Тональность ля минор план урока
Обновлено: 05.07.2024
Предлагаю конспект урока сольфеджио в 4 классе ДШИ для пианистов. Урок является исследованием, нацеленным на обобщение опыта теоретического анализа музыкальных произведений.
Конспект урока.
Тема: Гармонический мажор и минор. Взаимосвязь элементов в одноименных тональностях
Вид урока: Урок – исследование
Цели урока:
1. Обобщить полученную ранее информацию о строении мажора и минора.
2. Сделать выводы о изменении элементов ладов при взаимодействии мажора и минора.
Задачи урока:
Учебные:
1. Познакомить учащихся с гармоническим мажором, Д7, тритонами в гармонических ладах.
2. Сравнить высотное положение ступеней мажора и минора в гармоническом и натуральном видах, исследовать элементы ладов и выявить их изменение, связанное с изменением высотной структуры лада.
3. Повторить изученные ранее сведения о мажоре и миноре, сформулировать выводы по сравнительной характеристике элементов.
4. Научить определять знаки в минорных тональностях разными способами.
5. Развивать навык определения на слух гармонического и мелодического видов мажора и минора, тритонов, цепочек из аккордов в натуральном и гармоническом мажоре.
Воспитательные:
Умение работать в группе, помогать друг другу в поиске решения поставленной задачи.
Мотивировать на интерес к исследованию.
Оснащение урока:
Проектор, компьютер, фортепиано, музыкальный центр.
Хрестоматия по слуховому анализу на уроках сольфеджио (сост. Шехтман Л.С.)
Ноты: И.С.Бах ХТК I том, прелюдия ля-минор.
Организационный момент, постановка целей, мотивация учебной деятельности
Небольшое вступительное слово о жанре урока – исследования как самого активного вида деятельности при изучении нового материала.
Учитель представляет тему урока и обсуждает формулировку с учениками. Выясняется значение каждого музыкального термина в формулировке темы урока.
Учащиеся объясняют значение знакомых терминов (гармонический минор, одноименные тональности, пройденные элементы лада – устойчивые и неустойчивые ступени, главные трезвучия лада, тритоны), выделяют незнакомые термины (гармонический мажор).
Совместно с учащимися учитель формирует цели урока
Что мы сегодня будем делать на уроке? – Исследовать гармонический мажор, сравнивать элементы.
Что мы должны знать, чтобы это получилось? – Те элементы ладов, которые ранее изучались на уроках сольфеджио.
Работа в группах
Учитель предлагает учащимся в группах исследовать звукоряд гармонического мажора (группа 1) и гармонического минора (группа 2). Учащиеся должны построить звукоряд, найти в нем отрезок в 3 тона и ответить на вопрос, какие ступени участвуют в образовании тритонов в гармонических ладах.
Первая группа делает вывод, что тритон в гармоническом мажоре находится на отрезке II-VIг ступени. Это правило соответствует правилу построения тритонов в натуральном миноре.
Вторая группа делает вывод, что тритон в гармоническом миноре образуется на отрезке IV-VIIг ступени. Это правило соответствует правилу построения тритонов в натуральном мажоре.
Учитель помогает сформулировать вывод: изменение ступеней в гармонических ладах влечет за собой изменение и образование новых элементов, заимствованных в одноименных тональностях. Лады – мажор и минор, сближаются, обогащаются новыми выразительными средствами.
Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний
Слайд 14. Учитель дает задание сравнить звукоряды Ре-мажора и ре-минора в гармонических видах, найти сходства и различия.
Учащиеся находят, что по высоте все ступени совпадают, кроме III – в мажоре она высокая, а в миноре низкая.
Учитель обращает внимание учеников на то, что III ступень является показателем окраски лада. Слайд 15.
Слайд 16. Учитель дает задание учащимся поставить знаки в гармонических ладах, опираясь на звукоряды одноименных тональностей в натуральном виде.
Учащиеся без труда изменяют ступени, заимствуя знаки по схеме их звукорядов одноименных тональностей. (ответ Слайд 17).
Слайд 18. – подтверждение пройденного на уроке на примере других тональностей.
Учитель объясняет ученикам способ определения знаков через одноименные тональности. Так как одноименный натуральный мажор и минор всегда отличаются на 3 знака, можно вывести формулу определения знаков в миноре через одноименные тональности:
С dur – 3 знака = с moll
Очень удобно это представить на числовом луче. В минус уходят бемоли, в плюс уходят диезы. Если в мажоре 4 диеза (4 – 3 =1), то в одноименном миноре 1 диез. Если в мажоре 1 диез (1 – 3 = –2), то в одноименном миноре 2 бемоля.
Подведение итогов урока, рефлексия
Учащиеся называют, что нового они узнали на уроке, повторяют новые термины.
Рефлексия – Кому было легко? Трудно? Все ли понятно? Кто хочет узнать больше?
Домашнее задание (на выбор):
1. В произведениях по специальности найти элементы, о которых говорилось на уроке.
2. Кратко сформулировать основные выводы урока в нескольких предложениях.
Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.
Лад и тональность. Минор: натуральный, гармонический, мелодический
Минорным ладом или минором называется такой лад, в котором на тонике образуется минорное трезвучие. Мажорное трезвучие, образующееся на тонике, называется тоническим трезвучием.
Название лада минор характеризует малую терцию вверх от тоники, так как эта терция в наибольшей мере определяет окраску лада.
Натуральный минор, его гамма. Название и свойства ступеней
Гамма строится от тоники и до тоники, секунды расположены в следующем порядке б2, м2, б2, б2, м2, б2, б2. Гамма данного строения называется натуральным минором.
В натуральном миноре направление тяготений ступеней в общем такое же, как и в мажоре.
Параллельные тональности
Минор, такой же самостоятельный лад, как и мажор. Тем не менее на первое время удобно строить минор, исходя от мажора.
Каждой мажорной тональности соответствует минорная, имеющая одинаковый с ней звуковой состав. Мажор и минор, имеющие в натуральном виде одинаковый звуковой состав и, следовательно, одинаковые ключевые знаки, называются параллельными.
Минор как бы строится от 6 ступени мажора, принимаемой за тонику.
Гармонический и мелодический минор
Минор, так же, как и мажор, подвергся развитию. Особенно важное значение имеет гармонический и мелодический минор.
Гармонический минор отличается от натурального повышенной 7 ступенью. Благодаря этому повышению в миноре образовался такой же вводный звук, остро тяготеющий на полутон вверх к тонике, как в мажоре.
Мелодическим называется минор с повышенным 6 и 7 ступенями.
Начнём с того, что из себя представляет.
Гитара представляет собой один из самых универсальных.
Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными. Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения.
Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец). Вокалист-новичок же.
Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры.
Материал урока содержит закрепление пройденного теоретического материала, интонационную работу по освоению минорного лада, предлагается форма работы по знакомству и освоению затакта, формы и порядок работы над чтение с листа мелодий. Разработка содержит раздаточный материал для учащихся: для работы в классе и дома.
Описание разработки
Цель урока: Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки в интегративных связях с литературой, русским языком, ритмикой, хором, фортепиано, казахской музыкальной литературой, английским языком, математикой, изобразительным искусством, трудовым обучением.
Задачи:
1. Эмоциональное воспитание — воспитание гуманистической культуры межнациональных отношений, поликультурной личности, патриотизма, нравственности, формирование чувства уважения к культуре своего народа через знакомство с музыкальным материалом, побудить
ученика к самостоятельному изучению через образное художественное восприятие искусства, формирование опыта общения учащихся.
2. Осознанное восприятие — развитие музыкально - художественного мышления, заострить внимание учащихся на своеобразие музыкального языка исполняемых произведений, особенности и
структуру музыкальной речи, закрепить понятия параллельных и одноименных тональностей, буквенного обозначения нот, знакомство с затактом.
З. Деятельно - практическое развитие — работа над метроритмом, развитие вокально - хоровой культуры (звуковедение, дикция, пение в унисон, двухголосие, ведение по фразам), развитие способности быть слушателем и исполнителем, накопление слухового опыта на примере анализа музыки,
культуры личностного выражения отношения к предложенному материалу, развитие слуховых навыков, навыков чтения с листа.
Тип урока: Комбинированный.
Жанр урока: Урок диалог учителя и учащихся.
Литературный материал: А. С. Пушкин Сказка о золотом петушке.
Фортепиано, таблицы - плакаты (нотоносцы, клавиатура), магниты для магнитной доски, карточки с иностранным обозначением нот, мажора и минора, ксерокопии заданий , предназначенных для классной работы и домашних заданий( приложение №1), доска с нотным станом, цветной мел
Ход урока:.
1. Организационный момент.
2. Теоретические сведения:
А) Буквенное обозначение тональностей.
– прикрепляются на доске под диктовку детей карточки с обозначением нот
и мажора и минора большими латинскими буквами
– дети, по цепочке, выкладывают под обозначением нот маленькие
дети показывают их перевод на доске
*Если тональность мажорная – дети показывают большую букву, а если
тональность минорная – соответственно показывают маленькую букву и
указывают обозначение лада.
Выполняется письменное задание на выданных листах каждым ребенком:
Переведи название тональности на иностранный язык:
Ре – мажор _____________ Си - мажор ____________
соль – минор _____________ до – минор ____________
Б). Параллельные тональности.
Педагог называет Мажор, а дети:
– находят параллельный минор, ориентируясь по руке, находя тоники
параллельных тональностей (ладонь левой руке иллюстрирует
нотный стан), обязательно считая вслух ступени I - VII – VI ( I –тоника
исходной тональности, VI – Тоника параллельной тональности)
– находят параллельный минор к заданному педагогом мажору,
ориентируясь по Таблице - КЛАВИАТУРЕ
– выкладывают магнитами на доске Тоники заданных мажора и
– играют на инструменте Тоники заданных мажора и параллельного минора
*Тональности называть на иностранном языке
Выполняется письменное задание на выданных листах каждым ребенком:
Подчеркни тональность параллельную к Фа – мажору:
ля – минор фа – минор ре – минор
В). Одноимённые тональности:
– дети напоминают, что это тональности, у которых имена (Тоники)
одинаковые, а фамилии (Лады) разные.
называют одноимённый минор и наоборот.
Выполняется письменное задание на выданных листах каждым ребенком:
Подчеркни одноименную тональности к тональности Соль – мажор:
ре – минор соль – минор фа – минор
3. Ритмическая разминка.
Дети выполняют следующие задания:
«Петушок, петушок, золотой гребешок.
– определить, на какие слоги падают акценты
– проговорить ритм на ритмослоги и записать ритм на доске
– над слогами, на которые падает ударение написать акценты
– расставить такты: перед каждым акцентом (сильной долей)
нарисовать тактовую черту
Обращаем внимание на то, что в начале нет сильной доли – она оказалась в
Затакт – это неполный такт.
Преподаватель рассказывает стихотворение и дети его разучивают:
Стихотворение про Затакт.
Такта первого начало
Позади всей песни встало,
А конец того же такта
Встал в начало – стал Затактом
Обращаем внимание на то, что затакт всегда стремится к первой (сильной) доле.
4. Звуковысотное интонирование.
Гамма ля – минор - ладоинтонационная настройка:
– вспомнить стишок о строении минорной гаммы (тон - полутон 2 тона –
полутон - 2 тона)
– спеть гамму по тетрахордам с ладовыми жестами (с дирижёром - ребенком, игра «дириж
– спеть вводные звуки (в первой октаве)
5. Чтение с листа.
1) Анализируй запись нотного текста.
2) Сольмизируй: проговари ноты в ритме и простучи пульс.
3) Спой номер нотами и простучи пульс.
4) Спой номер нотами и дирижируй , начиная со слабой доли.
5) Спой мелодию каноном сначала нотами, затем словами с дирижированием, с пульсацией ( задание для выполнения в классе хороводом по группам и дуэтом)
1) Анализируй запись нотного текста( обратить внимание на тональность , размер, затакт, ритм - четверть с точкой и восьмая, исполнение по двустрочной партитуре)
2) Сольмизируй: проговори ноты в ритме и простучи пульс.
3) Спеть гамму ля минор в прямом движении.
4) Спеть опевание устойчивых звуков
5) Спеть мелодию казахской народной песни Балхадиша с пульсацией.
Весь материал – смотрите документ.
-75%
2. Проверка выполнения домашнего задания (фронтальный опрос):
Преподаватель: Предлагаю начать урок с проверки домашнего задания следующим способом: сравним построение гамм в тетради и на слайде презентации. Все ли у вас построено верно?
- проверка построения гаммы Ре мажор;
- проверка построения гаммы си минор (три вида);
На экран проецируется слайд №2:
Примечание: музыкальные фрагменты необходимо подготовить заранее и вставить в презентацию.
- какими из предложенных слов можно передать эмоциональную окраску Ре мажора, а какими – си минора?
На экран проецируется слайд № 13:
- сравнение тональностей;
- составление сравнительной таблицы для выполнения практических заданий (коллективная работа);
На экран проецируется слайд № 15:
- составление вспомогательной таблицы для выполнения практических работ (коллективная работа):
На экран проецируется слайд № 16:
9. Подведение итогов учебного занятия:
Оценивание деятельности самими обучающимися и преподавателем (насколько активно работали на уроке; все ли задания были выполнены, насколько самостоятельно; что получилось хорошо, а что требует дополнительной доработки; какие теоретические знания требуется подкорректировать):
На экран проецируется слайд № 19:
11. Завершение открытого урока, прощание.
Преподаватель: Дорогие дети! Считаю, что вы прекрасно справились со всеми заданиями, цель урока достигнута. Наш урок закончен, я благодарю всех за отличную работу. До свидания!
Читайте также: