Театр и музыка в доу как метод формирования выразительности речи

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

2.Понятие связной речи и ее значение для развития детей дошкольного возраста

3.Влияние театрально – игровой деятельности в развитии речи

4. Какие бывают детские театры?

6. Список литературы

1. Введение

Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей и привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).

Владение родным языком – это не только умение правильно выстроить предложение. Проблемы развития речи в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Марковой, М.И. Лисиной, С.Н. Карповой и др.

Ребенок должен научиться рассказывать: и не только назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, последовательности событий, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений. Для достижения связности речи необходимо уметь не только передать содержание текста, но и использовать необходимые для этого языковые средства: интонацию, логическое (фразовое) ударение (выделение наиболее важных, ключевых слов), подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения.

Развитию речи способствует специальная организация условий целенаправленного обучения детей разным видам художественной деятельности в их взаимосвязи. Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что развитие связной речи целесообразно в процессе театрализованной деятельности как наиболее точной и доступной модели проявления личности в речи.

Использование в развитии связной речи средств театральной деятельности предоставляет ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности – драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров.

Театральная деятельность связана с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование собственных эмоциональных состояний.

2. Понятие связной речи и ее значение для развития детей дошкольного возраста

Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми.

Воспитатель обязан обеспечить ребенку условия, в которых в полной мере удовлетворялась бы эта потребность. Знакомство человека с миром начинается с того, что он видит, что его окружает. Узнает все это ребенок тогда, когда называет словом. Следовательно, родной язык помогает ребенку осознать окружающий его мир таким, каков он есть: мир реальных вещей и явлений, существующих в связях и отношениях. Без участия речи ребенок не может осознать мир. Психология познания такова, что знания об окружающем мире входят в сознание человека в вербальной (словесной) форме.

Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и технологий, собственные речевые упражнения ребенка.

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника. Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С. Л. Рубинштейн. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью работы по развитию речи является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводит к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.По определению С. Л. Рубинштейна, связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.

  1. Влияние театрально – игровой деятельности в развитии речи.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения

Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить, как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.

Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

4. Какие бывают детские театры?

Прежде, чем начать знакомство с видами детских театров, разделим их на три крупные группы: верховые, настольные, напольные.

К верховым видам относятся:

Пальчиковый театр – миниатюрный театр для пальчиков. Персонажей легко сшить, связать, склеить самостоятельно. Они одеваются на пальчики, не занимают много места, рекомендуются для поездок на природу, море, в поезде, автомобиле, автобусе. Ширмой может послужить любая импровизированная поверхность из подручных средств: коробка, чемодан, мамина сумка, лист картона, книга и т. д. Пальчиковый театр прекрасно развивает мелкую моторику, участвует в координации движения всей кисти, стимулирует мозговую деятельность и проявление фантазии.

Театр би-ба-бо представляет собой кукольный театр, персонажи которого имеют полое тельце и надеваются на всю кисть. При этом в процессе спектакля рука актера управляет героями, и они могут совершать простые движения: кланяться, шевелить руками, немного поворачиваться, изображать испуг, удивление, радость. Такой вид детского театра часто используют в своей деятельности психологи, логопеды, педагоги. Когда ребенок управляет таким персонажем, то он мысленно отождествляет себя с героем и действует за него.

Театр на гапите – это кукольный театр, полые тельца персонажей которого закреплены на специальных палочках – гапитах. Эти палочки можно устанавливать на поверхности в специальные отверстия либо держать в руке. Но движения кукол, по сравнению с персонажами би-ба-бо, ограничены.

Театр тростевых кукол отличается тем, что к движущимся конечностям персонажей прикреплены специальные тонкие трости, с помощью которых актер управляет куклой. Маленьким детям сначала трудно управлять сказочным героем, но, немного потренировавшись, малыши с удовольствием превращаются в артистов.

Театр ложек – один из простых самодельных театров. За основу берутся ложки: деревянные, пластмассовые, одноразовые, на которых рисуются рожицы и крепятся нехитрые украшения. Дети обожают принимать участие в создании таких кукольно-ложечных персонажей: обычно их создание не требует много времени и не вызывает творческих сложностей.

К настольным видам театра относятся:

Теневой театр – для его создания потребуется экран, яркий источник света, бумажные декорации и фигурки. Дети обожают теневые спектакли, но руководить главными героями малышам сложно. Да и взрослым понадобится немного тренировки и сноровки. Для детей театр теней – это в большей степени зрительное представление. Как вариант, можно предложить ребенку управлять простым персонажем и (или) озвучивать кого-нибудь.

Театр на фланелеграфе, его разновидностью могут послужить магнитные фигурки. Как правило, это плоский театр, а его герои располагаются (лежат) на какой-либо поверхности. Фланелеграф может быть выполнен из фланели или из обычного листа бумаги, разрисованного под любую декорацию. Либо это может быть магнитная доска, которую ставят у стены, а персонажи с магнитиками при этом не падают и не соскальзывают. Рекомендуется для развития координации движения, пространственно-плоскостного мышления, фантазии.

Плоскостно-нарисованный театр отличается от театра на фланелеграфе тем, что плоские фигурки не лежат на игровой плоскости, а стоят на ней. Персонажей можно вырезать из любого детского журнала или нарисовать самостоятельно, а потом закрепить на картонной подставочке. Этот вид театра также не занимает много места и с ним можно играть, например, в вагоне поезда.

Предметный театр можно назвать обычным игрушечным театром, а в качестве персонажей используются либо театральные стандартные наборы, либо привычные игрушки из коллекции ребенка. Театр этот обычно располагается на столе, в организации декораций участвуют кубики, конструктор, коробочки, самодельные ширмы.

К напольным видам театра относятся:

Театр марионеток – куклы-персонажи большие по размерам, их напольным передвижением занимается опытный кукловод с помощью ваги. Марионеток можно назвать старшими братьями и сестрами тростевых кукол, но они, как правило, более яркие, объемные, сложны в управлении.

Театр ростовых кукол. Роль персонажей выполняют сами актеры, которые надевают специальный театральный костюм. Ростовые куклы используются не только в театрах, но и анимационных коротких представлениях, на бизнес-презентациях, тематических детских и взрослых вечерах.

5. Заключение

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность-один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театралшизованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

6. Список литературы:

2. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3.Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.

4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи: Учеб. -метод. пособие. - М.: Соц. - полит. журн. ,

Игра – это ведущая деятельность ребёнка, но мы часто забываем это. Ребёнок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека. И поэтому задача педагога – так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжёлой работой.

Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость, недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с ОНР.

Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой не затухающий интерес, растущий в геометрической прогрессии. Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию.

Театрализованная деятельность и сама сказка, по моему мнению, наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно. Роль сказки неоценима: она развивает речь ребёнка, благоприятно влияет на интеллектуальное, психическое, эмоциональное, эстетическое развитие; развивает память, внимание, творческий потенциал, воображение.

Главной целью театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика, психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речь (монолог, диалог, творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей : разыгрывание стихов, сказок, рассказов, минисценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, терминологии); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Все знают, что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна, что она является неотъемлемой частью логопедической работы, но хочется добавить, что артикуляционная гимнастика – это поле для полёта фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звуков, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения данных целей можно использовать сказочные сюжеты. Так как дети лучше усваивают информацию, представляемую в игровой форме, лучше не заниматься, а играть с язычком: действия аналогичны, но мотивация совсем иная. Артикуляционная гимнастика легче всего воплощается в театральных формах (покажи, как волк скалит клыки, как дышит собачка, высунув широкий язычок). Так же мы можем использовать различные сюжеты, игрушки, картинки. В этом мне помогает дидактическая кукла царевна –лягушка. Языком лягушки можно управлять, демонстрировать артикуляционные уклады, движения (если у ребёнка не получается какое-то упражнение выполнять языком, оно не получается и рукой. И если вначале научить его делать это упражнение рукой, вставленной в рот игрушки, то выполнять его языком ребёнку становится легче).

При воспитании у детей фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза используется театральная кукла Петрушка, которая звенит при движении. Логопед надевает Петрушку на руку ребёнку и даёт различные здания на развитие фонематического слуха или звукового анализа

При работе над дифференциацией звуков используются театральные этюды.

Ребёнок берё т в руки двух персонажей: в левую – жука, в правую – муху и говорит за персонажей только отдельными звуками, в данном случае (ж) и (з)

Логопед: летела муха

Ребё нок: зззззззз

Логопед: а навстречу жук

Разговор мухи и жука может продолжаться долго, логопед сочиняет разные диалоги, а ребёнок слушает внимательно и озвучивает дифференцируемыми звуками.

- интонационную выразительность (мелодику, темп, ритм, тембр, логическое ударение;

- мимику, жесты, позу говорящего.

Используя театрализованную деятельность, я провожу упражнения для развития интонационной выразительности речи, диапазона голоса:

В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолёт. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком (а) или (у). Голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз.

Приближение и удаление различных предметов (медведь ревёт, то приближается, то удаляется и др.). Произнести изучаемый звук с различной интонацией (звук (о) со страхом, с удивлением, с вопросом, радостно, грустно и др.).

Дети надевают маски разных животных (лисички, медведя, волка) и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

Ткёт ткач ткани на платок Тане.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

От топота копыт пыль по полю летит.

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса

Чудо лесенкой шагаю, высоту я набирая:

Шаг на горы, шаг на тучи…

А подъём всё выше, круче…

Не робею, петь хочу, прямо к солнцу я лечу!

Развитие речевого дыхания :

Логопед предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребёнок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать её огонёк. Воздух выдыхается упругой и плавной струёй через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

На уровне рта ребёнка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься, вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щёк (повторить 3-5 раз).

Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5. В дальнейшем упражнение усложняется: счёт на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

Логоритмика это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые нарушения. Комплекс задач основан на выполнении различных речевых упражнений с использованием слов, движений, музыки.

Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Комбинируя это, получаются полезные, интересные задачи. Классические виды занятий по логопедической ритмике состоят из ходьбы, марша, дыхательных, танцевальных упражнений.

Логоритмические упражнения для дыхательного аппарата укрепляют и сердечно-сосудистую систему. Выполнение этих заданий способствуют укреплению диафрагмального дыхания, тренируют продолжительность вдоха и выдоха.

Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у малышей развивается сила, выразительность голоса.

Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать такты. Движения подбирают из классического и народного танца, где могут быть задействованы руки и ноги малыша.

Разнообразные речевые задания могут быть в сопровождении музыки, тогда малыш должен научиться произносить строки в соответствии с музыкальным тактом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи.

Логоритмика формирует и развивает :

• музыкальный, тембровый, динамический слух;

• движения в пространстве;

• мелкую, общую моторику, мимику;

• навык правильного употребления звуков в разных формах;

• согласование типа музыки ее с движениями, понимание ритма.

Цель и задачи логоритмики объединяют в себя работу по коррекции речевых нарушений, двигательной моторики и психологические методы развития.

Пау - паучина, паутину сшил

Вдруг закапал дождик

Вот и солнце встало

Пау – паучина трудится опять.

Вьюшки-вьюшки - вьюшки вью

Приколачиваю, заколачиваю – кап.

Упражнения для эмоционального развития, для развития мимики (съешьте кислый лимон - дети морщатся, рассердитесь на драчуна – дети сдвигают брови, встретьте знакомую девочку – дети улыбаются, испугайтесь забияки – дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот); жестов (покажите высокого мальчика, низенького, маленького комарика, большого медведя, покажите направления – там, вверх, вниз, вокруг; разных людей – я, ты, мы).

Развитие пантомимики (расцвели, как цветы, завяли, как травка, полетим, как птицы, идёт медведь по лесу, крадётся волк за зайцем).

Психогимнастика на материале любой лексической темы (ты козлёнок, заблудившийся в лесу, показать будто снимаете горячую кастрюлю с огня и обожглись, разбили любимую чашку, как лось важно ходит по лесу, белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы).

Коррекционно-развивающие игры на :

- развитие памяти с расширением словарного запаса (какая бывает коза… по кругу подобрать и запомнить определения);

- слуховое восприятие (узнай по описанию героя сказки, здесь что-то не так – небылицы);

- грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);

- звуко-слоговую структуру (прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса);

- воображение ( в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы: продолжи красиво… капельки росы сверкают на солнце, как);

- развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, театр теней, пальчиковый);

- развитие лексики (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря).

На логопедических занятиях можно использовать различные виды театра – настольный, теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В театральных играх дети могут создавать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Так, использование сказки в коррекционной работе с детьми помогает развитию их речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка.

На логопедических занятиях я широко использую игры на шумовых инструментах. Про ритмические ряды и моторное планирование

ряды учимся выкладывать в следующем порядке:

1-1 (ложка-вилка; синий камушек- черный камушек);

1-1-1 (ложка- вилка- нож);

2-1 (ложка-ложка-вилка);

1-2 (ложка- вилка- вилка);

Самый простой вариант- выложить ряд по горизонтали- т. е. ребенок выкладывает свой ряд под Вашим.

Самый сложный вариант- по кругу.

Для усложнения задачи, подключаем моторную (двигательную) программу. Говорить и совершать целенаправленные действия одновременно - очень непростая задача для малыша! Моторное планирование- выполнение нового, непривычного для ребёнка действия.

Музыкально-театрализованные игры как средство развития речи детей

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Пьянзина Мария Михайловна

Населенный пункт: Республика Мордовия, с. Старое Шайгово

Проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

Наилучшие условия для развития выразительности речи создаются на театрализованных занятиях, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста , а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии , связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что занятия с элементами театрализованных игр, развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Особенно ярко в театрализованных играх проявляется выразительность речи, детское творчество.

В методике развития выразительности речи можно выделить несколько групп методов .

Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов.

Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления .

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы –заучивание наизусть, пересказ.

Меньше распространен в дошкольных учреждениях метод рассказа воспитателя, хотя он должен иметь место и в группах раннего возраста (рассказ без показа), и в дошкольных группах (рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых) .

В старших группах для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.

Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки –предмета и т. д.) .

Практические методы. Цель этих методов –обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) – универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным

текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки.

Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы на занятиях могут быть использованы методы трудового характера (черенкование, приготовление пищи). К практическим методам следует отнести разработанные С.В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием —это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.

Наиболее распространены следующие словесные приемы. Речевой образец -правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами—пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.

Повторение –преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Объяснение –раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этотприем в словарной работе, но он находит место и при решении других задач. Указания –разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

Словесное упражнение -многократное выполнение детьми

определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи -развернутое мотивированное суждение об ответе

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку,

предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.); более сложная категория - поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.). По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен.

При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы –показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др.—также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов:

-интригующая интонация голоса при вопросе,

-утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания,

-использование шутки при объяснении задания.

По их обучающей роли приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов подробно разработаны дошкольной педагогикой. Примерами прямых приемов обучения являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др.

Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Например, на занятии по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец рассказа, а другие -план, варианты плана, вопросы -будут дополнительными. На другом занятии ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным -коллективный разбор отдельного пункта плана и т. д..

Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов).

Таким образом, существует множество способов и методов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения и логопедические техники, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступных и понятных методов для детей.

Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение участников мастер-класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста.

МАСТЕР-КЛАСС

Подготовила:

Проскурякова М.З.

Константинова М.С.

Обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста.

1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

3. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов

4. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.

В результате работы на мастер-классе участники:

• Узнают формы организации театрализованной деятельности в ДОУ.

• Познакомятся с разными видами театра

• Научатся применять полученные знания в практической работе с детьми.

- Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? нет или Да?

-Пришли вы на мастер-класс,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я понимаю вас господа

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (нет или Да)

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Театр-это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее…

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду приоритетней всех остальных. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

Формы организации театрализованной деятельности могут быть различными - это

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

Более подробно формы организации театрализованной деятельности описаны в памятках

В дошкольном образовании для достижения той или иной педагогической цели используются разнообразные виды театрализованных игр.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые диалоги на основе текста;

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер", управляет "артистами"

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду. В режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражаний.

Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической практике предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:

театр живой куклы.

В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды. Все виды театров мы представили на нашей выставке, подробнее с ними вы сможете ознакомится в конце нашей встречи.

А сейчас , приглашаем Вас за кулисы театра

– Как вы думаете, какое упражнение наиболее важно в работе над речью с детьми? Конечно, если мы говорим о развитии речи, никак не обойтись без артикуляционной гимнастики.

Такие упражнения способствуют улучшению кровоснабжения, подвижности артикуляционных органов, а также укреплению мышечной системы щёк, губ и языка, постановке правильного произношения звуков.

- Давайте вместе немного поупражняемся и разогреем наш речевой аппарат.

Следующий приём, используемый для развития речи в театрализованной деятельности это дыхательная гимнастика .

Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз, нарушается плавность речи, дети недоговаривают слова и фразы произносят шёпотом.

Следующий прием –это развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя несколько направлений: темп речи (быстро-медленно), тембр речи (низкий-высокий), ритм речи, сила голоса (тихо-громко), логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово), эмоционально-смысловые оттенки речи. Главное назначение таких упражнений – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования речи ребенка.

К упражнениям, которые способствуют развитию речи в театрализованной деятельности относятся упражнения для работы над голосом, на развитие интонационной выразительности. Это могут быть как отдельно произнесённые слова, так и фразы или поговорки.

Передайте повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию.

Рано – рано выпал снег.

- Это снег? Не может быть!

На дворе? Не может быть!

На траве? Не может быть!

В октябре? Не может быть!

Неужели это снег?

Не поверил человек.

Одной из целей логопедической ритмики является развитие фонематического слуха

Вышла мышка как-то раз
Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали Бом!

Мышь скатилась кувырком!

Следующий прием- это упражнения на развитие выразительной мимики, жестов, элементы пантомимы.

Давайте представим, что мы артисты пантомимы. Вам нужно будет изобразить роль, а выбрать ее нам поможет вот этот кубик- веселый человечек

Покажите, как будто Вы снимали горячую кастрюлю с молоком с огня и обожглись.

Покажите, как дрожит осинка от ветра в осеннем лесу.

Представьте себя могучим дубом.

Представьте, что Вы – печальный снеговик под ярким весенним солнышком.

Покажите, как будто Вы разбили любимую чашку.

Ты цыпленок. Покажи, как живешь внутри яйца, а теперь ты разбиваешь скорлупу и вылупляешься. Помаши маленькими крылышками, расправь их. А теперь ты впервые увидел мир и очень удивился. Вот летит огромная птица, и ты испугался. А теперь цыпленок голоден и клюет зернышки.

Как падает снежинка.

Волк крадётся за зайцем – не поймал.

Кот на солнышке: жмурится, нежится.

Я мыл посуду и случайно уронил чашку

Как мама наряжается

Я пришивала пуговицу и случайно уколола палец

Я думаю, что все обдумали свои роли. Давайте встанем в круг, каждый выходит в центр, показывает с помощью пантомимы задание, а все остальные должны отгадать, что показал артист.

Итак после всей этой подготовки мы с вами подошли к самому сложному- театрализованному этюду.

Театрализованный этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем.

Представьте, что Мы с вами в костюмерной театра, здесь мы должны примерить театральные костюмы. Кто какой костюм наденет, отгадайте?

Ну, попробуй, отгадай-ка,

быстро руку поднимай-ка,

отгадаешь ты, загадку,

сразу попадёшь ты, в сказку. (Кто отгадает загадку, уходит за ширму и переодевается.)

1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).

2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).

3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).

4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).

5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса! Как зовут ее? (Лиса).

6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь).

7. Развесёлая игрушка, а зовут его ( Петрушка).

Ну а Петрушкой буду я ( переодевается)

А теперь друзья, давайте заглянем в самое сердце театра- его сцену. У нас много замечательных, талантливых, творческих воспитателей и я предлагаю им проявить свои е способности и на минуточку стать артистами. (Звучит сказочная музыка.)

Извещаем всех заранее!

Пора смотреть нам представление,

Всем на удивление!

Петрушка. Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. А как же называется она? Отгадайте – ка?

( обращается к зрителям)

Что за избушка это? ( ответы зрителей: Теремок)

Петрушка: Вот стоит наш Теремок, ( показывает на ширму)

Как красив он и высок!

Как дорогу перейдешь –

в Теремочек попадешь,

Новоселье ждет зверят,

в Терем все они спешат.

Мимо мышка пробегала.

Мышка: Познакомьтесь это - я,

домишко я себе ищу.

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка: А вот и лягушка прискакала.

Лягушка: Ква-ква я, друзья,

Звать Лягушкою меня!

По кочкам быстро я скачу,

Друзей себе найти хочу.

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка: По дорожке, угадай-ка,

Кто бежит к нам?

Увидал он Теремок,

И на месте скок-поскок!

Зайка: Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Хорошо им в Теремочке!

Так идут, бегут денечки…

По лесу Лиса гуляла,

Лиса. Что за терем-теремок?

Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка: Услыхал про то Медведь,

Пошёл терем поглядеть…

Идёт лесом, ковыляет,

Увидал он Теремок –

Стукнул по стене разок…

Медведь: Бурый я, Лесной Медведь!

Люблю громко я реветь!

Что за терем-теремок?

Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. Вышел в поле Петушок погулять,

Сладких зерен поискать.

Петушок: Что за терем-теремок?

Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Петрушка. Терем, правда так хорош!

Только в Терем не войдешь!

Петрушка: Ты оркестр собери.

Нам скорее покажи.

Петушок: Инструменты есть у нас,

Их скорей друзья берите

И свой номер покажите

В теремочке чудном нашем

Мы поем, танцуем, пляшем.( раздаёт муз. инструменты)

Ждем от вас аплодисментов,

Ну и прочих комплиментов.

Ведь артисты-то старались

Пусть слегка и растерялись.

Гостям в пояс поклонились,

Гости очень удивились.

Что этой сказочке конец,

А кто слушал — молодец!

По цветочку вы возьмите ( обращается к зрителям)

и артистам подарите.

Всем спасибо за внимание,

а артистам - До свидания.

Давайте подведем итог нашей встрече.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

По театральной традиции в конце каждого спектакля дарят артистам аплодисменты и цветы, но сегодня у нас будет импровизированный букет…. Из ваших пожеланий и мнений об увиденном и услышанном. У вас на столах лежать лепестки ромашки, запишите на них ваши мысли о проведенном мероприятии и прикрепите к серединкам которые находятся на стенде.

Читайте также: