Текст как единица общения кратко

Обновлено: 16.05.2024

Основным показателем осуществления речевой деятельности является создание и понимание текста.Текст -это центральное звено любого цикла занятий на любом этапе обучения.

ВложениеРазмер
Текст как коммуникативная единица. 15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Текст как коммуникативная единица. Функции текста.

Основным показателем осуществления речевой деятельности является создание или понимание текста. К сожалению, в лингвистике пока нет ещё однозначного определения этой единицы. Однако можно назвать ряд признаков, которые позволяют охарактеризовать её достаточно полно. С этой точки зрения можно назвать следующие признаки.

Прежде всего текст – это коммуникативная единица. Как таковую её характеризует наличие коммуникативного задания (сверхзадачи, если речь идёт об опосредованном воздействии на адресата, как например, в случае художественного произведения). Другими словами, являясь результатом целенаправленной деятельности, текст всегда отражает определенную прагматическую установку его создателя.

Как единице тексту свойственная целостность, смысловая законченность с точки зрения его автора по отношению к имевшемуся у него коммуникативному намерению. Этот признак текста проявляется в структурно-смысловой организации произведения. Наконец, третья характеристика текста – это его социальная обусловленность/детерминированность.

Текст является центральным звеном любого цикла занятий на любом этапе обучения. Учебные тексты, независимо от того, составлены они авторами учебников, адаптированы или заимствованы из оригинальных источников без какой-нибудь обработки должны сохранять все релевантные черты. Другими словами, на любой ступеньке обучения, текст должен быть аналогом реального конкретного типа/жанра текста. Содержание и языковое оформление текста часто оказываются подчиненными языковому материалу: он составляется/адаптируется автором так, чтобы ознакомить учащихся с новыми языковыми единицами (показать их значение, сочетаемость и так далее).

Рассматриваемый вопрос тесно связан с определением функций текста в учебном процессе, определением его статуса. Если обобщить функции, предписываемые тексту в настоящее время, то в подавляющем большинстве случаев они сводятся к следующим:

  1. Функция расширения, пополнения языковых знаний учащихся, преимущественно нелексических. Практическую реализацию эта функция находит в широко распространенных заданиях, которые направлены на то, чтобы обратить внимание учащихся на языковые элементы текста (выписать новые слова, найти слова по определенному признаку, привести ситуацию в которой употреблено слово…).
  2. Функция тренировки , цель которой овладение учащимися языковым материалом. Реализация этой функции находит свое выражение в различных заданиях, ориентированных на воспроизведение текста или его частей, например, ответить на вопросы преподавателя, причем эти вопросы строятся так, чтобы учащийся употребил определенные языковые единицы; выучить текст наизусть, особенно если он диалогический; пересказать текст близко к тексту, употребив какие-то единицы и так далее.
  3. Функция развития устной речи – говорение. С этой целью используются различные формы воспроизведения содержания прочитанного текста (пересказ своими словами, драматизация отдельных эпизодов, продумывание дополняющих деталей, продолжение рассказа…).
  4. Функция развития смыслового восприятия текста – понимание прочитанного текста. Реализации этой функции служат различные задания, направленные на проверку понимания текста или на выделение в нем различных смысловых и формальных элементов, облегчающих процессы понимания, помогающих преодолевать возникающие при этом затруднения.

Третью и четвертую функции следует рассматривать в качестве основных, первая и вторая функции носят вспомогательный характер.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен.


"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен.


"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен.


От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность.

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст.


Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем МОУ СШ № 6 Центрального района.


4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

Формировать умения определять особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват.

Анализируя специфику речевой деятельности, мы пришли к выводу о том, что процесс ее реализации связан с созданием и восприятием высказываний (текстов) в ходе общения, что само общение основано на обмене текстами, актуальными для определенной речевой ситуации.

Следовательно, единицей общения является текст (высказывание), созданный для достижения целей общения.

К этому выводу исследователи пришли в ходе изучения процесса речевой деятельности, а отправной точкой для подобных выводов послужили труды Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, М. М. Бахтина и других ученых. В подтверждение сказанного приведем некоторые положения их исследований.

Следовательно, повторим еще раз, чтобы полноценно результативно общаться, нужно научиться создавать высказывания и уметь интерпретировать (понимать) высказывания, созданные партнерами по общению.

Все другие определения текста содержат примерно те же его характеристики, представленные в разном объеме. При этом актуализируются те или иные компоненты, имеющиеся в определении И. Р. Гальперина, в соответствии с той позицией, которая проявляется в освещении этой проблемы у того или иного автора.

Текстом может быть названо любое по объему высказывание – от одного слова до целой книги:

– если оно подчинено единой теме;

– если эта тема излагается (раскрывается) в соответствии с авторским замыслом;

– если высказывание кому-либо адресовано (другу, группе студентов, читателям газет и т. п.);

– если оно создано в соответствии с определенной целевой установкой.

Кроме того, любое высказывание характеризуется, по словам М. М. Бахтина, своим отношением к другим высказываниям в пределах данной сферы общения и вне этого отношения оно реально не существует.

Высказывание характеризуется законченностью, завершенностью в передаче информации, в раскрытии темы, в выражении авторского замысла.

В структуре текста отдельные предложения могут объединяться в группы, которые у разных исследователей получили разные названия: фразовые единства, сверхфразовые единства, сложное синтаксическое целое, прозаическая строфа.

В свою очередь, группы предложений объединяются в более крупные блоки, которые также имеют различные названия: текстовые, коммуникативные, смысловые.

Еще более крупные объединения связываются с такими отрезками текста, как абзац, параграф, часть, глава.

Таким образом, текст обладает определенной структурой, выражающейся во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста. Всякий текст имеет соответствующее композиционное оформление, которое обусловлено типом высказывания (повествование, описание, рассуждение), его жанровыми и стилистическими особенностями.

Композиционное оформление текста помогает более оптимально раскрыть его содержание и смысл, которые обозначены (или могут быть обозначены) в названии (заголовке) текста.

И, наконец, всякий текст, создаваемый в процессе коммуникации, должен быть литературно обработан: ему нужно придать соответствующую жанровую форму и стилистическую окраску.

Анализируя специфику речевой деятельности, мы пришли к выводу о том, что процесс ее реализации связан с созданием и восприятием высказываний (текстов) в ходе общения, что само общение основано на обмене текстами, актуальными для определенной речевой ситуации.

Следовательно, единицей общения является текст (высказывание), созданный для достижения целей общения.

К этому выводу исследователи пришли в ходе изучения процесса речевой деятельности, а отправной точкой для подобных выводов послужили труды Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, М. М. Бахтина и других ученых. В подтверждение сказанного приведем некоторые положения их исследований.

Следовательно, повторим еще раз, чтобы полноценно результативно общаться, нужно научиться создавать высказывания и уметь интерпретировать (понимать) высказывания, созданные партнерами по общению.

Все другие определения текста содержат примерно те же его характеристики, представленные в разном объеме. При этом актуализируются те или иные компоненты, имеющиеся в определении И. Р. Гальперина, в соответствии с той позицией, которая проявляется в освещении этой проблемы у того или иного автора.

Текстом может быть названо любое по объему высказывание — от одного слова до целой книги:

— если оно подчинено единой теме;

— если эта тема излагается (раскрывается) в соответствии с авторским замыслом;

— если высказывание кому-либо адресовано (другу, группе студентов, читателям газет и т. п.);

— если оно создано в соответствии с определенной целевой установкой.

Высказывание характеризуется законченностью, завершенностью в передаче информации, в раскрытии темы, в выражении авторского замысла.

В структуре текста отдельные предложения могут объединяться в группы, которые у разных исследователей получили разные названия: фразовые единства, сверхфразовые единства, сложное синтаксическое целое, прозаическая строфа.

В свою очередь, группы предложений объединяются в более крупные блоки, которые также получают различные названия: текстовые, коммуникативные, смысловые.

Еще более крупные объединения связываются с такими отрезками текста, как абзац, параграф, часть, глава.

Таким образом, текст обладает определенной структурой, выражающейся во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста. Всякий текст имеет соответствующее композиционное оформление, которое обусловлено типом высказывания (повествование, описание, рассуждение), его жанровыми и стилистическими особенностями.

Композиционное оформление текста помогает более оптимально раскрыть его содержание и смысл, которые обозначены (или могут быть обозначены) в названии (заголовке) текста.

И, наконец, всякий текст, создаваемый в процессе коммуникации, должен быть литературно обработан: ему нужно придать соответствующую жанровую форму и стилистическую окраску.

Анализируя специфику речевой деятельности, мы пришли к выводу о том, что процесс ее реализации связан с созданием и восприятием высказываний (текстов) в ходе общения, что само общение основано на обмене текстами, актуальными для определенной речевой ситуации.

Следовательно, единицей общения является текст (высказывание), созданный для достижения целей общения.

К этому выводу исследователи пришли в ходе изучения процесса речевой деятельности, а отправной точкой для подобных выводов послужили труды Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, М. М. Бахтина и других ученых. В подтверждение сказанного приведем некоторые положения их исследований.

Следовательно, повторим еще раз, чтобы полноценно результативно общаться, нужно научиться создавать высказывания и уметь интерпретировать (понимать) высказывания, созданные партнерами по общению.

Все другие определения текста содержат примерно те же его характеристики, представленные в разном объеме. При этом актуализируются те или иные компоненты, имеющиеся в определении И. Р. Гальперина, в соответствии с той позицией, которая проявляется в освещении этой проблемы у того или иного автора.

Текстом может быть названо любое по объему высказывание — от одного слова до целой книги:

— если оно подчинено единой теме;

— если эта тема излагается (раскрывается) в соответствии с авторским замыслом;

— если высказывание кому-либо адресовано (другу, группе студентов, читателям газет и т. п.);

— если оно создано в соответствии с определенной целевой установкой.

Высказывание характеризуется законченностью, завершенностью в передаче информации, в раскрытии темы, в выражении авторского замысла.

В структуре текста отдельные предложения могут объединяться в группы, которые у разных исследователей получили разные названия: фразовые единства, сверхфразовые единства, сложное синтаксическое целое, прозаическая строфа.

В свою очередь, группы предложений объединяются в более крупные блоки, которые также получают различные названия: текстовые, коммуникативные, смысловые.

Еще более крупные объединения связываются с такими отрезками текста, как абзац, параграф, часть, глава.

Таким образом, текст обладает определенной структурой, выражающейся во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста. Всякий текст имеет соответствующее композиционное оформление, которое обусловлено типом высказывания (повествование, описание, рассуждение), его жанровыми и стилистическими особенностями.

Композиционное оформление текста помогает более оптимально раскрыть его содержание и смысл, которые обозначены (или могут быть обозначены) в названии (заголовке) текста.

И, наконец, всякий текст, создаваемый в процессе коммуникации, должен быть литературно обработан: ему нужно придать соответствующую жанровую форму и стилистическую окраску.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.




Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Основные вопросы Текст как динамическая единица. Основные признаки текста. Категории текста (информативность, цельность и связность, завершенность, модальность и др.). Типология текстов. Первичные и вторичные тексты. Стили речи и стилистическая окраска текста. Речевой жанр как типизированное высказывание. Речевой акт и речевой жанр. Речевой жанр и риторический жанр. Умение понимать (интерпретировать) и создавать тексты (высказывания) как необходимые условия результативного общения. Речевая деятельность. Речь как способ “формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности” (И. А. Зимняя). Порождение и интерпретация текстов как компоненты коммуникативно-познавательной деятельности. Социальная функция текстов.

Тезисы лекции

Текст. Заботой риторики является текст, целостный, представляющий собой гармоническое единение формы и содержания, специально обработанный с целью достижения определенного коммуникативного эффекта, воздействия на слушателя или читателя в интересах автора. Тексты создаются в разных сферах общественной жизни и в разных областях знания – философии, теологии, литературы, педагогики, журналистики и других.

Текст (от лат.textus- ткань, сплетение):

· результат речемыслительного процесса. Реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения в соответствии с мотивами, целями, избранной темой, замыслом и идеей и характеризующегося определенной структурой, композиционным, логическим и стилистическим единством,

· произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок), и ряда особых единиц (сферхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку,

· любое по объему высказывание – от одного слова до целой книги. Если

ü оно подчинено единой теме,

ü эта тема излагается (раскрывается) в соответствии с авторским замыслом,

ü высказывание кому-либо адресовано (другу, группе учащихся, читателям газеты и т.д.),

ü оно создано с определенной целевой установкой.

Основные признаки текста . Категории текста (информативность, цельность и связность, завершенность, модальность и др.)

Категории текста – существенные, обязательные, концептуальные характеристики текста:

· отдельности или замкнутости (границы начала и конца текста),

· информативности (реализуется в формах содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной информации). Информативность текста – предметно-смысловое содержание текста как объект восприятия, хранения и переработки в тех или иных целях,

· связности – реализуется во всех видах и формах связи: лексической, синтаксической, логической, композиционной,

· коммуникативности – проявляется в многочисленных способах и средствах ориентации на интересы коммуникантов-читателей или слушателей.

Классификационное основание Виды текстов Примеры текстов
По характеру авторства первичные (оригинальные), вторичные (созданные на основе первичных), первично-вторичные Авторские Конспекты, школьные изложения обзор литературы, школьные сочинения
По способу развертывания содержания текста моноперспективные (развертывающиеся в одной перспективе), полиперспективные (развертывающиеся в нескольких перспективах одновременно) Вопросно-ответного, временного, пространственного, диалогического характера автобиография, текст-повествование
По способам передачи фабулы Непрерывно-фабульные (нет авторских отступлений), прерывно-фабульные (имеются авторские отступления) Газетная заметка (что? где? когда?) Художественные, научно-популярные, публицистические и др.

Типология текстов:

ü функциональная (предметом которой являются социальные функции и сфера употребления текстов),

ü структурная (целью является внутренняя организация системы текстов),

ü стилистическая (исследующая корреляции стилей и типов текстов).

Ведущие основания для типологии Стилевая система Типологическая схема
Общественные сферы коммуникации Функциональный стиль Система текстов (научной речи, публицистики и прессы, обиходно-разговорной речи и т.п.)
Сужение (конкретизация) сферы коммуникации Подстиль (субстиль) Субкласс текстов (газетно-информационной прессы, научно-популярных высказываний; бытового диалога и личных письменных записей и т.п.)
Конкретизация определенной речевой ситуации (типовые компоненты модели речевой ситуации) Стиль жанра текста Жанр текста (речевой жанр; заметка, очерк; научная статья; письмо, дневниковая запись и т.п.)

Стили речи и стилистическая окраска текста. Для реализации разнообразных функций языка в нем исторически сложились и оформились отдельные разновидности, называемыми стилями.

Стиль – почерк человека,

Стиль – манера писать и говорить, т.е. особенность языка, слог.

Таким образом, данный термин означает, что особенности каждого стиля вытекают из особенностей сферы общения. То есть именно сфера общения является основным фактором выделения каждого стиля.

Значит, экстралингвистической основой выделения функционального стиля является сфера общественной деятельности, лингвистическая основа состоит в наличии таких специфических языковых средств, которые имеют определенную, связанную именно с данным стилем окраску. Кроме того, они проявляются в существовании относительной стилистической замкнутости каждого стиля, в силу которой единицы одного стиля воспринимаются как чужеродные и неуместные в другом стиле. (Смелкова З.С., Ассиурова Л.В. и др.)

Функциональный стиль – основная категория функциональной стилистики, изучающей системные отношения языковых средств в процессе их функционирования в зависимости от сфер, условий и целей общения, а также соответствующие условия выбора языковых единиц и их организацию в процессе речи.

Функциональные стили формируются под влиянием следующих условий:

1.особенности ситуации общения (официальная или неофициальная обстановка, количество участников общения и т.п.),

2.функции и цели общения (поговорить, сообщить, убедить, проинструктировать и т.п.).

Традиционно в классификации функциональных стилей выделяются: книжный, публицистический, официально-деловой, разговорный, научный стили.

Публицистический стиль – это стиль общественно – политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т.д., который определяется содержанием текстов и основными целями:

· воздействовать на массы,

· призывать их к действию,

Литературно – художественный стиль – это стиль художественной литературы, который определяется ее содержанием и основными целями – передать свое отношение к окружающему, изображаемому, нарисовать словами картину, описать событие.

Основные стилевые черты: образность, эмоциональность; единство коммуникативной и эстетической функций.

Разговорный стиль – противопоставлен книжным стилям, он один выполняет функцию общения.

Основные стилевые черты: экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания высказывания, эмоциональность, непринужденность, обобщенность.

Официально-деловой стиль – это стиль документов, международных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг и т.п. Данный стиль определяется содержанием и целями сообщить информацию, дать указание, инструкции.

Основные стилевые черты: сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств, стандартное расположение материала, обязательность формы, конкретность. Бесстрастность, официальность высказывания.

Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.п., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития, сообщить информацию и т.д.

Лингвистическая нормативность в общем виде – это правильность образования и употребления термина.

Термин - это слово или словосочетание, используемое для обозначения строго определенного понятия.

Определение (дефиниция) – это исчерпывающее описание понятия с помощью известных понятий главным образом словесными средствами.

Полисемия (многозначность) – способность слова (термина) иметь одновременно несколько значений:


учебный предмет

Дисциплина отрасль знания.

Омонимия – звуковое совпадение двух или нескольких языковых единиц, различных по значению:


процедура набора контингента в вузы


Прием

способ осуществления чего- либо

Синонимия – совпадение в основном значении (при сохранении различий в смысловых оттенках и стилистической окраске) двух и более слов.

Синонимы в терминологии, называемые дублетами, соотносятся с одним и тем же понятием и характеризуют те же самые его свойства.

Высшее учебное заведение – вуз

Термин должен удовлетворять следующим основным требованиям:

· исключение синонимии в пределах данной терминосистемы, многозначности (полисемии);

· точность термина или полное соответствие буквального значения термина содержанию понятия, краткость термина, отвечать нормам литературного языка.

Речевой акт (речевое действие, речевой поступок) – элементарная, минимальная (далее неделимая) единица речевого поведения. Речевые акты, объединенные в единицы более высоких уровней (речевой шаг, цикл, взаимодействие), образуют дискурс.

Структура речевого акта (Х. Грайс /1975/). При осуществлении речевого акта говорящий, произнося в некоторой ситуации общения (речевой ситуации) некоторое высказывание, выражающее его намерение, производит действие четырех различных типов:

§ действие собственного произнесения – произносит звуки,

§ пропозициональное действие (осуществляет референцию и предикацию, связывая используемые знаки с действительностью и субъект высказывания с предикатом, т.е. осуществляет пропозицию),

§ иллокутивное действие - выражает определенное намерение, направленное на адресата (похвалу, просьбу, обещание и пр.)

§ перлокутивное действие – осуществляет воздействие на адресата, приводящее к изменению поведения последнего или его картины мира.

Все эти четыре действия в совокупности составляют речевой акт, его структуру.

Например, произнося: Нельзя ли погромче? – в классе, на уроке, говорящий (учитель) осуществляет речевой акт следующей структуры:

ü произносит соответствующий комплекс звуков с определенной интонацией, в нужной тональности,

ü выражает соответствующую пропозицию,

ü осуществляет иллокутивный акт в соответствии со своим намерением – приказ (в зависимости от ситуации, возможно, просьбу),

ü добивается в результате изменения поведения ученика (громкости ответа или чтения).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.011)

Читайте также: