Условия эффективности педагогического процесса кратко

Обновлено: 04.07.2024

- качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.

Критериями эффективности целостного педагогического процесса являются:

- уровень обученности ребенка;

- уровень его воспитанности.

Процессуальная оценка эффективности педагогического процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога.

К направлениям модернизации педагогического процесса относятся:

- демократизация процесса управления;

В основе демократизации процесса управления лежат:

- гласность, как условие единства педагогического коллектива, обеспечивающее реальное участие каждого в управлении;

- децентрализация общеобразовательного учреждения;

- государственно-общественный характер управления образовательным учреждением;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

-автономность образовательного учреждения;

- юридическая самостоятельность образовательного учреждения;

-право педагога на творчество;

- право школьника на выбор общеобразовательного учреждения, формы и профиля обучения.

Важно, чтобы процесс демократизации происходил взаимосвязано с другими процессами, такими как:

Гуманизация образования предусматривает

- распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения;

- обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.

Гуманизация связана с поворотом образовательного учреждения лицом к ребенку - постановке в центре педагогического внимания интересов и проблем ребенка (полное доверие, принятие его личных целей, запросов, интересов, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире), с ориентацией не только на подготовку его к будущей жизни, но и обеспечение его сегодняшней жизни.

Гуманитаризация образовательных программ - система мер, направленных на

- приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования,

- установление гармоничного равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами,

- и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых.

Наиболее актуальным на данный момент является внедрение технологий гуманитаризации и гуманитаризации в обучение.

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений - это технологии

- с процессуальной ориентацией,

- приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода,

- нежестким демократическим управлением,

- яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностные технологии.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение (гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили).

Педагогический процесс эффективен только при определенных психолого-педагогических условиях, в частности:

  • педагогический процесс должен быть подчинен целям, которые находились бы соответствии с потребностями развития общества;
  • ориентация педагогического процесса на обучаемых;
  • формирование всесторонне развитой личности;
  • максимальная интенсификация учения;
  • построение педагогического процесса на основе современных интенсивных психолого-педагогических технологий;
  • грамотное управление педагогическим процессом.

Условия эффективности педагогического процесса

Педагогический процесс должен быть подчинен целям и потребностями развития общества XXI века. Это условие выражается в полной и правильной ориентации педагогического процесса и его субъектов на достижение цели и получение результата, полностью отвечающего ей. Педагогике в целом и образованию в частности принадлежит роль катализатора общественного развития. Это фактор долговременного развития. В целях педагогического процесса должна реализовываться опережающая функция.

Стержень педагогической работы — целенаправленность, деятельность ориентированная результат и обеспечивающая его достижение.

Педагогический процесс должен быть ориентирован на обучаемых. Любое образовательное учреждение создается и функционирует для учеников. Главная цель педагогического процесса в подготовке всесторонне развитой личности. Главный результат — высокообразованный с устойчивыми морально-нравственными принципами человек. Без высокого уровня образованности, морали и культуры человек скорее будет вреден в трудовом коллективе, на государственной службе, проявит себя как формалист, равнодушный к результатам деятельности, не ищущий способов повышения качества и производительности деятельности, не заинтересованный в новых формах и методах работы.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще одно важное условие - максимальная интенсификация учения обучаемых. Ничему нельзя научить человека без его собственной активной деятельности. Все компоненты личности – продукт собственных, упорных и длительных усилий педагога и ученика. Ошибочно считать, что преподавание – это передача знаний ученикам, а их учение - это восприятие и запоминание их. Учение эффективно, когда представлено активной, педагогически и психологически насыщенной деятельностью личности. Успехи в педагогическом процессе прямо пропорциональны характеру и силе его мотивации, моральных отношений, воли.

Максимальная интенсификация учения требует обучения учеников способам и приемам работы, создания благоприятных условий для самостоятельной работы, большего времени в педагогическом процессе для этого. Необходимо заинтересовать и увлечь учебой, создать систему стимулов к формированию себя как личности и профессионала. Важно обеспечить в образовательном учреждении стиль работы, при котором не заставляют обучающегося учиться, а создают обстановку в которой самому индивиду хотелось бы учиться.

Образовательный процесс в настоящее время

Построение образовательного процесса на основе современных психолого-педагогических технологий очень важно в современном мире. За последние время многое изменилось в организации образования, но очень мало меняется в педагогических технологиях, формах и методах преподавания. Педагогические технологии включают методические разработки, специфичные педагогические микросистемы. Переход педагогического сознания от традиционных методов к педагогическим технологиям повышает уровень его целеустремленности, системности. В педагогике они особенно необходимы и эффективны.

Очень важно грамотное, профессиональное управление педагогическим процессом. Этим должны заниматься педагоги-профессионалы, люди с высокой педагогической культурой. Каждый педагог является одновременно проектировщиком, технологом, организатором и чернорабочим на определенном участке образовательного процесса.

Условия эффективности педагогического процесса

Отношения между педагогом и учащимся

Эффективный педагогический процесс предполагает установление субъект-субъектных отношений между педагогом и обучаемыми. Учащийся выступает одновременно объектом преподавания и субъектом учения. Объектом деятельности в данном случае является содержание образования. Педагог в свою очередь выступает субъектом преподавания. Его деятельность также нацелена на содержание образования.

Условия эффективности педагогического процесса

Основой сотворчества педагога и ученика в педагогическом процессе является сотрудничество в разнообразной деятельности. Это может быть труд, познание или общение. Такое сотрудничество составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном педагогическом процессе.

Сотворчество – это одновременно плодотворное общение педагога и обучаемого с помощью языковой деятельности и совместное преобразование действительности, создание новой педагогической реальности.

Творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности всех участников педагогического процесса, а также в формировании их личностного языкового статуса в этом пространстве. Это становится одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация.pptx

 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Описание презентации по отдельным слайдам:

 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЭФФЕКТИВЕН ПРИ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЭФФЕКТИВЕН ПРИ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ПЕД.ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДЧИНЁН ОПРЕДЕЛЁННЫМ ЦЕЛЯМ ОРИЕНТАЦИЯ ПРОЦЕССА НА ОБУЧАЕМЫХ ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ОРИЕНТАЦИЯ НА СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАКСИМАЛЬНАЯ ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ ГРАМОТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕД. ПРОЦЕССОМ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДЧИНЁН ОПРЕДЕЛЁННЫМ ЦЕЛЯМ СТЕРЖЕНЬ ПЕДА.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДЧИНЁН ОПРЕДЕЛЁННЫМ ЦЕЛЯМ СТЕРЖЕНЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РЕЗУЛЬТАТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН БЫТЬ ОРИЕНТИРОВАН НА ОБУЧАЕМЫХ. ЛЮБОЕ ОБРАЗОВА.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН БЫТЬ ОРИЕНТИРОВАН НА ОБУЧАЕМЫХ. ЛЮБОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЗДАЁТСЯ И ФУНКЦИОНИРУЕТ ДЛЯ УЧЕНИКОВ.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧН.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ. ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – ВЫСОКООБРАЗОВАННЫЙ С УСТОЙЧИВЫМИ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫМИ ПРИНЦИПАМИ ЧЕЛОВЕК.

МАКСИМАЛЬНАЯ ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ. НИЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА.

МАКСИМАЛЬНАЯ ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ. НИЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА БЕЗ ЕГО СОБСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ХОЧУ УЧИТЬСЯ

ДО СЕМИ ЛЕТ ДЕТЕЙ УЧАТ ХОДИТЬ И ГОВОРИТЬ, А В ШКОЛЕ ИХ УЧАТ… СИДЕТЬ И МОЛЧА.

ДО СЕМИ ЛЕТ ДЕТЕЙ УЧАТ ХОДИТЬ И ГОВОРИТЬ, А В ШКОЛЕ ИХ УЧАТ… СИДЕТЬ И МОЛЧАТЬ. КТО НА УРОКЕ БОЛЬШЕ ГОВОРИТ, ТОТ… БОЛЬШЕ УЧИТСЯ. ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ. (РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА). КАК УЧИТЬ?

ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГ.

ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОЧЕНЬ ВАЖНО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Педагогическая технология это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько); это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков); совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев); это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя (Монахов В. М.);

Личностно ориентированные технологии обучения Технология обучения как учеб.

Личностно ориентированные технологии обучения Технология обучения как учебного исследования Технология коллективной мыслительной деятельности Технология эвристического обучения Проектная деятельность Развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин)

Предметно-ориентированные технологии обучения Технология постановки цели Тех.

Предметно-ориентированные технологии обучения Технология постановки цели Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина) Технология педагогического процесса (С. Д. Шевченко ) Технология концентрированного обучения Модульное обучение

Информационные технологии ИКТ Технологии дистанционного обучения Технологии.

Интерактивные технологии Технология «Развитие критического мышления че.

Преимущество использования современных технологий вовлечение каждого ученика.

Преимущество использования современных технологий вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; учитель координирует деятельность обучающихся, формирует навыки добывания знаний; атмосфера сотрудничества.

 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА

ОСНОВОЙ СОТВОРЧЕСТВА ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ЯВЛЯЕТСЯ С.

ОСНОВОЙ СОТВОРЧЕСТВА ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ЯВЛЯЕТСЯ СОТРУДНИЧЕСТВО Сотрудничать - значит совместно трудиться, Не просто трудиться, А чем-то друг с другом делиться; Чтоб ты помогал И тебе помогали, Чтоб ты начинал, А друзья продолжали…

«СКАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ. ПОКАЖИ МНЕ, И, МОЖЕТ БЫТЬ, Я ЗАПОМНЮ. СДЕЛАЙ МЕНЯ СО.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗАВИСИТ ТАКЖЕ ОТ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ПЕДАГОГ.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗАВИСИТ ТАКЖЕ ОТ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РОДИТЕЛЕЙ

организация диагностической работы по изучению семей; организация психолого-.

организация диагностической работы по изучению семей; организация психолого-педагогического просвещения родителей; создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся; выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания; внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики; вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета; создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением; объединение родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, клуб одиноких отцов, матерей, родителей-инвалидов ) НАПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ И СЕМЬИ


Выбранный для просмотра документ Условия эффективности педагогического процесса.docx

Условия эффективности педагогического процесса

Педагогический процесс – одна из важнейших, основополагающих категорий педагогической науки. Под педагогическим процессом понимается специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагогический процесс эффективен только при определенных психолого-педагогических условиях, в частности:

педагогический процесс должен быть подчинен целям, которые находились бы соответствии с потребностями развития общества;

ориентация педагогического процесса на обучаемых;

формирование всесторонне развитой личности;

максимальная интенсификация учения обучаемых.

построение педагогического процесса на основе современных психолого-педагогических технологий.

грамотное управление педагогическим процессом

Рассмотрим подробнее условия эффективности педагогического процесса .

Педагогический процесс должен быть подчинен целям и потребностями развития общества XXI века. Это условие выражается в полной и правильной ориентации педагогического процесса и его субъектов на достижение цели и получение результата, полностью отвечающего ей. Педагогике в целом и образованию в частности принадлежит роль катализатора общественного развития. Это фактор долговременного развития. В целях педагогического процесса должна реализовываться опережающая функция. Стержень педагогической работы — целенаправленность, деятельность ориентированная на результат и обеспечивающая его достижение.

Педагогический процесс должен быть ориентирован на обучаемых . Любое образовательное учреждение создается и функционирует для учеников.

Главная цель педагогического процесса в подготовке всесторонне развитой личности. Главный результат — высокообразованный с устойчивыми морально-нравственными принципами человек. Без высокого уровня образованности, морали и культуры человек скорее будет вреден в трудовом коллективе, на государственной службе, проявит себя как формалист, равнодушный к результатам деятельности, не ищущий способов повышения качества и производительности деятельности, не заинтересованный в новых формах и методах работы.

Еще одно важное условие - максимальная интенсификация учения обучаемых . Ничему нельзя научить человека без его собственной активной деятельности. Все компоненты личности – продукт собственных, упорных и длительных усилий педагога и ученика. Ошибочно считать, что преподавание – это передача знаний ученикам, а их учение - это восприятие и запоминание их. Учение эффективно, когда представлено активной, педагогически и психологически насыщенной деятельностью личности. Успехи в педагогическом процессе прямо пропорциональны характеру и силе его мотивации, моральных отношений, воли. Максимальная интенсификация учения требует обучения учеников способам и приемам работы, создания благоприятных условий для самостоятельной работы, большего времени в педагогическом процессе для этого. Необходимо заинтересовать и увлечь учебой, создать систему стимулов к формированию себя как личности и профессионала. Важно обеспечить в образовательном учреждении стиль работы, при котором не заставляют обучающегося учиться, а создают обстановку в которой самому индивиду хотелось бы учиться.

Образовательный процесс в настоящее время

Построение образовательного процесса на основе современных психолого-педагогических технологий очень важно в современном мире. За последние время многое изменилось в организации образования, но очень мало меняется в педагогических технологиях, формах и методах преподавания. Педагогические технологии включают методические разработки, специфичные педагогические микросистемы. Переход педагогического сознания от традиционных методов к педагогическим технологиям повышает уровень его целеустремленности, системности. В педагогике они особенно необходимы и эффективны.

Очень важно грамотное, профессиональное управление педагогическим процессом. Этим должны заниматься педагоги-профессионалы, люди с высокой педагогической культурой. Каждый педагог является одновременно проектировщиком, технологом, организатором и чернорабочим на определенном участке образовательного процесса.

Отношения между педагогом и учащимся

Эффективный педагогический процесс предполагает установление субъект-субъектных отношений между педагогом и обучаемыми. Учащийся выступает одновременно объектом преподавания и субъектом учения. Объектом деятельности в данном случае является содержание образования. Педагог в свою очередь выступает субъектом преподавания. Его деятельность также нацелена на содержание образования.

Основой сотворчества педагога и ученика в педагогическом процессе является сотрудничество в разнообразной деятельности. Это может быть труд, познание или общение. Такое сотрудничество составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном педагогическом процессе.

Сотворчество – это одновременно плодотворное общение педагога и обучаемого с помощью языковой деятельности и совместное преобразование действительности, создание новой педагогической реальности. Творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности всех участников педагогического процесса, а также в формировании их личностного языкового статуса в этом пространстве. Это становится одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества.

Школа хороша, если в ней хорошо каждому ученику .

В сегодняшнем мире ребёнок не чувствует себя безопасно и комфортно, школа должна создать условия для развития личности.

Негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков обучающимися.

Негативные явления: жалобы родителей и обучающихся на некоторые моменты в поведении учителей, конфликтные ситуации, возникающие в отношениях с учителями.

Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроке и, как следствие нервные срывы.

Комфортно чувствуют себя в школе только 58% обучающихся, 28 % часто конфликтуют с учителями. При отсутствии благоприятного психологического климата школа не может решать поставленные перед ней задачи.

Культура общения учителя является показателем того, как, каким образом, с помощью каких наиболее отвечающих решению конкретных педагогических задач и способов взаимоотношений учителю удается реализовать общие принципы обучения и воспитания. Чем выше диапазон применяемых приемов и средств общения, тем боле высок уровень культуры учителя.

Человеческие отношения образуют основу социально – психологического климата коллектива. Оно является тем социальным клеем, который сплачивает учителей и служит противоядием от раздоров и конфликтов.

Работая в школе нужно научиться общаться со школьниками, грамотно взаимодействовать с коллегами по работе, администрацией, вести конструктивные разговоры с родителями обучающихся, от этого, как отмечают психологи, зависит настроение учителя на работе. Взаимоотношения в коллективе сильно отражаются и на качестве учебно – воспитательной работы.

Эффективность педагогического процесса зависит также от вовлечения в педагогический процесс родителей

Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы . Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование своих детей. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные интересы, то они являются для ребенка авторитетом.

Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Из опыта работы ряда образовательных учреждений можно выделить следующие приоритетные направления совместной деятельности школы и семьи:

организация диагностической работы по изучению семей;

организация психолого-педагогического просвещения родителей;

создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;

выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;

создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением;

объединение родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, клуб одиноких отцов, матерей, родителей-инвалидов и др.)

Эффективность в педагогике – это совокупность действенных обучающих факторов формирующихся на основе психолого-педагогических условий, таких как:

  • Подчинение педагогического процесса целям, соответствующим потребностям развития общества.
  • Ориентация педагогического процесса на обучающихся.
  • Формирование всесторонне развитой личности.
  • Максимальная интенсификация обучения.
  • Построение педагогического процесса, основываясь на современных психолого-педагогических технологиях высокой интенсивности.
  • Грамотное управление педагогическим процессом.

Эффективность в педагогике

Педагогический процесс, как правило, подчиняется целям и потребностям современного общества. Данное условие находит свое выражение в полноценной корректной ориентации педагогического процесса и его субъектов на достижение поставленной цели и получение соответствующего результата. Педагогике и в частности образованию принадлежит роль ускорителя общественного развития, что является долговременным фактором. В целях педагогического процесса должна быть реализована опережающая функция.

Базовыми элементами в любой педагогической деятельности являются целенаправленность и деятельность, ориентированная на получение результата, способная обеспечить достижение поставленной цели.

Как уже упоминалось ранее, педагогический процесс ориентирован на обучающихся. Любое образовательное учреждение формируется и функционирует для учеников и обеспечение их потребностей в развитии. Из этого следует, что главная цель педагогического процесса – формирование всесторонне развитой личности. Результатом качественно организованного образовательного процесса становится высокоразвитый, с высокими нравственно-моральными принципами человек. Без должного уровня образования, морали и культуры человек будет обузой трудового коллектива, будет проявлять себя как формалист, равнодушный к результатам любой общественно полезной деятельности, не стремящийся к обнаружению методов повышения качества и производительности труда, не проявляющий интереса к инновациям трудового процесса.

Еще одно важное педагогическое условие – это максимальная интенсификация обучающихся. Человека невозможно научить ничему новому, если он не проявляет самостоятельного стремления к познанию. Все компоненты личности формируются за счет собственных упорных трудов и длительных усилий со стороны педагога и ученика. Бытует ошибочное предположение, что преподавание – это механическая передача знаний к подрастающему поколению, а учение – это восприятие и запоминание новой информации. Обучение считается эффективным, если представляется в формате активной, педагогически и психологически насыщенной деятельности личности. Успехи в педагогическом процессе прямо пропорциональны характеру и силе его мотивации, воли и моральных отношений.

Процесс максимальной интенсификации подразумевает необходимость обучения воспитанников способам и приемам работы, создания благоприятных условий для самостоятельной практики, требует большего времени в педагогическом процессе.

Педагогу необходимо пробудить интерес к учению, сформировать систему стимулирующих факторов для формирования себя как личности и профессионального работника. Важно создать в учреждении стиль работы, при котором обучение происходит не по принуждению, а по личному желанию учащихся, благодаря созданным для этого условиям.

Современное образование как процесс

Формирование современного образовательного процесса происходит на базе актуальных психолого-педагогических технологий, что имеет высокую степень значения для современного общества. За последнее время произошло множество изменений в системе организации образовательного процесса, однако, сами педагогические технологии, формы и методы преподавания, остаются неизменны на протяжении многих лет. Под педагогическими технологиями принято понимать методические разработки и специфические педагогические микросистемы. Переход педагогического сознания от традиционных методов к современным технологиям построения обучающего процесса повышает уровень целеустремленности и системности, которые в педагогике имеют особое значение и высокую эффективность.

Крайне важно осуществлять управление педагогическим процессом корректно, профессионально и грамотно. Допускать к такой деятельности следует профессионалов высокого уровня и культурных ценностей. В процессе обучения каждый педагог исполняет роль проектировщика, технолога, организатора и чернорабочего на вверенном ему участке образовательного процесса.

Современное образование как процесс

Отношения между педагогом и учеником

Для эффективного осуществления образовательного процесса необходимо формирование субъект-субъектных отношений между педагогом и учащимся. В данной схеме учащийся выступает как объект, и как субъект учения. Объектом деятельности же в данном случае является содержание образования. Педагог в свою очередь выступает субъектом преподавания, а его деятельность имеет нацеленность на содержание образования.

Отношения между педагогом и учеником

Основой творческого взаимодействия педагога и ученика в педагогическом процессе является совместная разнонаправленная деятельность, такая как труд, общение или познание. Такой способ взаимодействия формирует перспективу для обучения творчеству посредством творческого подхода в современной педагогике.

Сотворчество – это одновременно плодотворное общение педагога и обучающегося посредством языковой активности и совместное преобразование действительности, создание новой педагогической реальности.

Взаимное творческое обогащение находит свое проявление в расширении функционального поля деятельности всех участников педагогического процесса, в формировании их личностного языкового статуса в этом пространстве. Все это становится важным условием и надежным критерием плодотворного сотрудничества.

Читайте также: