Торндайк педагогические идеи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Изучение психической телепатии у маленьких детей Эдвардом Ли Торндайком, анализ научной продуктивности его исследовательской деятельности. Педагогическая психология как отрасль психологической науки. Перечень особенностей бихевиористской теории учения.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.09.2012
Размер файла 25,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Выполнила: студентка 2 курса

Проверили: к.пс.н., доц. Мозговая Н.Н.

1. Основные теории учения

2. Исследования животных до Торндайка

3. Законы научения Э.Л. Торндайка

Эдвард Ли Торндайк (1874-1949) один из самых выдающихся ученых всех времен, занимавшихся теорией научения. Он был новатором не только в области теории научения, но также и в разработке образовательных методик, изучении вербального поведения, сравнительной психологии, исследовании умственной деятельности. Он интересовался вопросами соотношения в человеке врожденных и приобретенных качеств, переноса научения и применения метода количественных измерений к социопсихологическим вопросам. Его исследовательская работа началась с изучения психической телепатии у маленьких детей (которую он объяснил как бессознательную регистрацию ребенком незначительных движений экспериментатора). К его последующим экспериментам были привлечены птенцы, кошки, крысы, собаки, рыбы, обезьяны и, наконец, взрослые люди. Он также хотел использовать в экспериментах приматов, но не мог позволить себе их покупку и содержание.

1. Основные теории учения

Педагогическая психология как отрасль психологической науки возникла во второй половине XIX века. Ее развитие шло в неразрывной связи с развитием психологии в целом и определялось, прежде всего, теоретико-методологическими основами последней.

В настоящее время психологическая наука развивается по нескольким принципиально разным теоретическим направлениям. В области педагогической психологии следует остановиться на трех типах теорий учения: бихевиористском, когнитивном и деятельностном. Отличия между теориями определяются тем, как понимается природа процесса учения, что в нем выделяется в качестве предмета изучения, в каких единицах ведется анализ этого процесса.

Название этого направления в психологии происходит от английского слова behaviour (поведение). В литературе часто называют бихевиоризм поведенческой психологией.

Процесс учения, согласно этой теории, заключается в установлении определенных связей между стимулами и реакциями, а также в упрочении этих связей.

В качестве основных законов образования и закрепления связи между стимулом и реакцией указывается закон эффекта, закон повторяемости (упражняемости) и закон готовности.

Различия между отдельными направлениями бихевиоризма касаются понимания отдельных принципов научения и их роли в процессе образования и закрепления связи между стимулом и реакцией, а также характера и роли некоторых дополнительных условий.

Так, в оценке роли закона эффекта (принципа подкрепления) существуют три различные точки зрения. Одни представители бихевиористского подхода к обучению (Э. Торндайк, К. Халл и др.) считают, что научение невозможно без подкрепления, положительного эффекта, испытываемого обучаемым от выполнения требуемой реакции. Вторая группа представителей бихевиоризма (Э. Толмен, Э. Газри и др.) считает, что подкрепление вовсе не является необходимым для научения. На первый план они выдвигают смежность стимула и реакции. Третья группа психологов (Б.Ф. Скиннер, Г. Разран и др.) придерживается компромиссной точки зрения: одно основано на законе эффекта, другое - на законе смежности; подкрепление для него не нужно.

Бихевиористский подход в психологии возник в конце прошлого века в области теории учения, а в начале нашего века был провозглашен как общепсихологический. Его несостоятельность обнаружилась уже в 20-х гг., но, тем не менее, этот подход еще долго был ведущим течением в психологии. В 60-х гг. Б.Ф. Скиннер (представитель необихевиоризма) сделал попытку внедрить бихевиористскую теорию научения в практику образования, заложив одно из направлений программированного обучения. Практика показала, что данный подход непригоден для обучения человека.[3]

2. Исследования животных до Торндайка

бихевиористский торндайк педагогический психология

Работа Торндайка включала в себя ряд методологических нововведений, которые должны были произвести переворот в исследованиях по сравнительной психологии: репрезентативная выборка испытуемых изучалась в детально описанных, стандартизированных ситуациях. Были сделаны количественные замеры поведения. Были проанализированы результаты поведения в стандартной ситуации групп испытуемых, которые до тестирования подвергались различным воздействиям. Интерпретации последствий различных выводов из этих сравнений были сделаны до начала экспериментов. В целом Торндайк разработал методологию, приемлемую не только для экспериментального изучения научения животных, но также во многом и для другого поведения, как животных, так и людей. [1]

3. Законы научения Э.Л. Торндайка

Торндайк демонстрировал в исследовании те важнейшие операции в научении, которые описаны как постепенное усиление некоторых стимульно-реактивных связей, завязывавшихся поначалу чисто случайным образом, и в итоге обнаруживающихся успешными.

1) исключалось обращение к разуму;

2) исследовалась расположенность подопытного животного к научению;

3) использовался положительный фактор подкрепления в качестве поощрения.

1) ситуацией, которая включает в себя как внешние, так и внутренние процессы, оказывающие воздействие на индивидуума,

2) реакцией или внутренними процессами, происходящими в результате этого воздействия;

3) тонкой связью между ситуацией и реакцией, т.е. ассоциацией.

В своих опытах Торндайк показал, что интеллект, как таковой, и его активность могут быть изучаемы и без обращения к разуму. Акцент с установления внутренних связей переносился им на установление связей между внешней ситуацией и движениями, что внесло новые веяния в ассоциативную психологию. Механический детерминизм Торндайк в своей теории соединил с биологическим, а потом и с биопсихическим, существенно расширив область психологии, ранее ограниченную пределами сознания. [1]

На основе своих исследований Торндайк вывел несколько законов научения:

В более поздних работах он провёл эксперимент. В эксперименте испытуемому требовалось нарисовать линию в 4 дюйма с закрытыми глазами три тысячи раз. Результат, который получил Торндайк, привел его к выводу, что повторение одних и тех же действий почти не учат человека и мало влияют на психику.

Закон готовности, в своем существе подтверждает факт существования и присутствия в информационных потребностях познавательной функции научения. Торндайк попытался сформулировать свою идею в квазиневрологических терминах, сообщив гипотезу о том, что нервная система должна настроиться или оказаться готовой для оперативного управления определенными связями.

В отечественной психологии термин используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом. [5]

Этот закон вызвал множество споров, поскольку включал в себя фактор мотивации (фактор чисто психологической направленности). Закон эффекта говорил о том, что любое действие, вызывающее удовольствие в определенной ситуации, ассоциируется с ней и в дальнейшем повышает вероятность повторения данного действия в подобной ситуации, неудовольствие же (или дискомфорт) при действии, ассоциируемое с определенной ситуацией, приводит к снижению вероятности совершения этого акта в похожей ситуации. Это подразумевает, что в основе научения лежат также некоторые полярные состояния внутри организма. Еще один закон, предложенный Торндайком, касался врожденного комплекса движений. Если действия, совершенные в определенной ситуации, приводят к успешным результатам, то их можно назвать удовлетворяющими, в противном случае они будут нарушающими. Понятие успешного результата Торндайк дает на уровне нейронов. При успешном действии система нейронов, приведенная в готовность, на самом деле функционирует, а не бездействует.

Торндайк не считал себя бихевиористом, хотя его законы и исследования часто характеризует его как сторонника этого направления. [6]

Э. Торндайк очень верно говорит об односторонности школы, которая воспитывает только одну способность - умение оперировать представлениями; сам учитель, человек этого типа мышления, по его мнению, еще далеко не все для школы. Он считает, что ученик сам воспитывает себя. В конечном итоге воспитывает учеников то, что они сами делают, а не то, что делает учитель; важно не то, что мы даем, а то, что мы получаем; только через свою самостоятельность ученики изменяются.

1.Торндайк Э., Уотсон Дж. Бихевиоризм. Москва, 1998

2.Торндаик Э. Процесс учения у человека. - Москва, 1935.

3. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - Москва, 1969.

4.Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Гардарики, 2007 г.

5.Словарь практического психолога. Сост. С.Ю. Головин. Минск, Харвест, 1998.

7. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - Москва, 1984.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений, Москва, 1982-84

Подобные документы

Формирование основ исследовательской деятельности учащихся как педагогическая проблема. Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения химии. Обобщение опыта учителей на уроках и во внеурочной работе по химии.

курсовая работа [267,0 K], добавлен 08.09.2014

Сущность, виды учебно-исследовательской деятельности старшеклассников. Форма организации их научной работы, разновидности и задачи исследовательских работ. Опыт использования научно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках географии.

курсовая работа [49,6 K], добавлен 12.10.2009

Характеристика основных особенностей формирования исследовательской компетентности студентов. Анализ необходимости внедрения универсальных научных методов познания в систему образования. Изучение феномена учебно-исследовательской деятельности учащихся.

статья [134,8 K], добавлен 18.07.2013

Содержание и структура психологической теории учебной деятельности. Определение отличий дидактических задач воспитания от педагогической ситуации. Методические особенности преподавания теоретической дисциплины "История отечественной психологии".

реферат [34,2 K], добавлен 11.02.2011

Динамика развития представлений о процессе обучения в трудах отечественных ученых XX в. Теория свободного обучения. Экспериментальное направление в обучении. Взаимосвязь обучения и развития. Проблема сознательности учения. Подходы к изменению методики.

реферат [48,2 K], добавлен 11.08.2015

Латерализация функций полушарий головного мозга. Оригинальность психической деятельности леворуких детей. Различные теории и гипотезы происхождения леворукости. Особенные качества леворуких людей: сложности развития, одаренность и эмоциональность.

реферат [22,3 K], добавлен 29.03.2010

Общая характеристика учебно-исследовательской деятельности, особенности ее реализации в процессе обучения курса ОБЖ для построения процесса обучения с учетом особенностей восприятия, памяти и интересов ребенка. Изучение и анализ школьных программ курса.

Педагогическая психология как отрасль психологической науки возникла во второй половине XIX в. Ее развитие протекало в неразрывной связи с развитием психологии в целом и определялось прежде всего теоретико-методологическими основами последней.

В настоящее время психологическая наука развивается по нескольким принципиально различным теоретическим линиям. В области психологии образования мы должны сосредоточиться на трех типах теорий обучения: бихевиористской, когнитивной и теории действия. Различия между теориями определяются тем, как понимается природа процесса обучения, что выделяется в нем в качестве объекта изучения и в каких единицах этот процесс анализируется.

Название этого направления в психологии происходит от английского слова behavior — поведение. В литературе бихевиоризм часто называют поведенческой психологией.

Процесс обучения, согласно этой теории, заключается в установлении определенных связей между стимулами и реакциями и укреплении этих связей.

Закон эффекта, закон повторяемости (исполняемости) и закон готовности заявлены как основные законы формирования и закрепления связи между стимулом и реакцией.

Таким образом, при оценке роли закона эффекта (принципа подкрепления) существуют три различные точки зрения. Некоторые представители бихевиористского подхода к обучению (Э. Торндайк, К. Халл и др.) считают, что обучение невозможно без подкрепления, то есть положительного эффекта, который испытывает ученик в результате выполнения требуемой реакции. Вторая группа бихевиористов (Э. Толман, Э. Газри и др.) считает, что подкрепление вообще не нужно для обучения. Они подчеркивают близость стимула и реакции. Третья группа психологов (Б.Ф. Скиннер, Г. Разран и др.) придерживается компромиссной точки зрения: один основан на законе эффекта, другой — на законе смежности; подкрепление для этого не обязательно.

Бихевиористский подход в психологии возник в конце прошлого века в области теории обучения, а в начале нашего столетия он был провозглашен как общепсихологический подход. Его несостоятельность была выявлена еще в 1920-х годах, однако этот подход долгое время оставался ведущим направлением в психологии. В 1960-х годах Б.Ф. Скиннер (представитель нео-бихевиористов) попытался привнести бихевиористскую теорию обучения в практику педагогики, основав одно из направлений программированного обучения. Практика показала, что такой подход непригоден для обучения человека.

Педагогическая идея Эдуарда Торндайка - Исследования на животных до Торндайка

Исследования на животных до Торндайка

Работа Торндайка включала в себя ряд методологических инноваций, которые должны были революционизировать исследования в области сравнительной психологии: Репрезентативная выборка испытуемых была изучена в подробных, стандартизированных ситуациях. Были проведены количественные измерения поведения. Поведенческие результаты в стандартизированной ситуации были проанализированы для групп испытуемых, подвергшихся различным воздействиям перед тестированием. Интерпретация последствий различных выводов из этих сравнений была сделана до начала экспериментов. В целом, Торндайк разработал методологию, приемлемую не только для экспериментального изучения обучения животных, но и во многом для других видов поведения, как животных, так и человека.

Законы обучения Э.Л. Торндайка

В этом исследовании Торндайк продемонстрировал те важнейшие процессы в обучении, которые описываются как постепенное усиление некоторых связей между стимулом и реакцией, которые первоначально возникают чисто случайно и в конечном итоге оказываются успешными.

  1. Апелляция к разуму была исключена;
  2. исследовалась способность подопытного животного к обучению;
  3. в качестве поощрения использовалось положительное подкрепление.
  1. ситуация, которая включает в себя как внешние, так и внутренние процессы, влияющие на человека,
  2. реакция или внутренние процессы, которые происходят в результате этого воздействия;
  3. тонкая связь между ситуацией и реакцией, т.е. ассоциация.

В своих экспериментах Торндайк показал, что интеллект как таковой и его активность можно изучать без обращения к разуму. Он сместил акцент с установления внутренних связей на установление связей между внешними ситуациями и движениями, что принесло новые открытия в ассоциативной психологии. Теория Торндайка объединила механический детерминизм с биологическим, а затем и с биопсихическим, значительно расширив область психологии, которая до этого момента ограничивалась границами сознания.

Законы обучения

На основе своих исследований Торндайк вывел несколько законов обучения.

В более поздней работе он провел эксперимент. В ходе эксперимента испытуемый должен был провести линию длиной 4 дюйма три тысячи раз с закрытыми глазами. Результат, который получил Торндайк, привел его к выводу, что повторение одних и тех же действий практически не учит человека и мало влияет на психику.

«Закон готовности (или установки): предварительная готовность к действию (в простейшем случае стимул-реакция), увеличивает удовлетворение от его выполнения.

Закон готовности утверждает в своей сути факт существования и присутствия когнитивной функции обучения в потребности в информации. Торндайк попытался выразить свою идею в квази-неврологических терминах, передав гипотезу о том, что нервная система должна приспособиться или быть готовой к оперативному контролю определенных связей.

В бытовой психологии этот термин в основном используется для обозначения сознательной готовности человека к оценке ситуации и поведения, обусловленной его прошлым опытом.

Этот закон вызвал много споров, поскольку включал в себя мотивационный фактор (фактор с чисто психологической направленностью). Закон эффекта гласит, что любое действие, вызывающее удовольствие в данной ситуации, становится связанным с ней и впоследствии увеличивает вероятность повторения этого действия в аналогичной ситуации, в то время как неудовольствие (или дискомфорт) от действия, связанного с данной ситуацией, приводит к снижению вероятности совершения этого действия в аналогичной ситуации. Это означает, что некоторые полярные состояния в организме также лежат в основе обучения. Другой закон, предложенный Торндайком, касался врожденного комплекса движений. Если действия, выполняемые в данной ситуации, приводят к успешным результатам, то можно сказать, что они приносят удовлетворение, в противном случае они были бы деструктивными. Понятие успешного результата у Торндайка дается на уровне нейронов. Когда действие успешно, система нейронов, приведенных в готовность, действительно функционирует, а не бездействует.

Закон использования: действия или ассоциации, которые используются (осуществляются, повторяются), тем самым усиливаются (укрепляются) по сравнению с теми, которые не используются.

Торндайк не считал себя бихевиористом, хотя его законы и исследования часто характеризуют его как сторонника этого направления.

Э. Торндайк очень прав в отношении однобокости школы, которая обучает только одному навыку — умению оперировать представлениями; сам учитель, человек с таким типом мышления, по его мнению, далеко не все для школы. Он считает, что студент сам себя воспитывает. В конечном счете, образование студентов — это то, что они делают сами, а не то, что делает учитель; важно не то, что мы даем, а то, что мы получаем; только благодаря своей автономии студенты меняются.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для его участников чрезвычайно важно не только обмениваться информацией, но и организовывать обмен действиями, планировать их. Общение организуется в рамках совместной деятельности. Единица взаимодействия называется транзакцией.

Можно выделить множество форм межличностного взаимодействия: Привязанность, дружба, любовь, конкуренция, забота, времяпрепровождение, работа, игра, социальное влияние, подчинение, конфликт, ритуальное взаимодействие и так далее.

Ритуальное взаимодействие — это форма взаимодействия, изобретенная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаимодействие — это и вид праздника, и мощное средство объединения людей (религиозные обряды, дворцовые церемонии, военные ритуалы, праздники и похороны, прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомцам и т.д.).

Операции — это взаимодействие на работе, учебе, приготовление пищи, ремонт дома, профессиональные и семейные функции и т.д. Успешно выполнив операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает одобрение окружающих.

Уход — это форма взаимодействия, к которой прибегают люди с межличностными проблемами: человек находится в одной комнате с другими, но мысленно находится в совершенно другом месте, мечтая о себе.

Дружба и любовь удовлетворяют человеческую потребность в принятии. Когда люди делают друг для друга приятные вещи, возникает симпатия; когда они видят достоинства друг друга, признают за собой и другими право быть такими, какие они есть, возникает уважение. Дружба включает в себя фактор симпатии и уважения; любовь отличается от дружбы наличием усиленного сексуального компонента.

Социальное влияние возникает, когда в результате взаимодействия повторяющийся ответ одного человека на определенную проблему становится более похожим на ответ другого человека, чем на его собственный первоначальный ответ, т.е. поведение одного человека становится похожим на поведение других людей. Конформность — восприимчивость человека к давлению сверстников, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательное подчинение человека мнению группового большинства с целью избежать конфликта с группой. Убеждение — вынужденное подчинение человека мнению другого человека или группы людей. Послушание, подчинение авторитету — восприимчивость человека к влиянию человека с более высоким социальным статусом.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Эдвард Л. Торндайк (1874-1949) был американским психологом, чья работа была сосредоточена на изучении обучения и поведения животных. Он был одним из самых важных исследователей в этой дисциплине в двадцатом веке, а также одним из создателей педагогической психологии и теории, известной как коннекционизм..

Торндайк провел большую часть своей карьеры в качестве профессора в Колумбийском университете, где он проводил большую часть своих исследований. Кроме того, он также посвятил себя попытке решить производственные проблемы, создав такие инструменты, как тесты и тесты для тестирования работников..


Благодаря его вкладу Торндайк был назначен президентом Американской психологической ассоциации (АПА) в 1912 году. Кроме того, он также был членом совета директоров Психологической корпорации, одной из самых важных организаций в этой области. Ваши вклады продолжают иметь большое значение даже сегодня.

Фактически, исследование в Обзоре общей психологии классифицировало Эдварда Торндайка как девятого самого цитируемого психолога двадцатого века. Его работы оказали большое влияние на теории подкрепления и поведенческой психологии, создав основу нескольких эмпирических законов в области бихевиоризма благодаря закону эффекта.

  • 1 Биография
    • 1.1 Рождение и ранние годы
    • 1.2 Карьера после окончания школы
    • 1.3 Другие важные работы
    • 2.1 Проблемные блоки
    • 2.2 Результаты ваших экспериментов
    • 3.1 Примеры закона эффекта в реальной жизни
    • 4.1 Области психологии, в которых применяются открытия Эдварда Торндайка

    биография

    Рождение и ранние годы

    Эдвард Л. Торндайк родился 31 августа 1874 года в Уильямсбурге (штат Массачусетс) в Соединенных Штатах и ​​умер 9 августа 1949 года в Монтроузе (Нью-Йорк). Он начал учиться в Уэслианском университете, который он окончил в 1895 году; и с этого момента он начал специализироваться на поведении животных.

    Между 1895 и 1897 годами он учился в Гарвардском университете у Уильяма Джеймса (одного из основателей американской психологии) и в Колумбийском университете у Джеймса МакКина Кэттелла (одного из ведущих представителей теории индивидуальных различий). В этом последнем университете он получил докторскую степень.

    После окончания учебы он получил работу в Колумбийском университете в качестве профессора и исследователя, оставаясь там практически на протяжении всей своей карьеры. Уже в своей докторской диссертации он предложил два своих наиболее известных закона поведения: закон действия и закон осуществления. Эта работа была опубликована в 1911 году под названием Животный интеллект.

    Карьера после окончания школы

    Карьера Торндайка как исследователя началась, когда он предположил, что адаптивные изменения в поведении животных похожи на то, как люди учатся. В своей диссертации он предложил два закона, которые, как он понимал, были фундаментальными для понимания обучения у любого вида..

    Закон действия был первым из предложенных, и тот, который сохранил более высокий уровень важности даже по сей день. В этом законе постулируется, что те виды поведения, за которыми последовали более удовлетворительные результаты, имеют большую вероятность повторения в будущем в ответ на те же раздражители..

    Закон осуществления, с другой стороны, говорит, что поведение становится более жестким и более частым, чем чаще оно повторяется в ответ на тот же стимул. Однако в 1932 году сам Торндайк определил, что этот второй закон не был полностью действительным во всех случаях..

    Позже Торндайк также изменил свое объяснение закона эффекта. Во второй версии он сказал, что вознаграждение за соответствующее поведение всегда укрепляет связь между стимулом и действием; но что наказания имеют гораздо меньший эффект, когда речь идет о снижении вероятности поведения.

    Первоначальные работы Эдварда Торндайка считаются первым лабораторным исследованием в области обучения животных. Его акцент на количественных показателях и анализе эмпирических данных оказал большое влияние на современную психологию, заложив основы поведенческого течения, которое будет преобладать в последующие десятилетия..

    Другие важные работы

    Еще будучи аспирантом в Колумбийском университете, Торндайк установил партнерские отношения с Робертом Вудвортом. Вместе оба исследователя изучили процесс передачи обучения. В документе, опубликованном в 1901 году, они заявили, что обучение в одной области не означает, что в другой будет легче.

    Торндайк использовал открытия, сделанные в этом исследовании, чтобы предложить новую теорию обучения, основанную на практике. Позже, будучи профессором педагогической психологии в Колумбии, он провел больше исследований, которые способствовали созданию более эффективной и научно обоснованной системы образования..

    Среди его наиболее важных вкладов в этой области было использование психологических открытий в преподавании таких предметов, как арифметика, чтение и языки; и открытие, что взрослые также могут продолжать учиться с эффективностью, аналогичной эффективности детей.

    С другой стороны, его попытки применить открытия психологии в области образования легли в основу совершенно нового направления этой дисциплины. В настоящее время психология образования является одной из наиболее важных частей этой науки и может применяться в таких областях, как преподавание или академическое руководство..

    эксперименты

    Торндайк был пионером не только в области бихевиоризма и изучения знаний, но и в использовании животных для проведения клинических экспериментов. Эти эксперименты с животными в значительной степени позволили ему создать свои знаменитые теории обучения..

    Проблемные коробки

    У проблемных коробок была дверь, которую можно было открыть только с помощью рычага или кнопки, которая была внутри. Торндайк использовал их, чтобы измерить время, которое потребовалось животному, чтобы нажать кнопку или управлять рычагом естественным образом. После этого животное нашло награду, обычно еду.

    В отличие от других исследователей, Торндайк в основном использовал кошек для проведения своих экспериментов. Когда я в первый раз положил одного из этих животных в коробку с проблемами, они просто переместились внутрь, не зная, как убежать. В конце концов, животное коснулось рычага или случайно нажало кнопку.

    Используя эти коробки, Торндайк попытался выяснить, какие факторы больше всего повлияли на обучение животных. Для этого он изменил некоторые переменные в своих экспериментах. Например, это позволило некоторым кошкам наблюдать, как другим удалось вырваться из коробки, прежде чем положить их в нее, или непосредственно перенести свои ноги к кнопке или к рычагу.

    Результаты его экспериментов

    Одним из первых открытий, выявленных в ходе исследований с проблемными блоками, было то, что большинство животных не способны к обучению путем наблюдения, что могут делать люди. Ни один факт размещения кошачьей лапки на кнопке не увеличил вероятность того, что он найдет выход в следующих случаях..

    Напротив, кошки научились решать проблему только после того, как несколько раз случайно коснулись кнопки или рычага и получили вознаграждение. Таким образом, Торндайк постулировал идею, что животные учатся в основном методом проб и ошибок. Кроме того, он также обнаружил, что у каждого вида свой ритм обучения..

    В этом смысле основной вклад Торндайка заключался в том, что он отрицал теорию, по которой животные учатся Insights, так же, как люди делают это. Из этих исследований он смог позже создать свою собственную теорию обучения.

    Закон эффекта

    Одним из главных вкладов Эдварда Торндайка в область психологии был его постулат о Законе эффекта. Этот закон стал одной из основ отрасли, которая позже стала известна как бихевиоризм, став доминирующей теорией в психологии в течение нескольких десятилетий..

    Простое объяснение закона эффекта состоит в следующем: когда действие приводит к приятному результату, это действие имеет большую вероятность повторения, если дан аналогичный контекст. Напротив, поведение, которое приводит к негативным последствиям, будет происходить в меньшей степени в будущем.

    Эта теория составляет основу оперантной обусловленности, которая в свою очередь полностью изменила парадигму психологии как дисциплины. До этого момента изучение человеческого разума фокусировалось на самоанализе и субъективном опыте. От исследований Торндайк психология начала двигаться к объективности и эмпиризму.

    С другой стороны, Торндайк также уделял большое внимание важности ситуации и внутреннего состояния организма при появлении определенного ответа. Например, если бы кошки не были голодны, награда не имела бы никакого эффекта, и поэтому поведение нажатия на рычаг не было бы усилено.

    С другой стороны, если бы животных не было найдено в проблемной коробке, реакция нажатия кнопки или рычага просто не могла появиться. Следовательно, для этого психолога как обучение, так и Закон эффекта полностью определяются контекстом, в котором они происходят..

    Примеры закона эффекта в реальной жизни

    Закон эффекта, как часть механизмов оперантной обусловленности, имеет большое значение в нашей повседневной жизни. Этот закон нейтрален в том смысле, что его последствия могут быть как положительными, так и отрицательными. Ниже мы увидим пример каждого типа, чтобы прояснить, как он работает.

    Одним из самых простых примеров, в которых вы можете увидеть закон действия в действии, является злоупотребление наркотиками. Когда человек впервые принимает наркотики, он получает приятные эффекты, которые повышают вероятность его потребления в будущем. Чем больше раз вы используете его, тем больше вероятность того, что вы создадите зависимость.

    Напротив, физические упражнения также используют Закон эффекта. Когда человек тренируется, сначала у него плохое время; но если ему удается продолжать, то постепенно он чувствует все более положительные эффекты, такие как выброс эндорфинов, улучшение физического самочувствия и повышение уверенности в себе..

    Таким образом, люди, которые могут преодолеть первую стадию страданий во время тренировок, с большой вероятностью могут выработать привычку регулярно заниматься спортом..

    Вклад в науку и психологию

    Как мы видели ранее, Торндайк был одним из самых важных психологов 20-го века, заложив основы многих современных теорий, которые продолжают использоваться даже сегодня..

    В целом, считается, что работы этого исследователя были одной из основных причин отказа от субъективной модели, которой следовала психология до этого момента, и они начали проводить эксперименты, которые подчеркивали объективность, эмпиризм и анализ данных.

    Основной школой мысли, на которую повлиял Торндайк, был бихевиоризм. Однако он был не единственным: его идеи использовались в таких разных областях, как философия, образование, администрация и многие другие отрасли психологии..

    Области психологии, в которых применяются открытия Эдварда Торндайка

    Работа этого исследователя с животными оказала большое влияние на этологию и психологию животных. До этого считалось, что менее развитые виды способны генерировать новые знания посредством проницательность, то, что было опровергнуто его экспериментами.

    С другой стороны, Торндайк был первым, кто попытался применить открытия психологии в области обучения. Это заложило основы для создания совершенно новой отрасли этой дисциплины, которая сегодня используется для проектирования образовательных систем и облегчения трудностей, возникающих в этой области..

    Многие из исследований этого психолога были позже использованы исследователями из других течений, такими как те, кто разработал гештальт-теории, этологи, бихевиористы и даже когнитивные психологи. Из-за этого Торндайк считается одним из отцов современной психологии.

    Учебное пособие по одноименному курсу для слушателей специальности 1-080171 Педагогическая деятельность специалистов ИПО

    1.13.3. Экспериментальная педагогика и ее направления

    Наиболее видные представители экспериментальной педагогики, определившие развитие ее разных ветвей, были немецкие ученые Эрнст Мейман (1862-1926) и Вильгельм Август Лай (1862-1926), французский психолог Альфред Бине (1857-1911), американские ученые Эдуард Ли Торндайк (1874-1949) и Гренвилл Стенли Холл (1846-1924) и др.

    Эрнст Мейман (1862–1915) – немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики, один из первых авторов работ, посвященных психологии ребенка. Критиковал традиционную педагогику за отсутствие в ней и обосновывал новую (Таблица 6) Обосновал тезис, что только индуктивный путь обеспечивает каждого воспитателя пониманием применяемых им педагогических мер.

    Таблица 6. – Педагогические идеи Э.Меймана

    Критика традиционной педагогики

    Обоснование экспериментальной педагогики

    Отвлеченный, нормативный характер; имеет дело только с понятиями

    Необходимо исчерпывающее обоснование устанавливаемых норм с помощью педагогического эксперимента

    На первое место выходит изучение ребенка

    Теоретический, научный характер

    Каждая теоретическая посылка должна быть проверена и доказана практикой

    Использование знаний смежных наук, но рассматривая их с точки зрения воспитания и обучения

    Э.Мейман разработал свою периодизацию жизни ребенка, критерием которой являются этапы интеллектуального развития: от рождения до 7 лет – стадия фантастического синтеза (обобщение детьми отдельных ощущений без всякой системы и логики); от 7 до 12 лет – стадия анализа (систематическое обучение детей, так как ведущим здесь является не интеграция, но дифференциация); от 12 до 16 лет – стадия рассудочного синтеза (формирование операционального мышления). Вместе с тем Мейман считал, что педагогика должна исследовать индивидуальные варианты развития, особенности конкретного данного ребенка. Немецкий педагог очертил основные области исследования педагогики. Это изучение душевного и телесного развития ребенка в период его школьной жизни; это изучение в отдельности развития духовных способностей (психических функций) у детей; это изучение индивидуальных различий между детьми на различных стадиях их развития; это изучение состояния ребенка во время его школьной работы.

    Вильгельм Август Лай (1862 – 1926) полагал, что лабораторный эксперимент дает ценный материал для определения новых путей воспитания. Исходя из того, что в основе детских поступков лежат врожденные, либо приобретенные рефлексы, Лай утверждал, что изучив их как в лабораторных, так и в обычных условиях, педагог получит ориентир, способ воспитания. Вместе с тем, В.А.Лай признавал неразрывность теории и практики, считал, что изучение, анализ педагогических фактов нельзя отрывать от выдвижения гипотез, формирования теорий. Критикуя традиционную педагогику, порождавшую пассивность в школе, Лай, основываясь на данных биологии и экспериментальной педагогики, попытался создать новое направление в педагогике – педагогику действия.

    Кроме разработки учебного плана важное внимание уделил В.А.Лай обоснованию методов преподавания в своей школе, ориентированных на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Рекомендовал практические и творческие работы школьников в лабораториях, мастерских, уход за растениями и животными, театрализованные представления, лепку, рисование, игры и спорт и др.

    Рисунок 8. – Проблема содержания образования

    Читайте также: