Технологическая карта кто такие птицы 1 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

Подготовила: учитель начальных классов Рогожа Е.П.

Тема: Кто такие птицы?

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.

1.Образовательные: учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов.

2.Развивающие: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения, внимания, мышления

3.Воспитательные: Воспитывать доброту, ответственность, чувство заботы и любви к природе.

Методы и приемы: коммуникативный, деятельностный подход

Используемые технологии: игровые, элементы личностно-ориентированной технологии, информационно - коммуникационные технологии.

Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Основные понятия, термины: птица, перо, стержень, бородки.

у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:

регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные-овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

1 . Организационный момент

Прозвенел для нас звонок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Ни минуты не теряем

Вместе всё запоминаем.

-Ребята! Мы продолжаем наше путешествие в мир живой природы и сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.

2. Актуализация знаний.

-Вспомните, какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые)

а) Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да)

б) У насекомых три пары ног. (Да)

в) Акула – речная рыба. (Нет)

г) Рыбы живут в воде. (Да)

д) Паук – это насекомое. (Нет)

е) Тело у всех рыб покрыто чешуёй. (Нет)

– А у каких рыб тело не покрыто чешуёй? (сом, налим, акула…) Молодцы!

2) Индивидуальная работа. У вас на партах( в учебнике) карточки с заданием (Приложение1)



Рассмотрите рисунки и закрасьте кружок красным цветом, если это рыба, и зеленым, если это – насекомое.

- А вы все кружочки закрасили? (нет)

- Почему ? Под каким изображением кружок остался не закрашенным? (птичка -голубь)

- Ребята, а почему вы птичку не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам? (нет чешуи, нет 6 ног).

III. Самоопределение к деятельности.

- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (птицам).

Сегодня мы узнаем: Кто такие птицы? Чем они отличаются от других животных?


Слайд К нам на урок пришел муравей Вопросик.


Слайд

Он приглашает нас в лес на прогулку. Представьте себе, что мы очутились в лесу. Здесь так много интересного. Каких животных можно встретить в лесу? (зверей, насекомых, птиц).

ΙV. Мотивация учебной деятельности.

- Послушайте рассказ муравья Вопросика и постарайтесь запомнить животных, которых увидел он в лесу. Слайд


«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку.

- Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы - подумал Муравей.

-Чтобы увидеть животных, о которых говорил Муравей, нам необходимо открыть учебник на стр. 36. Рассмотрите животных. Действительно ли все они птицы?

- А вы как думаете, ребята? (Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое).


( Если дети не знают, учитель сообщает: Это белка-летяга.) Птица ли она? А летучая мышь — птица?

V. Работа по теме урока.

1. Выявление существенного признака птиц. Работа по учебнику.

Давайте поможем муравью Вопросику найти основное отличие птиц от других животных?

- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо.

- Посмотрите на птиц, которые изображены на доске. Найдите их общий признак. (перья).

- Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, кто такие птицы? (Это животные, …..)

Слайд (Животные, тело которых покрыто перьями).


- Давайте посмотрим, такой ли вывод подсказывает нам Мудрая Черепаха. (в учебнике на стр. 37).

Значит, курица – птица, у неё тело покрыто перьями и есть крылья, а у остальных животных перьев нет.)

Каких птиц вы знаете?

2. Знакомство со строением тела птицы.

- Мудрая Черепаха предлагает нам познакомиться со строением птицы. (учебник, стр. 36).

- Рассмотрите строение птицы на примере голубя. Назовите основные части тела. Давайте познакомимся со строением птицы. Рассмотрите рисунок. Слайд.


-Какую птицу вы узнали?

Давайте рассмотрим части тела птицы.

Тело (туловище)

Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.

-А форма тела вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.

Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

У птицы 2 ноги. Нужны они не только для того, чтобы ходить. Ногами птицы хватают, гребут,защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка (см. муляж утки - модель предмета в натуральную величину) между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.

Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Самый большой нос- у пеликана, а самый маленький – у ласточки. Без клюва птица – как мы без рук.

А вы когда – нибудь задумывались, почему у птиц разные клювы?

Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые.

- А сейчас я проверю как вы запомнили все части тела птицы. Я буду показывать, а вы хором называть (голова, тело, крылья, хвост, ноги, клюв, шея) (Муляж утки )

- Посмотрите на доску. Кто это? Ласточка и сова- это птицы? (Да.) Докажите свой ответ. (Тело ласточки и совы покрыто перьями, значит, они птицы.)

Физкультминутка: Утка раненько проснулась,

Утка раненько проснулась,

Повернулась влево, вправо,

К речке быстро побежала,

и на воду с шумом села.

- Мы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?


- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в ученых. Мы будем исследовать, наблюдать, размышлять, делают выводы). Этим мы сейчас и займемся.

- Давайте сравним перья. одинаковые по размеру, по форме, окраска. (Нет) Но у есть что-то общее- это одинаковое строение)

У вас на столах ( в обложке учебника ) лежат разные перья.

- Каждое перо имеет стержень. Найдите его. Почему эту часть пера так называют? (Похожа на стержень ручки, которой мы сейчас пользуемся.)


Для чего птицам нужны большие перья? И называют их полётными.

Маленькие пёрышки - они мягкие, пуховые перья. Для чего птицам нужны пуховые перья? (они помогают птицам сохранять тепло).

- Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (Они очень легкие).

- Почему перья легкие? Что у них внутри? (пустота). Посмотрим и убедимся. Да, перо полое, внутри пусто.

- Обмакните перо в стакан с водой. Что с ним случилось? Намокло ли оно? (Перо осталось сухим, вода скатилась капелькой). Водоплавающие птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Значит, перья защищают птицу от воды и сырости. - Обратите внимание на изображение пера и чернильницы. Слайд.


Почему они нарисованы рядом? Раньше перья использовали вместо ручек, писали чернилами.

Вывод по практической работе:

- Итак, мы выяснили, что тело птицы – покрыто перья. Перья имеют одинаковое строение, потому, что у них есть стержень. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.

- С наступлением зимы, когда выпадает снег, птицам не так холодно , греют перья, а голодно. Как мы можем им помочь? ( Сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.)


VI. Расширение представлений детей о многообразии мира птиц.

Посмотрите на картинку в учебнике и назовите птиц (с.37). Опишите одну из птиц по плану (в учебнике).

Всего более 8 тыс. видов птиц.

Назовите самую маленькую птицу ?( Колибри) Слайд


-Мы много говорили о голубе. Каждый день мы видим эту птицу.

-Что интересного знаете о голубях? ( В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии. Белый голубь считается символом любви, добра, мира.)

Есть птицы, которые не умеют летать? Где живут?


Пингвины - самые холодостойкие птицы. Живут в Антарктиде, на Южном полюсе, там также холодно, как на Северном полюсе. Эти птицы не умеют летать и не строят гнёзда. Их крылья больше похожи на ласты, а перья на чешую. Ходят неуклюже, а вот плавают и ныряют изумительно (со скоростью до 40 км/ч) Питаются рыбой, рачками, моллюсками.


Загадка: Без рук, без топорёнка построена избёнка. ( Гнездо) .

В какое время года птицы строят себе гнёзда и выводят птенцов?( Весной, в начале лета).


А клёст выводит птенцов зимой. Он питается семенами шишек хвойных деревьев, они созревают зимой.

А где птицы могут соорудить себе гнездо ? ( на дереве, в кустах, в расщелинах скал, в углублениях в земле, на земле)

Показ гнезда птицы.

Гнездо у многих птиц напоминает собой сплетённую корзинку.

Кукушка не строит гнезда, она подбрасывает яйца в чужие гнёзда.


/data/files/c1514820468.pptx (Презентация к уроку окр.мира в 1 классе "Кто такие птицы?")

-Наше путешествие подходит к концу.

С какой группой животных вы сегодня познакомились? ( С птицами)

Как отличить птиц от других животных? ( Их тело покрыто перьями).

Прочитайте вывод в учебнике.Совпадает ли он с вашими наблюдениями?

Расскажите о строении птиц.

Посмотрите на нижний рисунок на странице 37. На чём летит Муравьишка?

Может ли он летать без дельтоплана? Почему?

- Что нового вы для себя открыли?

- Продолжи предложение … Я сегодня узнал…

День окончен трудовой,
Нам пора идти домой.
Дружно на прощание

Скажем: “До свидания!”


Венценосный журавль

Старинная африканская легенда гласит, что однажды великий вождь, заблудившись во время охоты, обратился за помощью к различным животным, встречавшимся на его пути. Он просил зебру , антилопу и слона вывести его туда, где находилось его племя.

Однако все они отказали вождю, напомнив ему, как он безжалостно охотился на них и их детенышей. И когда старый вождь уже потерял всякую надежду, он увидел стаю журавлей, которые и показали ему дорогу в деревню.

В знак благодарности вождь приказал кузнецу выковать каждой птице по золотой короне. Спустя несколько дней журавли вернулись и рассказали, что другие звери из зависти сорвали и растоптали их короны. Тогда мудрый вождь призвал колдуна, который прикоснулся к голове каждой птицы, и на голове у нее выросла корона из золотых перьев. Так появился венценосный журавль ( лат. Balearica pavonina) – самый миниатюрный из пятнадцати видов журавлей и единственный, кто проводит ночь на ветвях деревьев.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта урока

Тип урока : открытие новых знаний.

Цель: знакомство с птицами как представителями животного мира.

Задачи урока (для учителя):

  1. Создать проблемную ситуацию для мотивации обучающихся к учебной деятельности.
  2. Способствовать применению в ходе выполнения упражнений, новых знаний о птицах.
  3. Организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.

Планируемые результаты обучающихся:

Предметные:

· рассматривать и сравнивать наглядный материал (иллюстрации на экране, раздаточный материал (перья птиц);

· приводить примеры птиц;

· называть главный признак птиц;

· узнают строение птиц.

Метапредметные:

регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;
  • Освоение начальных форм познавательной рефлексии
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке .

познавательные:

  • находить в учебнике ин­формацию о птицах;
  • формирование умений отличать птиц от других животных ;

коммуникативные:

· строить монологические высказывания;

· Формирование умения слушать собеседника и вести диалог;

  • работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).

Личностные:

  • проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • понимать различия птиц от других животных.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные, метапредметные (универсальные учебные

I . Мотивация к учебной деятельности

Приветствие и начало урока окружающего мира.

– Подумайте, что нам пригодится для успешной работы?

(Внимание, знания, наблюдательность, смекалка, умение слушать и слышать.)

На предыдущих уроках Вы познакомились с некоторыми группами животных. Давайте вспомним, с какими группами животных мы познакомились? (насекомые и рыбы)

- Каких насекомых вы знаете?

Ответы детей.

- Каких рыб вы знаете?

Ответы детей.

- Ребята, от Муравьишки вопросника пришло письмо.

(Учитель достаёт из конверта письмо и читает:

- Давайте мы с вами послушаем, что же услышал Муравьишка.

- Ребята, кого же Муравьишка услышал в лесу?

Ответы детей.

-Кто такие птицы?

Ответы детей.

Муравьишка встретил в лесу бабочку. Он решил, что если бабочка умеет летать, значит, она птица. Прав ли Муравьишка?

Ответы детей.

Ответы детей.

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.

Ответы детей.

-Прочитайте тему урока в учебнике на с. 36.

Ответы детей.

-Прочитайте, какие учебные задачи поставим перед собой.

Ответы детей.

проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;

коммуникативные:

формирование умения слушать собеседника и вести диалог;

коммуникативные:

строить монологические высказывания;

регулятивные:

понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

2. Открытие нового знания

- Вспомните, каких птиц вы знаете.

(Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда говорят названия птиц. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд назвавший больше птиц.)

- Молодцы! Сколько птиц назвали!

- А как можно отличить птиц от других животных?

Ответы детей .

2. Работа по учебнику.

- Рассмотрите верхний рисунок на с. 36. Каких животных вы узнали?

Ответы детей .

- Что общего у всех этих животных?

Ответы детей .

- Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисованных животных относится к птицам?

Ответы детей .

- Но ведь курица летает плохо, а её учёные (впрочем, как и вы) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц? Тогда что? Рассмотрите других птиц на плакате. Найдите общий признак всех птиц.

Ответы детей .

- Каких же животных мы будем называть птицами?

Ответы детей .

3. Работа в парах.

- Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с. 36 и познакомиться со строением птицы. Нам поможет слайд презентации. Работу проведём в парах. Один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части птицы на доске (слайд презентации) затем дети меняются ролями.

- Чем же покрыто тело птицы?

Ответы детей .

- Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.

- У разных птиц – разный клюв. Посмотрите на слайд презентации.

Учитель говорит о значении клюва.

- Клюв птицы – это её рот. Правда, иногда клюв называют носом, но это неверно. Носовые отверстия у птиц находятся у основания клюва. Какой только формы и величины не бывают клювы у птиц! Длинные и короткие, узкие и широкие, прямые и кривые, острые и тупые, крепкие и слабые. Самый большой нос - у пеликана, а самый маленький – у ласточки. Без носа птица – как мы без рук.

- У птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку. Обычно на птичьей ноге четыре пальца.

- Крылья поднимают птицу в воздух. Крыло по своему строению напоминает руку. Она тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ти.

4. Практическая работа. Работа в парах.

Посмотрите на слайд презентации. Перед вами перья различных птиц.

– Чем различаются эти перья?

Ответы детей .

- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.

- А ещё у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.

- Что случится, если сейчас подует ветерок?

Ответы детей .

- Разрежьте перо. Что вы видите внутри?

Ответы детей .

- Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень лёгкие.

- Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо?

Ответы детей .

- Какой вывод из этого следует?

Ответы детей .

- Подумайте, для чего птицам нужны большие перья.

Ответы детей .

- Для чего же нужны маленькие пёрышки?

Ответы детей .

- Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями?

Ответы детей .

- Что можно сказать об окраске перьев?

Ответы детей .

5. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (с. 25, №1) и сообщают о результатах своей работы.)

6. Работа по учебнику.

- Рассмотрите птиц на верхнем рисунке в учебнике на с. 37. Вспомните их названия. Если вы затрудняетесь, можно открыть с. 90 и проверить себя. (атлас-определитель)

- А все ли птицы умеют летать?

И летать не летает…

И за что же тогда

Его птицей считают? (страус)

Скажи-ка мне, какой чудак

И днём и ночью носит фрак? (Пингвин)

- Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему?

Ответы детей .

Появляется на слайде изображение страуса.

- Страусы не умеют летать, но у них длинные и сильные ноги, на которых они бегают также быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц. Страус - самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов.

Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развивающая: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

- воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

- обучающая: сформировать у детей представление о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; познакомить со строением пера птиц.

Планируемые результаты:

- личностные: воспитывать бережное отношение к природе; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; творческий потенциал учащихся, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости; коммуникативные функции (умение работать в паре, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; оценивать свою работу и работу пары. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться добывать информацию из иллюстраций; использовать жизненный опыт; развивать умение извлекать фактическую информацию; учиться выстраивать проблемный диалог, коллективное решение проблемных вопросов, развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, слушать и понимать речь других; оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

- предметные: познакомить с отличительными признаками птиц, научить определять основной признак птиц, сформировать базовый уровень умения характеризовать птиц, особенности их внешнего вида, среды обитания.

Материально-техническое обеспечение:

Оценить 378 2


Технологическая карта урока окружающий мир по ФГОС в 1 классе

Класс:1

Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.

Задачи:

а) определять принадлежность птиц к своей группе;

б) выделять существенные признаки природных объектов;

в) практическому исследованию предметов.

2) Развивать: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения, внимания, мышления

3)Воспитывать доброту, ответственность, чувство заботы и любви к природе.

научатся: узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану;

получать возможность научиться исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):

действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя;

Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):

использовать различные способы поиска (в справочных источниках и дополнительной литературе, и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация по родовидовым признакам;

Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

Прозвенел для нас звонок.

Мы за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Мы – хороший дружный класс

Все получится у нас!

Проверяют свою подготовку к уроку.

Самоопределение, смыслообразование, формирование эмоционального настроя на урок.(Л)

Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем.(К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала (Р).

II . Актуализация знаний

Проводит беседу, читает письмо, подводит к теме урока.

– Ребята, к нам на урок пришло письмо от Муравьишки Вопросика.

Дорогие первоклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! Послушайте голоса обитателей зеленого дома и догадайтесь,какой будет тема нашего урока?

– Кто может назвать тему урока?

– Кто думает так же?

– Голоса каких птиц вы узнали?

– Вас заинтересовала эта тема?

– Давайте побольше узнаем о птица, научимся их описывать по плану.

Слушают письмо, прослушивают голоса птиц и формулируют тему урока, отвечают на вопросы.

осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах и их отличительных признаках (П)

осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов о животных) (Л)

III . Изучение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

Демонстрирует и комментирует слайды презентации.

– Вы согласны с его предположением?

– Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать общий существенный признак птиц, который отличает их от других животных.

– Все птицы умеют летать? Какие не умеют? Значит, умение летать – это не главный признак для птиц.

– Посмотрим на их тело. Кто догадался? – Чем оно покрыто?
– Птицы – это группа животных…(тело которых покрыто перьями).

Вот какой признак главный для всех птиц!

Физкультминутка

– Муравей Вопросик очень хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать.

– Давайте попробуем вместе полететь как птицы.

Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем…

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы стоим?

Работа по материалам учебника (с.36)

Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

– Давайте познакомимся со строением птицы, ведь оно имеет свои особенности и отличает их от других групп животных.

– Откройте учебник на стр. 36.

– На примере голубя опишем строение птицы. Какие части тела можно выделить? Форма птицы вам ничего не напоминает? (Птица похожа на самолет.) Такая форма тела помогает ей летать.

Птичий носэто еще и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные. Кто объяснит почему? (пища разная)

У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые.

У тех, кто клюет зернотолстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнезда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица, как мыбез рук.

У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног тоже разная. У водоплавающих птиц, таких как утка, между пальцамикожные перепонки. Они помогают им грести лапками, будто вёслами.

Крыльяподнимают птицу в воздух. Форма и длина перьев тоже разная. Крыло по строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в 2 местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

Всё тело птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов.

Перьяэто одежда птиц.

– Каких птиц вы еще видите на рисунке? (гусей) Какой части тела у них не видно? Почему? (гуси прижимают лапки к телу, когда летят)

– Гуси, голуби – это птицы?

– Прочитайте слова Мудрой Черепахи по учебнику. Она права?

– Проверим ваши знания частей тела у птиц. Кто выйдет к доске и правильно покажет все части тела у птицы?

Практическая работа в паре.

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания, повторяет правила работы в паре.

– Поработаем в паре, проявляя друг к другу доброжелательность, терпимость.

– Мы рассказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?

– Давайте превратимся в учёных (надевают халаты). Чем они занимаются? (исследуют, наблюдают, размышляют, делают выводы)

– Для исследования разложены на партах разные перья.

Зарисуйте их в раб.тетрадь (стр.25). Сравните их. Чем различаются? Чем похожи? (размер, форма, окраска – одинаковое строение)

– Каждое перо имеет стержень. Найдите его. Почему эта часть пера имеет такое название? (Похожа на стержень ручки, которой мы пользуемся.)

– У пера есть бородки. Найдите их. Обратите внимание, как бородки соединены друг с другом у больших и малых перьев. Аккуратно разъедините бородки. (У больших перьев есть маленькие крючочки, у маленьких – нет.) Большие перья называются полётными.

Маленькие перышки – мягкие, пуховые перья. Они сохраняют тепло.

– Положите перо на ладонь.

– Что происходит? (Оно полетело, очень легкое.) Почему перья легкие? Что внутри? Возьмите на парте ножницы и отрежьте кончик стержня. Да, перо полое, внутри пусто.

– Обмакните перо в стакан с водой. Что происходит? Намокло? (Перо осталось сухим, вода скатилась капелькой.)

Птицы смазывают свои перья жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Они защищают птицу от воды и сырости.

– Какой вывод из опытов с пером можно сделать? (Тело птицы – хитроумно устроенный летательный аппарат, важную роль в нём играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.)

Отвечают на вопросы, просматривают презентацию, рассуждают и делают вывод о главном признаке для всех птиц

Проводит физкультминутку. Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания.

Рассматривают строение птицы, отвечают на вопросы, 2-3 уч-ка показывают части тела птицы у доски (

Выполняет практическую работу в паре.

извлечение необходимой информации из просмотренной презентации (П)

дополнение и расширение имеющихся знаний (Л)

осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе – определителе (П) анализируют объект, выделяют главное(Л)

принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения(К)
действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя(Р)

слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; вступают в коллективное учебное сотрудничество(К)

IV . Первичное закрепление знаний

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Конкурс на лучшего знатока птиц.

Загадки:

Известная персона. Так кто же я?

И зимой найдут приют:

Не боюсь совсем простуды

С первым снегом – тут как тут!

Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

3.Красный берет, черный жилет.

Все время стучу, деревья долблю,

Но их не калечу, а только лечу.

(см. приложение с загадками)

– Разделим всех разгаданных птиц на 2 группы: зимующие и перелётные. Победителями стали…

- Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг.

И улетают на зиму

На теплый добрый юг.

– Как называются такие птицы? (перелётные)

- Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

– Как называются такие птицы? (зимующие)

рассматривают иллюстрации в рабочей тетради, извлекают из них нужную информацию, отвечают на вопросы (П)

принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения(К)

проявляют интерес к новому учебному материалу(Л)

V.Итоги урока. Рефлексия

Цельэтапа: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Проводит беседу по вопросам:

– С какой группой животных сегодня познакомились?

– Назовите основной признак птиц.

– Приведите примеры перелётных и зимующих птиц.

– Материал урока был для вас познавательным и интересным?

– Что нового вы узнали о птицах?

Знатоками птиц стали…(Награждение медальками за урок)

Отвечают на вопросы.

понимают значение знаний для человека и принимают его (Л)

VI .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

– Выберите птичку такого цвета, какой была ваша работа на уроке. Затем прикрепите её на нашей кормушке.

Зелёная птичка – отлично работал, всё получалось.

Жёлтая – хорошо работал, что-то не получилось, как хотелось бы.

Красная – плохо работал, мало успел выполнить.
Спасибо всем за урок!

Читайте также: