Упражнения с вопросами кто что в доу

Обновлено: 02.07.2024

Дети с ОНР при овладении категорией существительных затрудняются почти во всех случаях словоизменения по падежам и числам. Наибольшее количество ошибок наблюдается в окончаниях имен существительных.

Изменение слов по падежам долгое время недоступно детям. Это выражается в искажениях падежных окончаний, в сведении падежных форм к начальной форме Им. п. и во взаимозаменяемости форм косвенных падежей. Детям трудно отключаться от заученной именной формы слова. Начальный облик слова, оказываясь чрезвычайно устойчивым, мешает развиваться формам косвенного падежей (Девочка возит лошадка.)

Часто дети затрудняются при различении форм Вин. п. и Им. п. из-за близости этих форм и двойственности форм Вин. п., имеющего категорию одушевленности.

Аграмматизм падежных форм встречается и из-за ошибочного родового оформления (Сказала про зайчику). Легче усваиваются детьми существительные женского рода, труднее – среднего.

С основным формообразованием косвенных падежей тесно связаны и предложные конструкции, которые усваиваются детьми с ОНР с большим трудом. Предлоги выпускаются, смешиваются, употребляются с несоответствующими им падежами существительных (Дети едут на санки)

Наблюдаются ошибки и при образовании формы множественного числа, и при ее изменении по падежам (это котенок, а это котенки).

Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, причиной чего являются отсутствие умения контролировать как их содержание, так и форму. Последовательная и систематическая работа по устранению аграмматизма поможет восполнить пробелы в речевом развитии детей. Учет индивидуальных особенностей детей в выборе методических средств, дифференцированные приемы воздействия – это залог успеха логопедической работы.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. На таких занятиях все внимание детей привлекается только к нужной грамматической форме. Слово, его изменение, словосочетание и предложение становятся содержанием их умственной работы. На занятиях дети получают образец, который запоминают и используют как эталон в оценке речи. Задача работы на таких занятиях заключается в обучении практическому изменению слов по падежам и числам.

Логопеду необходимо развивать у детей навык самостоятельного изменения слов по грамматическим стереотипам, имеющим определенный тип окончания.

Такое обучение опирается на взаимосвязь между разными разделами работы по грамматическому строю речи. Так, например, при изменении падежных форм прилагательных надо опираться на склонение существительных.

Основные приемы обучения на таких занятиях:

  • – образец;
  • – объяснение;
  • – повторение;
  • – пример правильной речи ребенка;
  • – употребление сопряженной речи, а за ней отраженной для тех, у кого ошибки устойчивы;
  • – сравнение (сопоставление) слов;
  • – исправление;
  • – подсказка.

Структура построения таких занятий:

  1. Упражнения на развитие понимания нужной падежной формы.
  2. Упражнения в практическом образовании падежных форм существительных (в однословных ответах) у доски, затем с места.
  3. Практические упражнения в составлении словосочетаний или падежных конструкций, содержащих форму проработанного падежа.
  4. Упражнения в сопоставлении различных падежей.
  5. Закрепление материала в дидактических играх или стихотворении.

Логопед должен, в зависимости от уровня развития детей, подходить избирательно к структурному построению своего занятия.

Рекомендуется начинать с форм существительных единственного и множественного числа Им. п., затем знакомить с формой Вин. п., т.к. она близка к форме Им. п. и является наиболее легкой формой по сравнению с другими. Далее последовательно формы Д.п. и Тв.п., как наиболее доступные и конкретные. В последнюю очередь знакомить с формами Р.п. и П.п., что диктуется связью некоторых форм этих падежей с предлогами, а предлоги долгое время затрудняют детей.

Порядок работы над предложными конструкциями.

1. Вначале дети слушают, как говорит логопед. Он подчеркивает голосом формообразующий элемент (окончание) и сравнивает вновь образованную форму слов с начальной. Это способствует развитию у детей понимания нужной падежной формы.

2. Затем тренируется однословный ответ с утрированным произношением окончания. Упражнения проводятся в игровой форме и многократно.

3. Позже дети заучивают наизусть словосочетания, фразы, содержащие форму проработанного падежа. Вначале берутся фразы, состоящие из существительного и глагола, затем добавляется прилагательное с окончаниями (ой, ай, ые) и другие члены предложения.

Принято первыми отрабатывать беспредложные конструкции, а затем переходить к предложным.

На начальных этапах речевой материал должен быть предельно простым. Фразы даются легкие, короткие, не затрудняющие детей.

Нельзя допускать механического заучивания падежных форм. Для этого, по возможности, надо меньше работать с изолированными словами, а как можно быстрее переходить к речевым упражнениям на разнообразном материале.

При составлении простых предложений из 2-3-5 слов детям необходима ясность в понимании каждого члена предложения. Логопед следит за порядком слов в предложении, помогая детям вопросами. В отраженном варианте добиваются чистоты грамматической формы и ускорения темпа речи. Если есть затруднения в образовании новых форм, предлагается утрированно произносить окончания этих слов с сохранением правильного литературного ударения.

4. Приступая к развитию у детей вопросно-ответной формы речи, мы подводим их к этому этапу самостоятельного конструирования фразы с употреблением слов в нужной падежной форме.

5. Использование различных видов речевых упражнений.

Особое внимание следует уделять работе с предложными конструкциями, которая проводится параллельно.

Началом усвоения любой новой падежной формы существительных можно считать самостоятельное образование ее детьми по аналогии с речью логопеда. Многократные повторения в разнообразных тренировочных упражнениях помогают вызвать у детей образование сложных стереотипов.

На каждой изучаемой грамматической форме надо задерживаться до тех пор, пока у детей не выработается прочный навык в употреблении данной конструкции. И лишь после этого нужно переходить к новому материалу. Затем в течение года многократно возвращаться к этой теме. Результаты логопедической работы зависят от количества тренировочных упражнений и умения их разнообразить.

Игровой прием можно использовать для закрепления всех падежных форм как фон для развернутой беседы с употреблением нужных конструкций.

В подобных играх и упражнениях ребенок приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания.

Как только дети овладевают первыми двумя падежными формами существительных (Им. п. и Вин. п.), рекомендуется давать сразу упражнения на их дифференциацию. Это нужно для того, чтобы усвоенная детьми форма не стала доминирующей в их речи и не заслонила собой все остальные формы слов. По мере отработки речевого материала в других падежах увеличивается число сравниваемых падежных форм. Это подготавливает правильное использование падежных форм существительных в разных речевых ситуациях и самостоятельной речи.

Существенная роль в процессе обучения детей отводится работе над ошибками.

Исправлять ребенка нужно тактично и осторожно, не в момент речи, а по окончании фразы, чтобы не нарушить ход мыслей ребенка. Ошибку лучше не повторять. Только с ребенком, имеющим более развитую речь, можно на слух сравнить правильно сказанное слово с его ошибочной формой.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

1. Направленный на неодушевленные и одушевленные предметы.

Инсценировка сказки “Репка”.

Уродилась репка, вросла в землю крепко.
Тянет дед, потянет – вытянуть не может.
Кто придет в огород, кто ему поможет?
Мышка за кошку, кошка за жучку,
Жучка за внучку, внучка за бабку,
Бабка за дедку, дедка за репку.
Вытащили, вытащили, вытащили репку.

2. “Экскурсия в зоопарк” – Кого ты видел в зоопарке?

3. “Кого Красная Шапочка увидела в лесу?” – Волчат, лисят…

4. “Что ты взял?” – По картинкам, предметам.

5. “Дай мне…” – выполнение инструкций – Что ты сделал?

6. “Кто что любит?” – Собака косточку, кошка молоко, и т.д.

7. “Кого (что) ты видел в магазине?” – Рассмотреть картинки, запомнить, перевернуть и назвать, какие игрушки можно купить в магазине.

8. “Закончи предложение” – С опорой на картинки.

Папа читает…книгу. Мама моет…дочку. Бабушка вяжет…носки.

9. “Сундучок с картинками”

Я картинку положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Таня, подходи,
Вынь картинку, назови.

– Что ты вытащила? – Красное яблоко, синее ведро.

10. Для обозначения места, с предлогами В, НА.

“Кто самый наблюдательный?” – Логопед или ребенок останавливает взгляд на любом предмете, находящемся в комнате, говоря при этом начало фразы: “Я смотрю на…– дети добавляют – цветок”.

11. “Что куда?”– Все расставим по местам. Что куда поставим?

12. Для обозначения преодоления препятствий с предлогом ЧЕРЕЗ.

“Выполнение инструкций” – Перешагни через кубик – Что ты сделал?

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

1. С числительными понятиями – много, мало, 2,3,4,5.

“Один – много”: конь-коней, гусь-гусей.

2. “Докончи предложение” (по картинкам)

В лесу много деревьев, грибов, ягод…

3. “Чего здесь много, а чего мало?”

4. “Поручения” – Игра с мишкой.

– Попроси мишку принести пять кубиков.
– Что сделал мишка?

5. Выдать детям по три фишки. Дети предупреждаются, что в ответ надо включать слова “нет” или “много”.

– В раздевалке есть варежки?
– В пенале есть карандаш?

За каждый неправильный ответ отбирается фишка. Выигрывает тот, у кого останется больше фишек.

6. “Чего много в магазине?” По стихотворению С.Михалкова “Андрюшка”

Лежали на полке, стояли на полке
Слоны и собаки, верблюды и волки.
Пушистые кошки, губные гармошки,
И утки, и дудки, и куклы – матрешки.

Дети покупают разное количество предметов, кто один лимон, а кто много лимонов и т.д.

8. “Парные картинки”

Подобрать к своей картинке парную и сказать, чего на ней много.

9. “Какие предметы называют со словом пара?”

По картинкам с изображением животных.

11. “Угадай, кого я спрятала?” – телят, котят и т.д.

Полезны упражнения в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения, например:

-Мы видим много фруктов: яблок, груш, апельсинов.

– Тетя купила много продуктов: печенья, конфет, хлеба.

12. “Угадай по листу дерево” – лист березы, и т.д.

13. “Это часть какого предмета?” – крыша дома, спинка стула и т.д.

14. “Угадай, чего не стало?”

15. “Чего не хватает Мише, чтобы пойти на улицу?”

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

1. “Назови парные картинки”

Шар – шары, оса – осы; кубик – кубики; глаз – глаза; стул – стулья.

2. “Назови картинки по порядку”

Запомнить, перевернуть – назвать их в том же порядке.

3. “Найди себе пару”

Разбить детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного предмета, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: “У меня дерево”. Из другой – “У меня деревья”. Эти дети становятся рядом.

– У меня кукла, а у тебя? – А у меня куклы? (По картинкам, игрушкам, предметам)

5. “Назови, кто это?”

По парным картинкам (котенок – котята)

6. “Кто пришел и кто ушел?

По фигуркам или картинкам животных и их детенышей.

7. “Кто что нарисовал?

– Что нарисовал мальчик? – шар.

– Что нарисовала девочка? – шары.

– У меня машина, а в магазине что? – машины.

9. “Измени слово как я”

Лист – листья, стул -…

10. “Какое слово я задумала?

2 картинки: “ – онок” – медвежонок, “ – ата” – медвежата.

11. “Где нарисован мак, а где маки?”

12. “Помоги закончить предложение”

Рано утром запели…

13. “Назови, какой и какие предметы?”

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

1. Для обозначения предмета, в интересах которого совершается действие.

2.Для обозначения предмета – С предлогом “у” – к которому направлено действие.

3. Для обозначения места – С предлогом “по”.

Встали дети в кружок, увидали флажок.

Кому дать, кому дать, кому флаг передать? – Я дам флажок Кате.

4. “Кому какой корм ты дашь?” – По картинкам или предметам.

- Молоко я дам кошке.

5. “Кому ты поможешь?” – Найти детям животных своих мам.

6. “Кому что нужно для работы?” – Врачу-градусник, повару-половник.

Дети садятся в круг, логопед начинает игру:

– Я даю ключ Тане, а я Саше и т.д.

8. “Кому что?” стихотворение В.Сапгира

Иголке-нитка, забору-калитка,
Книжке-обложка, мышке-нора,
А братишке-сестра.
Утке-пруд, а лентяю-труд.
Солнышку-лето, рифмы-поэту.
И всем воскресенье нужно без сомнения.

9. “Кому что не хватает?” – Сумка-Доктору Айболиту, Кисточка-Незнайке.

10. “Чему обрадовалась девочка?”

11”Кто к кому подошел?”

12. “К чему подъехала машина?”

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

1. Для обозначения предмета о котором идет речь с предлогом О

“Кто о ком заботиться?” – Лиса о лисятах, кошка о котятах.

2. “О чем мечтает Оля?”

3. Для обозначения места с предлогами В, НА

“Кто где живет?” – Медведь в берлоге, и т.д.

4. “Где хранят вещи?” – в шкафу, в буфете и т.д.

5. “Что где растет?” – ель, яблоня, ромашка…

6. “Поможем Незнайке”– дети исправляют Незнайку:

– Кошка сидит в крыша. Правильно?

7. “Где лежит, стоит предмет?”

8. “Догадайся, где я был?” – Я видел белку и ежа. (В лесу)

9. “Солнечный зайчик”

10. “Кто где?” – Скворцы на березе, дети на диване…

11. “Где их можно увидеть?” – В лесу, в зоопарке, в цирке…

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

1. Как признак орудийности (топором, веником).

“Чем ты будешь рисовать шар?” – ручкой, кисточкой, карандашом… Чем еще можно рисовать?

2. “Кто чем работает?”

3. “Закончи предложение” – Пол подметают (чем?)…веником – дополняет тот, у кого соответствующая картинка.

4. С признаками времени.

“Когда это бывает?” – Зимой, весной, вечером и т.д.

5. Для обозначения совместности с предлогом С.

“Догадайся, кто с кем разговаривает?”

6. “Найди свое место”– С кем ты стоишь?

7.”С чем едят” – хлеб, суп, мясо, и т.д.

8. “Кто с чем вышел погулять?” – Дети с игрушками и со спортивным инвентарем.

9. “Кто с кем вышел погулять?” – По теме “Животные”

10. Для обозначения цели с предлогом ЗА.

“Кто за кем стоит?”

11. “Кто за чем прячется?”

12. Для обозначения местонахождения с предлогами ПОД, НАД.

“Где сейчас красный мяч?” – над столом, под столом…

13. “Узнай, куда спрятались игрушки?”

– Игрушки прячутся в кукольном уголке, а дети должны сказать, где они стояли (над, под).

Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

Кто кем будет :

- яйцо - может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

- теленок - коровой или быком - бумага - книгой

"Птица - не птица"

Веселая игра на внимание и знание птиц.

Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:"А муха - это кто?"

Прилетели птицы :

Прилетели птицы :

Прилетели птицы :

Прилетели птицы :

Прилетели птицы :

Окуни и воробьи.

Прилетели птицы :

Прилетели птицы :

и спасибо шутке!

"Шаги"

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т. д. Вариант:Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же : шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.

В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

Игра с картинами.

Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.

Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.

Смысл игры : Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.

С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако.)

С детьми старше 5 лет усложните задание - ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе.

Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет:

Пример: Иллюстрация к стихотворению А. Барто "Наша Таня". Загадана лягушка в речке.

- Это находится вверху картины? Внизу?

- Это живое или неживое?

Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет.

Пример: Иллюстрация к стихотворению А. Барто "Наша Таня". Загадан камыш у речки.

- Это относится к природе?

- Это относится к живой (неживой) природе?

Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы.

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.

Смысл игры объяснять долго - я просто приведу примеры.

Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.

Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".

"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"

"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".

"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"

"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу.).

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Детям 3-5 лет условия более простые.

Например:Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры для младших дошкольников:

- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.

- машина, лошадь, трамвай;

- шапка, платок, сапоги;

- роза, береза, ёлка.

Для детей 5-7 лет задания усложняются:

- дождь, снег, река;

- врач, турист, шофер;

- тень, солнце, планета;

- мороз, вьюга, январь;

- камень, глина, стекло;

- дверь, ковер, окно;

- море, река, бассейн.

Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека).

"Какое что бывает?"

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом; человек или столб.

- Что бывает длинным (коротким)

- Что бывает широким (узким?

- Что бывает круглым (квадратным?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т. д.

Приготовьте предметы со специфическим запахом - мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.

С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах - кислый, горький, сладкий, приятный - неприятный, съедобный - несъедобный.

Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.

Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру, папины носки.

"Кто без чего не обойдётся"

Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?. Без садовника… собаки… забора… земли?. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?

Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный".

Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.

Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

Что растет? Кто растет?

Кто летает? Что летает?

Кто плавает? Что плавает?

Кто самый большой? Что самое большое?

"Что снаружи, что внутри?"

Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.

Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

Задаем вопросы : кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

3 вариант. Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала. (кто). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно. (что делала). Кошка поймала в саду. (кого). Шерсть у кошки. (какая, когти… (какие). Кошка лежала с котятами. (где). Котята играли мячиком. (как).

Взрослый говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем). Дети идут. (куда? зачем) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

Составление предложения с несколькими данными словами.

Упражнение, рекомендуемое Л. Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Новые слова и понятия постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим.

Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что. " "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что. " "Зимой медведь спит, потому что. " и т. д.

Отгадай предмет по его частям.

В эту игру можно играть в двух вариантах.

Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки сизображением различных предметов – мебель, овощи, животные, транспорт и т. д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко. Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т. п.

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

Отгадай предмет по описанию.

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т. п.

Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.

Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.

Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.

Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.

Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

Волшебная птица Программное содержание: Закреплять представление о народных промыслах. Учить создавать образ сказочной птицы, добиваясь выразительности,.

Цели и задачи

  • развитие речевых навыков, умения грамотно излагать мысли;
  • обогащение индивидуального словаря;
  • улучшение памяти, концентрации внимания;
  • расширение представлений об окружающем мире;
  • интеллектуальное развитие;
  • воспитание любознательности, интереса к получению знаний.

Преврати существительное в прилагательное

Для игры подготовьте карточки, каждая из которых изображает 4 объекта: фрукт или ягоду, сделанный из нее сок, варенье и конфету.

В процессе игры демонстрируйте картинки по очереди, называйте изображенный плод. Воспитанники должны сказать, как называются сделанные из этих фруктов и ягод сладости. Например:

  • яблоко – яблочный сок, яблочная конфета, яблочное варенье;
  • груша – грушевый сок, грушевая конфета, грушевое варенье;
  • клубника – клубничный сок, клубничная конфета, клубничное варенье;
  • лимон – лимонный сок, лимонная конфета, лимонное варенье;
  • черника – черничный сок, черничная конфета, черничное варенье.


Опиши предмет

В ходе игры называйте определенный объект, а воспитанники должны поочередно вспомнить определения, которыми можно охарактеризовать названое слово. Например:

  • собака – злая, лохматая, большая, цепная, бродячая, дружелюбная;

Собака

  • платье – летнее, легкое, красивое, цветастое, пышное, длинное, вечернее;

Платье

  • дом – высокий, ветхий, новый, многоэтажный, деревянный, кирпичный, пустой.

Дом

Важно называть объекты разного рода: женского, мужского, среднего.

Игру можно сделать соревновательной. Дети играют попарно, побеждает тот, кто назовет большее количество подходящих определений.

Какой предмет

Эта игра не только эффективно закрепляет навык формирования и согласования относительных прилагательных, но и здорово развивает воображение. Для занятия подготовьте карточки, они могут быть 2-х типов: с изображением объектов и с изображением колеров.

В первом варианте в середине карточки изображается еда или готовое блюдо, а вокруг – продукты, из которых его можно приготовить. Дети должны назвать эти продукты в форме прилагательных. Например, изображена банка варенья, а вокруг ягоды малины, ежевики, черники, облепихи, вишни, клубники. Следовательно, варенье – малиновое, ежевичное, черничное, облепиховое, вишневое, клубничное.

  • сок какой – яблочный, апельсиновый, виноградный, томатный, лимонный, вишневый;


  • каша какая – гречневая, рисовая, овсяная, кукурузная, тыквенная, пшенная;


  • суп какой – гороховый, грибной, рыбный, фасолевый, картофельный, макаронный.


Во втором варианте игры в центре карточки должен быть изображен контурный объект, а вокруг него 6 колеров: красный, зеленый, оранжевый, голубой, желтый, фиолетовый. Дети дают объектам цветовое описание. Например: платье какое – красное, оранжевое, зеленое, желтое, голубое, фиолетовое.

Отгадай загадку

Для игры подготовьте карточки с загадками и изображения отгадываемых объектов. Подходите к каждому игроку по очереди, просите вытянуть карточку, зачитывайте написанную загадку. Когда ребенок угадает ответ, покажите соответствующий объект. Задача игрока – описать изображенный объект как можно большим количеством прилагательных.

Например, игрок угадал загадку про апельсин. Покажите ему изображение фрукта. Ребенок называет определения: оранжевый, круглый, сладкий, сочный, вкусный, ароматный.

Привет фотографии (для детей с 3 лет)

Цель: обучение детей узнавать друг друга по фотографии, создание положительного настроя

Клубочек (для детей с 4 лет)

Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.

Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

Ха – ха – ха! Хе – хе – хе! (для детей с 4 лет)

Цель: создание положительных эмоций, снятие напряжения.

Дети стоят в кругу, соединяют руки в замок. Ведущий показывает следующее:

Перекличка - путанка (для детей с 4 лет)

Цель: Развитие произвольного внимания, закрепление знакомства

Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия – нет; фамилия правильна, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

Ласковое имя (для детей с 4 лет)

Цель: формирование положительной самооценки и самопринятия, знакомство.

Один из детей - водящий - встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась. Упражнение продолжается до тех пор, пока в центре круга не побывает каждый ребенок.

Вариант. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму своего имени. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.

Передай игрушку по кругу (для детей с 4 лет)

Цель: разминка, разогрев группы, развитие внимания, быстроты реакции, умения действовать сообща

Вариант. Дети сидят на ковре и перекатывают друг другу мячи, не останавливаясь. Количество мечей от 2 до 5.

Передай движение по кругу (для детей с 4 лет)

Цель: развитие выразительности движений, воображения, активизация и сплочение детей

Животные (для детей с 4 лет)

Цель: активизация группы, развитие слухового внимания

Детям раздаются карточки и изображением нескольких (2 – 4) видов животных. Дети должны, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы. Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.

Невербальное приветствие (для детей с 4 лет)

Цель: разогрев группы, преодоления барьеров в общении, снижение эмоционального напряжения.

Участникам предлагается молча здороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами, б) коленками, в) спинами, г) мизинцами, д) плечами, е) локтями и т.д. Упражнение можно проводить при достаточной разогретости группы не в начале занятия.

Поварята (для детей с 4 лет)

Цель: развитие внимания, групповой сплоченности

Комплименты (для детей с 4 лет)

Цель: повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков

Путаница (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев, сплочение группы, снижение напряженности.

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, рефлексия собственного эмоционального состояния, настрой на работу.

Приветствие с колокольчиком (для детей с 5 лет)

Цель: приветствие, настрой детей на доброжелательный лад.

Разные приветствия (для детей с 5 лет)

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков

Взрослый напоминает детям, что с разными людьми мы общаемся по-разному «Поздоровайтесь так, как вы здороваетесь:

  • С другом в детском саду
  • С воспитателем
  • С клоуном в цирке
  • С любимой бабушкой
  • С тем, на кого обиделись
  • С тем, кого рады видеть

Ветер дует на. (для детей с 5 лет)

Цель: знакомство, разогрев, сплочение группы.

Поменяйтесь местами (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания и мыслительных процессов.

Встаньте те, у кого… (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.

Дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Встаньте те, у кого:

  • Светлые волосы
  • Карие глаза
  • В одежде есть синий цвет
  • Пишет левой рукой
  • Любит танцевать

Разные, но похожие (для детей с 5 лет)

Цель: разогрев и сплочение группы, снижение напряженности, развитие самосознания, активизация внимания.

- Сейчас поднимут руки только девочки. А теперь поднимут руки мальчики. Попрыгают те, кто в брюках. У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т.д.

По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой детей подводят к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.

Рулет (для детей с 5 лет)

Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности.

Фруктовый салат (для детей с 5 лет)

Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности, усиления концентрации внимания.

Прикосновение тела (для детей с 5 лет)

Цель: активизация и сплочение группы, развитие тактильного внимания

Объясните участникам, что вы дотронетесь до кого-нибудь. Потом они должны, используя только ту часть тела, до которой дотронулись вы, дотронуться до кого-то другого. Продолжайте игру, пока все участники не будут задействованы. Это упражнение заставляет тесно взаимодействовать друг с другом.

Лицом к лицу (для детей с 5 лет)

Цель: создание положительного эмоционального фона и активизация детей, развитие внимания.

Такси (для детей с 5 лет)

Цель: активизация группы, деление группы на подгруппы, закрепление количества

Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке.

Привет! Как твои дела? (для детей с 6 лет)

Цель: сближение участников, установление дружеских отношений, развитие кооперации, активизация внимания

Я сегодня вот такой (для детей с 6 лет)

Цель: эмоциональная разрядка, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально.

Словесные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Словесная игра – эффективный способ развития самостоятельного мышления и речи у ребенка. Такой способ игры не требует специальных принадлежностей, она основывается на действии и разговоре играющих. В процессе игры перед ребенком ставятся разнообразные задачи, например, описать предмет или отгадать предмет по его описанию, найти общие и отличительные признаки предметов.

Значение словесных игр для детей 3-4 лет

Для ребенка 3-4 лет основной деятельностью является игра. Во время игры он находится в хорошем настроении, активен, открыт для общения и расположен к усвоению новых знаний.

В игре малыш не замечает, что его учат. Поэтому игры, а в частности словесные (устные) игры, активно используются воспитателями и педагогами детского сада для проведения обучающих занятий.

Такая игра решает многие педагогические задачи:

  • Развивается активная речевая деятельность и мышление (эти процессы тесно связаны между собой).
  • Дети хорошо усваивают новые слова и понимают их значение.
  • Ребенок учится правильному произношению звуков и слов.
  • Формируется его умение соотносить слово с предметом и действием, которое оно обозначает.
  • Дети учатся правильно строить предложения, четко выражать свои просьбы и эмоции.
  • Совершенствуется интонация и выразительность произношения.

Все взрослые люди хорошо знакомы со словесными играми. Компьютеры пришли в нашу жизнь не так давно, и в свое время мы все играли именно в такие игры.

slovesnye-igry-dlya-detej-3-4-let-v-detskom-sadu.jpg

В зависимости от поставленных задач, устные игры условно разделяют на четыре группы.

Развитие речи детей через словесные игры

В возрасте 3-4 лет у ребенка происходит заметный скачек в речевом развитии. Почти все дети этого возраста говорят достаточно хорошо, хоть и не совсем внятно. Часто возникают проблемы с произношением звуков. Ребенок хоть и умеет составлять не сложные предложения, высказывать свои мысли, но не всегда может составить простой и понятный рассказ.

Возраст 3–4 года — это как раз время, когда ребенок активно усваивает разговорную речь. Хороший результат в работе по развитию речи дает применение разнообразных словесных игр.

Богатейшей основой для устных игр может служить народный фольклор, например, детские потешки, песенки, заучивание стихов наизусть. Они характеризуются простой рифмой, эмоционально окрашены, включают в себя часто повторяющиеся сочетания звуков и слов. С их помощью у ребенка формируется умение правильно и четко повторять звуки, слова и словосочетания, развивается слуховое внимание, увеличивается словарный запас.

Особенно полезны для детей этого возраста рассказы и сказки с элементами артикуляционной (логопедической) гимнастики. Дети с удовольствием повторяют несложные упражнения для развития речевого аппарата (надувают щеки, играют языком, дуют, подражают животным).

В ходе игры, воспитатель должен помогать ребенку, чтобы тот избегал ошибок в произношении, в случае необходимости подталкивать его к правильному решению задачи.

Значение словесных игр для детей

Методика проведения словесных игр

В процессе игры воспитатель руководит ходом игры и обучает детей. Его речь должна быть грамматически правильной, спокойной, но одновременно эмоциональной. Нельзя направлять взгляд, мимику и жесты только одному игроку. Нужно переводить взгляд то на одного, то на другого ребенка, чтобы каждый думал, будто воспитатель обращается именно к нему. Поэтому текст игры, рассказа, небылицы или потешки он должен знать наизусть. Стоять или сидеть во время игры необходимо так, чтобы все дети могли видеть лицо воспитателя, следить за его глазами и движением губ.

Если родители весь день заняты на работе и с трудом выкраивают время на общение и игры с малышом, то время перед сном подойдет для этих целей как нельзя кстати. Купая кроху, переодевая его ко сну общайтесь и играйте.

Предложите называть определенные слова, сгруппировав их по единому признаку. Например, пусть малыш назовет 5-10 имен девочек, столько же имен мальчиков, названия цветов и прочее. Если с таким заданием он справился, можно усложнить требования и попросить назвать те же предметы, только чтобы они начинались на одну и ту же букву.

Для организации и проведения речевых игр психологами и педагогами разработаны специальные методические рекомендации.

  1. Выбор игры зависит как от возраста и уровня развития детей в группе, так и от задачи, которую ставит воспитатель или педагог-дефектолог. Задачи могут быть образовательные, воспитательные и коррекционные.
  2. Игра не должна быть слишком легкой, а то она не будет побуждать к умственной деятельности, и дети быстро потеряют к ней интерес. Также не должна быть слишком сложной, чтобы дети смогли находить правильные решения самостоятельно, а не только с помощью взрослого.
  3. Игра должна вызывать в детях положительные эмоции, поэтому в начале игры нужно создать игровое настроение. Если для игры нужно распределить между детьми роли, то можно использовать считалку, она отлично настраивает на игру.
  4. Чтобы словесные игры давали позитивные результаты, их нужно постепенно усложнять, добавлять новые элементы, можно использовать наглядные пособия. Однако, вводить новые игры надо постепенно.
  5. Игры необходимо организовывать так, чтобы задействованы были все дети. Даже если отвечать будет один ребенок, поиском правильного решения должны быть заняты все.
  6. Чтобы игры проходили эффективно, нужно чередовать работу со всей группой и индивидуальную работу с ребенком.
  7. Большое внимание следует уделять тому, чтобы дети строго придерживались правил игры. Это учит их быть дисциплинированными. Детям младшей детсадовской группы правила разъясняются в процессе самой игры.

Словесная игра может занимать любое место в педагогической деятельности воспитателя. Ее можно использовать во время занятий в группе, во время детских развлечений, и даже во время прогулки.

Для детей в возрасте 3-4 лет уже можно предлагать словесные игры с буквами. Это поможет крохе быстрее и эффективнее освоить алфавит, развивать память. Играя, можно в каждый новый день вырезать новую букву их цветного картона. Произнося слова на эту букву, ребенок сможет правильно ассоциировать их с начертанием буквы, что положительным образом скажется на его дальнейшем развитии и обучении.

Примеры словесных игр для детей 3-4 лет

В детском саду воспитатели проводят с детьми словесные игры не только с целью как-то заполнить их досуг, но и научить правилам игр в команде, координировать свои действия, развивать логику и мышление. Можно играть в группе на занятиях, когда на улице плохая погода, можно играть на прогулке, для этого не нужно никаких особых приготовлений.

Приведем примеры наипростейших словесных игр для детей 3-4 лет, которые можно использовать и в детском саду, и дома, и на прогулке, и по дороге домой.

Воспитатель предлагает фигуры: прямоугольник, круг, треугольник. Ребенок должен решить какой предмет похож на фигуру. Например, прямоугольник – окно, книга, альбом.
Можно играть наоборот. Педагог называет предметы, а дети определяют какая фигура им соответствует. Например, мяч, шарик, обруч – круг.

Для игры понадобится мячик. Дети могут построиться в круг, ведущий (это может быть воспитатель или другой ребенок) стоит в круге и держит мяч. Называя любое слово, он бросает мяч ребенку, который стоит в общем круге. Если слово обозначает съедобный предмет, то мяч нужно поймать. Если названный предмет не съедобный – мяч следует отбить или вернуть ведущему. Следующее слово загадывается следующему ребенку по кругу.

Воспитатель называет предмет, а ребенок должен назвать его с ласкательно-уменьшительным суффиксом. Например, стул – стульчик, мяч – мячик, нос – носик. При этом тоже можно использовать мячик, а детей выстроить в линию или круг.

Воспитатель называет один предмет, а дети должны назвать его во множественном числе. Например, рука – руки, дом – дома, шарик – шарики. При этом тоже можно использовать мячик, а детей выстроить в линию или круг.

Воспитатель называет предметы, а дети должны объединить их по общим признакам. Например, морковь, картофель, помидор – овощи. Затем взрослый называет категорию предметов, а дети – то, что к ней относится. Например, одежда – юбка, шорты, кофта.

Педагог проговаривает повторяющиеся звуки, например, чу-чу-чу, баю-баю-бай, при этом меняя высоту голоса и темп произношения. Дети должны повторить.

Воспитатель называет действие, а дети должны назвать тех, кто выполняет это действие. Например, прыгает – зайчик, лягушка.
Или наоборот. Воспитатель называет предметы, а дети называют действие. Например, солнце, лампа – светят.
Словесные игры не требуют дополнительного оборудования для проведения, просты и доступны всем.

Для того, чтобы играть в словесные игры, не надо специальной подготовки. Можно играть в дороге, когда вы занимаетесь домашними делами, пока вы сидите в очереди в поликлинике и других местах. Плюсов у такого времяпровождения более чем достаточно: это и развитие речи и памяти, и приобретения навыков ребенка связно строить предложения в рассказе, и тренировка памяти, мышления и быстроты реакции.

Вместо заключения

slovesnye-igry-dlya-detej-3-4-let-v-detskom-sadu.jpg

Л.Н. Толстой считал, что ребенок до 5 лет подобен губке и способен впитывать максимум информации. Чем больше с ним общаются, играют и занимаются его развитием, тем лучше будет развит ребенок, его логическое мышление, память и скорость реакции.

Не ленитесь заниматься с ребенком хотя бы 15 минут в день, каким бы сложным не оказался рабочий день, и эти занятия вернуться вам сторицей.

Читайте также: