Учитель как субъект педагогической деятельности презентация кратко

Обновлено: 07.07.2024

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель. Л. Толстой Формирование личности ученика, признание её важности, ценности и необходимости для современного российского общества происходит под влиянием личности педагога. Изменение качества профессиональной деятельности педагога может происходить в том случае, если учитель готов не только использовать имеющиеся педагогические технологии, но и выходить за рамки нормативной педагогики, через совершенствование собственной деятельности стимулировать творческую деятельность учеников, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические принципы организации учебно-познавательной деятельности.

А это качества учителя, которые дети отметили, как отрицательные Агрессивен, груб, оскорбляет детей, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть на ребенком. 2. Безразличный, безответственный, ненавидит детей и работу. 3. Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение. 4. Не умеет выслушать, понять ребенка, не уважает учащихся, не признает права на свое мнение, нетерпим. 5. Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы. 6. Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором. 7. Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя. 8. Не творчески работает, педантичен, формалист.

Можно вести речь об особых условиях и требованиях к личности и деятельности учителя. Требования эти определяются в первую очередь требованиями достижения нового качества образования, которое, в свою очередь, определяется тем, насколько полученное образование обеспечивает выпускнику школы успешную жизнедеятельность в условиях неопределенности современного общества. Здесь на помощь учителю приходят учреждения дополнительного образования, которые создадут условия для проявления активности, творчества и ответственности ребенка в обучении; создадут условия для расширения жизненного опыта ребенка и приобретения опыта обучения из жизни.

2 критерий - сознательное обучение Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться чему-то новому. 3 критерий - взаимоотношения в системе "педагог-обучающийся" В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения.

4 критерий - учет индивидуальных особенностей обучающегося Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении занятия (урока). Развитие внимания, в решающей степени зависит от личных качеств педагога. К числу наиболее важных качеств педагога относят внимательность и наблюдательность педагога. Педагог должен понимать: как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания обучающихся (яркость, новизна, структурирование); как организована смена видов деятельности на занятии; как учитываются возрастные особенности внимания обучающихся; как организована активность обучающихся на занятии.

Результаты анкетирования "Я - педагог дополнительного образования" Педагог дополнительного образования – это … Чем могу поделиться с коллегами?

Результаты анкетирования "Исследование результатов деятельности педагога, влияющих на развитие ребенка"

Инструментальные ценности педагога Ценности межличностного общения ( чуткость, воспитанность, жизнерадостность) Ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность) Ценности принятия других (терпимость, широта взглядов, чуткость)

Общаться на людях. Через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность. Целенаправленно организовывать общение и управлять им. Для учителя важны следующие коммуникативные умения:

Коммуникативные эмоции: расположение; чувство симпатии; уважение к участникам общения; желание делиться мыслями, переживаниями;

Профессиональное самовоспитание 1. Посетите уроки нескольких учителей и попытайтесь по тональности общения, настроению детей, общей атмосфере урока определить характер взаимоотношений учителя с детьми. Обменяйтесь впечатлениями с коллегами и попытайтесь создать целостную картину этих взаимоотношений. 2. Постарайтесь определить, какими приемами пользуется учитель, организуя общение, помогают ли они решать учебно-воспитательные задачи. 3. Попытайтесь как бы “примерить” манеру общения с учащимися разных учителей на себя и установить, что в “технологии” этого общения соответствует вашей индивидуальности, а что нет. 4. Побывайте на воспитательных мероприятиях у опытных педагогов и обратите внимание на то, как они учитывают настроение детей, их индивидуальные особенности и т. п., как это все отражается на общении. 5. Попытайтесь сравнить атмосферу на уроках у нескольких учителей и определить, чем она отличается, каковы причины этого отличия.

Желаю успехов! Успех – удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в учёбе, работе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развитие мотивации обучающихся и педагогов к достижению современного качества образования

Благодаря изучению мотивации мы начнем лучше разбираться в факторах, повышающих ее у учащихся. Будем осознанно выбирать приемы работы. Со временем успехи наших учеников обеспечат педагогу более .


Цель: демонстрация форм организации учебного занятия как средства достижения основной образовательной цели – повышение качества знанийЗадачи:1. Обмен опытом работы .



Компетентностный подход – создание условий для овладения учащимися комплексом компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес.

Выступление на пед. совете на тему "Влияние личности педагога на качество образования в современной школе. Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС."

выступление на пед. совете.


Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п.


Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи.

5. Учитель глазами учителей

6. Проблемы в подготовке современного учителя:

• Не владеет общей культурой психологического
общения;
• не умеет организовать работу в группах;
• не умеет организовать урок в деятельностной
парадигме;
• не знает типологии детских проблем (детства в
целом);
• не умеет работать с различными категориями детей;
• не знает психологии и физиологии (особенно детей);
• не умеет работать с другими участниками
образовательного процесса (учитель, директор,
психолог, руководитель) и т.д.
6

8. Специфика педагогической профессиональной деятельности: затруднения педагогов

Задача
Профессиональные затруднения
Все
педагоги
Молодые
Работать с информацией
Работа с нормативными
документами
24,9%
36,5%
Проектировать
профессиональное
самообразование
Анализировать собственную
деятельность
63,1%
51,1%
Видеть ученика в предмете
Отбирать показатели освоения
предмета
67,4%
44,7%
Отслеживать результативность
50,6%
62,1%
Проектировать содержание
образования
47,3%
49,5%
Выбирать технологии обучения
41,1%
51,8%
Отбирать новые знания по предмету
52,3%
19,2%
Формировать предметную
развивающую среду
48,1%
66,7%
35,5%
46,5%
Строить образовательный
процесс
Создавать образовательную
среду
Устанавливать взаимодействие Взаимодействовать в процессе
с другими субъектами
установления межпредметных связей

9. Глава 7. Учитель

Какие изменения нужны в первую очередь?
ценностное переосмысление
профессионального взгляда
на свою деятельность
ориентация на
повышение уровня своей
компетентности
принятие ответственности
за результаты работы

16. Черты социально-педагогического мышления учителя как субъекта

18. Личностные качества педагога, отражающие его субъектную характеристику

20. Профессиональный стандарт педагога

КОНСТРУКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода
отечественного образования на международный уровень
Стандарт – объективный измеритель квалификации учителя
Стандарт – симбиоз ремесла и творчества
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования

22. СТРУКТУРА СТАНДАРТА

инвариант
1. Знание предмета
2. Владение
информационными
технологиями
вариативная
часть
Новые
профессиональные
компетенции

23. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА РАБОТНИКА, ПРЕПОЛАГАЮЩИЕ СПОСОБНОСТЬ К НЕСТАНДАРТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

1. Мобильность
2. Способность к
нестандартным трудовым
действиям
3. Умение работать в команде
4. Готовность к изменениям
5. Ответственность и
самостоятельность в
принятии решений
Интересуют работодателя не меньше,
чем владении профессией.
Выявляются в ходе
стажировок !

24. НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ПЕРЕСМОТРА ПОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Меняется мир – меняется стандарт
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми
компетенциями:
Работа с одаренными учащимися;
Работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования;
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
Работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии;
Работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные
отклонения в поведении;
Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным
стандартам.

25. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ СТАНДАРТА – ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Вариативная часть стандарта – ориентир
развития на ближайшую и отдаленную перспективу.
Вариативную часть нельзя
немедленно предъявлять в
качестве нормативного
требования к деятельности
учителя.
Нельзя требовать от
педагогов того, чему их
специально не обучали.

26. Для поэтапной реализации вариативной части стандарта необходимо создать дорожную карту

Этапы продвижения к цели:
Пересмотр существующих стандартов содержания профессионального
педагогического образования;
Качественная реорганизация системы переподготовки учителей;
Гибкая модульная система подготовки и переподготовки педагогов,
предполагающая набор необходимых компетенций, исходя из особенностей
образовательных программ, реализуемых конкретным учреждением ;
Создание условий для стажировки педагогов на базе ВУЗов , центров повышения
квалификации, а также учреждений образования, наиболее успешно решающих
задачи формирования новых профессиональных компетенций.

27. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАВОВОГО И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВОГО ПОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА


Новые возможности школы: составлять индивидуальное штатное
расписание; использовать стимулирующий фонд оплаты труда для
поощрения работников, выполняющих дополнительные обязанности.
Стремление руководителей адекватно формализовать новые обязанности в
названиях должностей
Менеджер по уборке
помещений
Педагог реабилитатор
Специалист по мониторингу
качества образования

Несоответствие новых должностей существующим
тарифно- квалификационным характеристикам
ПРОБЛЕМЫ:
исчисление трудового стажа,
начисление пенсий и т.д.

Квалификационные требования к администраторам в сфере образования:
• Высшее образование по профилю;
• Знание международных стандартов;
• Знание истории развития образования России и его национальной специфики;
• Способность к оценке нестандартных действий педагогов;
Периодическая переаттестация администраторов на основе
сформулированных критериев!

30. Новые педагогические профессии

-педагог-организатор учебной деятельности
-педагог-тьютор;
- педагог –технолог по разрешению конфликтов,
-педагог - воспитатель; социальный воспитатель, социальный
педагог, педагог – медиатор, андрагог,
-педагог модератор;
-педагоги наставники – руководители - практики по
организации собственной -образовательной деятельности;
-педагоги - агенты изменений реальных жизненных ситуаций в
организации ;
-педагог-проектировщик;
-педагог-фасилитатор,
-педагог-консультант в сфере образования

ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИУМЕ ВЛИЯЕТ НА ТРЕБОВАНИЯ К
СУБЪЕКТАМ ОБРАЗОВАНИЯ
Требования одиннадцати компетенций:
креативность
уверенность в себе
обязательность (ответственность)
коммуникабельность
критическое мышление
клиентоориентированность
любопытность
командность
готовность к росту
инициатива
интегративность
(Период полураспада компетенций -0,6 года – ученые
США)

32. Что делать?

33. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА

-Консультирование, сопровождение, помощь в организации, выборе,
включения в социум, рефлексия изменений рынка профессий, в том
числе педагогической,
-персональный совет;
-развитие продуктивных ситуаций;
-помощь в определении индивидуальных учебных планов;
-сопровождения, оценивания;
-поддержка общего саморазвития;
-помощь в самооценивании образовательных результатов;
обсуждение персональных проблем
Трансформация функций – есть реакция на изменения рынка труда,
требования социума, это есть основа трансформации профессии и
профессионального образования. Эта трансформация обусловлена
влияниями из вне – внешними и влияниями внутренними за счет
новаций внутри профессиональных.

34. 21 признак учителя 21 века в Америке

1.Вы требуете от своих учеников использовать многообразные источники для их
исследовательских проектов… и они ссылаются на блоги, подкасты и интервью,
которые они провели, используя скайп..
2.Ваши ученики работают над совместным проектом…с учениками из Австралии
3.Еженедельно вы сообщаете о новостях классах… в вашем блоге.
4.Ваши ученики участвуют в уроке, …отправляя через Твиттер вопросы и комментарии
5.Вы просите ваших студентов исследовать и создать доклад по спорной теме…и вы
оцениваете их видео презентации.
6.Вы готовите дублеров с подробными указаний… с помощью подкастов.
7.Вы просите ваших учеников изучить литературного персонажа или историческую
личность…, и они создают от его имени профиль в социальных сетях
8.Ваши ученики создают учебное пособие…работая вместе в группе-вики
9.Вы делитесь учебными планами со своими друзьями-учителями… по всему миру.
10.Бюджет вашего класса ограничен…, но ничего страшного в этом нет потому, что
существует так много бесплатных ресурсов в интернете, которые вы можете
использовать
11. Вы осознаете важность профессионального развития,… и вы читаете блоги,
присоединяетесь к сетевым сообществам и шлете твиты для собственного развития.

35. 21 признак учителя 21 века в Америке

Основные цели и задачи деятельности преподавателя. Свойства личности педагога. Структура готовности к педагогической деятельности. Профессиональная Я-концепция преподавателя. Группа умений педагога воздействовать на личность и коллектив воспитанников.

Рубрика Педагогика
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 13.03.2015
Размер файла 3,4 M

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Примерное распределение часов и видов занятий на изучение отдельных разделов учебной дисциплины в педагогическом вузе. Специфика профессиональной деятельности педагога, ее структурная организация. Основные функции преподавателя, структура его мастерства.

презентация [533,4 K], добавлен 01.05.2013

Сущность и структура педагогической деятельности, ее основные задачи. Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы. Принципы и правила успешного воспитания. Понятие и цель компетентностного подхода, стили педагогического общения.

реферат [40,6 K], добавлен 01.12.2012

Совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда. Структура профессиональной компетентности. Профессиональная идентичность и этика педагога. Теоретическая готовность к педагогической деятельности. Организаторские умения педагога.

презентация [1,8 M], добавлен 30.05.2012

Изучение социальной значимости педагогической деятельности. Анализ требований, предъявляемых к личности преподавателя, его интеллектуальному потенциалу и моральному облику. Компоненты педагогической культуры. Структура общих педагогических способностей.

презентация [290,7 K], добавлен 19.10.2013

Раскрытие понятия инновационной деятельности педагога, ее основные характеристики. Роль педагога в реализации основных идей образования. Параметры инновационного потенциала педагога, его готовность к инновационной деятельности и условия ее развития.

реферат [23,0 K], добавлен 02.03.2016

Теоретические основы проблемы педагогической деятельности. Воспитание как специально-организационная деятельность педагога по достижению целей образования учащихся. Пути оптимизации деятельности педагога по организации образования и воспитания личности.

курсовая работа [90,3 K], добавлен 18.03.2012

Педагог как субъект педагогической деятельности. Требования общества и социальные ожидания по отношению к личности и деятельности учителя. Психофизиологические (индивидные) предпосылки деятельности педагога. Определение педагогических способностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиональные требования к личности педагога.

Учитель как субъект педагогической деятельности должен обладать определенными качествами. Одним из важнейших требований выступает четкость социальной и профессиональной позиций.

Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется как внешними требованиями. Так и внутренними ожиданиями личности. Требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. Также имеются внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция как система взглядов, убеждений и ценностных ориентаций вырастает из общечеловеческой, сформированной еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога определяет и его профессиональную позицию. Однако эта зависимость не всегда является прямой, так воспитание строится на основе личностного взаимодействия. Поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, не всегда дает ответ о причинах поступка. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы, решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Л.Б. Ительсон дал характеристику 1 типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

· друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

· диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

· советчика, если использует осторожное уговаривание;

· просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;

· вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ней можно выделить психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а также научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

Содержание профессиональной готовности отражено в инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя- профессиограмме. В ней профессиональные требования 2 к учителю объединены в три взаимосвязанных и дополняющих друг друга основных комплекса:

- качества, определяющие специфику профессии учителя;

- специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности)..

А.И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).

Так как профессия учителя состоит в пластичном творением личности . то цель педагогического образования представляется как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа. Его характеризуют:

· высокая гражданская ответственность и социальная активность;

· любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

· подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

· высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

· потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

· физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности.В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Это наиболее глубокая фундаментальная характеристика личности учителя.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, положительное эмоциональное отношение к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Оно формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей Его основу составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися.

Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы.

Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования.Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи.

Читайте также: