Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте в доу

Обновлено: 04.07.2024

Авторы: Вольф Марина Александровна, Ганова Ирина Леонидовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №28
Населённый пункт: город Осинники, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности организации театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование

Особенности организации театрализованной деятельности детей

младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенностью театрализованной деятельности дошкольников является

то, что она не появляется сама по себе. В ее осуществлении огромную роль

играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Театрализованная

воспитательную и развивающую функцию. Поэтому она не должна сводиться

только к подготовке выступлений детей.

способствует выполнению следующих целей:

развитие интереса к театрализованной деятельности;

создание атмосферы творчества;

социально-эмоциональное развитие детей.

О.В. Акулова отмечает, что реализация данных целей требует учета

основных принципов театрализованной деятельности:

1.Важнейшим принципом является принцип специфичности

данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный)

и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между

собой, основу которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской

зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

следующие задачи

создавать условия для развития творческой активности детей в

средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.;

устройством театра, театральными жанрами, с разными видами

обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами

деятельности в едином педагогическом процессе.

Содержание театрализованной деятельности направлено на:

обогащение познавательного и эмоционального опыта;

понимание детьми отдельных средств выразительности;

устранение внутренней скованности детей, раскрепощение.

М а х а н е в а

в ы д е л я е т

в содержании

деятельности дошкольников следующее:

спектаклей и беседы по ним;

подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

(вербальной и невербальной);

отдельные упражнения в целях социально-эмоционального развития

Методы организации театрализованной деятельности:

- Выявление желания играть

- Замечания и помощь в ходе

- Похвала, беседа в ходе игры

х уд о ж е с т в е н н ы х

- Беседа, рассказ воспитателя

- Работа с родителями (ст. гр.)

Условия возникновения театрализованной деятельности:

- Интерес, игровые умения;

- Знание художественного произведения;

Косвенные методы организации театрализованной деятельности:

- Чтение художественного произведения на занятии, беседа по его

наглядными образами, подсказывают элементы костюмов, декораций).

- Просмотр диафильмов, видеофильмов (среда обитания).

- Повторное чтение художественного произведения в свободное время,

чтение по ролям, пересказ своими словами, разбор интонаций, жестов, позы,

удивления, радости и др.

- Прослушивание произведения в аудиозаписи, просмотр различных

видов театра (особенно кукольного).

- Изготовление атрибутов к игре (привлечение родителей).

- Занятия по рисованию, лепке, аппликации на тему художественного

произведения (лучше коллективные).

младшего дошкольного возраста:

поиграть в эту игру, кто не желает – пусть посмотрит или поиграет не мешая

Б) с желающими детьми проводят беседу, в которой выясняют, знают

дополнительные роли, если детей больше чем количество героев; выясняют

материал (песни и др.); определяется место размещения декораций.

В) распределяются роли

участвует в игре, подсказывает детям слова, выход, (при повторении – слова

ведущего можно поручить ребенку).

котором отмечаются успехи детей, средства выразительности, с помощью

которых ребенку удалось передать характер героя.

Л.В. Артемова выделяет формы театрализованной деятельности:

включают в себя:

I. Настольные театрализованные игры:

настольный театр игрушек.

В этом театре используются самые

разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного

и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается,

главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и

не создавали помех при передвижении;

быть двухсторонними, так как неизбежны повороты.

II. Стендовые театрализованные игры:

помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Данный вид игры

удобно использовать для игр типа путешествий. По ходу поездки

ведущий переворачивает листы стенд-книжки;

фланелеграф. Картинки показываются на экране. Удерживает их

сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона

теневой театр. Используется экран из полупрозрачной бумаги,

яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи

отбрасывают тени на экран.

Игры-драматизации включают в себя:

пальчиками. Ребенок надевает на пальцы

атрибуты и действует за персонажа, изображение которого у него

игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы

скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят

сами дети, т.е. момент загадочности исчез, то водящие могут

выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать

кого-либо за руку, вовлекать в игру и т.д.;

р а з ы г р ы в а н и е

предварительной подготовки. Это самая сложная, но интересная

игра, которая сближается с сюжетно-ролевой игрой. К этой игре

детей готовят все предыдущие виды игр, она требует подготовки.

Занятие по театрализованной деятельности в основном строится по

введение в тему, создание эмоционального настроения;

театрализованная деятельность в разных формах, где каждый ребенок

имеет возможность реализовать и развить свой творческий потенциал;

Организация театрализованной деятельности младших дошкольников

включает в себя следующие этапы:

Подготовительный

осуществляется введение в тему, создание эмоционального настроя детей.

привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало

спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

дошкольников воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о том, как

театрализованной деятельности осуществляется обогащение познавательного

и эмоционального опыта по теме и идеи произведения для театрализации.

При чтении сказки, сценария, важно сохранить полностью авторский текст,

не искажать его. Р.И. Жуковская рекомендовала преподносить детям текст

артистичность, сколько искренность чувств педагога. Чем меньше ребенок,

тем более определенно, акцентировано должно быть чтение.

педагог выясняет понимание детьми не только содержания произведения, но

и отдельных средств выразительности. Следует подчеркнуть: чем полнее и

театрализованной игры, поэтому при чтении нужно широко использовать

При повторном чтении нужно вовлекать детей в несложный анализ

содержания, подводить их к осознанию мотивов поступков персонажей.

детьми не только его содержания, но и отдельных средств выразительности.

спросить у детей: «Какое настроение было у хозяйки вначале стихотворения?

чтении нужно широко использовать комплекс средств выразительности.

Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и

как он чувствует, слушая произведение, на что направлены его переживания,

насколько они глубоки и серьезны.

Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать

представлять образы героев можно использовать проблемные ситуации типа

встают три задачи:

понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены

его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

2. Второй этап – обучение детей средствам выразительности. Он

невербальной, интонационной и языковой выразительности. Создание образа

– задача сложная для дошкольника, поэтому необходима специальная работа.

Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов

познавательном и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной

рассматривание разных видов наглядности и т.д. С целью раскрепощения и

состояние передается детям при помощи словесной и музыкальной (мелодия

использовать фрагменты из сказок. Например, детям предлагают попроситься

воспитатель спрашивает, кто больше похож по голосу и манерам на данных

персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному

из детей разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за

словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа,

голос и привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что в этих

фантазии при имитации движений.

Представляют интерес этюды, в которых дети под музыку выполняют

способности, без которых театрализованная деятельность лишена красок и

Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со

каждую роль. Например: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что

мечтает? Что он хочет сказать?

развивать у детей умения передвигать одну и более игрушек по игровому

полю; на развитие умений звукоподражания, озвучивания персонажей сказки,

разыгрывание диалога с другими персонажами.

Примеры ситуаций игрового взаимодействия.

колобок встретил волка и т.д.). для этого предлагается набор мелких игрушек,

декорации к плоскостному театру и т.д.

создать похожую ситуацию с помощью предложенных игрушек.

предлагается из мелких игрушек и декораций для настольного театра создать

знакомую ситуацию и привести в действие двух и более героев («Катится

различные звуки (пение птиц, лай собаки, мяуканье кошки, шелест листвы,

героев, используя реплики и ответы.

3.Третий этап связан с творчеством ребенка в различных видах

собственно театрализованная игра, в которой и воспитатель, и каждый

младшем дошкольном возрасте малыши живо интересуются играми с куклой,

способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например,

портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми. Например,

воспитатель показывает детям куклу:

К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати?

(Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на

ножках? (Туфельки) Давайте попросим Катю поплясать: «Катя,

умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут)

куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и

песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в

отдельных игрушек и кукол, воспитатель передает палитру переживаний

через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все

слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по

действие должно быть непродолжительным. Этот этап направлен на развитие

умений разыгрывать небольшой знакомый сюжет, включающий одного – двух

Примеры ситуаций игрового взаимодействия.

1. разыгрывание бытовых и сказочных ситуаций. создание

сюжета ведётся на основе словесного источника (использование строчек из

реплики, объясняет действия. Разговор за разных героев ведётся разными

Ситуация 2. Дать ребёнку кубик и попросить покатать его, как машину.

Если задание вызывает трудности, выполнить совместно с ребёнком (взять

театрализованной игры, при которой каждый ребенок имеет возможность

приемы. М. Маханева советует использовать следующие из них:

выбор детьми роли по желанию

назначение на главные роли наиболее робких и застенчивых детей

распределение ролей по карточкам

проигрывание ролей в парах.

проблемы: что делать, если ролей не хватает на всех детей и кто будет играть

подгрупповая организация занятий и парное проигрывание ролей. Кроме

дополнительные роли. Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных

отрицательных персонажей, а исполнять их самому воспитателю с помощью

Заключительный

эмоциональное

Заключительный этап игры представляет собой обмен мнений, обсуждение,

воспоминание о проведенной игре. Большое удовольствие детям доставляет

просмотр видеозаписи, фотографий. Результаты участия в театрализованной

игре могут найти свое отражение в изобразительной деятельности детей, в

частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию,

изобразительной деятельности, занятиям по развитию речи и т.д.), а также

запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и

ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы во всех формах

театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей,

содержания занятий. Продолжительность каждого занятия в младшей группе

Согласно особенностям организации театрализованной деятельности

детей младшего дошкольного возраста, эффективность занятий во многом

развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития

самообразования. При проектировании предметно-пространственной среды,

обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать

следующие особенности детей младшего дошкольного возраста:

индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

особенности его эмоционально-личностного развития;

индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

возрастные и поло-ролевые особенности.

кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки, театральные

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной

театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована

зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрацию к спектаклю и т.д. Учет

индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития

требует проектирования своеобразных зон приватности – специальных мест,

любимую игрушку, украшение, какой- либо костюм – то, что он может

использовать в театрализованной деятельности.

персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.

театральный залы, гримерная, комната сказок, в которых могут проводиться

праздники и развлечения.

Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных

Так, например, в группе для детей 3-4 лет в данной зоне должен быть уголок

ряжания и игрушки-животные для театрализации знакомых сказок. и т.д. В

театрализованной деятельности должно отвечать интересам как мальчиков,

Четвертый – заключительный этап направлен на развитие умений

Примеры ситуаций игрового взаимодействия.

стихотворениям для детей 3-4 лет.

и рассказать знакомую сказку, используя набор мелких игрушек и предметов

– заменителей, а также плоскостного театра. Обращается внимание детей на

то, чтобы они использовали в обыгрывании сказки все те умения, которые

условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития

позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования

выразительности речи, интеллектуального и художественного воспитания,

эмоциональных открытий ребенка.

предметно-пространственной развивающей средой, которая является одним

из основных средств развития театрализованной деятельности детей.

Требования к содержанию и методам работы и обязанности педагога по

театрализованной деятельности (свободно и раскрепощенно держаться при

главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми

трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях);


Пришедший ребенок в детский сад, уже познавший частично окружающий мир, развивается дальше, и важно дальнейшее эффективное развитие, тренировка физических качеств, чувств, ума на каждом этапе развития ребенка. Это развитие может быть успешным при помощи деятельности воспитателя и одной из лучших и увлекательных направлений работы педагога может стать театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность есть возможность решить многие педагогические вопросы, связанные с познанием мира, который окружает и пугает ребенка. Важно отметить, что театрализация обладает коррекционными возможностями.

Итак, ребенку двух-, трехлетнего возраста нужно помочь научиться одеваться, умываться, ухаживать за собой, выполнять небольшие и несложные поручения; научиться общаться; узнать животный, предметный, растительный и другие миры. И здесь может помочь театрализованная деятельность и игры.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей, естественно, не стоит. Спектакль не получится на нужном уровне качества до тех пор, пока ребенок не научится проигрывать в нем каждый этап. Сначала воспитателю следует самому показывать спектакль детям, привлекая их к проговариванию его отдельных компонентов.

В процессе чтения стихотворных текстов нужно подключать детей к игре по возможности. Пусть они участвуют в диалоге, подключаются к сюжетной линии, имитируют голоса, движения, интонации персонажей игры. Затем — небольшие упражнения с ребятами. Лучше их проводить сразу после театрализованной игры. Дети пока еще в восторге от того, как воспитатель водил персонажей, говорил их голосами, действовал за них. Именно в это время стоит предложить малышу также поиграть.

Следующий этап — обработка эмоций: нужно попросить детей показать, как веселые матрешки хлопают в ладошки и танцуют (радость); как зайчик прыгнул за дерево, когда увидел лису (испуг).

Только после такой подготовки можно переходить к совместным инсценировкам. Выбор постановки зависит от возраста детей. Чем дети младше, тем спектакль должен быть проще. Лучше всего подходят русские народные сказки, а также авторские. Можно взять текст сказки целиком в оригинале и разыграть его слово в слово. [2]

Действующие лица. Ведущий, Петух, Собачка, Зайчик, Зеленая Краска, Желтая Краска, Синяя Краска, Красная Краска.

Ведущий. Нарисовал художник Петуха, а раскрасить забыл. Пошел Петух гулять, и все на дворе стали смеяться. Даже цыплята.

Петух. Почему они смеются надо мной? — спросил Петух Собачку.

Собачка. Ты же ходишь совсем нераскрашенный, как ненастоящий, посмотри-ка на себя.

Ведущий. Побежал Петух к луже, посмотрел в воду. И верно — Собачка правду говорит. Совсем расстроился петух.

Собачка. Не печалься — иди к Краскам, они тебе помогут.

Петух. Ку-ку-да? К краскам? Где их я найду?

Собачка. Я научу тебя, иди все прямо, прямо, никуда не сворачивай. Пойдешь через лес и придешь в сказку и там найдешь Краски!

Ведущий. И пошел Петушок Краски искать: все идет и идет темным, дремучим лесом и все прямо. И вдруг белого Зайца повстречал.

Зайчик. Сказка здесь везде кругом, а краски совсем рядом. Я сейчас у них был, краситься ходил.

Петух. Краситься? Да ты весь белый, не раскрашен, как и я!

Зайчик. Ну, нет, я летом был серый. А к зиме мы, зайцы, все в белый цвет красимся: чтобы Волк нас в снежных сугробах не нашел.

Ведущий. И показал белый Зайчик Петуху, где краски живут.

Зеленая Краска. Кто там?

Петух. Это я, петух.

Синяя Краска. Здравствуй, Петя — петушок, зачем пожаловал?

Петушок. Краски, краски, помогите мне!

Синяя краска. А я синяя, перышки на хвосте.

Зеленая краска. А я зеленая, раскрашу грудку.

Ведущий. Посмотрел Петушок в зеркало — себя не узнал! Такой стал красивый!

Петух. Спасибо, краски!

Ведущий. И веселый зашагал домой — все прямо, прямо. Поет на весь лес.

Ведущий. Вернулся Петух на знакомый двор.

Собачка. Теперь ты настоящий Петух.

Ведущий. Больше над Петухом никто не смеялся. Даже цыплята.

H:\фото к аттестации\IMG_4936.JPG

H:\фото к аттестации\IMG_4935.JPG

Рис. 2. Раскрашенный петух

Внедряя в образовательный процесс в ДОУ занятия театром, мы делаем жизнь детей содержательной и интересной, наполняем ее радостью творчества и яркими впечатлениями. А самое главное — дети получают в процессе театрализованной деятельности навыки, которые им необходимы в повседневной жизни. [2]

Основные термины (генерируются автоматически): Петух, театрализованная деятельность, ребенок, краска, ведущий, зеленая краска, синяя краска, театрализованная игра, детский сад, красная краска.

Похожие статьи

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое.

Тематический праздник для детей старшего дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): нотный стан, художник, нотка, мольберт, Краска, родитель, игра, ребенок - карандаши, танец карандашей, друг.

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное средство развития музыкальных способностей.

Краска дает младшим детям баночки с красками. Дети благодарят Красную краску за подарки.

Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих.

ребенок, творческая способность детей, краска, старший возраст, нетрадиционная техника рисования, моя работа, изобразительная деятельность, жидкая гуашь, детское творчество, детский сад.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через.

Участвуя в театрализованных играх, ребенок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь.

Театрализованное представление с элементами игры для детей.

Развивающая задача: развивать интерес к театрализованной деятельности, развитие эмоциональной

Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду. У-У-У (плачет). Бабушка

Куклы Маша и бабушка выходят из-за ширмы и проводят с детьми игру. Игра— знакомство.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

В детском саду дети имеют в своём распоряжении материалы (Бумагу, карандаши, разнообразные мелки и т. д.) до ста

Познакомившись со многими цветами, (6 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и 3 нейтральных: черный, серый, белый).

Значение и своеобразие театрализованной деятельности.

В детском саду, в воспитании дошкольников, в основном, осуществляется личностно — ориентированный подход, с помощью которого, педагоги развивают в детях индивидуальность, помогают им осознать себя как личность.

Развитие творческих способностей детей посредством интеграции.

ребенок, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, художественное слово, художественное произведение, художественная литература, детский сад.

Картотеки для развития детей раннего возраста

Картотеки для развития детей раннего возраста

Картотеки для развития детей раннего возраста запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

📗

"ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
для детей младшего дошкольного возраста

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребёнка. В таком важном деле как воспитание и развитие детей, наиболее эффективным инструментом является театрализация.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Я работаю в разновозрастной группе с детьми младшего возраста.

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и восприятия, как младший дошкольный.

В таком сложном и важном деле, как воспитание и развитие детей, наиболее эффективным инструментом является театрализация, так как в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребенка форме – игре.

Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми. Поэтому, нет ни одного детского сада, где не использовался бы этот вид деятельности.

Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Во время игры в театральной зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения.

Театрализованные игры способствуют развитию памяти, учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкий ребёнок станет более смелым и решительным, застенчивый – преодолеет неуверенность в себе.

С первыми театрализованными действиями малышей знакомлю очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Я использую разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Например, на прогулке, увидев воробышка, я говорю: "Посмотрите, какая ловкая и быстрая птичка. Прыгает вокруг нас, а близко не подходит, боится. Давайте мы ему улыбнемся, чтобы он нас не боялся. А теперь попрыгаем и полетаем как этот воробышек".

Постепенно игровые упражнения переходят в сюжетно-ролевую игру, в которой дети учатся общаться между собой, имитировать характерные особенности и голосовые интонации персонажей игры (Например: строгая медсестра, папа, играющий в компьютер, или постоянно занятая мама). Включаясь в игру, каждый ребенок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. На данном этапе происходит ознакомление с сюжетными игрушками: кукла Маша, Андрюшка, утенок Кря, Каркуша, заяц Степашка, Петрушка. Эти персонажи часто используются и в самостоятельной игровой деятельности, и в совместной деятельности для повышения интереса, активизации малышей, речевой активности, сюрпризных моментов. Дети очень любят слушать их, отвечать на вопросы, отгадывать загадки или рассказывать для куклы выученное стихотворение, петь песенки. Короткие инсценировки с участием любимых игрушек всегда нравятся малышам, дети с удовольствием манипулируют с ними. Подражая взрослым, в диалоге стараются изменить тон и интонации голоса.

Следующим этапом подготовки к театрализованной деятельности являются ежедневные мимические этюды с жестами. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей провожу специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые словесные этюды "Солнышко встает", "Солнышко садится", в которых эмоциональное состояние передается детям при помощи словесной (солнышко встает и солнышко садится) установки, побуждающей выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щеки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встает задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передается гамма самых разнообразных чувств. Этюды "Нам весело", "Нам грустно", "Мы сердимся", "Мы люби покушать" и др. включаются в утреннюю гимнастику, заменяют физминутки, малыши активно включаются в упражнения.

С театрализованными представлениями дети знакомятся при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра, как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, старших детей, где дети обязательно покупают билеты за игрушечные деньги.

В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, пальчиковый, настольный). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям младшего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула, и пищат за нее. При драматизации сказки "Теремок" имитируют соответствующие персонажам звуки (пи-пи, ква-ква и др.) Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. Очень важно само желание ребенка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребенка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

В моей группе организован уголок для театрализованных представлений, спектаклей. В нем отводится место для игр с пальчиковым, настольным театром, театром ложек.

В уголке располагаются:

-различные виды театров: бибабо, настольный и др. ;

-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски, вязаные шапочки.

Детям любого возраста не только интересно играть в театр, но и самим принимать активное участие в создании атрибутов для театра. Отлично подходит для этого настольный театр. Название этого вида театра говорит само за себя – игровая деятельность проходит на столе, декорации и персонажи у этого вида театра небольшого размера, чаще всего имеют бумажную основу. Ещё бывает магнитный или сделанный из природного материала, но я хочу остановиться именно на бумажном, так как этот материал отлично подходит для малышей, маленькие дети могут принять вполне посильное участие. И какого малышам осознавать, что не только взрослые тёти и дяди могут изготовить фигурки для настольного театра, но и они сами станут настоящими мастерами.

В итоге получатся замечательные фигурки для тетра, сделанные руками малышей, вернее в совместном творчестве с педагогом, но от этого не менее значимые для детей.

Малыши с интересом их рассматривают, узнают и показывают ту или иную сказку, что положительно влияет на развитие речи.

Включаю театрализованную игру во все виды деятельности (познавательную, художественно-эстетическую и т. д. ,т. е придерживаюсь принципа-УЧИТЬ-ИГРАЯ! Я считаю, что каждый ребёнок талантлив изначально, и чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей посредством театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в будущем.

В работе с родителями опиралась на следующие задачи:

- Донести до родителей важность темы о театрализованной деятельности детей;

- Выявить их заинтересованность в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия;

- Провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки по теме театра;

- Выступила на родительском собрании на тему: "Театрализованная деятельность в детском саду";

В процессе моей работы по театрализованной деятельности были получены следующие результаты:

1. Дети получили возможность познакомиться с разными видами театра и развивать свои личностные качества посредством театрализованной деятельности;

2. У детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками;

3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах, в связи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;

4. У родителей появился интерес к театру и совместной с детьми театрализованной деятельности;

Я надеюсь, что опыт моей работы будет полезен и интересен.

Читайте также: