Уроки доброты в рассказе уроки французского план

Обновлено: 05.07.2024

Задачи:

1. учить самостоятельной работе с текстом, сжатому изложению повествовательного текста с элементами рассуждения

2. обогащать лексику путем ввода литературных понятий

3. развивать устную речь учащихся посредством развернутого ответа на вопросы

4. развивать навыки характеристики героя

5. отрабатывать навыки выразительного чтения учащихся

6. воспитывать у учащихся наблюдательность, отзывчивость, доброту

Оборудование:

Форма урока: размышление.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

В 2015 году наша страна отмечает значимую дату – 70 лет со дня окончания Великой Отечественной Войны. Слайды № 1,2,3
Война! Это страшно. А как детское сердечко сжималось от потерь, боли, страдания, страха! И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту. Слайды №3,4,5
Во все времена эти понятия остаются неизменны. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли свое отражение в народной мудрости. Я надеюсь, что и вы, ребята, знаете пословицы, поговорки, высказывания о добре и доброте.

2. Работа по выбору эпиграфа к уроку.

Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку, я предлагаю вам выбрать самостоятельно.Слайд №7

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н.Толстой

Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра.
Б.Пастернак

Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока.

- Почему вы не выбрали строки Б. Пастернака? (Потому что во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям)

Запишите выбранный вами эпиграф в тетрадь. Слайд №8

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Он на себе ощутил тяготы военного и послевоенного детства. Понять, что это было за время, нам помогут документальные кадры и фотографии. 1948 год. Слайд №9, 10

Недавно закончилась война. В стране разруха. Не хватает продовольствия. Действует карточная система снабжения продуктами. Слайд №11

Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым. Слайд №12

Только имея доброе сердце, можно написать такие проникновенные строки.

Сидит… Кусочком хлебушка тарелку молча трёт,
Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврёт… .
И вот тарелка светится, сверкает белизной,
Как будто чудо-зеркальце из сказочки одной.

Ещё движенье корочки и выплывет со дна
Холодная, голодная, последняя война.
Всплывёт щадящей плошкою полуподвальный свод
И мальчуган с ладошкою, протянутой вперёд.

Всё ближе, нестерпимее в заветном том кольце
Кричат глаза огромные на узеньком лице.
Забудь, другое времечко и сказочка не та.
Но всё ж чиста тарелочка, тарелочка пуста.

- Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными? (автобиографичными называют те произведения, в которых автор использовал как материал события из своей личной жизни). Слайд №16

3. Беседа по тексту:

1. Почему мальчик оказался в райцентре?

2. Во сколько лет началась его самостоятельная жизнь?

3. Знал ли мальчик, какие испытания выпадут на его долю?

4. Найдите отрывки в произведении и зачитайте их.

5. Какие же это испытания?

6. Почему наш герой не жалуется взрослым?

7. Почему не следит, кто у него ворует?

8. Всякий ребёнок может выдержать такое?

а) Легко ли было матери учить сына в райцентре?

б) Ребята, как вы думаете, был сын благодарен матери?

10. Почему же наш герой не уехал домой?

11. Как учился мальчик?

12. Почему он всегда готовился к урокам?

13. Почему он ввязался в игру на деньги? - А как вы, ребята, повели бы себя в такой ситуации на месте героя?

14. А как относятся к игре Вадик и рассказчик?

- Как вы считаете, можно ли оправдать игру на деньги?
- Счастлив ли герой, получая деньги таким образом?

Вывод: итак, вы видите, что нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей-то милости или подачки он не стал.

16. Почему нашему герою пришлось смириться?

Ученики: потому что он не мог доказать свою правоту.

17. Почему Вадик и Птаха избили героя?

Ученики: Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.

19. Как ведет себя герой в драке и после неё?

20. Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?

Дети: Честным и принципиальным.

Представить, как выглядит герой произведения и какими качествами он наделён, нам помогает портрет.

- Вспомните, что такое портрет в литературном произведении? Слайд № 18

- Кому противопоставляется в повести Лидия Михайловна? И как такой прием называется в литературе?Слайд №19

- Скажите, как вы можете охарактеризовать героев в этой ситуации? Начнем с мальчика, что в этот момент он пережил? (Он боялся, что его выгонят из школы, это позор, ему стыдно перед мамой, он бережно относился к маме, он боится не наказания, а позора)

- А что вы можете сказать о Лидии Михайловне?

(В этой ситуации она пытается понять, почему мальчик играет на деньги, не наказывает его, а сначала разбирается в сложившейся ситуации).

- В чём похожи мальчик и Лидия Михайловна?

21. Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду?

Дети: Лидия Михайловна пытается выяснить всё шуткой. Герой же неумело врёт. Если бы дело дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится не наказания, а позора, боится показаться ненадежным человеком.

22. А каким вам представляется директор?

Дети: Директор, видимо, бывший фронтовик, он сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой, допрашивает, пока дети не заплачут.

Дети: Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств и избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему. Слайд № 20

Дети: Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию Андреевичу. Так она добилась, что мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко.

27. Как вы расцениваете этот поступок?

Ученики: Как доброту, отзывчивость.

28. А как повел себя директор?

Ученики: Директор, не разобравшись, обвинил Лидию Михайловну в самых страшных грехах и выгнал из школы. В этой сцене мы видим доброту, чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и черствость, невнимательность директора. Хотя директор должен был знать о бедственном положении своего ученика.

29. Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору?

Дети: Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается , не оправдывается. Учительница ничего не стала объяснять директору потому, что он бы ничего не понял – не такой он человек. Оправдываться ей было не в чем.

- Представьте, как мог бы выглядеть диалог учительницы и директора?

Учащиеся: Урок доброты.

5. Творческая работа.

Вернёмся к эпиграфу нашего занятия. Прочтите его. Слайд № 22

Напишите это в своей небольшой творческой работе. Перед вами сердечки, на них вы и ответите на вопрос. Наполните их своим теплом и добротой. Учащиеся пишут сочинения-миниатюры и читают вслух.

(ученики приклеивают сердечки на белый лист).

Наша жизнь без тепла, сердечности и доброты пуста. Посмотрите, как ожил лист, наполненный теплом и добротой ваших сердец.
Из рассказа мы знаем – учительница потеряла любимую работу. Но осталась её душевная щедрость, истинная любовь к детям.

Учащийся Забавко Антон приготовил стихотворение, посвящённое учителям.

- Как вы думаете, герой рассказа выдержал свой экзамен на мужество и честность?

В начале урока вы произносили пословицы и поговорки о добре и доброте. А итог нашему занятию подведут законы доброты, о которых нам говорит Распутин. Записываем в тетрадь: Слайд № 23

Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Добро возвращается добром.В.Г.Распутин

Ребята, истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Мне хотелось бы, чтобы размышления об уроках В.Распутина вы продолжили в своих душах.

Домашнее задание: Написать письмо от имени мальчика Лидии Михайловне или от имени Лидии Михайловны мальчику.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Краткосрочный план урока

Дата: 29 июня

Ф.И.О. учителя: Голубь Светлана Анатольевна

присутствующих:28

отсутствующих:

Цели обучения, которые

необходимо достичь на

данном уроке

ПО 8.1.1.1Поннмть термин прототип.

ПО 8.1.3.1.Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.

ОС 8.3.1.1. Участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора.

Все учащиеся смогут : участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку

зрения., заполнить таблицу, усвоить значение термина прототип.

Большинство учащихся смогут: сформулировать определение термина прототип, самостоятельно найти нужную цитату и верно ее интерпретировать.

Некоторые учащиеся смогут : выявить позицию автора в произведении, применить термин прототип в обсуждении идеи произведения.

Языковая цель

Учащиеся могут: сформулировать определение термина прототип, интерпретировать эпизод с описанием доброго отношения учительницы к мальчику, соотнести позицию автора с собственным жизненным опытом в определении подлинной доброты.

Ключевые слова и фразы: доброта, чувство собственного достоинства, благородство,

Полезные фразы для диалога/письма: позиция автора, духовные ценности, настоящий добрый человек.

Вопросы для обсуждения: В каких эпизодах описывается доброе отношение Лидии Михайловны к мальчику?Какое значение имеет этот эпизод в определении позиции автора?

Предыдущее обучение

Сочинение - эссе по теме « Кто прав в споре о педагогических принципах: учительница или директор школы ?”

Планируемое

Запланированная деятельность (впишите свои

задания, вместо изложенных ниже)

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать, и друг другу помогать.

Ребята, улыбнитесь друг другу.

Ознакомление учащихся с темой и целями урока.

Послушайте стихотворение и оределите, ценность какого качества характера в нем утверждается?

Что такое доброта?

Вымыть миску у кота,

Напоить водой цветок

(Он ужасно одинок),

Починить сестре игрушку,

Пропустить вперед старушку,

Грусть лечить любви словами

Помогать усталой маме

А девчонке незнакомой

Донести портфель до дома

От тепла и доброты распускаются цветы,

Согревает всех она,

Словно лучик из окна.

(ВГ Распутин убежден, что цель писателя – воспитать чувство доброты у читателя).

Ф Ответивший учащийся за свой устный ответ записывает в свой маршрутный лист 1 балл.

Плакат или слайд презентации с высказыванием писателя.

Творческие работы учащихся.

Плакат или слайд.

Плакат или слайд

Звездочки из бумаги.

КО Оценивание учителем в послеурочное время.

Учащийся располагает материал,в соответствии с логикой: введение, основная часть, заключение.( 3 балла)

Тезис выдвинут в соответствии с проблемным вопросом, обозначенным в теме эссе.

Верно выдвигае тезис (2 балла)

Приведены аргументы ( не менее 3 - ех), доказывающие тезис

Приводит не менее 3 – ех аргументов. (3 балла)

ПО8.1.1.1. Формирование понятия прототип.

П Задание 2 Посмотрите на слайд и сформулируйте определение термина прототип.

На слайде изображены эпизоды из произведений с литературными героями и фото реальных людей, являющихся прототипами этих героев.

Учащиеся в парах обсуждают и формулируют значение термина, записывают его в тетрадь. Затем учитель открывает слайд, ученики проверяют правильность формулировки.

На плакате или слайде 2 написано значение термина прототип. Прототип – первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ .

Прототипом учительницы французского языка Лидии Михайловны является Копылова Анастасия Прокопьевна.

. Ф Заполнение маршрутного листа за каждый устный верный ответ

Заолните таблицу и ответьте на прблемный вопрос:

---Заставляет ли рассказ Распутина задуматься о подлинной и мнимой доброте?


Начало урока
- Состояние моей души (3 жеста), а сейчас покажите жестами состояние вашей души.
Запишите число, классная работа…

Целеполагание и мотивация
Учитель:
Перед вами обычные весы. Если я положу на одну сторону больше камешков, то эта сторона перевесит. Так же происходит и с человеком. Если на одну чашу весов положить все хорошие человеческие качества, то они, несомненно, перевесят все его недостатки. Вопрос только в одном - что перевесит: плохое или хорошее? Доброе или злое?

Ребята, а кто же на самом деле ближний?

- Какова цель нашего урока?? -Что попытаемся понять? (Как доброта помогает жить человеку? Что может совершить человек, если он добрый)

4 с. Доброта – это качество характера человека, проявляющаяся в стремлении делать добро, отзывчивости, расположении к людям.

Мне хотелось поделиться своими воспоминаниями, с событиями, произошедшими со мной, пятиклассником из глухой сибирской деревни. Я записал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки доброты лягут на душу как маленького, так и взрослого человека…
А сейчас я приглашаю человека, образ которого послужил мне прототипом учительницы французского в рассказе. Кто назовет мне ее? ( Лидия Михайловна Молокова)
7 с. Портрет учительницы.

4. Диалог писателя с героем
Ученик в образе писателя я это прекрасно помню и ошибаться не могу - было. Меня долго поражало, как же так –не помнить такого поступка. Но поразмыслив, я понял, что удивительного ничего тут нет: истинное добро, со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи, а быть бескорыстным и уверенным в своей чудодейственной силе. Лидия Михайловна всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками - Уроками доброты.

6. Жеребьёвка координаторов (по одному представителю от команды выбирают яблоко с номером, определяющим его команду).
Сегодня выбудете работать в 3-х группах, состав которых уже известен, выбраны и координаторы групп, осталось только провести жеребьёвку и определиться с названиями команд. Координаторы по ходу работы, советуясь со всеми участниками группы, оценивая все этапы работы по 5-ти бальной системе, заполняют листы оценивания. Дети разделяются на 3 группы (красные, жёлтые, зеленые), создание коллаборативной среды .

7. Письмо по кругу. В ходе нашей работы мы напишем письмо одному из героев. (передают лист бумаги, на котором по очереди дописывают по с/с или слову, чтобы в итоге получился связный текст)


15с. Первый урок: Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это.
16 с. 4) Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?
5) Почему наш герой не уехал домой?
6) Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?
7) Что привлекает вас в мальчике, в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели).

17 с. Второй урок: Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.

21 с. Четвертый урок: Будь принципиальным. Не пресмыкайся.

Пятый урок: Будь добрым и отзывчивым, люби людей.

12. Инсценировка. Эпизод с директором.

1 группа - мальчик
1. Ученик.
2. тощий, диковатый, одинокий, скромный, терпеливый, добрый, целеустремленный.
3. тосковал, переживал, голодал, обомлел (посылка)
4. Не было человека несчастнее меня.
5. Человек.

2 группа - Лидия Михайловна
1. Учитель.
2. Спокойная, добрая, мудрая.
3. Понимает, сочувствует, шутит.
4. Хотела помочь мальчику.
5. Друг.

Разные семьи

Уроки доброты

Наглядно урок доброго отношения к людям показан в образе педагога. 25-летняя девушка морально выше опытного мужчины, которому доверена школа. Его интересует только собственное положение: большая квартира, спокойствие и строгость. Нельзя забывать о времени, описываемом в книге. Тяжелые послевоенные годы. Казалось бы, война всех сделала добрыми. Дети должны были жить лучше родителей, не повторять их ошибок. Но война озлобила многих, сделала их жестокими эгоистами.

Настоящий учитель – добрый откровенный и открытый человек. Он не проходит мимо детских проблем.

Уроки рассказа

Уроки доброты Лидии Михайловны необязательно воспринимать только, как предлагает сюжет рассказа – отношение учителя и ученика. Сюжет легко перенести на взрослого и ребенка. Лидией могла оказаться соседка, старшеклассница. Рассуждение поможет понять смысл текста – это любой внимательный человек. Урок заключается в понимании. Рассказчик понял, что нельзя становится жестоким и приспосабливаться к условиям, которые диктуют обстоятельства. Учительница показала, что есть люди, готовые бескорыстно помогать, они дают надежду на будущее. Тот, кому помогли, сам обретает силу и помогает другим. Так и крутится человечество. Рассказ учит верить в доброту и показывает, как легко самому быть нужным рядом живущим людям. Иногда достаточно яблока, слова или взгляда и проблема уходит.

Читайте также: