости работы над собой. В процессе консультирования преобладает стремление родителей возложить ответственность за решение проблем семейного воспитания на психолога.

Если рассматривать зрелость человека как родителя, следует исходить из следующих основных предпосылок (Р. В. Овчарова, 2003):

• родительство является интегральным динамическим образованием личности, которое в развитой форме включает родитель-

ские ценности, установки и ожидания, родительские позиции, чувства, отношение, реализуемые в стиле семейного воспитания;

• личностные смыслы, ценности, позиции и отношения (личностная зрелость родителя) обусловливают особенности роди-тельства как интегрального образования личности;

• родительская зрелость включает сформированность основных отношений личности родителя (личностная зрелость), ее субъ-ектности, умения выбирать и осуществлять родительскую стратегию (функциональная зрелость) и осознание родительского долга и ответственности перед детьми и обществом (социальная зрелость);

• родительская зрелость (личностная, функциональная и социальная) является фундаментом и условием эффективного роди-тельства, т. е. влияет на все его компоненты;

• в структуре личностной зрелости родителей можно выделить отношение к семье, родительству, детям как к высшим жизненным ценностям; позитивное отношение к себе как родителю (отцу или матери, родительской чете); родительское отношение к детям, основанное на заботе о ребенке, стремлении к психологической близости с ним при сохранении его суверинитета.

Компонентами, представляющими структуру личностной зрелости родителей, являются следующие:

1) когнитивный — представление о себе как активном субъекте жизнедеятельности, который совершает свободный выбор и несет за него ответственность; представление о ребенке как равноправном члене семьи, мнения, эмоции, чувства которого являются значимыми и ценными; представление о процессе воспитания как развитии, а не исправлении недостатков, как творчестве и возможности для самореализации.

Итак, родительская зрелость это единство личностной и родительской составляющих и включает личностную, социальную и функциональную зрелость.

Родительская зрелость является важнейшим фактором семейного воспитания и проявляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

1. Итак, первым этапом развития отношений является этап притяжения (часто это совпадает с добрачным периодом жизни пары). Это романтический этап, этап влюбленности, в ходе которого молодые люди показывают себя друг другу с лучших сторон, стараясь произвести положительное впечатление и скрыть свои недостатки. Даже, когда недостатки не скрываются, они нередко игнорируются второй половиной и не расцениваются, как помеха дальнейшим отношениям. В этот период могут формироваться иллюзии относительно партнера и создание у него неправдоподобного образа себя самого.

Но, за длительное время знакомства (1 год и более) люди лучше узнают друг о друге. Отношения к партнеру становятся более трезвыми, критичными. Но, если, несмотря на это, желание быть вместе не пропадает, то принимается решение о создании семьи. Первый этап приходит к концу под воздействием кризиса столкновения с ответственностью. Возникает необходимость: принять ответственность за продолжение отношений на более серьезном уровне либо признать необходимость из разрыва.

2. Принимая ответственность за дальнейшее сближение и развитие отношений, супруги переходят на новый этап — этап конфронтации. На этом этапе происходит дальнейшее узнавание друг друга уже не влюбленными глазами в розовых очках, а, реалистичным взглядом с изрядной долей критичности. Этот этап часто совпадает с тем временем, когда пара начинает жить вместе. Каждый партнер имеет свой жизненный опыт, привычки, стереотипные установки, которые он приносит из родительской семьи и предыдущего опыта. Столкновение несовместимых взглядов, неумение прийти к согласию порождают напряженность в семейной системе [4].

Причиной неуспеха супружеских отношений на этом этапе становится несоответствие брака ожиданиям друг друга. Начав совместную жизнь, молодожены с удивлением обнаруживают, что их избранник сильно отличается от образа, созданного в их воображении.

Кризис этого этапа сложно не заметить, т.к. он связан с эгоцентризмом супругов и их неумением находить компромиссные решения. На этом этапе без конфликтов сложно быть искренними в своем отношении к тем или иным задачам, а искренность – важный элемент дальнейшего развития отношений. Поэтому в каждой паре необходимо наработать различные средства нормализации отношений – терпение, диалог, чувство юмора, интимность, совместный досуг, умение делать подарки, разумный отдых друг от друга и др.

3. Пройдя этот кризис, супруги переходят на этап компромиссов. Противостояние заканчивается иногда постепенно, а иногда резко. Иногда, после очередного конфликта, человек вдруг понимает, что, не смотря ни на что, не хочет терять свою вторую половинку, готов идти на уступки и предлагать варианты решения. Со временем, появляется понимание друг друга, что устойчиво ведет к сплочению пары. Степень душевной близости супругов увеличивается.

Если на предыдущем этапе выстраивались семейные границы, то на этом этапе происходит становление ролевой модели семьи. В истории существовало несколько семейных моделей: матриархат, патриархат и эгалитарная семья. Не будем глубоко вдаваться в исследование этих моделей, скажем только, что современная городская семья тяготеет к эгалитарной модели отношений, в которой оба супруга имеют равные привилегии, права и обязанности.




Распределение и принятие новых ролей упорядочивает жизнь в семье, отношения становятся более конструктивными. В этот период супруги начинают лучше понимать и уважать друг друга. Приходит четкое понимание, что копировать родительскую семью в новых отношениях непродуктивно и бессмысленно. Начинается совместное строительство новой семьи, непохожей ни на кого, со своими ритуалами, традициями, обычаями и вкусами. Вершиной этой стадии является стабильность в отношениях, которая все меньше зависит от инородных внешних влияний [5].

Этот этап может быть достаточно продолжительным, но и он завершается кризисом, если интуитивно приходит понимание того, что для развития отношений недостаточно просто упорядоченной и организованной семейной жизни. Ригидность в семейных отношениях, жесткое закрепление ролей приводит к потере энергии чувств и создает условия для расцвета скуки и рутины. Но остается не в полной мере реализованная потребность в глубине и содержательности отношений.

4. Прохождение этого кризиса помогает паре перейти на следующий этап развития супружеских отношений – этап зрелого супружества.

В такой системе все социальные задачи очень упорядоченно распределяются и решаются членами семьи, большое внимание уделяется внутреннему климату семьи и межличностным отношениям. Уровень чувств супругов друг к другу здесь имеет большую глубину, силу и постоянство, чем на стадии влюбленности (хотя на стадии конфронтации может возникнуть ощущение, что былые чувства утрачены и больше не вернутся). На этом этапе отношений источником сильных чувств в супружеской паре могут быть даже те ситуации, которые вначале отношений их разрушали, например, решение бытовых задач, преодоление проблем воспитания и оздоровления детей, жилищные проблемы и т.д. Супругам хочется больше быть вместе и разделять друг с другом любые события и переживания [7].

На этом этапе практически сходит на нет конфликтность в отношениях. Супруги уже не ссорятся и не выясняют отношения – они беседуют, в крайнем случае – спорят.

5. Принятие этой потребности в развитии личности переводит супругов на следующий этап – этап экспериментирования с независимостью. Нередко этот этап совпадает с кризисом середины жизни. Здесь направление энергии супругов в сторону личностного роста уже не воспринимается ими как болезненная помеха для развития отношений в паре. Более того, приходит понимание того, что питательной средой для развития отношений является личностное развитие каждого. Супруги могут меньше времени проводить вместе, и, если это отдельно прожитое время положительно наполняет одного супруга, то второй испытывает при этом не меньшее удовлетворение. Вот оно – то время, – когда люди могут искренне порадоваться успехам друг друга.

Вот такие непростые и увлекательные события можно прожить, вкладываясь в развитие супружеских отношений. Это не единственный путь самореализации в жизни, но это путь, который позволяет прожить жизнь с возрастающим чувством любви в сердце.

1. Итак, первым этапом развития отношений является этап притяжения (часто это совпадает с добрачным периодом жизни пары). Это романтический этап, этап влюбленности, в ходе которого молодые люди показывают себя друг другу с лучших сторон, стараясь произвести положительное впечатление и скрыть свои недостатки. Даже, когда недостатки не скрываются, они нередко игнорируются второй половиной и не расцениваются, как помеха дальнейшим отношениям. В этот период могут формироваться иллюзии относительно партнера и создание у него неправдоподобного образа себя самого.

Но, за длительное время знакомства (1 год и более) люди лучше узнают друг о друге. Отношения к партнеру становятся более трезвыми, критичными. Но, если, несмотря на это, желание быть вместе не пропадает, то принимается решение о создании семьи. Первый этап приходит к концу под воздействием кризиса столкновения с ответственностью. Возникает необходимость: принять ответственность за продолжение отношений на более серьезном уровне либо признать необходимость из разрыва.

2. Принимая ответственность за дальнейшее сближение и развитие отношений, супруги переходят на новый этап — этап конфронтации. На этом этапе происходит дальнейшее узнавание друг друга уже не влюбленными глазами в розовых очках, а, реалистичным взглядом с изрядной долей критичности. Этот этап часто совпадает с тем временем, когда пара начинает жить вместе. Каждый партнер имеет свой жизненный опыт, привычки, стереотипные установки, которые он приносит из родительской семьи и предыдущего опыта. Столкновение несовместимых взглядов, неумение прийти к согласию порождают напряженность в семейной системе [4].

Причиной неуспеха супружеских отношений на этом этапе становится несоответствие брака ожиданиям друг друга. Начав совместную жизнь, молодожены с удивлением обнаруживают, что их избранник сильно отличается от образа, созданного в их воображении.

Кризис этого этапа сложно не заметить, т.к. он связан с эгоцентризмом супругов и их неумением находить компромиссные решения. На этом этапе без конфликтов сложно быть искренними в своем отношении к тем или иным задачам, а искренность – важный элемент дальнейшего развития отношений. Поэтому в каждой паре необходимо наработать различные средства нормализации отношений – терпение, диалог, чувство юмора, интимность, совместный досуг, умение делать подарки, разумный отдых друг от друга и др.

3. Пройдя этот кризис, супруги переходят на этап компромиссов. Противостояние заканчивается иногда постепенно, а иногда резко. Иногда, после очередного конфликта, человек вдруг понимает, что, не смотря ни на что, не хочет терять свою вторую половинку, готов идти на уступки и предлагать варианты решения. Со временем, появляется понимание друг друга, что устойчиво ведет к сплочению пары. Степень душевной близости супругов увеличивается.

Если на предыдущем этапе выстраивались семейные границы, то на этом этапе происходит становление ролевой модели семьи. В истории существовало несколько семейных моделей: матриархат, патриархат и эгалитарная семья. Не будем глубоко вдаваться в исследование этих моделей, скажем только, что современная городская семья тяготеет к эгалитарной модели отношений, в которой оба супруга имеют равные привилегии, права и обязанности.

Распределение и принятие новых ролей упорядочивает жизнь в семье, отношения становятся более конструктивными. В этот период супруги начинают лучше понимать и уважать друг друга. Приходит четкое понимание, что копировать родительскую семью в новых отношениях непродуктивно и бессмысленно. Начинается совместное строительство новой семьи, непохожей ни на кого, со своими ритуалами, традициями, обычаями и вкусами. Вершиной этой стадии является стабильность в отношениях, которая все меньше зависит от инородных внешних влияний [5].

Этот этап может быть достаточно продолжительным, но и он завершается кризисом, если интуитивно приходит понимание того, что для развития отношений недостаточно просто упорядоченной и организованной семейной жизни. Ригидность в семейных отношениях, жесткое закрепление ролей приводит к потере энергии чувств и создает условия для расцвета скуки и рутины. Но остается не в полной мере реализованная потребность в глубине и содержательности отношений.

4. Прохождение этого кризиса помогает паре перейти на следующий этап развития супружеских отношений – этап зрелого супружества.

В такой системе все социальные задачи очень упорядоченно распределяются и решаются членами семьи, большое внимание уделяется внутреннему климату семьи и межличностным отношениям. Уровень чувств супругов друг к другу здесь имеет большую глубину, силу и постоянство, чем на стадии влюбленности (хотя на стадии конфронтации может возникнуть ощущение, что былые чувства утрачены и больше не вернутся). На этом этапе отношений источником сильных чувств в супружеской паре могут быть даже те ситуации, которые вначале отношений их разрушали, например, решение бытовых задач, преодоление проблем воспитания и оздоровления детей, жилищные проблемы и т.д. Супругам хочется больше быть вместе и разделять друг с другом любые события и переживания [7].

На этом этапе практически сходит на нет конфликтность в отношениях. Супруги уже не ссорятся и не выясняют отношения – они беседуют, в крайнем случае – спорят.

5. Принятие этой потребности в развитии личности переводит супругов на следующий этап – этап экспериментирования с независимостью. Нередко этот этап совпадает с кризисом середины жизни. Здесь направление энергии супругов в сторону личностного роста уже не воспринимается ими как болезненная помеха для развития отношений в паре. Более того, приходит понимание того, что питательной средой для развития отношений является личностное развитие каждого. Супруги могут меньше времени проводить вместе, и, если это отдельно прожитое время положительно наполняет одного супруга, то второй испытывает при этом не меньшее удовлетворение. Вот оно – то время, – когда люди могут искренне порадоваться успехам друг друга.

Вот такие непростые и увлекательные события можно прожить, вкладываясь в развитие супружеских отношений. Это не единственный путь самореализации в жизни, но это путь, который позволяет прожить жизнь с возрастающим чувством любви в сердце.

Зрелым можно назвать человека, чье психическое развитие адекватно прожитым годам жизни. В каждом возрасте — свой уровень задач, которые под силу решить. Как в школе есть задачи и задания для первого класса, для пятого, для десятого, так и с возрастом: на разном этапе развития личность получает определенные вызовы, с которыми нужно справляться, чтобы идти дальше.

Энергетически личность созревает тогда, когда завершается формирование сердечного энергетического центра, который отвечает за способность любить, поддерживать сердечные отношения с партнером и людьми в целом, быть настоящим родителем — отдающим и передающим.

Бывает, что человек физически вырос, а внутренне как личность — не созрел. Некоторые женщины застревают в возрасте пятилетней девочки — они надувают губки и обижаются, когда их собственный ребенок что-то сделал не так. Или на уровне подростка, который до сих пор не отделился от родителей, хотя отметил тридцатилетие.

Людей, которые попадают в определенные нормы и значения идеальной зрелости, не существует. В чем-то каждый может оставаться незрелым — это зоны роста. Однако есть основные показатели психической зрелости, которые не зависят от гендера и вполне достижимы. И если вы мечтаете о том, чтобы рядом с вами был зрелый мужчина, ответственный, надежный, перспективный, то нужно не только уметь отличать такого человека, но и увидеть, а готовы ли вы к отношениям с ним.

В этой статье приведены основные показатели зрелости. Хотите проверить свой уровень?

Качества зрелой личности

1. Ответственность за себя

Зрелая личность понимает, что ответственность — это не какое-то мифическое абстрактное понятие, а конкретные дела, поступки и готовность столкнуться с их последствиями. Зрелый человек не сваливает вину за какие-то события на родителей, супруга, детей или начальника, не винит во всем себя. Он разграничивает, где и чья ответственность.

Так, например, при разводе зрелый человек осознает, что разрыву способствовали оба супруга, в их расставании есть ответственность каждого. Инфантильная позиция — переложить вину целиком на супруга или принять все на себя. Самобичевание — это распространенная реакция незрелой психики.

Инфантильный человек предоставляет другим людям выбирать за него. Например, родителям — решать, где он будет работать. Друзьям — решать, где они будут проводить время. Инфантильность боится ответственности, боится ситуаций выбора и избегает их.

2. Проживание опыта

Быть здесь и сейчас, умение чувствовать каждый момент жизни, проживать его, дышать им, ощущать себя, свое тело, свои чувства — это показатель зрелости. Инфантильность проявляется в том, что человек вроде бы живет, а вроде бы и нет. У него нет глубинного интереса к жизни, жажды проживать каждое мгновение.

Посильные задания и задачи от жизни присущи каждому этапу развития. Они создают возможности для формирования жизненного опыта. Если человек избегает решать приходящие к нему вопросы, например в течение долгого времени не идет в сложные переживания, откладывает выяснение отношений, которые давно надо было выяснить, не решает проблемы по мере их поступления, откладывая их в дальний ящик, боится посмотреть правде в глаза и продолжает жить в иллюзиях, то это — инфантильность. Когда девушка-подросток не решается прояснить отношения с понравившимся парнем — это нормально, но когда так себя ведет женщина сорока с лишним лет — это печально.

Зрелый человек выбирает жить и чувствовать все — и хорошее, и плохое. Он каждое утро приветствует жизнь и каждый вечер засыпает с мыслями благодарности за прожитый день. И он способен сохранять концентрацию и решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, а не впадать во фрустрацию.

3. Безоценочность целостности

Зрелый человек создает свое поведение изнутри, исходя из собственного состояния и желания, а не из чужого мнения, оценок и ожиданий. Инфантильный человек всегда сначала думает о том, что скажут окружающие, как они отреагируют на его проявления, что от него ждут сейчас.

Зрелость дает принятие себя во всех своих ипостасях и во всех своих состояниях, сохранение контакта с чувствами и осознавание, что происходит в каждый момент времени. А при необходимости — и управление собой.

Зрелый человек видит свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны, и при этом не делает из своих недостатков нерешаемую проблему, а наоборот, превращает их в ресурс. Отсюда появляется спокойное отношение к своим и чужим недостаткам, без агрессии. Он принимает себя как человека, достойного уважения, и с уважением относится к другим.

Инфантильная позиция — это гнев и даже ненависть в отношении себя за свои несовершенства, жесткое и категоричное отношение к другим людям за их недостатки и ошибки.

4. Устойчивость при напряжении

Способность в течение довольно длительного времени выдерживать психологическое напряжение, неопределенность или враждебность со стороны других людей — это признаки зрелости.

Любые отношения — путь развития двух отдельных личностей, каждый из которых имеет свои взгляды, мысли, убеждения, проживает разные этапы, которые могут не совпадать с этапами партнера. И это нормально — время от времени попадать в ситуацию конфликта, выяснять отношения, спорить, доказывать что-то друг другу.

Зрелый человек понимает и принимает, что у него могут быть недоброжелатели, он признает за собой право не быть хорошим для всех. И при этом остается открытым к поиску решений конфликта и устранения враждебности.

Сюда относится и способность восстанавливаться после стресса. Зрелый человек несет ответственность за свое состояние, и если он ощущает, что не справляется со своими эмоциями, то просит о помощи специалиста, а не ждет, куда кривая выведет. Зрелый человек никогда не загонит себя, словно лошадь, и не оставит себя без необходимой передышки. Он осознает важность отдыха.

5. Открытое сердце

Смелость идти в отношения, быть честным, искренним, открытым и пробовать, ошибаться, снова пробовать — это зрелая позиция. Готовность и способность строить отношения с партнером на равных, понимание неидеальности и согласие с риском — это зрело. Любовь и боль — две стороны одной медали, потому что, открывая свое сердце, ты одинаково глубоко чувствуешь все, а с закрытым сердцем — лишь существуешь. И в близости точно так же: на первом месте — качество, получение удовольствия от единения с близким.

Отсюда и торопливые взаимодействия, когда человек не может затормозить, или, наоборот, отказ от своевременных и уже необходимых шагов. У каждой пары свой темп развития, но прыжок в омут с головой, когда еще не разобрался в человеке напротив и додумал его образ, форсирование событий, разговоры о необычайной судьбе после одной-двух встреч либо, напротив, затянутость — все это незрелые реакции.

6. Целевая ориентация и ровное отношение к деньгам

Глубокое знание своей глобальной цели в жизни — это уровень не для каждой души. Но в целом представление о том, зачем ты живешь, для чего проживаешь каждый свой день — это естественное состояние зрелого человека. Он понимает свои цели на разных жизненных этапах, живет осмысленно и планирует шаги сообразно своим ценностям. Он развивается из года в год, исходя из своих внутренних побуждений, желаний, интуиции, а не из моды и советов друзей и родных.

Зрелый человек разумно щедр. Он готов отдавать не из чувства долга и принимать без чувства вины или необходимости компенсации. Он уважает деньги, даже если живет в постоянных духовных практиках.

7. Жизнестойкость

Инфантильные люди чаще всего живут в позиции жертвы, их мысли и речь окрашены в негативные тона. Они боятся изменений и привязаны к стабильности, поэтому они предпочтут жить плохо в тупике, чем рисковать ради лучшей жизни. Они хотят все прямо здесь и сейчас и ждать для них — это каторга. Если что-то желаемое не происходит, то они уходят в депрессию.

8. Самодостаточность

Подведем итоги

Если у вас зрелая позиция в четырех и более показателях, то все отлично: идет процесс психического взросления.

И теперь можно сделать короткую практику относительно партнерства: представьте себе, что рядом с вами по-настоящему зрелый мужчина. В нем есть все выше описанные показатели, и он выбрал вас. Задайте себе вопрос: я готова сейчас к такому мужчине? И почувствуйте, какие ощущения у вас появляются в теле. Понаблюдайте внутреннее состояние. Вы ощущаете себя спокойно рядом с таким ответственным самодостаточным мужчиной? Или у вас появляется сжатие, ощущение тревоги, страхи и комплексы?

Когда женщина мечтает о зрелом мужчине, но сама еще инфантильна, такой партнер ей противопоказан: рядом с ним проявятся все ее комплексы, обнажаться внутренние психологические проблемы — и это будет действовать разрушающе. Рядом с вами — тот партнер, который по внутреннему уровню вам близок.

Если ощущения были приятными, то спросите себя: для чего мне нужен такой мужчина? Иногда эта мечта в основе своей — не для зрелых отношений на равных, а для замены родительской фигуры, ради состояния защиты, надежности, ответственности за нас.

Возможно, вы увидели, что боитесь быть зрелой. Спросите себя: если я стану зрелой, то что произойдет? Возможно, это невыгодно для вас?

Разиваться в унисон можно только с равноценным партнером. Зрелая женщина не сможет долгое время быть рядом с инфантильным мужчиной — это ее разрушит. Она потеряет к нему уважение и влечение, и с каждым днем будет расти внутреннее напряжение и опустошение.

Только зрелый человек может построить взаимно обогащающие отношения с детьми, с родителями, с партнерами. Истинная зрелость открывает путь для настоящего духовного общения и любви, приносит женщине мудрость, дает глубину и ощущение подлинного счастья.

Зрелая женщина, собрав себя воедино, готова к глубоким сокровенным отношениям с Богом.

— Поделитесь своими осознаниями после прочтения статьи? Есть ли в ваших отношениях баланс зрелости? Чувствуете ли вы себя зрелой личностью?


Человек существо общественное. Без контакта с себе подобными человек быстро теряет человеческий облик – извините за тавтологию. Благодаря отношениям мы растем, развиваемся, делаем остановки в развитии, регрессируем, приобретаем или теряем те или иные черты характера, привычки, особенности восприятия жизни и поведения.

Как итог этого кусочка предлагаю примерную периодизацию любовно – супружеских отношений. Свою периодизацию, как я сейчас это воспринимаю.

1. Мы присматриваемся друг к другу. Она – он мне нравится. Первые шаги к взаимному узнаванию

2. Увлечение. Хочу с ней – с ним – быть почаще. Хочу разговоров. Хочу прикосновений. Возбуждаюсь. Думаю о нем – ней, даже когда не вижусь.

4. Человеческое узнавание (часто в паре с п. 3). Тестирование на общность интересов, ценностей, жизненных приоритетов. Иногда совместные ночевки. И пару дней вместе.

Читайте также: