В чем особенности игровой деятельности ребенка раннего возраста кратко

Обновлено: 03.07.2024

С первых месяцев жизни маленького ребенка окружают детские игрушки. Если действия с предметами-орудиями (ложкой, чашкой, лопаткой и пр.) требуют определенных и жестко фиксированных способов действия, то с игрушками ребенок может делать все, что хочет. Действия с игрушками предполагают полную свободу ребенка.

В начале второго года жизни игрушка выступает для ребенка в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно манипулировать. Малыш перекладывает игрушки с места на место, стучит ими, вкладывает в различные емкости, то есть осуществляет с ними неспецифические действия. Игры - как отдельного вида деятельности в начале раннего возраста еще нет. Однако на втором году жизни игра отделяется от предметно-практических действий и становится специфическим занятием ребенка. Отделившись от предметно-практических действий, игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития.

Постепенно, на протяжении второго года жизни, малыши усваивают игровое назначение предметов, начинают кормить куклу, укладывать ее спать, пытаются что-то надеть на нее и т. д. Для выполнения таких действий им вовсе не надо в точности воспроизводить их технический состав. Достаточно обозначить общую траекторию этого действия (например, приложить ложку к лицу куклы, чтобы осуществить процедуру кормления). Их действия оказываются тесно связанными с конкретными предметами, с которыми они играли вместе со взрослыми. Затем те же действия распространяются на другие, похожие предметы. Сама же игрушка еще не является для малыша игрушкой в привычном смысле слова (то есть моделью другого предмета); она выступает для него как настоящий предмет (чашка, ложка или кроватка), только маленький. Они переносят действия с “настоящими” предметами на игрушки, и появляются действия с игрушками как с “настоящими предметами”.

Игра ребенка второго года жизни представляет собой довольно бессистемный набор действий, имеющихся в репертуаре малыша. Малыш либо без конца выполняет одно и то же действие, либо осуществляет несколько действий без какой-либо логической связи. Он сначала кормит куклу, потом причесывает, потом укладывает ее спать, потом снова причесывает и снова кормит и т. д. Игровые действия не имеют какого-либо продолжения и лишь формально (а не содержательно) переходят одно в другое. Например, сложив в кастрюльку предметы и начав их помешивать ложкой, то есть готовить еду, ребенок незаметно переходит на простые манипуляции: принимается заполнять кастрюльку всеми доступными предметами, потом выкладывать их на стол и обратно. Смысл такой игры заключается в самом процессе действия, поэтому ее называют процессуальной. Особенности такой игры и ее отличие от более поздних видов игровой деятельности заключаются в следующем:

- однообразие, “одноактность” и разрозненность игровых действий, отсутствие смысловой связи между ними;

- содержанием игровых действий является подражание взрослому — ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит на разных игрушках то, что уже делал вместе со взрослым;

- материалом для игры служат только реалистические игрушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка;

- слабая эмоциональная включенность в игру — ребенок часто отвлекается, бросает начатое действие, игровые действия осуществляются равнодушно и как бы автоматически, без каких-либо ярких эмоций и переживаний.

Хотя ребенок формально уже играет, эта игра еще не настоящая. Она резко отличается от игры дошкольника, где есть роль, воображаемая ситуация, творчество самого ребенка.

После трех лет в развитых формах игровой деятельности тип поведения ребенка резко меняется. Дети начинают действовать не в воспринимаемой, а в мыслимой, воображаемой ситуации. Предметы наделяются совершенно не свойственными им именами и функциями. Например, карандаш может стать градусником, или самолетом, или волшебной палочкой. Носовой платок может стать одеялом, или флагом, или шляпой для куклы. Одни предметы начинают превращаться для ребенка в другие и замещать недостающие. Любой предмет может стать символом других. Поэтому такие игровые замещения называют символическими. Они возникают в конце раннего возраста и открывают огромный простор для фантазии ребенка.

Детская игра не возникает сама по себе, без какого-то руководства со стороны тех, кто уже умеет играть, — взрослых или старших детей. Дети, с которыми никто никогда не играл, не могут сами изобрести игровые замещения и породить мнимую ситуацию. Необходимо обучение игре. И осуществляется оно в процессе совместной игры со взрослыми, которые передают ребенку способ замещения одних предметов другими.

В народной педагогике игра издавна использовалась для воспитания и обучения детей. В играх-потешках, в песенках и стишках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекают простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры.

Богатые возможности для такого рода игр дают произведения детских поэтов и писателей. Их содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются, охотно воспроизводятся детьми.

Самые первые игры взрослых с детьми – “Прятки”, “Ладушки” и многие другие включают в себя элементы условности, сочетающие словесное обозначение и несложные действия персонажа, которые взрослые многократно адресуют малышу. Он не сразу воспринимает такие игры как условные. Поначалу его привлекает в них яркая эмоциональная окраска, возможность побегать, попрыгать, особые тактильные и вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, покачивает, подбрасывает малыша. Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребенка постепенно входят действия “понарошку” с разнообразными предметами и игрушками, зарождается процессуальная игра, которая пронизывает различные виды деятельности детей. В современной педагогике выделяются: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.

К играм-забавам относятся народные: игры-потешки (“Ладушки”, “Сорока”, “Едем-поедем”, “Баран-баран” и пр.), хороводные (“Каравай”, “Пузырь” и др.), подвижные игры (прятки, салочки, “Третий лишний”, “Ручеек” и пр.). Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. В них, как правило, осуществляется непосредственный эмоциональный контакт участников игры. К играм-забавам можно отнести и имитационные игры, в которых дети выразительными движениями и звуками изображают животных, птиц, насекомых, машину, паровоз и т.д.

Выделение дидактических игр в отдельную группу обусловлено тем, что в них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т.п. Сюда относятся игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры – лото, домино, мозаики и прочие.

В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, отражающие собственный жизненный опыт ребенка, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, детских книг и рассказов взрослых. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры-драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, посещение магазина, врача и т.п.). В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.

Часто разные виды игр сочетаются между собой. Например, дидактическая игра может или включать в себя элементы сюжетной или игр-забав, или сама становится их частью. Игры-драматизации часто переплетаются с имитационными играми и т.п. Все они могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.

Игра всегда связана с развитием и воспитанием чувств детей. Ребенок по-настоящему переживает то, что отображает в игре, и мыслить он может о том, что ранее эмоционально воспринимал в жизни. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями ребенка.

В игре малыша реализуются действия взрослых, те события в жизни, которые его заинтересовали.

На первом, ознакомительном этапе, предметно-игровой деятельности, действия с игрушками носят манипулятивный характер, ребенок действует с ней так, как позволяют ему его неумелые руки. Затем малыш сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке отдельные свойства (погремушка звучит, двигается). Так начинается этап отобразительной предметно-игровой деятельности. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.

Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Для этого следует:

- организовывать их наблюдение за поведением взрослых, сверстников, старших детей, комментировать их действия;

- обсуждать с детьми домашние дела взрослых;

- привлекать их к посильному участию в жизни группы: выполнять поручения воспитателя, помогать взрослым и сверстникам;

- обогащать внеситуативный опыт детей: читать им книжки, рассматривать вместе и обсуждать картинки, рассказывать истории из жизни взрослых, других детей и пр.

Чтобы пробудить у ребенка интерес к игре, взрослый должен установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать у него доверие и желание действовать вместе.

Важно помнить, что игра – не формальное занятие, что она, прежде всего, должна доставлять ребенку удовольствие. Воспитатель может заинтересовать его игрой лишь тогда, когда сам эмоционально включен в нее. Проявляя в игре фантазию, педагог создаст благоприятную атмосферу для развития творческой игры детей.

В ходе игры он должен стремиться к равноправному партнерству даже с самыми маленькими, обращаться к ним с вопросами, просьбами, предложениями, подстраивать свои действия к действиям ребенка. Доброжелательное внимание и поощрение взрослого стимулируют игровую инициативу детей.

Специальная работа воспитателя, направленная на развитие у детей процессуальной игры, предполагает использование разнообразных методических приемов.

Организуя игру с сюжетными игрушками, он должен учитывать возраст ребенка, его желание и умение играть. Чем ребенок младше, тем больше доля участия взрослого в его игре.

Если малыш впервые пришел в ясли и совсем не умеет играть, инициатива в организации игры полностью принадлежит взрослому. С помощью сюжетных игрушек он вовлекает ребенка в воображаемую ситуацию (производит игровые действия с куклой, разговаривает с ней, обращается к нему от имени куклы), побуждает малыша воспроизвести то или иное действие, например, обращаясь к нему от имени куклы: “Я хочу спать, положи меня в кроватку”.

Вовлечению ребенка в воображаемую ситуацию могут способствовать не только специально организованные игры, но и обыгрывание любых предметных действий. Например, если ребенок катает машинку, ему можно предложить покатать на ней зайку, если перекладывает с места на место мишку или ковыряет его глаза, можно посочувствовать медвежонку, у которого “заболели глазки”, и показать малышу, как закапать мишке капельки. Таким образом, любое действие с предметами можно преобразовать в условное, в действие “понарошку”.

В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать чисто условные действия “с отсутствующим предметом”: протянуть кукле пустую щепотку, объясняя, что это конфета. Ребенок с удовольствием повторит это.

Включение игровых персонажей в режимные моменты оказывает благоприятное влияние на формирование у детей интереса к игре, принятие ими воображаемых ситуаций. Во время обеда или полдника воспитатель может посадить на стульчик рядом с детьми куклу, которая тоже будет “кушать”, поставить перед ней приборы; укладывая малышей спать, – посоветовать им убаюкать любимую игрушку, положить ее рядом с собой.

Играя вместе с ребенком, подключаясь к его действиям, воспитатель наводящими вопросами, предложениями стимулирует малыша на использование или на поиск необходимых игрушек. Тем самым обогащается состав игровых действий. С помощью разнообразных сюжетных игрушек малыш начинает расширять свои представления об окружающем мире, о том, что и как делают взрослые; его игра становится более содержательной и интересной.

Увеличению длительности игры, возможность сделать ее более интересной благоприятствует смена сюжетов. Отображая в игре различные житейские ситуации, ребенок вступает во все более сложные ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: выступает в роли заботливой мамы, врача, парикмахера, продавца, строителя, машиниста и т.д. Расширяется круг предметов, с помощью которых ребенок “играет роль”, подражая действиям взрослых.

Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной, творческой. Имея под рукой предметы-заместители, легко превратить крышку от банки в зеркальце, веревочку в червячка или змейку, ленточку в дорогу или речку, палочку – в мостик или лодочку, камушки – в конфетки и т.п. С каждым из таких волшебно преображенных предметов можно организовать небольшие игровые эпизоды.

Когда малыш начинает самостоятельно пользоваться замещениями, взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к нему для стимуляции игровых действий.

Таким образом, для развития игровой деятельности детей раннего возраста необходимо соблюдать следующие условия: элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, игра должна быть основной формой организации разных видов детской деятельности, в течение дня должно выделяться специальное время для разнообразных игр.

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста.

В педагогической литературе утверждается, что игровая деятельность – это главный вид деятельности ребенка. Ребенок создает в воображении собственное игровое пространство и не мыслит себя вне его. Он на полном серьезе ведет беседы с игрушками, с персонажами сказок, на самом деле видит их силуэты в своей комнате.

Игровая деятельность должна сопровождать даже самый легкий процесс обучения малыша. И в то же время любая игра, не важно, индивидуальная она или групповая, подвижная или спокойная, ролевая или проводится на словах, является для него и развивающей.

Родители и воспитатели должны лишь определить, какие способности и навыки развивают те или иные игры. И уже, исходя из этого, не сложно будет подобрать дидактический материал, помогающий закрепить эти навыки.

Считается, что игровая деятельность, направленная на развитие, обязательно должна сопровождаться участием взрослого, планироваться им заранее. Однако как раз спонтанная игра приносит гораздо больше пользы ребенку.

Очень важна для развития та игровая деятельность дошкольников, к которой они приступают по собственной инициативе, самостоятельно или вместе со сверстниками. Так ребенок может сам понаблюдать, сделать выводы, применить умения и навыки на практике.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных.

Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Для правильной организованной игровой деятельности разработаны основные принципы.

При выборе игры учитывается эмоциональное состояние ребенка в данный момент.

Игра должна соответствовать индивидуальным особенностям ребенка (физическому развитию, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, которые ребенок может проявить в игре.

Игра должна быть доступная детям, проста и понятна.

Вводя ребенка в игровую деятельность необходимо предусмотреть семейное положение ребенка (полная, неполная семья, конфликты).

Дать детям возможность активно проявить себя, начиная с подготовки к

игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов.

Занимательная и эмоциональна игра, значительно усиливает познавательный интерес.

Игровая деятельность должна отражать единство цели для игроков.

Присутствие результативности необходимо для отражения осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды.

Маленькие дети - азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Ведь все, что их окружает, так интересно, да к тому же доставляет им массу удовольствий! Свое понимание картины мира и отношение к ней малыши отражают в самой близкой и понятной в них деятельности - игре.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности.

Она является эффективным средством формирования личности ребенка-дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.

А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр:

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе.

Игровая деятельность влияет :

На развитие творческих способностей детей,

развитие личностных качеств,

игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

Игра, игровая деятельность является средством психологопедагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития его интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Игровая деятельность является одним из ведущих видов деятельности ребенка раннего возраста. Игровая деятельность относится к тем видам детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников.

Имеются несколько этапов формирования игровой деятельности детей.

1. Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность.

2. Отобразительная игра, в которой отдельные предметно - специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление свойств, предмета и достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

3. Сюжетно-ролевая игра - на данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

Благодаря игровой деятельности ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть и адаптация ребенка к внешней действительности, и успешность его учебной и трудовой деятельности, и его отношения с людьми.

Специфика игровой деятельности – это ведущий вид деятельности дошкольника. Родители, а главное педагоги, реализуя главную цель Образовательной программы ДОУ, создают благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Формирование основ базовой культуры личности, всесторонние развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка раннего возраста.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Воспитание всесторонне развитой личности – главная задача педагогики.

Успешное решение зависит от начального этапа педагогического процесса,осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития.

Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

Начальный этап в игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом игрушкой по мотиву, заданному ребенку взрослым. Ее содержание составляют действия – манипуляции.

Следующий этап игровой деятельности –отобразительная игра; для нее характерны действия, направленные на выявления специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.

В условиях содержательного (делового) общения со взрослым ребенок на практике узнает название и целевое назначение предмета, и это новое знание он переносит в сою игру.

К двум годам игра малыша становится сюжетно – отобразительной, меняется и ее психологическое содержание; действия ребенка, становятся предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно – ролевой игры.

В дошкольном возрасте нередки индивидуальные или совместные режиссёрские игры. По своей сути они сходны с сюжетно- ролевыми, так как, с одной стороны, отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среды, а с другой- несут в себе элементы творчества и фантазии, представляя собой своеобразную форму размышления детей над тем, что близко их интересам. Психологи Кравцовы определяют режиссерскую игру как индивидуальную. Ребенок играет сам, Но режиссерская игра предполагает несколько участников, и все эти роли он выполняет один. В психологическом развитии она активизирует воображение. Дает возможность придумывать сюжет, соединять детали, предметы, игрушки по смыслу. Взрослый в режиссерской игре – зритель, который может задавать вопросы, удивляться радоваться или печалится.

Процессу перевоплощения помогают уголки ряженья.

В этот период у малышей должны быть сформированы зачатки сюжетно –ролевой игры – основного вида деятельности дошкольника. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связывается несколько задач. Играя, они много разговаривают, дополняя игровые действия словом.

В непрерывно образовательной деятельности большое место занимают дидактические игры, они используются и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В ней познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому в игру обязательно нужно вносить элементы занимательности.

При обучении детей раннего возраста особенно эффективны игры с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками.

Действия малышей с дидактическими игрушками приобретает игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ.

Детям удобнее всего играть в игровых зонах. Вместе с тем не следует жестко ограничивать игровое пространство. Игра – это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему нравится. Освоение более широкого пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.

На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности, и способам действий с ними. Наряду с этим следует подводить детей к пониманию того, что нельзя мешать другим, когда они играют, нельзя отнимать игрушки. Необходимо формировать устойчивость игровой деятельности, умение сосредоточиться на своей игре.

Пример взрослых, успехи в общем развитии, и особенно в развитии речи, умение согласовывать свои действия и движения с другими детьми способствуют тому, что во второй половине третьего года жизни у детей наряду с играми рядом возникают совместные игры и положительные взаимоотношения вне игры.

детей различным действиям с предметами, спос обам и средствам общения.

В игре ребенок развивается как л ичность, у него формируются те

стороны психик и, от которых впоследствии будут зави сеть успешность

его учебной и тр удовой деятельн ости, его отношения с л юдьми.

Игра – наиболе е доступный для детей ви д деятельност и, способ

переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре

ярко проявляютс я особенности мышлен ия и воображения ребен ка,

его эмоциональн ость, активн ость, развиваю щаяся потребность в общении.

Уже в раннем возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно

в игре, а не в какой - либо другой деятель ности, быть самостоятельным, по

своему усмотрению общатьс я со сверстниками, выб ирать

игрушки и использовать разные предметы, преодолев ать те и ли иные

трудности, лог ически связанные с сю жетом игры, ее п равилами.

самой любимой и ес тественной деятельностью ребенка. Ребенок включаетс я

в разнообразные в иды игровой деятел ьности: творческие сюжетные игры

текстом и звукопо дражаниями, игры со строительным материалом.К двум

годам ребенок уже с пособен отобража ть в игре простейшие действия

с предметами, подражая действиям взрослого (кормит и укладывает

спать куклу, прокат ывает машинки и др.). Ребенок переда ет

несложный сюжет из нескольких игровых действи й. Во второй половине

раннего возраста ведущая форма обще ния ребенка с взрос лым ситуатив но -

или игровой деяте льности и побужда ется потребностью в сотрудничестве

с взрослым. В то же в ремя на этом этапе возрастн ого развития

в общении ребенка с взр ослым происходят существе нные изменения,

которые связан ы с появлением речи. Интенсивн ое развитие активн ой

что это обще ние все более станов ится, не т олько предметн о - действенным, н о

и речевым. Дети все чаще обращают ся к взрослому, пользуясь словами,

и лучше понимают речь взрослого. Развитие активной и пассивной речи на

третьем го ду жизн и является важным показателем психическог о развития

она формир уется и развивается, прежде вс его, как средство

На третьем году жизни предметная деятельность по - прежнему занимает

ведущее место в развит ии ребенка, но приобретает но вые черты.

Ребенок станов ится все более самостоятельным и умелым. Он

уже достаточно хорошо владеет специфическими д ейств иями,

знает назначение бытовых пре дметов (ложки, щетки, расчес ки и др.) и хорошо

Во второй половине ра ннего возраста существенно возрастает

познавательная активность ребенка. Познавател ьная активность и предметная

деятельность тесно связаны ме жду собой и предст авляют

собой две сторо ны одного проце сса. Познаватель ная активность

проявляется в от ношении детей к разным в идам предметн ых действий,

интересе к разног о рода предметны м задачам, длительн ости обследова ния

предметов, самостоятельн ости и настойчивост и в решении пре дметных

задач. Ее отличительн ой черт ой на третьем году жизни явл яется

помощью к взросл ому и более внимательно, чем раньше, следовать его

инструкциям и поя снениям. Все это п озволяет судить о б ориентации детей на

новые источники знания о предметном мире, ин тересе к предмету, об их

готовности в осприним ать и усваивать ин формац ию о скрытых свойствах

предметов и ст ремиться к ее п олучению из всех возможных источник ов.

К концу раннего детства для ребенка становитс я значимым не только

процесс действия, но и его результат. Например, важно подмести пол, а не

просто изобразить движение руки с веником. С середины третьего года

жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимом у,

общепринятом у результату, например, правильно сложить пирамидку,

сделать домик из кубиков в соответств ии с образцом и пр . Важным

компонентом в структуре предметно й деятельности становится

появление сп особности самостояте льно оце нивать получе нный

результат в соотве тствии с исходном замыслом. С возникновением этой

способности ребен ок обретает такое важное личностное качество,

способность без внешних поб удителей иниции ровать,

исполнять и оце нивать свои действия. Поэтом у целенаправленн ость

предметной деятель ности на данном этапе становит ся важ нейшим ее

Самостоятельно и прав ильно выполненное де йствие доставляет

ребенку огром ное удовольствие, дает чувство со бственной компете нтности

и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает

Однако, несмотря на относитель ную самостоятельность,

ребенок испыт ывает потре бность в одобрении с обственных действи й,

в подтвержден ии их правильности и успешн ости со сторо ны взрослого.

Все большее значен ие в развитии предметной деятел ьности начинает

приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается

к взрослому с вопросам и и просьбам и, что помогает ему лучше регулировать

свою деятельность. Поэтому включенность в общение с взрослым остается

важнейшим па раметром п редметной деятел ьности ребенка.

На тр етьем году жизни углубляется дифференци ация предметн о -

познавательной и игров ой деятельности, которая лишь н амечалась на

предыдущем этапе. Е сли предметно - познавательная деятельность

осуществляется к ак познание и усвоение оп ределенных, куль турно -

нормированн ых де йствий со зн акомыми и малознакомым и предметами, то

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельност и.

Игра и действия с предметами — о снов ные виды деятельности д етей второго

и третьего года жизни. От занятий эта д еятельность ребенка отличается тем,

что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое

место в жизни ребенка: все время, не занятое сно м, кормлением, занятиями,—

малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много

радости, сопровождаетс я положительным и эмоциями: он удивляется,

радуется от получения новой инфо рмации, достижения желаемого р езультата,

общения с взрослыми и све рстниками. Игра — путь детей к п ознанию

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много

формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие

важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых

задач. Именно в игре формируются п ервые положительные отношения со

сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру,

Читайте также: