Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы

Обновлено: 05.07.2024

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

3) учебный план школы.

Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта.

Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.

Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов.

Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.

Учебная программа – это нормативный документ определяющий:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;

2) логику и последовательность изучения тем;

3) общее количество времени на изучение определенных тем.

Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:

1) типовые программы;

2) рабочие программы; 3) авторские программы.

Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; это основной и ведущий вид учебной литературы. Учебник отвечает основным целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп.

Учебник должен удовлетворять основным педагогическим требованиям:

1) сообщать научно достоверные данные по рассматриваемому предмету, науке в пределах обозначенной программы;

2) обеспечивать подготовку и навык к самостоятельному приобретению знаний в будущем;

3) развивать мышление учащихся и формировать приемы умственной деятельности.

Теория учебника развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств, книговедения.

В ходе реформ в 1990-е гг. издание учебной литературы стало одним из факторов сохранения единого образовательного пространства.

Государственный образовательный стандарт – это совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников.

Любой стандарт представляет собой образец, которому должно соответствовать что-либо, например иной документ, непосредственно регламентирующий поведение людей. Государственный образовательный стандарт санкционирован государством и в связи с этим становится обязательным руководством для разработчика (то есть, администрации образовательного учреждения) при составлении на его основе образовательной программы. Таким образом, государственный образовательный стандарт по отношению к образовательной программе является документом высшего порядка, стандарт первичен. Вместе с тем, сам государственный образовательный стандарт наряду с инвариативной или неизменяемой частью, включает и вариативную часть. По этой причине две образовательные программы, разработанные в соответствии с одним и тем же государственным образовательным стандартом, реализуемые в двух разных образовательных учреждениях, с содержательной точки зрения будут различаться между собой.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Учебные планы, программы, учебная литература. Государственный образовательный стандарт.

Учебные планы, программы, учебная литература. Государственный образовательный стандарт.

Учебные планы, программы, учебная литература. Государственный образовательный стандарт.

Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план — это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

3) учебный план школы.

Базисный учебный план — это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:

1) продолжительность обучения;

2) перечень предметов;

3) недельную нагрузку;

4) максимальную обязательную нагрузку;

5) нагрузку учителя;

6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.

Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.

Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:

1) перечень обязательных предметов;

2) обязательные предметы по выбору;

3) факультативные предметы;

4) распределение предметов по годам обучения;

5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.

Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.

Учебная программа — это нормативный документ, определяющий:

1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;

2) логику и последовательность изучения тем;

3) общее количество времени на изучение определенных тем.

Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:

1) типовые программы;

2) рабочие программы;

3) авторские программы.

Типовая учебная программа составляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.

Рабочая учебная программа составляется учителем на основе типовой. Она учитывает:

1) методические и технические возможности школы;

2) уровень подготовки учащихся;

3) национально-региональный компонент;

4) специфику школы.

Авторская программа составляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.

Учебные программы с точки зрения структуры подразделяются на:

1) линейные — материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;

2) концентрические — учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем — более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;

3) ступенчатые — материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие — только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;

4) смешанные — сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

В содержании учебной программы выделяют три части:

1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;

2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;

3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.

Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

3) учебный план школы.

Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:

1) продолжительность обучения;

2) перечень предметов;

3) недельную нагрузку;

4) максимальную обязательную нагрузку;

5) нагрузку учителя;

6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.

Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.

Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:

1) перечень обязательных предметов;

2) обязательные предметы по выбору;

3) факультативные предметы;

4) распределение предметов по годам обучения;

5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.

Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:

1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;

2) логику и последовательность изучения тем;

3) общее количество времени на изучение определенных тем.

Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:

1) типовые программы;

2) рабочие программы;

3) авторские программы.

Типовая учебная программа составляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.

Рабочая учебная программа составляется учителем на основе типовой. Она учитывает:

1) методические и технические возможности школы;

2) уровень подготовки учащихся;

3) национально-региональный компонент;

4) специфику школы.

Авторская программа составляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.

Учебные программы с точки зрения структуры подразделяются на:

1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;

2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;

3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;

4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

В содержании учебной программы выделяют три части:

1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;

2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;

3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

5. Учебные задачи и учебные действия в структуре процесса обучения

5. Учебные задачи и учебные действия в структуре процесса обучения Учебная задача является по счету вторым, но по сути самым главным компонентом учебной деятельности. Обучающемуся она предлагается как сформулированное определенным образом учебное задание или в виде

Глава 11 Зачем нужны дифференцированные учебные программы?

Глава 11 Зачем нужны дифференцированные учебные программы? Одаренным детям, которые быстро усваивают учебный материал, надо дать возможность почувствовать, что обучение в школе может приносить удовольствие и пользу. Углубленная и ускоренная учебная программа служит

Астральные планы

Учебные группы душ

Учебные группы душ В своей первой книге я посвятил целые главы рассмотрению начинающих, промежуточных и продвинутых групп душ и их Гидов. Я также приводил примеры групповых энергетических занятий, во время которых души учатся создавать и формировать физическую материю,

Жизненные планы

Жизненные планы Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила

Мои планы на мою жизнь

Мои планы на мою жизнь Виктор, или История застрявшей жизни Достойный молодой человек Виктор поставил себе серьезные цели: закончить институт с красным дипломом, найти достойную работу и создать семью, где у него будет любимая женщина и замечательные милые дети.Угу. Что

Планы Дениса

Планы Дениса Скучной жизнь делают не планы, а планы мелкие и слабые Денис учится в одном из престижных частных колледжей Великобритании. Расписание дня очень жесткое: подъем в 7.00, бегом на молитву, в течение всего дня уроки, перемежаемые спортивными занятиями, вечером

ЦЕЛИ. ПЛАНЫ

ЦЕЛИ. ПЛАНЫ Цели. Нет смысла обсуждать на что вы способны, если воодушевлены ими. Нет смысла обсуждать на что вы способны, если верите в них. Нет смысла обсуждать что случиться, если вы будете действовать помимо них.Сначала всегда бывает причина, и только потом –

3.2. Строим планы

3.2. Строим планы У творческого человека должно быть две программы: программа-минимум и программа-максимум. Если у человека есть только программа-максимум, то его реальная жизнь будет очень тяжелой, и он просто не доживет до того светлого будущего, которое намечено

Планы

Планы Вам предстоит наметить пятилетний план вашей жизни. Каковы ваши три самые главные цели в предстоящем году?1. ________________________________2. ________________________________3. ________________________________Что вы уже теперь делаете, чтобы достичь каждой из этих

Учебные курсы и семинары

Учебные курсы и семинары На дополняющем книгу сайте вы найдете информацию о курсах и семинарах, где можно глубже изучить мой метод и проработать конкретные задачи, а также получить обратную связь и оценку своей работы.Если вы предпочитаете работать в группе, учебные

4. УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЬЮЗЕНА

4. УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЬЮЗЕНА Курсы предназначены для:? правительственных учреждений;? корпораций;? школ и университетов;? частных групп и организаций;? общественных фондов;? детей;? семей;? пожилых людей.Курсы базируются на основных положениях, содержащихся в следующих книгах

Учебные материалы для программы-оптимума

Учебные материалы для программы-оптимума Аудиокурс для первичного ознакомления с языком-аудиоПодойдёт практически любой аудиокурс, где на начальных занятиях дикторы говорят очень медленно и отчётливо. Качество звука должно быть высоким — не менее 128 кбит/с, а

Дополнительные учебные материалы

Дополнительные учебные материалы После успешного выполнения программы-оптимума используйте учебные материалы данного раздела для активного добора лексики и знакомства с социальными реалиями.Книги на изучаемом языкеПринцип подбора книг такой же, как аудиокниг: точно

Начальное образование – первая ступень общего образования, цель которой – освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие познавательных способностей и социального общения, а также формирование основных навыков учебной деятельности.

Начальное образование учащиеся получают во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы или в начальной школе как самостоятельном учебно-воспитательном учреждении. В Украине начальное обучение детей начинается с 6 (7) лет, курс обучения составляет 4 года.

После упорядочения структуры школьного образования в СССР (1934 г.) начальная школа стала частью единой общеобразовательной школы, ее первой ступенью. Окончание начальной школы открывало учащимся возможность для продолжения общего образования. Эта роль начальной школы сохранилась в дальнейшем при всех преобразованиях советской системы образования.

Первые советские учебные планы и программа начальной школы опубликованы в 1920 г. Кроме русского языка и арифметики в них предусматривалось преподавание (со 2-го класса) природоведения и обществоведения. Также вводились физическое воспитание, пение и рисование. В 1923–1927 гг. в школах применялась комплексная система обучения. В начале 1930-х гг. были восстановлены самостоятельные учебные предметы и классно-урочная система обучения, вводились история, география и естествознание как самостоятельные учебные предметы.

Работа по дальнейшему совершенствованию начального образования включала три этапа.

На первом этапе(до 1963 г.) были отработаны основные принципы развивающего обучения. В разных вариантах они формулировались Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и другими дидактами и стали использоваться в массовой начальной школе в конце 1980-х гг.

На втором этапе(1963–1966 гг.) были разработаны основные критерии совершенствования системы обучения в 3-летней начальной школе.

Третий этап(1966–1969 гг.) проводился в различных регионах России с учетом специфики социальных, экономических и других условий.

Сегодня в основу построения учебных планов начального образования положены три области знаний:

3) человек, природа и общество.

В системе начального образования довольно долгое время сосуществуют два типа школы: 3-летняя (с началом обучения в 7 лет) и 4-летняя (с началом обучения в 6 лет). Основным важным направлением, определяющим перспективу развития начального образования, является 4-летняя школа с началом обучения в 6 лет. В связи с переходом обучения в средней образовательной школе на 11-летнее обучение ведется разработка новых подходов к начальному обучению.

Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

3) учебный план школы.

Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:

1) продолжительность обучения;

2) перечень предметов;

3) недельную нагрузку;

4) максимальную обязательную нагрузку;

5) нагрузку учителя;

6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.

Типовой учебный плансоздается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.




Учебный план школысоставляется на основе базисного и типового планов и содержит:

1) перечень обязательных предметов;

2) обязательные предметы по выбору;

3) факультативные предметы;

4) распределение предметов по годам обучения;

5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.

Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:

1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;

2) логику и последовательность изучения тем;

3) общее количество времени на изучение определенных тем.

Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:

1) типовые программы;

2) рабочие программы;

3) авторские программы.

Типовая учебная программасоставляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.

Рабочая учебная программасоставляется учителем на основе типовой. Она учитывает:

1) методические и технические возможности школы;

2) уровень подготовки учащихся;

3) национально-региональный компонент;

4) специфику школы.

Авторская программасоставляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.

Учебные программы с точки зрения структурыподразделяются на:

1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;

2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;

3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;

4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

В содержании учебной программывыделяют три части:

1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;

2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;

3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.

Содержание начального образования

Начальное образование – первая ступень общего образования, цель которой – освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие познавательных способностей и социального общения, а также формирование основных навыков учебной деятельности.

Начальное образование учащиеся получают во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы или в начальной школе как самостоятельном учебно-воспитательном учреждении. В Украине начальное обучение детей начинается с 6 (7) лет, курс обучения составляет 4 года.

После упорядочения структуры школьного образования в СССР (1934 г.) начальная школа стала частью единой общеобразовательной школы, ее первой ступенью. Окончание начальной школы открывало учащимся возможность для продолжения общего образования. Эта роль начальной школы сохранилась в дальнейшем при всех преобразованиях советской системы образования.

Первые советские учебные планы и программа начальной школы опубликованы в 1920 г. Кроме русского языка и арифметики в них предусматривалось преподавание (со 2-го класса) природоведения и обществоведения. Также вводились физическое воспитание, пение и рисование. В 1923–1927 гг. в школах применялась комплексная система обучения. В начале 1930-х гг. были восстановлены самостоятельные учебные предметы и классно-урочная система обучения, вводились история, география и естествознание как самостоятельные учебные предметы.

Работа по дальнейшему совершенствованию начального образования включала три этапа.

На первом этапе(до 1963 г.) были отработаны основные принципы развивающего обучения. В разных вариантах они формулировались Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и другими дидактами и стали использоваться в массовой начальной школе в конце 1980-х гг.

На втором этапе(1963–1966 гг.) были разработаны основные критерии совершенствования системы обучения в 3-летней начальной школе.

Третий этап(1966–1969 гг.) проводился в различных регионах России с учетом специфики социальных, экономических и других условий.

Сегодня в основу построения учебных планов начального образования положены три области знаний:

3) человек, природа и общество.

В системе начального образования довольно долгое время сосуществуют два типа школы: 3-летняя (с началом обучения в 7 лет) и 4-летняя (с началом обучения в 6 лет). Основным важным направлением, определяющим перспективу развития начального образования, является 4-летняя школа с началом обучения в 6 лет. В связи с переходом обучения в средней образовательной школе на 11-летнее обучение ведется разработка новых подходов к начальному обучению.

Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов:

3) учебный план школы.

Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:

1) продолжительность обучения;

2) перечень предметов;

3) недельную нагрузку;

4) максимальную обязательную нагрузку;

5) нагрузку учителя;

6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.

Типовой учебный плансоздается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.

Учебный план школысоставляется на основе базисного и типового планов и содержит:

1) перечень обязательных предметов;

2) обязательные предметы по выбору;

3) факультативные предметы;

4) распределение предметов по годам обучения;

5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.

Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:

1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;

2) логику и последовательность изучения тем;

3) общее количество времени на изучение определенных тем.

Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:

1) типовые программы;

2) рабочие программы;

3) авторские программы.

Типовая учебная программасоставляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.

Рабочая учебная программасоставляется учителем на основе типовой. Она учитывает:

1) методические и технические возможности школы;

2) уровень подготовки учащихся;

3) национально-региональный компонент;

4) специфику школы.

Авторская программасоставляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.

Учебные программы с точки зрения структурыподразделяются на:

1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;

2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;

3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;

4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

В содержании учебной программывыделяют три части:

1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;

2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;

3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Нормативные документы, регламентирующие содержание образования

Содержание образования регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам, фиксируется в учебниках, учебных пособиях и электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах ).

Учебный план - нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность ) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

В практике современной общеобразовательной школы используется несколько типов учебных планов: базисный учебный план, типовые федеральные и региональные учебные планы и собственно учебный план школы.

Базисный учебный план - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы - Министерством образования РФ.

Базисный учебный план определяет:

● общую продолжительность обучения (в учебных годах) и по каждой ступени;

● максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов;

● учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам;

● недельную учебную нагрузку для базовых учебных курсов на каждой ступени общего среднего образования, для обязательных занятий по выбору учащихся и для факультативных занятий.

Базисный учебный план служит основой для разработки типовых федеральных и региональных учебных планов и исходным документом для финансирования образовательного учреждения.

Региональный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе федерального базисного учебного плана. Несет нормативную нагрузку на уровне региона, является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения.

Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа таких планов: собственно учебный план и рабочий учебный план. На основе государственного базисного учебного плана на длительный период разрабатывается собственно учебный план. Он отражает особенности конкретной школы (в качестве его может быть принят один из типовых учебных планов). С учетом текущих условий разрабатывается рабочий учебный план. Он ежегодно утверждается педагогическим советом школы.

В структуре учебного плана выделяют:

● инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

● вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.

В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две части представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.

В качестве примера приведем базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации


hello_html_4f290e3a.jpg

Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, подразделяемые на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом, им же определяются и нормативные сроки их освоения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.

Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Более подробно рассмотрим, что представляют собой общеобразовательные программы, реализуемые в школах. Чаще их называют учебными программами определенного предмета.

Учебная программа - это нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе Государственного образовательного стандарта по определенной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы создаются на основе типовых, утверждаются педагогическим советом школы. Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения.

Авторские учебные программы учитывают требования образовательного стандарта, но могут иметь другую логику изложения учебного материала, авторские взгляды на изучаемые явления и процессы. Они обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете или заседаниях районных методических объединений. После чего программы утверждаются для использования в учебном процессе. Авторские программы чаще всего разрабатываются для курсов по выбору, факультативов.

Учебные программы в структурном отношении состоят из трех основных компонентов. Первый компонент - пояснительная записка, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы, основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй компонент - собственно содержание образования: тематический план, перечень разделов и тем по курсу, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий компонент - некоторые методические указания о путях реализации программы.

Исторически сложились два структурных способа изложения учебного материала в программах: концентрический и линейный. В последнее время получает распространение спиральный способ изложения. Существует также смешанная структура изложения учебного материала.

Линейный способ изложения состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы.

При концентрическом способе изложения материал данной ступени обучения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях. Концентризм обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся.

Характерной особенностью спирального способа изложения материала является то, что постоянно расширяется и углубляется круг знаний по исходной проблеме. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре таких перерывов нет.

Существует также смешанный способ изложения материала, представляющий собой комбинацию вышеуказанных подходов.

Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, справочниках, задачниках, книгах для дополнительного чтения, практикумах, сборниках текстов, словарях, картах, атласах, учебных пособиях для учащихся и учителей, учебно-методических комплексах, рабочих тетрадях и пр. Фиксируется также содержание образовательного материала на электронных накопителях (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах ).

Первостепенное значение в раскрытии содержания материала принадлежит учебнику. Учебник - это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.

Учебник выполняет две основные функции: является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательным стандартом содержание; выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Структура учебника включает в себя текст (как главный компонент) и внетекстовые (вспомогательные) компоненты.

Тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. Также выделяют основные, дополнительные и пояснительные тексты.

Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента: теоретико-познавательный и инструментально-практический. К теоретико-познавательному компоненту относятся: базовые термины; ключевые понятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание законов, теорий, ведущих идей; выводы и т. п.

К инструментально-практическому компоненту относятся характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.

Дополнительный текст включает документы; хрестоматийный материал; обращение к читателям; биографические, народоведческие, статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы.

Пояснительный текст включает предметные введения к учебнику, разделам, главам; примечания, разъяснения; словари; определители; пояснения к картам, схемам, диаграммам; указатели.

Кроме учебного текста, в учебниках содержатся так называемые внетекстовые компоненты. К внетекстовым компонентам относятся аппарат организации усвоения материала; иллюстративный материал; аппарат ориентировки.

Аппарат организации усвоения материала включает: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу, упражнения.

К иллюстративному материалу относятся предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации.

Аппарат ориентировки включает предисловие, оглавление, примечания, приложения, указатели, сигналы-символы.

Дополнением к учебнику являются учебные пособия, которые углубляют и расширяют его содержание.

К учебной литературе, особенно учебникам, предъявляются определенные требования. Учебник должен в единстве отражать логику науки, логику учебной программы и логику учебного предмета. Он должен содержать высоконаучный материал и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти. Формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Язык изложения материала должен быть образный, увлекательный с элементами проблемного изложения. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.

Читайте также: