В чем отличие оперы от драматического спектакля 3 класс кратко

Обновлено: 07.07.2024

Опера представляет собой самостоятельный вид искусства со своими закономерностями. В драматическом театре для того, чтобы состоялся спектакль, необходима пьеса со словесным изложением ряда событий, в которых участвуют определенные лица.

Главное выразительное средство драмы – слово. Слова обладают конкретной предметностью. В опере же музыка, в силу своей эмоциональной сущности, открывает скрытое в словах содержание, она передает нам настроения, переживания, тончайшие нюансы чувств актера, эмоционально поддерживает слово. И не только. Углубляя и расширяя мысли, содержащиеся в словах, придавая им новое измерение, музыка организует структуру характеров и психологическую динамику оперных образов.

Музыка лишена конкретности, а оперному театру, как и драматическому, необходима конкретность. Ее-то и обеспечивают слово и драматический аспект (драматизм), выражающие основной ход действия.

Такого рода драматургический музыкальный контрапункт считается одним из самых сильных средств эмоционального воздействия в опере. Соотношение аудитивно-перцептивного и визуально-перцептивного, то есть, музыкального содержания и драматической формы в опере – самое важное, в этом ее специфика, ее природа и суть.

Итак, музыка в опере находится в состоянии постоянного взаимопроникновения и взаимодействия с драмой. Она не двигатель действия, а его решение. В синтетической природе оперы главные элементы составляют именно музыка и драма в органическом единстве и непрерывном взаимном преображении. Музыка, таким образом, представляет драматическое содержание оперы и определяет характер действия. Именно это и делает оперу качественно новым видом искусства и формирует ее принципы и закономерности.

В отличие от драмы, в опере ритм развития драматического действия точен, он определяется музыкой. Течение сценического времени тоже иное, чем в драме.

В опере возможно:

1) сжатое течение времени (компрессия времени);

2) расширенное течение времени (аугментация времени[221]).

Компрессию времени мы встречаем чаще всего в ансамблях, для которых характерно одновременное звучание (пение) нескольких персонажей, а нередко и параллельное течение нескольких событий (активизация фабулы). В драме, если и возможно одновременное течение нескольких событий, то одновременная подача внятных реплик совершенно невозможна, если только речь не идет о намерении показать суматоху или волнение масс, мятеж; при этом не ставится задача донести до аудитории смысл каждого слова.

В опере же внятность одновременно произносимых фраз достигается ритмической и мелодической структурой каждой отдельной вокальной линии и различной высотой звука в каждой из них.














Ритмический и гармонический рисунок этих линий выполнен так, чтобы донести до слушателя их содержание в связи с каждым образом, так же как и отдельные эмоциональные планы – и все это в одновременном переплетении их мелодических линий.

В противопоставлении застывшего течения провинциального быта и динамики жизненных порывов Татьяны намечается созревание драматического конфликта. Итак, доминантой всей сцены становится тоска и тревога Татьяны; в картине, казалось бы, остановившегося времени композитор приподнимает завесу над мнимой гармоничностью провинциальной жизни и открывает нам скрытые пружины действия.

В то время как в драме текст излагается речью, в опере текст поется. Пение является одним из отличий оперного жанра. Пение в опере выражает душевное состояние персонажей, побудительные причины их действий, особенности их характеров. Оно должно быть не только красивым (bel canto), но и содержательным. Голос певца – это инструмент, производящий музыку, а оперный певец – артист, музицирующий на сцене.






Вместе с тем он действует на подмостках вполне конкретно, осязаемо, материально. Итак, образ в опере есть художественный комплекс видимого и слышимого. Музыка определяет ритм, темп и метр его сценического действия. Оперный певец одновременно имеет дело с драматическим, музыкальным и пластическим аспектами выступления на сцене, и все эти аспекты должны быть в неразрывном единстве. Поэтому исполнитель вынужден каждое мгновение решать больше задач, чем драматический актер, а его внимание должно одновременно функционировать на нескольких уровнях. Все это – принципиальные различия между драматическим актером и оперным певцом.

Драматический театр — один из основных видов театра, наряду с оперным и балетным, театром кукол и пантомимой.
отличие от оперного и балетного театров, где основой представления является музыкально-драматическое произведение — опера, балет, оперетта, — спектакль в драматическом театре всё основывается на литературном произведении — драме или сценарии, предполагающем импровизацию. Основным средством выразительности для артиста драматического театра, наряду с физическими действиями, является речь, — в отличие от оперы, где содержание спектакля раскрывается в музыке и пении, и балета, где оно воплощается в музыкально-хореографических образах, танце и пантомиме.

Опера

Опера — сценический вид театрального искусства, в котором драматическое действие тесно слито с вокалом и оркестровой музыкой; в опере нередко присутствует и танец.
Существуют такие жанры, как большая опера, комическая опера, романтическая опера, опера-балет и др. Оперные постановки обычно осуществляются в специально оборудованных оперных театрах.
Опера представляет собой ансамбль сольных эпизодов — арий, дуэтов, трио, квартетов, ариозо, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен и подразделяется на акты и картины, сцены и номера; в начале оперы перед актами бывает пролог, а в конце — эпилог.Большая роль в опере принадлежит оркестру.

Балет

Балет — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке.
В балете есть три основные позиции: солисты, кордебалет (представляющий группа танцоров) и оркестр. Основу балета составляет какое-то литературное произведение, по которому пишется сценарий - либретто. В балете есть основные виды танца: классические танцы и характерный танец, а также пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их разговор между собой.

Театр кукол

Пантомима

Пантомима — искусство создания художественного образа с помощью мимики и пластики человеческого тела без использования слов.
В средневековье церковь запрещала пантомиму, но странствующие актёры продолжали использовать элементы пантомимы. Комедия дель арте включала в себя бессловесные интермедии. Пантомима была важным элементом арлекинады, комических пьесок, где главным действующим лицом был Арлекин. Пантомима бывает танцевальная, классическая, акробатическая, эксцентрическая, в начале ХХ века появилась драматическая пантомима.

Мюзикл

Оперетта

Опера и оперетта — это виды сценического представления, основанные на синтезе слова, действия и музыки. Между тем, такие постановки представляют собой два отдельных жанра. Они отличаются характером самого действия, а также ролью, которую играют в них диалоги, вокал и хореография.


Опера — это музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто (содержание сюжета спектакля), оригинальное или основанное на литературном произведении. Существует большое количество разновидностей оперы, на данный момент наиболее популярны большая опера или гранд-опера (состоит из 5 актов, поется полный текст), комическая (пение чередуется с разговорными сценами) и романтическая (на романтический сюжет).

Имре Кальман.

Оперетта — представление преимущественно комедийного или лирического характера, в котором вокальные инструментальные номера и танцы перемежаются диалогами.

В современном понимании оперетта по своим жанровым признакам близка к комической опере, но с более широким использованием разговорного диалога. В отличие от мюзикла, оперетта имеет классический состав оркестра, без электронных инструментов и электроакустической аппаратуры, и собственную драматургию, а её хореографические средства выразительности отличаются по стилю и не имеют такой особенной роли и самостоятельности, как в мюзикле.

Оперетта — с итальянского operetta, буквально переводится как маленькая опера. Истоки такого сценического произведения можно найти в античных религиозных обрядах в честь бога виноделия Диониса. От этих экстатических спектаклей оперетта взяла сочетание музыки с пантомимой, танцем, карнавалом и любовной интригой. Этот музыкально-театральный жанр сложился в Париже к середине XIX века из театральных интермедий — коротких представлений, которые шли в антрактах крупных пьес. Первым опереттам была свойственна сатирическая направленность, злободневность, позднее развиваются лирическое и жанровое начала.

Опера, оперетта, театр - в чем отличие?

  • Опера, оперетта, театр - в чем отличие?
  • История возникновения оперы
  • На какие части делится спектакль в опере
  • Какой театр называют камерным

Родина театрального искусства – Древняя Греция – не знала разделения на музыкальный и драматический театр. Хор был обязательным участником представлений в любом из существовавших в то время жанров – трагедии, комедии, сатировской драмы. Однако античный театр пришел в упадок уже в 4 в. до н.э., когда величественную трагедию 5 в. до н.э. сменила бытовая комедия. В результате нашествия диких варварских племен, произошедшего в 5 в. н.э., вместе с гибелью античного мира исчезло и театральное искусство.

В 1573 году в ренессансной Италии возникает кружок высокообразованных музыкантов и литераторов, получивший название Флорентийская камерата. Его участники приступили к благородному делу – возрождению греческой трагедии. Однако вместо того, чтобы воссоздать древнейший жанр, они неожиданно создали новый – оперу.

В опере полностью отсутствует разговорный диалог, сложные вокальные номера дополняются речитативом – музыкальной декламацией. Оперетта строится на сочетании вокальных номеров и разговорного диалога. Опера имеет более сложную, развернутую партитуру. Оперетта строится на основе популярных, хорошо понятных зрителю мелодий. Обязательным элементом оперетты является танец, исполняемый непосредственно актерами, выступающими в главных ролях. В опере танец присутствует только в качестве вставных балетных номеров. От драматического театра и оперу, и оперетту отличает главенствующая роль музыки.

Читайте также: