Узнайте что является источником электрического тока в мотоцикле автомобиле кратко

Обновлено: 05.07.2024

Источником электрического тока в мотоцикле и в автомобиле,является генератор-который тот в свое время вырабатывает электрическую энергию по средством вращения индукционной катушки вырабатывающий ток.
Генератор вырабатывает энергию от вращения ремня который закреплен на двигателе.
Двигатель работает от энергии топлива.
Электроэнергию в быту и на производстве можно сэкономить на многом,перечислю:
Освещение-энергосберегающие лампы,можно сделать больше окон для освещения помещений,в коридорах можно поставить датчик на движение,что бы в темном помещении не горел постоянно свет.
В последнее время актуально природная энергия-это ветрогенераторы, солнечные панели,водонагреватели и отопители от солнечных преобразователей тепла.
Можно много чего придумать,если хорошенечко подумать о экономии электроэнергии ;)


Чаще всего для обладателей любой техники система электропитания является темной чащей, в которой легко заблудиться, так как она живет по своим определенным законам, которые нужно четко понимать.


Систему электрооборудования можно сравнить с нервной системой организма человека. Так же как нервная система — электрическая сеть, окутывая мотоцикл, отвечает за реакцию датчиков, управляемость, контроль и многое другое. Любой неисправный блок или закоротивший провод приводит к нервному тику фары или тремору приборной панели.

Разберем основные базовые понятия из мира электрооборудования, чтобы уметь ориентироваться в ней и находить хотя бы простые неполадки.

Изначально электросеть можно поделить на группы:

  • Источники электроэнергии
  • Потребители электроэнергии
  • Центральная/первичная электросеть
  • Дополнительная/второстепенная электросеть

Источники электроэнергии

Сюда относятся аккумулятор и генератор.

Аккумулятор (не важно, кислотный или гелиевый) необходим для снабжения электричеством системы зажигания, фар, сигнализации и других потребителей энергии при неработающем двигателе, при его работе на малых оборотах или при пуске силового аппарата. К слову, аккумулятор — источник постоянного тока.


На мотоциклах с обилием электрических приборов и дополнительного оборудования, например, музыки, доп.фар или подсветки, существуют параллельные аккумуляторные батареи. Блоки питания, которые ставятся дополнительно с основным аккумулятором, питающие второстепенные приборы или сигнализацию ночью.

Генераторы обычно делят на два вида:

  • Генераторы переменного тока (альтернатор)
  • Генераторы постоянного тока (динамо)

О самих генераторах поговорим подробно отдельной статьей. В нынешнем мире генераторы постоянного тока уже давно вытеснили более простые системы переменного.

К источникам тока так же причисляют стартер, потому что он служит при запуске двигателя. Стартер получает химическую энергию от аккумулятора и преобразует его в механическую для вращения коленчатого вала двигателя.

Потребители электроэнергии

Логично, что если есть источник энергии, то должен быть и тот, кто ее потребляет. Нахлебников у аккумулятора и генератора полно.

К потребителям относятся:

  • Приборы зажигания
  • Осветительные приборы
  • Звуковые приборы
  • Сигнализация
  • Навесное дополнительное оборудование
  • Датчики

Приборы зажигания — оборудование, которое пользуется электроэнергией для создания искры, например, свечи, замок зажигания, катушки и реле.

Осветительные, звуковые приборы, сигнализация и дополнительное оборудование — любой тюнинг и необходимые для комфортной езды приборы так или иначе будут потреблять электричество, начиная от фары дальнего света и заканчивая навигатором.


Датчики — они же распределительная система, все, что касается обратной связи между работающими блоками и приборной панелью, так или иначе не может осуществить свою задачу без электроэнергии. Показатели нейтрали, информация для бортового компьютера, стоп-сигналы, датчики инжектора и многое другое, все это завязано с системой управления и нуждается в электроэнергии.

Электрическая система мотоцикла это замкнутая цепь, любые неполадки в ней чреваты долгим поиском проблемы. К первичной/центральной электро сети можно отнести источники тока и основные потребители, без которых мотоцикл не сможет функционировать, без зажигания, управляющих датчиков, регулирующих работу основных узлов, например, инжектора. К второстепенным/вторичным приборам относятся фары, сигнализация, подсветка и прочее, не влияющее на работу самого двигателя. Отталкиваясь от локации поломки, можно найти причину в сообщающихся узлах, погасшая фара не всегда вина испорченной лампочки, хотя ее стоит осмотреть первой. Но та же фара по яркости свечения поможет определить состояние аккумулятора или работу генератора.

Понимание принципов, по которым живет электрическая сеть мотоцикла, сильно выручает в дороге и при диагностике поломок. Более молодые модели мотоциклов оснащены большим количеством технологий, что делает их "умнее" и труднее для "самолечения" в домашних условиях.

Источниками электрического тока в автомобиле являются аккумуляторная батарея (попростому - аккумулятор) и генератор.

Аккумуляторная батарея (рис. 3.1) обеспечивает снабжение электрическим током его потребителей при неработающем двигателе, а также при его работе на небольших оборотах.

Для ее размещения в моторном отсеке предназначена специальная металлическая полка, на которой она стационарно устанавливается.


Аккумуляторная батарея

Рис. 3.1. Аккумуляторная батарея:
1 - положительная пластина; 2 - сепаратор; 3 - отрицательная пластина; 4 - корпус батареи; 5 - крышка секции батареи; 6 - пробка наливного отверстия; 7 - положительная выводная клемма; 8 - соединительный мостик; 9 - межэлементная перегородка; 10 - опорные пластины

Аккумуляторная батарея состоит из шести отдельных аккумуляторов, которые находятся в одном корпусе и последовательно соединены между собой в единую электрическую сеть. В каждом аккумуляторе протекают электрохимические процессы, в результате которых получается ток напряжением 2 В.

В общей сложности на полюсах аккумуляторной батареи образуется постоянный ток напряжением 12 В.

Аккумуляторная батарея имеет маркировку установленного образца. Например, маркировку 6СТ-60А нужно понимать следующим образом:

  • 6 - количество аккумуляторов в аккумуляторной батарее (для всех легковых автомобилей эта цифра неизменна);
  • СТ - тип аккумуляторной батареи (в данном случае - стартерная, позволяющая запускать двигатель с помощью мощного потребителя электроэнергии (стартера));
  • 60 - емкость аккумуляторной батареи, которая измеряется в ампер-часах (в рассматриваемом примере - 60 А⋅ч);
  • А - обозначение материала, из которого изготовлен корпус аккумуляторной батареи (в рассматриваемом примере - полипропилен).

ПРИМЕЧАНИЕ
Средний срок службы новой аккумуляторной батареи при стандартных условиях эксплуатации - 2-3 года. Обычный гарантийный срок производителя - 12 месяцев.

Генератор - это источник электрического тока, обеспечивающий им всех потребителей при работе двигателя на высоких и средних оборотах (рис. 3.2). Кроме того, функцией генератора является подзарядка аккумуляторной батареи (при работающем двигателе). Без генератора аккумулятор очень быстро разрядится.

В электрическую цепь автомобиля генератор подключается параллельно аккумуляторной батарее (рис. 3.3). Следовательно, снабжать потребителей электрическим током и заряжать аккумулятор он будет только тогда, когда вырабатываемое им напряжение будет больше напряжения, выдаваемого аккумулятором.

Это происходит тогда, когда мотор автомобиля работает на оборотах выше холостых: напряжение электрического тока, который производится генератором, напрямую зависит от скорости вращения ротора генератора, имеющего привод от двигателя.


Генератор
Рис. 3.2. Генератор


Принципиальная электрическая схема генератора
Рис. 3.3. Принципиальная электрическая схема генератора:

Иногда напряжение вырабатываемого генератором электрического тока может быть больше чем необходимо. Для предотвращения такой ситуации в автомобиле используется специальный прибор - регулятор напряжения. Он функционирует в паре с генератором, ограничивая напряжение производимого им тока в районе 13,6-14,2 В. Регулятор напряжения может быть вмонтирован в генератор или располагаться в моторном отсеке отдельно. На панели приборов любого автомобиля обязательно имеется красная лампочка заряда аккумуляторной батареи. Она всегда загорается при включении зажигания и гаснет после запуска двигателя.

Если же при работающем двигателе лампочка не погасла, это свидетельствует о проблемах в системе электропитания.


Источники тока мотоцикла

Под этим понятием подразумеваются устройства, вырабатывающие электрическую энергию, превращающие в электрическую другие виды энергии: химическую, механическую.

Электрическая энергия применяется для системы зажигания (воспламенения электрической искрой рабочей смеси в цилиндрах), звуковой и световой сигнализации, освещения дороги, питания контрольно-измерительных приборов и дополнительного оборудования.

Источниками тока на мотоцикле являются аккумуляторная батарея и генератор.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Аккумуляторная батарея служит для питания током потребителей, когда двигатель не работает или работает с малой частотой вращения коленчатого вала.

Действие аккумулятора основано на превращении электрической энергии в химическую (заряд) и наоборот — химической энергии в электрическую (разряд).

Аккумуляторная батарея состоит из нескольких одинаковых по своему устройству аккумуляторов, соединенных между собой последовательно.

Если заряженный аккумулятор соединить, например, с электрической лампочкой, то она загорится. Начнется разряд аккумулятора — процесс, в результате которого выделяется электрическая энергия и происходят обратные химические превращения активной массы пластин в электролите. Плотность электролита уменьшается, а пластины покрываются налетом сернокислого свинца. После полного разряда аккумулятор тока давать не будет и должен быть снова заряжен.

Количество электричества, которое можно получить от полностью заряженного аккумулятора при его разряде до допустимых пределов, называется емкостью аккумулятора. Емкость измеряется в ампер-часах. Она зависит от количества и размера параллельно соединенных пластин. Чем больше размер и количество пластин, тем больше емкость аккумулятора.

Аккумулятор мотоцикла состоит из банки с электролитом, положительных и отрицательных пластин, отделенных одна от другой изоляционными пластинами-сепараторами.

Банка изготовляется из кислотостойкой пластмассы и имеет на дне ребра, на которые опираются пластины.

Количество запасаемой аккумулятором при заряде и отдаваемой при разряде электрической энергии (емкость батареи) зависит, как уже отмечалось, от количества активной массы, а еще больше — от размера ее поверхности, соприкасающейся с электролитом. Чтобы увеличить емкость, в аккумуляторе устанавливается по нескольку одинаковых пластин, соединенных в отрицательный и положительный полублоки. Каждый из этих полублоков имеет свою выводную клемму-штырь.

При сборке полублоков в один блок положительные пластины вставляются между отрицательными, а между пластинами помещаются сепараторы, которые изготовляются из специально обработанного дерева, микропористой пластмассы или из стекловолокна. Они предупреждают короткое замыкание пластин и в то же время свободно пропускают через себя электролит.

Собранные блоки пластин вставляются в банку. Аккумулятор закрывается сверху крышкой, имеющей два отверстия для штырей и одно отверстие с резьбой для пробки. Через это отверстие заливается электролит и контролируется его уровень. В пробке имеется вентиляционное отверстие, сообщающее полость аккумулятора с атмосферой, что необходимо для выхода газов.

Отдельные аккумуляторы при помощи перемычек (свинцовых пластин) соединяются в батарею. После сборки батареи крышки аккумуляторов заливаются кислотостойкой мастикой.

Уход за аккумуляторной батареей сводится к систематической проверке уровня и плотности электролита и очистке поверхности мастики и клемм от загрязнений.


Рис. 1. Мотоциклетная аккумуляторная батарея:
1 — сепаратор; 2 — положительные пластнны; 3—банка; 4 — перегородка банки; 5 — крышка банки; 6 — отрицательная клемма; 7 — крышка батареи; 8 — межзлементные соединения; 9 — пробка заливного отверстия; 10—резиновый упор; 11 — положительная клемма; 12 — штырь; 13 — баретка; 14 — отрицательные пластины; 15 — выступы на дне банки

При приготовлении электролита нужно помнить, что при смешивании воды и серной кислоты выделяется большое количество тепла. Если лить воду в кислоту, то первые же капли разлетятся стороны, как от попадания на раскаленную сковороду. Поэтому можно лить только кислоту в воду, а не наоборот. И не просто лить, а тонкой струйкой при непрерывном помешивании.

Плотность электролита определяется с помощью ареометра (кислотомера) или плотномера.

При работе с аккумулятором нельзя пользоваться открытым огнем — можёт произойти взрыв, поскольку из отверстий в банках выделяется смесь водорода с кислородом. Следует также остерегаться попадания электролита на кожу (особенно на слизистые оболочки глаз) и одежду, так как он чрезвычайно агрессивен. В случае попадания раствора кислоты на тело или одежду необходимо смочить эти места раствором аммиака или соды.

Наиболее распространенными неисправностями аккумуляторов являются: сульфатация, короткое замыкание пластин и трещины банок. Сульфатация — появление на пластинах налета сернокислого свинца — результат долгого хранения аккумулятора в разряженном состоянии. Короткое замыкание пластин происходит в результате скопления на дне банок выкрошившейся активной массы. Трещины банок, как правило,— следствие ударов, сильной тряски незакрепленных аккумуляторов.

Генератор служит для питания током потребителей и для подзарядки аккумуляторной батареи при работе двигателя.

Электрический ток может быть получен при вращении замкнутого проводника между магнитными полюсами. Затрачиваемая на это вращение механическая энергия превращается в электрическую. На этом свойстве основано устройство генератора.

На мотоциклах применяются генераторы двух типов: постоянного и переменного тока.

Генератор постоянного тока состоит из двух основных частей: статора и ротора. Статор закрепляется неподвижно в проточке картера двигателя, в нем по окружности корпуса на магнитных полюсных башмаках закреплены соединенные между собой обмотки возбуждения. На статоре же находятся токосъемные щетки, сколь-вящие по коллектору ротора. Коллектор представляет собою набор изолированных друг от друга контактных пластин.

При вращении ротора его обмотки пересекают магнитное поле лолюсов статора, возникает электрический ток, который с пластин коллектора (каждая пластина соединена со своей петлей обмотки ротора) снимается токосъемниками — щетками.

Чтобы сгладить эти пульсации, в дополнение к генераторам постоянного тока ставят приборы — реле-регуляторы, о которых подробно будет сказано ниже. Пока важно усвоить, что эти приборы ограничивают напряжение, вырабатываемое генератором, на любых режимах и дают возможность подзаряжать на ходу аккумуляторную батарею.

Рассмотрим конструкцию двух генераторов постоянного тока наиболее распространенных типов.


Рис. 2. Генератор Г-414:
1 — крышка генератора; 2 — якорь; 3— корпус генератора; 4 — обмотка возбуждения; 5 — полюс электромагнита; 6 — щеткодержатель; 7 — коллектор

Якорь (ротор) состоит из стального вала с сердечником и пазами, в которых помещены секции обмотки. Сердечник собран из тонких, изолированных друг от друга пластин мягкого трансформаторного железа. Концы секций припаяны к пластинам коллектора.


Рис. 3. Генератор Г-36М7:
1 — прерыватель; 2 — кулачок; 3— якорь; 4— статор; 5 — полюс; бкатушка возбуждения; 7 — конденсатор; 8 — щеткодержатель; 9 — клеммник; 10 — коллектор якоря

Генераторы постоянного тока устанавливают на мотоцикле обязательно с регуляторами напряжения, так как при повышении скорости вращения коленчатого вала двигателя может создаться опасное напряжение, превышающее допустимое для потребителей.

Для предохранения батареи аккумуляторов от разряда через генератор при малой скорости вращения вала двигателя устанавливается реле обратного тока.

При неработающем двигателе контакт усилием плоской пружины прижат к контакту, соединенному с массой генератора.


Рис. 4. Схема реле-регулятора СБ-22:
1, 4 — изолирующие проклгдки; 2 — вибратор; 3 — пластинчатая пружина; о — корпус генератора; 6, 8, 12 — неподвижные контакты; 7, 13 — подвижные контакты; 9 — обмотка возбуждения генератора; 10 — добавочное сопротивление; 11 — шунтован обмотка; 14—корпус реле-регулятора; 15 —. пружина; 16 — якорек реле обратного тока; 17 — сериесная обмотка

Когда генератор включается в работу, ток через реле идет по пути наименьшего сопротивления, он быстро подмагничивает обмотки возбуждения генератора и от этого быстро растет напряжение

С ростом напряжения шунтовая обмотка намагничивает сердечник до такой степени, что контакт подтянется к корпусу, разомкнётся с контактом. Ток пойдет уже по новому пути — через дополнительное сопротивление 10. В результате напряжение снизится. Естественно, тут же ослабнет действие электромагнита, вибратор отойдет в прежнее положение и замкнет контакты. Так работает первая ступень.

С ростом частоты вращения коленчатого вала двигателя напряжение, однако, будет расти все больше, и тогда вибратор подтянется в крайнее правое положение, контакты замкнутся. Обмотка возбуждения генератора замкнется накоротко, генератор прекратит подачу тока. Это произойдет на мгновение, потому что тут же исчезнет магнитное действие сердечника, и вибратор разомкнет контакты. Так действует вторая ступень.В процессе работы число колебаний вибратора достигает 50 в секунду и тем обеспечивается достаточная стабильность напряжения.

Реле обратного тска предназначено для автоматического включения генератора в сеть, когда его напряжение станет больше, чем аккумулятора, и отключения, когда оно будет меньше.

При неработающем генераторе контакты разомкнуты. Тем самым разорвана и цепь генератор — аккумулятор.

С началом работы, как только напряжение генератора достигнет величины 6,3—6,5 В, т. е. превысит напряжение батареи, шунтовая обмотка намагнитит сердечник и вибратор замкнет контакты. Ток через сериесную (последовательную) обмотку пойдет от генератора к аккумулятору. Начнется заряд последнего.

Если напряжение генератора станет меньше, чем батареи, ток в сериесной обмотке изменит направление на противоположное, отчего ослабится действие электромагнита. Вибратор под действием пружины отойдет в исходное положение, контакты разомкнутся.

В процессе эксплуатации реле-регулятор, как правило, ухода не требует. Если же нарушится его регулировка, без точных приборов ее восстановить не удастся и придется обращаться к специалисту.

На мотоциклах ковровского и минского заводов устанавливаются генераторы переменного тока. Они меньше по размеру, проще по устройству. Работают такие генераторы самостоятельно, без аккумуляторной батареи.

Принцип их действия тот же, что и у генераторов постоянного тока. Но здесь корпус статора изготовлен из стали и имеет восемь полюсов, на каждый из которых надета катушка. А ротор — это постоянный магнит. При вращении магнита его силовые линии пересекают обмотки катушек и в них индуцируется ток.

У генератора Г-38, например, три катушки, соединенные последовательно, предназначены для системы зажигания, а остальные пять —для освещения и сигнализации. В других генераторах соединение может быть иным.

Отсутствие коллектора и щеток делает генераторы переменного тока весьма нетребовательными к уходу и очень надежными в работе.


Рис. 5. Генератор переменного тока:
1 — передняя крышка; 2 — кулачок прерывателя; 3 — обмотка статора; 4 — носок коленчатого вала; 5 — ротор; 6 — статор

На передней крышке статора любого генератора закрепляется прерыватель, состоящий из подвижного и неподвижного контактов.

Напряжение, вырабатываемое генератором переменного тока, не регулируется. Обмотки подобраны таким образом, что с увеличением скорости вращения ротора напряжение на клеммах изменяется в достаточно узких пределах за счет увеличения индуктивного сопротивления обмоток.

Читайте также: