Ткани внутренней среды план урока

Обновлено: 05.07.2024

1. Опираясь на изученный ранее ма териал, отгадайте кроссворд, приведённый на экране.

2. Группа клеток, имеющая сходное строение и происхождение , выполняющая общие

3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден - урчит ( Желудок ).

5. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества (К ровь ).

8. Часть тела, з анимающая определённое ме сто в организме, имеющая определённую

форму и строение и выполняющая определённые функции ( Орган ).

10. Рёбра соединяются с грудиной посредством… ( Хряща ).

2 . Какое слово получилось в выделенной строчке? (Внутренняя ).

3. Как можно применить данное слово к организму человека? (Внутренняя среда).

(Слайд № 3) Цель у рока: Сегодня на уроке мы изучим компоненты внутренн ей среды

организма, её роль, состав крови и выявим особенности строения форменных элементов

• сформировать знания о компонентах внутренней среды орга низма, её роли;

• развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между

• выявить особенности строения форменных элементов крови в связи с

• способствовать развитию самостоятельности, внимания, памяти, логического

• воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих,

• воспитывать интерес к изучаемому п редмету, теме п утем применения игровых

методов обучения, создания проблемных ситуаций на уроке.

Вспомните из курса зоологии, первые живые организ мы возникли в водах Мирового

океана, и средой оби тания для них служила м орская вода. С появлени ем многоклеточных

организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Для

поддержания жизни многоклеточным организмам нуж на определенная система, которая

обеспечила бы каждую клетку питательн ым и веществами, ки слородом и выводила

продукты обмена. Поэтому в ходе эволюции возникают специальные приспособления и

структуры организма, например, жидкая внутренняя среда.

Как вы думаете, что собой представляет внутренняя среда? (Это жидкость).

Подавляющее большинство к леток нашего орг анизма функционирует в жидкой среде. Из

нее клетки получают необходимые питательные вещества и кислород, в нее выделяют

продукты своей жизнедеятельности. Лишь верхний слой ороговевших, по существу

мертвых, клеток кожи граничит с воздухом и защищает жидкую внутреннюю среду от

(Слайд № 4) У вас на столах лежат листы с определениями , которые вы будете заполнять

по ходу урока, вам необходимо записать термины. Дома проработаете данный материал,

исправите ошибки, если таковые появятся. В начале с ледующего урока мы проверим

выполнение данной работы. Запишите первый термин , определение выведено на экран. (В

первой колонке учащиеся записыва ют: Внутренняя среда орга низма (ВСО) - это

совокупность жидкостей, принимающих непосредственное участие в п роцессах обмена

Как вы думаете, из каких компонентов может состоять ВСО? ( Кровь, лимфа ).

К какому виду ткани относится кровь? ( К соединительной ).

Откройте с.28 печатной тетради. Выполните задание № 59, для этого обратимся к

(Слайд № 5) Назовите, где располагаются, и какие функции выполняют компоненты ВСО:

(Слайд № 6) Тканевая (межклеточная) жидкость непосредственно граничит с клетками

организма . По составу она сходна с жидким компонентом крови - плазмой, но содержит

меньше белков и больше углекислого газа. В целом объем тканевой жидкости у челове ка

составляет в среднем 26.5 % от массы тела. Через н ее осуществляется

непосредственный обмен с цитоплазмой кл еток и для них служит средой

существования . Выходящая из крови жидкость становится частью тканевой жидкости.

Большая часть этой жидкости снова поступает в капилля ры, одн ако около 10%

(Слайд № 7) Лимфа образуется за счёт тк аневой жидкости , по химическому составу

близка к плазме крови, движется по лимфатическим сосудам. В нормальных условиях

избыток тк аневой жидкости п оступает в крошечные ли мфатические сосуды . В п роцессе

лимфооттока она изменяет свой состав - в ней з начительно уве личивается к оличество

жиров, белка. Лимфа накапливается и по ли мфатическим сосудам переносится в

А отк уда она появляется в организме? Обратите внимание на раздаточный материал на

ваших столах. Назовите органы кроветворения. (Органами кроветворения являются:

Какой метод иссле дования используют пр и изучени и состава к рови? (Метод

Кровь состоит из п лазмы и форменных элементов (эритроциты, лейкоциты и

тромбоциты). Объем крови взрослого человека - 4- 6 л (у мужчин - 5,2 л, у женщин - 3,9 л).

Какие фун кции выполняет кровь? Чтобы ответить на эт от вопрос, я предлагаю вам

гуморальная, гомеостатическая). В чём они заключаются? (Сла йд № 9)

1. Т ранспортная. Участвует в обеспечении клеток организма питательными веществами,

а также связывает и переносит кислород от органов дыхания к тканям и углекислый

2. Защитная. Обладает способностью к с вертыванию (тромбоциты) и защищает

организм от микробов и генетически чуждых вещес тв (лейкоциты).

3. Терморегуляторная. Охлаждает органы в которых производиться много тепла и

4. Гуморальная. Обеспечивает химическое взаимодействие между всеми частями

5. Гомеостатическая. Участвует в поддержани и постоян ства внутр енней среды

(Слайд № 10) Для об еспечения жизни каждой клетки необходим постоянн ый обмен

веществами (получени е "н ужных" и выделение "н енужных"). Такой обмен происходит

постоянно между цитоплазмой клетки и тканевой жидкостью через мембрану клетки.

Далее вещества обмени ваются с кровью (обмен проиходит через стенку капиляра и

мембрану клеток, либо оболочки). Избирательная прониц аемос ть барьеров обеспечивает

необходимый состав микросреды в каждой ткани. Тканевая жидк ость участвует в

образовании лимфы, которая собирает все крупномолекулярные вредные вещества,

доносит их до лимфоузлов, где очищается и поступает потом в кровь. Кровь переносит все

вредные и ненужные организму вещества к органам выделения, а в лёгких и

пищеварительном тракте получает "нужные" организму и клеткам вещества. Таким

образом между всеми жидкостями организма идет постоянный обмен.

(Слайд № 11) Организм зависит от воздействий внешней сре ды. Однако, здоровый

организм сохраняет независимость жи зненных процессов от из мене ний внешней среды.

Почему? Потому, что организм ультрастабильная система, которая сама обеспечивает

оптимальное состояни е внутренн ей среды, удерживает различные параметры фун кций в

пределах физиологических (нормальных) колебани й. Это свойство называе тся

(Гомеостаз - это совокупность механизмов, обеспечивающих пост оянство внутрен ней

среды организма (от г реческого "гомеос" - подобный и "стазис" - состояние). Укажите

термин в своих ли сточках. Впервые этот термин ввел американский фи зиолог Уолтер

Кеннон в 1929 году. Достигается постоянство внутрен ней среды благодаря нервной и

при их изменениях влияют на работу выделительной, пищеварительной , дыхательной и

других систем организма таким образом, чтобы эт и изменения были устранены. При

изменении концентрации к акого - либо веще ства, происходит восстановление постоянства

внутренней среды путем нервно - гуморальной регуляции.

изложенного, выполните задание №60 в печатной тетради. (№60. Работа к аких

регулирующих систем поддерживает относительное п остоянство внутренней среды

(Слайд № 12) К ровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной

жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранени и была причиной

потери сознания и угасания жизни животного и ч еловека. "Кровь" и "жизнь" - слова -

синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью кляли сь в братстве, дружбе и

любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Почему же так важно присутствие крови в

организме? Каково ее строение, состав, какие функции она выполняет?

Назовите комп оненты крови. (1 - тромбоциты, 2 - лейкоциты, 3 - эритроциты, 4 - плазма

(Слайд № 13) Если собрать венозную кровь в проби рку и оставить её на несколько часов,

не размешивая, то можно увидет ь н а дн е пробирки тёмный ос адок, состоящий из клеток

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Внутренняя среда организма. Ткани и органы.

Цель урока: Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с свойствами клетки, а так же дать понятие о внутренних средах организма, о тканях и органах, системах органов. Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь. Воспит. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Орг. момент. План урока.

Методы контроля знаний (опрос)

Вклад врачей в развитие медицины.

Химический состав клетки.

Основная часть(новый материал).

Основное свойство клеток - ОБМЕН ВЕЩЕСТВ.

Межклеточное вещество—питательные вещества и кислород клетка_продукты распада

Процесс БИОСИНТЕЗА - это образование белков, жиров, углеводов и простых веществ. РАСПАД ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИИ - в результате образуются вещества более простые.

Процесс БИОСИНТЕЗА И РАСПАДА составляют ОБМЕН ВЕЩЕСТВ Всем клеткам свойственны такие процессы как РОСТ И РАЗВИТИЕ. Клетки тела человека размножаются делением пополам. Каждая дочерняя клетка растет и достигает размеров материнской. Продолжительность жизни клетки разная от нескольких часов до десятков лет.

Все живые клетки обладают ВОЗБУДИМОСТЬЮ

Внутренняя среда организма Составляют три жидкости.

Обеспечивает организм необходимыми веществами и удаляет продукты распада.

Только постоянный состав обеспечивает нормальную работу клеток.

Основные жизненные свойства клеток.

Обмен веществ (биосинтез, распад орг. соединений).

ТКАНИ - совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению и выполняемым функциям.

ЭПИТЕЛИАЛЬНАЯ - образует покровы тела, железы и выстилает полости внутренних органов.

СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ - костная и хрящевая. Опора органов, прокладки между органами, связывает их.

МЫШЕЧНАЯ - основная ткань скелетных мышц и многих внутренних органов с ней связана функция движения.

НЕРВНАЯ - это масса головного и спинного мозга, связь нервными волокнами со всеми частями организма.

ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ.

Из тканей формируются органы.

ОРГАН - часть тела имеющая определенную форму , строение, место и выполняющая одну или несколько функций.

Защищает тело от повреждений.

Участвует в пищеварении

Разносят питательные вещества и кислород по организму.

Все органы вместе составляют СИСТЕМУ ОРГАНОВ Нервная

В организме человека работает функциональная система (согласованная работа всех систем организма)

Организм системы органов различные органы ткани клетки и

Теорию функциональных систем разработал П.К. Анохин.

Текущий контроль, закрепление материала 5-7 мин.

Что такое ткань?

Назовите группы тканей.

Что такое орган?

Назовите системы органов.

Жизненное свойство клетки

Что представляет собой внутренняя среда организма?

Итоговый контроль, анализ урока. Д/З П рочитать

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 404 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.01.2018 302
  • DOCX 14.8 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бабыкова Бакыт Кайыржановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: раскрыть понятие о тканях многоклеточного животного организма и классификации тканей.

Развивающая: развить умение сравнивать особенности строения тканей в связи с выполняемыми функциями. Связь тканей и систем органов

Развить навыки работы с микроскопом.

Воспитательная: воспитывать дух соревнования, быстроту мышления, умение проводить анализ, осуществлять эстетическое воспитание.

Открытый урок

По биологии


Подготовила учитель биологии

Габанова Залина Владимировна

Цель: дать общее представление о многообразии тканей в человеческом организме и их функциях

Задачи:

Образовательная: раскрыть понятие о тканях многоклеточного животного организма и классификации тканей.

Развивающая: развить умение сравнивать особенности строения тканей в связи с выполняемыми функциями. Связь тканей и систем органов

Развить навыки работы с микроскопом.

Воспитательная: воспитывать дух соревнования, быстроту мышления, умение проводить анализ, осуществлять эстетическое воспитание.

Тип урока:

По дидактическим целям: изучение нового материала с элементами лабораторной работы с использованием цифрового микроскопа, и компьютерной поддержки.

Формы работ: индивидуальная,

Оборудование:

1. Микропрепараты ткани:

а). гладкая мышечная ткань;

б). поперечно-полосатая ткань;

в). однослойный эпителий;

г). нервные клетки;

д). гиалиновый хрящ;

е). костная ткань;

ё). рыхлая соединительная ткань;

ж). кровь человека;

2. Школьные микроскопы.

3. Цифровой микроскоп.

1. Орг. момент. Запись в дневник домашнего задания $.3, оформить лабораторную работу.

II. Теоретическая часть.

В теле человека и животных отдельные клетки или группы клеток, приспосабливаясь к выполнению различных функций, дифференцируются, т.е. соответствующим образом изменяют свои формы и структуру, оставаясь вместе с тем связанным между собой и подчиненными единому целостному организму. Этот процесс непрерывного развития клеток приводит к возникновению множества различных их видов, составляющих ткани человека.

Ткань- это историческая (филогенетически) сложившаяся специализированная система клеток и их производных, которая характеризуется общностью развития,

Строения и функционирования. В процессе эволюции взаимодействие организма с внешней средой, необходимость приспосабливаться к условиям существования привели к возникновению нескольких типов тканей с определенными функциональными свойствами. Различают четыре вида тканей: 1) эпителиальные,

2) соединительные (собственно соединительная ткань, хрящ, кость, кровь и лимфа),

3)мышечные и 4) нервную.

1)Эпителиальная ткань

Эпителии покрывают всю наружную поверхность тела, внутренние поверхности пищеварительного тракта, дыхательных и мочеполовых путей, серозные оболочки, входит в состав большинства желез организма (пищеварительные, потовые, сальные).

Через эпителиальные ткани совершается обмен веществ между организмом и внешней средой. Эти ткни выполняют защитную роль (эпителий кожи), функции секреции, всасывания (кишечный эпителий), выделения (эпителий почки), газообмена (эпителий легких). Эпителий обладает высокой регенерацией, что обеспечивает выполнение многообразных функций в течение всей жизни индивидуума.

Эпителиальная ткань всегда занимает пограничное положение, располагаясь на границе внутренней и внешней сред организма, и состоит только из эпителиальных клеток, которые образуют сплошные пласты, отграниченные от подлежащих тканей базальной мембраной.

По строению и расположению клеток различают однослойный многослойный эпителий.

Все клетки однослойного эпителия располагаются в базальной мембране, в многослойном эпителии к базальной мембране примыкают лишь внутренний слой клеток, а наружные слои утрачивают связь с ней.

Эпителий составляет основную массу желез.

2) Соединительные ткани

Выделяют две большие группы: собственно соединительную ткань и специальную соединительную ткань с опорными (хрящевая и костная) и гемопоэтическими (миелоидная и лимфоидная) свойствами.

В собственно соединительной ткани различают волокнистую и соединительную ткань с особыми свойствами.

К волокнистой соединительной ткани относятся рыхлая неоформленная и плотная оформленная соединительные ткани. Соединительная ткань с особыми свойствами представлена ретикулярной, жировой, слизистой и пигментной тканями.

А) Рыхлая волокнистая соединительная ткань обладает меньшим количеством волокон, но большим количеством клеток и основного вещества. Основными клетками является фибробласты, плазмоциты, тучные клетки, некоторые клетки крови, жировые клетки.

Она сопровождает кровеносные сосуды, протоки и нервы, отделяет органы друг от друга и от стенок полости тела. Образуют строму органов, выполняет опорную, накопительную (питательные вещества и вода), посредническую между кровью и тканью, защитную функцию.

Б) Хрящевая ткань

Состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества повышенной плотности.

Она составляет основную массу хрящей (опорная функция), входят в состав различных частей скелета. Хрящевая ткань является исходной тканью для развития трубчатых костей, скелета плода.

В теле человека различают гиалиновую эластическую и волокнистую хрящевые ткани.

Гиалиновая хрящевая ткань- самый распространенный вид хрящевой ткани, образует гиалиновый хрящ. Это наиболее твердый и упругий из всех видов хрящей. У зародышей человека из него построен почти весь скилет, у взрослых особей он покрывает суставные поверхности костей, располагается в стенки трахеи и крупных бронхов, на концах ребер, носовой перегородке и крыльев носа.

Костная ткань

Состоит из клеток: остеоцитов, остеобластов и остеокластов – и межклеточного вещества. Последнее содержит коллагеновые волокна кости и костное основное вещество, в котором откладываются в большом количестве (до 70% от всей массы кости) минеральные соли, вследствие чего оно отличается значительной прочностью.

Кровь

Кровь и лимфа, а также межтканевая жидкость составляют внутреннюю среду организма. Кровь выполняет четко выраженные трофическую и защитную функции: переносит питательные вещества, доставляет тканям кислород и удаляет углекислый газ и продукты обмена, осуществляет выработку антител, переносит гормоны, регулирующие деятельность различных систем организма.

Форменные элементы крови подразделяются на эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Лейкоциты могут быть зернистыми и не зернистыми.

Плазма крови это жидкое межклеточное вещество крови. Представляет собой вязкую жидкость желтого цвета состоящую из смеси белков, углеводов, жиров, солей, гормонов, ферментов и растворенных газов.

3. Мышечные ткани:

Делятся на гладкую и поперечнополосатую (скелетную и сердечную).

Основное свойство всех мышечных тканей- способность к сокращению, что лежит в основе всех двигательных процессов в организме. Сократительными элементами мышечных тканей являются миофибриллы.

Гладкая мышечная ткань

Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань

Образует мускулатуру скелета, мышцы языка, глотки, диафрагмы, входит в состав мышечной стенки сердца (миокарда). Сокращается произвольно, с высокой скоростью и большой силой. Структурно-функциональной единицей такой ткани является мышечное волокно, представляющее собой удлиненный многоядерный симпласт. Миофибриллы в мышечных волокнах расположены упорядоченно и состоят из регулярно повторяющихся фрагментов (саркомеров).

4. Нервная ткань:

Является основным компонентом нервной системы, регулирующей и координирующей все процессы в человеческом организме и осуществляющей его взаимосвязь с окружающей средой.

В состав нервной ткани входят два вида клеток: нервные клетки, или нейроны (нейроциты), и глиальные клетки, или глиоциты. Первые выполняют функции возбуждения и проведения нервного импульса, вторые – опорную, трофичекую, изоляционную и защитную функции.

Форма нейронов разнообразна. Различают нейроны униполярные – одноотростчатые, биполярные- с двумя отростками, мультиполярные- с тремя и более отростками.

III Практическая часть с пояснениями учителя и компьютерной поддержкой.

Цель урока: формировать знания о внутренней среде организма и крови как компонента внутренней среды; о составе крови, функции её форменных элементов.

Задачи урока:

  • Раскрыть понятие внутренняя среда организма
  • Разъяснить состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства.
  • Распознавать на таблицах и рисунках форменные элементы крови.
  • Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки под микроскопом.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, практический.

Место проведения: кабинет биологии.

План урока:

I. Изучение нового материала.

II. Закрепление знаний

  • Оформление лабораторной работы в тетради
  • Работа по рисункам в учебнике.
  • Работа с тестом.

III. Домашнее задание.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Учитель: На прошлом уроке мы закончили с вами изучение темы скелет. Сегодня начинаем изучение внутренней среды организма и основной её части крови.

Большинство клеток тела не связаны с окружающей средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой, которую составляют 3 типа жидкостей:

  • Межклеточная ( тканевая ) жидкость.
  • Лимфа.
  • Кровь

Запишем схему состава строения внутренней среды организма.


Значение внутренней среды организма: обеспечивает клетки веществами необходимыми для их жизнедеятельности, и через неё удаляются продукты распада.

Учитель: Вспомните, какие вы знаете жизненные функции клетки?

Обучающиеся :

  • Обмен веществ
  • Биосинтез и распад органических соединений
  • Рост
  • Размножение
  • Возбудимость.

Зарисуйте схему взаимодействия этих трех составных частей внутренней среды организма.


Содержание различных веществ и клеток крови в организме в разное время суток и при выполнении различной работы не одинаково, то и выражается оно не одной цифрой, а некоторым диапазоном (от-до). Это результат подвижного равновесия между их приходом и расходом. Эти процессы контролируются рецепторами нервной системы находящимися в стенках кровеносных сосудов.

Внутренняя среда организма имеет относительное постоянство(подвижное равновесие) состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки могут нормально функционировать.

Учитель: (Слайд 1) Что такое кровь? Жидкость, циркулирующая в кровеносной системе животных и человека. Она приходит в соприкосновение со всеми тканями организма, обеспечивая возможность обмена веществ в организме. Кровь составляет 1/14 - 1/13 веса человека(около 5 л у взрослого человека). Жидкая соединительная ткань. Она циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается. Кровь состоит из жидкой части – плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества, и форменных элементов: красных кровяных клеток - эритроцитов, белых кровяных клеток - лейкоцитов и кровяных пластинок – тромбоцитов.

(Слайд 2) В организме кровь выполняет различные функции:

  • Дыхательную – переносит кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким;
  • Питательную – доставляет пищевые вещества к клеткам;
  • Выделительную – выносит ненужные продукты обмена веществ;
  • Терморегуляторную – регулирует температуру тела.
  • Защитную – вырабатывает вещества, необходимые для борьбы с микроорганизмами;
  • Гуморальную – связывает между собой различные органы и системы, перенося вещества, которые в них образуются.

Объем крови в организме человека в среднем около 5 л.

Плазма представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Плазма состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли и органических веществ). К органическим веществам плазмы относятся белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада белков.

(Слайды 3-5) Раскрыли состав крови и функции крови. Запишем все в виде схемы.


Учитель: (Слайд 13) Вы все знаете, что кровь при вытекании изменяется, т.е. становится твердой. Этот процесс называется свертыванием и достигается химическим составом плазмы и клеток крови.

Учитель: (Слайды 6, 7, 10, 11) Подробнее изучим форменные элементы крови запишем информацию о них в таблицу: Клетки крови и их функции.

Название клетки крови Кол-во в 1 мм 3 Место образования Срок жизни клетки Место разрушения Функции
Эритроциты У муж. – 5-5,5 млн, у жен.4-5,5млн. Красный костный мозг От 30 до 130 дней Селезенка и печень Перенос кислорода ко всем органам и тканям
Лейкоциты От 6 до 8 тыс. Красный костный мозг, селезенке, лимфатических узлах От 2-3 часов до 4 дней, некоторые несколько лет Места ранений и воспалений Защита организма от микробов, ядовитых веществ, от чужеродных клеток и тканей (при трансплантации)
Тромбоциты 300 тыс. Красный костный мозг. 4 дня, Места ранений, селезенка Свертывание крови при ранении.

Инструктивная карточка:

Цель работы: определить, чем отличаются эритроциты разных организмов.

Ход работы:

  1. Подготовьте микроскоп к работе.
  2. Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
  3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты сначала под малым увеличением, потом под большим. Зарисуйте их.
  4. Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
  5. Рассмотрите и зарисуйте эритроциты крови лягушки. Чем они отличаются от эритроцитов крови человека.
  6. Ответьте на вопрос: Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?
  7. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

Учитель: Предоставим слово медицинскому работнику школы. Она нам расскажет, какие анализы крови бывают и что они могут рассказать врачу о человеке.

Фельдшер школы (или участковый врач): При любом обращении к врачу назначается анализ крови. Состав крови является важной характеристикой состояния организма, поэтому анализ крови – одно из наиболее часто проводимых исследований.

Анализ крови может быть:

  • Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ). При наличии какого-нибудь воспалительного процесса СОЭ увеличивается.
  • Биохимическим – (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)
  • На группу крови – у человека их 4 группы (агглютинины и аглютиногены).
  • На билирубин – пигмент определяющий цвет кожи и работы печени.
  • На гемоглобин – при нарушении функций красного костного мозга, недостатке в организме железа и некоторых других веществ, а также при значительной потере крови (кровотечении) возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина. Норма гемоглобина у мужчин 13-16 г%, у женщин 12-14 г% (т.е. число граммов в 100см 2 крови).
  • На лейкоцитоз – повышение числа лейкоцитов, указывает на воспалительную реакцию крови.
  • На свертываемость крови – количество протромбина указывает на скорость свертывания крови.
  • На белокровие (лейкоз) и серповидно клеточную анемию – изменение строения клеток крови.

II. Закрепление знаний:

  • 43 – изображающий состав крови,
  • 44 – изображающий созревание эритроцита
  • 45 – изображающий процесс фагоцитоза
  • 46 – изображающий свертывание крови

Работа по вопросам(обязательный уровень):

  1. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
  2. Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества?
  3. Каковы функции крови, её компонентов (плазмы и форменных элементов), лимфы и межклеточного вещества?
  4. Какая жидкость выделяется пр неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?
  5. Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?
  6. Почему результаты анализа крови широко используются в медицинской практике?

Работа по вопросам (повышенный уровень):

  1. Почему межклеточное вещество служит для клеток жизненно важной средой?
  2. Почему должно поддерживаться относительное постоянство внутренней среды организма?
  3. Как в организме поддерживается относительное постоянство его внутренней среды?
  4. Как внутренняя среда организма связана с внешней?
  5. Как взаимосвязаны друг с другом компоненты внутренней среды организма?
  6. Почему в домах с печным отоплением можно умереть? Что происходит в организме?

III. Домашнее задание:

прочитать §17, выпишите значение терминов в словарик, составьте кроссворд из этих слов.

Цель: познакомить с понятием внутренняя среда организма, ее составом; разъяснить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, значение постоянства ее состава.

Планируемые результаты:

Предметные: продолжить формирование систематизированных представлений о внутренней среде организма и ее значении.

Метапредметные: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать, составлять, обобщать, систематизировать, компактно и логично последовательно излагать свои мысли.

Личностные: сформировать познавательный интерес и мотив направленный на изучение данной темы.

Тип урока : комбинированный.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

Текущий контроль

1.Организационный момент

Приветствие учеников, отмечает отсутствующих.

2.Мотивация и актуализация материала

-Почему клетки нашего организма могут существовать только в жидкой среде? (слайд 1)

-Потому что питательные вещества передаются лучше в растворённом виде - в жидкости.

Записывают тему урока в тетрадь.

Коммуникативность Анализируют ответы одноклассников

3.Изучение нового материала

Внутренняя среда организма – это кровь, лимфа и тканевая жидкость. Внутренняя среда организма относительно постоянна по своему составу, химическими и физическими свойствами. (слайд 2)

-Какие же компоненты относятся к внутренней среде организма?

Состав внутренней среды: (слайд 4)

Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов.

Лимфа – это бесцветная почти прозрачная жидкость. В ней содержатся белки, жиры, фибриноген, могут быть гормоны, лейкоциты, лимфоциты. Состав лимфы изменяется в зависимости, какую функцию ей приходится выполнять в определенный период.

Тканевая жидкость – это связующее звено между кровью и лимфой. Она есть в межклеточных пространствах всех тканей и органов. Из этой жидкости клетки поглощают необходимые им вещества и наоборот, выделяют в нее продукты обмена. По составу она близка к плазме крови, но содержит меньше белка. Состав тканевой жидкости меняется в зависимости от проницаемости кровеносных и лимфатических капилляров от особенностей обмена веществ клеток и тканей.

Гомеостаз – постоянный состав внутренней среды.

-Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови?

-Почему количество тканевой жидкости в организме не уменьшается, несмотря на постоянный переход из крови в клетки тканевой воды, кислорода и питательных веществ?

Функции крови (слайд 5-8)

Состав крови: ( слайд 9-11)

Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов.

Плазма – жидкое межклеточное вещество.

Форменные элементы – это клетки крови. Плазма составляет 50-60 % объема крови, она на 90 % состоит из воды, на 9% из органических веществ (белки, жиры, глюкоза, мочевина), и 0,9 % из неорганических веществ.

К форменным элементам относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Свертываемость крови ( слайд 13) – участие в свертывании крови препятствующее кровопотери организма. При травме кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают разрушение жидкого белка фибриногена в нити нерастворимого белка фибрина. Образуется сетка, в которой задерживаются клетки крови, образуя кровяной сгусток – тромб, который останавливает кровотечение.

-Внутренняя среда организма представлена кровью, тканевой жидкостью и лимфой.

-Кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Слушают учителя. Записывают определения в тетради.

Предлагают свои ответы.

Предлагают свои версии. Записывают в тетради.

Слушают учителя записывают определения в тетрадь.

Анализируют ответы одноклассников

Анализируют сказанное учителем

Анализируют ответы одноклассников

Анализируют сказанное учителем

Анализируют ответы одноклассников

Работа с учебником

Анализируют сказанное учителем

4.Закрепление

Выполняют лабораторную работу, полученные данные вносят в таблицу на слайде 15. Делают выводы.

Читайте также: