Технология обучения как учебного исследования кратко

Обновлено: 06.07.2024

В этой статье представлена попытка рассмотреть некоторые возможные подходы к введению новой для современной начальной школы технологии исследовательского обучения.

ВложениеРазмер
statya_suharevskoy_e.yu_.docx 97.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технология исследовательского обучения младших школьников

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Аннотация . В этой статье представлена попытка рассмотреть некоторые возможные подходы к введению новой для современной начальной школы технологии исследовательского обучения.

Ключевые слова : исследование, метод исследовательского обучения, исследовательская деятельность, проектная деятельность, технология исследовательского обучения.

Вначале задумаемся, что такое исследование для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдение за жизнью, открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному ребёнку.

Исследования в младших классах - это трудно? Это проблематично, так как дети еще слишком малы для данного вида деятельности. Но все-таки - это возможно. Одна оговорка: речь, скорее всего, не будет идти о полноценных исследованиях, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы данной деятельности в ее классическом понимании. Но для младшего школьника - это будет его исследование.

На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что методы исследовательского обучения в начальной школе полностью разработаны и апробированы. Но, тем не менее, такой опыт имеется, опыт как удачный, так и не вполне удачный. Российский и зарубежный. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и расширение имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.

Следовательно, исследование как метод обучения – это способ организации познавательного процесса , в результате которого обучающийся получит абсолютно новое для юного исследователя знание .

Данное понятие соотносится, на наш взгляд, с формулой педагогической технологии, выведенной авторами И. В.Богдановым, С. В.Лазаревым, С.С.Ануфриенко, Е.В. Чмыховой и другими. Из неё (формулы) видно, что понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методы обучения" [7] (рис.1)

Рассматривая технологию исследовательского обучения, мы можем определить комплекс исследовательских методов и, следуя деятельностному подходу, выделить структуру их использования в педагогической деятельности учителя начальной школы.

Цель технологии исследовательского обучения – сформировать целостное представление об изучаемом объекте средствами различных методов исследования.

В практике учителей начальных классов встречается самое разнообразное определение задач. Вместе с тем, при реализации ФГОС НОО задачи должны выводиться из заданных в стандарте планируемых результатов освоения основой образовательной программы. Как известно, в стандарте выделяют три группы описания планируемых результатов, которые могут быть сформулированы в виде воспитательных, образовательных и развивающих задач в соответствии с методами исследовательского обучения.

Определяя выбор методов, приёмов и средств исследовательского обучения, педагогу необходимо учитывать ряд требований и собственную структуру действий на уроке (занятии). Во-первых, ограниченность времени урока (занятия). Во-вторых, объём детского исследования. В-третьих, возможность использования различных средств обучающимися.

И ещё несколько требований к механизму исследовательского обучения было выделено американскими педагогами (Драйвер Р., Белл Б, Крайзберг П. и др.):

1. «Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в неявном виде.

2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

Исходя из данных требований, можно выделить некую структуру технологии исследовательского обучения младших школьников:

Затем, определить из них самые потенциальные (от 1 до 3-5). Этот приём позволяет обучающимся визуально представить весь план действий на уроке (занятии). Остальными методами обучающиеся могут воспользоваться дополнительно во внеурочное время для расширения собственного индивидуального исследования.

Как показала педагогическая практика в школе, одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе, а также обеспечение школы. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими. В этом состоит отличие педагогической технологии от методов обучения. Педагогическая технология предполагает присовокупление к методике преподавания личности педагога во всех ее многообразных проявлениях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений.

В процессе исследовательской деятельности обучающиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, выводы) и развивают свои творческие способности. Исследовательская деятельность обучающихся организуется на основе ряда принципов: наблюдаемости, простоты и системности.

Научно-исследовательская деятельность – это деятельность обучающихся и педагогов, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Принципы организации исследовательской деятельности

Содержание деятельности и особенности организации

Принцип соответствия методам естественнонаучного исследования

Учебные исследования учащихся отличаются от научных экспериментов: по степени новизны, по используемой аппаратуре, по сложности, по допускаемым погрешностям в измерениях. Однако важно, чтобы учащиеся в своих исследованиях проходили все стадии, которые характерны для "взрослых" исследований: осознание проблемы, определение цели исследования, формулировка гипотезы, разработка теоретической модели, определение методики исследования, его проведение, фиксация, обработка и интерпретация результатов, формулировка выводов. Прохождение учениками указанных стадий познавательной деятельности формирует исследовательский стиль мышления и соответствующие умения.

Принцип опережающего характера экспериментов школьников

Суть данного принципа заключается в том, что учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в своих экспериментальных исследованиях, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке. Исследования по определению не могут быть лишь опытной иллюстрацией изученного материала, которая отрицательно сказывается на учебной мотивации школьников. Многие объекты, понятия и явления учащиеся успешно изучают именно посредством самостоятельных исследований. При этом они самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде от учителя.

Принцип опоры на образовательные интересы обучающихся

Важно, чтобы решение о проведении внепрограммного исследования, выбор темы были за самим учеником. Учитель ориентируется на познавательные интересы учащихся. Известно, что навязанная учащемуся тема должного образовательного эффекта не даст. Поэтому важно знать, чувствовать интересы и склонности ребёнка, чтобы предложить ему альтернативы, созвучные его желаниям.

Принцип самоорганизации обучающихся

Этот принцип предполагает, что педагог создаёт условия для самостоятельного определения цели, содержания работы, этапов исследования; для проявления ответственности за свои решения; для критической оценки результатов своих действий. Благодаря самоорганизующейся деятельности личность учащегося способна саморазвиваться, проявлять автономность, критичность, мотивированность, рефлексию.

Принцип сотрудничества обучающегося и педагога

В отличие от традиционного обучения, когда результаты решения учебных задач заранее известны, в обучении исследовательском позиции учителя и учащегося уравниваются, поскольку самому педагогу, как правило, неизвестны результаты предстоящей работы. Учитель и обучающийся становятся "коллегами". Только при наличии подобного рода взаимоотношений, когда партнёры работают на равных и уважительно относятся к "научной" позиции друг друга, создаётся благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребёнка и результаты его самореализации.

Учебно-исследовательская деятельность должна быть таковой, чтобы в процессе создания обучающимися внешних образовательных продуктов (результатов исследования) у обучающегося происходило формирование и развитие творческого мышления, исследовательских умений и способностей.

Исследовательская деятельность на всех этапах должна сопровождаться её рефлексивным осознанием учащимся как субъектом этой деятельности. Рефлексия выступает в качестве условия, необходимого для того, чтобы ученик видел схему организации собственной исследовательской деятельности, конструировал её в соответствии со своими целями, осознавал и усваивал способы её проведения. Ученик не только проводит исследование, но и знает, как он это делает, становясь сам для себя объектом управления.

Принцип поуровневого подхода к выполнению учащимися исследовательских заданий

Нулевой уровень . Учащиеся работают по готовой инструкции, в которой прописаны цель и порядок выполнения работы. Гипотеза не указывается. Работа учеников носит репродуктивный характер. Более того, они зачастую на опыте определяют то, что им уже известно и приведено в учебнике.

Первый уровень. Учащиеся знакомятся с постановкой проблемы, принимают цель исследования, знакомятся с гипотезой, выполняют работу по готовому плану, сами интерпретируют полученные результаты.

Второй уровень . Учащиеся знакомятся с поставленной проблемой, принимают цель эксперимента и его гипотезу, сами планируют работу, выполняют опыты и объясняют полученные результаты.

Третий уровень. Учащиеся знакомятся с проблемой, сами формулирую цель и выдвигают гипотезу, планируют и осуществляют эксперимент, интерпретируют полученные результаты.

Четвёртый уровень. Учащиеся сами обнаруживают проблему, формулируют цель исследования, предполагают возможные результаты (выдвигают гипотезу), планируют, осуществляют эксперимент и интерпретируют полученные результаты. Здесь им принадлежит ведущая роль в выборе способов работы с изучаемым материалом. Более того, ученики подвергают сомнению известные факты, принятые представления и нормы, осуществляют их экспериментальную проверку с последующим обоснованием. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он изучает в ходе учебного исследования.

Виды учебно-исследовательской деятельности

Осуществляется на базе школы на школьном оборудовании. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, выявление проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов, проведение пилотного эксперимента, корректировка методики исследования в связи с ходом и результатами пилотного эксперимента, собственно эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов, защита результатов экспериментального исследования). Позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.

Целями этой практики являются:

совершенствование навыков исследовательской работы;

формирование исследовательской компетентности;

углубление знаний в выбранных предметных областях;

формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков;

самоопределение в выборе будущей специальности;

знакомство с научными учреждениями, лабораториями, технологическими процессами;

формирование коммуникативных навыков работы со специалистами.

Исследовательская практика может включать следующие шаги:

Предложение тем исследования (при подборе тем следует руководствоваться целями практики, посильностью задания для учащегося, обеспечить несколько вариантов тем, прокомментировать каждую из них).

Изучение учащимися данных тем с использованием дополнительной литературы.

Осуществление выбора темы.

Изучение учащимися различных источников с целью расширения осведомлённости по проблеме.

Поиск возможностей; проектирование основных этапов исследования (цель  что нужно сделать?  что для этого понадобится?  какова последовательность действий?  каков возможный результат?  каковы возможные затруднения?);

Составление учащимися плана-графика работ.

Осуществление руководства практической деятельностью (в процессе руководства рекомендуется проводить обсуждение промежуточных результатов исследований).

Анализ и оценка учащимися полученных результатов.

Оформление статьи – отчёта о результатах исследования; рецензирование статьи руководителем исследовательской практики; оценка исследовательской практики ученика.

Исследовательская работа по теме

Цель: систематизация, расширение и углубление теоретических знаний школьника; развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении учебных задач.

Включает в себя:

Выдвижение проблемы (т. е. постановка вопроса, требующего ответа).

Установление новых связей между известными явлениями.

Новую постановку известной проблемы.

Рекомендации об использовании выявленных материалов и выводов в учебном процессе.

Процесс подготовки и выполнения ВЭР включает несколько основных этапов:

составление плана работы;

выбор методики работы над источниками и литературой;

составление календарного плана выполнения работы;

сбор материалов, составление библиографии, анализ и обобщение собранного материала;

письменное изложение результатов исследования;

проверка текста научным руководителем, составление им отзыва о работе;

внесение исправление и литературная обработка рукописи;

оформление работы, составление библиографии, приложений, оформление титульного листа;

подготовка к защите: написание текста выступления, отбор необходимых материалов (схем, диаграмм, таблиц, иллюстраций) для демонстрации во время защиты.

Занятие внеурочной деятельности

Предполагает углублённое изучение предмета, занятия дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности старшеклассников.

Олимпиады, конкурсы, конференции

Предполагают выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО)

Форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а так же встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ.

Технология организации учебного исследования обучающихся

Как возникают темы исследований?

Темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие на острие обсуждения

Рекомендуемый учителем список тем исследований

Собственные вопросы и интересы обучающихся

Как воплотить исследование?

Подбор научного руководителя

Составление плана или проекта будущей работы

Непосредственная работа с материалом, наблюдение, эксперимент

Написание работы

Анализ полученного материала, систематизация, классификация

Первая оценка работы

Первое чтение работы научным руководителем

Презентация замысла исследования

Подготовка к презентации работы

Редактирование окончательного варианта работы

Оформление наглядного материала

Презентация результатов исследования

Важными механизмами развития исследовательской деятельности являются: создание творческой атмосферы, мотивации интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности; инициирование и всесторонняя поддержка поисковой, исследовательской, проектной деятельности; сопровождение исследовательской и проектной деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.

Результаты использования технологии:

обучающиеся учатся умению самостоятельно добывать знания;

испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;

развивают навыки самоорганизации;

формируют адекватную самооценку;

приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

С этой целью необходимо проводить исследовательскую работу в системе урочной и внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Основные направления исследовательской работы:

  • Включение в исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с их выявленными научными интересами.
  • Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
  • Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
  • Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их и участию в конференциях.
  • Подготовка, организация и проведение НПК, олимпиад.

При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагога становятся:

  • актуализация исследовательской потребности ученика;
  • вовлечение в поисковую деятельность;
  • поиск средств, активизирующий процесс познания;
  • помощь в выработке индивидуальной стратегии познания;
  • содействие в осознании исследования как отражении познавательной потребности;
  • доведение ученика до результативности в деятельности;
  • создание условий, стимулирующих познавательную активность.

Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою успешность в этом процессе. Это зависит от учителя, его умения организовать деятельность ученика и признание её ценности для окружающих, для сверстников.

Для того чтобы исследовательская деятельность ученика стала продуктивной для его собственного развития, принципиально важно опираться на следующие принципы:

  • принцип доступности;
  • принцип поуровневости;
  • принцип временного развития.

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учащегося.

Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей, конечно, самих учеников. При этом "уровень " учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

И конечно современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников.

Поэтому нам кажется важным провести основные отличия организации исследовательской деятельности в знаниевой и личностно-ориентированной моделях образования. Их отражает данная таблица.

Сравнение особенностей организации исследовательской деятельности школьников в знаниевой и личностно-ориентированной моделях

Параметры сравнения

Исследовательская деятельность в знаниевой модели

Исследовательская деятельность в личностно-ориентированной модели

Цель исследовательской деятельности

Получение навыков исследовательской деятельности, развитие активности, конкретные результаты работы.

Способ приобщения

Побуждение взрослым. Лекции о пользе исследовательской деятельности. Эпизодическое участие во внешних мероприятиях исследовательской деятельности.

Основные средства

Обучение исследовательской деятельности по ходу исследования.

Стартовое эвристическое обучение основам исследовательской деятельности с постоянной коррекцией.

Выполнение исследования по внешне заданному образцу этапов организации научного исследования.

Совместный поиск педагога и ученика по развитию индивидуальной исследовательской стратегии.

По ходу исследования ученик периодически отчитывается учителю о собственной работе.

В ходе организации исследовательской деятельности постоянно поддерживается исследовательский диалог учителя и ученика. Периодически организуется полилог со сверстниками-исследователями.

Познавательные предпочтения ученика игнорируются в ходе исследования.

В ходе исследовательской деятельности проявляются, рефлексируются, учитываются и развиваются познавательные предпочтения ученика.

Особенности организации этапов учебного исследования

Чёткое и строгое следование принятым в научном мире этапам организации исследования.

Вариативность этапов исследовательской деятельности, в зависимости от личностных и индивидуальных особенностей ученика.

Тема исследования выбирается учеником из готового списка вариантов.

Тема исследования исходит из личностных интересов школьников и совместно формулируется с руководителем.

Гипотеза, задачи и методы исследования в большей степени определятся руководителем.

Ученик самостоятельно делает попытки определить гипотезу, задачи и методы исследования согласовывая их с научным руководителем. Множество формулировок и попыток.

План исследования разрабатывается, меняется и уточняется по ходу исследования, в зависимости от промежуточных результатов деятельности.

Особенности организации обратной связи

Обратная связь организуется в промежутках между этапами исследования и касается в основном содержания деятельности и результатов.

Обратная связь организуется как по результатам, так и по процессу исследования. Особенно важны личные открытия, озарения, размышления о последовательности действий и их эффективности. Обратная связь приводит к осознанию критериев личностной и исследовательской компетенции. Благодаря обратной связи исследование становится обучением учению.

Результаты исследовательской деятельности

Результатами деятельности считаются в основном внешние параметры: выступления на конференциях, грамоты, победы на конкурсах.

Результаты деятельности сначала фиксируются как внутренние и качественные достижения школьника, а потом как способы социального признания, начиная с ближайшего окружения (что особенно ценно!).

Использование приобретённого опыта в дальнейшем

Система организации исследовательской деятельности построена так, что у школьника обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты обратной связи, особенно по результатам реализации собственной исследовательской стратегии, для того чтобы обеспечить новый уровень личностного развития.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап инициирующий

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи.

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач.

2 этап основополагающий

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность.

Знакомлю с различными формами презентации результатов.

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов.

3 этап прагматический

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов.

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов.

4 тап заключительный

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат.

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности.

5 этап итоговый

Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.

Результаты

Результаты исследовательского обучения разделяются на две части.

Первая – формальная – соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Методика оценки качества результата в этом случае достаточно проста и ограничивается установлением соответствия представленного продукта установленным требованиям. Главная сложность состоит в том, что эксперту необходимо помнить, что он оценивает не объективную значимость представленной работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому на каждом этапе оценки необходимо вникать в личностные мотивы учащегося и его самооценку.

Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции.

Наиболее адекватным для оценки результата исследовательского обучения является экспертный путь оценки.

Таким образом, исследовательская деятельность является важным средством развития личности ученика, готового к самостоятельной жизни в быстро изменяющемся мире, способного ориентироваться в социуме, а главное реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.

Что представляет собой исследовательский метод обучения? Это не что иное, как организация познавательной и поисковой деятельности учащихся, которая осуществляется при постановке учителем различных задач. При этом все они требуют от детей творческого самостоятельного решения.

учитель в классе с планшетом

Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его основными функциями. С его помощью производится организация творческого поиска и применения знаний. При этом в процессе деятельности происходит овладение науками, а также формируется интерес и потребность в самообразовании и творческой деятельности.

Суть метода

Вам будет интересно: Раздрай – это воплощение беспорядка

Применять в педагогике исследования в процессе обучения начали более полутора веков назад. Сущность такого метода подразумевает следующее:

  • наблюдение с последующей постановкой вопросов;
  • принятие предположительных решений;
  • исследование имеющихся выводов и выбор из всех лишь одного как наиболее вероятного;
  • дополнительную проверку выдвинутой гипотезы и ее окончательное утверждение.

Следовательно, исследовательский метод обучения - это способ умозаключения при получении конкретных фактов во время самостоятельного наблюдения и изучения объектов школьниками.

Цели работы

Вам будет интересно: Средний жуз: описание, виды, исторические факты

Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельное прохождение учениками всех этапов эксперимента вплоть до анализа полученных результатов.

мальчик держит в руках яблоко

Среди целей, преследуемых в этом случае педагогом, - необходимость:

  • приобщения воспитанников к процессу получения новых знаний;
  • освоения детьми нестандартных форм познавательной деятельности;
  • обучения пользованию практическими материалами, монографической, учебной и нормативной литературой, статистическими данными, а также сетью Интернет;
  • выработки умения работы с компьютером и его основными программами;
  • в предоставлении школьникам возможности публичных выступлений, вступлений в полемику, доводя до слушателей свою точку зрения и обоснованно склоняя аудиторию к принятию выдвинутых идей.

Среди основных целей использования исследовательского метода обучения находится также развитие у детей следующих умений:

  • нахождения и формулировки научной проблемы;
  • актуализации противоречий;
  • определения объекта, а также предмета исследования;
  • выдвижения гипотез;
  • планирования и проведения эксперимента;
  • проверки гипотезы;
  • формулировки выводов;
  • определения границ и сфер применения полученных во время исследования результатов.

Характерные признаки

Вам будет интересно: Сколько органов у человека: характеристика систем органов

При использовании исследовательского метода обучения на уроках происходит следующее:

Исследовательский метод обучения предполагает осуществление процессов наблюдения и поисков выводов во время работы с книгой, выполнения письменных упражнений, а также лабораторных и практических работ.

Разнообразие активных способов получения знаний

В процессе обучения происходит постоянная взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся. Ее осуществление возможно при использовании определенного способа или метода получения знаний.

дети с книгами

Педагогической науке доподлинно известно, что развитие ученика невозможно без его включения в самостоятельную деятельность, которая предполагает собой решение поставленных перед ребенком проблем. Именно эту задачу выполняют исследовательский и эвристический методы обучения, которые предполагают поисковый характер работы детей. Способность к подобной деятельности рассматривается в довольно широких пределах, подразделяясь на такие направления:

  • проблемно-поисковое изложение;
  • активные способы;
  • проектные методы и т.д.

Проблемно-поисковое обучение

Исследовательская деятельность учащихся в условиях современной школы является одной из наиболее эффективных методик. Она способствует развитию у детей творческих способностей, активности и самостоятельности.

Одним из приемов исследовательского метода обучения является применение его проблемно-поисковой формы. В этом случае учащимся предлагается стать первооткрывателями, добывающими новые знания по тем или иным предметам. Подобное становится возможным в случае такой организации учебного процесса, когда созданная на уроке педагогическая ситуация требует от детей логической оценки поставленных задач и интеллектуального поиска решений с принятием самого взвешенного и обоснованного из них.

Основные приемы

Вам будет интересно: Что такое "ультра"? Значение слова

При проблемных и поисковых исследовательских методах обучения вся деятельность учащихся направлена на приобретение новых знаний.

школьницы проводят эксперимент

С целью использования данного направления учитель ставит перед учениками практические задачи.

Приемы исследовательского метода обучения в этом случае состоят в следующем:

  • Создании проблемной ситуации.
  • Организации совместного обсуждения самых оптимальных вариантов для ее разрешения.
  • Выборе наиболее рационального способа, позволяющего решить имеющуюся проблему.
  • Обобщении полученных данных.
  • Формулировке выводов.

Поисковый исследовательский метод обучения может быть организован на любом этапе школьных занятий. Учителю в этом случае необходимо сформировать внутреннюю мотивацию ребенка.

Исходя из уровня мышления учащихся разных возрастных категорий, в этом случае могут быть использованы различные приемы исследовательского метода обучения. Среди них:

Основной целью и назначением проблемно-исследовательского метода обучения является преодоление механического усвоения знаний и активизация мыслительной деятельности детей. Создание проблемной ситуации, инициированной учителем при постановке определенного вопроса или выдаче задания, служит толчком к поиску выхода из нее.

Уровни исследовательского обучения

Находя ответы на поставленные учителем вопросы, дети рассуждают, анализируют, сравнивают и делают выводы, что позволяет им сформировать прочные навыки самостоятельной работы.

При исследовательском методе обучения могут быть использованы три уровня подобной деятельности:

Проведение исследовательской деятельности при проблемно-поисковом методе обучения позволяет детям находиться в учебном процессе в активной позиции. Она предполагает не простое усваивание тех знаний, которые преподносит школьникам учитель, а их самостоятельное получение.

Активное обучение

Под таким получением знаний понимают методы, с помощью которых происходит мотивация учеников к мыслительной и практической деятельности для овладения ими учебного материала. В таком случае преподаватель также не производит изложение готовых знаний на их запоминание и дальнейшее воспроизведение. Он побуждает школьников самостоятельно добывать умения во время проводимой им практической и мыслительной деятельности.

четверо школьников за одной партой

Для активных методов обучения характерно то, что в их основе лежит мотивация к получению знаний, без которой невозможно движение вперед. Возникли подобные педагогические способы в связи с тем, что перед образовательной системой общество стало ставить новые задачи. На сегодняшний день школы должны обеспечить формирование у молодежи познавательных способностей и интересов, творческого мышления, а также навыков и умений к самостоятельному ведению труда. Появление подобных задач стало следствием бурного развития информационного потока. И если в прежние времена полученные в системе образования знания могли служить людям долго, то сейчас они требуют постоянного обновления.

Исследовательский метод активного обучения обладает различными формами. Среди них:

Проектный метод

Вам будет интересно: Что такое салон: многообразие значений

Под таким педагогическим способом понимается такая организация деятельности обучения, результат которой выражается в получении определенного продукта. При этом подобная образовательная технология предполагает тесную связь с жизненной практикой.

дети рассматривают учебные пособия

Метод проектов - исследовательский метод обучения. Он позволяет сформировать у детей специфические умения, знания и навыки благодаря системной организации учебного поиска, имеющего проблемно-ориентированный характер. При использовании метода проектов ученик включается в познавательный процесс, самостоятельно производит формулировку проблемы, осуществляет подбор нужной информации, разрабатывает варианты для ее решения, делает необходимые выводы и анализирует собственную деятельность. Таким образом, постепенно у школьника формируется опыт (как учебный, так и жизненный).

В последнее время метод проектов все чаще применяется в системе образования. Он позволяет:

При приобретении описанных выше навыков школьник становится более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться при изменяющихся условиях и ориентироваться в самых различных ситуациях.

Использование метода проектов предполагает такое построение образовательного процесса, при котором целесообразная деятельность ученика сообразуется с его личными целями и собственным интересом. Ведь внешний результат проделанной работы можно увидеть и в дальнейшем осмыслить. Его ценность заключается и в применении на практике. Внутренний результат является получением опыта деятельности. Это бесценное достояние учащегося, которое соединяет в себе умения и знания, ценности и компетенции.

Классификация элементов активной познавательной деятельности

Каждый из учебно-исследовательских методов обучения предполагает проведение работы в различных направлениях.

дети и учительница смеются

При этом вся она может быть дифференцирована по цели, изучаемому объекту, месту и времени проведения и т.д. Так, различают:

Читайте также: