Тихая звездная ночь анализ стихотворения кратко

Обновлено: 05.07.2024

По жанровой направленности произведение относится к элегии, раскрывающей взаимоотношения природы и человека в разрезе высоких эстетических чувств.

Композиционная структура стихотворения представляет собой три четверостишия (катрена), состоящих из двенадцати строк, основной тематикой которых становится любовь, романтические переживания, а также отдых в нежном обволакивающем объятии окружающей природы лирического героя, ведущего лирическое повествование.

В центральном катрене стихотворения вниманию читателей представляется пейзажные зарисовки, созданные ночным созерцателем, наблюдающим спящего пруда, покрытой ночной росой травы.

В качестве стихотворного размера поэт выбирает в произведении форму разностопного дактиля в сочетании с перекрестной рифмовкой, при этом трехсложная стопа ставит ударение на первый слог.

Помимо этого, поэт использует в произведении литературный прием в форме инверсии, а также синтаксические средства в виде риторического вопроса, подчеркивающих чувства очарованного ночным духом душевного состояния лирического героя.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сияла ночь. Луной был полон сад.
История создания – Стих написан в 1877 году, и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблен в молодости.

Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви.

Композиция – Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй – автор наслаждается ее пением, но уже много лет спустя. Четвертая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

В стихотворении, посвященном музыке и пению, тесно переплетаются две основные темы – любовь и искусство. Фет использует для произведения поэтическую форму романса. Произведение, основной сюжет которого составляет любовное свидание в саду. написано от первого лица, в форме монолога-воспоминания о любви. Образ любви-воспоминания, над которым не властно время, доминирует в элегии.

Для создания образного строя стихотворения поэт использует образы из разных сфер – природы (ночь, заря), музыки и пения (рояль, струны, голос, звуки), человеческих чувств (дрожащие сердца).

История создания

В юношеские годы Фет был влюблен в молодую красавицу Марию Лазич, которая отвечала поэту пылкой взаимностью. Однако девушка принадлежала бедной семье, а жениться на бесприданнице Фет не планировал. Ее трагическая гибель в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая так и не затянулась со временем.

Позднее, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе комфортную жизнь, Фет корил себя за то, что в погоне за роскошью утратил самое ценное, что имел – искреннюю любовь.

Вариант 2

Для фетовского лирического героя ночь – становится возможностью наслаждаться тишиной, покоем и собственными мыслями, которые фактически не противоречат медленному течению времени.

Лирический герой приглашает на прогулку свою очаровательную спутницу. Он рассчитывает на то, что она будет достаточно романтичной и принесет пользу. Возлюбленная фактически идеализирована в глазах фетовского героя, впрочем, писатель не раз прибегал к подобному решению. Сам герой уверен, что подобное время провождение поможет ему развеять тоску и печать, полностью насладиться происходящим и вечером, который ему выпало провести рядом с любимым человеком.

Афанасий Фет не спроста описывает пейзажную зарисовку, он побуждает читателя задуматься, а сам лирический герой уверен, что подобная атмосфера поможет его возлюбленной признаться в своих чувствах и получить взаимное согласие.

Финальный эпизод открывает риторический вопрос, который омрачает стихотворение грустью и душевными переживаниями. При этом сам автор понимает, да и лирический герой, который является центральным тоже, грусть и печаль не уместны на данном фоне. Они не должны появится в жизни героя. Ведь сейчас он находится рядом с возлюбленной, которую ждал на протяжении долгого времени, а теперь его сердце омрачает грусть. Почему?

Видимо Афанасий Фет дает читателю самому догадаться об исходе событий прогулки двух возлюбленных. Никто не знает, какое решение приняла девушка, но главный герой видимо предчувствует ее решение, его душа фактически понимает, к чему расположена девушка, что заставляет его страдать и переживать еще больше. Он волнуется за происходящее под лунным светом, видимо даже отличный пейзаж окружающий возлюбленных не может спасти ситуацию от полного краха, поэтому картина приобретает печальный и грустный контекст.

Анализ стихотворения В лунном сиянии по плану

Центральная тема стихотворения – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.

Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.

Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная идея, которую хотел донести поэт в своем произведении, это бессмертие любви, ее всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.

Композиция

  • первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
  • последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.

Повествование автора идет с увеличением эмоционального напряжения, закономерно подводя к наивысшей точке сюжета – четвертой строфе.

В стихотворении, посвященном музыке и пению, тесно переплетаются две основные темы – любовь и искусство. Фет использует для произведения поэтическую форму романса. Произведение, основной сюжет которого составляет любовное свидание в саду, написано от первого лица, в форме монолога-воспоминания о любви. Образ любви-воспоминания. над которым не властно время, доминирует в элегии.

Для создания образного строя стихотворения поэт использует образы из разных сфер – природы (ночь, заря ), музыки и пения (рояль, струны, голос, звуки ), человеческих чувств (дрожащие сердца ).

Средства выразительности

Невзирая на кажущуюся легкость и простоту стихотворения, его нежность и мелодичность являются результатом сложной работы с художественными средствами.

Особая привлекательность, певучесть строк произведения достигается за счет применения ассонанса и аллитерации.

Произведение описывает миг долгожданной встречи лирического героя и его возлюбленной. Он описывает красоту окружающей ночной природы, раскинувшейся в тиши. Его поражает далекая красота звезд, сияющих с неба, словно только для него. Вместе с тем они навевают легкую печаль, вед свет их холоден и далек. Он будто пытается запечатлеть в своей памяти этот драгоценный миг счастья, чтобы потом снова и снова возвращаться к нему.

Стихотворение имеет довольно необычное и любопытное строение. Так, повторяющаяся последняя строка окольцовывает стихотворения, делая его единым целым. Этот прием, как и лирический герой, стремятся задержать произведение в его рамках.

Кроме того вторая и третья строфы содержат отрывочные выражения, похожие будто на обрывки мыслей. Мнения специалистов на этот счет разделились. Одни считают обрывочные фразы элементами разговора, происходящими между возлюбленными. При этом это фразы именно героя, а его второй половины. Вторые видят в них обрывки мыслей героя. Он лишь молча любуется красотой своей избранницы, и вихрь мыслей, вызванных его смешанными эмоциями, и нашел выражение в строках этого стихотворения.

Совершенно точно можно утверждать одно, свидание с возлюбленной приносит герою множество разнообразных чувств. Он и восхищен ее красотой, не может отвести глаз, но и печален, и печаль эта не тяготит его, наоборот, он вполне готов к ней.

Интересным приемом Фет воспользовался, чтобы объединить тему человеческих чувств и природы. Упоминание сладких уст красоты несет в себе двойственную смысловую нагрузку. С одной стороны это прямое любование красотой избранницы героя. А с другой стороны выражает метафорическое восхищение звездной ночью. Эта двусмысленность выражает глубокое взаимодействие и взаимовлияние между человеком и окружающим его миром.

Это произведение Фета за счет своей сложной конструкции и ярких изобразительных средств позволяет читателям окунуться в таинственный и загадочный, полный необъяснимой красоты мир лирического героя.

Вариант 2

Стихотворение Фета Тихая, звездная ночь относится к ранним плодам его творчества. Оно насыщенно мотивами любви и красоты. Собственно, Фет на протяжении всего своего творческого и земного пути в основном интересовался именно этим, он стремился запечатлеть и понять красоту, уловить суть любви.

Вероятно, многое ему удавалось, если учитывать вообще отсутствие возможности запечатлеть красоту. Об этом пишет и сам поэт, который с самого начала говорит о красоте как чем-то только передаваемом через внешние признаки, но в действительности чем-то ином.

Фет пытается уловить эту красоту, передать, но в восторге от увиденного кроется и печаль, которая вполне логично посещает душу, когда в этом бренном мире созерцаешь красоту. Ведь красота является чем-то все-таки довольно нежным и неустойчивым, постулировать слабость и уродство всегда легко, сохранять красоту – невероятно трудно. Поэтому каждый мыслящий человек, осознавая этот факт, обрекает себя на печаль, на страх и ужас перед возможностью утраты и разрушения красоты.

Эти фразы возможно трактовать как части диалога или мыслей, которые субъект речи обращает к миру и милой. Помимо этого они являются описание многогранного опыта, который, по сути, представляет собой поиск возвышенного в этом мире, видение красоты и любви, которые посещают душу лирического героя. В завершение следует подчеркнуть рефрен слова печаль, которое подчеркивает сочетание возвышенности и трагизма существования.

Анализ стихотворения Тихая, звездная ночь по плану

Тихая, звездная ночь

Возможно вам будет интересно

Данное произведение носит сатирический характер. Автор обозначил в названии жанр – ода, (который к моменту написания стихотворения уже вышел из употребления) имеющий характер славословия. Этим самым он дал прозрачный намек читателям.

Стихотворение Пастернак написал в 1957 году. В этот период поэт жил в Переделкино, над которым нередко пролетали самолеты. Этот образ, полёта и пилота, смотрящего сверху на землю, он передал в стихотворении.

Изначально Державин хотел написать стихотворение На тленность, которое бы рассказывало о бренности этого мира, но он не смог воплотить собственный замысел, так как бренность призвала его. Поэтому от задуманного стиха осталось только начало

Мягкий свет месяца и звезд наделяет фетовские картины ночной природы притягательной красотой. Высокие и царственно прекрасные “огни безоблачных небес” сообщают окружающему миру характерный серебристый блеск, подчеркивающий естественную гармонию обыденных деталей, которой очарован лирический герой. В ясную и спокойную ночь романтического созерцателя ждут долгожданные события: это и время встреч с возлюбленной, и миг откровения, позволяющий вглядеться “в лицо природы спящей” и прикоснуться к сокровенным законам мироздания.

произведение 1842 г. полностью соответствует канонам художественного стиля Фета. Зачином определяются основные темы поэтического текста: звездная ночь, свидание, движения души лирического “я”. Взаимосвязь перечисленных позиций настолько сильна, что тематику стихотворения можно объединить, трактуя ее как попытку запечатлеть идеальное, зафиксировать совершенство мгновения.

Мысль о спокойном сиянии, озаряющим тихое ночное пространство, продолжает иносказательная конструкция “сладки уста красоты”, которая наделена двойственным смыслом. Фетовскую формулу с равным правом можно

отнести и к портрету избранницы, и к общей характеристике лирической ситуации. Интересно, что в первом случае троп основан на метонимии, во втором – на метафоре.

Нарочитая неясность природы художественного приема порождает игру значений, которая обогащает поэтический текст при кажущейся стилистической простоте.

Центральный и финальный катрены также оставляют впечатление недосказанности. Их синтаксическая структура диалогична: она будто воспроизводит отдельные фразы из разговора влюбленной пары. Не вызывает сомнений лишь авторство реплик, передающих трепетное, восхищенное отношение к милой.

Однако остается непонятным, кто из героев жалуется на печаль или признает ее закономерной, соответствующей моменту.

Оправдано и мнение, что автор отрывочных высказываний – только лирический субъект, а его спутница хранит молчание. В этом случае перед читателем предстает внутренний диалог, изображающий сложный эмоциональный сплав восторга, радости и светлой грусти.

Произведение ” Не отходи от меня…”, также появившееся в 1842 г., близко к анализируемому тексту по общему тону и ситуации, обращенности к адресату. Объединяют их и стилистические приметы: особенности строфики, наличие рефрена, образующего кольцевую композицию. Сходна и судьба стихотворений, ставших известными романсами.

Небольшое произведение 1842 г. полностью соответствует
художественному стилю Фета.

темы поэтического текста: звездная ночь, свидание,
движения души лирического героя.
Взаимосвязь позиций настолько сильна, что тематику
стихотворения можно объединить, трактуя ее как попытку
запечатлеть идеальное, зафиксировать совершенство
мгновения.

Автор описывает миг долгожданной встречи лирического
героя и его возлюбленной; красоту окружающей ночной
природы.
Его поражает далекая красота звезд, сияющих с неба,
словно только для него. Вместе с тем они навевают легкую
печаль, ведь свет их холоден и далек.
Он пытается запечатлеть в памяти этот драгоценный миг счастья,
чтобы потом снова и снова возвращаться к нему.

Стихотворение имеет довольно необычное и любопытное строение.
Так, повторяющаяся последняя строка окольцовывает стихотворения,
делая его единым целым. Этот прием, как и лирический герой,
стремятся задержать произведение в его рамках.

Кроме того вторая и третья строфы содержат отрывочные
выражения, похожие будто на обрывки мыслей.
Возможно обрывочные фразы это-элементы разговора,
происходящими между возлюбленными.
Возможно лирический герой лишь молча любуется красотой
своей избранницы, и вихрь мыслей, вызванных его
смешанными эмоциями, и нашел выражение в строках
этого стихотворения.

Эапитеты: тихая, звездная (ночь),
Метафора: уста красоты
Сравнение; светла, как любовь

Размер: двухстопный анапест
Стопа: трёхсложная с ударением на 3-м слоге
Рифмовка
4 строки, четверостишие
ночь-луна-красоты-ночь
ABBA (смежная)
4 строки, четверостишие
ночном-превозмочь-любовь-ночь
ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие
люблю-прочь-милей-ночь
ABAB (перекрёстная)

* * *

Тихая, звездная ночь,
Трепетно светит луна;
Сладки уста красоты
В тихую, звездную ночь.

Друг мой! в сияньи ночном
Как мне печаль превозмочь.
Ты же светла, как любовь,
В тихую, звездную ночь.

Друг мой, я звезды люблю –
И от печали не прочь…
Ты же еще мне милей
В тихую, звездную ночь.

Центральный и финальный катрены также оставляют впечатление недосказанности. Их синтаксическая структура диалогична: она будто воспроизводит отдельные фразы из разговора влюбленной пары. Не вызывает сомнений лишь авторство реплик, передающих трепетное, восхищенное отношение к милой. Однако остается непонятным, кто из героев жалуется на печаль или признает ее закономерной, соответствующей моменту.

Оправдано и мнение, что автор отрывочных высказываний – только лирический субъект, а его спутница хранит молчание. В этом случае перед читателем предстает внутренний диалог, изображающий сложный эмоциональный сплав восторга, радости и светлой грусти.

Читайте также: