Технологии точного восприятия в правоохранительной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Восприятие партнера по общению (перцепция) - это трудоемкий процесс, связанный с восприятием внешних качеств человека, их сопоставлением с личностными особенностями и определением на его основе своего поведения и поступков.

Базовые характеристики восприятия партнера по общению

Когда между людьми происходит общение, важным элементом выступает взаимопонимание. При этом оно может характеризоваться в различных значениях - в качестве осознания мотива, цели, установки партнера, а также в качестве осознания и дальнейшего разделения и принятия данной цели, установки и мотива.

Самым значительным при общении является процесс точного восприятия своего визави. Он служит как составная часть всего общения между людьми. Важным также представляется присущее людям качество определять по мимике, словам, позам, жестам, походке человека, какие намерения он испытывает, в каком состоянии находится.

Ученые и практики утверждают, что есть эффективные способы получения правдивых сведений о психологических состояниях людей, опираясь на их внешние проявления. Для этого предлагается рассмотреть некоторые предпосылки.

Доказанным является факт о том, что тело и психические особенности каждого человека соотносятся между собой достаточно тесно, отражая друг друга. Так, все испытываемые человеком переживания определенным образом отражаются на нем. Мимика, позы, жесты, голос зачастую выдают человека.

Сказанные человеком слова являются частью его сознания, плодом прогнозирования и оценки протекающего общения, а вот телодвижения относятся к процессам подсознания, поэтому зачастую совершаются непроизвольно.

Движения тела и речи могут дать о человеке весьма противоречивую информацию. Иногда словесно человек озвучивает то, что ему выгодно в данный момент, а в его мимике и жестах прослеживаются реальные чувства и отношение к ситуации. Такое несовпадение партнер по общению может проследить ввиду того, что:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Доказано, что человек наделен способностью к контролю на уровне своего сознания 7-9 объектов одновременно. При этом человек, который сам контролирует свое поведения, в процессе общения должен улавливать жесты и слова партнера, реагировать на происходящие события и т.д. Таким образом, он контролирует лишь 2-3 объекта собственного тела, например, жесты рук и движение глаз, тогда как тело, ноги остаются бесконтрольными.
  2. Известным является факт, что отрицательные виды переживаний (беспокойство, волнение, страх) и речь регулируются разными полушариями человеческого головного мозга. В первом случае - это правое полушарие, а во втором - левое.

Условия точного восприятия партнера по общению

Для того, что воспринимать своего партнера по общению наиболее точно, следует учитывать ряд определенных условий.

Определение уровня самооценки партнера. Данное условие является достаточно значимым, так как самооценка представляется в качестве важнейшего механизма психологии, направленного на саморегуляцию поведения людей, на определение коммуникативных навыков, на самочувствие, поведение, настроение, конфликтность и пр.

Умение различать внутренние реакции. В данном случае речь идет о том, что нельзя относить реакции, проявляемые человеком в связи с внешними физическими раздражителями, к внутренним состояниям психики. Движения мышц не всегда могут соответствовать внутреннему состоянию при общении, к примеру, у человека могут быть прищурены глаза из-за яркого света и т.п. Необходимо научиться системно реагировать на проявления тела партнера, а не основываться на единственном движению.

Учет возможности привычного поведения. Не следует рассматривать в качестве показателя психического состояния партнера привычные для него движения тела, к примеру, привычку ежеминутно поправлять прическу и т. д.

Исключение физических недостатков. Ни в коем случае нельзя принимать физические недостатки партнера по общению за внешнее проявление состояния его психики в данный момент. Например, человек может иметь проблемы со слухом в одном ухе, поэтому он поворачивается к партнеру другим, прекрасно слышащим, ухом. Такое поведение не говорит о неискренности, высокомерии и прочих недоброжелательных качествах.

Механизмы и техники социальной перцепции

Эмпатия. Этот механизм заключается в умении сопереживать и чувствовать другого человека. В этом процессе задействованы, прежде всего эмоции, благодаря которым человек может понять внутреннее состояние партнера по общению. Он оценивает происходящие внутри другого человека процессы, его отношение ко всему окружающему. Самый высокий уровень эмпатии присущ людям, умеющим с разных позиций представлять восприятие разными людьми одного и того же события. Эмпатией необходимо обладать людям, которые выбрали для себя профессию социального работника, педагога, психолога.

Идентификация. Представляется как один из механизмов, предназначенных для познания человека. Необходимо поставить себя на роль того, с кем происходит общение, почувствовать его цели, привычки, установки, мотивы, вкусы и взгляды. Поведение при этом диктуется общими представлениями о том, как бы в той или иной ситуации вел бы себя партнер. Важное значение идентификации отводится при общении взрослых с подростками, определяя характер их взаимоотношений на этапе взросления последних.

Стереотипизация. Такой механизм включает в себя способность человека классифицировать элементы поведения партнера и расшифровывать их причины, относя их к знакомым явлениям, или к явлениям, которые кажутся знакомыми - к общественным стереотипам.

Аттракция. Данный механизм познания собеседника заключается в том, что с целью узнать человека лучше, формируются исключительно положительные чувства и отношение к нему. Возникает дружба, привязанность или другие более глубоки взаимоотношения.

Каузальная атрибуция. Этот механизм является универсальным для интерпретирования причин, целей, мотивов партнера по общению. Он состоит из трех отдельных видов:

  • объективная атрибуция (поведение кроется в объекте, на который оказывается воздействие);
  • личностная атрибуция (поведение связано с тем, кто является его исполнителем);
  • обстоятельственная атрибуция (поведение является отражением окружающих обстоятельств).

Социальная рефлексия. Подразумевает, что человек наделен способностью к тому, чтобы понять представления партнера по общению о нем, оценить уровень знаний другого о себе.

3. Развитие коммуникативно-организаторских, интерактивных, перцептивных профессиональных умений в сфере педагогической составляющей профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: планирование и проведение беседы с гражданином; психологический анализ процесса и результатов беседы, анализ педагогического характера общения сотрудника с гражданином;

4. Развитие навыков профессиональной рефлексии.

Учебные вопросы:

1. Сущность и функции общения. Закономерности и роль общения в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Зависимость успешности профессионального функционирования личности сотрудника органов внутренних дел от ее коммуникативной компетентности.

2. Структура общения. Коммуникативная (информационная) сторона общения. Приемы и способы эффективной коммуникации в деятельности органов внутренних дел.

3.Перцептивная сторона общения. Технология точного восприятия в правоохранительной деятельности. Ошибки и эффекты, возникающие при построении образа другого. Приемы и правила построения точного образа партнера по общению.

4. Интерактивная сторона общения. Основные формы взаимодействия в общении. Психодиагностические средства оценки установок, мотивов, ориентаций, стратегий, навыков личности в общении. Технологии правомерного психологического воздействия на партнера по общению в ситуациях служебной деятельности. Психологические условия эффективного осуществления общения сотрудника органов внутренних дел с различными категориями граждан.

5. Техника управления общением. Технология общения сотрудников органов внутренних дел в различных ситуациях служебной деятельности. Психологические особенности подготовки и проведения выступлений сотрудников органов внутренних дел перед аудиторией.

Организационно-методические рекомендации:

В процессе изучения темы необходимо обратить внимание на три составляющие в структуре общения (коммуникация, интеракция, социальная перцепция), различие индивидуально-психологических проявлений эмоциональной реакции человека на разнообразные коммуникативные ситуации, сформировать установку обучающихся на развитие коммуникативных, перцептивных, интерактивных качеств, усвоение различных способов повышения эмпатийности и снижения агрессивности в общении, а также на развитие психологического мировоззрения, ориентирующегося на закономерности и механизмы психической деятельности и поведения человека. При знакомстве с информацией по вопросам необходимо опираться на научные издания и учебную литературу, а не на популярные издания.

Задание на самоподготовку

1. Изучить основы психологии общения, его структуру, закономерности и механизмы, основы подготовки сотрудника к профессиональному общению, а также основные коммуникативные качества личности сотрудника ОВД , цели и средства психологического воздействия, законспектировать закономерности и механизмы повышения эмпатийности и снижения агрессивности личности сотрудника полиции, основные виды коммуникативных барьеров, составить схему взаимосвязи коммуникативности, эмпатийности и агрессивности личности.

2. Изучить возможности использования приемов эффективного слушания, прикладных методов психологии общения в юридической практике, законспектировать особенности применения различных приемов воздействия на эмоции и чувства собеседника, их достоинства и ограничения, составить схему классификации методов развития коммуникативности, эмпатийности личности.

Список рекомендованных к занятию источников:

а) нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации (официальный текст с внесенными поправками) – М.: Юрайт, 2014.

2.О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ - М.: Проспект, 2014.

б) основная литература:

1.Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие // И.И.Аминов. – М.: Юнити, 2014. – 271 с.

2.Бикчинтаева Л.Г. Психология [Текст]: словарь // Л.Г.Бикчентаева. – Уфа: УЮИ МВД России, 2013. – 114 с.

3.Мальцева Т.В. Практикум по юридической психологии // Т.В.Мальцева. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 136 с.

4.Мальцева Т.В., Кутепова М.В. Личность преступника: психологический аспект: учебное пособие. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 110 с.

5.Социальная психология // под ред. А.М.Столяренко. – М.: Юнити, 2014. – 511 с.

в) дополнительная литература:

1.Аминов И.И. Психология делового общения: учебное пособие // И.И.Аминов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М, 2013. – 287 с.

2.Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учебное пособие // И.И.Аминов. – М., Юнити, 2013. – 615.

6.Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций / И.В.Макарова. – М.: Юрайт, 2013. – 182 с.

8.Уразаева Г.И. Психология виктимной личности: учебное пособие // Г.И.Уразаева. – Казань: КЮИ МВД России, 2014. – 284 с.

Тема 3. Психология конфликтов в деятельности сотрудников

Органов внутренних дел

Семинар: 2 часа

Цели:

1. Развитие установок конструктивного профессионального общения в контексте психолого-педагогической составляющей служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел;

2. Развитие исследовательских умений слушателей в сфере изучения личности собеседника и анализа деятельности сотрудника в ситуации конфликтного взаимодействия;

3. Развитие коммуникативно-организаторских, интерактивных, перцептивных профессиональных умений в сфере психологической составляющей профессионального общения сотрудников органов внутренних дел в затруднительных ситуациях взаимодействия с гражданами;

4. Развитие навыков профессиональной рефлексии.

Учебные вопросы:

1. Понятие конфликта, его сущность и структура. Условия возникновения конфликта. Классификация конфликтов и причины конфликта. Особенности механизма возникновения и протекания конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

2. Понятие управления конфликтами и специфика его проявления в правоохранительной деятельности. Источники прогнозирования конфликта в правоохранительной деятельности. Пути предупреждения конфликта.

3. Технологии регулирования конфликта. Этапы регулирования конфликта. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. Поведение личности в конфликте: модели поведения в конфликтном взаимодействии; стратегии поведения; типы конфликтных личностей.

4. Понятие внутриличностного конфликта и его особенности, формы проявления. Способы разрешения внутриличностных конфликтов. Особенности возникновения и разрешения внутриличностных конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

5. Психология переговорного процесса в экстремальных условиях. Стратегии и тактики поведения в переговорном процессе. Особенности ведения переговоров с преступниками.

Организационно-методические рекомендации:

В процессе изучения темы необходимо обратить внимание на структурные составляющие конфликта, условия его возникновения, сформировать установку обучающихся на развитие рефлексивных качеств и способностей как личностных регулятивных факторов в конфликтной ситуации, усвоение различных способов повышения эмпатийности и снижения агрессивности в общении, а также на развитие психологического мировоззрения, ориентирующегося на закономерности и механизмы поведения личности в конфликте. При знакомстве с информацией по вопросам необходимо опираться на научные издания и учебную литературу, а не на популярные издания.

Задание на самоподготовку

1. Изучить основы психологии конфликта, его структуру, закономерности и механизмы, основы подготовки сотрудника к конструктивному профессиональному общению, а также к совершенствованию коммуникативных качеств и развитию рефлексивных способностей личности сотрудника ОВД , цели и средства психологического воздействия на гражданина в конфликтной ситуации, законспектировать закономерности и механизмы возникновения и развития конфликтов в общении сотрудников полиции с гражданами, составить схему прогнозирования конфликта и управления им.

2. Изучить технологии регулирования конфликта, законспектировать особенности поведения личности в конфликте, составить схему классификации конфликтов и их причин, способов разрешения внутриличностных конфликтов.

Список рекомендованных к занятию источников:

а) нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации (официальный текст с внесенными поправками) – М.: Юрайт, 2014.

2.О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ - М.: Проспект, 2014.

б) основная литература:

1.Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие // И.И.Аминов. – М.: Юнити, 2014. – 271 с.

2.Бикчинтаева Л.Г. Психология [Текст]: словарь // Л.Г.Бикчентаева. – Уфа: УЮИ МВД России, 2013. – 114 с.

3.Мальцева Т.В. Практикум по юридической психологии // Т.В.Мальцева. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 136 с.

4.Мальцева Т.В., Кутепова М.В. Личность преступника: психологический аспект: учебное пособие. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 110 с.

5.Социальная психология // под ред. А.М.Столяренко. – М.: Юнити, 2014. – 511 с.

в) дополнительная литература:

1.Аминов И.И. Психология делового общения: учебное пособие // И.И.Аминов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М, 2013. – 287 с.

2.Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учебное пособие // И.И.Аминов. – М., Юнити, 2013. – 615.

6.Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций / И.В.Макарова. – М.: Юрайт, 2013. – 182 с.

8.Уразаева Г.И. Психология виктимной личности: учебное пособие // Г.И.Уразаева. – Казань: КЮИ МВД России, 2014. – 284 с.

Прокрутить вверх


Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.


ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.


Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).


Элементы познания - составная часть любой деятельности человека, важнейший компонент его сознания. Это проявляется в изучении свойств объектов, закономерностей их развития, связей и отношений между предметами и явлениями внешнего мира.

Познание начинается с восприятия объективного мира при помощи органов чувств. Однако познавательная деятельность не может завершиться только чувственным восприятием окружающей действительности. Она всегда включает в себя многообразную мыслительную деятельность, позволяющую проникнуть в сущность явлений, вскрыть объективные взаимосвязи между объектами и явлениями, установить причинно-следственные отношения. Результаты познания используются и проверяются в практической деятельности.

В ходе познавательной деятельности всегда решаются мыслительные задачи, разные по своему классу, объему и т.д. В тех случаях, когда известен способ их решения - эти задачи просты. Сложной является задача, где отсутствуют достаточные исходные данные и неизвестен способ решения, его еще надо найти. В познавательной деятельности при раскрытии и расследовании преступлений приходится сталкиваться с задачами и того и другого вида. Это предопределяет широкий диапазон мыслительных операций, способов и приемов, которые необходимы для их решения. Однако познавательная деятельность не исчерпывается проведением мыслительных операций. Она включает в себя осуществление действий с объектами познания, изменение условий их существования и т.д.

Познание может рассматриваться как процесс получения и переработки информации о событии, предмете, явлении. В результате формируется мысленная модель события или явления. В правоохранительной деятельности это имеет первостепенное значение, ибо опосредуется особенностью основного объекта познания - преступления.

Сотрудник, как правило, не наблюдает непосредственно событие преступления. В ходе расследования он восстанавливает его в сознании по отдельным штрихам, свидетельским показаниям, вещественным доказательствам, результатам следственных и оперативных действий. В итоге - формируется мысленная информационная модель события, которая затем переходит в концептуальную (версия). Такие модели обладают большой динамичностью.

На эффективность познавательной деятельности сотрудников оказывают влияние ряд факторов:

- наличие четкой цели в осуществлении познания;

- наличие достаточной психической активности, что обеспечивается интересом к данной деятельности, соответствующими мотивами и т.п.;

- наличие достаточного опыта, знаний, навыков и умений, обеспечивающих результативность профессиональной деятельности;

- исправность каналов получения информации, в первую очередь обеспечивающих восприятие необходимых фактов;

- наличие соответствующего эмоционального состояния, например, положительного эмоционального настроя.

В психологической структуре различных профессий познавательная деятельность может иметь различное содержание. Это зависит от целей, объектов, условий и способов, которые и определяют специфику познавательной деятельности. Специфическими особенностями характеризуется познание и в правоохранительной деятельности. К ним можно отнести следующие.

Во-первых, познание в правоохранительной деятельности не является самоцелью, а есть средство обеспечения других видов деятельности.

Во-вторых, деятельность по расследованию преступления начинается после его совершения. Из этого следует, что в данном виде познавательной деятельности сравнительно незначительное место занимает непосредственное познание. Основная же масса фактов познается опосредованно - через показания других лиц (потерпевших, свидетелей).

В-третьих, познание направлено как на настоящее, так и на будущее, хотя целью является построение мысленной модели прошедшего преступного события.

В-четвертых, исключительно большой поток информации предполагает ее селекцию, т.е. отбор той, которая имеет непосредственное отношение к данному преступлению.

В-пятых, поступление информации характеризуется динамичностью. Сведения о преступном событии постоянно изменяются и дополняются. Нередко информация не может быть получена заново или противоречит уже имеющимся сведениям, что предполагает ее строгую фиксацию.

Ну и наконец - наличие процессуальной регламентации. Само познание в деятельности органов внутренних дел облечено в определенную процессуальную форму, которая обусловлена целями правоохранительной деятельности: установлением объективной истины по делу, виновных, исключением субъективизма и т.д.

Все это вызывает необходимость развития у сотрудников комплекса профессионально важных познавательных качеств личности, которые обеспечивают результативность познания. В этой связи большое значение приобретает специальный тренинг познавательных качеств сотрудников органов внутренних дел, в процессе которого эти качества получают свое развитие.

Тренинг памяти

Что же понимается в психологии под памятью? Принято определять память как процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта 1 . Запоминание предполагает первоначальное восприятие органами чувств и затем загрузку информации в память. Сохранение обеспечивается повторением, уменьшающим вероятность забывания. Воспроизведение означает извлечение информации из памяти в виде узнавания или воспоминания. Схематично этот процесс можно изобразить следующим образом:


Рис.1. Структура процесса памяти

Каждый этап важен для функционирования памяти в целом. И на каждом возможно применение специальных методов оптимизации работы памяти.

На этапе восприятия важно обеспечить, в первую очередь, эффективную работу внимания. Если мы воспринимаем информацию невнимательно, рассеяно, то затрудняем собственно запоминание.

Запоминание - самый интересный этап. Здесь возможно применение максимального (по сравнению с другими этапами) количества различных методов и приемов.

Длительное сохранение информации в памяти обеспечивается не только активным концентрированным восприятием и эффективным запоминанием, но и рационально организованным повторением.

Чтобы застраховать себя от невосполнимой потери информации, нужно знать и закономерности забывания. Нередко мы сами провоцируем себя на быстрое забывание, а потом виним в этом свою память.

И последний этап - воспроизведение. Здесь нужно знать специальные методы, позволяющие быстро найти в хранилище памяти необходимые данные. Ведь этим часто и определяется эффективность работы всей памяти: можно прочно запомнить и сохранить информацию, но в нужный момент не суметь извлечь ее на поверхность.

При организации деятельности процессов памяти необходимо всегда помнить об основных закономерностях, влияющих на успешность памяти.

Во-первых, чем более значима информация для жизнедеятельности человека, тем более прочно она запоминается и легче воспроизводится. Потому запоминая какую-нибудь информацию, необходимо постоянно подчеркивать для себя ее важность, например, для достижения целей профессиональной деятельности.

Во-вторых, чем более полно информация включена в деятельность человека, тем прочнее она запоминается. Важно не просто накапливать какие-либо знания, но как можно шире их использовать в своей практической деятельности.

В-третьих, чем глубже осмысление запоминаемой информации, тем лучше она сохраняется в памяти. Пользоваться этой закономерностью - значит максимально приблизить процесс запоминания к процессу мышления. Осмысленное запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов.

В-четвертых, информация, вызывающая интерес или любопытство, запоминается легко. Связать усваиваемое нами с тем, что интересует нас, вызвать интерес к тому, что запоминается, активно заинтересоваться им - такова одна из основных предпосылок успешного запоминания.

В-пятых, важную роль в успешности запоминания играют готовность к восприятию определенной информации и установка на прочность запоминания. Они оказывают значительное влияние как на сам процесс запоминания, так и предвосхищают его результаты и облегчают воспроизведение.

В-шестых, представления, возникающие одновременно, при воспоминании вызывают друг друга. Пользоваться этой закономерностью значит научиться использовать естественные ассоциации при запоминании и воспроизведении, а также конструировать облегчающие работу памяти искусственные ассоциативные связи. На действии этой закономерности опираются многие мнемотехнические системы.

Одна и та же информация может быть запомнена по разному. Различают следующие основные способы запоминания: рациональный (логический, смысловой), механический и мнемотехнический.

Рациональный - основной способ запоминания. Насколько эффективно мы можем его использовать, определяется возможность нашего интеллекта в целом. Этот способ основан на установлении смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала, а также между ним и накопленными знаниями. Смысловые связи, на которых основано рациональное заучивание, характеризуются большей прочностью, чем механически возникающие связи. Одним из важнейших приемов рационального запоминания является прежде всего смысловая группировка материала, т.е. группировка его по смыслу. Так, следователь, запоминая информацию, содержащуюся в материалах уголовного дела, мысленно разбивает ее на определенные группы, объединенные между собой общим смысловым стержнем. Со смысловой группировкой тесно связан другой процесс - выделение смысловых опорных пунктов. Он заключается в том, что каждую выделенную группу необходимо замещать тем, что как бы заключает в себя ее содержание в сжатом, сокращенном, "свернутом" виде, выражает самую "суть" ее и является поэтому опорой запоминания. В данном случае это могут быть краткие тезисы, резюмирующие содержание каждой выделенной группы, а иногда и отдельные слова (имена, названия) или отдельные выражения. Оба приема представляют собой, вместе взятые, мысленное составление плана материала, понимание структуры материала в целом, логической последовательности его частей. Только упорядочив все, что надо запомнить, осознав структуру материала, поняв не только каждую его часть в отдельности, но и связь между частями его как целого, мы сможем добиться успешного запоминания.

Пользуясь этим способом, мы применяем логическую память. Тренировать ее - значит тренировать интеллект, углублять и расширять свои знания.

Механический способ - тот, который мы называем "зубрежкой". Его основой является простое повторение того, что запоминается, многократное восприятие его, не сопровождаемое осмысливанием его содержания. Так запоминаются, например, многие номера телефонов, которые мы сохраняем в памяти, часто не осмысливая соотношений между отдельными числами, входящими в их состав. Механическое заучивание опирается также, как и всякое запоминание, на возникновение связей, образующихся между тем, что заучивается нами. Существенным для связей, образующихся при механическом запоминании, является то, что они обычно возникают благодаря многократному повторению того, что происходит одновременно или следует друг за другом во времени. Такого рода связи носят название ассоциаций по смежности. Именно они и являются основой механического заучивания.

Механическая память - это элементарная основа более высоких видов памяти. Без нее мы не можем обойтись. И эффективность этого способа заучивания можно повысить за счет его рациональной организации. Большое значение здесь играют процессы нашей воли и внимания.

Мнемотехнический способ запоминания - самый интересный и наиболее тренируемый. Это способ опосредованного запоминания в основном несмысловой информации. С его помощью можно заметно усилить рациональный способ запоминания смысловой информации и неизмеримо повысить эффективность механического запоминания несмыслового материала. Этот способ заключается в том, что запоминаемый материал по определенным правилам переводится в другую знаковую систему, в иные образы, в нем выделяются не имеющие смыслового содержания ассоциативные и структурные связи, которые запоминаются лучше. Мнемотехника - сильное вспомогательное средство при запоминании. Но она ни в коем случае не заменяет другие способы запоминания, а лишь дополняет их в необходимых случаях.

Как уже отмечалось, сотрудник органов внутренних дел должен обладать развитой профессиональной памятью, под которой следует понимать его способность быстро, полно и точно запоминать, надежно сохранять, своевременно и правильно (без ошибок) воспроизводить, извлекать из памяти необходимые сведения, данные, информацию о профессионально значимых явлениях, объектах и событиях, важных для решения оперативно-служебных задач. "Профессионально развитая память - качество, характеризующееся особенностями запоминания, сохранения и последующего воспроизведения работником всего ранее воспринятого, сделанного, пережитого, имеющего отношение к оперативно-служебной деятельности и нужного для ее успешного осуществления" 2 .

Целеустремленное развитие профессиональной памяти сотрудника предполагает проведение тренировок:

- по запоминанию и узнаванию лиц людей, их внешнего облика, примет и особенностей поведения;

- по запоминанию и сохранению в памяти словесной информации, отражающей особенности решения задач при выполнении служебных обязанностей (ориентировки, содержание инструктажа и др.);

- по запоминанию и узнаванию номеров, примет автомашин, находящихся в розыске;

- по запоминанию и узнаванию предметов похищенного имущества и их примет;

- по запоминанию и сохранению в памяти планов, схем местности, маршрутов движения и пр.

При этом развитию профессиональной памяти способствует использование сотрудниками органов внутренних дел ряда психологических приемов:

- воспроизведения профессионально значимой информации.

Для повышения эффективности запоминания профессионально значимой информации полезно использовать следующие психологические приемы:

1. Установка на запоминание. Всякий раз сталкиваясь с профессионально значимой информацией сотруднику полезно говорить себе: "Это нужно запомнить!".

2. Заучивание. Объемную, сложную для запоминания информацию следует "про себя" или мысленно повторить, добившись ее точного запечатления в памяти.

3. Осмысление. Любая информация запоминается лучше, если она осмыслена. Вскрыть смысловые связи в запоминаемой информации помогает постановка вопросов "Почему?", "Зачем?" и пр.

5. Использование аналогий, сходства. Новая информация всегда легче запоминается, если она сопоставляется с уже известной информацией. Нужно найти, на что похож объект. Так, запоминая приметы разыскиваемого лица полезно спросить себя: "На кого он похож?". Запоминая приметы угнанного автомобиля полезно отметить, что он похож, например, на автомобиль вашего соседа и т.д.

6. Образное представление. Словесную информацию гораздо легче запомнить, если подключить к этому воображение. Приметы похищенных вещей или разыскиваемого преступника гораздо легче запомнить, если попытаться наглядно их представить, воссоздать в своем воображении.

7. Мысленное проговаривание. Фотография разыскиваемого лица прочнее и точнее запечатлеется в памяти, если при запоминании сотрудник мысленно, во внутренней речи "проговорит", отметит отдельные черты лица. Например, нос прямой, тонкий; глаза - широко расставлены, взгляд - тяжелый, угрюмое выражение лица и т.д.

8. Моделирование. Этот прием особенно хорош, если материал не упорядочен и содержит много разнообразных сведений. С помощью логических связей разрозненные факты соединяются в единую систему. Она и послужит моделью для запоминания. Например, следователю приходится запоминать обстановку места происшествия, показания очевидцев и т.д. Если с помощью выдвижения следственной версии реконструировать прошедшее событие, смоделировать его, то это, кроме всего прочего, позволит лучше запомнить нужную информацию.

Профессионально значимая информация лучше сохранится в памяти, если сотрудник использует следующие приемы:

1. Активизация памяти через прогнозирование последствий. Представляем, что будет, если мы не сохраним в памяти нужную информацию (или, наоборот, если сохраним). В первом случае следует намеренно сгустить краски, во втором - все рисуем в розовых тонах. Напуганные или обнадеженные, мы вернее сохраним в памяти то, что нам нужно. При этом надо выяснить, какой именно итог - мрачный или радостный, производит на вас наибольшее впечатление.

3. Систематизация. Увязывание ранее запомненной информации с вновь запоминаемой позволяет более надежно сохранить их в памяти. Нужно найти в своей памяти "крючок", на который можно "повесить" свежую информацию, чтобы она стала звеном в цепи уже имеющихся знаний. Иначе говоря, надо чем-то связать новые сведения с уже имеющимися по смыслу, созвучию, внешнему виду и т.д.

4. Запоминание через забывание. Наша память обладает одним странным свойством: желая забыть что-то, мы концентрируем на этом свое внимание и в результате этого запоминаем. Можно поставить небольшой эксперимент. Постарайтесь мысленно представить образ белой обезьяны. Представили? А теперь попробуйте выбросить это из головы. Чем больше вы будете стараться не думать об этом, тем сильнее этот образ будет вас преследовать.

Преодолению трудностей по воспроизведению, извлечению из памяти профессионально значимой информации помогает применение следующих приемов:

1. Физическое воспроизведение обстановки. Нужно оказаться "на том же самом месте", расставить, например в нужном порядке предметы обстановки. Опора на зрительные впечатления позволит легче вспомнить то, что необходимо. Иногда бывает достаточно развернуть в нужную сторону свое кресло, чтобы помочь себе вспомнить нужную информацию.

2. Мысленное воспроизведение обстановки. Не всегда можно физически оказаться в той же обстановке, физически воспроизвести ее, но всегда можно мысленно представить, восстановить по отдельным частям в памяти всю ситуацию, а с помощью этого вспомнить и необходимую информацию.

3. Перебор ситуаций. Положим, вы встретили человека, лицо которого показалось знакомым. Кто он? Не помните. Тогда представьте, где бы вы могли его видеть: в отделе, во дворе вашего дама, в транспорте и т.д. При переборе различных ситуаций могут всплыть и сведения об интересующем вас лице.

4. Мысленное воспроизведение последовательности событий (перебор цепи). Восстановление в памяти всей последовательности событий помогает восстановить утерянное звено в цепочке. Последовательно перебирайте звенья воображаемой цепи, в которой должно храниться искомое. Обнаружив в цепи пропуск, перескочите его, пройдите вперед, а затем возвращайтесь назад. Если звено не восстановится, не напрягайте слишком долго память - это вряд ли поможет. Попробуйте переключится на прием расслабления.

5. Расслабление. Если вам не удается быстро, скажем в течение трех минут, вспомнить что-либо, расслабьте на несколько минут мускулы и постарайтесь ни о чем не думать. После этого обычно приходит нужная мысль. Релаксация (расслабление) помогает практически всем.

С помощью процессов ощущения и восприятия человек принимает сигналы окружающей его действительности, отражает свойства, ощущает состояние собственного организма.

Ощущения всегда эмоционально окрашены и в них проявляются познавательные, регулятивные функции психики. По классификации их достаточно много: отражающие внешнюю среду, внутреннюю среду организма, кинестетические и др. Обычно возникает целая гамма ощущений, т.е. идет воздействие на многие анализаторы.

Юристу-практику необходимо всегда адекватно оценивать показания свидетелей, своих подзащитных и других участников гражданского (уголовного) процесса и для этого надо знать основные закономерности и свойства ощущений. К ним относятся: чувствительность анализатора (зрительного, слухового и т.д.) и его характеристики – нижний порог и верхний порог чувствительности, а также разностный порог (минимальная величина различения силы двух раздражителей).

Юристу необходимо учитывать что:

 пороги чувствительности у людей индивидуальны;

 отклонения чувствительности от обычной нормы происходят вследствие ряда факторов – воздействие возрастных, психических раздражителей (шум, свет, болезни, наркотики, алкоголь), и это надо учитывать при работе с клиентами, свидетелями, во время психолого-следственных экспериментов;

 при анализе свидетельских показаний, основанных на ощущениях, необходимо различать истину и заблуждение.

Важное свойство ощущения – адаптация. В результате адаптации ощущение или исчезает (к запаху, к шуму), или притупляется временно (световая адаптация). Это негативная адаптация. Позитивная адаптация – это когда слабый раздражитель воздействует длительно и человек способен улавливать слабейшие сигналы.

Ощущение обладает свойством сенсибилизации. Слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность других анализаторов при взаимодействии ощущений, а сильные раздражители понижают ее.

Еще одно свойство – синестезия. Это означает, что, например, под воздействием звуковых раздражителей могут возникнуть зрительные образы и т.д.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что каждый человек имеет свой индивидуальный уровень развития чувствительности. В профессиональной деятельности юриста наиболее важными являются зрительные, слуховые ощущения, обоняние. Работники юстиции должны уметь управлять своими ощущениями – стимулировать положительные ощущения.

Восприятие– это психический процесс отражения предметов и явлений, когда в сознании человека возникает целостный образ. Именно знание законов восприятия помогает юристу в его практической работе гораздо лучше понимать механизм формирования показаний свидетеля, оценивать объективность притязаний клиента (в адвокатуре), выявлять в ходе ведения дела психологические ошибки суда, следователей и, соответственно, давать профессиональные рекомендации. Юристу самому необходимо вырабатывать в себе наблюдательность, являющуюся производной от восприятия.

К свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, структурность. Для юриста главное – знать и помнить, что восприятие осуществляется не путем копирования или точного измерения объекта, а уподобляется процессу отбора, при котором запечатлеваются не все точки объекта (человек, предметы доказательства и т.д.), а лишь те, на которые пал выбор. И именно в этом случае выбранные элементы, которым было отдано предпочтение, будут переоцениваться в сравнении со всеми остальными (например, те признаки, на основании которых можно доказать невиновность клиента). Кроме того, надо иметь в виду, что человек при недостатке информации стремится восполнить недостающие элементы восприятия объекта, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Необходимо всегда выяснять у клиентов, на чем основаны их утверждения.

Осмысленность восприятия подразумевает процесс изучения объекта, его сущности, переход образа восприятия в продукт мышления. В данном случае юристу необходимо иметь в виду, что человек (и часто) видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В первую очередь это касается самого юриста при ведении различных дел.




Особое место среди свойств восприятия занимает апперцепция. Это зависимость восприятия от факторов психической жизни человека – его опыта, интересов и т.д. Другими словами, в течение жизни у человека накапливается банк гипотез в процессе восприятия, и они-то и позволяют реагировать на действия всевозможных раздражителей путем выбора из банка той гипотезы, которая более всего соответствует качественным характеристикам очередного стимула (раздражителя). Юристу-практику необходимо учитывать, что контакт с новым объектом (число свидетелей, выбор нужной реакции на показания и т.д.) требует двух-трех этапов решения определенной юридической задачи.

С помощью процессов ощущения и восприятия человек принимает сигналы окружающей его действительности, отражает свойства, ощущает состояние собственного организма.

Ощущения всегда эмоционально окрашены и в них проявляются познавательные, регулятивные функции психики. По классификации их достаточно много: отражающие внешнюю среду, внутреннюю среду организма, кинестетические и др. Обычно возникает целая гамма ощущений, т.е. идет воздействие на многие анализаторы.

Юристу-практику необходимо всегда адекватно оценивать показания свидетелей, своих подзащитных и других участников гражданского (уголовного) процесса и для этого надо знать основные закономерности и свойства ощущений. К ним относятся: чувствительность анализатора (зрительного, слухового и т.д.) и его характеристики – нижний порог и верхний порог чувствительности, а также разностный порог (минимальная величина различения силы двух раздражителей).

Юристу необходимо учитывать что:

 пороги чувствительности у людей индивидуальны;

 отклонения чувствительности от обычной нормы происходят вследствие ряда факторов – воздействие возрастных, психических раздражителей (шум, свет, болезни, наркотики, алкоголь), и это надо учитывать при работе с клиентами, свидетелями, во время психолого-следственных экспериментов;

 при анализе свидетельских показаний, основанных на ощущениях, необходимо различать истину и заблуждение.

Важное свойство ощущения – адаптация. В результате адаптации ощущение или исчезает (к запаху, к шуму), или притупляется временно (световая адаптация). Это негативная адаптация. Позитивная адаптация – это когда слабый раздражитель воздействует длительно и человек способен улавливать слабейшие сигналы.

Ощущение обладает свойством сенсибилизации. Слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность других анализаторов при взаимодействии ощущений, а сильные раздражители понижают ее.

Еще одно свойство – синестезия. Это означает, что, например, под воздействием звуковых раздражителей могут возникнуть зрительные образы и т.д.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что каждый человек имеет свой индивидуальный уровень развития чувствительности. В профессиональной деятельности юриста наиболее важными являются зрительные, слуховые ощущения, обоняние. Работники юстиции должны уметь управлять своими ощущениями – стимулировать положительные ощущения.

Восприятие– это психический процесс отражения предметов и явлений, когда в сознании человека возникает целостный образ. Именно знание законов восприятия помогает юристу в его практической работе гораздо лучше понимать механизм формирования показаний свидетеля, оценивать объективность притязаний клиента (в адвокатуре), выявлять в ходе ведения дела психологические ошибки суда, следователей и, соответственно, давать профессиональные рекомендации. Юристу самому необходимо вырабатывать в себе наблюдательность, являющуюся производной от восприятия.

К свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, структурность. Для юриста главное – знать и помнить, что восприятие осуществляется не путем копирования или точного измерения объекта, а уподобляется процессу отбора, при котором запечатлеваются не все точки объекта (человек, предметы доказательства и т.д.), а лишь те, на которые пал выбор. И именно в этом случае выбранные элементы, которым было отдано предпочтение, будут переоцениваться в сравнении со всеми остальными (например, те признаки, на основании которых можно доказать невиновность клиента). Кроме того, надо иметь в виду, что человек при недостатке информации стремится восполнить недостающие элементы восприятия объекта, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Необходимо всегда выяснять у клиентов, на чем основаны их утверждения.

Осмысленность восприятия подразумевает процесс изучения объекта, его сущности, переход образа восприятия в продукт мышления. В данном случае юристу необходимо иметь в виду, что человек (и часто) видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В первую очередь это касается самого юриста при ведении различных дел.

Особое место среди свойств восприятия занимает апперцепция. Это зависимость восприятия от факторов психической жизни человека – его опыта, интересов и т.д. Другими словами, в течение жизни у человека накапливается банк гипотез в процессе восприятия, и они-то и позволяют реагировать на действия всевозможных раздражителей путем выбора из банка той гипотезы, которая более всего соответствует качественным характеристикам очередного стимула (раздражителя). Юристу-практику необходимо учитывать, что контакт с новым объектом (число свидетелей, выбор нужной реакции на показания и т.д.) требует двух-трех этапов решения определенной юридической задачи.

Читайте также: