Теория игровой деятельности дошкольников кратко

Обновлено: 05.07.2024

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

Г.В. Плеханов изучал проблему происхождения искусства в человеческом обществе. Игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Труд предшествовал игре, определял ее содержание. В истории общества труд старше искусства и игры: сначала были земледельческие работы, охота, войны, а затем это находило отражение в плясках, песнях, элементах драматического и изобразительного искусства.

Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями (из маленького лука можно попасть в цель, маленькой мотыгой - рыхлить землю).

Игрушки напоминали орудия труда внешним видом. Игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра.

Ролевая игра возникает в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе.

Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества. С ее помощью игры дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

Современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Социальный характер детской игры

Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Характеристика игровой деятельности

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.




Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п.

Движения - одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настольным крокетом, мячом и др. В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструкторы, снег, песок и др.).

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

В свое время А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу.Игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

Игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

Теория Игры

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

Г.В. Плеханов изучал проблему происхождения искусства в человеческом обществе. Игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Труд предшествовал игре, определял ее содержание. В истории общества труд старше искусства и игры: сначала были земледельческие работы, охота, войны, а затем это находило отражение в плясках, песнях, элементах драматического и изобразительного искусства.

Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями (из маленького лука можно попасть в цель, маленькой мотыгой - рыхлить землю).

Игрушки напоминали орудия труда внешним видом. Игрушки становятся образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра.

Ролевая игра возникает в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе.

Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества. С ее помощью игры дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

Современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Социальный характер детской игры

Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Характеристика игровой деятельности

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п.

Движения - одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настольным крокетом, мячом и др. В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструкторы, снег, песок и др.).

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

В свое время А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу.Игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

Игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

В дошкольный период сюжетная игра, возникшая на границе раннего и детского возраста, приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых самых разных областей — философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.

Давно признано, что игра занимает значительную часть в жизни ребенка. Еще в XVIII в. Жан-Жак Руссо очень верно подметил, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка естественная среда общения — это игровая деятельность.

Игру как иллюзорный мир, оторванный от окружающей действительности, в котором ребенок замыкается в своих переживаниях, рассматривают и некоторые другие зарубежные психологи, например К.

Однако игры детей изменяются в разные исторические эпохи, имеют свои особенности у детей, живущих в разных географических, экономических, культурных условиях. Их содержание связано как с макро-, так и с микросредой, в которой живет ребенок.

«Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительной, окружающей его жизни — отражение, часто отрывочное, странное, подобное тому, как отражается комната в граненом хрусталике,

У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой восседает на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получили чины и брали взятки. (. )

Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни.

В теории игры голландского психолога Ф. Бойтендайка игра рассматривается в новой по сравнению с обозначенной К. Гроссом функции — как своеобразная ориентировочно-исследовательская деятельность по отношению к предметам окружающей действительности. Разные на первый взгляд, эти теории имеют общую, объединяющую их платформу — авторы их утверждают, что в основе игры лежат инстинкты, биологические потребности, которые проявляются по мере вызревания.

Взрослому в этом столь важном для ребенка виде деятельности остается лишь роль пассивного наблюдателя, созерцателя.

Несмотря на существенный вклад представителей биогенетического подхода в изучение игровой деятельности детей, в его рамках невозможно разрешить противоречие между социальным содержанием и предполагаемым биологическим происхождением игры.

Принципиально противоположна позиция в этих вопросах отечественных психологов и педагогов.

Основы социально-исторического подхода были заложены еще в 1930-е гг. отечественными психологами П. П. Блонским и Л. С. Выготским, изучавшими психическое развитие в детском возрасте. В настоящее время наиболее отчетливо эти идеи находят отражение в работах Д. Б. Эльконина, основанных на глубоком исследовании исторического происхождения ролевой игры.

Всегда ли существовала игровая деятельность? На первый взгляд этот вопрос может вызвать даже некоторое удивление. Ведь дошкольные годы связаны с незабываемой порой чудесных детских игр; каждый может видеть, с каким наслаждением играют современные дети в семье, в детском саду. Ну а если задуматься, вопрос о происхождении игры не так уж прост.

На основе анализа этнографического материала Д. Б. Эльконин выдвинул гипотезу об историческом характере возникновения и развития ролевой игры. Согласно ей, игра не всегда сопровождала детство. Ее возникновение определяется историческим развитием общества и тем реальным местом в системе общественных отношений, которое ребенок в ней занимает.

У 3-6-летних детей сильна тенденция к самостоятельности, к активному участию в жизни взрослых. На ранних исторических этапах, в первобытном обществе, когда орудия труда были очень примитивны, ребенок мог удовлетворять эту потребность, принимая наравне со взрослыми непосредственное участие в совместном труде (сбор ягод, кореньев, ловля рыбы и т. п.). С развитием общества, с ростом цивилизации, усложнением орудий производства, его организации место ребенка в системе общественных отношений меняется. Ведь он уже не может наравне со взрослыми принимать участие в их труде (не хватает знаний, навыков, сил и т. д.). Так, например, маленький лук, мотыга походили на орудия труда взрослых не только внешним видом, но и функцией. Ведь из маленького лука тоже можно выпустить стрелу и попасть в предмет, маленькой мотыгой, пусть небольшие комья земли, но можно было разрыхлять наравне со взрослыми. А современные игрушки — маленькое ружье, трактор и т. д.— похожи на настоящие лишь внешним видом.

Стремление активно участвовать в жизни взрослых и невозможность осуществления этого прямым путем привели к возникновению нового вида деятельности — к ролевой игре, качественно отличной от игры детенышей животных. Она социальна по своей природе, происхождению, содержанию.

Детская игра – один из сложных теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление о жизни людей, об их законах и верованиях, о методах и формах воспитания. А как играли дети наших далеких предков? А может быть, когда-то игры и вовсе не было?

Представим, что мы в первобытном обществе. Группа охотников возвращается после охоты. Каждый выполнял определенную функцию: одни вспугивали зверя, другие направляли его в сторону засады, третьи ожидали зверя. Но если что-то не получилось, людям не удалось согласовать групповые действия, и зверь ушел? Так возникает необходимость предварительной репетиции, подготовки. Участники предстоящей охоты воспроизводят похожую ситуацию, но в развернутых действиях. В отличие от реальной охоты эти действия лишены своего результата. Повторяется лишь внешний рисунок движения. Так, по мнению исследователей игры, родилась игровая деятельность.

В обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры, ребенок рано включался в производственный труд взрослых. Дети жили со взрослыми одной жизнью. Воспитание ребенка еще не выделялось как особая общественная функция. Все члены общества осуществляли воспитание детей, основная задача которого была сделать детей участниками общественного труда. А основное средство воспитания – включение детей в трудовую деятельность взрослых. Вот тогда-то детства не было, не было и игры.

Итак, детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность включения детей в труд взрослых.

Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Развитие производства, усложнение орудий труда приводит к тому, что возможность включения детей в труд взрослых все более усложняется. И вот тогда начинает возникать производство специальных предметов для детей, которые предназначены для развития общих зрительно-двигательных и других координаций, необходимых при различных видах труда. Так возникают современные игрушки, и рождается сюжетно-ролевая игра.

Следовательно, игра социально по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.

Эту мысль доказывают и те случаи, когда по тем или иным причинам дети вырастали вне человеческого общения.

Детская игра – это деятельность ребенка в условной (воображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности заключается в ней самой, т. е. ребенок играет не ради какого-то внешнего результата, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой.

С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, в процессе общения передают ему определенный опыт и знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с людьми. Закрепление элементарного опыта происходит в игре, что чрезвычайно важно для полноценного развития детей дошкольного возраста.

В трудах Л. С. Выгодского игра уже признана ведущей деятельностью, то есть определяющей развитие ребенка.

На разных ступенях дошкольного детства ведущими являются разные виды игр.

От 1,5 до 2,5 лет – ребенок усваивает условия действий с игрушками и предметами и появляется предметно-отобразительная игра, далее – сюжетно-отобразительная.

От 2,5 до 5 лет происходит усвоение ролевого поведения. В этот период важно научить ребенка соотносить название роли с набором атрибутов и действий. Пик развития СР игры приходится на 5 лет.

С 5 до 7 лет сюжетно-ролевая игра присутствует, но выходит на более высокий уровень, дети используют сложные сюжеты.

В 6 лет – режиссерская игра

В 7 лет – игра-фантазия.

Он формируется именно в игре и за счет игры!

Первоначально развернутые игровые действия заменяются жестом, потом словом, потом начинают осуществляться полностью в уме.

Кроме того, только в игре значение предмета отрывается от самой вещи. Вся остальная деятельность ребенка реальна. В игре можно действовать только знанием, а не самим предметом. Идеальное и материальное разделяются. Возникает идеальное действие, зарождаются основы теоретического мышления, закладывается, по словам А. В. Запорожца, цокольный этаж общего здания человеческого мышления.

В игре практически, то есть в действии, становится доступным целый мир. Ребенок не может водить машину и тем более космический корабль, в одночасье попасть в джунгли или на северный полюс, и тем более – оказаться в прошлом или будущем. В игре все это возможно.

Игра имеет непреходящее значение для социального развития малыша, именно в игре он примеряет на себя ролевое поведение, начинает понимать многие нюансы поведения людей. Учится подчинять свое поведение определенным правилам, это значит, что без полноценной игры у него не сформируется такое важное качество, как произвольность его деятельности.

По словам известного психолога Л. И. Божович, игра является тем механизмом, который переводит требования взрослого в потребности самого ребенка.

Хорошая детская игра – это эмоционально насыщенное действие, в которое ребенок полностью погружается. Чем шире круг отображаемых в игре действий, тем лучше.

Игра так же называют королевой детства. Знаменитый ученый Эрик Берн считал, что весь процесс воспитания ребенка необходимо рассматривает как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть!

Главное назначение игры - развитие ребенка, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т. д.

На современном этапе, в рамках введения ФГОС всю воспитательно-образовательную деятельность с детьми мы должны строить в форме игры. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: физически развитый, любознательный и активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Следовательно, наша задача через игру развивать основные качества, способности, заложенные в человеке природой.

Игра выполняет определенные функции, которые тесно взаимосвязаны.

Обучающая (развивающая) функция – развитие разнообразных умений и навыков, развитие психических процессов (памяти, внимания и т. д.)

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы.

Коммуникативная функция – объединение взрослого и ребенка, установление эмоционального контакта, формирование навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, положительно влияет на нервную систему.

Функция самовыражения – стремление ребенка в игре раскрыть свой потенциал.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личных устремлений, которые невыполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Психотехническая функция – перестраивает психику ребенка для усвоения больших объемов информации.

Моделирующая функция – связывает действительность с нереальным.

Воспитательная функция – позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение.

Методологическая функция заключается в том, вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (принято выделять методологическую функцию в философии).

Таким образом, игра выполняет функции (перечисляем те, которые появились на доске)

Условно выделяют несколько классов игр:

Творческие (по инициативе детей)к ним относятся: сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные

Дидактические (по инициативе взрослых): игры с предметами, настольно-печатные, словесные

Народные (созданные народом): сюжетные, бытовые, сезонно-обрядовые, игры-забавы и т. д.

Сюжетно-ролевые игры детей можно разделить на три группы:

1. Игры на бытовые сюжеты. В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их взаимоотношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни.

Итак, мы сегодня говорили о важности и значимости игры в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста, выделили основные функции игры, рассмотрели виды игр.

В конце консультации воспитателям было предложено принять участие в мини-опросе.

Мини-опр ос

- Запишите два прилагательных, отражающих суть рассматриваемой сегодня темы

- Запишите три глагола, отражающих суть рассматриваемой сегодня темы

- Запишите одно слово – символ данной проблемы

- Запишите короткое предложение (резюме) о сути рассматриваемой проблемы.

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста 1. Театрализованные игры в детском саду: их своеобразие и воспита-тельная ценность Театрализованные игры представляют собой разыгрывание.

Консультация: Психолого-педагогические условия организации игровой деятельности детей раннего возраста для успешной адаптации Важным условием успешной адаптации, является организация игровой деятельности дошкольников. Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить.

Психологические аспекты особенностей развития игровой деятельности детей дошкольного возраста Особенности развития игры в старшем дошкольном возрасте обусловлено особенностями психологического развития данной возрастной группы дошкольников.

Опыт работы по театрализованной деятельности в детьми дошкольного возраста Как известно, театр начинается с вешалки, а в детском саду с игры. Театральная деятельность – это одно из приоритетных направлений в развитии.

Читайте также: