Учебно тематический план по хореографии в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков:

- форма и фразировка,

- передача ритмического рисунка

Упражнения на развитие умений самостоятельно находить свое место в зале.

- перестроение в круг

-пары по линии танца

Элементы основ классического танца

Элементы классического танца:

- позиции ног (1, 2, 3, 6),

- позиции рук (подг., 1, 2, 3),

Упражнения на развитие гибкости, эластичности мышц

Элементы народно-сценического танца

Танцевальные композиции, танцы

Танцевальные элементы и композиции:

- положение рук в парах,

- выставление ног на пятку

- хлопушки для мальчиков

Упражнения на развитие плавных, мягких движений рук

Социализация детей, развитие нравственно-коммуникативных навыков, развитие музыкальной памяти, развитие образного восприятия музыки, умение передавать в движениях, создание условий для импровизации движений, развитие эмоциональной сферы.

-Музыкально-ритмические композиции и этюды на осеннюю тему

- хоровод с платочками

Декабрь- Январь- Февраль

Элементы основ классического танца

Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков:

- форма и фразировка,

- передача ритмического рисунка

Экзерсис у опоры:

- позиции ног (1, 2, 3,6),

- позиции рук (подг., 1, 2, 3),

- Passe par terre

-releve на полупальцы

Упражнения на развитие гибкости, эластичности мышц

Ориентировка в пространстве

Элементы народно-сценического танца

Элементы бального танца

Танцевальные композиции, танцы

- колонна по одному, по два, по четыре

Танцевальные элементы и композиции:

- выставление ног на пятку

Танцевальные элементы на развитие ритмичности, разнонаправленные движения для рук и ног, грациозности, плавности движений.

- шаги в повороте

Положение корпуса, головы, плеч, ног.

Социализация детей, развитие нравственно-коммуникативных навыков, развитие музыкальной памяти, развитие образного восприятия музыки, умение передавать в движениях, создание условий для импровизации движений, развитие эмоциональной сферы

Элементы основ классического танца

Экзерсис у опоры:

- позиции ног (1, 2, 3,6),

- позиции рук (подг., 1, 2, 3),

- Passe par terre

-releve на полупальцы

Упражнения на развитие гибкости, эластичности мышц

Элементы народно-сценического танца

Элементы русского народного танца.

Элементы танцев народов мира

Элементы бального танца

Танцевальные элементы на развитие ритмичности, разнонаправленные движения для рук и ног, грациозности, плавности движений.

- шаги в повороте

Положение корпуса, головы, плеч, ног.

Элементы современного танца

Танцевальные элементы на развитие ритмичности, разнонаправленные движения для рук и ног

Социализация детей, развитие нравственно-коммуникативных навыков, развитие музыкальной памяти, развитие образного восприятия музыки, умение передавать в движениях, создание условий для импровизации движений, развитие эмоциональной сферы

Танцевальные композиции, танцы

Танцевальные композиции с предметами

Повторение изученных танцев, композиций по выбору.

Развитие музыкальности, чувства ритма, эмоциональной выразительности:

- форма и фразировка,

- передача ритмического рисунка

Элементы основ классического танца

Закрепление пройденного материала

Экзерсис у опоры:

- позиции ног (1, 2, 3, 4, 5, 6),

- позиции рук (0, 1, 2, 3)

- Passe par terre

-releve на полупальцы

Упражнения на развитие гибкости, эластичности мышц

Ориентировка в пространстве

Закрепление пройденного материала.

- колонна по одному, по два, по четыре

Элементы народно-сценического танца

Закрепление изученных элементов.

Комбинации танцевальных элементов по кругу:

- боковой галоп в парах

Элементы бального танца

Танцевальные элементы на развитие ритмичности, разнонаправленные движения для рук и ног, грациозности, плавности движений.

Закрепление пройденного материала.

Развитие нравственно-коммуникативных навыков, развитие музыкальной памяти, развитие образного восприятия музыки, умение передавать в движениях, создание условий для импровизации движений, развитие эмоциональной сферы, воображения, фантазии.

Танцевальные композиции, танцы

Русский народный танец:

Элементы основ классического танца

Развитие музыкальности, чувства ритма, эмоциональной выразительности:

- форма и фразировка,

- передача ритмического рисунка

Повторение пройденного материала.

- releve в 1, 2, 3 позициях

Упражнения на развитие гибкости, эластичности мышц

Корригирующие и вспомогательные упражнения для осанки

Элементы народно-сценического танца

Элементы бального танца

Элементы современного танца

Танцевальные композиции, танцы

Закрепление пройденного материала.

Элементы русского народного танца

Танцевальные элементы на развитие ритмичности, разнонаправленные движения для рук и ног, грациозности, плавности движений

Закрепление пройденного материала

Танцевальные элементы на развитие ритмичности, пластики, разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические движения.

Развитие нравственно-коммуникативных навыков, развитие музыкальной памяти, развитие образного восприятия музыки, умение передавать в движениях, создание условий для импровизации движений, развитие эмоциональной сферы, воображения, фантазии.

Закрепление двигательных навыков, воспитание потребности выступать перед публикой.

Элементы основ классического танца

Ориентировка в пространстве

Элементы народно-сценического танца

Элементы бального танца

Элементы современного танца

Танцевальные композиции, танцы

Закрепление пройденного материала.

- releve в 1, 2, 3 позициях

- Battement releve lent

Вспомогательные и корригирующие упражнения.

Закрепление пройденного материала. Переходы:

- колонна по одному, по два, по четыре

- сложные фигурные перестроения

Закрепление пройденного материала.

Элементы русского народного танца.

Элементы танцев народов мира.

Танцевальные элементы на развитие ритмичности, разнонаправленные движения для рук и ног, грациозности, плавности движений

Закрепление пройденного материала.

- менуэт (основные движения)

Танцевальные элементы на развитие ритмичности, разнонаправленные движения для рук и ног:

- волна вперед, боковая

Развитие нравственно-коммуникативных навыков, развитие музыкальной памяти, развитие образного восприятия музыки, умение передавать в движениях, создание условий для импровизации движений, развитие эмоциональной сферы, воображения, фантазии.

Упражнения с предметами.

Работа по репертуарному плану.

Список использованной литературы

2.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 272с. + вкл.

3.Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста, независимо от наличия у них специальных физических данных. Программа призвана воспитывать хореографическую культуру и прививать начальные навыки в искусстве танца.

Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев. Воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.

Реализация программы начинается с сентября месяца и заканчивается в мае, мониторинг проводится в начале и в конце учебного года.

Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Направленность программы – художественно-эстетическая (хореография).

Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями являются: активное использование игровой деятельности и значительная часть практических занятий.

Цель программы: способствовать развитию творческой личности ребенка средствами хореографического искусства.

Образовательные: развитие познавательного интереса к хореографическому искусству, приобретение новых знаний, умений, навыков;

Развивающие: формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;

Воспитательные: развитие мотивации к танцевальному (музыкально-ритмическому) виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, активности;

• индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);

• систематичности (непрерывность и регулярность занятий);

• наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);

• повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);

• сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей

дошкольного возраста. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе

определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.

Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально- ритмического движения.

Сроки реализации программы:

Программа предназначена для обучения детей 4 – 8 лет и рассчитана на три учебных года.

1 год обучения: 4-5 лет

2 год обучения: 5-6 лет

3 год обучения: 6-8 лет

Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 36 ч.

Долгосрочность освоения программы определяется:

1.постепенным характером формирования физического аппарата ребенка для освоения и в связи с этим постепенное усложнение образовательной программы;

2.процессами психического развития ребенка;

3.большим объемом материала, много предметностью;

4.групповым характером освоения программы и предъявления образовательного результата.

Этапы освоения программы:

Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:

1.Начальный этап — обучению упражнению (отдельному движению);

2.Этап углубленного разучивания упражнения;

3.Этап закрепления и совершенствования упражнения.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение, подражая педагогу. Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.

Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.

Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Главным условием обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом.

На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.

Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.

На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.

Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.

На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей.

В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.

Ожидаемые результаты

1. Дети знают о назначении отдельных упражнений хореографии.

2. Желают двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ.

3. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок; ставить ногу на носок и на пятку.

4. Умеют выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах. Знают основные танцевальные позиции рук и ног.

5. Умеют выполнять простейшие двигательные задания творческие игры, специальные задания, используют разнообразные движения в импровизации под музыку. Дети выразительно, свободно, самостоятельно двигаются под музыку.

7. Выполняют танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд; шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд

8. Владеют основными хореографическими упражнениями по программе года обучения. 9. Выполняют танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполняют танцы, движения с предметами (шарами, обручами, цветами).

10. Занимающиеся дети могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально – подвижных игр. Выразительно исполняют: движения под музыку, могут передать свой опыт младшим детям, организовать игровое общение с другими детьми.

11. Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.

Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет

Дети 4-5 лет проявляют большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

Дети 5-6 лет способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. В этом возрасте ребенок не только предпочитает тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Дети этого возраста проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться и ориентироваться в пространстве, в коллективе. Больше внимания обращают на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

Дети 6-8 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Развиваются умственные способности детей, обогащается их мышление. Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их скоординированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение плясок, игр становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

Формы подведения итогов реализации программы

- проведение открытых занятий ;

- участие в мероприятиях образовательного учреждения:

- участие в конкурсах и фестивалях различного уровня;

- диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей в начале и конце учебного года

Материально-техническое обеспечение программы

-Наглядные материалы (иллюстрации, атрибуты для танцев).

-Аудио и видеоматериалы,

Танцам отводится особое место в процессе физического воспитания детей младшего возраста, поскольку, являясь выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческую активность ребят, а также доставляют им большое удовольствие и радость.

По природе своей живой, физически активный характер танца имеет особенную практическую ценность в наши дни, когда неподвижная и малоактивная деятельность стала занимать доминирующее положение в образе жизни детей.

Занятия хореографией способствует физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состояние организма в целом. Под влиянием танца развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может передать движением свое отношение к музыкальному образу, т. е. можно говорить о становлении творческого воображения. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, игры, пляски воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.

Таким образом, хореография направлена на воспитание у детей эстетических, физических, нравственных и умственных качеств. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном подборе художественного, доступного и педагогически оправданного репертуара.

Цель программы :

- приобщить детей к танцевальному искусству;

- раскрыть рост духовных сил, воспитать художественный вкус и любовь к прекрасному;

- давать возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических движений;

- предоставить возможность работать индивидуально, с партнером и в группах, исполняя различные роли;

- сделать занятия увлекательным развлечением, что может оказать существенное влияние на выбор детьми активного образа жизни.

Задачи программы :

-обучить знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень артистического мастерства детей;

- научить движением передавать отношение к музыкальному образу;

- сформировать умение использовать полученные знания в соответственных постановках;

- совершенствовать творческую активность;

- воспитать художественный вкус;

- становления творческого воображения;

- смене ритма, изменению скорости, уровня и направления своих движений.

- развить чувство прекрасного;

- способствовать к творчеству, фантазии;

- развить творческое воображение и познавательный интерес;

- способствовать гармоничному физическому развитию;

- коррекция психофизического развития;

- развитие артистических способностей.

- развить положительные качества личности ребенка: активность, инициативу, находчивость, решительность;

- способствовать становлению творческого воображения;

- выработать устойчивость произвольного внимания;

- способствовать духовно-нравственному развитию.

Выполнение программы рассчитано на 3 года:

1 год обучения – 3 часа в неделю / где час равен 30-35 мин. / - 108 часов в год.

2 год обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год.

3 год обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год.

1 год обучения: 3 раза в неделю – по 1 часу / 30-35 мин. /

2 год обучения: 4 раза в неделю - по 1 часу /30-35 мин. /

3 год обучении: 4 раза в неделю - по 1 часу /30-35 мин. /

Условия приема учащихся:

- добросовестное посещение занятий;

- выполнение требований педагога.

2. Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план на 1 год обучения / сентябрь-май/

/ возраст воспитанников – 3 года/

№ Название темы Теоретические Практические Всего часов

1. Вводное занятие - 1 1

2. Разминка и физические упражнения - 18 18

3. Танцевальные игры - 36 36

4. Позиции рук - 6 6

5. Позиции ног - 4 4

6. Танцевальные движения - 8 8

7. Виды шага - 6 6

8. Прыжки, их разновидности - 4 4

9. Тренировка двигательных навыков - 8 8

10. Построение и перестроение - 10 10

11. Понятие о пространстве 1 2 3

12. Постановка танца 4 4

ИТОГО: 1 107 108

Учебно-тематический план на 2 год обучения /сентябрь-май/

/ возраст воспитанников – 4-5 лет/

№ Название темы Теоретических Практических Всего часов

1. Вводное занятие - 1 1

2. Разминка и физические упражнения 1 17 18

3. Партерный экзерсис 1 3 4

4. Позиции рук в народном танце 2 2 4

5. Позиции ног в народном танце 1 3 4

6. Танцевальные игры 3 17 20

7. Парные танцы 1 10 11

8. Построение и перестроение 2 7 9

9. Шаг и его разновидность 1 8 9

10. Виды прыжков 1 1 2

11. Тренировка двигательных навыков - 10 10

12. Танцевальные движения 2 26 28

13. Постановка танца 2 14 16

14. Понятие о пространстве 1 7 8

Итого: 18 126 144

Учебно- тематический план на 3 год обучения /сентябрь-май/

/возраст воспитанников – 5-6 лет/

№ Название темы Теоретические часы Практические

1. Вводное занятие - 1 1

2. Разминка и физические упражнения 1 17 18

3. Партерный экзерсис 1 8 9

4. Классический экзерсис 2 9 11

5. Позиции рук и ног в классическом танце 2 2 4

6. История танцевальных движений 1 1 2

7. Русские народные танцы 2 18 20

8. Современный танец 1 10 11

9. Танцевальные игры 1 17 18

10. Прекрасный мир музыки 2 2 4

11. Постановка танца 20 20

12. Развитие артистизма 1 8 9

13. Танцевальные движения 2 18 20

Итого: 16 128 144

3. Реферативное описание тем.

№ Название темы и основные тезисы.

1. Вводное занятие:

2. Разминка и физические упражнения:

3. Танцевальные игры:

- понятие о кисти, ладони и пальцах / сказка о пяти братиках, живущих на одной ладошке/;

- открытые и закрытые ручки;

- руки вверху, впереди, внизу, в стороны.

- шестая позиция ног;

- третья позиция ног

6. Танцевальные движения:

- шаг на носочках;

- шаг на пяточках;

- шаг на всей ступне;

8. Прыжки и их разновидности:

- Прыжки с отбрасыванием ног назад;

9. Тренировка двигательных навыков:

10. Построение и перестроение:

- Колонна по одному.

11. Понятие о пространстве:

- четыре точки в классе;

12. Постановка танца:

- парный танец с хлопками.

1. Вводное занятие:

2 Разминка и физические упражнения:

Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 4-7 лет.

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.

- Концепцией модернизации российского образования;

- Концепцией дошкольного воспитания;

- НРК ГОСа и получением социального заказа на качественное дошкольное образование.

Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.

Обучить детей танцевальным движениям.

Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

Формировать умение ориентироваться в пространстве.

Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:
• Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
• Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
• Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
• Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
• Развивать творческие способности детей.
• Развить музыкальный слух и чувство ритма.
• Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
• укрепление здоровья детей.

Программа рассчитана на три года обучения и рекомендуется для занятий детей с 4 до 7 лет. Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 36 ч.

Группа Продолжительность Количество в неделю Количество в год

Средняя группа 20 мин. 2

Старшая группа 25 мин. 2

Подготовительная 30 мин. 2
к школе группа

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).


Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей
4-5 лет
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

4. Развитие творческих способностей :
• воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
• формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
• развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
• развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;
• развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д.;
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
• развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также рисунках, в словесном описании.
6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
• формирование чувства такта;
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

5 – 7 лет
В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

Основное содержание

Учебно- тематический план
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Общее количество часов –
Количество в неделю - 2


Период Перечисление Количество Итоговые Кол-во

прохождения тем часов мероприятия часов материала

Сентябрь - Тема 1. Диагностика уровня музыкально-двигательных 3 "Осенний 1

Пояснительная записка.
Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания. В этом единстве заключена сила его эстетического, нравственного воздействия. Только в ходе развития творческих способностей начинается подлинное эстетическое воспитание. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты - это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм.

Актуальность данной общеобразовательной программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной выворотности , танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.
Педагогическая целесообразность данной программы определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру.
Цель программы:
Развитие творческих способностей учащихся в процессе культурно-эстетического и духовно-нравственного воспитания и формирования системных знаний и практических умений основ хореографического ис-кусства для последующей концертной деятельности в рамках танцевального коллектива.
Задачи программы:
1.Укрепление здоровья.
2.Совершенствование психомоторных функций.
3.Развитие творческих и созидательных способностей
Возраст обучающихся
Программа рассчитана на возраст детей от 4 до 7 лет.
Формирование детей в группу происходит по возрасту, однако могут быть исключения, исходя из природных балетных данных ребенка, или, учитываются навыки и умения ребенка, полученные вне коллектива.
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 64 часа.
Учебный план рассчитан на период обучения с 1 октября по 31 мая.
Календарно-тематическое планирование на учебный год составляется со дня открытия детского объединения дополнительного образования на основании Учебного плана программы, с учетом праздничных и выходных дней, выпадающих на даты занятий.
Форма и режим занятий.
Форма занятий – в основном групповая. Однако в работе могут иметь место: индивидуальные, индивидуально – групповые занятия.
Оптимальная наполняемость групп 10-15 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Итого 2 часа в неделю.
Время занятий определяется из расчета 40 мин.: 30 мин. – учебная деятельность, 10 мин. – перерыв.
Допускается возможность перевода обучающихся из одной группы в другую в процессе обучения и по мере усвоения программного материала, так же усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, так как возможны смещение некоторых тем на другие этапы обучения.
Планируемые результаты освоения программы.
Предметные результаты освоения программы
Учащиеся будут знать:
• Понятия и термины простейших движений (поклон, приседание, подскоки, повороты и т.д.);
• Правила исполнения движений (красивая, ровная осанка, легкость, музыкальность);
• Понятие о пространстве зала (где зрители, центр зала, линии танца; самостоятельно находить свободное место в зале).
Учащиеся овладеют:
• умением двигаться в соответствии с характером музыки
• умением согласовывать движения с эмоциональным содержанием музыки
• овладеют практическими умениями и навыками, техникой исполнения на-родного или эстрадного танцев используемых в репертуаре конкретного учебного года
• элементарными приемами партерной гимнастики
Метапредметные результаты освоения программы
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их ис-правления;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможно-стей и способов их улучшения;
- видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
- управление эмоциями;
- технически правильное выполнение двигательных действий
Личностные результаты освоения программы.
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.

Читайте также: