В чем особенности и значение международного гуманитарного права кратко

Обновлено: 25.06.2024

3. Международная защита прав человека в условиях военного времени.

4. Права военнопленных, терпящих кораблекрушение и детей во время вооруженных конфликтов.

Апатрид - лицо без гражданства.

Бипатрид - лицо с двойным гражданством.

Военнопленные — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

Гражданское население - мирное население, не входящее в состав вооруженных сил.

Источник международного права — это внешняя форма выражения международно-правовой нормы.

Комбатанты - лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте.

Международное гуманитарное право - отрасль международного права, представляющего собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.

Международное право - это система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, которые создаются путем согласования позиций участников этих отношений и обеспечиваются в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.– М.: Просвещение, 2016 г.
  2. Котова О. А., Лискова Т. Е. Я сдам ЕГЭ. Модульный курс. – М.: Просвещение, 2018 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Откуда происходит международное право? Ответ на этот простой вопрос значительно сложнее, чем может представиться на первый взгляд. На самом деле, не существует никакого специального парламента, разрабатывающего нормы международного права.

Международное право создается децентрализовано в процессе взаимообусловленной деятельности большинства государств международного сообщества.

Международное право - это система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, которые создаются путем согласования позиций участников этих отношений и обеспечиваются в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением.

Нормы международного права закрепляются в источниках международного права. Источник международного права — это внешняя форма выражения международно-правовой нормы.

Наименования международных актов могут быть самыми разными — конвенция, хартия, договор, декларация, протокол, пакт, меморандум, соглашение, устав, резолюция и т.п.

Среди источников международного права выделяют писаные и неписаные.

К писаным источникам относятся международные договоры различных видов, декларации, конвенции, меморандумы и другие акты, принимаемые международными организациями в письменном виде. Они являются основными источниками международного права.

К неписаным источникам относятся международные обычаи. Международные обычаи, для того чтобы быть источником права, должны иметь нормативное значение, т.е. порядок, предусмотренный этими обычаями, должен быть общепризнан для совершения определенных действий.

Особый вид источника международного права — это общепризнанные принципы международного права, большинство которых содержится в Уставе Организации Объединенных Наций. Такие принципы не обязательно должны иметь письменное выражение, главное, чтобы они были общепризнанными в мировом сообществе.

Другим специфическим источником международного права служат акты различных международных судов, которые являются скорее правоприменительными, нежели нормативными.

Источники современного международного гуманитарного права

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  • Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны

Предметом международного права являются отношения между государствами, международными организациями, между государствами, их отдельными регионами и международными организациями, отношения между иностранными юридическими лицами и физическими лицами.

В современном мире нередки вооруженные конфликты между различными странами. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право - отрасль международного права, представляющего собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.

Субъектами международного гуманитарного права являются:

❿ юридические лица, это, в первую очередь государства, в вооруженном конфликте, как правило, противостоящие друг другу, и межгосударственные организации.

Ко второй категории относится прежде всего ООН, которая в случае нарушения мира и актов агрессии может непосредственно принимать участие в вооруженном конфликте. ЮНЕСКО уполномочена осуществлять кодификацию норм по охране культурного наследия во время вооруженных конфликтов.

Международный комитет Красного Креста – организация, наделенная международным сообществом мандатом на защиту и предоставление помощи жертвам вооруженных конфликтов. МККК имеет право заниматься гуманитарной деятельностью на территории воющих сторон.

❿ физические лица – комбатанты (воюющие), военнопленные, раненые и больные, гражданское население (мирное население, не входящее в состав вооруженных сил), сотрудники международных организаций, иностранцы, беженцы и вынужденные переселенцы, апатриды (лица без гражданства), бипатриды (лица с двойным гражданством), наемники, лазутчики и шпионы.

Участники вооруженных конфликтов делятся на комбатантов и некомбатантов (не воюющие).

Комбатанты - лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте. Они принимают непосредственное участие в военных действиях.

К некомбатантам относятся: медицинский персонал, духовный персонал, военные юристы и корреспонденты. На комбатантов распространяется режим военного плена, а некомбатанты военнопленными не считаются.

Военнопленные — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

После Первой и Второй мировых войн возникла острая необходимость утверждения незыблемых принципов международного урегулирования защиты прав человека.

В мире существуют три постоянных суда, которые являются органами, осуществляющими контроль над соблюдением прав человека: Европейский суд по правам человека; Межамериканский суд по правам человека; Международный уголовный суд.

В Европейский суд по правам человека может обратиться любой человек, находящийся под юрисдикцией страны, являющейся членом Совета Европы. Его защита распространяется на граждан РФ с 1998 г.

В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного суда ООН.

В XX в. международное право обратило особое внимание на защиту прав детей. После окончания Второй мировой войны, в 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

В случае вооруженного конфликта – международного или немеждународного – дети пользуются общей защитой, которая предоставляется гражданским лицам, не принимающим участия в военных действиях. Им гарантируется гуманное обращение. Устанавливается ряд конкретных норм, предоставляющих детям особую защиту. Дети, принимающие непосредственное участие в военных действиях, не утрачивают этой защиты, также устанавливаются ограничения на участие детей в военных действиях.

Третья Женевская конвенция обеспечивает всестороннюю защиту военнопленных.

Неприятельское государство, во власти которого находятся военнопленные, несет полную ответственность за обращение с ними.

Содержание военнопленных под стражей не является формой наказания: цель этого – лишь предотвращение дальнейшего участия в вооруженном конфликте. Удерживающая держава может преследовать их в судебном порядке только за военные преступления, к которым относятся: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, взятие заложников и т.п.

Неприятельское государство, во власти которого находятся военнопленные, несет полную ответственность за обращение с ними. Военнопленный на допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер. Принуждать его давать какие-либо другие сведения запрещается. Пытки или другое жестокое обращение с военнопленными рассматриваются как военные преступления. Военнопленный, который пытался бежать, но оказался пойманным, подлежит за это дисциплинарному взысканию. Если военнопленный осуществил побег и присоединился к вооруженным силам своей страны, но впоследствии снова попал в плен, он не подвергается никакому наказанию за побег.

Держащая в плену держава должна бесплатно снабжать военнопленных водой и качественной пищей в достаточном количестве, предоставлять им необходимую одежду и медицинскую помощь.

Военнопленным предоставляется полная свобода для выполнения обрядов их религии. Также им должна быть разрешена переписка с родственниками (письма и карточки обычно посылаются через Центральное агентство по розыску МККК).

Военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привлекаться к работам, не связанным с ведением боевых действий. Использовать пленных на опасных и вредных для здоровья работах, таких как удаление мин, можно только в добровольном порядке.

Военнопленные должны быть освобождены и возвращены на родину сразу же после прекращения боевых действий.

Вопросы защиты раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение регулируются Второй Женевской конвенцией 1949 г., а также Первым дополнительным протоколом 1977 г.

К лицам, потерпевшим кораблекрушение, относятся военнослужащие и гражданские лица, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от каких-либо враждебных действий.

После каждого боя воюющие стороны обязаны принять меры к тому, чтобы разыскать и подобрать потерпевших кораблекрушение, раненых и больных, оградить их от ограбления, обеспечить им необходимый уход.

Разбор типового тренировочного задания

1.Установите соответствие между определениями и понятиями.

Источник международного права

лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте

внешняя форма выражения международно-правовой нормы

лицо с двойным гражданством

мирное население, не входящее в состав вооруженных сил

участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта

лицо без гражданства

Источник международного права

внешняя форма выражения международно-правовой нормы

лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте

мирное население, не входящее в состав вооруженных сил

лицо с двойным гражданством

лицо без гражданства

участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта

2.Найдите и выделите цветом в филворде по вертикали и горизонтали наименования международных актов.

Международное гуманитарное право – это совокупность международно-правовых норм и принципов, направленных, по гуманитарным соображениям, на ограничение негативных последствий вооруженных конфликтов. Оно защищает лиц, которые не участвуют или прекратили свое участие в военных действиях, и ограничивает средства и методы ведения военных действий. Международное гуманитарное право известно также как право войны или право вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право является частью международного права, представляющего собой совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Международное право, основанное на общепризнанных принципах, содержится как в соглашениях между государствами – договорах или конвенциях, так и в исторически сложившийся нормах обычного права и практики поведения государств (правового обычая), которые рассматриваются как юридически обязательные правила поведения.

Международное гуманитарное право применяется в период вооруженных конфликтов. Оно не определяет правомерность использования силы государствами в том или ином случае, что регулируется другими, не менее важными, отраслями международного права, а также Уставом Организации Объединенных Наций.

История международного гуманитарного права.

История международного гуманитарного права уходит глубоко корнями в устои древних цивилизаций и религиозные традиции народов – военные действия во все времена велись с соблюдением определенных обычаев и принципов.

Универсальная кодификация международного гуманитарного права началась в девятнадцатом веке. С тех пор государства согласовали ряд практических правил, основанных на горьком опыте современных войн. Соблюдение этих правил позволяет найти тонкий баланс между гуманитарными заботами и военными нуждами государств.

С ростом международного сообщества, все большее число государств принимают участие в развитии данных правил. В настоящее время международное гуманитарное право представляет собой свод правовых норм универсального характера.

Источники международного гуманитарного права.

Основные нормы международного гуманитарного права содержатся в четырех Женевских конвенциях 1949 года. Почти каждое государство в мире согласились принять на себя обязательства по их соблюдению. Конвенции были развиты и дополнены двумя последующими соглашениями: Дополнительными Протоколами 1977 года, касающимися защиты жертв вооруженных конфликтов.

Существуют и другие договоры, запрещающие использование конкретных видов оружия и способов ведения военных действий и защищающие определенные категории населения и имущества. К этим соглашениям относятся:

  • Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года и два протокола к ней от 1954 года и 1999 года;
  • Конвенция о запрещении биологического и токсического оружия 1972 года;
  • Конвенция об обычном оружии 1980 года и пять протоколов к ней;
  • Конвенция о запрещении химического оружия 1993 года;
  • Оттавская конвенция о запрещении противопехотных минах 1997 года;
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах;
  • Дублинская конвенция о запрете кассетных бомб 2008 года.

Многие положения международного гуманитарного права в настоящее время содержатся составе международного обычного права – общих норм, в соответствии с которыми ведутся все отношения между государствами.

Когда применяется международное гуманитарное право?

Нормы международного гуманитарного права применяются только в период вооруженных конфликтов; они не регулируют вопросы, касающиеся внутригосударственных противоречий или преступлений, таких как отдельные акты насилия. Данные нормы вступают в действие при наступлении состояния войны и распространяются в равной степени на все стороны конфликта, вне зависимости от того, кто начал боевые действия.

Нормами международного гуманитарного права проводится разграничение между международными и немеждународными вооруженными конфликтами. Международные вооруженные конфликты — это конфликты в которых участвует по крайней мере два государства. Они регулируются широким диапазоном правил, в том числе изложенных в четырех Женевских Конвенциях и Дополнительном протоколе I.

Вооруженные конфликты немеждународного характера ведутся на территории только одного государства официальными регулярными вооруженными силами, противостоящими группам вооруженных диссидентов, либо между вооруженными группировками, воюющими друг против друга. К внутренним вооруженным конфликтам применяется менее широкий набор правовых положений, закрепленных в статье 3, общей для четырех Женевских Конвенций, и Дополнительном протоколе II.

Важно понимать различие между международным гуманитарным правом и правами человека. Хотя некоторые из их положений схожи, это две самостоятельные отрасли права, разработанные независимо и содержащиеся в разных договорах. В частности, нормы прав человека, в отличие от норм международного гуманитарного права, применяются в мирное время, а некоторые из его положений могут приостановить свое действие в периоды вооруженных конфликтов.

Функции международного гуманитарного права.

Приоритетными направлениями международного гуманитарного права являются две важнейшие задачи:

  • защищать лиц, не принимающих участие, или прекративших свое участие в боевых действиях;
  • ограничивать способы ведения войны – в частности, запрещение отдельных видов оружия и методов ведения боя.

Международное гуманитарное право защищает некомбатантов, например, гражданское население или военно-медицинский и военно-религиозный персонал, журналистов. Оно также защищает тех, кто по каким-либо причинам перестает принимать участие в сражениях, таких как раненых, потерпевших кораблекрушение, больных военнослужащих и военнопленных.

Эти лица имеют право на уважительное отношение к их жизни, их физическому и психическому состоянию. Они получают определенные гарантии по защите жизни и гуманному обращению при любых обстоятельствах, без каких-либо исключений.

Конкретнее: запрещено убивать или калечить врага, который готов сдаться в плен или не в состоянии оказывать сопротивление; больные и раненые должны быть эвакуированы, получить первую помощь и уход от той из воюющих сторон, под чьей властью в данный момент они находятся. Медицинский персонал, расходные материалы, госпитали и машины скорой помощи не должны подвергаться нападению.

Устанавливается ряд четко узнаваемых эмблем, которые могут быть использованы для идентификации защищаемых людей, мест и объектов. Важнейшие из них – красный крест, красный полумесяц и отличительные знаки обозначающие культурную ценность и средство гражданской обороны.

Какие ограничения на оружие и методы ведения боя существуют?

Международное гуманитарное право запрещает все средства и методы ведения боя, которые:

  • не делают различия между теми, кто принимает непосредственное участие в боевых действиях и теми, кто не принимает такого участия, например, гражданского персонала, оказывающего помощь по эвакуации местного населения и защите гражданских объектов;
  • причиняют чрезмерные повреждения или излишние страдания;
  • ведут к серьезному и долговременному ущербу для окружающей среды.

Гуманитарным правом поэтому вводится запрет на использование многих типов оружия, включая разрывные пули, химическое и биологическое оружие, ослепляющее лазерное оружие и противопехотные мины.

Действительно ли международное гуманитарное право выполняет свои функции?

К сожалению, существует бесчисленное количество примеров нарушения международного гуманитарного права. Все чаще жертвами войны становятся гражданские лица. Однако, остается неоспоримым тот факт, что международное гуманитарное право внесло существенный вклад дело защиты гражданского населения, заключенных, больных и раненых, и в ограничение применения оружия неизбирательного действия.

С учетом того, что в настоящее время существует достаточное количество различных причин для крайней нетерпимости и агрессивного поведения, реализация норм данного свода правил всякий раз сопровождается большими трудностями и проблемами. Все больше приходит понимание, что актуальность вопроса об их эффективном соблюдении обострилась как никогда.

Что необходимо предпринять для реализации гуманитарного права?

Необходимо принять определенные меры для обеспечения соблюдения международного гуманитарного права. Государства должны взять на себя обязательства по обучению утвержденным правилам своих вооруженных сил, а также всех слоев населения. Требуется предупреждать преднамеренное совершение противоправных действий или наказывать виновных, если нарушения все-таки имели место.

В частности, государства должны предусмотреть соответствующие законы для наказания за наиболее тяжкие нарушения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, которые следует рассматривать как военные преступления.

На международном уровне принимаются особые меры: создаются трибуналы, рассматривающие дела, связанные с преступлениями в период военных конфликтов. В соответствии с Римским статутом 1998 года был создан Международный Уголовный суд, обладающий правом судебного преследования, в том числе, военных преступлений.

Каждый человек, правительства государства и различные организации, должны предпринимать посильное участие в таком важном и нужном деле, как соблюдение и развитие норм международного гуманитарного права.

Похожие записи

Химическое оружие — это любое химическое вещество, специально предназначенное для смертельного поражения или умышленного

Военное преступление — это серьезное нарушение нормы международного гуманитарного права в контексте вооруженного конфликта,

Говорим о международном гуманитарном праве по-новому

Даже во время Второй мировой войны военнослужащие оказывали медицинскую помощь военнослужащим противника. Американский солдат оказывает помощь взятому в плен немецкому солдату. 1944 г.

Мнение, что МГП постоянно нарушается и поэтому бесполезно, не только ошибочно, но и опасно.

Да, иногда его нарушают. Однако при таком негативном и пренебрежительном подходе нарушения представляются чем-то банальным, и существует риск возникновения такой среды, в которой они станут более приемлемыми.

А что, если привести конкретные примеры соблюдения МГП? Доказать, что соблюдение права может обеспечить более надежную защиту во время войны? Поменять отношение к МГП?

Цель второй инициативы — глубокое, вдумчивое обсуждение той пользы, которую приносит соблюдение МГП, и тех печальных последствий, к которым приводят его нарушения в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Стоит подчеркнуть, что ни один из проектов не ставит своей целью преуменьшить значение многочисленных нарушений, которые по-прежнему совершаются в мире.

. ни один из проектов не ставит своей целью преуменьшить значение многочисленных нарушений.

Эти инициативы являются лишь призывом к тому, чтобы изменить отношение к МГП и присоединиться к процессу осмысления того, как важно соблюдать эту еще не вполне совершенную, но чрезвычайно актуальную отрасль права, чтобы как можно больше облегчить страдания людей во время вооруженных конфликтов.

Каковы причины такого отрицательного отношения к МГП?

За последние десятилетия МГП развивалось очень бурно: принимались новые международные договоры, накоплена богатейшая международная и внутригосударственная судебная практика, вооруженные силы во многих странах начали обучать своих военнослужащих МГП и т.д. Одновременно с этим широкая общественность получает всё больше информации о вооруженных конфликтах по всему миру. Все эти изменения являются замечательным достижением и отражают растущую осведомленность о международном гуманитарном праве и интерес к нему.

Несмотря на эти очевидные успехи, четкое понимание разницы между неизбежно трагическими последствиями войны и нарушениями ее законов нередко отсутствует. Война по самой своей природе — разрушительное явление. Но цель МГП не в том, чтобы прекратить войны. Это задача другой отрасли права, закрепленной в Уставе ООН. Исполнение ее положений — дело международного сообщества.

. главная задача МГП — установить ограничения на действия во время войны и смягчить разрушительные последствия конфликтов.

СМИ, а также международные и неправительственные организации регулярно сообщают о нарушениях МГП, привлекают внимание широкой общественности к длинным спискам злодеяний. Такое повышенное внимание к негативу едва ли означает, что МГП утратило актуальность. Скорее, оно отчасти вызвано раздражением в связи с тем, что международные механизмы не могут обеспечить мирного урегулирования существующих конфликтов.

Однако у тех, кто ставит актуальность МГП под сомнение, подобные списки нарушений лишь подкрепляют уже существующую предвзятость и воспринимаются как подтверждающие их точку зрения. Тех же, кто ожидает от МГП многого, подобное отношение обескураживает. И те, и другие в результате видят МГП воспринимают МГП негативно. Таким образом, как отмечают Марко Сассоли и Иветта Иссар, существует противоречие между заслуживающими высокой оценки изменениями права, обещаниями, которые оно в содержит и тем, что оно дает на практике.

Нормализация нарушений может обернуться катастрофой для людей, страдающих от вооруженных конфликтов.

Такое негативное видение МГП может привести к трагическим последствиям. Если все решат, что МГП нарушают все, возникнет серьезная опасность того, что такое поведение станет восприниматься как норма. Нормализация нарушений может обернуться катастрофой для людей, страдающих от вооруженных конфликтов.

Почему стоит сосредоточиться на позитиве?

МККК уверен, что если описывать случаи применения МГП в более позитивном ключе, это может улучшить его соблюдение в дальнейшем. Будучи хранителем МГП, МККК имеет возможность наблюдать примеры соблюдения МГП. Хотя такие примеры многочисленны, широкую общественность о них информируют недостаточно.

МГП — это язык, на котором говорят все стороны в конфликте.

Соблюдение некоторых договоров, запрещающих или ограничивающих применение определенных видов оружия, например Оттавской конвенции, оказалось образцовым. Так, значительно сократилось число жертв противопехотных мин: в середине 90-х ими ежегодно становились 20 000 человек, а сейчас — несколько тысяч.

Инициативы

МГП в действии

Цель этого проекта — продемонстрировать конкретные примеры соблюдения МГП, которые можно в дальнейшем использовать для преподавания, переговоров, в официальных заявлениях и политической деятельности.

Цель этого проекта — продемонстрировать конкретные примеры соблюдения МГП.

Материалы можно отсортировать по стране (с помощью интерактивной карты) или теме (ведение боевых действий; защита лиц и объектов; комбатанты и военнопленные; механизмы имплементации). Для каждого исследования приводится краткое изложение ситуации, подборка официальных документов по МГП из открытых источников и раздел обсуждений, где поднимаются вопросы, заставляющие задуматься.

Важно отметить, что хотя в этих исследованиях приводятся примеры соблюдения МГП, не следует воспринимать их как попытку преуменьшить значение каких бы то ни было нарушений, которые, возможно, были совершены во время обсуждаемых конфликтов. Не следует воспринимать их и как попытку легитимизации одной из сторон.

Кроме того, некоторые исследования показывают, как в том или ином конфликте со временем изменилось поведение сторон. По этой причине в данных исследованиях упоминаются предполагаемые нарушения, которые ускорили необходимость проведения таких изменений. Эти исследования приводятся для того, чтобы продемонстрировать, что практика с течением времени может меняться и в одном и том же конфликте могут присутствовать случаи как соблюдения, так и нарушения МГП. И, конечно же, этими примерами случаи соблюдения МГП не исчерпываются, таких примеров можно найти намного больше.

Польза от соблюдения МГП и печальные последствия нарушений

Зачем сторонам в конфликте или другим заинтересованным сторонам соблюдать МГП? Цель второй инициативы МККК — привести практические аргументы в пользу соблюдения права. Мы планируем поразмыслить о том, какие выгоды дает заинтересованным сторонам соблюдение права и каковы последствия — или цена — нарушений.

Многие трагические последствия войны — гуманитарные, социальные, финансовые, психологические и т.д. — часто остаются незамеченными. В какой степени соблюдение МГП может смягчить или даже уменьшить эти последствия в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе? Проект МККК признает, что в современном мире анализ соотношения издержек и выгод может позволить эффективнее договариваться со сторонами в конфликте и другими влиятельными акторами.

. анализ соотношения издержек и выгод может позволить эффективнее договариваться.

Поскольку мы хотим предоставить конкретные доказательства влияния МГП на местах, исследования в рамках проекта начнутся со следующих тем:

  • МГП и миграция. Сокращает или стимулирует миграцию соблюдение МГП ?
  • МГП и миростроительство. Укрепляет ли соблюдение МГП в ходе конфликта основу, на которой можно построить мир?

Авторы

Международное гуманитарное право – это совокупность нормативно-правовых норм и принципов, которые должны ограждать от последствий вооруженных конфликтов. У него есть другое название – это право войны или право вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право является частью международного права.

Цели создания международного права войны:

  1. Защита лиц, которые не принимают участие в военные действиях.
  2. Ограничение способов и методов ведения войны.

Отличие его от других международных прав в том, что оно применяется только в период ведения военных действий. В нем не прописаны нормы, которые определяют, в каких случаях государство может применить силу по отношению к другой стране. Такие правила содержатся в Уставе ООН.

ООН

Происхождение международного гуманитарного права

Своими истоками оно уходит в период зарождения первых цивилизаций. Всегда глобальные воины или небольшие вооруженные конфликты подчинялись определенным правилами и обычаям.

Постепенно начали появляться двухсторонние соглашения между странами. Подписывались такие договоры уже после сражений. Затем само государство издавало небольшой список правил, предназначенный для своих вооруженных сил, в котором прописывало правила ведения битв и правильное поведение на поле боя.

Все нормы, прописанные в соглашениях, были ограниченны во времени, т.е. распространялись на одну битву или на конкретную войну, а затем они теряли свою силу. В течение времени эти правила подвергались трансформации в зависимости от эпохи, нравов и места проведения военных конфликтов.

Со временем правила решили упорядочить, систематизировать. Начало кодификации приходится на первую половину девятнадцатого века. Итогом этого стала Женевская Конвенция 1864 года, которую подписали 16 государств. В ней регулировалось положение раненых и больных солдат. Данный международный договор направлен на улучшение их позицию во время ведения военных конфликтов.

Анри Дюнан

Постепенно они дополнялись, основываясь на практическом опыте ведения войны других государств. Эти правовые нормы помогают максимально уменьшить урон от военных действий и соблюдать права людей, не участвующих в сражениях.

Многие государства принимали активное участие в дополнение этих правил, их развитии. Благодаря этому сейчас международное право войны можно назвать универсальным для всех стран.

Нормативно-правовые акты международного права военных конфликтов

Главным источником являются четыре Женевские конвенции, которые были приняты в 1949 году. Многие страны признали необходимость этих международных актов в своей стране. В последующем они многократно изменялись и дополнялись Протоколами 1977 года.

В дальнейшем на международном уровне заключались дополнительные договоры, цели которых полностью соответствовали задачам конвенции (Конвенции о запрете химического оружия, Конвенция о запрете биологического оружия).

Доп протоколы

Некоторые пункты, прописанные в нормативно-правовых актах международного права войны, дополнили общие законы международного права.

Применение международного права вооруженных конфликтов

Это право применяется только в период ведения военных действий, в нем никак не регулируются внутригосударственные проблемы, связанные с насильственными действиями и различными противоречиями. Международное право военных конфликтов действует во время войны и охватывает одинаково стороны, участвующие в войне, независимо от того, кто начал вооруженные действия.

В Женевской конвенции указаны два типа вооруженных конфликтов:

  • международный;
  • внутригосударственный.

К первому типу относятся конфликты, в которых участвуют минимум два государства. Такие ситуации регулируются большим сводом правил, прописанных в Женевской Конвенции и дополнительных правовых актах.

Ко второму типу относятся конфликты, в которых участвует всего лишь одно государство, привлекая только свои вооруженные силы. Противостоят они внутреннему врагу в виде различных вооруженных отрядов. Их действия регулируются меньшим сводом правил, закрепленных в ст.3 Женевских Конвенций.

Стоит отметить большую разницу между международным правом войны и правами человека. Конечно, у них есть схожие нормы, ограждающие свободы людей от противозаконных вмешательств, но права человека действуют только в мирное время, а право вооруженных конфликтов исключительно в военное.

Функции международного права войны

Призвано защищать людей, не участвующих в военных действиях, но обеспечивающих деятельность армии, т.е. некомбатантов. К ним относится мирное население: журналисты, священнослужители, военные медики. Распространяется международное гуманитарное право и на военных (комбатантов), которые получили серьезное ранения, находятся в плену или больны.

Согласно международному праву военных конфликтов их жизнь и здоровье не должны быть подвергнуты риску. К ним не могут применяться насильственные действия, запрещено создавать для некомбатантов психотравмирующие ситуации.

Примеры конкретных ситуаций:

  • нельзя убивать раненных на поле боя, необходимо оказать им медицинскую помощь;
  • сдавшихся в плен или серьезно раненых комбатантов не убивают, а предоставляют медикаментозное лечение, при необходимости и обеспечивают хирургическое вмешательство;
  • нельзя нападать на госпитали и больницы.

Обращение с военнопленными

Существует список специально установленных знаков, используемых для распознавания объекта. Например, красный крест или полумесяц. Еще есть перечень эмблем, предназначенных для обозначения мест, являющимися культурным наследием страны ценность и средства гражданской обороны.

Ограничение методов и средств при ведении военных действий

Нормативно-правовые акты международного права войны запрещают применять оружие массового поражение, т.е. то, которое может причинить вред неопределенному кругу лиц, в том числе и мирному населению. Нельзя применять оружие, которое причиняет комбатанту сильные страдания. Установлен запрет на применение средств, которые способны нанести ущерб окружающей среде.

Таким образом, запрещено использовать:

  • разрывные пули;
  • химическое и биологическое оружие;
  • лазерное ослепляющее оружие
  • противопехотные мины.

Во время ведения боевых действий разрешено применение военных летательных аппаратов. При условии, что авиацию не будут использовать для уничтожения жилых домов, больниц и госпиталей.

Запрещено подвергать обстрелу города и небольшие населенные пункты, которые не имеют возможности защищаться, в них отсутствуют военные базы.

Проблемы международного гуманитарного права

В реальности международное право военных конфликтов почти никогда не выполняется. Часто при военных спецоперациях страдает мирное население.
Нельзя отрицать, что международное гуманитарное право внесло большой вклад в развитие защиты гражданского населения, больных и раненых людей на полях сражений. Право военных конфликтов помогло снизить смертность во время боевых действий с помощью запрета на оружие массового поражения.
Не стоит забывать, что в тяжелой, критической ситуации в мире, люди становятся более нетерпимыми и злыми. Поэтому остро стоит вопрос об эффективности соблюдения норм международного гуманитарного права.

Миротворцы ООН

Решение проблемы международного права военных конфликтов

Из вышесказанного возникает необходимость применения перечня мер для эффективной реализации международного гуманитарного права. Для начала необходимо провести обучение среди комбатантов и мирных граждан, в котором подробно объясняются все правила ведения военных действий. Нужно предупредить о возможном наказании за несоблюдение данных норм и реализовать его при нарушении предписанных правил.

Это предусматривает издание определенных законов, предписывающих наказание, если нарушение Женевской Конвенции и сопутствующих протоколов носит тяжкий характер. В данном случае такие проступки должны рассматриваться в качестве военных преступлений.

Принять меры следует и на международном уровне. К таким способам будет относиться – создание трибуналов, которые будут заниматься рассмотрением дел, совершенным в период войны. В 1998 году создали Международный Уголовный суд, рассматривающий военные преступления. В его полномочия входит и судебное преследование.

Читайте также: