Теоретические основы проектной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Включение школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Проект – это одна из форм исследовательской работы.

Цель учебного проекта - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

ВложениеРазмер
teoreticheskie_osnovy_proektirovaniya.docx 30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы проектирования.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но проектно-исследовательская практика - один из самых эффективных.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: Что это? Где это? Зачем это? Какое это?

Включение школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, интеллектуальная недостаточность обучающихся в нашей школе накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать и эту категорию учащихся в проектную деятельность нужно обязательно. При организации проектной деятельности в школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности школьников.

Проект – это одна из форм исследовательской работы.

Цель учебного проекта - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог;
  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

Учебный проект с точки зрения педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

В проектной деятельности формируются следующие универсальные учебные действия:

  • навыки коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
  • умение проектировать процесс (изделие);
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)

Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
  • запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • находить несколько вариантов решения проблемы;
  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.
  • умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

В учебном процессе используются различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.

Исследовательские проекты совпадают со структурой научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, вывод.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории. Выход такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете.

Особое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат четко обозначенные результаты учащихся, ориентированные на социальные запросы участников.

Классификация проектов может основываться по профилю знаний:

  • монопроекты - в рамках одного учебного предмета, при этом выбираются наиболее сложные темы или разделы; укладываются в классно-урочную систему;
  • межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
  • надпредметные – выходят за рамки предметов.

Классификация может основываться по числу участников:

  • индивидуальные (личностные);
  • парные;
  • групповые;
  • общеклассные.

По продолжительности проекты могут быть:

  • краткосрочные (1 урок, максимум 3-6);
  • среднесрочные (1-2 месяца);
  • долговременные (до года).

Организация проектной деятельности в школе.

Начиная работу над проектами, нужно продумать следующие вопросы, на которые требуется дать ответы в первую очередь:

  1. Какими учебными и вспомогательными источниками информации можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, энциклопедии, хрестоматии, сборники, периодическую печать, Интернет и т.п.).
  2. Какие виды деятельности возможны в работе? (использование методов анализа; проведение анкетирования, опрос, наблюдение; работа индивидуально, в парах, в группах; логическое рассуждение).
  3. Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?
  4. Какие критерии позволят учителю и ученику оценить успехи? (активность на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся).
  5. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса? (собеседование в процессе работы, анкетирование).

При работе над проектом используются следующие этапы:

На данном этапе выбирается и формируется проблема, которая будет решена в ходе проектной деятельности учащимися. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. Педагог должен показать практическое применение знаний, полученных в ходе проекта. Первоначально темы предлагаются учителем. В дальнейшем тематика проектов может выбираться детьми.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы. Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговаривается поиск информации (в каких источниках), распределяются роли: главный редактор, авторы статей, художники.

Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно, чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как умственно отсталые дети быстро теряют интерес к проделанной работе. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию.

На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей. По итогам защиты поощряются не только те, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности те дети, кто задавал умные, интересные вопросы. Особое внимание хочется обратить на то, что учитель не должен допустить присуждения мест за проект. В специальной коррекционной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта.

Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Успешное осуществление проектной деятельности возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя. Каждая из участвующих сторон играет определенную роль в совместной работе.

Что значит проект для ученика?

Проект для ученика - это средство самореализации, это возможность творчески раскрыть, проявить себя индивидуально или в коллективе.

  • определить проблему, интересующую его самого и интересную для окружающих, желательно, чтобы эта проблема была актуальной;
  • поставить перед собой цель и определить пути достижения этой цели;
  • вести дневник работы над проектом или собирать материалы в папку;
  • научиться самостоятельно добывать информацию из различных источников;
  • привлечь как можно больше людей для консультаций по данному вопросу;
  • не отступать от графика работы над проектом, составленного совместно с руководителем.

Проект для учителя – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.

Роль учителя как руководителя проектной работой:

  • организация образовательной среды для учащегося: доступ к источникам информации (книгам, компьютеру, библиотеке, обращение за помощью к другим работникам школы, создание комфортных условий для работы);
  • изучение личности каждого учащегося для выявления интересов, склонностей, способностей к тому или иному виду деятельности, состояния здоровья, психологических качеств личности, от которых зависит продолжительность работы над проектом или количество участников проекта;
  • постоянная поддержка высокого уровня мотивации к работе;
  • помощь на каждом этапе работы в качестве сотрудника;

Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, через сознание собственных потребностей через самореализацию творческой деятельности. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом, с другими людьми. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, активизируется мыслительная деятельность.

К важным факторам проектной деятельности можно отнести:

  • рост познавательной, творческой активности учащихся;
  • раскрытие их творческого потенциала;
  • формирование самостоятельности и ответственности;
  • повышение мотивации к обучению;
  • активное вовлечение родителей;
  • расширение кругозора учащихся;
  • создание условий для отношений сотрудничества.

Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.

Методические указания к организации проектной деятельности в вузе, Бузулук: БГТИ (ф) ГОУ ОГУ, 2013.

Современное образовательное учреждение должно создавать условия для формирования личности, обладающей критическим и творческим мышлением, обладающей критическим и творческим мышлением, умеющей думать самостоятельно и находить способы для решения разнообразных проблем, гибко адаптироваться вменяющихся жизненных ситуациях, грамотно работать с информационными материалами, быть коммуникабельной, контактной в различных социальных группах. И эта задача не столько для содержания образования, сколько для используемых технологий обучения.

Метод проектов - одна из таких современных технологий, способствующая решению такой задачи. Методические указания о проектной деятельности помогут преподавателям вузов при организации со студентами проектной деятельности.

Содержание:

  1. Теоретические основы проектной деятельности.
  2. Реализация проектной деятельности.

Список использованной литературы.
Введение.

Проектная деятельность становится в настоящее время интегрированным компонентом системы образования.

Она направлена на становление и развитие активной, самоопределяющейся личности, субъекта как основе личности.

Современное образовательное учреждение должно создавать условия для формирования личности, обладающей критическим и творческим мышлением, обладающей критическим и творческим мышлением, умеющей думать самостоятельно и находить способы для решения разнообразных проблем, гибко адаптироваться вменяющихся жизненных ситуациях, грамотно работать с информационными материалами, быть коммуникабельной, контактной в различных социальных группах. И эта задача не столько для содержания образования, сколько для используемых технологий обучения.

В методических указаниях представлены теоретические основы проектной деятельности, примеры реализации проектов, библиографический материал.

Метод проектов - одна из таких современных технологий, способствующая решению такой задачи. Методические указания о проектной деятельности помогут преподавателям вузов при организации со студентами проектной деятельности.

Теоретические основы проектной деятельности.

Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих изменений во всех сферах жизни предъявляет к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам. Поэтому особенно актуальной является проектная деятельность, направленная на становление и развитие активной, самоопределяющейся личности, субъекта как основе личности.

Проектная деятельность становится в настоящее время интегрированным компонентом системы образования.

Проектная деятельность в обучении находит все большее распространение в системе образования России. Корни этого лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

- необходимость не столько передавать обучающимся сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно; уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя различные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и прочее);

- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы, заключения.

Проектная деятельность - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития мышления (креативности) и одновременного формирования личностных качеств участников проектной деятельности.




Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Это одна из современных педагогических технологий, предусматривающая умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в XXI веке.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную творческую деятельность - индивидуальную, парную, групповую, выполняемую в течение определенного времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает:

- использование совокупности разнообразных методов и средств обучения;

- необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер

науки, техники, технологии, творческих областей.

Чтобы овладеть методом проектов необходимо знать типологию проектов для четкого осознания особенностей структуры и содержания каждого типа.

Метод проектов, как метод, предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся к обязательной презентации этих результатов.

Метод проектов как педагогическая технология - это технология, включающая совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проекты по структуре учебной деятельности:

1. Стартовые проекты.

2. Текущие проекты.

итоговый
Рефлексивный

Используя старые знания, выход на новые
знания

3. Итоговые проекты.

Стартовый проект – это разработка путей освоения студентами (с учетом их наклонности и интереса) предметного материала и планирования работы на определенную перспективу. Таким образом, каждому студенту дается реальное право выбора способа своего продвижения в освоении заданного программой материала.

Текущий проект позволяет определенную часть учебного материала вынести на самостоятельную работу студентов. Результаты данной проектной деятельности могут рассматриваться на семинарских занятиях, конференциях, зачетах. Подобные проекты дают студентам возможность осмыслить изученный материал и использовать его в новой для себя ситуации.

Итоговый проект ставит своей задачей проверить целостное понимание и знание студентами изучаемой дисциплины. Именно итоговый проект дает основание для подведения итогов по определенной дисциплине.

Проекты по содержанию:

2) Межпредметный проект (поиск общих тем для исследований)

Данная карта создается с целью помочь районному управлению спланировать предприятия по поддержанию и сохранению заповедной территории в области. Для реализации данного проекта студентам необходимо освоить целый блок не только естественных наук, но и историю, социологию и т.п.

Надпредметные проекты. В рамках данного проекта студенты осваивают издательскую деятельность (написание статей, набор и компьютерная верстка, литературное редактирование, корректура, художественное оформление). Такой вид деятельности требует от студентов не только знаний по отдельным дисциплинам, но и изучение журналистики, стилистики, библиографии. К подобным проектам можно отнести и студенческий театр, где есть группа сценаристов, режиссеров, звукооператоров, специалистов по свету, художников, модельеров.

Проектная деятельность - это вид исследовательской деятельности при наличии заданий проблемного характера, выполняемый по следующим этапам:

- способы проверки гипотезы;

- проведение исследовательской деятельности;

Организация проектной деятельности.

I. Предварительный этап.

- Определяется ведущей темой при планировании;

- Четкость и конкретность постановки целей и проектов

- Выделение планируемого результата.

- Наличие инструкций, рекомендаций.

- Выделение алгоритма проектирования

II. Формы организации проектной деятельности

- Групповые проекты:

кооперационный тип конвейерный тип

(каждый участник разрабатывает (последовательно каждый участник

III. Этапы работы над проектом.

IV. Формы защиты проектов

Публичные защиты:

- Заседания научных обществ, методических объединений;

Публикации проектов:

- Издание буклетов, альманахов, компьютерных газет;

V. Документы проектной деятельности

Л.А. Омельяненко

Проектная деятельность в образовании

Методические указания по организации проектной

деятельности в вузе

Рецензент Н.В. Бутримова, кандидат педагогических наук

Методические указания к организации проектной деятельности в вузе, Бузулук: БГТИ (ф) ГОУ ОГУ, 2013.

Современное образовательное учреждение должно создавать условия для формирования личности, обладающей критическим и творческим мышлением, обладающей критическим и творческим мышлением, умеющей думать самостоятельно и находить способы для решения разнообразных проблем, гибко адаптироваться вменяющихся жизненных ситуациях, грамотно работать с информационными материалами, быть коммуникабельной, контактной в различных социальных группах. И эта задача не столько для содержания образования, сколько для используемых технологий обучения.

Метод проектов - одна из таких современных технологий, способствующая решению такой задачи. Методические указания о проектной деятельности помогут преподавателям вузов при организации со студентами проектной деятельности.

Содержание:

  1. Теоретические основы проектной деятельности.
  2. Реализация проектной деятельности.

Список использованной литературы.
Введение.

Проектная деятельность становится в настоящее время интегрированным компонентом системы образования.

Она направлена на становление и развитие активной, самоопределяющейся личности, субъекта как основе личности.

Современное образовательное учреждение должно создавать условия для формирования личности, обладающей критическим и творческим мышлением, обладающей критическим и творческим мышлением, умеющей думать самостоятельно и находить способы для решения разнообразных проблем, гибко адаптироваться вменяющихся жизненных ситуациях, грамотно работать с информационными материалами, быть коммуникабельной, контактной в различных социальных группах. И эта задача не столько для содержания образования, сколько для используемых технологий обучения.

В методических указаниях представлены теоретические основы проектной деятельности, примеры реализации проектов, библиографический материал.

Метод проектов - одна из таких современных технологий, способствующая решению такой задачи. Методические указания о проектной деятельности помогут преподавателям вузов при организации со студентами проектной деятельности.

Теоретические основы проектной деятельности.

Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих изменений во всех сферах жизни предъявляет к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам. Поэтому особенно актуальной является проектная деятельность, направленная на становление и развитие активной, самоопределяющейся личности, субъекта как основе личности.

Проектная деятельность становится в настоящее время интегрированным компонентом системы образования.

Проектная деятельность в обучении находит все большее распространение в системе образования России. Корни этого лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

- необходимость не столько передавать обучающимся сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно; уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя различные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и прочее);

- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы, заключения.

Проектная деятельность - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития мышления (креативности) и одновременного формирования личностных качеств участников проектной деятельности.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Это одна из современных педагогических технологий, предусматривающая умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в XXI веке.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную творческую деятельность - индивидуальную, парную, групповую, выполняемую в течение определенного времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает:

- использование совокупности разнообразных методов и средств обучения;

- необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер

науки, техники, технологии, творческих областей.

Чтобы овладеть методом проектов необходимо знать типологию проектов для четкого осознания особенностей структуры и содержания каждого типа.

Метод проектов, как метод, предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся к обязательной презентации этих результатов.

Метод проектов как педагогическая технология - это технология, включающая совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проекты по структуре учебной деятельности:

1. Стартовые проекты.

2. Текущие проекты.

итоговый
Рефлексивный

Используя старые знания, выход на новые
знания

3. Итоговые проекты.

Стартовый проект – это разработка путей освоения студентами (с учетом их наклонности и интереса) предметного материала и планирования работы на определенную перспективу. Таким образом, каждому студенту дается реальное право выбора способа своего продвижения в освоении заданного программой материала.

Текущий проект позволяет определенную часть учебного материала вынести на самостоятельную работу студентов. Результаты данной проектной деятельности могут рассматриваться на семинарских занятиях, конференциях, зачетах. Подобные проекты дают студентам возможность осмыслить изученный материал и использовать его в новой для себя ситуации.

Итоговый проект ставит своей задачей проверить целостное понимание и знание студентами изучаемой дисциплины. Именно итоговый проект дает основание для подведения итогов по определенной дисциплине.

Проекты по содержанию:

2) Межпредметный проект (поиск общих тем для исследований)

Данная карта создается с целью помочь районному управлению спланировать предприятия по поддержанию и сохранению заповедной территории в области. Для реализации данного проекта студентам необходимо освоить целый блок не только естественных наук, но и историю, социологию и т.п.

Надпредметные проекты. В рамках данного проекта студенты осваивают издательскую деятельность (написание статей, набор и компьютерная верстка, литературное редактирование, корректура, художественное оформление). Такой вид деятельности требует от студентов не только знаний по отдельным дисциплинам, но и изучение журналистики, стилистики, библиографии. К подобным проектам можно отнести и студенческий театр, где есть группа сценаристов, режиссеров, звукооператоров, специалистов по свету, художников, модельеров.

Проектная деятельность - это вид исследовательской деятельности при наличии заданий проблемного характера, выполняемый по следующим этапам:

Читайте также: