В чем главный смысл поэмы о гильгамеше ответ 5 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Гильгамеш пытается найти бессмертие, проходит множество приключений. Встречает своего предка (кажется, его звали Утнапиштим) , который один раз спас богов от голода, и за это боги даровали ему бессмертие.
Утнапиштим предлагает Гильгамешу не спать 7 дней (ведь сон - это маленькая смерть) . Гильгамеш не справился.

Потом, если я верно помню, Гильгамеш раздобыл цветок бессмертия (или что-то вроде того) , но цветок съела змея, пока он купался.

В конце Гильгамеш понимает, что смерть, как и жизнь - это часть его природы, от которой уйти невозможно. Гильгамеш смиряется, успокаивается, и решает оставить в жизни след.

В самом конце эпоса автор приглашает читателя прогуляться по крепостной стене, которую построил царь Гильгамеш: царь умер, он не мог не умереть, но он оставил в жизни след.

Смысл примерно такой: мы смертны, это такая же часть нашей природы, как и жизнь, но мы можем сделать жизнь ярче, или оставить след на много поколений.

P.S. существовало несколько версий еще в древности, они чуть-чуть различаются в деталях, и в хорошей историографии об этом написано.

В интернете информации по теме немного, советую сходить в хорошую библиотеку. Некоторые научные труды по этой теме выпускались в 60-ых годах (если не ошибаюсь) , они вряд ли оцифрованы, поэтому их можно найти только в специализированных библиотеках, куда ходят преподы и научные сотрудники.

Краткое содержание

Главные герои эпоса:

  1. Гильгамеш — полубожественное существо, наделенное сверхсилой, строгий правитель Урука, упрямый и самоуверенный, не признает богов.
  2. Энкиду — приравненное по силе Гильгамешу существо, созданное богом Ну.

На заметку! Урук — древнейшее государство шумеров и вавилонян в третьем тысячелетии до нашей эры.

Люди, подавленные требовательностью и жестокостью правителя, просят помощи богов. По замыслу бога Ну создается Энкиду — существо, подобное зверю, покрытое шерстью и обитающее в пещере. Энкиду приходит к людям благодаря жрице Шахмат.

Изучив быт людей и столкнувшись с жестокостью Гильгамеша, Энкиду вступает в схватку с царем. Равенство сил становится причиной богатырской дружбы противников.

Новые друзья планируют получить вечное признание через расправу с Хумбабой — сильным лесным чудовищем, охранявшим леса. Опасная затея заканчивается победой, Гильгамеш и Энкиду славно входят в город.

Боги разгневаны успехами царя с другом, по их воле Энкиду поражается болезнью и умирает. Смерть друга становится потрясением для царя, он становится одержимым страхом смерти.

Гильгамеш попросил помощи отшельника, разгадавшего тайну бессмертия. Царя погрузили в глубокий сон, но позже сжалившись над ним, рассказали об омолаживающем цветке на дне земли.

Восторженный царь предвкушал вечную жизнь, но аромат цветка привлек змея. Съев цветок, он сбросил шкуру. Царь осознал быстротечность жизни и важность поступков, память о которых дарует бессмертие.

Интересно! Эпос о Гильгамеше — самое крупное произведение, написанное клинописью. Клинописная библиотека была обнаружена в ходе раскопок, начавшихся в 1849 году.

Смысл сюжета

Величайшая поэма о Гильгамеше, смысл которой многогранен, учит состраданию и принятию неизбежности смерти. Глубокий философский смысл заключается в возможности человека проявлять лучшие качества:

  • справедливость;
  • доброту;
  • преданность;
  • смирение;
  • сострадание.

Эти стороны личности позволяют проявлять благородство, стойко преодолевать трудности.

Перед тем, как разобраться, в чем смысл поэмы о Гильгамеше, следует понять, что произведение — не просто выдумка. В нем миф тесно переплетается с реальностью.

Интересно! В поэме упоминается ужасный потоп и сооруженный корабль спасения.

О древнем потопе царь узнал от единственного бессмертного среди людей Утнапиштима (отшельника, владеющим знаниями о тайнах смерти).

В чем смысл концовки

Эпос раскрывает вопросы бытия и небытия. Путь героев, описанный автором, помогает понять, в чем главный смысл поэмы о Гильгамеше. Энкиду, пришедший в мир людей, вкусил их быт: отношения с блудницей Шахмат, укрытие тела тканью, употребление пищи. По замыслу автора этого недостаточно для звания человека.

Гильгамеш, изначально будучи земным жителем, теряет лучшие человеческие качества из-за одиночества. Встреча с равным по силе Энкиду гармонизирует царя.

Смерть Энкиду наводит страх на правителя, но осознание и принятие смертности человека возвращает царя к нормальной жизни. Человек превращается в ничто после кончины, если не оставил исторического следа, не сохранился в памяти. Осознавший это Гильгамеш после отчаяния возвращается к своей миссии — управлению Уруком. В современном контексте сотворение истории включает в себя совершенствование политической сферы, искусства, науки и любое развитие личности вширь.

Поэма о Гильгамеше, смысл которой актуален в современном мире, написана много веков назад. Современная интерпретация идеи затрагивает важные темы. Автор наделил произведение важным замыслом — призывом человечества к свершению важных и стоящих поступков, не противоречащих совести.

Все народности имеют своих героев. В древней Месопотамии таким прославленным героем был царь Гильгамеш - воинственный и мудрый, ищущий бессмертия. Найденные таблички с письменами, повествующие о нем, возможно, являются самым первым памятником литературного мастерства.

Кто такой Гильгамеш?

Легенда о Гильгамеше - это также бесценный источник знаний о верованиях шумеров. В древней Месопотамии царем Урука (сильного и развитого по тем временам населенного города-царства) был жестокий в юности Гильгамеш. Он был силен, упрям, и не питал уважения к богам. Его сила настолько превосходила силу земного человека, что он мог побороть быка или льва одними руками, как это делал библейский герой Самсон. Он мог пойти на иной край света, чтобы увековечить свое имя; и переплыть море Смерти, чтобы дать людям надежду на бессмертную жизнь на земле.

Краткое содержание эпоса о Гильгамеше

Скорее всего, после его кончины народ столь высоко вознес в сказаниях своего царя, что назвал его на две трети богом, и лишь на одну треть - человеком. Он достиг такого почитания благодаря неуемной жажде найти богов и потребовать себе вечной жизни. Именно этот сюжет описывает вавилонское сказание о Гильгамеше.

Это сказание о герое, познавшем много бед в странствиях, анализируют философы и теологи, в надежде найти ответы на вечные вопросы о жизни и смерти, которые возможно знали шумеры.

Друг Гильгемеша – Энкиду

Еще один главный герой эпоса - сильный Энкиду, который пришел от богов, чтобы убить Гильгамеша. Столь жестоко царь Урука обращался с народом, что люди молили верховную богиню создать противника для своего царя, чтобы молодому воителю было куда девать молодой задор и воинственную силу.

И создала богиня шумера по просьбам страждущих полузверя и получеловека. А имя он получил Енкиду – сын Энки. Он пришел сражаться и победить Гильгамеша. Но когда ему не удалось победить соперника в поединке, Энкиду с Гильгамешем смирились с тем, что силы их могучие одинаковы. Впоследствии Гильгемеш стал Енкиду лучшим другом. И Гильгамеш даже привел его к матери – богине Нинсун, чтобы она благословила полузверя как родного брата для своего сына.

Легенда о Гильгамеше

Вместе с Энкиду герой отправился в страну кедров. Судя по всему, страной кедров назывался современный Ливан. Там они убили стража кедрового леса - Хумбабу, за что и пострадал сын Энки.

Согласно легенде, он умер от болезни спустя 12 тяжелых дней вместо самого Гильгамеша. Царь горько оплакивал своего близкого друга. Но самому Гильгамешу было суждено продолжить путь на земле. Краткое содержание эпоса о Гильгамеше дает представление о том, как сильно изменила дружба с этим существом непочтительного к богам Гильгамеша. А после кончины этого героя царь снова в корне преобразился.

Таблички с преданиями

Ученых всех стран интересует вопрос о том, где был создан эпос о Гильгамеше. Эпос был написан на глиняных табличках. Есть предположение, что написана легенда где-то в 22 в. до н.э. Обнаружились 12 табличек с клинописными текстами в конце 19 века. Самую первую из них (ту, что повествует о потопе) нашли при раскопках библиотеки древне-ассирийского царя Шурбанипалла. В то время на этом месте находился город Ниневия. А сейчас это территория нынешнего Ирака.

Поэма о Гильгамеше

А далее исследователь Джордж Смит оправился на поиски иных таблиц на территории Древнего Шумера. Всего в эпосе 12 песен, в каждой из которых по 3000 стихотворных строк текста. Сейчас все эти глиняные таблички хранятся в английском музее всемирной истории.

Кем был записан эпос: версии

Кто написал поэму, ученым-ассириологам неизвестно. Сказание о герое, способном переносить самые страшные тяготы ради высшей цели - самая ценная книга Шумера. Некоторые легенды говорят, будто бы сам Гильгамеш после своего прихода из неведомых стран взялся писать резцом на глине о своих приключениях, дабы предки о них не забыли. Но это маловероятная версия. Написать поэму мог человек, обладающий мышлением художника и художественным слогом, тот, кто верил в силу слова, а не оружия.

Где был создан эпос о Гильгамеше

Кто-то в народе, кто обладал явным литературным талантом, объединил все разрозненные легенды в единую историю и написал ее в виде поэмы. Эта поэма о Гильгамеше, дошедшая до наших дней, считается первейшим литературным произведением.

Краткое содержание эпоса о Гильгамеше

Поэма о Гильгамеше начинается с описания того, как молодой и взбалмошный царь завоевал Урук и отказывался подчиняться царю города Киш Агге. Вместе с молодыми воинами он отстаивает свое царство, приказывает строить каменную стену вокруг города. Это первое упоминание о Гильгамеше. Далее в мифе рассказывается о Гильгамеше и дереве хулуппу (ива, посаженная на берегу реки Евфрат богами), в стволе которого затаилась демоница Лилит. А в корень дерева, посаженного богами, зарылась огромная змея. Гильгамеш здесь показан как храбрый защитник, не позволивший сразить могучее дерево, полюбившееся ассирийской богине любви Инанне.

Когда богиня плодородия Иштар (Исида у греков) оценила мужество молодого царя, она приказала ему стать её мужем. Но Гильгамеш отказался, за что боги направили на землю грозного и огромного быка, жаждущего погубить героя. Гильгамеш вместе с верным и выносливым другом одолевают быка, так же как и великана Хумбабу.

Миф о Гильгамеше

И мать царя, когда тот задумал поход, была чрезвычайно встревожена и просила не идти в бой против Хумбабы. Но все же Гильгамеш никого не слушал, а решал все сам. Вдвоем с другом они побеждают великана, охраняющего кедровый лес. Они вырубают все деревья, выкорчевывают громадные корни. Друзья не использовали эти деревья ни для строительства, ни для чего иного. Кедры имеют в эпосе только какой-то сакральный смысл.

Затем за убийство великана и вырубку сакрального леса боги убивают Энкиду. Он скончался от неизведанной болезни. Несмотря на все мольбы, боги не смилостивились над полузверем. Так рассказывает шумерский эпос о Гильгамеше.

Сказание о Гильгамеше

Гильгамеш одевает на себя рубище и отправляется в неведомый путь, дабы найти истинное знание о том, что такое смерть, и вымолить у высших сил вечную жизнь. Он пересек воды смерти, не побоялся прийти к другому её берегу, где жил Утнапиштим. Тот поведал Гильгамешу о цветке, что растет на дне моря Смерти. Только тот, кто сорвет дивный цветок, может продлить свою жизнь, но все же не навечно. Гильгамеш привязывает тяжелые камни к сильным ногам, и бросается в море.

Найти цветок ему удалось. Однако по пути домой он окунается в прохладный пруд, а цветок оставляет на берегу без присмотра. И в это время змей ворует цветок, на глазах героя становясь моложе. А Гильгамеш вернулся домой, разбитый своим поражением. Ведь он никогда не позволял себе проигрывать. Вот такое краткое содержание эпоса о Гильгамеше.

Библейский потоп в легенде Древнего Шумера

Первый правитель города Урук существовал несомненно. Миф о Гильгамеше - не совсем выдумка. Однако по прошествии тысячелетий образ реального человека и вымысел слились так, что разделить сегодня эти образы не представляется возможным.

Поэма о Гильгамеше содержит развернутый рассказ о Всемирном потопе. Идя по пути, который открыт лишь одному Солнцу, Гильгамеш приходит за ответами на свои вопросы к царству Утнапиштима - единому среди людей бессмертному. Прапредок Утнапиштим, знавший все тайны, повествовал ему об ужасном потопе в древности и построенном корабле спасения. Прототип прапредка Утнапиштима - это ветхозаветный Ной. Откуда шумерам известна эта история о библейском потопе - непонятно. Но согласно библейским сказаниям, Ной действительно жил более 600 лет, и мог считаться бессмертным для представителей иных народов.

Найденная в землях, которые ранее были ассирийскими "Легенда о Гильгамеше, о все видавшем" - находка небывалой значимости, так как дает пищу для размышлений. Эту легенду сравнивают по значению с "Книгой мертвых" египетского народа и даже с Библией.

Основная идея поэмы

Идея поэмы не нова. Трансформация характера героя присуща многим старым легендам. Для таких исследований особенно ценен найденный эпос о Гильгамеше. Анализ верований шумеров, их представлений о жизни и богах, их понятия о том, какова жизнь после смерти – все это продолжают исследовать до сих пор.

Какая же основная идея прослеживается в легенде? В результате своих странствий Гильгамеш не получает того, что искал. В конце сказания, как описывает миф о Гильгамеше, цветок бессмертия оказывается у хитрой змеи. Но духовная жизнь в герое эпоса зарождается. Отныне он верит в то, что бессмертие возможно.

Краткое содержание эпоса о Гильгамеше не подчинено строгому логическому изложению. Поэтому нет возможности проследить последовательно, как развивался герой, какие были у него интересы. Но в легенде говорится, что Гильгамеш стремился к славе, как никто другой. Поэтому он идет на опасное сражение с великаном Хумбабой, от которого героя спасает только просьба к богу Шамашу его матери–богини. Бог Шамаш поднимает ветер, застилающий взор великану, и тем помогает героям в их победе. Но Гильгамешу снова нужна слава. Он идет дальше. Идет в воды смерти.

Все же в конце поэмы царь обретает покой души, когда видит почти готовые стены вокруг царства Урук. Его сердце возрадовалось. Герой эпоса открывает для себя мудрость бытия, которая гласит о бесконечности души, трудящейся ради других. Гильгамеш чувствует облегчение - он смог что-то сделать для будущих поколений.

Он прислушался к совету богов, что был дан ему в саду: человек смертен по природе, и нужно ценить свою короткую жизнь, уметь радоваться тому, что дано.

Анализ некоторых философских проблем, затронутых в эпосе

Наследник трона и герой в столь древнем источнике, как поэма о Гильгамеше, проходит через различные испытания и преображается. Если в начале царь предстает в образе необузданного, своенравного и жестокого юноши, то после гибели Енкиду он уже способен на сердечную глубокую скорбь по другу.

Эпос о Гильгамеше. Философские проблемы

Более глубокое трактование этого эпоса - это преображение духа. Гильгамеш из человека земли превращается в человека неба. Образ Энкиду может трактоваться как звериные инстинкты самого царя. А борьба с ним означает сражение с самим собой. В конечном итоге царь Урука побеждает свое низшее начало, приобретает знания и качества характера существа на две трети божественного.

Сравнение эпоса о Гильгамеше с "Книгой мертвых" египтян

Яркую аллюзию можно обнаружить в истории перехода Гильгамеша через воды мертвых с помощью Харона. Харон в египетской мифологии – это глубокий тощий старик, который перевозит усопшего из мира смертных в иной мир и получает за это плату.

Эпос о Гильгамеше. Анализ

Египетская же "Книга мертвых" - папирус, где записаны различные заклинания. Второй раздел книги посвящен тому, как души попадают в подземный мир. Но если Осирис решал, что душа сделала больше блага, её отпускали и разрешали быть счастливой.

Гильгамеша после общения с богами отправляют обратно в его мир. Он проходит омовение, надевает на себя чистые одежды, и хоть и теряет цветок жизни, является в родной Урук обновленным, освященным благословением.

Эпос в переводе Дьяконова

Русский востоковед И.М. Дьяконов в 1961 году начал переводить эпос. В своей работе переводчик опирался на уже готовый перевод В.К. Шилейка. Эпос о Гильгамеше у него получился наиболее точным. Он проработал множество древних материалов, и к этому времени было уже известно научному миру, что прототип героя все-таки существовал.

Это ценный литературный и исторический документ - эпос о Гильгамеше. Перевод Дьяконова переиздавали в 1973 году и еще раз уже 2006 году. Его перевод - мастерство филологического гения, умноженное на ценность древней легенды, памятника истории. Поэтому все те, кто уже прочел и оценил вавилонское сказание, сказание о Гильгамеше, отзывы о книге оставили замечательные.


Смысл прост, а заключается он в том, чтосмертные люди не могут быть равными богам.


В чём заключается смысл учения Мухаммеда?

В чём заключается смысл учения Мухаммеда?


Почему изображение Гильгамеша со львом называется триумф а не бой Гильгамеша?

Почему изображение Гильгамеша со львом называется триумф а не бой Гильгамеша.


Что такое Гильгамеше?

Что такое Гильгамеше.


Какое главное событие описывается в поэми Илиада?

Какое главное событие описывается в поэми Илиада.


В чём смысл позиции , занятой СССР?

В чём смысл позиции , занятой СССР.


Появление Гильгамеша в городе Урук?

Появление Гильгамеша в городе Урук.


В чём состоял смысл опричнины?

В чём состоял смысл опричнины?


Как человек может достичь бессмертия в эпосе о гильгамеше?

Как человек может достичь бессмертия в эпосе о гильгамеше?


О чём заставила меня задуматься поэма Гомера , , Элиада"?

О чём заставила меня задуматься поэма Гомера , , Элиада"?


В какой стране написали сказание о Гильгамеше?

В какой стране написали сказание о Гильгамеше.


Подскажите , пожалуйста, о чём рассказывается в поэме Гомера Илиада и одиссея?

Подскажите , пожалуйста, о чём рассказывается в поэме Гомера Илиада и одиссея?


Величайшее достижение Израиля — монотеизм, оно настолько очевидно, что упоминать его стало почти банально. И, тем не менее, именно это достижение сформировало всю последующую историю человечества. Ни одно другое достижение человеческой культуры со ..


1. В первое десятилетие своего правления Александр I обещал глубокие преобразования и в определенной степени усовершенствовал систему государственного управления, способствовал распространению просвещения в стране. 2. Впервые в русской истории начал..


ВдолинахТаласаиШупроцессразвитияземледелиябылускоренпроникновениемсогдийцев и расселением их по трассе ВеликогоШелкового пути.


2. 1. Начало строительства пирамид. 2. Организация строительства пирамид. 3. V Династия. 4. Начало упадка древнего государства. 5. Экспедиции за пределы страны. 3. Неравенство в обязанностях и правах. Группы примерно такие : 1. Правители и "ч..


Начало процесса формирования единого государства, обеденяющего Верхний и нижний Египет.



1) Исповедоваться на родном языке. 2) Обряды должны быть дешёвыми. 3)Не должно быть индульгенции(грамота по отпущению грехов). 4)Не должно быть продажи должностей.


Юркизация могла носить как естественный характер— культурные контакты, межнациональные браки ит. П. , так и принудительный (насильственный) характер— завоевание, численное истребление и вынужденное переселение. Наиболее обширная тюркизация нетюркск..


Кутузов в войне 1805 - 1807 гг. Предстает перед нами как полководец, который считает своей основной задачей сберечь армию. Об этом свидетельствует смотр войск под Браунау, когда русский главнокомандующий старался убедить союзников в том, что его ар..


История это наука изучающих прошлое человеческого общества, начиная с момента появления человеческого рода на Земле и до сегодняшнего дня.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: