Транзактный анализ эго состояния виды трансакций и жизненные сценарии кратко

Обновлено: 01.07.2024

Трансакционный анализ (синонимы: транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Ключевой отправной точкой для развития ТА стал психоанализ, однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность ТА состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.

Краеугольным камнем ТА является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых одно от другого.

Трансакционный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями — везде, где люди имеют дело с людьми.

Основы теории ТА были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы.

Трансакционный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках:

Содержание

Эго-состояния

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.

Трансакции

Теория сценариев

Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев. Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером.

Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий — его судьбу.

Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий.

Области применения

Трансакционный анализ используется в психотерапии, психологическом консультировании, бизнес-консультировании, образовании и везде, где людям приходится общаться друг с другом.

Транзактный анализ — это не только направление психотерапии, но и полноценная теория личности, которая объясняет появление определенных чувств, мыслей и поведения в разных жизненных ситуациях. Основа метода — концепция эго-состояний, которая помогает осознать особенности взаимоотношений между внутренним Ребенком, Родителем и Взрослым и последствия дисбаланса в этих взаимоотношениях.

Транзактный анализ создан американским психиатром и психоаналитиком Эриком Берном. Он получил степень доктора медицины в 1935 году, а затем обучался психиатрии в Йельском университете. После этого Берн работал клиническим ассистентом, а в 1941 году заинтересовался психоанализом. Параллельно с учебой он вел групповые сеансы психотерапии.

Изучение психоанализа сильно повлияло на мировоззрение Эрика Берна. Однако со временем его собственные идеи стали отдаляться от идей классического психоанализа. Работы, которые он писал, бросали вызов концепциям Фрейда.

Впоследствии Транзактный анализ получил значительное развитие благодаря последователям Эрика Берна. В настоящее время существует несколько различных школ Транзактного анализа — Школа Реперентинга, Школа перерешения Гулдингов, Школа Р. Эрскина и другие. Сегодня Транзактный анализ широко используется в индивидуальной и групповой психотерапии и позволяет работать с широким спектром запросов.


Транзакция в Транзактном анализе означает единицу взаимодействия, коммуникации между людьми. Считается, что люди обмениваются транзакциями из трех эго-состояний: Ребенка, Родителя или Взрослого.

Эго-состояние Ребенка — совокупность поведения, мыслей и чувств, сформированных в детстве. Когда человек находится в эго-состоянии Ребенка, он мыслит, чувствует и ведет себя так, как делал это в детстве. Он может вести себя инфантильно, искать поддержку, пугаться, бунтовать, пытаться угодить другим, требовать развлечений или внимания.

В функциональной модели эго-состояний выделяется три части эго-состояния Ребенка:

Мы находимся в эго-состоянии Свободного ребенка, когда принимаем спонтанные решения, занимаемся творчеством, самовыражаемся, флиртуем, действуем, опираясь на своих импульсы и желания.

В эго-состоянии Адаптивного Ребенка мы стараемся действовать так, чтобы получить похвалу от начальника или избежать его критики, подчиняемся правилам, требованиям или ожиданиям компании-работодателя, членов семьи или другой группы людей.

Бунтующий Ребенок — эго-состояние, альтернативное Адаптивному Ребенку. Вместо послушания и соответствия ожиданиям и требованиям он выбирает бунт против контроля и правил.

Мы находимся в эго-состоянии Бунтующего Ребенка, когда спорим с авторитетами, противодействуем их контролю, намеренно не выполняем работу, постоянно опаздываем или не укладываемся в дедлайны, саботируем указания, бунтуем против любых попыток нас контролировать.

Эго-состояние Родителя отражает сохраненный из детства образ значимого взрослого. В этом эго-состоянии мы чувствуем и ведем себя так, как родитель или опекун вел себя с нами в детстве.

Функциональная модель выделяет два типа Родителя:

Контролирующий (Критикующий) Родитель критичен и строг. Он требует выполнения его указаний, послушания, следования жестким нормам и правилам.

Находясь в эго-состоянии Контролирующего Родителя, мы указываем другим, как им нужно действовать, чувствовать или жить. Мы хотим, чтобы все было сделано правильно (т.е. соответствовало нашему образу правильного), и критикуем других за поведение, которое отличается от этого образа. Мы можем быть таким Контролирующим Родителем по отношению к детям, супругам, подчиненным, друзьям, а также к самому себе.

Заботливый (Опекающий) Родитель оберегает, успокаивает, заботится.

Находясь в эго-состоянии Заботливого Родителя, мы можем заботиться о других. Мы можем найти теплые поддерживающие слова для друга, с любовью приготовить обед для членов семьи, помогать расти и развиваться своим коллегам и сотрудникам, сочувствовать и сопереживать, проявлять тепло и принятие.

В разных жизненных ситуациях и при общении с разными людьми мы можем действовать, находясь в разных эго-состояниях. Например, быть Адаптивным Ребенком при общении с начальством, Контролирующим Родителем при общении с супругой, Свободным Ребенком — с друзьями. При этом, согласно теории Транзактного анализа, то, из какого эго-состояния мы общаемся с человеком, влияет на то, из какого эго-состояния он общается с нами. Например, если общаться с человеком из Контролирующего Родителя, он, скорее всего, будет реагировать как Адаптивный или Бунтующий Ребенок.

Сценарий жизни — одна из важнейших концепций Транзактного анализа. В 1961 году Эрик Берн определил сценарий как бессознательный план жизни, который возникает под влиянием определенных событий детства. Происходящее с ребенком заставляет его принимать определенные решения о себе, о других людях и о мире в целом, и во взрослом возрасте человек действует так, что неосознанно подкрепляет эти убеждения. И несмотря на то, что эта позиция может не соответствовать реальности и отражает лишь его детское восприятие, человек продолжает держаться за нее.

«Например, маленькая девочка, из семьи которой ушел отец, может сформировать такое убеждение: "Мужчины всегда покидают меня". Впоследствии она будет неосознанно выстраивать жизнь так, чтобы это убеждение подтверждалось. Ситуации, в которых она находит мужчину, привязывается к нему, а затем теряет, могут повторяться снова и снова. Ее сценарий будет подталкивать ее к тому, чтобы выбирать определенных людей, вести себя с ними определенным образом и иметь один и тот же результат, подтверждающий ее раннее решение.

В основе концепции лежит описание трех ролей, которые играют люди при взаимодействии друг с другом.

Человек, игнорирующий свою способность решать проблемы в своей жизни. Он склонен думать, что его жизнь сложна, и он бессилен что-либо изменить. Он часто жалуется, чувствует себя несчастным, стремится вызвать в окружающих желание решить его проблемы за него.

Треугольник Карпмана часто встречается в семейных отношениях, порождает зависимые и созависимые отношения.

За эту разработку Стивен Карпман получил премию Эрика Берна — самую почетную награду в области Транзактного анализа.

Транзактный аналитик может применять техники из любых других направлений психотерапии, если это необходимо. При этом существуют техники, характерные только для Транзактного анализа:

Порой человеку, испытывающему сильные эмоции, бывает очень сложно: трудности в общении, нестабильность в отношениях, непонимание себя и других, невозможность получать радость от жизни. С чем связаны эти проблемы? Что способно помочь их решить? Ниже речь пойдет о пограничной организации личности и современных возможностях психотерапии в этой сфере.

Люди с пограничным личностным расстройством обладают более сильной эмоциональной лабильностью (подвижностью), чем другие. Им бывает сложно регулировать собственные эмоциональные всплески и проявления аффекта, а также адекватно воспринимать себя и окружающих. И к сожалению, пока немногие психотерапевтические методы работы могут похвастаться доказанной эффективностью для решения таких проблем.

Один из таких методов — психотерапия, сфокусированная на переносе (СПП/TFP). СПП позволяет улучшить качество жизни человека, его отношения с близкими и с социумом. СПП помогает человеку осознать и прожить свой сильный эмоциональный опыт через взаимодействие с психотерапевтом, в контексте того, что происходит на сеансах психотерапии.

Сегодня активно проводятся клинические исследования эффективности СПП/TFP. Так, при успешной длительной терапии (от 1 года) исследования показывают сравнительно более высокую эффективность СПП/TFP перед другими методами в лечении пограничной патологии. Происходит снижение импульсивности, раздражительности, склонности к вспышкам гнева и самоповреждению, улучшение эмоциональной жизни, снижение тревожности и депрессивности, улучшение качества социальных контактов.

СПП/TFP — это комплексная программа лечения пограничной патологии личности. Клиенты приносят в терапию вопросы не только общего, но и специфического характера. Основным моментом для психотерапии и терапевтических изменений выступает интерпретация переноса.

Мы в Альтер считаем, что диагнозы может ставить только специалист.
Информация ниже не предназначена для самодиагностики. Если вы испытываете психологические сложности — пожалуйста, обратитесь к клиническому психологу за компетентным заключением и профессиональной помощью.

Пограничная организация личности (ПОЛ) — широкое понятие, которое относится к психологической структуре личности и ее развитию. Оно включает в себя не только поведение человека, но и его мотивы, фантазии, образ мышления, чувства, способы восприятия себя и других, механизмы психологической защиты, и так далее.

Внутри ПОЛ существует узкое понятие, относящееся к типу личности: пограничное расстройство личности (ПРЛ). Его подтипы различаются по степени тяжести, от относительного здоровья до сильных нарушений (от невротического до психотического уровня). Выделяют пограничное личностное расстройство, нарциссическое личностное расстройство, истерическое личностное расстройство.

В обычной жизни люди с ПОЛ могут быть достаточно функциональными: в меру своих возможностей они строят отношения, работают, занимаются творчеством. При этом нередко им присущи резкость и болезненность реакций, вспышки гнева, склонность к самоповреждению и суицидальное поведение.

Психика таких людей часто использует примитивные защитные механизмы, например:

Идеализация, или обесценивание — то, что вчера казалось прекрасным и заслуживающим любви, сегодня становится отвратительным или ничего не стоящим;

Всемогущий контроль — желание контролировать все события и ситуации, неприятие идеи, что что-то может быть неподвластно их воле и т. д.

Люди с ПОЛ испытывают большие сложности в связи с так называемой диффузией идентичности. Это значит, что у них нет устойчивого представления о себе, о близких им людям. Самооценка, как и оценка других людей, зависит от последнего опыта взаимодействия с ними, имеет идеализированный или обесцененный характер.

«Диффузия идентичности — сложный критерий. Его можно описать, как недостаточно целостное ощущение себя, своей личности, и личности другого. Человек нестабилен: сегодня он может быть в хорошем настроении и общаться обычным образом с партнером, другом или знакомым. Через какое-то время с тем же человеком он проявляет себя агрессивно, игнорирует его, либо ведет себя как-то иначе странно – в зависимости от ситуации, впечатлению от которой он сейчас подвержен.

Диффузия обусловлена расколом внутренней позиции. Этот раскол, расщепление не позволяет человеку радоваться жизни в моменте, в сегодняшнем дне. Он испытывает эмоции, которые либо не может выразить, либо выражает чересчур ярко. Когда такие "качели" происходят регулярно, можно говорить о пограничном уровне организации личности.

Чтобы достичь амбициозной цели — глубокой проработки серьезных личностных проблем — терапевт интерпретирует эмоционально заряженные представления клиента об отношениях с людьми по мере того, как клиент рассказывает ему о своей жизни. Постепенно реакции и эмоции клиента начинают проецироваться и на терапевта в виде ярких аффективных эмоциональных переживаний (гнев, страх, обида, отрицание).

В ответ на феномен переноса у терапевта может возникать реакция контрпереноса — сильные эмоции в отношении клиента и его поведения. При этом он использует различные психотерапевтические техники (прояснение, интервенцию, конфронтацию), чтобы объяснить клиенту природу происходящих между ними процессов. Вся работа в терапии, сфокусированной на переносе, направлена на осознание происходящего обеими сторонами и его проработку.

«Постепенно пациентка начинает негативно реагировать и на мои реплики: высказывает негодование, неприятие того, что я говорю. Я предлагаю ей посмотреть на то, как она со мной общается, порефлексировать, высказать, что она думает об этом. Я обращаю ее внимание на то, как этот паттерн повторяется раз за разом. Она может сказать мне, что я ничего не понимаю. Она может войти в защиту, разозлиться и сказать, что я не о том ее спрашиваю.

Извне мы видим, что во всех подобных ситуациях она обесценивает других. Ей это осознать сложно, она испытывает негатив, будучи и в нашей ситуации переноса: реагирует на мою попытку углубиться в ту часть ее личности, которую ей стыдно показать. Ей легче обесценить мои слова, чем подумать над ними, или тем более признать их правоту.

Процесс в СПП/TFP начинается с двух фаз, которые иногда проходят последовательно, а иногда пересекаются и повторяются в ходе лечения:

Ко второй фазе относится определение доминирующих сценариев, возникающих у клиента. Отслеживается их связь с аффективными состояниями, сменой ролей, появляющихся в ходе терапии и проживаемых в отношениях переноса.

Для старта курса СПП/TFP клиент и терапевт заключают специальный контракт. Обсуждается количество сессий, постоянное место и время работы, оплата. Если человек отягощен алкогольной или наркотической зависимостью, то в контракте обязательно оговаривается его контакт с лечащим врачом: клиент берет на себя ответственность за то, чтобы в случае необходимости связаться с доктором или вызвать скорую, это становится его ответственностью.

Вторая, основная фаза занимает большую часть времени курса. Как правило, терапия длится от года и требует не менее двух встреч в неделю.

«Особенностью СПП/TFP является активная позиция терапевта. Он задает вопросы, не оценивая, не осуждая, но по возможности проясняя каждую сферу жизни клиента. К приоритетным областям относятся: межличностные отношения, отношения к собственному "Я", идентичность, опыт работы, сексуальные контакты, увлечения, хобби и т.д. Интерес к областям жизни клиента носит диагностический характер.

«Основная цель СПП/TFP — это укрепление идентичности для достижения реалистичного и стабильного опыта переживания себя и других. В ходе терапии клиент обнаруживает новое восприятие себя, новые возможности для себя в различных жизненных сферах.

«Ко мне обратился клиент 35 лет, он испытывал серьезные сложности в общении, терял друзей, не мог наладить личную жизнь. В начале работы мы выяснили, что с детства он считал себя лучше окружающих, стремился к превосходству. Золотая медаль в школе, красный диплом. Как мы знаем, высоких стандартов сложно придерживаться непрерывно, не всегда получается достигать исключительных высот. Из-за желания быть лучшим везде и во всем, а также из-за того, что это не всегда удавалось, он испытывал перенапряжение, которое заканчивалось депрессивными эпизодами. Кроме того, ему было сложно выстраивать близкие отношения. Он постоянно ссорился с друзьями, и в итоге остался практически один. Все это происходило из-за того, что он не мог принять и понять, что люди имеют право на мнение, отличное от его собственного. При этом свои суждения, представления о жизни и желания он ставил чрезвычайно высоко, зачастую выражал в ультимативной форме.

С самого начала работы у клиента проявились нарциссические черты, которые не указывали на нарциссическое личностное расстройство, но все-таки имели отношение к пограничной организации личности. Мы начали курс СПП/TFP. На одном из первых сеансов произошел поворотный момент, который оказал влияние на всю дальнейшую работу.

Когда мы обсуждали два характерных состояния клиента — бодрое и депрессивное — клиент прокомментировал, что в приподнятом настроении он чувствует себя продуктивным и успешным, приносящим пользу. В фазе спада же он неделями не хотел выходить из дома, следить за собой, ел все, что попало, в общем, "жил неполезно". Я предположила, что во втором состоянии он не испытывал удовольствия. На мое предположение клиент возразил очень бурно, ультимативно, заявив, что в этом тоже есть удовольствие. Всем телом и голосом он показывал свое возмущение. Так впервые возникла реакция переноса.

В контрпереносе на аффект клиента я почувствовала неловкость, ощущение неопределенности, неуверенности. В тот момент я замолчала и старалась понять, а что за чувства испытываю я. Осознав свой контрперенос, я предложила ему обсудить произошедшее в моменте. Мне было важно узнать, когда еще человек испытывал подобные аффективные состояния, в каких ситуациях это происходило. Клиент вспомнил, что такая сильная реакция была характерна для его общения с отцом, когда тот высказывал свою точку зрения, с которой он был не согласен. Таким образом, мы "поймали" и проанализировали эту ситуацию переноса, смогли продолжить диалог и обсудить, что только что произошло, подумали, как еще можно выражать свое несогласие с позицией оппонента, даже если она кажется в корне неверной.

Понятие и суть трансакции в психологии

Трансакция в психологии — это единица общения между людьми. Данный коммуникативный факт применяется в некоторых областях психологии. Проявление транзакции можно встретить повсеместно. Самый обыденный пример взаимодействия — поездка незнакомых людей в лифте.

Трансакция в психологии. Что это такое, определение, примеры обще

Она необязательно предполагает вербальное общение. Люди, находящиеся в одном тесном закрытом пространстве, могут не вести диалог между собой, но трансакция возможна. Стимулом в данном случае выступает случайный взгляд одного на другого, а реакцией — ответный взгляд второго человека.

Транзактный анализ представляет собой психологическую методику. Система основана на определении человеком своего типа личности, который влияет на принятие самостоятельных решений и выражение собственного мнения.

Цели транзактного анализа

Трансакция в психологии — это методика, которая выстраивается по элементарному принципу.

Основные цели анализа:

Трансакции очень важны в жизни человека. За счет анализа формируется индивидуальный поведенческий план, который организует жизнь человека.

Техники транзактного анализа

Трансакция в психологии. Что это такое, определение, примеры обще

Трансактный анализ предполагает осуществление специальных техник.

С помощью данных методик можно изменить личность в нужную сторону:

Данные техники направлены на достижение целей трансактного анализа.

Теории

Трансакция в психологии — это единица коммуникативного воздействия между людьми. Теория анализа — это результат работы Эрика Берна, которая появилась в 1960-х г., после чего стала популярной за счет доступности.

Теория является одновременно и анализом и воздействием на сознание человека.

3 эго-состояния

Трансакция в психологии. Что это такое, определение, примеры обще

Эго-состояние представляет собой модель мыслей и ощущений, которые проявляются при заданной ситуации.

Эрик Берн выделил 3 его вида.

Родитель

Родитель — это наиболее опекающая модель поведения. Он способен адекватно взаимодействовать с людьми.

  • заботливый. Характеризуется данный вид дипломатичностью и лояльностью. Такой родитель открыто проявляет нежные чувства. Также состояние способствует максимальному расслаблению;
  • контролирующий родитель — это образ недовольного человека, относящегося ко всему с негативной стороны. Для данного вида характерны жесткие наказания, запреты и ограничения.

Эго-состояние родителя не всегда приносит пользу. Люди, постоянно придерживающиеся данной модели, страдают от внутреннего конфликта.

Ребенок

Выделяют 3 вида данного эго-состояния:

Взрослый

Недостаток такой модели поведения заключается в невозможности придерживаться ее постоянно. Чаще всего в стрессовых ситуациях можно встретить проявление другого эго-состояния.

Виды трансакции

Трансакции могут быть разных видов. От вида взаимодействия зависит то, в каком ключе будет развиваться общение.

Параллельные

Параллельные трансакции являются основой для правильного общения.

Трансакция в психологии. Что это такое, определение, примеры обще

Трансакции считаются параллельными, если эго-состояние, куда послан стимул, будет являться источником реакции.

Пересекающиеся

Пересекающиеся трансакции- это вид взаимодействий, при котором эго-состояние, к которому послан стимул не дает ответной реакции. Такой вид трансакций характерен в случае, если необходимо прервать параллельную трансакцию.

Скрытые

Скрытые трансакции могут проявляться на 2 уровнях. Социальный уровень непосредственно связан с речью, а психологический базируется на невербальных факторах. Скрытые трансакции необходимы в ситуациях, когда есть запрет на проявление чувств.

Угловые скрытые

Комплементарные трансакции

Как определить состояние?

Определить свое эго-состояние довольно просто:

Трансакция в психологии. Что это такое, определение, примеры обще

Чтобы сделать верные выводы, необходимо некоторое время понаблюдать за человеком.

Формы и примеры общения

Эрик Берн рассматривал 6 форм общения. В процессе игр, ритуалов и любой деятельности лучше раскрывается поведенческий стереотип.

Группы игр

Игры имеют скрытые мотивы, выигрыш и конфликт, поэтому они лучше всего раскрывают модель поведения человека.

Выделяют 6 видов психологических игр:

Игры подходят для компаний из 2, 3 и 5 человек.

Развлечения

Трансакция в психологии. Что это такое, определение, примеры обще

Развлечения — это особая форма общения, которая направлена на быстрое проведение свободного времени.

Ярким примером данной формы общения может стать разговор во время обеденного перерыва.

Деятельность (процедура)

Данная форма общения характерна для модели Взрослый-Взрослый. Используется такая форма для избегания конфликта путем раздельного времяпрепровождения. Пример — взрослые используют деятельность как способ уйти от конфликта.

Ритуал

Ритуал напрямую связан со средой, в которую помещен человек. Выстраивается форма общения из модели Родитель-Родитель. Для такого общения не характерен конфликт.

Близость

Близость — это наиболее удобная форма для избегания конфликтов и сохранения ментального здоровья. Близость по Эрику Берну — это отношение со свободным обменом чувств и эмоций.

Уход в себя

Уход в себя характерен для людей, получивших травмы в процессе взаимодействия. При такой форме человек погружается в свой внутренний мир, в результате чего успокаивается и освобождает себя от лишних эмоций.

Трансакция — это определенная единица взаимодействия людей в психологии, разработанная Эриком Берном.

Американский психолог сделал упор на то, что анализ можно проводить самостоятельно в любом месте и ситуации, но специалисты в области психологии настаивают на посещении консультаций.

Видео о транзактном анализе

Практическое применение транзактного анализа:

Транзактный анализ — одно из популярнейших направлений психологической мысли конца XX и начала XXI века.

Транзактный анализ — одна из самых понятных и эффективных психологических моделей, которую с успехом применяют ведущие бизнес-консультанты мира, психотерапевты, тренеры личностного роста.

Определение: Транзактный анализ (ТА) – это теория человеческой личности, социального взаимодействия и система психотерапии. Применяется в психотерапии, консультировании, в организациях, в образовании.

Философия ТА: Все люди – ОК. Каждый человек умеет думать и решать проблемы. Каждый человек может измениться. Каждый человек может осознавать и менять установки, программирующие его жизнь. Каждый человек может выбирать свои мысли, чувства и поведение. Никто, ни ситуация, ни другой человек не может заставить нас чувствовать что-то определённое. Каждый человек может научиться преодолевать пассивность, найти новые формы самовыражения, увеличить собственную эффективность. Отношения в ТА основаны на контрактном методе, при котором каждый участник коммуникации открыто говорит о своих потребностях. Участники коммуникации отказываются от манипуляций, психологических игр, неискренности, от негативных поглаживаний, спасительства и нездоровой созависимости.

Основываясь на этой философии, ТА даёт реальные инструменты для соответствующих изменений. Каждый человек может найти в ТА необходимый ему мощный практический инструмент для роста и развития.

Если вам нравится философия ТА, то используя ТА, вы можете изменить себя и свою коммуникацию так, чтобы соответствовать этим принципам. И тогда философия ТА станет описанием вашей жизни.

В основе транзактного анализа лежит теория о том, что личность человека имеет три явновыраженных аспекта – Родитель, Взрослый, Ребёнок (Дитя). Эти аспекты личности называются эго-состояниями (состояниями Я). Они названы по самым характерным особенностям каждого состояния. В каждый момент времени человек находится в одном из трёх эго-состояний.
Единица общения – это один стимул и одна реакция. И стимулами и реакциями может быть слово, взгляд, жест. И стимул и реакция зависят от того, в каких эго-состояниях находятся партнёры по общению.
Разобравшись в своих эго-состояниях и научившись осознанно управлять переключением из одного эго-состояния в другое можно управлять процессом коммуникации, избегать конфликтов, переключать другого человека в более комфортное для себя эго-состояние и т.д. В результате можно в значительной степени изменить качество своего общения. Научиться структурировать своё время так, чтобы уметь отказываться от неприятного общения (психологических игр), выбирая интимность (искренне общение без манипуляций).

С другой стороны, даже если бы подобные специалисты и захотели серьёзно учиться транзактному анализу, им пришлось бы приложить много усилий, потратить много денег и времени. Прежде всего, нужно было найти ТА-мастера, рекомендованного Европейской или Международной Ассоциациями ТА, который согласился бы стать его наставником на ближайшие 5-7 лет. Далее нужно было найти другого ТА-мастера (также рекомендованного Европейской или Международной Ассоциациями ТА), у которого пройти собственную ТА-терапию (не менее 150 часов индивидуальной работы). Нужно ездить за границу и посещать семинары разных мастеров ТА и т.д. Обучение современному транзактному анализу — долгий и серьёзный процесс.

За последнее время было переведено на русский язык и издано несколько книг по современному ТА:

Основатель Транзактного Анализа Эрик Берн

Основатель ТА и автор его ключевых идей — Эрик Берн (1910-1970).

В начале своей карьеры психиатра Берн специализировался на психоанализе, правда его собственный анализ, что является обязательным условием подготовки аналитика, не был успешно доведён до конца. Берн прервал его после того, как психоаналитик запретил ему вторую женитьбу до окончания анализа. Этот личный опыт послужил одной из причин разрыва с традиционным психоанализом и подтолкнул Берна к развитию собственной системы.

Кроме того, Берна не удовлетворяла малая эффективность ортодоксального психоанализа. Важнейшим принципом для Берна была скорейшая и радикальная помощь клиенту. Его армейский опыт (во время 2-ой Мировой войны он служил психиатром в Армейском Медицинском Корпусе) дал ему дополнительный импульс, отточив природную наблюдательность и интуицию. От армейского психиатра требовалась быстрая и эффективная работа.

Вполне вероятно, что столь яркий и образный литературный язык Берна сформировался под влиянием его матери, которая была профессиональной писательницей.

Теорию эго-состояний, или как её ещё называют, теорию РВД (по названиям эго-состояний: Родитель, Взрослый, Дитя), по значимости часто сравнивают с психоанализом. А ведь теория РВД — это только один раздел Транзактного Анализа.

Книги Эрика Берна:

Главенствующее место в жизни Берна занимали литературное творчество и помощь людям. До самой смерти Берн вёл активную практику группового психотерапевта, занимался обучением психотерапии и супервизорством.

Жизнь Эрика Берна оборвалась на взлёте его научной карьеры, когда пришло признание, началась активная и плодотворная деятельность созданной им Международной Ассоциации Транзактного Анализа, появились последователи во многих уголках мира. Он умер от сердечного приступа в 1970 году, не дожив полгода до своего шестидесятилетия

Концепции ТА.

Личностное развитие
Человеческий организм отличается потребностью в различных формах контакта с окружающими людьми и получением реакции от них в процессе взаимодействия. Эта потребность получила название стимульного голода.

Первая форма проявления этой потребности у маленького ребенка является тактильный голод, то есть потребность в физической близости. Отсутствие адекватного физического контакта повышает восприимчивость к заболеваниям и даже приводит к смерти; такое состояние, как госпитализм, было впервые выявлено Рене Шпицем (Rene Spitz, 1945) у детей, проживавших в приютах.

Поглаживание представляет собой основную единицу социального взаимодействия; обмен поглаживаниями составляет транзакцию.

Голод возбуждения — это желание или предпочтение структурировать время интересными и волнующими способами. Разновидностью структурного голода является голод лидерства. Лидеры организуют деятельность и программы, благодаря которым люди могут заполнить и структурировать свое время.

Каждый из них воспринимает раздражители по-разному и реагирует в соответствии со своим восприятием. Эти три системы друг с другом взаимодействуют, причем Родитель и Ребенок воспроизводят отношения индивида с родителями.

Психическая энергия, или катексис, перетекает из одного Я-состояния в другое; состояние, активированное в данный момент, обладает исполнительной властью; иначе говоря, оно определяет поведение индивида. Говорят, что активное состояние питается несвязанной энергией; неактивное состояние питается связанной энергией.

Существует также свободный катексис, переходящий от одного Я-состояния к другому; чувство Самости пребывает в состоянии, заряженном свободным катексисом. Исполнительное, или активное, состояние, как правило, характеризуется несвязанным катексисом в сочетании со свободным.

Каждое Я-состояние имеет границы, отделяющие его от двух других, что отражает их представление в виде непересекающихся кругов.

Изменения в Я-состояниях зависят от проницаемости их границ, от катектических характеристик каждого состояния, а также от действующих на каждое из них сил. Терапия должна учитывать все эти факторы при стимулировании изменений в Я-состояниях.

Четыре жизненные позиции
Ребенок сталкивается, как отмечалось выше, с необходимостью приходить к компромиссу в удовлетворении своих потребностей, или стимульного голода. В период от 4 до 7 лет ребенок находит компромиссы, которые влияют на его последующие взаимоотношения. Ребенок принимает конкретные решения — совершенно определенные решения, которые можно зафиксировать во времени и пространстве — а затем, исходя из этих решений, занимает позицию в отношении себя и других, отстаивая эту позицию от внешних угроз и сомнений.

Жизненная позиция является основным детерминантом жизненного сценария (см. ниже). (В действительности представляется, что позиция и сценарий вытекают из одних и тех же ранних переживаний, а вовсе не друг из друга.)

Первая жизненная позиция — это хорошая, или здоровая, успешная позиция (Healthy success).

Четвертая позиция — бесплодная и шизоидная. Она неизбежно ведет к язвительности или эстетическому суициду.

Социальное взаимодействие
Социальное взаимодействие предоставляет возможность удовлетворения структурного голода, или структурирования времени, а также удовлетворения стимульного голода, или получения признания, поглаживаний от окружающих.

Единицей социального взаимодействия служит транзакция. Она включает в себя транзактный стимул от человека, который инициирует транзакцию, каким-либо способом затрагивая другого человека, и транзактные реакции.

Транзакции анализируются с точки зрения источников стимулов и реакций, то есть от кого они исходят, от Родителя, Взрослого или Ребенка. Простейшими являются транзакции Взрослый-Взрослый, то есть от Взрослого одного индивида к Взрослому другого и обратно. Далее по сложности идет транзакция Ребенок-Родитель, обычно в форме просьбы.

Транзакции могут быть дополнительными или пересекающимися. Дополнительные транзакции происходят в естественном русле здоровых взаимоотношений. Они бывают разных типов: транзакции Взрослый-Взрослый, Родитель-Родитель и Ребенок-Ребенок являются дополнительными; к ним также можно отнести транзакции Родитель-Ребенок и Ребенок-Родитель.

Дополнительные транзакции лежат в основе гладко протекающего взаимодействия.

Существует семьдесят две разновидности пересекающихся и всего девять типов дополнительных транзакций.

Транзакции можно также подразделить на простые и скрытые (включающие два Я-состояния и затрагивающие как социальные, так и психологические аспекты), последние могут быть угловыми (36 типов) или двойными (6480 типов).

Подробное обсуждение этих вопросов здесь опущено. В ходе обычного социального взаимодействия имеет место около 15 типов транзакций.

Транзакции происходят сериями. Они могут включать материальное программирование, социальное программирование и индивидуальное программирование.

Материальное программирование структурирует время через деятельность или процедуры и имеет дело с материальной внешней реальностью. Процедурами называют простые дополнительные Взрослые транзакции. Они представляют интерес лишь постольку, поскольку дают возможность признания и более сложных форм социального взаимодействия.

Игры. Времяпрепровождение и игры относятся к занятиям (engagements); они располагаются между деятельностью и ритуалами, с одной стороны, и близостью с другой. Если времяпрепровождение является прямой транзакцией, то игры можно отнести к скрытой. Транзакции в играх являются дополнительными и предполагают вознаграждение.

«Процедуры могут быть успешными, ритуалы — эффективными, времяпрепровождения — выгодными, но все они по определению искренни; они могут включать соревнование, но не конфликт, их конец может быть сенсационным, но не драматичным.

Игры выполняют целый ряд функций; они заполняют большую часть социальной жизни. С целью избежать скуки времяпрепровождения и не подвергать себя при этом опасностям близости, люди прибегают к играм для возбуждения и социального подкрепления, или поглаживания. Как и в случае времяпрепровождения, люди, играющие в одни и те же игры, держатся вместе.

Игры, подобно процедурам, ритуалам и времяпрепровождениям, осваиваются в семье. Если последние три прямо преподаются родителями, то игры обычно осваиваются косвенно или путем подражания. Они передаются в поколениях.

Близость затрагивает естественного Ребенка. Она свободна от игры.

Чтобы иметь возможность подняться над игрой и вступить в близость, человек должен обладать достаточной сознательностью и спонтанностью, чтобы избавиться от навязчивого стремления играть в игры и, следовательно, свободно выбирать и выражать чувства, исходящие от Родителя, Взрослого или Ребенка. Для выхода из игры требуется свобода от влияния семьи и родителей, благодаря которым игра была освоена.

Это бессознательный жизненный план, в основе которого лежит решение, принятое в раннем детстве.

Наиболее ранний опыт формирования сценария получил название протокола, он ведет свое начало из опыта общения с родителями и их влияния; позднее он подвергается воздействию мифов и сказок, с которыми знакомят ребенка.

В последующие годы он несколько подавляется, однако вновь проявляется в предсознании как изменяемая часть сценария (script proper). Изменяемая часть сценария модифицируется в соответствии с реальностью и проявляется в адаптации, которая отыгрывается в жизни и в групповом лечении. Все три формы включены в термин сценарий.

Другие разновидности включают оперативный сценарий, который вытекает из адаптации, а также вторичный адаптированный сценарий, который служит постановочным сценарием жизни. Кроме того, обычно существует антисценарий, или контрсценарий, который является более безопасным и конструктивным планом, чем волнующий, но часто деструктивный сценарий, и который перемежается со сценарием.

Контрсценарий может также определять стиль жизни, в то время как сценарий ответственен за неизбежную судьбу, которая для сторонних наблюдателей может показаться полной неожиданностью.

Хотя сценарий как жизненный план рассчитан на всю жизнь, он может воспроизводиться в укороченных версиях каждый год или даже неделю, иногда по несколько раз на протяжении одной групповой сессии или в течение нескольких секунд.

Сценарии могут быть конструктивными или трагическими. Распространенный трагический сценарий проистекает из усвоенного в детстве убеждения в существовании доброго Санта Клауса, который в нужный момент подарит успех и счастье. Когда человек отчаивается ждать, он может обратиться за помощью к психотерапевту.

Сценарии оказывают доминирующее влияние в социальных взаимодействиях, которые, таким образом, испытывают воздействие заложенных в сценарий ранних переживаний. Игры избираются в соответствии со сценарием, транзакции отбираются в соответствии с играми. Окружение отбирается по его участию в транзакциях; для более устойчивых отношений отбор производится по готовности участвовать в играх; для более близких взаимоотношений люди отбираются по их способности играть роли в сценарии.

В жизненном сценарии человека всегда присутствует элемент судьбы. Человек является пленником своего сценария, если ему не удастся как-то преодолеть эту зависимость. Таким образом, принятое в детстве решение определяет всю жизнь человека и то, как он встретит смерть.

Польза от терапии. В ТА говорят: . Чтобы терапия принесла вам пользу, не обязательно быть немощным и больным.

В общем-то у вас не обязательно должны быть проблемы. Вы можете быть вполне самодостаточным и цельным человеком и пройти терапию просто для того, чтобы получать от жизни еще больше. Никто не может быть на сто процентов свободным от сценария независимо от того, повезло ему с родителями или нет. Многие из нас, входя в сценарий в некоторых случаях жизни, сами создают себе проблемы. Разрешить эти сенарные вопросы и призвана терапия.

Кроме сказанного, терапия ТА может быть также рекомендована всем, кто испытывает личные проблемы, начиная от взаимоотношений на работе и кончая серьезными психическими нарушениями. Лечение более сложных психических заболеваний требует соответствующих условий и психиатрической помощи.

Читайте также: