В чем как верили египтяне клялся на суде осириса умерший кратко

Обновлено: 06.07.2024

Двоевластие это: 1) ситуация в России после падения самодержавия, когда наряду с Временным правительством по некоторым вопросам общественной жизни общегосударственные решения выносил и осуществлял Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов,

Ответьте На Вопросы Письменно: 1. Когда Начался И Когда Закончился Поход Александра Македонского На Восток? Почему Александр Расправился С Жителями Тира? Почему Египет Сдался Без Боя? После Какой Битвы Персидское Царство Перестало Существовать?

На суде Осириса душа умершего должна была дать клятву, что в течение жизни человек не совершал определенных грехов. Однако единого установленного списка грехов, который был бы применим ко всем, не существовало. Так, например, список грехов военачальника отличался от списка грехов, скажем, судьи или пекаря. Тем не менее, некоторые "вечные" грехи встречались почти у всех.

Вот, например, неполный список грехов из папируса Ани (книга Мертвых). Душа клялась, что человек при жизни:

  • не совершал грехов;
  • не воровал, не совершал мошеннических действий, не грабил, в т.ч. с применением насилия;
  • не убивал;
  • не похищал собственность Бога;
  • не лгал и не произносил проклятий;
  • не совершал прелюбодеяний и не занимался развратом;
  • не гневался;
  • был открыт словам правды и не богохульствовал;
  • не повышал голос и не относился с высокомерием к другим людям и т.д.

Человек, который мог после смерти сказать применительно к себе все перечисленные "не", считался хорошим человеком и мог рассчитывать на загробную жизнь.

Доп.инф-ю на тему Что общего между клятвой на суде Осириса и заповедями Моисея можно найти в этом вопросе.

Представления древних египтян о том, как должен выглядеть и вести себя хороший человек не сильно отличаются от наших современных представлений. Не знаю, было ли древних египтян понятие греха, но вот человек, по их представлениям, клялся на суде перед Осирисом в том, что не совершал плохих поступков.

какие же поступки считались в Египте дурными, нехорошими, заслуживающими того, чтобы душу человека сожрало свирепое чудище? Воровство, Убийство, Причинение зла другому человеку, Зависть, Ложь, Непочтение к богам и фараону и некоторые другие.

Именно в том, что не совершал этих проступков и клялся человек перед Осирисом, заявляя, что он чист. И если весы показывали, что человек не врет, то его душа отправлялась в египетский вариант рая.

Чтобы рассчитать в каком году произошёл исход израильтян из Египта, можно оттолкнуться от 539 года до н. э., когда перситский царь Кир одержал победу над Вавилоном.

О времени правления Кира свидетельствуют светские источники - вавилонские таблички, а также документы Диодора Сицилийского, Юлия Африканских, Птолемея и др.

По указу Кира остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину 539 году до н. э.

Таким образом, закончилось 70-летнее запустение иудейской системы, начавшееся, согласно библейской хронологии в 607 году до н. э.

Учитывая периоды судей и израильских царей, можно установить, что исход израильтян из Египта произошёл в 1539 году до н. э.

Сегодня невозможно установить во время какой династии или какого фараона происходили события, связанные с рабством израильтян в Египте.

Кроме того, эти события либо намеренно не были описаны в египетских летописях, либо записи просто не сохранились до нашего времени.

Многие считают, что угнетение израильтян началось при фараоне Рамсесе ll.

Один из способов изображать бога водной стихии и плодородия Себека или Собека. Ещё один вариант - крокодил с головой человека. Считался всеведущим божеством, управляющим разливами Нила. Считалось, что воды Нила - пот божества с головой крокодила Именно Себеку рыбаки Древнего Египта были благодарны за изобретение рыболовецкой сети. Этот древнеегипетский бог охранял вход в загробный мир.

Широкое распространение культа Себека историк Диодор связывает со спасением царя Менеса крокодилом от своры собак. Дело было в Шетете, получившем в последствии название Крокодилополь. Здесь в храме создали специальные водоемы со шлюзами для содержания священного животного - крокодила. Символ Себека весь в золотых и серебряных украшениях набивал себе пузо подношениями - вином и мясом. Иногда, чтобы умилостивить грозного бога приводили жертву - молодую девушку. После смерти крокодила бальзамировали так же как и фараонов. В настоящее время найдено несколько тысяч подобных мумий.

Помимо Шетета похожего поклонения крокодилы удостоились в Фаюме и Фивах, Маабаде и Тебтюнисе.

Себек был настолько почитаемым богом, что даже жертвы его символа-рептилии становились священными. Геродот поведал о случаях, когда останки человека, попавшего в пасть крокодилу, не выдавались родственникам, а с особыми почестями были захоронены жрецами Себека.

Культ Осириса, бога воскресения из мёртвых, Господина Иного Мира, интересен своей нравственной составляющей. Сам невинно пострадав от рук брата, Осирис был не только первым воскрешённым из мёртвых- но и первым праведником, которого боги признали чистым от всякого греха.

Это моральный капитал стал для Осириса социальным лифтом- он стал не только царём, но и Судьёй Загробного Мира.

Каждый египтянин помнил о том, что никакая мумификация не спасёт того, кто не оправдан пред ликом Осириса. И, напротив, тот, кто оправдан- не погибнет во веки.

Вот так выглядит типичное изображение Суда Осириса:

Мы разберём изображение по его повествовательной схеме, ибо оно представляет собою что-то наподобие комикса, или даже компьютерной игры с препятствиями.

Итак, Богиня Маат вводит умершего в Зал Суда:

Обратите внимание на головной убор богини- в дальнейшем он сыграет важную роль.

Войдя в Чертог Двух Истин, умерший сначала произносит "Исповедь отрицания"- длинный текст, где заявляет, что не творил преступлений перед божественными законами.

Я не стал приводить всю "Исповедь отрицания", поскольку мне было важно показать саму СИСТЕМУ египетской нравственности, её структуру.

Грехи делились на совершённые против людей, богов, животных и стихий. Мы видим и ритуальные правила ( связанные с храмовыми правилами, с поклонением богам, например, поддержание священного огня), видим нравственные заповеди ( не притеснять слабого, вплоть до запрета угнетать раба- такого вы даже в Евангелии не найдёте. ), наблюдаем почти буддийскую ахимсу в отношении животных ( мясо египтяне ели, но, если кто не в курсе, буддийские монахи мясо тоже едят. ), обнаруживаем и первые в мире экологические нормы- например, не портить воду). Интересно видеть прямой и строгий запрет на экономические манипуляции- с весами и отвесом.

Ох, как боялись египтяне, что сердце может, по какой-то причине, обвинить их во лжи. Поэтому старались иметь при себе особый амулет, "скарабей сердца", на котором помещалось специальная просьба к сердцу- не свидетельствовать против:

После произнесения "Исповеди отрицания" сердце умершего помещалось на одну из чаш Мерила Праведного, на вторую чашу помещали олицетворение Истины- страусиное перо, головной убор богини Правды, Маат.

Взвешиванием сердца занимаются боги Анубис и Гор- два сына Осириса . На самой верхушке- бабуин, символ бога Тота, это "гарантия", что Весы всегда в исправном состоянии. Имеются и гирьки, выполненные в форме "родильного кирпича" с головой человека ( египтянки рожали сидя, на ритуальном кирпиче").

Бог мудрости и счёта Тот, выполняя функции беспристрастного секретаря, записывает имя умершего на священном пальмовом побеге:

То есть, умерший не лгал и является одним из "правых голосом".

Да, он оправдан, и его не сожрёт чудовище Аммат :

Праведник достоин вечно жить на Блаженных Пажитях. Он может по собственной воле вновь появиться в мире людей ( сознательная реинкарнация), или путешествовать по Вселенной в различных обличьях, например- золотого сокола.


Одним из способов этического и религиозного воздействия на людей было и есть формирование представлений продолжении существования после смерти. Идея о том, что после смерти еще что-то будет, а также страх того, что там может быть еще хуже, чем сейчас, может помочь в управлении обществом.

Обещая после смерти прекрасное будущее или избежание чего-то ужасного, можно дать человеку понять, что цена этому не просто жизнь. Проживи свою жизнь определенным способом и тогда будет тебе бонус.

В Древнем Египте эта религиозная технология строилась на противопоставлении ужаса и счастья. Если ты был не достоин, то твою душу пожирала Амат - богиня воздаяния за грехи. Если вел себя при жизни правильно, то тебя пускали в страну благодатных полей Иалу Верховного бога Ра.

Кстати, считается, что прообразом Элизиума (Елисейских полей) как части загробного мира Древней Греции были эти самые поля Иалу.

На суде Осирис, бог возрождения, повелитель Аменти, сидел в окружении 42 богов номов (административных единиц Египта в период XVI—XI вв. до н. э.).

Центр зала суда занимали огромные весы. Фемида была не первой, кто начал использовать их в отправлении правосудия.

На одну чашу часов клалось сердце умершего. Сердце по воззрениям того времени было вместилищем души. Именно поэтом у мумий сердце всегда оставалось.

На другую чашу клалось страусовое перо Маат. В прошлый раз я рассказывал о богине справедливости Маат, носившей это перо у себя на голове.

Взвешивание души осуществляли Анубис, бог мудрости Тот и бог неба и солнца (он же царь живых) Гор.

Если он перечислял все пункты из списка, то Перо Маат и душа приходили в равновесие. Если же назывался не весь список, то душа оставалась тяжелее и душу ждала Амат.

Перо Маат являлось по сути мерилом праведности человека при его жизни. Весы на суде Осириса– способ отыскания правды и справедливости.

Более важно на мой взгляд здесь беспристрастность участников суда. Боги не вмешивались. Только твои поступки и инструменты оценки в виде пера Маат и весов определяли твою праведность. Всё зависит от тебя самого. Перо и весы не будут хитрить.

Читайте также: