Учебно тематический план театрального кружка 1 года обучения в детском саду 4 5 лет

Обновлено: 05.07.2024

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актёрского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе театрализованной деятельности, ребёнок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности, работать над ролью.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь во время игры дети чувствует себя раскованно, свободно. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет педагогу эмоционально раскрепостить детей, снять у них зажатость, обучить чувствованию слова и художественному воображению, пробудить фантазию и воображение, научить сочувствию и сопереживанию.

Направленность программы театрального кружка по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 9 месяцев (с 01.09 по 31.05.) обучения и ориентирована на детей средней и старшей группы (от 4 до 5 лет; от 5 до 6) и включает в себя 34 театрализованных игр-занятий.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Цель: формирование творческой личности и развитие речевой активности детей средствами театральной деятельности.

Задачи:

1. Побуждать интерес детей к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия для её проведения.

2. Закреплять умение называть предметы театрального игрового оборудования.

3. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.

4. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.

5. Развивать инициативу самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

6. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом движением основные эмоции.

7. Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности.

Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театральные представления (игры, спектакли, импровизации и др.)

Игры-занятия по театрализованной деятельности проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия: 20 минут в средней группе и 25 в старшей группе.

Формы организации театральной деятельности:

- Рассказы, беседы, беседы-диалоги;

- совместный просмотр спектаклей;

- Игры (драматизации, имитации, дидактические, музыкально-двигательные, речевые, пальчиковые игры, коммуникативные игры, настольные, подвижные игры и т. д.);

- Упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);

- Практические упражнения для отработки необходимых навыков;

- Пантомимические этюды и упражнения;

- Инсценировки и драматизация;

- Просмотр презентаций, мультфильмов;

- Разучивание произведений устного народного творчества;

- Сочинение сказок, придумывание историй для постановок;

- Изготовление и ремонт атрибутов к спектаклям, кукол;

Предполагаемый результат:

- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации);

- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение);

- Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность);

- Умение правильно оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные качества персонажей;

- Умение строить предложение, а также овладение интонационной выразительностью речи.

Способы проверки ожидаемых результатов:

- Показ спектакля для детей своей группы и родителей.

- Результаты работы отслеживаются сравнительным анализом начальной и итоговой диагностики (Диагностика проводится на первых 2-х и последних 2-х занятиях).

Формы подведения итогов:

-Презентации и фотовыставки (фотоотчеты);

-Выставки видов театров, выполненных совместно с родителями.

Виды театральной деятельности:

- Настольный театр (плоскостной, конусный, мягких игрушек или предметный, вязаных игрушек)

- Стендовый (фланелеграф, магнитный, теневой)

-Наручный (пальчиковый, театр топотушек)

Методические приемы:

1. Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.

2. Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.

3. Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.

4. Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.

6. Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).

7. Проигрывание отрывков из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.

8. Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей.

10. Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

Занятия по театрализованной деятельности в детском саду включают в себя:

- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- Упражнения по формированию выразительности исполнения;

- Отдельные упражнения по этике;

- Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей.

Средства реализации Программы:

-Специальные театральные этюды и упражнения;

-Игры на превращения;

-Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;

-Игры на развитие двигательных способностей;

- зарядка для губ,

- зарядка для шеи, зарядка для языка

-Упражнения на дыхание;

-Расскажи сказку от имени героя или от своего имени.

Принципы театрализованной деятельности:

-Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности

-Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение

готовности личности к дальнейшему развитию.

-Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость

ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

-Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и

социальном мире должно быть единым и целостным.

-Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир,

частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

-Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

-Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

-Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Основные направления программы:

1. Основы театральной культуры призваны обеспечить условия для овладения

дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве и получить ответы на вопросы:

Что такое театр, театральное искусство;

Какие представления бывают в театре;

Кто такие актеры;

Какие превращения происходят на сцене;

Как вести себя в театре.

2. Культура и техника речи объединяет игры и упражнения, направленные на

совершенствование речевого дыхания, свободы речевого аппарата, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка. Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

3. Эмоционально-образное развитие направлено на развитие игрового поведения

детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

4. Театрализованные этюды призваны развивать детское воображение, умение

выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера, умение двигаться на сцене, общаться с партнером, то есть это работа актера над собой.

5. Основы кукловождения призвано знакомить дошкольников с различными видами

театров и приемами их вождения, театральной ширмой.

6. Театральные представления позволят помочь ребенку примерить на себя

всевозможные образы и роли, развитие творческих способностей, интеллектуальных и личностных качеств, формирование культурных ценностей средствами театрализованного искусства.

7. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные,

пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

8. Работа над спектаклем основывается на произведениях разных авторов и

включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля. Содержит: этюды по сказкам, басням, упражнения на нахождение ключевых слов в отдельных фразах и предложениях, упражнения на развитие навыка действия с воображаемыми предметами.

Результатом работы кружка являются спектакли.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—6 лет.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Направленность: художественно-эстетическая.

Возраст обучающихся: 4-5 лет (средняя группа).

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т.д., а также координировать свои функции.

Цель программы: Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа.

Задачи программы

  1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
  2. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
  3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
  4. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
  6. Формирование умения концентрировать внимание.
  7. Поощрение желания участвовать в импровизациях.
  8. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх.
  9. Развитие желания выступать перед зрителями.

Принципы отбора содержания и реализации программы:

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Цель: развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности средствами театрального искусства.

Задачи:

Ожидаемые результаты:

  • Формируется интерес к театральному искусству, дети эмоционально откликаются на спектакли и действия персонажей;
  • Умеют взаимодействовать друг с другом, действуют согласованно;
  • Проявляют творческую активность и пользуются полученными исполнительскими навыками. Развивается воображение, речь, коммуникативные навыки.

Форма занятий: групповая.

Занятие состоит из нескольких частей:

  • Вводная часть – Комплексная разминка (направлена на развитие умения концентрировать внимание, снятие телесных зажимов, зарядку для артикуляционного аппарата)
  • Основная часть – Знакомство с литературным материалом, беседы на различные темы; работа над этюдами, инсценировками, игры с текстами, творческие задания, проблемные ситуации и реализация творческих проектов в мини-группах; репетиции к спектаклям.
  • Заключительная – подведение итогов, двигательная, игровая или музыкальная импровизация, релаксационные упражнения.

Учебный план

Количество занятий: в неделю – 2, в год - 62.

Продолжительность занятия - 30 минут (включает подвижные игры и релаксационные упражнения и физминутки).

Расписание занятий: 2 раз в неделю, вторник, четверг, вторая половина дня.

Организационные условия реализации программы: В студию принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований, по заявлению родителей.

Содержание программы

В начале года проводится вводное занятие. Оно включает в себя:

  • Беседа о технике безопасности в театральной студии;
  • Знакомство с коллективом. Создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, артистических и творческих способностей, создание психологического комфорта в группе. Беседы о театре.

В программу входят следующие разделы:

Задача данного подраздела создание условий для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театре. В раздел включены:

  • Что такое театр?
  • Театр снаружи и изнутри (профессии в театре)
  • Культура зрителя.

Включает в себя подбор творческих задания сделать сценические импровизации на заданную тему или просто задания изобразить кого-то или что-то. Игры и упражнения проводятся с целью научить слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения.

1.3 Работа над спектаклем

Основные этапы работы:

  • Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы целиком.

Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Объединение игры и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Цели программы:

Создание наиболее благоприятных условий для формирования у детей социальных норм поведения, как к одному из главных путей в достижении успеха.

Основные задачи

1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, музыкальные комедии, народный балаганный театр).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Структура программы

В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Организация театральной деятельности в детских садах.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программные задачи

Развивать чуткость к сценическому искусству.

Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

Расширять представления детей об окружающей действительности.

Активизировать ассоциативное и образное мышление.

Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

Учить действовать на сценической площадке естественно.

Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.

Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.

Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.

Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.

Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.

Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.

Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.

Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.

Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения. Формировать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя тростевых кукол.

Изучать и совершенствовать правила манипуляции с тростевыми куклами.

Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказав из личного опыта с использованием театральных кукол.

Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.

Побуждать использование импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей.

Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.

Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

Воспитывать желание играть с театральными куклами. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.

Воспитывать зрительскую культуру.

Календарно-тематическое планирование на 2017-2018год.

Наименование мероприятия

Кол – во часов

Ритмопластика.

Свободная импровизация. Игры. Жесты.

Двигательные способности: ловкость, подвижность.

Упражнения в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.

Культура и техника речи

Речевое дыхание, правильная артикуляция, дикция, четкое произношение слов.

Веселые слова и фразы

Основы театральной культуры.

Виды театрального искусства: драматические, музыкальные

( опера, балет, оперетта) и кукольным театром

Ритмопластика

Разнообразные жесты. Пластиковая импровизация.

Культура и техника речи. Техника речи. Дыхание. Громкость. Тембр.

Основы театральной культуры. Экскурсия в ЦДОД. Театр и профессии в нем.

Ритмопластика. Отработка движений и текста.

Культура и техника речи. Дикция. Скороговорки. Репетиция.

Театральная игра. Сочинение этюдов по сказкам.

Импровизация игры - драматизации на темы знакомых сказок.

Ритмопластика. Пластическая импровизация

Культура и техника речи. Работа над дикцией и произношением. Стихи и скороговорки.

Основы театральной культуры. Экскурсия в библиотеку

Сцена, занавес, кулисы, задник, партер,

амфитеатр, балкон, гардероб, фойе, буфет, антракт

Театральная игра. Творческие игры со словами.

Ритмопластика

Ритмопластика

Культура и техника речи. Дикция. Скороговорки. Репетиция.

Основы театральной культуры. Правила поведения на концерте, в театре, в музее.

Ритмопластика. Пластическая импровизация

Культура и техника речи. Инсценировка рассказа.

Основы театральной культуры. Экскурсия в музей.

Театральная игра. Выступление перед дошкольниками школы раннего развития.

Ритмопластика. Свободная импровизация. Игры. Жесты.

Двигательные способности: ловкость, подвижность.

Упражнения в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.

Культура и техника речи. Чтение стихов на праздниках.

Содержание программы:

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).


Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Результатом практической деятельности можно считать следующее:

Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно;

Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц

Запоминать заданные позы

Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка;

Знать 5-7 артикуляционных упражнений

Уметь длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхания в середине фразы;

Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно;

Знать и четко произносить 5-6 скороговорок с разной силой голоса

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями

Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;

Уметь строить простейший диалог, составлять предложения с заданными словами, сочинять этюды по сказкам.

Предполагаемые умения и навыки детей

Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

Умеют двигать в заданном ритме.

Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.

Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.

Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.


Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

Умеют подбирать рифму к заданному слову.

Умеют составлять диалог между сказочными героями.

Знаю наизусть стих отворения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Чистякова М.И. Психогимнастика

Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.

Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольни­ка: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных ма­лышей. Ярославль, 2002.

Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.

Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.

Пояснительная записка

Программа ориентирует на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействовав фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Сверхзадача представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Исходя из этого основного положения, цели и задачи программы формулируются следующим образом:

Цель программы: развитие духовно-нравственных качеств у детей средствами театрального искусства.

Задачи:

- воспитание в ребенке навыков коллективно-творческой деятельности;

- реализация творческих потребностей с учетом индивидуальных возможностей;

- воспитание умения выслушать и понимать другого, принятие чужой точки зрения;

- расширение кругозора и понятийного багажа детей, обогащение жизненного опыта путем проигрывания жизненных ситуаций.

Реализация задач программы развития ребенка средствами театрального искусства возможна при выполнении следующих условий:

единства социально-эмоционального и когнитивного развития;

насыщении театрализованной деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Программа кружка

Значение и специфика театрального искусства заключается в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:

- с художественным образованием и воспитанием детей;

- формирование эстетического вкуса;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжения, решением конфликтных ситуаций через игру.

Таким образом, занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействии, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

- воспитание у ребенка основ общей культуры;

- приобщение детей к искусству театра;

- развитие творческой активности и игровых умений детей.

- продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей);

- проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления), исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных) используя музыкальные, словесные, зрительные образы;

- учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест);

- побуждать к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа;

- учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние играя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

- способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера, исполняемых каждым ребенком ролей;

- содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя лично, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре;

- приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов;

- продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта, выразительных средств, используемых в спектакле.

2. Список детей

3. Учебный план

4. План образовательной деятельности кружка

Базовая образовательная область – социально – коммуникативная. Интеграция образовательных областей:чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка, физическая культура, художественное творчество.

Виды деятельности: познавательно - творческая, коммуникативная.

Максимальный объем образовательной нагрузки -20-25 минут.

5. Формы отчетности

1 квартал - ноябрь

2 квартал – февраль

6. Режим работы

7. Интеграция образовательных областей

Сентябрь

Знакомство с детьми (как игрушки слушали музыку)

Рассказать детям о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека

Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я? (зайки серые сидят)

Развивать внимание, наблюдательность, воображение

Развивать внимание, память, образное мышление детей

Развивать внимание, память, образное мышление детей

Октябрь

Развивать правильное речевое дыхание

Развивать внимание, память, дыхание детей

Развивать воображение, фантазию, память детей, умение общаться в предлагаемых обстоятельствах

Животные во дворе

Развивать артикуляцию и дикцию; познакомить детей с новыми скороговорками, с движениями животных

Развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запах детей

Развивать диапазон и силу звучания голоса, внимание, наблюдательность, память детей.

Расширять диапазон и силы звучания голоса; развивать внимание, память, наблюдательность.

Ноябрь

Совершенствовать четкое произношение гласных и согласных. Развивать дыхание, память, общение, внимание, наблюдательность.

Создать на сцене с помощью декораций атмосферу деревенской избы и огорода.

Развивать умения детей произвольно реагировать на команду, смешать зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими ребятами.

Учить детей “снимать” зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими ребятами.

Развивать дикцию, память, внимание, фантазию детей.

Развивать память, внимание, воображение детей.

Декабрь

Создать положительный эмоциональный настрой на занятии. Закрепить понятие “рифма”. Совершенствовать наблюдательность, внимание, память детей.

8. Здоровье сберегающие технологии

· пальчиковые игры со словами;

· гимнастика для глаз;

· физкультминутки, динамические паузы.

9. Формы работы с детьми

· инсценировки и драматизация;

· рассказ воспитателя, рассказы детей;

· разучивание произведений успешного народного творчества;

· словесные, настольные и подвижные игры;

· пантомимические этюды и упражнения.

10. Перспективный план

Развивать внимание, эмоциональную память, наблюдательность; добиваться четкого произнесения слов.

Учить детей распознавать эмоциональное состояние (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной куклы.

Учить детей распознавать эмоциональное состояние (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.

Добиваться выражения эмоционального состояния героев спектакля. Совершенствовать память, наблюдательность, внимание детей.

Январь

Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность; воспитывать ловкость, смелость.

Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность; воспитывать ловкость, смелость.

Развивать внимание, память, умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию; совершенствовать элементы актерского мастерства.

Развивать кругозор детей, совершенствовать память, внимание, общение.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; Совершенствовать элементы актерского мастерства.

Развивать воображение, фантазию, память детей.

Формировать четкую, правильную речь; совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики.

Февраль

Совершенствовать технику речи, дыхания, артикуляцию, голос; добиваться веры детей в предполагаемые обстоятельства.

Развивать наблюдательность, воображение детей; совершенствовать умение выступать перед публикой.

Совершенствовать эмоциональную память, наблюдательность детей; продолжать работу над техникой речи.

Обратить внимание умение детей фантазировать, придумывать, сочинять.

Развивать воображение, память, совершенствовать культуру и технику речи.

Развивать воображение, память, совершенствовать культуру и технику речи.

Добиваться от детей верного правдоподобного поведения в предлагаемых обстоятельствах.

Март

Учить детей расслаблять и напрягать мышцы, артикулировать звуки [с] и [ш]; действовать с воображаемыми предметами, взаимодействовать друг с другом; тренировать три вида выдыхания. Совершенствовать наблюдательность, воображение, память.

Совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом, развивать память. Учить детей выступать перед сверстниками и взрослыми.

Развивать правильное речевое дыхание, быстроту реакции, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Знакомить детей с пословицами, поговорками, скороговорками; учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивительно и сердито.

Тренировать дикцию; расширять диапазон голоса и уровень громкости. Совершенствовать элементы актерского мастерства; внимание, память, общение.

Совершенствовать элементы актерского мастерства.

Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность; воспитывать смелость, ловкость.

Совершенствовать и развивать внимание, воображение, смелость, находчивость.

Апрель

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом; двигаться в разных темпах.

Пополнять словарный запас детей; воспитывать умение вежливо общаться, действовать с воображаемыми предметами. Совершенствовать память.

Продолжать работу над дыханием, артикуляцией и голосом; Закреплять в игре элементы актерского мастерства, память, воображение.

Совершенствовать пластическую выразительность, закреплять элементы актерского мастерства.

Работать над техникой речи, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.

Знакомить детей с основами театральной культуры; прививать детям любовь к животным.

Продолжать работу над номерами программы; прививать детям любовь к животным.

Прививать любовь к животным, учить средствами театральной деятельности рассказать о жизни и возможностях животных.

Май

Прививать детям любовь к животным; учить средствами театральной деятельности рассказывать о животных.

Дать детям возможность выступить на сцене перед ребятами других групп.

Показать воспитанникам детского сада отрывки из спектаклей, подготовленных участниками театральной студии.

Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных.

Продолжить импровизированную игру детей.

Дать детям возможность проявить в различных играх находчивость, смелость, наблюдательность, фантазию, воображение.

Закрепить элементы актерского мастерства.

Закрепить пройденный материал (пословицы, поговорки, отрывки из спектаклей).

11. Работа с родителями

Средняя группа

Тема заседания клуба

Зачем нужен клуб? (обсуждение целей и задач)

Анкетирование на выявление отношений семьи к совместной культурно - досуговой деятельности

Подведение итогов работы за год.

Старшая группа

Подведение итогов работы клуба за первое полугодие. Составление плана работы на второе полугодие.

Подведение итогов работы клуба за год

Подготовительная группа к школе

Составление плана работы клуба на первое полугодие

Подведение итогов работы клуба за первое полугодие. Составление плана работы на второе полугодие.

Анкетирование на выявление результатов совместной культурно-досуговой деятельности.

Подведение итогов работы клуба за год.

12. Мониторинг уровня знаний по программе кружка

Основы театральной культуры

Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.

Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведения от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи.

Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения).

Низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняет выделить единицы сюжета; пересказывает произведения с помощью единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.

Эмоционально-образное развитие

Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя.

Средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности.

Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кукловождения.

Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристика героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле;

Средний уровень (2 балла): передает в свободных пластических движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец;

Низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.

Основы изобразительно – оформительских деятельности.

Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основам действиям спектакля, эскизы персонажей и декорацией с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении деклараций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе).

Средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике - инструкции декорации из различных материалов;

Низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действиях спектакля; затрудняется в изготовлении деклараций из различных материалов.

Основы коллективной творческой деятельности

Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности.

Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.

1. Дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со всеми сверстниками и взрослыми.

2. Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию

3. Проявлять интерес, желание к театральному искусству.

4. Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.

5. Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.

13. Список литературы

Читайте также: