Урок по фотографии для начинающих план урока

Обновлено: 02.07.2024

Арсений Михальченко в простой и понятной форме объясняет основы фотографии.

Из этих уроков вы узнаете об устройстве фотоаппарата, в чем разница между зеркальной и пленочной камерой, как выставлять диафрагму и экспозицию для получения наилучшего результата, а также множество полезной теоретической и практической информации.

Уроки будут полезны всем начинающим фотографам, а также людям, которые всегда и всюду носят с собой фотоаппарат :)

Кстати, если хотите смотреть платные уроки по фотографии бесплатно – в Телеграме есть отличный канал ФотоПрофи ?, в котором вы научитесь снимать, тратя по 30 минут в день за месяц!

Экспозиция

Выдержка

Диафрагма

Режимы съемки (настройки фотоаппарата)

Фокусировка

Шевеленка

Глубина резкости

Баланс белого

Штатив

Встроенная вспышка

Взгляд человека и взгляд камеры

Фокусное расстояние

Объективы часть 1

Объективы часть 2

Экспозамер

Динамический диапазон

Кроп фактор матрицы

Оптический стабилизатор

В этом уроке вы узнаете: Основы композиции. Смысловая и декоративная компоновка кадра. Композиционные приемы: перспектива, правило третей, золотого сечения, диагоналей. Главные и второстепенные объекты композиции. Основные ошибки начинающих фотографов.

Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное изображение.

Почему важна правильная композиция? Для того чтобы лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.

Общий смысл правильно выстроенной композиции кадра в том, что мы легко и непринужденно рассматриваем фотографию. При этом мы получаем эстетическое удовольствие, видим логическую связь между предметами в кадре, любуемся деталями изображения. Бывает и наоборот, мы удивлены или шокированы, нам все непонятно, но и в этом случае правильная — или намеренно неправильная — композиция передает через фотографию творческий замысел автора.

Сюжетный центр и равновесие

Перед тем как жать на кнопку затвора камеры, определитесь со смысловым центром и найдите его в окружающем пространстве, выделите мысленно, что является главным, самым интересным для вас. Возможно, сначала это будет непросто и придется поработать головой (ну, повертеть в разные стороны, осмотреться), но затем, по мере накопления опыта, ваш взгляд сам будет находить интересные сюжеты.


Идем далее. Существует очень старое и простое правило, позволяющее почти всегда добиваться успеха. Иногда его называют правилом третей. Оно позволяет гармонично сбалансировать изображение, придав ему динамику и визуальную естественность. В чем его смысл? Пространство кадра мысленно разбивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на равные части. Из трех горизонтальных и трех вертикальных полос получается некая сетка с точками пересечения линий.


Наиболее важные элементы кадра рекомендуют располагать вдоль этих линий или же в точках их пересечения. Дело в том, что подобная асимметрия изображения воспринимается более естественно и во многих случаях позволяет эффективно использовать отрицательное пространство вокруг главного предмета.


Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений. Например, в пейзажах линию горизонта часто располагают вдоль верхней или нижней линии третей, а рядом с одной из вертикальных линий отображают объект, к которому хотят привлечь внимание (дерево, здание и так далее).

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники также пользуются понятием "Золотого сечения". Близкое понятие к правилу третей. Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий.

$IMAGE8 -left $Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.


Линейные элементы, например, дороги, водные пути, береговая черта, ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.

Равновесие на снимке - для чего оно?]

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная. Что это значит? Представьте себе, что вы несете в одной руке тяжелую сумку. Ваше тело будет представлять собой неуравновешенную композицию. Взяв в другую руку такую же тяжелую сумку, вы сделаете композицию вашего тела уравновешенной. Дело в том, что любая несбалансированная композиция выглядит случайной, а уравновешенная композиция гармонична, и кажется, что ни одно изменение невозможно. В равновесии важно все, даже направление движения объектов или их визуальный вес.


Самый простой способ уравновесить композицию - расположить объект съемки по центру изображения. Однако, как мы только что рассмотрели выше, это не самое удачное решение. Если сместить объект в сторону - равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке.


Также можно уравновешивать, с точки зрения композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.


Можно применить один из удивительнейших приемов композиции - развивающееся движение, которое уравновешивает снимок. Данный психологический эффект предполагает наличие свободного места в направлении движения или взгляда. Стоит только в кадре оставить свободное место там, куда развивается движение, композиция сразу выравнивается.


Кроме этого, развивающееся движение можно заменить направлением взгляда. Однако взгляды тоже бывают разные, и для них требуется разное свободное место на снимке. Спокойный, добродушный или полусонный взгляд требует немного свободной площади. А вот яростный, роковой, завлекающий—гораздо больше. Взгляд, направленный на себя, вообще не требует места.

Не стоит забывать и о психологии зрителя: например, человеческие лица с ярко выраженными эмоциональными состояниями, как магнит, притягивают наше внимание.


Вообще-то выбор заднего план — одна из основных задач фотографа, и если с выбором объекта у вас поначалу не возникало проблем, то фоном может быть все что угодно. Оглянитесь вокруг, возможно, эти кустики сзади не так хороши, как вам кажется, яркие цветы очень красивы, но отвлекают внимание, а ковер над диваном, где сидят гости, слишком пестрый (кстати, традиционная ошибка фотографов-любителей, как и мусорка на заднем плане).

Фотокамера, в отличие от глаза, беспристрастно фиксирует все, и в результате на снимке вместо важного вам события или факта может получиться некий винегрет из второстепенных, незначительных и главное — отвлекающих деталей. Предметы фона не должны уводить взгляд от главного, и если ваш главный объект темный, то фон желательно выбрать светлее, и наоборот: светлый объект хорошо выделяется на темном фоне. При этом не надо забывать об экспозиционных поправках.

Перспектива. Фотография, на которой можно почувствовать глубину пространства, сразу привлекает внимание. Такие снимки выглядят лучше, их интересней рассматривать. Чередование планов — переднего, среднего и дальнего — придает фотографии естественность.

Для туристических фотографий старайтесь выбрать фоном не слишком пестрые или яркие предметы, обратите внимание, как освещен задний план. Если ваш объект съемки находится в тени — фоном не должны быть ярко освещенные солнцем стены зданий или архитектурных памятников. Лучше, если фон будет несколько темнее главного объекта.


Постарайтесь мысленно распределить планы вашей композиции, обратите внимание, что кроме переднего плана объектив увидит объекты, находящиеся за вашим сюжетным центром и еще дальше на горизонте. Обращайте внимание на все пересекающиеся линии и предметы заднего плана. Очень часто намеренное манипулирование фоном используется фотографами как отдельный выразительный прием.


Ритм . Еще одно важное выразительное средство — ритм, то есть изображение на снимке однотипных деталей, фигур или силуэтов. Вся наша жизнь есть чередование дней и ночей, времен года, поэтому ритм помогает понять неслучайность выбора, а постепенное уменьшение одинаковых или похожих фигур — от больших на переднем плане к маленьким на дальнем — опять же подчеркивает перспективу. Большое количество предметов: домов, силуэтов, деревьев, со схожими или даже одинаковыми формами может сложиться в воображаемую линию, которая также приведет взгляд к сюжетному центру и придаст ему большее значение.

Композиционные ошибки начинающих фотографов

Каждый получает бесценный опыт, преодолевая трудности и неудачи. Все допускают ошибки. Именно это учит не наступать на те же грабли в будущем. Но, естественно, никто не хочет набивать шишки, поэтому правильнее всего учиться на чужих ошибках и пользоваться опытом профессионалов.

Рассмотрим типичные композиционные ошибки, которые допускали все, кто когда либо держал фотоаппарат в руках. Эти ошибки встречаются как у начинающих фотографов, так и у тех, кто имеет некоторый багаж знаний и опыта.

Обрезанные части людей или достопримечательностей. Чтобы правильно кадрировать снимок, нужно просто приноровиться к своему фотоаппарату и внимательно следить за тем, чтобы объект съемки попадал в кадр целиком.



Нарушение пропорций тела человека. Неправильный ракурс может исказить естественные пропорции тела. При съемке сверху, человек будет казаться с большой головой и короткими ногами. При съемке снизу всё будет наоборот. Если получение такого снимка не является вашей целью, следите за ракурсом и пропорциями.


Заваливание горизонта. Многие допускают ошибку, держа фотоаппарат во время съемки слегка наклоненным. Линия горизонта на снимках должна быть параллельна нижнему и верхнему краю снимка. Многие фотоаппараты могут отображать на экране сетку, которая помогает выравнивать кадр.


В кадре посторонний объект. Такая ошибка часто возникает из-за того, что кадр не выстроен. Перед тем, как делать фотографии, нужно продумать, что именно должно быть на снимке, оценить окружающее пространство.


Несбалансированная композиция. Неопытный фотограф не подозревает о существовании правил золотого сечения, третей, направляющих линий и т.д., и зачем их нужно знать - тем более. Расположение по центру кадра - пожалуй, самая известная и самая распространенная ошибка. В расположении объекта по центру нет ничего страшного, но такой кадр попросту скучен, в нем нет динамики, сюжета, движения. Конечно, иногда такая композиция оправданна.




Перегруженная композиция. В кадре очень много предметов - фотомусора, зачем они нужны - непонятно, но разнообразие порой впечатляет. Собственно объект съемки теряется на их фоне, удержать на нем внимание практически невозможно.


Существует еще множество ошибок, которые допускают фотографы, но чтобы начинать учиться правильной технике фотографирования, нужно запомнить основные правила, и всегда обращать внимание на мелочи.

Итоги занятия: композиция помогает фотографу правильно выстроить кадр, в соответствии с замыслом, через визуальные образы донести свою идею зрителю и фотографическим языком рассказать что-то об окружающем мире. Познакомились с основными правилами построения кадра и типичными ошибками начинающих фотографов.

Практическое задание.

1. Практически во всех фотокамерах в видоискателе (на экране) есть сетка, показывающая линии правила третей, и позволяет предварительно оценить правильность композиции, но чаще всего ошибочно отключается новичками. Включите отображение сетки. Используйте инструкцию к вашей камере.

2. Просмотрите ваши фото, снятые, например, в вашем крайнем отпуске. Оцените правильность их композиции, найдите ошибки. Перекадрируйте эти снимки в редакторе, если пространство на них позволяет, так, чтобы улучшить композиционное построение.

3. Какие ошибки при съемке размещенных ниже фотографий допустили авторы?

Фото №1

Фото №2

Фото №3

И помните: надо знать законы композиции и соблюдать их, но без фанатизма: иногда их можно и нужно нарушать, иначе все снимки были бы похожи один на другой.

Ваши вопросы по теме занятия и результаты выполнения практического задания мы ждем на форуме сайта.

В следующем уроке №7: Экипировка фотографа. Аксессуары. Что обязательно, что желательно, а что – лишнее?

Что включать в кадр, а что не включать? С какого ракурса и под каким углом снимать? Как расположить объекты в кадре относительно друг друга? Основы композиции будут нелишними для любого, кто стремится стать профессионалом в постановочном фото.

Уроки фотографии и рассказы экспертов охватывают все направления в фотографии: от частных вопросов — анализ процесса постановочных фото, значение света в фотографии, ракурс и свет — до глобальных: примеры постановки реальных задач рекламной съемки, создание собственной фотостудии, принципы отбора оборудования для фотостудии.

Уроки фотографии от А до Я. Основы фотографии: композиция, экспозиция, построение кадра и другое.


Как фотографировать портреты
на телефон: 7 советов

Современный смартфон способен заменить целую кучу гаджетов. Это и mp3-плеер, и фотоаппарат, и мини-компьютер. А главное — он всегда под рукой. Неудивительно, что большинство людей предпочитает производить съемку при помощи своего телефона, а не фотокамеры. В этой статье собраны 7 лайфхаков, которые помогут получить вам качественные портреты.


Fujifilm PhotoDays Онлайн:
27, 28 февраля


Как выглядит идеальное портфолио
на фотостоках. 7 советов от Depositphotos

Качественно собранное портфолио на фотостоках может приносить его владельцу прибыль на протяжении лет, даже если он решит не пополнять его новыми снимками. Но как этого добиться?


Что снимать для фотостоков?
Топ-14 актуальных тем

Работа с фотостоками это комфортная альтернатива коммерческим съемкам. Во-первых, фотограф, зарабатывающий на стоках, сам определяет время, место, жанр и тематику фотографий. Во-вторых, он получает прибыль не разово, как только передаст файлы заказчику, а каждый раз, когда кто-то решает воспользоваться его изображением.


Этот мастер-класс — для фотографов и продвинутых любителей снимать на смартфон. Для людей, готовых к экспериментам и творческим вызовам. Для шагающих в ногу со временем и открытых к новизне. В этом мастер-классе мастер онлайн-фотосессий Оксана Гурьянова расскажет о новых возможностях съемки. Не FaceTime, Skype или Zoom, а принципиально новая платформа, с помощью которой вы будете снимать на камеру клиента. И снимать качественно!


Мастер-класс Олега Виденина:
Практика уличного портрета

Уличный портрет — дело не только увлекательное, но и сложное. Одна фотография может нам рассказать целую историю, но чтобы это произошло — надо постараться! 8 декабря на мастер-классе Олег Виденин расскажет о своем пути, методах и приемах съемки уличного портрета.


МК: Семейная съемка на смартфон.
Выход на профессиональный уровень

Мобильная фотография уже давно переросла из просто фиксации событий жизни в самобытный вид искусства. Смартфоны поражают своими характеристиками, но как мы знаем — любая камера это всего лишь инструмент фотографа. 2 декабря на этом мастер-классе Анастасия Завьялова расскажет об особенностях съемки на смартфон, технических нюансах, лайфхаках и постобработке.


Как восстановить старинную
фотографию быстро и качественно


Церковная фотография XXI века:
что это такое и в чем ее актуальность?


Театральная фотография — что это
такое? Инструкция по применению


Драйв и опасность: Все о фотосъемке
технических видов спорта


Стоковая фотография вчера и сегодня:
рождение новой эстетики

Международный фотобанк Depositphotos провел первое глубокое исследование кардинальных перемен в стоковой фотографии за последние 10 лет. Цель проекта — наглядно показать эволюцию в эстетике, образах, стилистике и тематике визуального контента.

Уроки фотографии бесплатно — если вы их искали, то вы попали по адресу. На этой странице будут собраны все уроки по фотографии — от фотосъёмки до обработки фотографий — представленные на нашем сайте.

Не знаете, что такое экспозиция и композиция кадра? Не знаете, как подобрать оптимальные значения диафрагмы, выдержки и светочувствительности? Как правильно снимать портрет, пейзаж или макрофотографию? На все эти и множество других вопросов вы найдете ответы именно здесь.

Начинающий фотолюбитель или умудренный опытом фотограф-профессионал — каждому мы сможем предложить что-то интересное и познавательное. А ваши комментарии, дорогие друзья, смогут обогатить информацию, содержащуюся в собранных бесплатных уроках фотографии и превратить их в настоящую сокровищницу знаний по фотосъёмке и обработке фото!

Бесплатные уроки фотографии и обработки фотографий от А до Я:

перенос цвета

Как за пару секунд перенести цвета с одного фото на другое?

Если вы хотите перенести цветовую палитру или стиль цветокоррекции с одной фотографии на другую, вы можете сделать это в Photoshop .
Читать

девушка на шпагате

Как настроить камеру для съёмки портретов?

Какой объектив и какие настройки камеры выбрать для съёмки портрета? Новичка эти вопросы могут поставить в тупик. Сейчас мы это .
Читать


Как красиво и просто фотографировать бенгальские огни?

Бенгальские огни - неизменный атрибут новогодних праздников, наверное, как и салат Оливье. Как сфотографировать их на смартфон или фотоаппарат? На .
Читать


Как использовать круговой поляризационный фильтр для улучшения фото?

"Не поворачивай слишком сильно, если не хочешь испортить фотографию!" – это первое, что мы узнаём о круговых поляризационных фильтрах, когда .
Читать


Если вам хотя бы раз доводилось фотографировать на свадьбе, корпоративе или любом другом крупном мероприятии, вы, скорее всего, сталкивались с .
Читать


Почему чем лучше края кадра — тем лучше фотография?

Фотографируя, легко поймать то, что находится в центре кадра, и так же легко можно прохлопать то, что размещено по его .
Читать


10 главных причин размытых фотографий (и как с ними бороться)


Ракурс решает: учимся, что и как лучше снимать на смартфон для классных фото. Часть 1

При правильном выборе ракурса можно делать потрясающие фотографии на абсолютно любой смартфон. В этой статье я поделюсь способами использования перспективы .
Читать


Как фотографировать в Золотой час: Полное руководство

Что такое Золотой час? И как его можно использовать для получения потрясающих фотографий? Из этой статьи вы узнаете всё, что .
Читать


7 правил фотографии, которые можно и нужно нарушать

Правила придуманы для того, чтобы их нарушать! Не так ли? Все правила в фотографии должны лишь направлять, а не ограничивать .
Читать


Как сфотографировать луну?

Хотите узнать, как сделать достойный снимок луны? Тогда эта статья, охватывающая все основы фотосъёмки луны, придётся вам кстати! Луна. Многие .
Читать


Что такое правило третей в фотографии (и как его использовать)?

Качество фотографии зависит не только от вашей камеры. Для её получения вам понадобиться намётанный глаз, навыки съёмки и практика. Композиция .
Читать

Читайте также: