Технология педагогических мастерских в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

2 Меня всегда интересуют новые или нетрадиционные подходы к образованию. Хочется постоянно совершенствовать свой опыт. Так, в ходе самообразования овладела технологией проектного, исследовательского метода обучения. Заинтересовалась технологией "Педагогических мастерских" и сейчас пытаюсь применять ее на практике.

3 Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН название "Французской группы нового образования", которые начались в 1989 году. ЖФЭН - это сокращенное - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям российских педагогов, которым довелось участвовать в работе учительских семинаров во Франции.

4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ – ЭТО ТАКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЛИ ВЗРОСЛЫХ, КОТОРАЯ СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОСХОЖДЕНИЯ КАЖДОГО УЧАСТНИКА К НОВОМУ ЗНАНИЮ, ОПЫТУ, ПУТЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОГО ОТКРЫТИЯ. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.

5 Педагогическая мастерская – реальный опыт научного постижения мира Свободная деятельность участника (имитирует метод проб и ошибок) Реализация идеи диалога (обмен знаниями, мнениями, творческими находками) Процесс постижения истины и создание творческого продукта ( реальное знание и умение) Процесс содружества и сотворчества (индивидуальная, групповая деятельность, работа в парах)

6 Ведущие идеи этой целостной и оригинальной педагогической системы можно кратко представить в следующих основных положениях: 1. "Вызов традиционной педагогике". 2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом. 3. "Все способны!". 4. Интенсивные методы обучения и развития. 5. Новый тип педагога. 6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия.

7 Исследовательский метод обучения Проблемный метод обучения Проблема и направление исследования не выдвигается учителем, а участниками мастерской, где большое значение имеет степень неопределенности в заданиях Опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного и осознанного не до конца творчества и последующего его осознания Основные методы работы педагогической мастерской

8 Принципы построения педагогической мастерской 1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове. 2. Равенство всех, включая мастера. 3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности. 4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. 5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. 6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.

9 Творческий процесс – главное технологическое средство достижение цели обучения I этап - деконструкция II этап - реконструкция Открытие закона, формулировки правил, создание текста, накопление фактических знаний, приобретение опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению в зависимости от темы и типа мастерской, осмысление закономерностей процесса, выбор материала, создание нечто нового в педагогической мастерской. Разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов

10 Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса).

11 Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, схемами и моделями.

12 Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому.

13 И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.

16 Рекомендации для мастера (учителя): В данной технологии учитель выполняет роль мастера. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.

17 1. Создавать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества. 2. Непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму. 3. Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний. 4. Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей. 5. Информацию подавать малыми дозами. 6. Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки. Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй…

Технология творческих мастерских заинтересовала меня своей необычностью, возможностями развития интеллектуально – творческих способностей младших школьников.Технология творческих мастерских заинтересовала меня своей необычностью, возможностями развития интеллектуально – творческих способностей младших школьников.

ВложениеРазмер
tehnologiya_pedagogicheskih_masterskih.docx 22.28 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Воспитатель ГПД школы №370 Московского района, Селифанова Валентина Владимировна.

Наилучшим путем в обучении я считаю тот,

который дает материал для мышления

и творческих повторений,

дает материал для создания идей,

а сами идеи возникают уже непосредственно

в душе ребенка путем естественной

деятельности его психического аппарата.

Д.Д. Галанин (русский педагог-психолог)

Технология творческих мастерских заинтересовала меня своей необычностью, возможностями развития интеллектуально – творческих способностей младших школьников.

Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — соотнесение полученного с достижениями культуры — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д.

Цель технологии – не сообщить и усвоить информацию, а передать учащимся способы деятельности и, одновременно, предоставить им психологические средства, позволяющие личностно самовыражаться и саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы будущего.

Сущность технологии мастерских заключается в том, что в ходе особым образом организованного учебного занятия учащиеся сами добывают, конструируют и осмысливают знания по предмету. В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой работе. В процессе совместного обдумывания рождается новое видение проблемы.

Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.

От урока мастерская отличается и по конструкции и по расстановке образовательных и воспитательных акцентов. Мастерская – это новый способ организации деятельности учеников и учителя. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор, выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. В отличие от урока на мастерской выстраиваются знания, а не даются, не передаются. Учитель выступает равным в работе. Он – мастер, расстается со многими методами принуждения, с жестким надзором за каждым шагом ребенка. Он не стремится исправлять сделанную учеником ошибку. Это дело ребенка, он имеет право на поиск, ошибки, неточности. Ученик – творец.

Принципы, на которых строится мастерская:

1) равенство всех участников образовательного процесса, включая учителя-мастера;

2) ненасильственное привлечение учащихся к деятельности;

3) отсутствие отметки и даже явной оценки учителя, соревнования, соперничества;

4) диалогичность, создание атмосферы сотрудничества, развитие коммуникативной культуры школьников;

5) приоритет процесса учения над его результатом;

6) проблемность в обучении;

7) работа со словом, сочинение и рисование (независимо от предмета);

8) вариативность, возможность выбора учащимися материала, вида деятельности и способа предъявления результата.

По форме педагогическая мастерская представляет собой совместное решение познавательной проблемы в процессе особым образом организованного практического занятия в составе малой группы (7–15 учеников) при участии учителя-мастера. Эта необычная форма занятия состоит из последовательности взаимосвязанных стадий.

Стадии педагогической мастерской

Рисуют в тетрадях изучаемый объект.
Составляют вопросы или записывают личные ассоциации

Предлагает записать все, что ученики знают об изучаемом объекте. Либо дает задание определить признаки того или иного понятия, решить ту или иную задачу, составить тот или иной проект на основании только имеющихся у учащихся (актуальных) знаний и умений

Организует работу в парах. Например, предлагает поменяться тетрадями и дополнить друг друга. Либо подумать над заданием вместе

Работают в парах, обмениваются знаниями об изучаемом объекте

Организует работу в малых группах. Например, предлагает объединиться в группы по четыре человека и поделиться полученными результатами. Предлагает учащимся дополнительные задания по теме

Работают в малых группах с ранее рассмотренными в парах объектами.
Выполняют дополнительные задания

Организует обсуждение результатов групповой работы. Дает необходимые пояснения по ходу презентации группами результатов выполнения заданий

Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
Организует работу учащихся в группах

с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия

Осознают возникшие познавательные противоречия. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют полученные знания

Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности

Дети любят слушать, обсуждать работы друг друга. Интерес учащихся к учебе проявляется как познавательные потребности – важный мотив учения, а это способствует восполнению пробелов в знаниях.

Урок-технологическую мастерскую я провела по окружающему миру.

Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй…

Примечание. Близкими к технологиям мастерских являются:

– студии А.Н. Тубельского (разновозрастные формирования детей, занимающихся в свободном режиме под руководством учителя весьма высокой квалификации);

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ.


Урок изобразительного искусства и художественного труда в технологии педагогических мастерских.

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного.

Урок русского языка по развитию речи призван формировать у учащихся умение составлять художественное описание природы, используя личный опыт наблюдений за окружающим миром. Цель данного урока – введен.


Педагогические мастерские в начальной школе.

Доклад знакомит с технологией педагогических мастерских в начальных классах.


Актуализация проекта.Сегодня, в связи с изменением ценностных ориентиров российского общества, образование оказалось перед необходимостью кардинальных перемен в школе. Новые пок.


Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа .

Статья. Педагогические мастерские в начальной школе

В статье рассказывается о повышение эффективности урока через использование инновационных технологий в начальной школе. Раскрывается задача и цель педагогических мастерских.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Меня всегда интересуют новые или нетрадиционные подходы к образованию. Хочется постоянно совершенствовать свой опыт. Так, в ходе самообразования овладела технологией проектного, исследовательского метода обучения.

Заинтересовалась технологией "Педагогических мастерских" и сейчас активно пытаюсь применять её на практике.

Что такое педагогическая мастерская?

Педагогическая мастерская — это форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Основой открытия является творче ская деятельность каждого и осознание закономерно стей этой деятельности.

Здесь достигается максимальное приближе ние к реальному опыту истинно научного или художест венного постижения мира, и каждый ее участ ник движется от осознания личного опыта к опыту общечеловеческой культуры в свободной деятельности.

В мастерской это может быть представлено так:

творческий процесс — творческий продукт — осознание его законо мерностей — соотнесение полученного с достижения ми культуры — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д.

Это метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного вы бора, тем самым создавая условия, необходимые для творчества.

Другой особенностью мастерской является реализац ия идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, худож ником, явлением культуры в целом, с другой.

На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализиро вать, определять как объекты, вещи — с ними можно общаться только в форме диалога.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс пости жения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные.

Одно из замечательных качеств мастерской является ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники.

Из действующих педагогических методов работы мас терская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения.

Принципиальное отличие, заключается в двух особенностях мастерской:

Проблемное обучение в основном опирается на ло гические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания.

Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в сис теме мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской прин ципиально более значительная, чем в других методах работы.

Педагогическая мастерская как форма, метод и тех нология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А. Рачинского. исследования Л.С. Выгот ского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.-Ж. Руссо и современ ных французских эпистемологов — последователей тео рии познания Гастона Вашляра — стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских.

Можно считать , что мастерская представляет собой инте грацию зарубежного и российского педагогического опыта.

Ведущие идеи этой целостной и оригинальной педагогической системы можно кратко представить в следующих основных положениях:

1. "Вызов традиционной педагогике".

2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.

4. Интенсивные методы обучения и развития.

5. Новый тип педагога.

6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия.

Принципы построения педагогической мастерской

1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове.

2. Равенство всех, включая мастера.

3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности.

4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.

5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.

Предоставление свободы в рамках принятых пра вил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во- вторых, в праве не участвовать в работе на этапе "предъ явления продукта"; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределен ность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же как право выбора обеспечивает ощущение внутрен ней свободы.

Творческий процесс – главное технологическое средство достижение цели обучения

Разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов

Организация и перестройка реального простран ства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

Для облегчения понимания процесса организации и ведения мастерской необходимо пояснить некоторые термины и понятия.

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с научным или художественным открытием. Та ким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение опыта разносторонней ду ховной деятельности, в том числе по самопознанию.

Это необходимый элемент мастерской. Отчасти эта проблема может быть решена в заключительном творческом тексте. Это уме ние может превратиться в постоянно действующий на вык саморегуляции.

Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности.

Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения, открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования.

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса).

Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания.

Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, схемами и моделями.

Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому.

Опора на ассоциативное мышление требует четкости руководства и строгого временного ограничения.

Мастерские по самопознанию, а также отношений и ценностных ориентации имеют, с одной стороны, ди агностический характер, а с другой — помогают учите лям и учащимся выстроить систему ценностей на основе соотнесения личного опыта и достижений общечелове ческой культуры.

Построение мастерской технологично, а следователь но, создается по определенному алгоритму. Мастерская построения знаний име ет не менее двух этапов и строится по определенному плану.

Я в своей практике использую следующий алгоритм построения педагогической мастерской:

Алгоритм данной технологии отличается от традиционного урока.

В начале создается проблемная ситуация( индуктор), вызывающие интерес к проблеме исследования.

Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской.

Мастерская, так же как и урок, предполагает изуче ние новой информации, но в отличие от урока новая информация предъявляется в мастерской по мере посту пления запроса на нее от самих участников в тот мом ент, когда возникает информационное голодание. Са мые разнообразные педагогические приемы работы с информацией — от элементов игры до работы со слова рем — могут быть включены в мастерскую. Но все это - в рамках правил и определенного алгоритма мастер ской, которые не допускают преждевременного введе ния мастером готовой информации. Обычно это проис ходит на втором этапе процесса.

Рекомендации для мастера (учителя):

В данной технологии учитель выполняет роль мастера. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.

1. Создавать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.

2. Непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму.

3. Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний.

4. Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей.

5. Информацию подавать малыми дозами.

6. Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки.

Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй…

Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастер ских, так же как и другие признаки этой инновацион ной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоре тическому осмыслению.

Из статьи И.А.Мухиной, заслуженного учителя РФ, доцента кафедры педагогики социального творчества СПбГУПМ

Автор: Коврина Татьяна Анатольевна

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Бугуруслан

Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться.

Высказывание великого человека нашло отражение в применении нами технологии «Педагогическая мастерская, которая является одной из интенсивных технологий обучения. Из существующих педагогических методов мастерская использует в работе исследовательские и проблемные методы обучения, опирающиеся на логические противоречия и связи, творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. В системе мастерских все проблемы выдвигаются участниками, и в ней важен сам процесс творчества, приобщающий ребенка и взрослого к радости познания.

Предлагается прочитать на доске или листах слова и вычеркнуть те, которые нельзя отнести к профессиональным качествам педагога:

Мудрый, бездушный, артистичный, самокритичный, пассивный, творческий

естественный, злорадный, разносторонний.

(Мудрый, бездушный, артистичный, самокритичный, пассивный, творческий, естественный, злорадный, разносторонний).

Далее, из первых букв оставшихся слов составить слово (мудрый, артистичный, самокритичный, творческий, естественный, разносторонний: мастер)

- Прислушайтесь к себе и представьте, какие ассоциации возникают у Вас с этим словом.

Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть

- Как Вы думаете, о какой технологии мы сегодня поговорим?

Педагогическая мастерская – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика. Учитель является ведущим мастером, который создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, обращается к чувствам ребенка, пробуждает в нем интерес к изучаемой проблеме (теме), не торопится давать ответы на поставленные вопросы, важную информацию подает малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся, исключает официальное оценивание работы, но дает возможность проявления самооценки учащегося, ее изменения, самокоррекции.

Технология мастерских имеет свою структуру.

(На столе у присутствующих карточки с названием этапов технологии)

- Подумайте, пожалуйста, в каком порядке нужно расставить структурные элементы данной технологии (можете обсудить проблему в парах).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемое методическое пособие представляет собой теоретический материал по данной технологии, востребованной в период перехода на 12 – летнее образование, а также опыт работы учителей гимназии №2 в данном направлении.

Теория. Опыт. Проблемы.

Учебно – методическое пособие

г. Рудный 2008год

Предлагаемое методическое пособие представляет собой теоретический материал по данной технологии, востребованной в период перехода на 12 – летнее образование, а также опыт работы учителей гимназии №2 в данном направлении.

Как организовать деятельность учащихся при решении любых задач? Ответы на эти и другие серьёзные вопросы можно будет найти в данном методическом пособии.

Пособие предназначено для учителей начальных классов.

Пояснительная записка

В современных условиях меняется и роль учителя. Учитель должен быть не транслятором знаний, а организатором, руководителем и соучастником ученого процесса, построенного как диалог учащихся с познаваемой действительностью. А это возможно через использование в первую очередь инновационных технологий, востребованных при 12 – летнем образовании. К этим технологиям относится и технология педагогических мастерских.

Гриценко Галины Васильевны

Алексеевой Валентины Фёдоровны

Баган Галины Николаевны

Нагноеко Оксаны Юрьевны

Гопанович Ольги Степановны

Кищенко Натальи Евгеньевны

Кривопаленко Марины Георгиевны

Эта технология позволяет включить в учебный процесс каждого ученика: ученик строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои собственные способности, думает, изобретает, создаёт, творит, самореализуется. Это не просто новая технология, но и новая философия образования.

«Я не согласен принять никакой истины

Педагогические мастерские как инновационная технология

Ведущие идеи этой оригинальной педагогической системы можно кратко представить в виде следующих основных положений:

Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.

Интенсивные методы обучения и развития. Для методов, используемых ЖФЭН, характерны:

отношение учителя к ученику как к себе равному,

Новый тип педагога.

Каждый участник группы и группа в целом могут быть сильны в определённой области, более результативны при решении определённой проблемы: в формулировании учебной задачи, нахождении пути её решения, применении в ходе решения конкретного учебного действия, формулировании вывода, обобщении результата деятельности, рациональном использовании и организации учебного пространства. Опираясь на сильные стороны группы, мастер акцентирует на её достижениях общее внимание, не забывая, по возможности, каждого ученика. Таким ообразом, не учитель находит и указывает путь к познанию истины, а сам субъект (класс). Могут быть верные и неверные шаги, быстрые и медленные, широкие и частые. Задача мастера состоит в том, чтобы ни один шаг не остался без внимания, это шаг выбравшего. Основу работы составляют алгоритмы.

Миссия учителя – мастера заключается в том, чтобы разблокировать способности ребёнка, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала. Позиция учителя-мастера состоит в консультировании учащихся, оказании помощи им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.

Принципы построения педагогических мастерских:

Равенство всех, включая мастера. (Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.)

Ненасильственное привлечение всех к процессу деятельности (создание личностной мотивации).

Чередование индивидуальной и коллективной работы, что создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, даёт реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

Важен не результат, а сам процесс, в котором реализуются законы

Принцип выбора материала, вида деятельности, способа предъявления

материала. Без выбора нет свободы.

Не произвол, а диагностика, прогнозирование, взаимодействие с наукой – необходимая основа педагогических мастерских.

Читайте также: