Танцевально игровая деятельность в доу

Обновлено: 16.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие танцевально-игрового творчества.

Подготовила: Щетинина А.А.

ГМО муз. руководителей август 2016.

Дошкольное детство — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.)

Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей – это музыка. Один из ярких эмоциональных видов искусства. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

В наше время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.

Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С.Д. Рудневой, Л.С. Генераловой, Э.М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза.

Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятен взрослым, и детям. Основой, конечно, является музыка, т.к. это идеальный образец организованного движения и дает четкое представление между временем, пространством и движением. Современность и актуальность этого вида музыкального воспитания по сей день актуальна, и широко используется многими специалистами по музыкальному и физическому воспитанию. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано

музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Детское музыкальное творчество — важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах.

По мнению Гогоберидзе А. Г. особенности детского творчества заключаются в следующем:

во-первых, в относительной новизне продукта творчества. Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя. Это так называемая относительная или субъективная новизна детского творчества;

во-вторых, в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей. Это открытие себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе.

Танцевальное творчество можно условно разлить на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств и движений. Оно проявляется в умении комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумать простой танец.

Обычно творческие умения у детей проявляются к старшему дошкольному возрасту. Но формировать эти навыки необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность .

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте, т.к. именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.

Предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.

Проблема развития творческих способностей у детей состоит в необходимости продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Передо мной как педагогом встала проблема, какие методы, средства будут способствовать развитию творчества, умению импровизировать в танце у детей.

И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений, формированию музыкального вкуса и культуры детей, а также поиском новых методов и форм коррекционного воздействия. На первоначальном этапе мною были поставлены следующие цели и задачи.

Цель: Развитие музыкально-творческих способностей, с учетом возможностей каждого ребёнка, посредством музыкального движения.

Задачи музыкально-ритмического развития дошкольников можно сформулировать следующим образом:

- развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и творческие способности детей в процессе освоения ритмических движений;

- учить детей воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении;

- формировать и развивать двигательные навыки, ритмические способности детей на основе музыкального искусства.

Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенностью моей методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.

Принципы педагогического опыта:

1. Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;

2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.

3. Систематичности и последовательности.

Для полноценного физического совершенства мною соблюдается системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.

4. Доступности и индивидуализации

Движения для танцев, игр и этюдов, продумываются так, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.).

Планируя занятия, учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.

5. Наглядности - Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно–образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей). Моя работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов проводятся консультации по вопросам музыкального воспитания, практикумы, мастер-классы.

Взаимодействие с родителями.

Вся деятельность детей и педагога на музыкальном занятии по развитию танцевального творчества проходила через этапы.

1. Начальный этап. Установление контакта.

Основная задача начального этапа работы – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических способностей при помощи таких методов исследования как наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально-ритмической деятельности), диагностика сформированности музыкально-ритмической деятельности.

Получены следующие результаты:

На начало года: низкий уровень – 7 детей (30,4 %), средний уровень – 16 детей (69.6 %), высокий уровень – 0.

Эти игры способствуют развитию произвольного внимания, умению ориентироваться в пространстве, развитию индивидуальности, раскрепощению детей.

Также на занятиях и в музыкальных уголках в группах использую дидактические игры, направленной тематики:

Ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные.

Задача: изобразить движения, повадки и эмоции

Обучаю детей элементарным правилам танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят

друг друга за совместный танец.

2 Основной этап.

На этом этапе происходит работа над образом. Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями.

3 Этап (заключительный) - Анализ деятельности ребенка.

На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.

По результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

На конец года: низкий уровень -0 детей, средний уровень - 8 детей (34,8%), высокий уровень – 15 детей(65,2%).

В процессе прохождения всех выше перечисленных этапов происходит:
Развитие факторов креативности:

Фантазии;
Изобретательности;
Оригинальности;
Многовариантности.
Умение владеть телом (перевоплощение в образ, предмет, ориентировка в пространстве);
Умение находить музыку в себе (использование звучащих жестов);
Получать положительные эмоции, необходимые для полноценного творческого развития личности.

Опыт использования творческих заданий позволяет говорить о практической значимости, ценности, универсальности данной работы.

В реализации опыта использованы инновационные технологии:

1. Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.

2. Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.

3. Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на музыкальных занятиях.

3. Теоретическая база

4. Педагогическая идея

Формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством музыкально-ритмических движений.

5. Эффективность педагогического опыта

Инновационный педагогический опыт направлен на развитие музыкально-ритмических движений у детей, творческой фантазии в элементарном движении под музыку.

Музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкального произведения. Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Ведь именно творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования.

В процессе обучения я использую несколько методов:

Выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.
Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение.
Образный рассказ побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.
Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.

6. Результативность опыта

Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.
Организованная работа по развитию танцевального творчества помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д.

Наблюдения показали, что дети с удовольствием импровизируют в танце, показывают свою индивидуальность и отражают настроение героев. Я смогла побудить ребят к действию, а главное, к творчеству. Мне доставляет радость творить вместе с детьми, видеть, как меняет их танец. Я всеми силами души стараюсь, чтобы музыка танца распространялась, увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору.

Для музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара.
Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. Задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки.
Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не только музыкальных. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни. Занятия музыкой являются многосторонним процессом, в котором должны активно участвовать как педагог, так и его воспитанники. Для развития интереса к музыке у детей педагогу необходимо все время искать новые приемы, подходы к занятию, вовлекать в музыкальный процесс. Главное место в занятиях должно занимать развитие творческих способностей детей, а вместе с тем и интереса к музыке и культуре в целом.

Перспективы развития опыта

• Конкретное распределение музыкально-ритмических и танцевальных видов деятельности по циклам (разминки, тематические занятия, доминантные по импровизации) значительно совершенствует усвоение старшими дошкольниками практических умений и навыков в танцах.

• Предлагаемая система работы позволяет достаточно полно раскрыть индивидуальные творческие способности ребенка.

• Полученный багаж знаний, умений и навыков в области музыкально-ритмического и танцевального искусства позволит развить творческую инициативу, поддержать интерес ребенка к музыкальной деятельности, желание продолжать заниматься данным видом деятельности.

Заключение
Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

Литература

1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет)

2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.

3.Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.

4. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 68 с.

5. Кукловская, В. Г. Музыкально-ритмические движения в детском саду [Ноты] / В. Г. Кукловская. – Киев : Музычна украина, 1986. – 46 с.

6. Каплунова, И. Топ,топ, каблучок / И. Каплунова, И. Новосельцева, И. Алексеева. – СПб., 2000. – 86 с.

7. Михайлова, М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движенья. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям: учеб. пособие / М. А. Михайлова. – М. : Академия, 2001. – 68 с.

В стетье говорится о том, что движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

В практической части статьи приведены примеры игр на развите творческих способностей детей.

ВложениеРазмер
razvitie_tantsevalno-igrovogo_tvorchestva.doc 76 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

автор: музыкальный руководитель С.Ю. Ефремова

Развитие творческих способностей ребёнка было и остаётся одной из актуальных задач музыкального воспитания.

Основная цель – научить детей слышать любить и понимать музыку, чувствовать её красоту.

Учёные давно заметили, что творческие люди совсем по-другому живут и работают, становятся талантливее во многих других областях. А ведь главное богатство любой страны – именно талантливые люди!

Неважно, чем ребёнку придётся заниматься во взрослой жизни: лечить людей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить заводы. Главное – делать это творчески, то есть вдохновенно, с фантазией, любовью, выдумкой. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним обязательно будет интереснее. Конечно, все люди разные. Но в каждом человеке природа заложила свой дар. Кто-то замечательно рисует, кто-то хорошо поёт, сочиняет стихи, танцует. Несомненно, такой дар есть в каждом ребёнке. Может быть, он и не подозревает, какие богатства в нём скрыты. Творчество, словно золотой ключик, откроет их на радость всем нам. Задача взрослого – помочь ребёнку испытать ни с чем не сравнимое счастье творчества, а потом и сама жизнь предоставит ему множество ситуаций, где он проявит свою фантазию.

Музыкально-ритмические движения – благоприятная почва для становления и развития творчества детей. Движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

Движение под музыку это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:

  • все временные характеристики (начало и конец, темп, ритм);
  • динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
  • форма произведения и структура двигательной композиции.

Музыкально-ритмические движения являются универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

В процессе занятий танцевально-игровым творчеством развиваются:

  1. Способности.
  1. Музыкальные:
  • общие (способность восприятия музыки, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальная память, музыкальное воображение, музыкальное мышление)
  • специальные (координация движений, музыкально творческие)
  1. Художественные:
  • развитие восприятия художественного образа и импровизация его.
  1. Интеллектуальные:
  • побуждение ребёнка выбирать правильный ответ из двух предложенных в процессе элементарного моделирования танцев и т. п.
  1. Физические:
  • развитие координационных движений, точность, регулирование двигательной активности в соответствии с музыкой.
  1. Нравственная сфера ребёнка, ориентирование на общечеловеческие ценности.

Развитие способности к эмпатии – умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным-персонажам песен, музыкальных пьес и других произведений.

Воспитание любви к своей семье, родному дому.

  1. Познавательные процессы:
  1. Восприятие:
  • музыки, театра, поэзии
  • слуховое
  • зрительное
  1. Память:
  • побуждение к запоминанию (способы выполнения движений: основных, танцевальных).
  1. Воображение:
  • развитие музыкальных впечатлений и музыкально-двигательных представлений.
  1. Мышление:
  • побуждение к пониманию простых логических связей в процессе музыкально-дидактических игр.
  1. Речь:
  • развитие умения объяснить эмоционально-образное содержание музыкального произведения.
  1. Внимание:
  • развитие устойчивости и произвольности.
  1. Личностные новообразования:
  1. Подражательность:
  • содействие подражательности в передаче через движение действий животных, птиц и т. д.
  1. Инициативность.
  2. Самостоятельность:
  • побуждение к участию в свободных плясках, музыкально-игровых импровизациях.
  1. Креативность:
  • побуждение в игровых ситуациях к различным импровизациям (музыкально-игровым, танцевальным)
  • побуждение к элементарным творческим проявлениям своего впечатления у музыки в простейших эстетических суждениях, в несложных движениях под музыку.

Детей пятого года жизни целесообразно учить инсценированию несложных песен, музыкальных сказок, плясок. Для развития творческого потенциала необходимы определённые условия: умение детей выполнять различные движения, яркая атрибутика, которая вызывает желание проявлять творческую активность в различных ситуациях.

В целях его развития используются творческие задания, которые помогают детям продумывать комбинации танцевальных движений (Изобрази хитрую лису, сердитого волка, идущего медведя, и т. п.).

В программе написано, что в работе над движением уместно развивать детское творчество, для чего целесообразно использовать различные приёмы, такие, как: прослушать музыку, определить её характер, настроение и форму; наметить возможные варианты построения танца или игры; выполнить упражнение с воображаемым предметом; угадать, что показывают мальчик, девочка, или все дети; исполнить перепляс, выразительное движение персонажа; отобразить взаимоотношения персонажей в той или иной игре (спектакле), находящихся в эмоциональном состоянии (грустят, радуются и т. п.); самостоятельно придумать игру.

Для реализации этих задач необходимы следующие условия:

  1. Выполнение достаточного объёма двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребёнка.
  2. Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выполнения движений под музыку.
  3. Выбор оптимальной системы занятий.
  4. Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставленных задач.

Старшим дошкольникам можно предложить и более сложные задания, например пластические импровизации на классическую музыку. На этом этапе работы можно использовать следующие методические приёмы:

Взрослые только иногда включаются в движение, чтобы стимулировать активность детей. Как правило, такая необходимость возникает в связи с оформлением движений, придуманных детьми, в единую композицию, так как это задание ещё сложно для дошкольников.

Танцевально-игровое творчество у детей возможно только на базе развития музыкального слуха, творческого воображения, а также на основе свободного владения своим телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимание на технику их исполнения. Поэтому, чтобы достичь действительно художественной интерпретации музыкальных произведений в движении, необходимо большая и скрупулезная работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой технической работы также должен быть привлекательным, игровым и творческим.

Формы организации творческой деятельности детей:

  1. Создание игровых ситуаций.
  2. Создание сказочных сюжетных линий.
  3. Доминантные занятия для старших детей.
  4. Новые виды занятий: фольклорные (с младшей группы), занятия современной музыкой (со средней группы), занятия классической музыкой (со старшего возраста).

Для сочинения детьми своего танца на заданную музыку предлагаю условно-схематический рисунок (схема формы танца). Моделируем танцы на столе, фланелеграфе, на карточках, доске и т. д. Предлагаю детям самостоятельно придумать композицию танца или хоровода, выкладывая карточки с изображением фигур в определённой последовательности (или рисуя мелом на доске, ручкой на листе бумаги), соотнося свою модель со структурой музыки, удобством пространственных перестроений.

Проблема духовности в нашем обществе стоит очень остро, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве. Общество нуждается в активных творческих людях.

Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах? Как заставить душу трудиться? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни?

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство. И важная задача дошкольного учреждения - создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.

Детское творчество - это одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других

Важно не пропустить этот период в жизни ребенка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится развитию творческих способностей, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Именно в детском саду происходит первое знакомство детей с музыкально–игровым и танцевальным творчеством, их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.

Системность опыта

Цель: формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков, творческих способностей на основе музыкально – игрового творчества.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

  • формировать и развивать двигательные навыки, музыкальные и творческие способности детей на основе музыкального искусства;
  • учить детей воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении;
  • развивать творческое воображение, фантазию, способность к импровизации и самовыражению;
  • развивать нравственно-коммуникативные качества личности: воспитывать умение сопереживать людям и животным; формировать чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Ведущим видом деятельности в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста является игра. Она эмоциональна в силу особенностей содержания музыкального искусства, она побуждает к спонтанному творческому поведению, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей.

В музыкальных играх дети не только постигают особенности языка музыки: различают выразительные интонации, форму, смену настроений в произведении и отдельных его частях, фразах, учатся выделять жанровые признаки музыки, изобразительные моменты, но и приобретают исполнительские и творческие умения и навыки. В музыкально-игровой деятельности ребенок может свободно выражать свои эмоции, интересы, желания, в ней происходит творческая переработка пережитых ребенком впечатлений, их комбинирование, на основе чего возникает новый продукт, новая идея, новый образ.

Приобщая детей к творческой деятельности, формирую у них потребность самим создавать различные танцевальные и игровые миниатюры, этюды, мини-спектакли, интересные аранжировки песен. В результате этого у детей рождаются и развиваются такие важные качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.

Музыкально-игровое творчество - это умение находить способы воплощения музыкально-игрового образа как самостоятельно, так и при помощи взрослых

Опыт работы показал, что участие детей в творческой деятельности позволил им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческих способностей детей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, раскованнее.

Работу по развитию творчества дошкольников провожу в рамках музыкальных занятий и индивидуально. Индивидуальная работа необходима с одаренными детьми; солистами, с детьми, не усвоившими пройденный материал.

На начальном этапе детям очень сложно установить контакт друг с другом, поэтому я использую танцы и игры на развитие коммуникативных способностей: "Найди себе пару", "Чей кружок быстрее соберется" и др. Эти игры способствуют развитию произвольного внимания, умению ориентироваться в пространстве, развитию индивидуальности и раскрепощению детей.

Игровым творчеством занимаемся во всех видах музыкальной деятельности. Во время пения дети ищут выразительные движения, стараясь жестами и мимикой передать вокальный образ:

  • Русская народная мелодия "Пошла, млада за водой"
  • Русская народная мелодия "Жил-был у бабушки серенький колик"
  • Русская народная мелодия "Ой, вставала я ранешенько"
  • Русская народная мелодия "Жили у бабуси"
  • "Пестрый колпачок" муз. В. Струве,
  • "Музыкальное настроение" муз. Н. Базылевой,
  • Русская народная мелодия "Бай-качи, качи"
  • Русская народная мелодия "Шел козел по лесу"
  • "Про козлика" муз. Г. Струве и др.

После слушания музыкальных произведений, побуждаю к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей животных, птиц и зверей, выраженных в музыке:

  • "Голодная кошка и сытый кот" муз. В. Салманова
  • "Пляска птиц" муз. Н. Римского-Корсакова
  • "Пудель и птичка" муз. Ф. Лемарка и др.
  • Передать характерные черты в развитии музыкально-игрового образа в соответствии с характером музыки:
  • "Болезнь куклы" муз. П.И. Чайковского
  • "Клоуны" муз. Д. Кабалевского
  • "Баба Яга" муз. П.И. Чайковского
  • "Танец дикарей" муз. Есинао Нака
  • "Вальс игрушек" муз. Ю. Ефимова и др.

В развитии выразительности движений большое внимание уделяю работе над образом, побуждаю проявлять оригинальность и самостоятельность в творчестве: "Погладим кошечку", "Медведи", "Змейка", "Свободная пляска", "Танцуй как я", "Великаны и гномы", с этой же целью использую инсценировки игр и хороводов, таких как "Хороводная – огородная", "Как на тоненький ледок", "Плетень", "Сапожники и клиенты", "Передача платочка" муз. Т. Ломовой и др.

Искусство танца - великолепное средство воспитания и развития маленького человека, которое является синтезом эстетического и физического развития детей. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым.

Творческие задания в танцах начинаю с простых импровизаций, различных переплясов и двигательных игр для детей. Опыт показывает, что лучше использовать пьесы, написанные в двухчастной форме. Предлагаю детям и более сложные задания: часть танца придумываю я, вторую часть – дети. "Главное – всегда очень внимательно слушать музыку, она обязательно подскажет, какое движение выбрать: меняется мелодия – меняется движение, повторяется звучание – можно повторить и движение".

Важно запомнить, что двигательная импровизация возможна только на основе свободного владения своим телом, т.е. тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения.

Групповые этюды такие как:

  • "Листопад"
  • "Закружила осень золотая"
  • "Вальс снежных хлопьев"
  • "Заколдованный лес"
  • "Лягушки" муз. Ю. Слонова
  • "Бабочки и цветы" П.И. Чайковского
  • "Вальс цветов" муз. П.И. Чайковского

В индивидуальном этюде ребенок выполняет игровые действия самостоятельно, без показа педагога. Он сам находит соответствующие движения, помогающие эмоционально передать игровой образ сюжета. Индивидуально-творческий этюд позволяет увидеть степень развития ребенка, его творческие способности, избежать заимствований.

Индивидуальные этюды:

  • "Снежинка" муз. А. Стоянова
  • "Первый подснежник" муз. П.И. Чайковского
  • "Сонный котенок" муз. Б. Берлина
  • "Солнечный зайчик" муз. В. Голикова
  • "Кошечка заболела" муз. В. Витлина
  • "Солнышко встало" муз. Д. Штейбельта

Показателем правильности такой системы в работе с дошкольниками считаю, доминирование эмоций радости, интереса и увлеченности к фантазированию, способности быть самим собой, преобладание образного восприятия мира, способности воплощать свои замыслы непосредственно в творчестве.

Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения детей, использую дополнительные атрибуты: листья, снежинки, легкие цветные и однотонные шарфики, ленты, цветы из гофрированной бумаги, султанчики, бабочки. Различные шапочки, колпачки, игрушки, костюмы и т.д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции. ("Вальс осенних листьев", "Снежная карусель", Хор рук "Бабочки и цветы" и др.)

Результат развития творческих способностей дети показывают на различных праздниках: танец с осенними листьями "Осенины", вальс снежных хлопьев, танец снежинок и этюд "Заколдованный лес", "Здравствуй елка", миниатюра "Подснежник", "Пришла весна", этюд "Бабочки и цветы", "Праздник цветов" и др, досугах и встречах с родителями: "Коляда", "Веселая Масленица", "Как у наших у ворот", "К нам гости пришли".

Доступность опыта

Опытом своей работы по теме "Развитие танцевально-игрового творчества детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности", делюсь с коллегами: провожу открытые просмотры НОД, различные досуговые мероприятия, выступаю на семинарах, принимаю участие в педсоветах, провожу мастер-классы, презентую свои материалы на сайтах в сети интернет.

Мальчик и девочки в народных костюмах

Искусство танца с древних времён было художественным способом осмыслить представления человека о мире, отношениях с природой. Выразительные возможности хореографии столь обширны, что они активно используются и в детском саду, в том числе и для удовлетворения потребности малышей в двигательной активности. Однако проведение танцевальных занятий требует от педагога знания основ теоретического и практического характера.

Цели и задачи проведения танцевальных занятий в детском саду

Миссия организации занятий танцами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и заключается в следующем:

  • проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
  • формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
  • создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
  • воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Если цели проведения танцевальных занятий едины для всех групп в детском саду, то задачи, призванные их реализовать, имеют некоторые отличия, что связано с особенностями возрастного развития дошкольников.

Дети танцуют на выпускном утреннике

Танцевальные занятия помогают раскрыть творческий потенциал малышей

Таблица: задачи проведения танцевальных занятий в ДОУ

Дети стоят с поднятыми руками вокруг девочки в оранжевой пелерине

На танцевальных занятиях дети разучивают групповые хореографические композиции

Виды танцевальных занятий в детском саду

В ДОУ практикуются следующие виды танцевальных занятий:

  • ритмика (ритмическая гимнастика) — система музыкально-ритмических занятий, призванная научить детей двигаться под музыку, владеть своим телом, а также развивать внимание, память;
  • ритмопластика — вид оздоровительной гимнастики, основанный на элементах гимнастики и хореографии, призванный комплексно воздействовать на группы мышц детей с целью развития чувства ритма и раскрытия пластических способностей;
  • хореография — занятия, направленные на сценическое представление танца через планомерное разучивание танцевальных движений.

Танцевальные занятия в системе работы ДОУ

В практике работы детских садов проведение танцевальных занятий осуществляется по определённой системе: хореография организуется отдельным занятием, ритмопластика чаще всего является частью музыкальных занятий, а ритмика обычно отдаётся на откуп работы кружка. Занятия хореографией и ритмопластикой проводятся 1–2 раза в неделю в зависимости от распределения часов остальных курсов. На кружковую деятельность по ритмике также отводится 1–2 урока в неделю.

Танцевальные занятия проводятся педагогом дополнительного образования, имеющим соответственную квалификацию, то есть хореографом или инструктором по физкультуре. Занятия по ритмопластике также может проводить музыкальный руководитель.

Дети выполняют движения вместе с хореографом

Обычно танцевальные занятия в ДОУ проводит хореограф

Какие упражнения практикуются на танцевальных занятиях в ДОУ

Можно сказать, на танцевальных занятиях дети вовлекаются в выполнение тех же упражнений, что и на уроках физкультуры с акцентом на выполнение танцевальных движений. В целом же, набор заданий будет таким:

  • общеразвивающие упражнения (обычно для разогрева мышц);
  • элементы партерной гимнастики (упражнений, которые выполняются лёжа, сидя под разными углами);
  • экзерсисы — задания на развитие пластики тела и культуры движений (освоение позиций для ног, рук, принятых в профессиональной среде танцоров);
  • танцевальные движения;
  • игры (с элементами музыкальных, подвижных, сюжетно-ролевых);
  • упражнения на релаксацию.

Виды танцевальных движений для дошкольников

Танцевальные движения (шаги) в детском саду отрабатываются последовательно: от простых, похожих на физкультурные упражнения, к сложным, почти цельным танцам. Рассмотрим основные движения:

  • приставной шаг, который предваряет изучение галопа, выполняется вперёд, назад, влево и вправо с носка, на носках (один шаг — полтакта музыкальной фразы размера 2/4);
  • галоп (скользящее движение ноги вперёд, влево или вправо, слегка согнув ноги в коленях, с толчком и отрывом от пола);
  • переменный шаг предваряет изучение движений польки, состоит из приставного шага и движения ногой, стоящей впереди;
  • шаг польки или переменный шаг в виде лёгких прыжков вперёд, назад и с поворотом на 360 градусов (музыкальный размер также 2/4);
  • русский переменный шаг — замедленные плавные переменные шаги;
  • вальсовый шаг — вперёд, назад, влево, вправо с поворотом кругом (музыкальный размер ¾);
  • шаг мазурки под вальсовый музыкальный размер делится на мужской (1 скользящий шаг и 2 подскока) и женский (1 скользящий и 2 маленьких шажка левой и правой ножками), движения выполняются только вперёд.

Четыре девочки выполняют танцевальное движение

На хореографических занятиях малыши разучивают классический набор танцевальных шагов

Приёмы работы на танцевальных занятиях в детском саду

Разрабатывая танцевальные занятия, педагог использует 4 группы приёмов.

Словесные приёмы

Речь является связующим звеном между движениями и музыкой.

Объяснение

Загадки и стихотворения

Обычно этот приём используется для мотивации малышей: в начале занятия для ознакомления с темой. На танцевальном занятии загадки могут выступать иллюстрациями к музыкально-пространственным упражнениям для разминки. Так, задание на отработку крадущегося, осторожного шага в подготовительной группе я описываю загадкой про лису:

  • Что за хитрая плутовка?
    Рыжая головка,
    Хвост пушистый — краса!
    Кто же это? (Лиса).

А разминочные прыжки можно сопроводить загадкой про зайца:

  • Серенький, пушистый,
    Лесной побегайка,
    Прыгает, резвится
    Наш весёлый… (Зайка).

Дети со взрослыми в костюмах водят хоровод

Разгадывание загадок может совмещаться с хороводным танцем

В своей практике рифмовки я использую для презентации тем, связанных с изучением истории этого вида искусства, например, при рассмотрении вопросов о танцах народов мира с детьми средней группы:

  • У всех народов танцы есть,
    В мире танцев нам не счесть!
    Танго, ча-ча-ча, гопак,
    И лезгинка, и трепак.
    В танце кружатся народы,
    Дружно водят хороводы,
    Мы не можем больше ждать,
    Тоже будем танцевать.

Это интересно. Трепак — быстрая русская пляска в двудольном размере, уходящая корнями в историю Древней Руси. Трепак построен на комбинации дробных шагов, притопываний и присядке с выбрасыванием ног.

Беседа

Чтение

Наглядные приёмы

Безусловно, пальма первенства в этой группе отдана демонстрации, то есть презентации движений педагогом. Причём не только на этапе знакомства с упражнением, но и на стадии повторения.

Девочки стоят у балетного станка

Педагог обязательно показывает воспитанникам, как именно выполнять то или иное движение

Кроме того, наглядность на занятиях может осуществляться через:

Реквизит для танцевальных занятий

Важными элементами наглядности на танцевальных занятиях являются атрибуты:

  • погремушки (для младших дошкольников);
  • султанчики, мячики (для отработки движений руками);
  • ленты (для выполнения движений художественной гимнастики);
  • элементы костюмов (папахи, веночки, сапожки и пр. для создания антуража национальных танцев).

Практические приёмы

Творческое задание может быть итогом изучения темы

Игровые приёмы

Учебно-воспитательный потенциал игр для дошкольников просто огромен. На танцевальных занятиях используются в основном музыкальные подвижные игры с элементами театрализации, что объединяется понятием этюда.

Таблица: игры на танцевальных занятиях в детском саду

  • нахмуриться, как тучка на небе, как злой человек;
  • устать, как мама после работы, как муравей, который притащил огромную муху в муравейник и пр.
  • ураган;
  • грибной дождик;
  • ливень;
  • жару.

Это интересно. В современных детских садах активно практикуются упражнения-игры, разработанные Габриеллой Рот — танцовщицей, философом, преподавателем, пропагандировавшей медитативные техники в танце.

Игротанцы (танцы-игры)

Дети танцуют с султанчиками

Игротанец может проводиться в качестве физкультпаузы

Картотека тем танцевальных занятий

Тематика танцевальных занятий соотносится с темами, рассматриваемыми в ходе осуществления образовательного процесса в разных возрастных группах, и отображается в календарно-тематическом плане конкретного вида танцевальных занятий.

С тематикой занятий и примером составления календарно-тематического планирования по ритмопластике в средней, старшей и подготовительной группах можно ознакомиться в работе музыкального руководителя Нижельской Г.А.

Занятия хореографией с самыми младшими дошкольниками носят характер ознакомления с основными танцевальными движениями, что отражено в плане танцевальных занятий для первой младшей группы. В перспективном плане хореографа Е. Шешуковой представлены темы занятий хореографией во второй младшей группе.В комплексе с разработкой учебной программы курса даётся календарно-тематический план по хореографии для детей 4–5 лет и 5–7 лет.

Это интересно. Занятия хореографией в первой младшей группе организуются с октября, так как сентябрь является месяцем активной адаптации малышей к детскому саду.

Дети танцуют в костюмах мухоморов

Темы танцевальных занятий сочетаются с общей тематикой образовательного процесса, например, постановка танца мухоморов на празднике осени

Кружковая работа по ритмике в детском саду

Кружок является формой организации детей на основании их интересов и предпочтений, а также пожеланий мам и пап относительно расширения представлений дошкольников в той или иной образовательной области. Кружок по ритмике призван помочь детям не только научиться определять меру своих возможностей и сил, но и подготовить организм к овладению более сложными движениями. В связи с этим особенно востребованной организация кружка оказывается в младшем дошкольном возрасте. Занятия проводятся 2 раза в неделю, но их хронометраж в сравнении с принятыми временными рамками для непосредственной образовательной деятельности (НОД) может быть в среднем на 5 минут длиннее (например, если в младшей группе урок длится 15 минут, то занятие кружка может занимать 20 минут). Ознакомиться с образцом рабочей программы кружка по ритмике, тематикой занятий для младшей группы можно здесь.

Как провести танцевальное занятие в ДОУ

Этапы разработки задач танцевального занятия вписываются в 3 этапа.

Таблица: содержание и хронометраж этапов проведения танцевальных занятий

  • на построение и перестроение;
  • отработка танцевальных шагов;
  • общеразвивающие упражнения;
  • музыкально-подвижные игры.
  • Разучивание новых танцевальных движений;
  • связывание их с уже знакомыми.

Это интересно. Музыкально-подвижная игра может включаться в заключительный этап, а не в начальный.

Две девочки тянут ножки на ковре

Общефизические упражнения являются обязательной частью вводного этапа занятия

  • Чух-чух, пыхчу,
    Пыхчу, ворчу,
    Стоять на месте не хочу.
    Садись быстрее, прокачу!




29 сентября, 2014 admin


В музыкальном развитии дошкольников, кроме песенного и инструментального творчества, различают т анцевально-игровое творчество .

Для развития творческих способностей дошкольники, прежде всего, должны накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения , а для этого нужно много двигаться, добиваться навыка исполнения. Этот этап работы можно рассматривать как интенсивный тренинг.

Одно и то же по-разному
Цель: развивать умение оправдывать и объяснять свое поведение, свои действия нафантазированными причинами, предлагаемыми обстоятельствами, развивать воображение, веру, фантазию.
Ход: детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек идет, сидит, бежит, слушает и т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается.
Дети делятся на 2-3 творческие группы, каждая получает определенное задание.
1 — сидеть. Варианты: сидеть у телевизора, в цирке, в кабинете у зубного врача и т.д.
2 — идти. Варианты: идти по дороге, а вокруг лужи и грязь, по горячему песку, по узкому мостику, по горной тропинке.
3 — бежать. Бежать, опаздывая в театр, от злой собаки, попав под дождь и т.д.

Превращения предмета.
Цель: развивать сообразительность, воображение и фантазию.
Ход: предмет кладется на стул в центре круга или передается от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение.
Варианты:
1. карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, зубная щетка
2. маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, цыпленок, колобок
3. записная книжка — зеркальце, мыло, шоколадка, обувная щетка.

Игры с воображаемыми предметами.
Король
Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход : на роль короля выбирается ребенок. Остальные — работники, они договариваются между собой, что будут делать, на какую работу наниматься. Подходят к королю.
— Здравствуй, король! — Здравствуйте! — Нужны вам работники? — А что вы умеете делать? — А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят, стирают, вышивают, поливают цветы и т.д.
Король должен отгадать. Если он сделает это правильно, то догоняет детей. Первый пойманный ребенок становится королем.

День рождения
Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях.
Ход: выбирается ребенок, который приглашает детей на день рождения. Гости приходят и приносят воображаемые подарки. Именинник (и другие гости) отгадывают.

Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем .
Можно предложить следующие задания: мыть руки, рисовать, стирать платок, укачивать куклу и т.д., а также выполнять парные и коллективные задания: играть в мяч, тянуть канат, передавать вазу с фруктами.
Темы должны быть близки и понятны детям — Ссора, Встреча, Знакомство, Угощение, Разговор по телефону и т.д.

Сочиняя этюд, дети должны дать ответы на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, почему, когда, зачем.
Можно предложить этюды на основные эмоции: Грусть, Гнев, Радость, Удивле-ние, Страх. Можно на пять органов чувств: Слух, Зрение, Обоняние, Осязание, Вкус. Например, попробовать на вкус горькое лекарство, конфету; ощутить запах краски, готовящегося пирога.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Читайте также: